№ | Наименование мероприятий | Механизмы реализации | Источники финансирования | Сроки исполнения | Ответственные исполнители |
I. Совершенствование нормативно-правовой базы сферы обучения детей с особыми образовательными потребностями | |||||
Развитие системы инклюзивного образования в общеобразовательных учреждениях, в частности: разработка и утверждение Положения об инклюзивном обучении детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учреждениях; разработка и утверждение Перечня медицинских показаний, предоставляющих возможность направления детей с особыми образовательными потребностями в общие средние и профессиональные образовательные учреждения, в которых внедрена система инклюзивного образования; совершенствование системы раннего выявления и поддержки детей с особыми образовательными потребностями; пересмотр задач медико-психолого-педагогической комиссии в системе народного образования, направленных на обучение, воспитание и оздоровление детей с особыми образовательными потребностями с приведением ее деятельности в соответствие с международными требованиями; упрощение порядка приема детей с особыми образовательными потребностями в специализированные образовательные учреждения. | Постановление Кабинета Министров | — | До 1 мая | Министерство Министерство здравоохранения Государственная инспекция по контролю за качеством образования Министерство финансов (Т. Ишметов), Министерство занятости заинтересованные министерства и ведомства | |
Разработка и утверждение порядка закрепления за общеобразовательными учреждениями, в которых внедрена система инклюзивного образования, студентов старших курсов высших образовательных учреждений педагогического направления в качестве тьютора (вспомогательного педагогического работника) на добровольной основе в период их педагогической практики. Привлечение в общеобразовательные учреждения, в которых внедрена система инклюзивного образования волонтеров, имеющих соответствующую квалификацию в качестве тьютора (вспомогательного педагогического работника) на добровольной основе. | Совместный приказ Министерства высшего и среднего специального образования | — | До 1 января 2021 года | Министерство высшего (И. Маджидов), Министерство народного образования заинтересованные министерства и ведомства | |
Разработка Положения о порядке проведения аттестации руководящих работников государственных специализированных образовательных учреждений (школ, школ-интернатов) (далее — специализированные образовательные учреждения) для детей с особыми образовательными потребностями. | Совместный приказ Государственной инспекции | — | До 1 января 2021 года | Государственная инспекция по контролю за качеством образования Министерство народного образования Министерство занятости | |
В целях создания для детей с особыми образовательными потребностями беспрепятственной среды и возможностей, разработка и утверждение требований, преъявляемых к зданиям и оборудованию образовательных учреждений, в которых они обучаются. | Ведомственный акт | — | До 1 марта 2021 года | Министерство строительства Министерство народного образования Министерство по чрезвычайным ситуациям заинтересованные министерства | |
Организация курсов по обучению профессиям для учащихся специализированных образовательных учреждений и разработка порядка выдачи сертификатов. | Постановление Кабинета Министров | — | До 1 июня 2021 года | Министерство народного образования Министерство высшего Министерство здравоохранения Министерство занятости (Н. Хусанов) | |
Включение в Классификатор основных должностей служащих и профессий рабочих должности «Специальный педагог». | Постановление Кабинета Министров | — | До 1 мая | Министерство занятости (Н. Хусанов), Министерство народного образования Министерство высшего Министерство здравоохранения | |
Разработка и утверждение Положения об организации питания учащихся специализированных образовательных учреждений в городе Ташкенте на условиях аутсорсинга. | Постановление Кабинета Министров | — | До 1 мая | Министерство народного образования Министерство здравоохранения Министерство финансов | |
Пересмотр должностных инструкций и профессиональных стандартов педагогических кадров и медицинских работников, работающих в инклюзивных и базовых коррекционных классах государственных общеобразовательных учреждений, а также специализированных группах профессиональных школ с включением в них задач по внедрению инклюзивного образования. | Должностная инструкция и профессиональный стандарт | — | До 1 марта 2021 года | Министерство народного образования Министерство высшего Министерство занятости | |
Включение в Классификатор направлений и специальностей высшего образования направления образования «Специальная педагогика» вместо направления образования «Дефектология». | Постановление Кабинета Министров | — | До 1 марта 2021 года | Министерство высшего Министерство экономического развития Министерство занятости | |
Разработка и утверждение методики расчета заработной платы учителей, обучающих учащихся на дому в индивидуальном порядке. | Совместный приказ Министерства народного образования | — | До 1 января 2021 года | Министерство народного образования Министерство финансов | |
Дальнейшее совершенствование института защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей. При этом предусмотреть: внедрение механизмов, направленных на предупреждение нарушения прав несовершеннолетних детей; осуществление единой государственной политики в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей; усиление механизмов, направленных на обеспечение прав несовершеннолетних детей, и совершенствование порядка осуществления их мониторинга; внедрение международных стандартов в сферу защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей. | Постановление Президента Республики Узбекистан | — | До 1 декабря 2020 года | Уполномоченный по правам ребенка Генеральная прокуратура (С. Артыкова), Министерство народного образования Министерство дошкольного образования Министерство здравоохранения Министерство заинтересованные министерства и ведомства | |
II. Повышение качества образовательных услуг, оказываемых детям с особыми образовательными потребностями | |||||
Разработка, выставление на обсуждение широкой общественности и утверждение типовых адаптированных учебных программ для детей с особыми образовательными потребностями, обучающихся в начальных базовых коррекционных классах. | Организационные меры | — | До 1 мая | Министерство народного образования Министерство высшего | |
Обеспечение образовательных учреждений, в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями, специальной учебной литературой и методическими пособиями. | Организационные меры | В рамках средств, выделенных | До 1 августа 2021 года | Министерство народного образования Министерство высшего (И. Маджидов), Министерство финансов | |
Проведение аттестации руководителей и педагогических работников специализированных образовательных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями. | Организационные меры | — | До 1 мая | Государственная инспекция по контролю за качеством образования Министерство народного образования | |
Разработка методических рекомендаций для педагогических работников о применении инновационных технологий в инклюзивном обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями. | Методические пособия | — | До 1 марта 2021 года | Министерство народного образования Министерство высшего | |
Повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса путем внесения изменений в учебные программы Института переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов системы народного образования имени А. Авлони, предусматривающие специальные учебные занятия по инклюзивному образованию и воспитанию. | Организационные меры | — | До 1 января 2021 года | Министерство народного образования Министерство высшего | |
Повышение квалификации руководителей и педагогических работников образовательных учреждений, в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями. | На основе графика | — | На постоянной основе | Министерство народного образования | |
Обеспечение образовательных учреждений, в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями, квалифицированными специалистами. | Организационные меры | — | В течение 2020/2021 учебного года | Министерство народного образования Министерство занятости | |
Обеспечение квалифицированными кадрами и необходимым оборудованием специализированных образовательных учреждений, в которых организовываются курсы по обучению профессиям. | Организационные меры | Средства местных бюджетов | В течение 2020/2021 учебного года | Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство народного образования Министерство высшего | |
III. Создание условий, необходимых для развития системы инклюзивного образования, улучшение материально-технической базы | |||||
Установка средств видеонаблюдения в подъездах, общежитиях, учебных классах, комнатах отдыха, столовых и других наиболее важных местах специализированных образовательных учреждений. | Организационные меры | Средства местных бюджетов | До 1 сентября 2021 года | Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Министерство народного образования Министерство по развитию информационных технологий | |
Разработка и внедрение на практике механизмов предупреждения дискриминации, жестокого либо унижающего достоинство человека обращения в отношении детей с особыми образовательными потребностями. | Организационные меры | — | До 1 сентября 2021 года | Агентство по делам молодежи Министерство по поддержке махалли и семьи Министерство народного образования Республиканский центр духовности Генеральная прокуратура Министерство | |
Трудоустройство детей с особыми образовательными потребностями, закончивших образовательные учреждения. | Организационные меры | — | В течение 2020-2021 годов | Министерство занятости Агентство по делам молодежи Министерство по поддержке махалли и семьи Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента | |
Государственная поддержка прав и свобод детей с особыми образовательными потребностями на получение образования, с проведением пропагандистских мероприятий об успехах, достигнутых детьми в области культуры, искусства, спорта и других направлениях. Ведение в прессе и социальных сетях широкой пропаганды инклюзивного образования и воспитания. | Социальная реклама и ролики, теле- | — | На постоянной основе | НТРК (А. Хаджаев), УзА (А. Кучимов), Министерство народного образования Министерство по поддержке махалли и семьи Республиканский | |
Проведение семинаров и конференций, посвященных проблемам инклюзивного образования с привлечением специалистов заинтересованных министерств и ведомств, а также непосредственных участников инклюзивного образования. | На основе графика | — | На постоянной основе | Министерство народного образования заинтересованные министерства и ведомства | |
Изучение положительного зарубежного опыта инклюзивного образования и налаживание международных связей. | Участие | — | В течение 2020-2021 годов | Министерство народного образования заинтересованные министерства и ведомства | |
Организация онлайн учебных курсов для родителей по вопросам образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями с размещением видеолекций на веб-сайте Министерства народного образования. | Организационные меры | — | В течение 2020-2021 годов | Министерство народного образования | |
Внесение предложения об оказании образовательных услуг, направленных на дополнительное обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах. | Внесение аналитической информации | — | 1 января | Министерство народного образования Министерство финансов (Т. Ишметов) | |
Организация оказания зарубежными специалистами безвозмездной (благотворительной) медицинской помощи, лечения и хирургического вмешательства учащимся, обучающимся в специализированных образовательных учреждениях. | Организационные меры | — | В течение 2020/2021 учебного года | Министерство здравоохранения Министерство народного образования Министерство инвестиций | |
Открытие кружков музыки, живописи, изобразительного искусства, керамики и других, а также обеспечение их музыкальными инструментами в соответствии с действующими нормами в целях организации содержательного досуга учащихся специализированных образовательных учреждений. | Организационные меры | Внебюджетные средства исполнителей | В течение 2020/2021 учебного года | Министерство культуры (О. Назарбеков), Министерство народного образования Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента | |
Обеспечение спортивных залов специализированных образовательных учреждений спортивным инвентарем и снаряжением, а также лечебно-оздоровительным оборудованием. | Организационные меры | Внебюджетные средства исполнителей | В течение 2020/2021 учебного года | Министерство физической культуры и спорта Министерство здравоохранения Министерство народного образования Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента | |
Обеспечение одного компьютерного учебного класса специализированных образовательных учреждений современными компьютерами с созданием базы компьютерных игр, развивающих мышление учащихся. | Организационные меры | Внебюджетные средства исполнителей | В течение 2020/2021 учебного года | Министерство по развитию информационных технологий Министерство народного образования Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента | |
Обеспечение специализированных образовательных учреждений художественной литературой, рекомендованной для чтения. | Организационные меры | Внебюджетные средства исполнителей | В течение 2020/2021 учебного года | Агентство информации Союз писателей Министерство народного образования Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента | |
Обеспечение специализированных образовательных учреждений необходимым количеством швейных машин и другого оборудования в целях развития профессиональных навыков у девушек, обучающихся профессиям в данных учреждениях. | Организационные меры | Внебюджетные средства исполнителей | В течение 2020/2021 учебного года | Министерство по поддержке махалли и семьи Министерство народного образования Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента |
№ | Целевые показатели | Единицы измерения | Годовые показатели | |||||
Текущее состояние | 2021 года | 2022 года | 2023 года | 2024 года | 2025 года | |||
I. Достижение наиболее широкого привлечения к инклюзивному образованию детей с особыми образовательными потребностями | ||||||||
Доля общих средних образовательных учреждений, в которых внедрена система инклюзивного образования. | В процентах | 18,4 | 27 | 33 | 39 | 47 | 51 | |
Доля детей с особыми образовательными потребностями, обучающихся на условиях инклюзивного образования в общих средних образовательных учреждениях. | В процентах | 16, 5 | 20 | 24 | 29 | 35 | 40 | |
Доля детей с особыми образовательными потребностями, обучающихся в коррекционных классах общих средних образовательных учреждений. | В процентах | — | 0,4 | 1,3 | 2,2 | 3,1 | 4 | |
Доля детей, обучающихся в специализированных школах и школах-интернатах. | В процентах | 26,8 | 25 | 23 | 21 | 19 | 16 | |
Доля детей с особыми образовательными потребностями, обучающихся в дома в индивидуальном порядке. | В процентах | 16,8 | 15 | 14 | 13 | 12 | 11 | |
Доля детей с особыми образовательными потребностями, участвующих во внешкольных кружках музыки, живописи, изобразительного искусства, керамики, физической культуры и спорта, компьютерной грамотности, швейного дела и других. | В процентах | 3,9 | 5,8 | 6,8 | 7,9 | 9,9 | 12 | |
II. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров для системы инклюзивного образования | ||||||||
Обеспечение общих средних образовательных учреждений квалифицированными специальными педагогами. | Единиц | — | 31 | 93 | 155 | 217 | 310 | |
Обеспечение общих средних образовательных учреждений квалифицированными тьюторами (вспомогательными педагогическими работниками). | Единиц | — | 31 | 93 | 155 | 217 | 310 | |
9. | Повышение квалификации и переподготовка специальных педагогов. | В процентах | 4,8 | 10 | 15 | 20 | 30 | 50 |
Повышение квалификации и переподготовка тьюторов. | В процентах | 4,8 | 10 | 15 | 20 | 30 | 50 | |
Повышение квалификации и переподготовка руководящих кадров общих средних образовательных учреждений, в которых обучаются дети с особыми образовательными потребностями. | В процентах | 15 | 26 | 38 | 50 | 60 | 75 | |
Доля педагогических кадров со средним специальным образованием в специализированных школах и школах-интернатах для детей с особыми образовательными потребностями. | В процентах | 26,2 | 20 | 16 | 12 | 8 | 0 | |
III. Укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений, в которых внедрена система инклюзивного образования | ||||||||
Доля общих средних образовательных учреждений, обеспеченных необходимым специальным оборудованием, учебной литературой и методическими пособиями для детей с особыми образовательными потребностями. | В процентах | 2,4 | 5 | 8 | На основе утверждаемого плана | |||
Доля внешкольных образовательных учреждений, обеспеченных необходимым специальным оборудованием для детей с особыми образовательными потребностями. | В процентах | 40,5 | 62 | 72 | 81 | 91 | 100 | |
Количество общих средних образовательных учреждений, внедривших при организации учебного процесса элементы дистанционного обучения для детей с особыми образовательными потребностями. | Количество | — | 250 | 310 | 550 | 1 000 | 1 500 | |
Количество созданных ресурсных центров инклюзивного образования. | Количество | 5 | 14 | 55 | 87 | 144 | 203 |