к постановлению Президента Республики Узбекистан от 28 января 2020 года № ПП-4575
№ | Наименование мероприятий | Механизм реализации | Сроки исполнения | Ответственные исполнители |
I. Обеспечение продовольственной безопасности населения | ||||
1. | Возложение на Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан задач по координации деятельности министерств и ведомств в целях гармонизации системы продовольственной | Проект нормативно-правового акта | 30 мая | Министерство сельского хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство экономики Государственный комитет ветеринарии и развития животноводства |
2. | Внедрение системы интервенционных закупок на внутреннем рынке зерновых колосовых, предусматривающей поэтапное снижение объемов государственного заказа на зерновые. | Проект нормативно-правового акта | 1 октября | Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов, Министерство экономики |
3. | Совершенствование механизмов обеспечения продовольствием социально уязвимых слоев населения, а также интеграция производителей сельскохозяйственной продукции с объектами социального значения. | Комплекс | 1 декабря | Министерство сельского хозяйства, заинтересованные министерства и ведомства |
4. | Внедрение системы оценки продовольственной безопасности и осуществление постоянного мониторинга на основе международно признанных методологий и передового опыта. | Организационные меры | 30 декабря | Министерство сельского хозяйства, заинтересованные министерства и ведомства |
II.Создание благоприятного агробизнес-климата и цепочек добавленной стоимости | ||||
5. | Оценка деятельности хлопково-текстильных кластеров с целью определения мер по обеспечению эффективного использования сельскохозяйственных земель, совершенствования взаимоотношений между кластерами и фермерами на основе внедрения прозрачных рыночных механизмов, направленных на повышение доходов фермерских хозяйств. | Проект нормативно-правового акта | 1 марта | Министерство сельского хозяйства, Министерство экономики и промышленности, АО «Узпахтасаноат» |
6. | Разработка механизмов, содействующих внедрению признанных на международных рынках стандартов качества и соответствия (Global G.A.P, Organic, HACCP и др.). | Проект нормативно-правового акта | 1 марта | Министерство сельского хозяйства, Министерство инвестиций и внешней торговли, Агентство «Узстандарт» |
7. | Развитие консультационных услуг, направленных на предоставление информации об экспортных рынках, экспортной готовности, торговом режиме и финансировании торговли. | Комплекс мер | 1 марта | Министерство инвестиций и внешней торговли, |
8. | Приведение национальной системы защиты здоровья животных и контроля производства продукции животноводства в соответствие со стандартами Всемирной организации по охране здоровья животных (МЭБ). | Проект нормативно-правового акта | 30 мая | Государственный комитет ветеринарии и развития животноводства, Министерство сельского хозяйства, Министерство здравоохранения, |
9. | Разработка и внедрение эффективных механизмов взаимодействия с ведущими агропредприятиями. При этом предусматривается: определение приоритетов проведения переговоров и реализации торговых соглашений на новых целевых экспортных рынках; сокращение затрат на транспортировку и маркетинг агропродовольственных товаров на местных и целевых международных рынках; оценку возможностей для расширения использования бренда «Made in Uzbekistan» для продвижения отечественных продовольственных товаров на целевых экспортных рынках; разработку подробного плана по совершенствованию национальной системы качества. | Организационные меры | 1 июня | Министерство инвестиций и внешней торговли, |
10. | Совершенствование видов услуг, предоставляемых Центром по стандартизации сельского хозяйства. | Проект нормативно-правового акта | 1 июля | Министерство сельского хозяйства |
11. | Принятие мер по гармонизации национальной системы карантина и защиты растений с требованиями Соглашения Всемирной торговой организации по применению санитарных | Проект нормативно-правового акта | 1 июля | Кабинет Министров, Государс?венная инспекция по карантину растений, |
12. | Совершенствование услуг, предоставляемых Центром по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, создание Национального генного банка для хранения новых видов растений. | Проект нормативно-правового акта | 1 март | Министерство сельского хозяйства |
13. | Создание Инновационного образовательного центра для поддержки развития цепочек добавленной стоимости в сельском хозяйстве на основе передового международного опыта. | Организационные меры | 1 сентября | Министерство сельского хозяйства, Министерство инновационного развития, заинтересованные министерства и ведомства |
14. | Модернизация системы контроля качества и пищевой безопасности. | План мероприятий | 1 ноября | Министерство сельского хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство экономики и промышленности, Агентство «Узстандарт», Государственный комитетветеринарии и развития животноводства, Государственная инспекция по карантину растений |
15. | Совершенствование системы защиты прав авторов сортов растений (в том числе патентных испытаний). | Проект нормативно-правового акта | 1 ноября | Министерство сельского хозяйства, Министерство юстиции |
III.Снижение роли государства в управлении сферой и повышение инвестиционной привлекательности | ||||
16. | Совершенствование механизмов государственной финансовой поддержки производителей сельскохозяйственной продукции. пересмотр деятельности Фонда государственной поддержки сельского хозяйства при Министерстве финансов Республики Узбекистан; субсидирование процентной ставки коммерческих кредитов, выделяемых для производства отдельных стратегически значимых продуктов сельского хозяйства; повышение финансовой грамотности производителей сельскохозяйственной продукции. | Проект нормативно-правового акта | 1 марта | Министерство финансов, Министерство сельского хозяйства, |
17. | Расширение деятельности Узбекской республиканской товарно-сырьевой биржи в части торговли сельскохозяйственной продукцией. При этом предусматривается разработка прозрачных механизмов партнерства путем внедрения дополнительных механизмов и финансовых инструментов, а также обеспечения равного доступа для участников рынка. | Проект нормативно-правового акта | 1 мая | Республиканская товарно-сырьевая биржа, |
IV.Обеспечение рационального использования природных ресурсов и охрана окружающей среды | ||||
18. | Внедрение современных технологий по мониторингу мелиоративного состояния и уровня засоленности земель. | Комплекс мер | 1 марта | Министерство водного хозяйства, Госкомземгеодезкадастр, Министерство сельского хозяйства |
19. | Совершенствование кадастровой системы учета земель сельскохозяйственного назначения и обеспечение подключения к единой информационной системе прав собственности на недвижимое имущество для учета прав землепользования и прав собственности. | Комплекс мер | 1 апреля | Госкомземгеодезкадастр, Министерство сельского хозяйства, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций |
20. | Внесение изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Узбекистан, предусматривающих: пересмотр условий расторжения договора аренды земельного участка с землепользователями и разработку соответствующих требований к упрощенному и прозрачному механизму; совершенствование механизмов защиты прав землепользования; выделение дехканским хозяйствам земельных участков на льготных условиях в целях стимулирования расширения их деятельности; предоставление дехканским хозяйствам для реализации перспективных инвестиционных проектов права пользования дополнительными земельными участками; введение права «преимущественного отказа» на получение права аренды земельного участка для землепользователей прилегающих земельных участков; пересмотр системы определения кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения. | Проект нормативно-правового акта | 1 декабря 2020 года | Госкомземгеодезкадастр, Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель |
21. | Разработка и внедрение надлежащей сельскохозяйственной и экологической практики (GAEP). При этом предусматривается: разработка инструкции по соблюдению принципов надлежащей сельскохозяйственной и экологической практики (GAEP), ориентированной на производителей сельскохозяйственной продукции; внедрение стандартов надлежащей сельскохозяйственной и экологической практики (GAEP) сельскохозязйственным производителям, а также надлежащей производственной практики (GMP) аграрному предпринимательству и других стандартов качества. | Проект нормативно-правового акта | 1 декабря | Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды, Министерство сельского хозяйства, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, Госкомземгеодезкадастр |
22. | Пропаганда практики, безопасной для экологии и климата в сельском хозяйстве. При этом предусматривается осуществление пропаганды по: поэтапному внедрению устойчивых к изменению климата сортов растений, подходов пермакультуры и агролесоводства, экологических стандартов; контролю за применением пестицидов; комплексной борьбе с вредителями; управлению сельскохозяйственными отходами. | Комплекс мер | 30 декабря | Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства, Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды, Государственный комитет по лесному хозяйству, |
23. | Принятие национального плана действий по предотвращению последствий изменения климата. При этом предусматривается разработка комплекса мер по адаптации к изменению климата и уменьшению выбросов парниковых газов. | Проект нормативно-правового акта | 30 декабря | Центр гидрометеорологической службы, Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды, Министерство сельского хозяйства, Государственный комитет ветеринарии и развития животноводства |
24. | Сохранение и повышение плодородия почвы с внедрением практики эффективного использования удобрений в зависимости от почвенно-климатических условий путем расширения деятельности мобильных лабораторий почвенного анализа. | Комплекс мер | На постоянной основе | Министерство сельского хозяйства, Госкомземгеодезкадастр |
V.Развитие современных систем государственного управления | ||||
25. | Проведение функциональной оценки деятельности Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан, по итогам которого будут пересмотрены организационная структура При этом предусматривается: совершенствование вертикальной и горизонтальной систем управления; поэтапное снижение роли государственных услуг и передача их частному сектору; разработка программ профессионального развития и повышения компетенции кадрового потенциала. | Комплекс мер | 1 мая 2020 года | Министерство сельского хозяйства |
26. | Приватизация предприятий с государственной долей в сфере переработки зерновых колосовых и хлопка, ресурсного обеспечения и оказания селькохозяйственных услуг. | Проект нормативно-правового акта | 1 апреля | Агентство по управлению государственными активами, Министерство финансов, Министерство экономики |
VI.Поэтапная диверсификация государственных расходов в поддержку сектора | ||||
27. | Отмена системы применения устанавливаемых скидок и надбавок к закупочным ценам на зерно для государственных закупок в зависимости от урожайности зерновых колосовых культур, выращиваемых сельскохозяйственными предприятиями на орошаемых землях. | Проект нормативно-правового акта | 1 марта 2020 года | Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов, Министерство экономики |
28. | Пересмотр принципов распределения расходов на финансирование сельского хозяйства, предусмотрев увеличение объемов выделяемых средств на научно-исследовательскую, научно-технологическую и конструкторскую деятельность, а также информационные и консультационные услуги. | Комплекс мер | 1 июня 2020 года | Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов |
29. | Разработка рекомендаций по поэтапной передаче предоставляемых услуг, связанных с агропродовольственным сектором, частному сектору. | Комплекс мер | 1 декабря 2020 года | Министерство сельского хозяйства, заинтересованные министерства и ведомства |
30. | Установление до расширения деятельности Фонда государственной поддержки сельского хозяйства при Министерстве финансов Республики Узбекистан процентов по кредитам, выделяемым для финансирования затрат по производству хлопка-сырца и зерновых колосовых урожая 2020 года, в размере 50 процентов основной ставки Центрального банка Республики Узбекистан (из них маржа банка будет составлять 2 процента). | Практические меры | 1 марта | Министерство финансов, Министерство экономики и промышленности, Министерство сельского хозяйства |
VII.Развитие науки, образования, систем информационных и консультационных услуг в сельском хозяйстве | ||||
31. | Освобождение от уплаты таможенных платежей (за исключением таможенных сборов и налога на добавленную стоимость) импортируемых и не производимых в республике материалов, техники, транспортных средств, агрегатов, устройств, оборудования, запасных частей, беспилотных летательных аппаратов (в целях эффективной подготовки кадров в сфере цифровизации) для организации учебного процесса и проведения научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ образовательных и научно-исследовательских учреждений сельскохозяйственного направления по перечню, устанавливаемому Кабинетом Министров Республики Узбекистан. | Проект нормативно-правового акта | 1 апреля 2020 года | Министерство сельского хозяйства, Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство инновационного развития |
32. | Безвозмездная передача в установленном порядке завезенных за счет средств международных финансовых институтов лабораторного инвентаря, мини-цехов, сельскохозяйственной техники, учебной литературы оптимизируемых профессиональных колледжей сельскохозяйственного направления профессиональным образовательным учреждениям, переданным в систему Министерства сельского хозяйства и его вузам. | План мероприятий | 1 марта 2020 года | Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство экономики Государственный комитет по лесному хозяйству, Госкомземгеодезкадастр |
33. | Коренное реформирование системы научно-исследовательских учреждений и в целом научной сферы в направлении агропромышленного комплекса. При этом предусматривается: проведение независимой оценки эффективности деятельности в целях оптимизации и приватизации активов отраслевых НИИ; создание Координационного совета по исследованиям в сфере сельского хозяйства с целью определения приоритетов исследований, координации и мониторинга проектов сельскохозяйственных исследований; осуществление целевых исследовательских проектов для внедрения передовых методов и технологий ведения сельского хозяйства и охраны окружающей среды; подготовка технико-экономических обоснований проектов и проведение оценки эффективности пилотного внедрения механизмов государственно-частного партнерства в исследовательской деятельности с участием местных и международных организаций; внедрение системы оценки и мотивации исследователей на основе показателей результативности деятельности; совершенствование нормативно-правовой базы для диверсификации источников финансирования, в том числе привлечения финансирования со стороны частного сектора; внедрение механизмов стимулирования проведения исследовательских программ совместно с международным научным сообществом; обеспечение целевого привлечения средств грантов, направленных на повышение уровня знаний и практических навыков, обмен опытом в рамках инвестиционных проектов в сфере сельского хозяйства, реализуемых с участием международных финансовых институтов и международных организаций по согласованию с профильными министерствами. | Проект нормативно-правового акта | 1 октября 2020 года | Министерство сельского хозяйства, Министерство инновационного развития, Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство экономики Государственный комитет ветеринарии и развития животноводства, Госкомземгеодезкадастр |
34. | Организация филиалов специализированных кафедр Ташкентского государственного аграрного университета в высших образовательных учреждениях Республики Каракалпакстан и областей в целях подготовки высококвалифицированных кадров по плодоовощеводству и виноградарству, выращиванию в современных теплицах плодоовощных культур, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции. При этом предусматривается: выделение, начиная с 2019/2020 учебного года, квот приема по подготовке бакалавров в высшие образовательные учреждения, в которых организуются специализированные кафедры Ташкентского государственного аграрного университета по направлениям образования «Плодоводство-виноградарство», «Овощеводство, бахчеводство и картофелеводство», «Создание выделение, в порядке исключения, в 2020 году дополнительной целевой квоты приема в базовую докторантуру по специальности «Плодоводство и виноградарство», «Овощеводство» и «Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции». | Организационные меры | 1 марта 2020 года | Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство сельского хозяйства, Министерство экономики Министерство инновационного развития |
35. | Создание Координационного центра по информационным и консультационным услугам. При этом предусматривается: внедрение порядка регистрации и сертификации консультантов; развитие консультационных центров и источники финансирования, в частности, на условиях государственно-частного партнерства, а также разработка механизма государственной поддержки по привлечению средств международных доноров; содействие широкому внедрению мер надлежащей сельскохозяйственной и экологической практики (GAEP), а также смягчению последствий и адаптации к изменению климата. | Проект нормативно-правового акта | 30 октября 2020 года | Министерство сельского хозяйства, Министерство инновационного развития, Министерство водного хозяйства, Министерство экономики |
36. | Реформирование системы сельскохозяйственного образования и профессиональной подготовки кадров с помощью технического содействия донорских организаций. При этом предусматривается: проведение оценки потенциала сельскохозяйственных учебных учреждений; внедрение современных курсов профессиональной подготовки, учебных планов и программ переподготовки, обмен профессорско-преподавательским составом; организация курсов повышения квалификации в отраслевых министерствах и ведомствах; модернизация материально-технической базы учебных заведений сельскохозяйственного направления на условиях государственно-частного партнерства; повышение потенциала учебных заведений сельскохозяйственного направления путем привлечения сотрудников, владеющих английским языком и имеющих опыт участия в международных конференциях, стажировках и преподавания в международных учебных заведениях; оптимизация количества государственных высших образовательных учреждений, а также направлений образования и специализации исходя из потребностей агробизнеса и с учетом международного опыта; дальнейшее развитие сотрудничества с ведущими зарубежными учебными заведениями и научными центрами, а также международными партнерами. | Проект нормативно-правового акта | 1 декабря 2020 года | Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства, Министерство экономики и промышленности, Государственный комитет ветеринарии и развития животноводства, Министерство инвестиций и внешней торговли, Фонд «Эл-юрт умиди» |
37. | Организация интегрированных с системой высшего образования техникумов среднего специального профессионального образования на базе профессиональных колледжей, переданных Министерству сельского хозяйства и Ташкентскому государственному аграрному университету. | Проект нормативно-правового акта | Начиная с 2020/2021 учебного года | Министерство сельского хозяйства, ТашГАУ |
VIII. Создание прозрачной системы отраслевой статистики | ||||
38. | Публикация каталога сведений и информации о крупных отечественных производителях и переработчиках для содействия экспорту агропродовольственной продукции. | Комплекс мер | Ежегодно, начиная с | Министерство инвестиций и внешней торговли, |
39. | Осуществление сбора, сопоставления и публикации информации об экономических показателях (затраты, доходы, прибыль, рентабельность) производства основных видов сельскохозяйственной продукции. | Комплекс мер | 1 мая | Государственный комитет по статистике, |
40. | Разработка государственной программы по развитию «умного сельского хозяйства». | Проект нормативно-правового акта | 1 июля | Министерство сельского хозяйства, |
41. | Издание сборника сведений (справочника) по ведению фермерского хозяйства, включающего необходимые данные ?б эффективности производства продукции, государственной поддержке отраслей, трудовом законодательстве, налогообложении, кредитовании и другой необходимой информации. | Организационные меры | 30 августа 2020 года, | Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, Министерство сельского хозяйства, Государственный комитет по статистике |
42. | Принятие плана развития агропродовольственной статистики. При этом предусматривается: проведение оценки используемых в секторе информационных и коммуникационных технологий, цифровых услуг и баз данных; реализация мер по модернизации материально-технической базы, а также поэтапной цифровизации систем сбора и анализа данных; участие в межгосударственном обмене данными в отрасли. | Комплекс мер | 1 сентября 2020 года | Государственный комитет по статистике, |
43. | Публикация ежегодного отчета по сельскому хозяйству (Annual agriculture report), включающего информацию о принятых в сфере мерах, достигнутых результатах, а также планируемых мероприятиях государственной политики. | Организационные меры | 30 декабря 2020 года, | Министерство сельского хозяйства, Министерство экономики и промышленности, |
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 28 января 2020 года № ПП-4575