В рамках реформирования в стране системы обращения с отходами последовательно ведется работа по повышению качества оказываемых услуг по санитарной очистке территорий, внедрению эффективных механизмов сбора и вывоза с территорий бытовых отходов.
Расширяется охват населения услугами по санитарной очистке, в том числе в регионах созданы 13 ГУП «Тоза худуд» со 174 районными (городскими) филиалами, к данной сфере активно привлекаются субъекты предпринимательства через прозрачные механизмы закрепления территорий на основе электронных конкурсов.
Совершенствуется инфраструктура обращения с отходами, в рамках утвержденных программ осуществляется строительство новых мусоросборочных пунктов и оснащение их контейнерами, обновляется транспортный парк организаций, занимающихся сбором и вывозом отходов.
Вместе с тем наличие отдельных проблем в работе по сбору и вывозу с территорий бытовых отходов препятствует выстраиванию в целом эффективной системы обращения с отходами и дальнейшему развитию отрасли, в частности:
во-первых, низкий уровень платежной дисциплины отрицательно сказывается на финансовых показателях организаций, оказывающих услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (далее — обслуживающие организации), ограничивает возможности инвестирования в обновление основных фондов и повышение качества услуг, а также сдерживает привлечение субъектов предпринимательства в данную сферу;
во-вторых, практически не ведется единый учет потребителей и оплаченных ими платежей, что способствует в данной сфере внебанковскому обороту наличных денежных средств и фактам их присвоения;
в-третьих, органы исполнительной власти на местах не обладают достаточными финансовыми и организационными возможностями для реализации возложенных на них задач по обеспечению санитарной очистки и улучшению экологической обстановки регионов;
в-четвертых, не выработаны четкие административные и рыночные механизмы взаимодействия между органами исполнительной власти на местах и обслуживающими организациями, в том числе в рамках соглашений о государственно-частном партнерстве.
В целях дальнейшего развития системы обращения с бытовыми отходами, укрепления платежной дисциплины в сфере оказания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, повышения уровня обеспеченности населения качественными услугами по санитарной очистке:
См. предыдущую редакцию.
(пункт 1 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 24 ноября 2020 года № УП-6118 — Национальная база данных законодательства, 25.11.2020 г., № 06/20/6118/1562)
См. предыдущую редакцию.
(подпункт «а» пункта 2 исключен Указом Президента Республики Узбекистан от 11 августа 2022 года № УП-189 — Национальная база данных законодательства, 11.08.2022 г., № 06/22/189/0734)
См. предыдущую редакцию.
(подпункт «б» пункта 2 исключен Указом Президента Республики Узбекистан от 11 августа 2022 года № УП-189 — Национальная база данных законодательства, 11.08.2022 г., № 06/22/189/0734)
в) оплата юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов осуществляется на основе 100-процентной предоплаты непосредственно обслуживающим организациям на основании договоров, заключаемых между потребителями и обслуживающими организациями;
См. предыдущую редакцию.
(подпункт «г» пункта 2 исключен Указом Президента Республики Узбекистан от 31 мая 2023 года № УП-81 — Национальная база данных законодательства, 02.06.2023 г., № 06/23/81/0320)
См. предыдущую редакцию.
(подпункт «д» пункта 2 исключен Указом Президента Республики Узбекистан от 11 августа 2022 года № УП-189 — Национальная база данных законодательства, 11.08.2022 г., № 06/22/189/0734)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 3 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 11 августа 2022 года № УП-189 — Национальная база данных законодательства, 11.08.2022 г., № 06/22/189/0734)
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
а) оплата услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, оказанных обслуживающими организациями физическим лицам, осуществляется Республиканским центром организации работ санитарной очистки при Министерстве экологии, охраны окружающей среды и изменения климата (далее — Центр) в централизованном порядке;
(подпункт «а» пункта 4 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 17 января 2024 года № УП-14 — Национальная база данных законодательства, 20.01.2024 г., № 06/24/14/0052)
б) обязательные платежи за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов оплачиваются населением не позднее десятого числа месяца, следующего за периодом, за который начислена плата, на специальные транзитные банковские счета Центра и аккумулируются на его специальном банковском счете;
в) средства, аккумулированные на специальном банковском счете Центра, направляются предприятиям санитарной очистки в централизованном порядке для оплаты услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, оказанных физическим лицам:
частным предприятиям санитарной очистки — в размере 100 процентов обязательных платежей, поступивших за оказанные ими услуги;
государственным предприятиям санитарной очистки — в размере 90 процентов обязательных платежей, поступивших за оказанные ими услуги. При этом, оставшиеся средства направляются на финансирование деятельности Центра и его региональных филиалов.
(пункт 4 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 11 августа 2022 года № УП-189 — Национальная база данных законодательства, 11.08.2022 г., № 06/22/189/0734)
обеспечить сокращение штатной численности контролеров участков индивидуальных и многоквартирных жилых домов государственных унитарных предприятий «Тоза худуд» и «Махсустранс» с учетом передачи соответствующих функций Бюро;
совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан обеспечить функционирование единой электронной системы учета и оплаты населением обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, а также подключение к ней центров санитарной очистки и Бюро;
совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, г. Ташкента и обслуживающими организациями провести инвентаризацию физических лиц — плательщиков обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, с открытием для них лицевых счетов, а также внесением информации об имеющейся задолженности в единую электронную систему учета и оплаты населением обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
См. предыдущую редакцию.
(подпункт «а» пункта 6 исключен Указом Президента Республики Узбекистан от 24 ноября 2020 года № УП-6118 — Национальная база данных законодательства, 25.11.2020 г., № 06/20/6118/1562)
б) обслуживающие организации несут ответственность за оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в строгом соответствии с Правилами оказания услуг по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов, а также соблюдение обязательств по соглашениям о государственно-частном партнерстве и договорам, заключаемым с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента;
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый подпункта «в» пункта 6 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 17 января 2024 года № УП-14 — Национальная база данных законодательства, 20.01.2024 г., № 06/24/14/0052)
формирование и обеспечение администрирования и бесперебойного функционирования единой электронной системы учета и оплаты населением обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов;
осуществление в установленном порядке государственного контроля за соблюдением законодательства в сфере обращения с отходами;
См. предыдущую редакцию.
(подпункт «г» пункта 6 исключен Указом Президента Республики Узбекистан от 11 августа 2022 года № УП-189 — Национальная база данных законодательства, 11.08.2022 г., № 06/22/189/0734)
совместно с Центральным банком Республики Узбекистан обеспечить открытие единых транзитных банковских счетов для внесения населением обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, позволяющих осуществлять ведение достоверного учета и мониторинга поступлений;
обеспечить информирование органов самоуправления граждан и населения о единых транзитных банковских счетах и порядке внесения населением обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
8. Госкомэкологии и Генеральной прокуратуре совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 20 декабря 2018 года внести в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект новой редакции Правил оказания услуг по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов, предусмотрев в них:
новый порядок правоотношений между потребителями, обслуживающими организациями, государственными органами и органами самоуправления граждан с учетом последних изменений в сфере обращения с отходами;
механизмы ведения учета физических лиц — плательщиков обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, а также определения размера ежемесячных обязательных платежей, подлежащих оплате исходя из установленных тарифов;
утверждение типового соглашения о государственно-частном партнерстве и типового договора об оказании населению услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, заключаемых между Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, г. Ташкента и обслуживающими организациями.
9. Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, Госкомэкологии совместно с другими заинтересованными ведомствами организовать широкое освещение в средствах массовой информации сути и значения настоящего Указа, в том числе необходимости своевременной оплаты услуг по сбору и вывозу бытовых отходов, а также мер ответственности за правонарушения в данной сфере.
10. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 2.
11. Госкомэкологии совместно с Министерством юстиции, Бюро, другими заинтересованными ведомствами в месячный срок:
внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа;
12. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова, руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан З.Ш. Низомиддинова, Генерального прокурора Республики Узбекистан О.Б. Муродова и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Б.М. Мавлонова.
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 1 утратило силу Указом Президента Республики Узбекистан от 11 августа 2022 года № УП-189 — Национальная база данных законодательства, 11.08.2022 г., № 06/22/189/0734)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Указу Президента Республики Узбекистан от 22 ноября 2018 года № УП-5580
к Указу Президента Республики Узбекистан от 22 ноября 2018 года № УП-5580
1. В Указе Президента Республики Узбекистан от 29 мая 2017 года № УП-5059 «О мерах по дальнейшему укреплению платежной дисциплины в сфере поставки и потребления электрической энергии и природного газа, а также коренному совершенствованию системы исполнительного производства»:
абзац четвертый после слова «энергоресурсов» дополнить словами «и воду, поступления от населения обязательных платежей за сбор и вывоз твердых бытовых отходов»;
«принятие мер по повышению ответственности и правовой культуры потребителей по бережному отношению и рациональному использованию энергоресурсов и воды, а также по обращению с твердыми бытовыми отходами»;
абзац восьмой дополнить словами «и услуги водоснабжения и водоотведения, внесения населением обязательных платежей за сбор и вывоз твердых бытовых отходов»;
«10 процентов средств, поступающих от реализации энергоресурсов, а также оказания услуг водоснабжения и водоотведения потребителям республики;
8 процентов средств, поступающих от реализации имущества, изъятого уполномоченными органами и обращенного в доход государства, а также от взыскания налоговой задолженности (за исключением государственной пошлины) за счет реализации имущества должника;
8 процентов средств от реализации имущества, изъятого органами Бюро и обращенного в доход государства в установленном законодательством порядке;
50 процентов средств, полученных от реализации основных средств подразделений Бюро, а также органов прокуратуры, приобретенных за счет средств Фонда;
2. Абзац первый пункта 8 Указа Президента Республики Узбекистан от 15 февраля 2018 года № УП-5343 «О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности органов прокуратуры в обеспечении исполнения принимаемых нормативно-правовых актов» после слова «водоотведения» дополнить словами «по обязательным платежам за сбор и вывоз твердых бытовых отходов».
3. В постановлении Президента Республики Узбекистан от 30 мая 2017 года № ПП-3016 «Об организации деятельности Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан»:
2) приложения №№ 1 — 3 (Организационно-штатная структура центрального аппарата Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, типовые структуры управлений Бюро принудительного исполнения Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, отделов районов (городов) изложить в следующей редакции:
3) в приложении № 4 (Положение о Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан):
абзац четвертый после слова «воду» дополнить словами «поступления от населения обязательных платежей за сбор и вывоз твердых бытовых отходов»;
абзац восьмой дополнить словами «внесения населением обязательных платежей за сбор и вывоз твердых бытовых отходов»;
«в) в сфере обеспечения полноты и своевременности платежей за энергоресурсы и услуги водоснабжения и водоотведения, поступления от населения обязательных платежей за сбор и вывоз твердых бытовых отходов, сокращения задолженности потребителей:
участвует в формировании и ведении учета потребителей, объема потребленных энергоресурсов, воды, произведенных платежей за них, образовавшейся задолженности, а также внесенных населением обязательных платежей за сбор и вывоз твердых бытовых отходов;
осуществляет обмен информацией с предприятиями электро- и газоснабжения, водопроводно-канализационных хозяйств и другими организациями о потребителях, точках подключения к электрическим, газовым, водопроводным и канализационным сетям, а также при определении объема потребленных энергоресурсов и воды;
организует полное и своевременное поступление платежей за энергоресурсы, услуги водоснабжения и водоотведения, а также поступление от населения обязательных платежей за сбор и вывоз твердых бытовых отходов;
производит бесспорное взыскание задолженности потребителей — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляет претензионно-исковую работу в интересах предприятий электро- и газоснабжения, водопроводно-канализационных хозяйств по взысканию задолженности;
на основании исполнительных документов осуществляет принудительное взыскание задолженности за энергоресурсы и услуги водоснабжения и водоотведения, а также задолженности по обязательным платежам по сбору и вывозу твердых бытовых отходов»;
«е) в сфере принятия мер по повышению ответственности и правовой культуры потребителей по бережному отношению и рациональному использованию энергоресурсов и воды, а также по обращению с твердыми бытовыми отходами:
реализует комплексные меры по повышению у потребителей культуры своевременной и полной оплаты за энергоресурсы, услуги водоснабжения и водоотведения, внесения обязательных платежей за сбор и вывоз твердых бытовых отходов, безусловного и добровольного исполнения судебных актов и актов иных органов»;
«ж) в сфере проведения комплексного анализа, выявления системных проблем, выработки предложений по совершенствованию системы принудительного исполнения, обеспечения расчетов за энергоресурсы и услуги водоснабжения и водоотведения, внесения населением обязательных платежей за сбор и вывоз твердых бытовых отходов:
анализирует и обобщает правоприменительную практику в сфере исполнения судебных актов и актов иных органов, обеспечения расчетов за энергоресурсы и услуги водоснабжения и водоотведения, сбора с населения обязательных платежей за сбор и вывоз твердых бытовых отходов, а также вносит предложения по ее совершенствованию;
формирует и обеспечивает достоверность базы статистических данных о результатах деятельности Бюро, исполнительном производстве и взыскании платежей за энергоресурсы и услуги водоснабжения и водоотведения, а также обязательных платежей за сбор и вывоз твердых бытовых отходов;
разрабатывает и принимает участие в подготовке проектов нормативно-правовых актов, направленных на укрепление договорно-платежной дисциплины в сфере использования энергоресурсов, водоснабжения, водоотведения и обращения с отходами, а также совершенствование системы исполнительного производства»;
абзац первый дополнить словами «а также обязательных платежей за сбор и вывоз твердых бытовых отходов»;
абзац третий дополнить словами «а также для контроля правильности учета физических лиц — плательщиков обязательных платежей за сбор и вывоз твердых бытовых отходов и внесенных ими платежей»;
абзац четвертый дополнить словами «а также задолженности по обязательным платежам за сбор и вывоз твердых бытовых отходов»;
«вносить в министерства, ведомства, другие организации, в том числе в органы самоуправления граждан, представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений в сфере поставки и потребления энергоресурсов и воды, оказания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, а также о принятии мер общественного воздействия в отношении потребителей, систематически не осуществляющих расчеты за энергоресурсы и услуги водоснабжения и водоотведения, а также не вносящих обязательные платежи за сбор и вывоз твердых бытовых отходов»;
абзац двенадцатый после слова «водоотведения» дополнить словами «а также по обязательным платежам за сбор и вывоз твердых бытовых отходов»;
абзац тринадцатый после слова «энергоресурсы» дополнить словами «услуги водоснабжения и водоотведения, а также по обязательным платежам за сбор и вывоз твердых бытовых отходов»;
г) абзац третий пункта 12 после слова «водоотведения» дополнить словами «поступления от населения обязательных платежей за сбор и вывоз твердых бытовых отходов»;
работники управленческого персонала территориальных управлений Бюро (за исключением финансово-хозяйственных подразделений);
начальники отделов районов (городов), их заместители, государственные исполнители, дознаватели, а также работники оперативных секторов и групп (секторов) по розыску подразделений Бюро.
Данным работникам присваиваются классные чины и они проходят службу в соответствии с Положением о прохождении службы в Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан, утверждаемым Президентом Республики Узбекистан.
Другие работники Бюро осуществляют деятельность в соответствии с трудовыми договорами с учетом требований, предъявляемых при приеме в органы прокуратуры. Государственные инспекторы групп (секторов) по контролю и взысканию задолженности за энергоресурсы, воду и бытовые отходы отделов Бюро районов (городов) принимаются на работу в соответствии с трудовыми договорами, заключаемыми, как правило, сроком на шесть месяцев. При этом обеспечение не менее 80 процентов взыскания задолженности за энергоресурсы, услуги водоснабжения и водоотведения, а также по обязательным платежам за сбор и вывоз твердых бытовых отходов на закрепленном участке является условием продолжения трудовых отношений с данными работниками.
работникам присваиваются специальные категории, а также выплачиваются надбавки за специальные категории и выслугу лет в порядке, устанавливаемом Генеральным прокурором;
работникам, которые переведены из органов прокуратуры, сохраняются права, льготы и иные привилегии, предусмотренные законодательством для работников органов прокуратуры».
4. В пункте 4 Положения о Фонде развития Бюро принудительного исполнения, утвержденного постановлением Президента Республики Узбекистан от 15 июня 2017 года № ПП-3060:
«8 процентов средств от реализации имущества, изъятого органами Бюро и обращенного в доход государства в установленном законодательством порядке»;
5. В Положении о порядке организации и проведения электронных онлайн-аукционов по реализации имущества при исполнении судебных актов и актов иных органов, утвержденном постановлением Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2017 года № ПП-3149:
«лица, имеющие задолженность за поставленные энергоресурсы, услуги водоснабжения и водоотведения, по обязательным платежам за сбор и вывоз твердых бытовых отходов, а также по исполнительным документам»;
«37. На повторный аукцион имущество выставляется не позднее чем через двенадцать рабочих дней со дня завершения электронного онлайн-аукциона. Повторный аукцион начинается в день и время, указанные в извещении»;
«для участия в электронном онлайн-аукционе не был допущен ни один участник аукциона, в том числе не поступила ни одна заявка на участие в нем;
к участию в аукционе был допущен только один участник и он отказался от приобретения объекта аукциона в порядке, установленном пунктом 481 настоящего Положения»
«481. В случае если к моменту окончания времени подачи заявка была подана только одним участником, оператор в день проведения повторного аукциона данному участнику электронным письмом направляет предложение о приобретении объекта аукциона по стоимости, пониженной на один шаг от стартовой цены, оплатив ее в течение пяти рабочих дней.
В случае если участник в течение пяти рабочих дней полностью оплатит стоимость имущества, пониженной на один шаг от стартовой цены, он признается победителем аукциона и ему оформляется протокол о результатах аукциона в порядке, установленном пунктами 50-51 настоящего Положения.
Участник аукциона признается отказавшимся от приобретения объекта аукциона в случае, если он в течение пяти рабочих дней с момента направления предложения проинформирует оператора об отсутствии желания приобрести объект аукциона или в течение данного срока не оплатит полностью стоимость имущества, пониженной на один шаг от стартовой цены»;