Комментарий LexUz
Настоящий Указ утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 9 июня 2022 года № УП-152 «О внесении дополнений и изменений, а также признании утратившими силу некоторых актов Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан».
Происходящие серьезные изменения в мировой финансовой системе, а также принимаемые в стране меры по широкомасштабному реформированию национальной экономики требуют новых подходов и принципов при формировании, практической реализации денежно-кредитной политики и дальнейшем развитии банковской системы.
Объективно следует признать, что сегодня на практике задействован не весь потенциал денежно-кредитной политики и банковского регулирования, неразвитость трансмиссионных механизмов, обеспечивающих должную работу и результативность денежно-кредитных инструментов, усложняет достижение поставленных целей.
Несовершенство имеющихся механизмов воздействия Центрального банка Республики Узбекистан (далее — Центральный банк) на качество управления и риск-менеджмента коммерческих банков, продолжающаяся практика административного вмешательства в банковскую деятельность, особенно, создание коммерческими банками несвойственных их деятельности предприятий, а также обременение непрофильными функциями затрудняют проведение действенного банковского надзора.
В соответствии со Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах, а также в целях обеспечения дальнейшего совершенствования денежно-кредитной политики, эффективного надзора за стабильным функционированием банковской системы в целом и деятельности Центрального банка:
2. Определить приоритетными направлениями деятельности Центрального банка в рамках проводимых реформ:
первое, кардинальное совершенствование денежно-кредитной политики и ее инструментов с постепенным применением принципов и механизмов инфляционного таргетирования с целью полного перехода к данному режиму в среднесрочной перспективе и повышения уровня прозрачности реализуемой политики и мер, предпринимаемых в денежно-кредитной сфере, для предотвращения необоснованных инфляционных ожиданий;
второе, развитие статистической, аналитической и исследовательской базы в целях совершенствования методов формирования, принятия и реализации денежно-кредитной политики на основе глубокого изучения факторов инфляции и формирование полноценной системы ведения учета и анализа платежного баланса;
третье, совершенствование механизмов регулирования и надзора за банковской системой, в том числе системой управления и оценки рисков коммерческих банков, позволяющих выявлять проблемы в деятельности коммерческих банков на ранних стадиях их возникновения и принимать действенные упреждающие меры;
четвертое, развитие банковской системы в качестве важной составляющей обеспечения стабильного роста экономики в средне- и долгосрочной перспективе, создание конкурентных условий для формирования полноценных партнерских отношений между коммерческими банками и субъектами предпринимательства, укрепления доверия населения к банковской системе как к надежному институциональному партнеру;
пятое, дальнейшее развитие платежной системы, включая организацию эффективного взаимодействия информационных систем коммерческих банков при оказании дистанционных банковских услуг, позволяющих оперативно управлять счетами и проводить банковские операции в режиме реального времени;
шестое, реализация комплексных мер по укреплению финансовой устойчивости небанковских кредитных организаций, а также усилению надзора над их деятельностью;
седьмое, обеспечение защиты прав и законных интересов потребителей банковских услуг, повышение финансовой доступности и уровня финансовой грамотности населения и субъектов предпринимательства.
Комитет банковского надзора и Кредитный комитет Центрального банка Республики Узбекистан, определив их основными задачами соответственно реализацию мер по поддержанию стабильности банковской системы, защите интересов вкладчиков и кредиторов и проведению денежно-кредитных операций Центрального банка;
Службу по защите прав потребителей банковских услуг Центрального банка на базе Департамента по работе с обращениями физических и юридических лиц, определив ее основными задачами защиту прав и законных интересов потребителей банковских услуг, повышение финансовой доступности и уровня финансовой грамотности населения и субъектов предпринимательства.
4. Согласиться с предложениями Центрального банка, Министерства финансов и Государственного налогового комитета Республики Узбекистан об:
упразднении Республиканской комиссии по сокращению просроченной дебиторской и кредиторской задолженности и укреплению дисциплины платежей в бюджет;
ликвидации государственного унитарного предприятия «Агентство по развитию финансового сектора Республики Узбекистан» при Центральном банке Республики Узбекистан;
отмене практики возложения на заместителя председателя Центрального банка непосредственного руководства деятельностью Республиканской службы инкассации при Центральном банке Республики Узбекистан;
См. предыдущую редакцию.
(абзац седьмой пункта 4 исключен Указом Президента Республики Узбекистан от 22 сентября 2020 года № УП-6066 — Национальная база данных законодательства, 23.09.2020 г., № 06/20/6066/1317)
5. Одобрить с учетом установленных приоритетных направлений деятельности и оптимизации системы управления Центрального банка:
организационную структуру Центрального банка Республики Узбекистан и структуру его центрального аппарата согласно приложениям №№ 1 и 2;
типовую структуру главных управлений Центрального банка Республики Узбекистан по Республике Каракалпакстан, областям и городу Ташкент согласно приложению № 3.
6. Принять к сведению, что в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан»:
правление Центрального банка имеет право вносить, при необходимости, изменения в штатную численность, организационную структуру Центрального банка, структуры его центрального аппарата и главных управлений по Республике Каракалпакстан, областям и городу Ташкент;
Исключить Центральный банк из перечня государственных органов, курируемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
7. Центральному банку в 2018-2019 годах обеспечить поэтапное внедрение современных систем кадровой службы, обеспечивающих грамотный отбор, рациональную расстановку и ротацию кадров, формирование качественного кадрового резерва, а также повышение результативности и мотивации труда работников.
8. Принять к сведению, что постановлениями Президента Республики Узбекистан от 12 сентября 2017 года № ПП-3270 «О мерах по дальнейшему развитию и повышению устойчивости банковской системы республики» и от 13 сентября 2017 года № ПП-3272 «О мерах по дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики»:
Комплекс мероприятий по дальнейшему развитию банковско-финансовой системы на основе передовой банковской практики на период 2017 — 2021 годы;
Комплекс мер по дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики в период 2017 — 2021 годы и поэтапному переходу к режиму инфляционного таргетирования;
б) на Центральный банк, коммерческие банки, задействованные министерства и ведомства возложена персональная ответственность за своевременное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных указанными комплексами мер.
принятие мер по повышению действенности инструментов денежно-кредитной политики для поддержания стабильности цен с внедрением современных видов, механизмов и способов предоставления и изъятия ликвидности;
проведение четкой информационно-коммуникационной политики, направленной на повышение уровня информированности и понимания денежно-кредитной политики общественностью и бизнес-средой;
ведение на системной основе учета и анализа платежного баланса Республики Узбекистан в соответствии с методологией Международного валютного фонда;
широкое использование инновационных технологий для повышения эффективности системы сбора и анализа данных в банковской системе;
действенный надзор за выполнением банками экономических нормативов, в том числе по достаточности капитала, ликвидности, установленных в рамках требований международных принципов банковского надзора;
критический пересмотр нормативно-правовых актов с целью устранения препятствий и создания условий для совершенствования оказания современных банковских услуг, включая организацию деятельности «цифровых» банков и подразделений банков, специализированных на оказании розничных услуг, совершенствование дистанционного банковского обслуживания посредством активного использования инновационных банковских технологий.
отменяется практика реализации в собственность коммерческим банкам предприятий, объявленных банкротами или имеющих непогашенную задолженность по кредитам;
запрещается участие банков в уставном фонде управляющих компаний, инвестиционных компаний и фондов, а также непрофильных банковской деятельности хозяйствующих субъектов.
11. Центральному банку в срок до 1 сентября 2018 года на основе глубокого изучения передового зарубежного опыта, общепризнанных норм и стандартов, экспертных заключений профильных международных финансовых институтов разработать в новой редакции и внести в Кабинет Министров проекты законов Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан» и «О банках и банковской деятельности».
передаче на безвозмездной основе на праве оперативного управления Министерству финансов Республики Узбекистан долей Центрального банка в уставных капиталах акционерного коммерческого Народного банка Республики Узбекистан и акционерного коммерческого банка «Микрокредитбанк»;
установлении порядка, в соответствии с которым запрещается включать в составы наблюдательных советов коммерческих банков, органов хозяйственного управления и других хозяйствующих субъектов работников Центрального банка;
расположении на безвозмездной основе на территории и в зданиях Центрального банка, а также его главных управлений по Республике Каракалпакстан, областям и городу Ташкент соответствующих структурных подразделений подведомственных предприятий и организаций, обеспечивающих деятельность Центрального банка.
составы и положения о Комитете банковского надзора и Кредитном комитете Центрального банка Республики Узбекистан;
Положение о Службе по защите прав потребителей банковских услуг Центрального банка Республики Узбекистан.
Программу мер по совершенствованию организации деятельности и системы управления подведомственных предприятий и организаций, обеспечивающих деятельность Центрального банка.
15. Признать утратившими силу некоторые акты Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 5.
16. Центральному банку совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
17. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на председателя Центрального банка Республики Узбекистан М.Б. Нурмуратова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Указу Президента Республики Узбекистан от 9 января 2018 года № УП-5296
к Указу Президента Республики Узбекистан от 9 января 2018 года № УП-5296
(приложение № 1 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 22 сентября 2020 года № УП-6066 — Национальная база данных законодательства, 23.09.2020 г., № 06/20/6066/1317)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Указу Президента Республики Узбекистан от 9 января 2018 года № УП-5296
к Указу Президента Республики Узбекистан от 9 января 2018 года № УП-5296
(приложение № 2 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 22 сентября 2020 года № УП-6066 — Национальная база данных законодательства, 23.09.2020 г., № 06/20/6066/1317)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к Указу Президента Республики Узбекистан от 9 января 2018 года № УП-5296
к Указу Президента Республики Узбекистан от 9 января 2018 года № УП-5296
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к Указу Президента Республики Узбекистан от 9 января 2018 года № УП-5296
к Указу Президента Республики Узбекистан от 9 января 2018 года № УП-5296
1. Из пункта 2 Указа Президента Республики Узбекистан от 28 октября 1997 года № УП-1875 «О мерах по упорядочению организации капитального строительства» слова «(Республиканской комиссией по денежно-кредитной политике)» исключить.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 2 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 22 сентября 2020 года № УП-6066 — Национальная база данных законодательства, 23.09.2020 г., № 06/20/6066/1317)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 3 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 22 сентября 2020 года № УП-6066 — Национальная база данных законодательства, 23.09.2020 г., № 06/20/6066/1317)
4. Абзац четвертый приложения № 5 к постановлению Президента Республики Узбекистан от 15 ноября 2017 года № ПП-3388 «О мерах по дальнейшему развитию ювелирной промышленности Республики Узбекистан на 2018-2020 годы» изложить в следующей редакции:
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
к Указу Президента Республики Узбекистан от 9 января 2018 года № УП-5296
к Указу Президента Республики Узбекистан от 9 января 2018 года № УП-5296
См. предыдущую редакцию.
(пункт 1 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 27 сентября 2020 года № УП-6075 — Национальная база данных законодательства, 28.09.2020 г., № 06/20/6075/1330)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 2 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 27 сентября 2020 года № УП-6075 — Национальная база данных законодательства, 28.09.2020 г., № 06/20/6075/1330)
3. Указ Президента Республики Узбекистан от 11 июля 1996 года № УП-1492 «О составе Республиканской комиссии по денежно-кредитной политике».
4. Пункт 4 Указа Президента Республики Узбекистан от 18 февраля 1997 года № УП-1710 «Об образовании Национальной компании экспортно-импортного страхования «Узбекинвест».
5. Указ Президента Республики Узбекистан от 1 августа 1997 года № УП-1827 «Об изменении состава Республиканской комиссии по денежно-кредитной политике».
6. Приложение № 9 к Указу Президента Республики Узбекистан от 29 сентября 2000 года № УП-2720 «Об утверждении составов отдельных комиссий».
7. Подпункт «б» пункта 2 приложения к Указу Президента Республики Узбекистан от 5 декабря 2000 года № УП-2772 «О внесении изменений и дополнений в указы Президента Республики Узбекистан».
8. Указ Президента Республики Узбекистан от 2 октября 2002 года № УП-3143 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Узбекистан».
9. Указ Президента Республики Узбекистан от 15 ноября 2002 года № УП-3162 «Об образовании Республиканского банковского совета.
10. Абзац четвертый пункта 1 Указа Президента Республики Узбекистан от 1 октября 2003 года № УП-3323 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Узбекистан».
11. Пункты 1 и 2 приложения к Указу Президента Республики Узбекистан от 27 февраля 2009 года № УП-4087 «О внесении изменений и дополнения в некоторые указы Президента Республики Узбекистан».
12. Пункты 31 и 33 приложения № 2 к Указу Президента Республики Узбекистан от 28 апреля 2010 года № УП-4215 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Республики Узбекистан и решения Правительства Республики Узбекистан».
См. предыдущую редакцию.
(пункт 13 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 30 апреля 2021 года № УП-6218 — Национальная база данных законодательства, 30.04.2021 г., № 06/21/6218/0398)
14. Пункт 7 постановления Президента Республики Узбекистан от 13 июня 2005 года № ПП-97 «О дополнительных источниках финансирования строительства и реконструкции объектов в городе Ташкенте на 2005 год».
15. Пункт 7 приложения к постановлению Президента Республики Узбекистан от 5 августа 2005 года № ПП-147 «О гарантиях бесперебойного обеспечения наличных выплат с депозитных счетов в банках».
См. предыдущую редакцию.
(пункт 16 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 30 апреля 2021 года № УП-6218 — Национальная база данных законодательства, 30.04.2021 г., № 06/21/6218/0398)
17. Пункт 8 постановления Президента Республики Узбекистан от 3 марта 2014 года № ПП-2137 «О мерах по дальнейшему развитию строительных организаций и укреплению их материально-технической базы».
18. Пункт 12 постановления Президента Республики Узбекистан от 4 октября 2017 года № ПП-3309 «Об усовершенствовании системы организации строительства и эксплуатации автодорожных мостов, путепроводов и других искусственных сооружении».