Во исполнение Закона Республики Узбекистан «О воде и водопользовании» и в целях рационального использования водных ресурсов Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить Положение о порядке водопользования и водопотребления в Республике Узбекистан, согласно приложению № 1, и ввести его в действие с 1 апреля 2013 года.
См. предыдущую редакцию.
2. Министерство водного хозяйства, министерство здравоохранения, министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата, министерство горнодобывающей промышленности и геологии, совет министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей, городов и районов:
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац первый пункта 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 февраля 2024 года № 79. См. официальный текст на узбекском языке.
в десятидневный срок разработать конкретные меры по реализации утвержденного Положения и обеспечить неукоснительное соблюдение его требований всеми водопользователями и водопотребителями;
ужесточить контроль за рациональным использованием и охраной вод во всех отраслях экономики, а также за соблюдением установленных лимитов водозабора, ведением учета и отчетности всеми водопользователями и водопотребителями в установленном порядке.
3. Признать утратившими силу, а также внести изменение в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан по перечню согласно приложению № 2.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Информационно-аналитический департамент по вопросам сельского и водного хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции и потребительских товаров Кабинета Министров.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Кабинета Министров от 19 марта 2013 г. № 82
к постановлению Кабинета Министров от 19 марта 2013 г. № 82
1. Настоящее Положение определяет порядок водопользования и водопотребления на территории Республики Узбекистан.
водопользование — использование водных ресурсов юридическими и физическими лицами без изъятия их из водного объекта для собственных нужд;
водопользователь — юридическое или физическое лицо, использующее водные ресурсы без изъятия их из водного объекта для собственных нужд;
водопотребление — использование водных ресурсов юридическими и физическими лицами с изъятием их из водного объекта в установленном порядке для удовлетворения собственных нужд;
водопотребитель — юридическое или физическое лицо, получающее в установленном порядке водные ресурсы с изъятием их из водного объекта для удовлетворения собственных нужд;
ассоциация водопотребителей — негосударственная некоммерческая организация, создаваемая водопотребителями — юридическими лицами на добровольной основе для координации их деятельности в области водных отношений, а также представления и защиты их общих интересов;
водный объект — естественные (ручьи, саи, реки и др.) и искусственные (открытые и закрытые каналы, а также коллекторно-дренажные сети) водотоки, естественные (озера, моря, подземные водоносные горизонты) и искусственные (водохранилища, селехранилища, пруды и др.) водоемы, а также родники и иные объекты, в которых постоянно или временно сосредоточиваются воды и имеются характерные формы и признаки водного режима;
См. предыдущую редакцию.
Государственное учреждение «Служба водоснабжения» — служба, осуществляющая деятельность в составе организаций-пользователей водного хозяйства со статусом юридического лица и созданная для предоставления водоснабжения и других водохозяйственных услуг на основании договора между водохозяйственными организациями и потребителями воды.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Пункт 2 дополнен абзацем девятым постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 февраля 2024 года № 79. См. официальный текст на узбекском языке.
3. Государственное управление в области использования вод осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан, органами государственной власти на местах, а также специально уполномоченными органами государственного управления по регулированию использования вод непосредственно или через бассейновые (территориальные) управления и иными государственными органами.
См. предыдущую редакцию.
4. Министерство водного хозяйства Республики Узбекистан (поверхностные воды), Министерство горнодобывающей промышленности и геологии республики Узбекистан (подземные воды) в пределах своей компетенции являются специально уполномоченными органами государственного управления в области регулирования водопользования.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Пункт 4 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 февраля 2024 года № 79. См. официальный текст на узбекском языке.
См. предыдущую редакцию.
5. Государственный контроль за использованием и охраной вод осуществляют органы государственной власти на местах, Министерство экологии, охраны окружающей среды и изменения климата, Инспекция по контролю за горно-геологической деятельностью при Министерстве горнодобывающей промышленности и геологии, Министерство водного хозяйства и Инспекция по контролю за безопасностью объектов водного хозяйства и водопользованием при Министерстве водного хозяйства, Министерство здравоохранения Республики Узбекистан в порядке, установленном актами законодательства.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Пункт 5 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 сентября 2023 года № 500. См. официальный текст на узбекском языке.
6. Регулирование пользования трансграничными водными объектами (рек Амударьи, Сырдарьи, Зарафшан, Аральского моря и других трансграничных водных объектов), расположенными на территории Республики Узбекистан и других государств в бассейне Аральского моря, осуществляется в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан.
Водопользование и водопотребление, проведение водохозяйственных и водоохранных мероприятий на трансграничных водных объектах осуществляются в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан.
В той мере, в какой водопользование или водопотребление в части трансграничных водных объектов Республики Узбекистан не урегулировано международными договорами Республики Узбекистан, оно осуществляется в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
7. В зависимости от способа забора воды из водного объекта, влияния на состояние вод и водных объектов водопользование подразделяется на общее и специальное водопользование.
Общим водопользованием является использование воды физическими лицами в целях удовлетворения собственных нужд и других потребностей без применения специальных сооружений и устройств, оказывающих влияние на состояние вод и водных объектов.
Специальным водопользованием является водопользование, осуществляемое юридическими и физическими лицами с применением специальных сооружений и устройств, оказывающих влияние на состояние вод и водных объектов. К специальному водопользованию в отдельных случаях может быть также отнесено водопользование без применения специальных сооружений и устройств, но оказывающее влияние на состояние вод и водных объектов.
См. предыдущую редакцию.
Перечень видов общего и специального водопользования устанавливается Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан, министерством здравоохранения Республики Узбекистан, министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан, министерством горнодобывающей промышленности и геологии республики Узбекистан в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац четвертый пункта 7 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 февраля 2024 года № 79. См. официальный текст на узбекском языке.
8. По целевому использованию водопотребление подразделяется на питьевое, коммунально-бытовое, лечебное, курортное, рекреационное, рыбохозяйственное, промышленное, энергетическое, сельскохозяйственное и другие.
9. В зависимости от количества забора воды из водного объекта водопотребление подразделяется на общее и специальное водопотребление.
Общим водопотреблением является водопотребление физическими лицами в целях удовлетворения их личных питьевых, бытовых, рекреационных, лечебных нужд, водопоя животных и других потребностей без применения специальных сооружений и устройств, оказывающих влияние на состояние вод и водных объектов. Индивидуальный забор юридическими и физическими лицами из подземных вод в объеме до 5 куб. м в сутки относится к общему водопотреблению.
Специальным водопотреблением является водопотребление, осуществляемое юридическими и физическими лицами с применением специальных сооружений и устройств, оказывающих влияние на состояние вод и водных объектов. К специальному водопотреблению в отдельных случаях может быть также отнесено водопотребление без применения специальных сооружений и устройств, но оказывающее влияние на состояние вод и водных объектов.
10. Водные ресурсы предоставляются для потребления при соблюдении установленных законодательством требований и условий.
11. Водные объекты или их части могут быть объектами водопользования или источниками водопотребления и предоставляться в пользование или для водопотребления в установленном законодательством порядке.
Водным объектом обособленного пользования является водный объект, полностью или частично переданный в пользование юридическим или физическим лицам в установленном законодательством порядке.
Водным объектом совместного пользования является водный объект, не предоставленный в обособленное пользование.
13. Водные объекты предоставляются в постоянное или временное пользование. Постоянным признается пользование без заранее установленного срока. Временное пользование может быть краткосрочным — до трех лет и долгосрочным — до двадцати лет.
Сроки временного пользования водными объектами по ходатайству заинтересованных пользователей могут быть продлены государственными органами, принявшими решение о предоставлении водного объекта в обособленное пользование или выдавшими разрешение на специальное водопользование.
14. Водные объекты предоставляются водопользователям в пользование для удовлетворения сельскохозяйственных, питьевых, лечебных и бытовых нужд водопотребителей, курортных, рекреационных и других нужд населения, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных государственных или общественных надобностей при соблюдении предусмотренных законодательством требований и условий.
См. предыдущую редакцию.
15. На водных объектах, предоставленных в обособленное пользование, общее водопользование и водопотребление допускается на условиях, установленных организациями, эксплуатирующими эти водные объекты, по согласованию с органами водного хозяйства, по экологии и охране окружающей среды, а при необходимости — может быть запрещено в соответствии с законодательством.
(абзац первый пункта 15 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 октября 2018 года № 813 — Национальная база данных законодательства, 10.10.2018 г., № 09/18/813/2027 — вступает в силу с 11 января 2019 года)
Изъятие водных объектов из обособленного пользования производится в порядке, установленным законодательством.
См. предыдущую редакцию.
16. На водных объектах общего пользования и водопотребление разрешается на условиях, установленных государственными учреждениями «служба водоснабжения», по согласованию с органами государственной власти в области экологии и охраны окружающей среды, а при необходимости может быть запрещено в соответствии с законодательством.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Пункт 16 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 февраля 2024 года № 79. См. официальный текст на узбекском языке.
водных ресурсов трансграничных водных объектов (рек Амударьи, Сырдарьи, Зарафшан, их притоков, протекающих по территории нескольких республик) по лимитам, установленным протокольными решениями Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК), а также межправительственными решениями (из малых трансграничных рек);
поверхностного стока на территории Узбекистана с учетом поправок, вносимых исходя из фактической водности, а также за счет перерегулирования и переброски стоков;
20. Лимиты водозабора, устанавливаемые для нужд озеленения, спортивных и оздоровительных объектов, по приоритетности приравниваются к коммунальным нуждам.
21. Лимиты водозабора на территории Республики Узбекистан устанавливаются уполномоченными на то организациями и являются обязательными для всех водопользователей и водопотребителей.
См. предыдущую редакцию.
22. Лимиты забора воды устанавливаются органами водного хозяйства, за исключением фермерских и дехканских хозяйств и других потребителей воды, обслуживаемых государственными учреждениями «служба водоснабжения», а также коммунальных и бытовых предприятий и организаций, обслуживаемых соответствующими организациями-пользователями.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Пункт 22 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 февраля 2024 года № 79. См. официальный текст на узбекском языке.
См. предыдущую редакцию.
23. Лимиты водозабора устанавливаются органами водного хозяйства по водным источникам (реки, коллекторно-дренажные воды, а также другие поверхностные воды), бассейновым ирригационным системам, магистральным каналам (системам), ирригационным системам, отраслям экономики, территориям, по водопользователям и водопотребителям.
См. предыдущую редакцию.
Лимиты водозабора из подземных вод устанавливаются органами водного хозяйства по согласованию с органами по геологии и минеральным ресурсам.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац второй пункта 23 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 мая 2020 года № 310. См. официальный текст на узбекском языке.
См. предыдущую редакцию.
Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан — Министерству водного хозяйства Республики Каракалпакстан и бассейновым управлениям ирригационных систем, управлениям магистральных каналов (систем) межобластного и трансграничного значения, отдельным предприятиям и организациям, эксплуатирующим крупные и особо важные водные, энергетические и коммунально-бытовые объекты, по источникам, территориям и отраслям экономики;
См. предыдущую редакцию.
Министерством водного хозяйства Республики Каракалпакстан и бассейновыми управлениями ирригационных систем — управлениям ирригационных систем, государственным учреждениям «служба водоснабжения», а также другим водопользователям и водопотребителям — по источникам, территориям и отраслям экономики от водных объектов областного (Республики Каракалпакстан) или межрайонного значения;
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац третий пункта 24 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 февраля 2024 года № 79. См. официальный текст на узбекском языке.
См. предыдущую редакцию.
народные депутаты назначаются районными (городскими) советами — водопользователям, а также иным водопользователям и водопотребителям — по источникам, территориям и отраслям хозяйства из водных объектов районного значения.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац четвертый пункта 24 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 февраля 2024 года № 79. См. официальный текст на узбекском языке.
См. предыдущую редакцию.
(абзац пятый пункта 24 исключен постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 февраля 2024 года № 79)
Лимит водозабора из подземных вод для несельскохозяйственных нужд устанавливается при оформлении разрешения на специальное водопользование или водопотребление на период срока действия разрешения.
(пункт 24 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 октября 2018 года № 813 — Национальная база данных законодательства, 10.10.2018 г., № 09/18/813/2027 — вступает в силу с 11 января 2019 года)
См. предыдущую редакцию.
25. Лимит забора воды из системы коммунального водоснабжения водопользователям и водопотребителям устанавливается соответствующей эксплуатационной организацией, обслуживающей их, в порядке, определяемом Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Пункт 25 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 февраля 2024 года № 79. См. официальный текст на узбекском языке.
26. Лимиты водозабора устанавливаются с учетом прогноза и фактической водности источников два раза в год — для нужд сельского хозяйства и один раз в год — для других нужд и являются обязательными для водопользователей и водопотребителей.
27. Планирование использования вод и установление лимитов водозабора должны обеспечивать научно обоснованное распределение вод между водопользователями и водопотребителями с учетом первоочередного удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, условий охраны и предупреждения их вредного воздействия.
При этом учитываются данные государственного водного кадастра, водохозяйственные балансы, схемы комплексного использования и охраны вод.
28. Водопользователям и водопотребителям лимиты водозаборов устанавливаются при предоставлении ими в установленном порядке:
планов водопользования или водопотребления, утвержденных в установленном порядке (за исключением водопользователей и водопотребителей системы водопроводно-коммунального водоснабжения).
29. Места забора воды водопользователей и водопотребителей должны иметь паспорт, зарегистрированный в обслуживающей эксплуатационной организации. Места водозаборов подлежат оснащению средствами учета воды (гидропост), которые проходят аттестацию в установленном порядке.
Учет воды, забираемой фермерскими и дехканскими хозяйствами, а также населением, при сельскохозяйственном водопотреблении до оснащения соответствующих их мест водозабора средствами учета может быть проведен объемным, расчетным и другими способами, с учетом фактических площадей орошения, количества поливов, режима орошения сельскохозяйственных культур, продолжительности водозабора и др.
Порядок регистрации паспортов мест забора воды водопользователей и водопотребителей, а также аттестации средств учета воды (гидропостов) устанавливается:
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый подпункта «а» пункта 29 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 октября 2018 года № 813 — Национальная база данных законодательства, 10.10.2018 г., № 09/18/813/2027 — вступает в силу с 11 января 2019 года)
См. предыдущую редакцию.
из искусственных водных объектов, находящихся на балансах эксплуатационных водохозяйственных организаций Министерства водного хозяйства Республики Узбекистан и иных организаций;
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац второй подпункт «а» пункта 29 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 мая 2020 года № 310. См. официальный текст на узбекском языке.
См. предыдущую редакцию.
По согласованию с Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан, а также Министерством горной промышленности и геологии Республики Узбекистан (по подземным водам) — определяется по природным водоемам;
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац третий подпункта «а» пункта 29 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 февраля 2024 года № 79. См. официальный текст на узбекском языке.
из термальных и минеральных вод — по согласованию с Государственной инспекцией Республики Узбекистан по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан;
См. предыдущую редакцию.
б) министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства – определяется в системе коммунального водоснабжения.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Подпункт «б» пункта 29 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 февраля 2024 года № 79. См. официальный текст на узбекском языке.
См. предыдущую редакцию.
Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан ежегодно в срок до 15 сентября — на осенне-зимний период (с 1 октября по 31 марта) и до 15 марта — на период вегетации (с 1 апреля по 30 сентября);
(абзац второй пункта 30 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 октября 2018 года № 813 — Национальная база данных законодательства, 10.10.2018 г., № 09/18/813/2027 — вступает в силу с 11 января 2019 года)
См. предыдущую редакцию.
Министерством водного хозяйства Республики Каракалпакстан и бассейновыми управлениями ирригационных систем ежегодно в срок до 20 сентября — на осенне-зимний период и до 20 марта — на период вегетации;
(абзац третий пункта 30 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 октября 2018 года № 813 — Национальная база данных законодательства, 10.10.2018 г., № 09/18/813/2027 — вступает в силу с 11 января 2019 года)
См. предыдущую редакцию.
народные депутаты назначаются районными (городскими) кенгашами — ежегодно в срок до 1 октября — на осенне-зимний период и до 1 апреля — на вегетационный период.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац четвертый пункта 30 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 февраля 2024 года № 79. См. официальный текст на узбекском языке.
См. предыдущую редакцию.
(абзац пятый пункта 30 исключен постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 февраля 2024 года № 79)
Лимиты водозабора несельскохозяйственным водопользователям и водопотребителям устанавливаются один раз в год — до 1 октября ежегодно.
Лимиты водозабора несельскохозяйственным водопользователям и водопотребителям из подземных вод устанавливаются один раз на период срока действия специального разрешения.
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
приказом Министерства водного хозяйства Республики Узбекистан на основе прогноза Центра гидрометеорологической службы Республики Узбекистан;
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац второй пункта 31 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 апреля 2021 года № 200. См. официальный текст на узбекском языке.
См. предыдущую редакцию.
Министерство водного хозяйства Республики Каракалпакстан и ирригационные системы утверждаются приказами бассейновых управлений и решениями районных (городских) советов народных депутатов.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац третий пункта 31 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 февраля 2024 года № 79. См. официальный текст на узбекском языке.
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый пункта 31 исключен постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 февраля 2024 года № 79)
См. предыдущую редакцию.
32. Лимиты забора воды для водопользователей и водопотребителей воды для нужд коммунально-бытового хозяйства утверждаются приказом, установленным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства, приказами соответствующих обслуживаемых ими организаций-потребителей.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Пункт 32 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 февраля 2024 года № 79. См. официальный текст на узбекском языке.
33. Для получения лимитов водозабора для сельскохозяйственных нужд водопользователи и водопотребители за месяц до начала осенне-зимнего и вегетационного периодов, а для несельскохозяйственных нужд — ежегодно до 1 сентября, должны письменно обратиться в соответствующую обслуживающую их эксплуатационную организацию, с предоставлением необходимых документов по перечню согласно пункту 28 настоящего Положения.
См. предыдущую редакцию.
34. Лимиты водозабора должны отражать общий объем разрешенного водозабора по источникам (река, сай, родник, водоем, ирригационная система, магистральный канал (система), оросительная и коллекторная сеть, подземные воды и другие источники воды), с декадной их разбивкой по конкретным местам водозабора.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Пункт 34 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 мая 2020 года № 310. См. официальный текст на узбекском языке.
35. При установлении лимитов водозабора должна соблюдаться приоритетность отрасли и равная процентная обеспеченность всех водопользователей и водопотребителей отдельно по источникам и ирригационным системам, с учетом ожидаемой водности.
36. Лимиты водозабора, за исключением случаев понижения водности источников, не могут быть изменены без согласия водопользователей и водопотребителей.
В случаях понижения или повышения водности источников лимиты водозаборов могут быть в оперативном порядке откорректированы с разрешения вышестоящей уполномоченной организации, без изменения параметров плана водопользования или водопотребления.
37. В двухмесячный срок по окончании установленного периода водопользования и водопотребления уполномоченными организациями, с учетом фактической водности источников, утверждаются окончательные лимиты водозаборов за прошедший период.
38. Водопользование и водопотребление осуществляются на основе планов водопользования и водопотребления с учетом ежегодной фактической водообеспеченности. Планы водопользования и водопотребления составляются в соответствии с утвержденными нормативными документами в пределах выделенных лимитов водозабора самими водопользователями и водопотребителями.
Планирование водопользования и водопотребления на коллекторно-дренажной сети осуществляется с учетом мелиоративного состояния земель и качества коллекторно-дренажной воды.
См. предыдущую редакцию.
39. Планы водопотребления фермерских и дехканских хозяйств, органов самоуправления граждан и других водопотребителей утверждаются обслуживающими их государственными учреждениями «служба водоснабжения». Государственные учреждения «Служба водоснабжения» обобщают планы водоснабжения и составляют планы водопользования объединений.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац первый пункта 39 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 февраля 2024 года № 79. См. официальный текст на узбекском языке.
См. предыдущую редакцию.
Планы водопользования государственных учреждений «служба водоснабжения», а также других водопользователей и водопотребителей обобщаются Министерством водного хозяйства Республики Каракалпакстан и бассейновыми управлениями ирригационных систем.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац второй пункта 39 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 февраля 2024 года № 79. См. официальный текст на узбекском языке.
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 40 исключен постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 февраля 2024 года № 79)
См. предыдущую редакцию.
По государственным учреждениям «служба водоснабжения», управлениям ирригационной системы, управлениям магистральных каналов (систем) — по согласованию с соответствующими территориальными органами Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан, Министерством водного хозяйства Республики Каракалпакстан и бассейновыми управлениями ирригационных систем;
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац второй пункта 40 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 февраля 2024 года № 79. См. официальный текст на узбекском языке.
См. предыдущую редакцию.
по Министерству водного хозяйства Республики Каракалпакстан и бассейновым управлениям ирригационных систем, водохозяйственным организациям, использующим крупные и особо важные водохозяйственные объекты, — Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац четвертый пункта 40 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 мая 2020 года № 310. См. официальный текст на узбекском языке.
См. предыдущую редакцию.
41. Планы водопользования и водопотребления для нужд коммунально-бытовых хозяйств составляются и утверждаются в соответствии с порядком, установленным министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Пункт 41 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 февраля 2024 года № 79. См. официальный текст на узбекском языке.
42. Планы водопользования и водопотребления являются неотъемлемой частью договора о водопользовании и водопотреблении.
См. предыдущую редакцию.
43. Водные отношения между водопользователями и водопотребителями, а также другими водохозяйственными органами и иными юридическими и физическими лицами регулируются на договорной основе.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Пункт 43 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 февраля 2024 года № 79. См. официальный текст на узбекском языке.
44. Услуги водопользователей по доставке воды, а также другие оказанные водохозяйственные услуги оплачиваются на договорной основе.
См. предыдущую редакцию.
Условия и случаи взимания платы за оказанные услуги по доставке воды эксплуатационными водохозяйственными организациями Министерства водного хозяйства Республики Узбекистан устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
(абзац второй пункта 44 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 октября 2018 года № 813 — Национальная база данных законодательства, 10.10.2018 г., № 09/18/813/2027 — вступает в силу с 11 января 2019 года)
См. предыдущую редакцию.
45. Типовые формы договоров водопользования и водопотребления заключаются министерством водного хозяйства (за исключением случаев водопользования и водопотребления в системе коммунального водоснабжения) с министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан (при заборе воды из природных водных объектов), министерством горнодобывающей промышленности и геологии республики Узбекистан (при заборе воды из природных водных объектов), министерством Республики Узбекистан) и по согласованию с Министерством юстиции Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац первый пункта 45 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 февраля 2024 года № 79. См. официальный текст на узбекском языке.
См. предыдущую редакцию.
Типовые формы договоров водопользования и водопотребления в системе коммунального водоснабжения утверждаются в соответствии с порядком, установленным министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац второй пункта 45 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 февраля 2024 года № 79. См. официальный текст на узбекском языке.
46. Юридические и физические лица заключают договоры о водопользовании и водопотреблении с соответствующими обслуживающими их эксплуатационными организациями.
47. Обязательным требованием при заключении договора о водопользовании или водопотреблении является наличие:
См. предыдущую редакцию.
оснащения водозаборов приборами контроля и учета воды (за исключением приусадебных земель населения);
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Пункт 47 дополнен абзацем вторым постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 мая 2020 года № 310. См. официальный текст на узбекском языке.
утвержденного плана водопользования или водопотребления на основании лимитов водозабора (за исключением граждан при коммунально-бытовом водопотреблении);
См. предыдущую редакцию.
48. Заключенные в установленном порядке договоры о водопользовании и водопотреблении подлежат учету:
в Министерстве водного хозяйства Республики Узбекистан — договоры, заключенные с отдельными организациями, эксплуатирующими водные объекты межобластного и трансграничного значения, а также крупные и особо важные объекты;
в Министерстве водного хозяйства Республики Каракалпакстан и бассейновых управлениях ирригационных систем — договоры, заключенные с эксплуатационными организациями, входящими в состав Министерства водного хозяйства Республики Каракалпакстан и бассейновых управлений ирригационных систем;
См. предыдущую редакцию.
Договоры, заключаемые государственными учреждениями «служба водоснабжения» с фермерскими и дехканскими хозяйствами, органами самоуправления граждан и другими водопотребителями и водопользователями в зоне их обслуживания, — учитываются в районных отделах сельского хозяйства.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац четвертый пункта 48 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 февраля 2024 года № 79. См. официальный текст на узбекском языке.
Перечень договоров, подлежащих учету в Министерстве водного хозяйства Республики Узбекистан, Министерстве водного хозяйства Республики Каракалпакстан и бассейновых управлениях ирригационных систем, в районных отделах сельского хозяйства, утверждается Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
Реестр договоров о водопользовании и водопотреблении передается Инспекции по контролю за безопасностью объектов водного хозяйства и водопользованием при Министерстве водного хозяйства Республики Узбекистан и ее территориальным управлениям (при водопользовании и водопотреблении из искусственных водных объектов), а также соответствующим органам Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан (при водопользовании и водопотреблении из естественных водных объектов) для обеспечения контроля в установленном порядке.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац шестой пункта 48 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 сентября 2023 года № 500. См. официальный текст на узбекском языке.
См. предыдущую редакцию.
Договоры о водопользовании и водопотреблении, заключаемые организациями-пользователями системы коммунального водоснабжения с водопользователями и водопотребителями, учитываются в порядке, установленном Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац седьмой пункта 48 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 февраля 2024 года № 79. См. официальный текст на узбекском языке.
49. Права и обязанности сторон определяются договором согласно требованиям Закона Республики Узбекистан «О воде и водопользовании» и иными актами законодательства.
50. Забор водных ресурсов для водопользования и водопотребления осуществляется только при наличии договора о водопользовании и водопотреблении, поставленного в установленном порядке на учет, по согласованию с обслуживающей эксплуатационной организацией.
51. Забор воды из водных объектов осуществляется только по письменным заявкам водопользователей и водопотребителей (за исключением случаев забора воды из системы коммунального водоснабжения, а также подземных водоемов) по их готовности к водопользованию и водопотреблению, на основании плана водопользования и водопотребления, в пределах установленного лимита водозабора.
Заявки на забор водных ресурсов водопользователями и водопотребителями подаются обслуживающей эксплуатационной организации или его уполномоченному лицу за десять дней до начала водозабора, в установленной форме, с указанием конкретных мест и сроков (начало и конец) забора, а также количества водных ресурсов, с указанием цели их использования или потребления.
Заявленное количество водных ресурсов для забора из источника не должно превышать утвержденного лимита водозабора.
В случае необходимости снижения объема или остановки забора водных ресурсов водопользователи и водопотребители должны письменно (в аварийных случаях — по телефону) сообщить об этом соответствующей обслуживающей эксплуатационной организации или его уполномоченному лицу.
52. Места забора водных ресурсов должны быть оснащены соответствующими средствами их регулирования и учета. Средства регулирования и учета должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии. Оснащение мест водозабора средствами регулирования и учета водных ресурсов производится водопользователями и водопотребителями по принадлежности.
53. Водопользователи и водопотребители обязаны принимать комплексные меры, направленные на экономное и рациональное использование выделенных водных ресурсов, а также охрану вод.
См. предыдущую редакцию.
54. Учет и отчетность, а также мониторинг водных ресурсов в водопользовании и водопотреблении осуществляются в порядке, установленном Кабинетом министров.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац первый пункта 54 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 апреля 2021 года № 174. См. официальный текст на узбекском языке.
См. предыдущую редакцию.
Порядок получения, учета и отчетности водных ресурсов при водопользовании и водопотреблении в системе коммунального водоснабжения устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац второй пункта 54 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 февраля 2024 года № 79. См. официальный текст на узбекском языке.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 55 утратил силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 апреля 2021 года № 174)
ликвидации предприятия, учреждения, организации, фермерского хозяйства, ликвидации (прекращения деятельности) дехканского хозяйства;
Право водопользования или водопотребления (кроме права пользования водами для питьевых и бытовых нужд) может быть прекращено также в случаях:
нарушения правил водопользования или водопотребления и охраны вод (водопользование и водопотребление без заключения соответствующего договора, забор водных ресурсов без подачи заявки и разрешения на водозабор, забор воды из незарегистрированных мест, использование технически непригодных средств управления и учета воды, повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации, систематический срыв ведения учета водозабора и отчетности по водопользованию и водопотреблению, сброс сточных вод в водные объекты сверх установленной нормы и низкого качества и др.);
нецелевого водопользования или водопотребления (использование воды в целях, не указанных в договорах на водопользование и водопотребление, сброс поливной воды в коллекторно-дренажные сети, несоблюдение агротехнических приемов рационального использования водных ресурсов и др.);
сверхлимитного водозабора (забор воды сверх установленного лимита водозабора в договоре по водопотреблению);
при неуплате за оказанные услуги по доставке воды и другие оказанные водохозяйственные услуги, предусмотренные в договоре по водопользованию и водопотреблению.
аннулирования разрешения на специальное водопользование или водопотребление, а также расторжения договора на водопользование и водопотребление;
Прекращение специального водопользования или водопотребления осуществляется в установленном законодательством порядке по решению органа, выдавшего разрешение на него.
58. При нарушении порядка водопользования и водопотребления обслуживающими эксплуатационными организациями могут быть приняты в отношении водопользователей и водопотребителей меры, предусмотренные договором.
См. предыдущую редакцию.
Надзор за соблюдением порядка водопользования и водопотребления из естественных водных объектов осуществляют органы Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата, а также Инспекции по контролю за безопасностью объектов водного хозяйства и водопользованием при Министерстве водного хозяйства Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац второй пункта 58 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 сентября 2023 года № 500. См. официальный текст на узбекском языке.
См. предыдущую редакцию.
Надзор за соблюдением порядка водопользования и водопотребления из искусственных водных объектов осуществляет Инспекция по контролю за безопасностью объектов водного хозяйства и водопользованием при Министерстве водного хозяйства Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац третий пункта 58 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 сентября 2023 года № 500. См. официальный текст на узбекском языке.
59. За нарушение порядка водопользования и водопотребления граждане и должностные лица привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности.
См. предыдущую редакцию.
60. В отношении водопользователей и водопотребителей при нарушении ими порядка водозабора для сельскохозяйственных, рыбохозяйственных, промышленных, энергетических и коммунально-бытовых нужд применяются следующие штрафные санкции:
См. предыдущую редакцию.
за сверхлимитный водозабор водопотребителями - 20% от установленного размера базовой расчетной величины за каждую тысячу кубометров сверхлимитно забранной воды;
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац второй пункта 60 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 декабря 2019 года № 1046. См. официальный текст наузбекском языке.
См. предыдущую редакцию.
за забор воды без оснащения водозаборов приборами контроля и учета воды, а также за забор воды из неразрешенных мест водозаборов, а также без заключения договоров водопользователями и водопотребителями — 30% от установленного размера базовой расчетной величины за каждую тысячу кубометров забранной воды;
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац третий пункта 60 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 мая 2020 года № 310. См. официальный текст на узбекском языке.
См. предыдущую редакцию.
за забор воды без разрешений на специальное водопользование или водопотребление водопользователями и водопотребителями — 40% от установленного размера базовой расчетной величины за каждую тысячу кубометров забранной воды;
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац четвертый пункта 60 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 декабря 2019 года № 1046. См. официальный текст на узбекском языке.
См. предыдущую редакцию.
самовольный захват воды водопользователями и водопотребителями — 30% от установленного размера базовой расчетной величины за каждую тысячу кубометров забранной воды.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац пятый пункта 60 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 декабря 2019 года № 1046. См. официальный текст на узбекском языке.
При повторном нарушении порядка водопользования и водопотребления в течение одного года штрафные санкции, указанные в настоящем пункте, применяются в десятикратном размере.
Штрафные санкции за сверхлимитный водозабор для сельскохозяйственных водопотребителей применяются два раза в год (по итогам осенне-зимнего и вегетационного периодов), а для остальных водопотребителей — один раз по итогам календарного года.
В договорах о водопользовании и водопотреблении помимо штрафных санкций, указанных в настоящем пункте, могут быть предусмотрены и другие дополнительные меры ответственности.
(пункт 60 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 октября 2018 года № 813 — Национальная база данных законодательства, 10.10.2018 г., № 09/18/813/2027 — вступает в силу с 11 января 2019 года)
61. Штрафные санкции, указанные в пункте 60 настоящего Положения, применяются в установленном порядке:
См. предыдущую редакцию.
Инспекцией по контролю за безопасностью объектов водного хозяйства и водопользованием при Министерстве водного хозяйства Республики Узбекистан и ее территориальными управлениями - при водозаборе из искусственных водных объектов;
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац второй пункта 61 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 сентября 2023 года № 500. См. официальный текст на узбекском языке.
См. предыдущую редакцию.
территориальными органами Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата, а также Инспекции по контролю за безопасностью объектов водного хозяйства и водопользованием при Министерстве водного хозяйства Республики Узбекистан — при водозаборе из естественных водных объектов.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац третий пункта 61 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 сентября 2023 года № 500. См. официальный текст на узбекском языке.
62. За нарушения установленного порядка водопользования и водопотребления в коммунально-бытовом хозяйстве принимаются меры в соответствии с законодательством.
63. В отношении водопользователей и водопотребителей — субъектов предпринимательства штрафные санкции, указанные в пункте 60 настоящего Положения, применяются судом, за исключением случаев признания ими вины и добровольной уплаты штрафных санкций.
См. предыдущую редакцию.
В остальных случаях применение штрафных санкций осуществляется органами, указанными в пункте 61 настоящего Положения, в порядке, установленном Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан и Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан, Инспекцией по контролю за безопасностью объектов водного хозяйства и водопользованием при Министерстве водного хозяйства Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац второй пункта 63 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 сентября 2023 года № 500. См. официальный текст на узбекском языке.
См. предыдущую редакцию.
64. Ликвидация самовольно построенных водозаборных сооружений и открытых водозаборных площадок, а также установленных водозаборных устройств (насосная станция, сифон и др.) и приведение его в первоначальное состояние осуществляются самим нарушителем или за счет его средств.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Пункт 64 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 мая 2020 года № 310. См. официальный текст на узбекском языке.
См. предыдущую редакцию.
65. Организации, фермерские и дехканские хозяйства и граждане обязаны возместить убытки, причиненные нарушением водного законодательства, в порядке, установленном законодательством.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Пункт 65 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 мая 2020 года № 310. См. официальный текст на узбекском языке.
См. предыдущую редакцию.
66. Денежные средства, поступающие от применения штрафных санкций, указанных в пункте 60 настоящего Положения, распределяются между Государственным бюджетом, Фондом развития водного хозяйства при Министерстве водного хозяйства Республики Узбекистан и Фондом экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан в установленном законодательством порядке.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Пункт 60 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 сентября 2023 года № 500. См. официальный текст на узбекском языке.
См. предыдущую редакцию.
67. Средства, поступающие от наложения административных взысканий за нарушение правил водопользования и водопотребления, а также штрафных санкций за нарушение порядка водозабора, распределяются в следующем порядке:
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 67 исключен постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 сентября 2023 года № 500)
См. предыдущую редакцию.
70 процентов — в Фонд развития водного хозяйства при Министерстве водного хозяйства Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац третий пункта 67 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 сентября 2023 года № 500. См. официальный текст на узбекском языке.
См. предыдущую редакцию.
Средства, указанные в абзаце четвертом настоящего пункта, используются Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан в порядке, установленном актами законодательства.
Комментарий LexUz
Неофициальный перевод. Абзац четвертый пункта 67 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 сентября 2023 года № 500. См. официальный текст на узбекском языке.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Кабинета Министров от 19 марта 2013 г. № 82
к постановлению Кабинета Министров от 19 марта 2013 г. № 82
а) постановление Кабинета Министров от 3 августа 1993 г. № 385 «О лимитированном водопользовании в Республике Узбекистан»;
б) пункт 2 приложения № 1 к постановлению Кабинета Министров от 24 сентября 2003 г. № 411 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Узбекистан» (СП Республики Узбекистан, 2003 г., № 9, ст.88);
в) пункт 3 приложения № 3 к постановлению Кабинета Министров от 25 октября 2004 г. № 499 «О мерах по упорядочению отчислений во внебюджетные фонды министерств и ведомств» (СП Республики Узбекистан, 2004 г., № 10, ст.100).
2. В постановлении Кабинета Министров от 2 апреля 2010 г. № 62 «О мерах по упорядочению отчислений средств во внебюджетные фонды министерств и ведомств» (СП Республики Узбекистан, 2010 г., № 4, ст. 14):
а) в графе «Источник формирования» пункта 20 приложения № 1 слова «Штрафы за перебор лимита воды» заменить словами «Штрафы за сверхлимитный водозабор, забор воды из неразрешенных мест водозаборов, а также самовольный захват воды водопользователями и водопотребителями»;