Комментарий LexUz
Настоящее постановление будет выведено из государственного реестра с 10 августа 2021 года приказом министра юстиции Республики Узбекистан от 6 мая 2021 года № 11-мх «О выведении из Государственного реестра ведомственных нормативно-правовых актов некоторых ведомственных нормативно-правовых актов» (рег. № 3298 от 06.05.2021 г.).
На основании статей 3, 7 и 51 Закона Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан» Правление Центрального банка Республики Узбекистан постановляет:
2. Департаменту бухгалтерского учета, отчетности и кассового исполнения Государственного бюджета (Д.А. Орипов) в течение 10 дней представить данное Положение в Министерство юстиции Республики Узбекистан для государственной регистрации.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 31 января 2004 года после государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя Центрального банка М.Р. Жумагалдиева.
«УТВЕРЖДЕНО»
постановлением Правления Центрального
банка Республики Узбекистан
от 8 ноября 2003 г. № 27 / 3
постановлением Правления Центрального
банка Республики Узбекистан
от 8 ноября 2003 г. № 27 / 3
Данное Положение разработано в соответствии с законами Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан», «О банках и банковской деятельности» и «О бухгалтерском учете» и устанавливает порядок бухгалтерского учета грантов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее по тексту — МСФО) для коммерческих банков Республики Узбекистан (далее по тексту — банки).
Настоящее Положение применяется банками для ведения бухгалтерского учета грантов, получаемых банками от правительства, правительственных органов и аналогичных организаций, в том числе местных, национальных или международных. Данное Положение не применяется в отношении грантов, получаемых от акционеров банка.
грант — это содействие со стороны правительства, правительственных органов и аналогичных организаций, в том числе местных, национальных или международных, в виде передачи ресурсов банку на определенных условиях, связанных с финансированием соответствующих затрат в прошлой или будущей операционной деятельности банка. К грантам не относятся те виды правительственной помощи, которые не могут быть обоснованно оценены, или такие операции с правительством, которые не отличаются от обычных операций банка. Примерами такой правительственной помощи могут являться предоставление бесплатных технических или маркетинговых консультаций или предоставление гарантий;
правительственная помощь — это действия правительства, направленные на предоставление экономических выгод банку или банковской системе в целом. Правительственная помощь в контексте данного Положения не включает косвенные выгоды, предоставляемые посредством влияния на общие условия функционирования, например, создание инфраструктуры в развивающихся районах или установление определенных ограничений для конкурентов;
гранты, относящиеся к активам — это гранты, основное условие предоставления которых состоит в том, что банк, получающий грант, принимает обязательство купить, построить или же каким-либо иным способом приобрести долгосрочные активы. Оно может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими вид активов, их местонахождение или сроки их приобретения или владения;
условно-безвозвратные кредиты — это кредиты, от погашения которых кредитор отказывается при выполнении определенных предписанных условий;
справедливая стоимость — это сумма, на которую можно обменять актив или погасить обязательство при совершении сделки на общих условиях между хорошо осведомленными, желающими совершить такую операцию сторонами.
2. Гранты на пропорциональной основе относятся на доходы тех периодов, в которые понесены соответствующие расходы, связанные с выполнением условий гранта.
Фактическое получение гранта не является обоснованием для утверждения, что условия, связанные с грантом, были или будут выполнены.
5. Банки признают грант в качестве дохода одним и тем же способом вне зависимости от того, был ли он получен в виде денежных средств в начале выполнения условий гранта или по частям на протяжении определенного периода времени, или в виде сокращения обязательства перед правительством, правительственными органами и аналогичными организациями, в том числе местными, национальными или международными.
6. Следующие гранты должны признаваться в качестве дохода того периода, когда они подлежат получению:
б) предоставляемые в виде оказания правительством непосредственной финансовой поддержки банку без каких-либо связанных с грантом затрат в будущем.
7. Грант может быть предоставлен в виде передачи неденежного актива, в том числе оборудования, земли или других ресурсов, для использования банком. В этих случаях банк должен оценить справедливую стоимость неденежного актива и учитывать грант и актив по этой справедливой стоимости.
9. Отсроченный доход по грантам, относящимся к амортизируемым активам, признается в качестве дохода путем кредитования счета «Прочие беспроцентные доходы» на пропорциональной основе на протяжении срока полезной службы актива (приложение № 1).
10. Отсроченный доход по грантам, относящимся к доходу или не амортизируемым активам, признается в качестве дохода путем кредитования счета «Прочие беспроцентные доходы» пропорционально признанию тех расходов, которые они должны компенсировать (приложение № 2).
11. При возникновении обстоятельств, при которых банку необходимо возвращать грант, сумма возврата, прежде всего, должна быть вычтена из любой неамортизированной суммы отсроченного дохода, возникшего в связи с этим грантом. В случае если возвращаемая сумма превышает любой отсроченный доход или такой отсроченный доход отсутствует, возврат суммы должен признаваться немедленно в качестве расхода (приложение № 3).
а) учетную политику, принятую для представления грантов, в том числе методы представления, принятые в отношении финансовой отчетности;
б) характер и размер грантов, признаваемых в финансовых отчетах, а также указание других форм правительственной помощи, от которых банк получил прямую выгоду; и
в) невыполненные условия и прочие условные события, связанные с правительственной помощью, которая была признана.
1 января 20х3 года Банк А получил грант от правительства в размере 10 млн. сум. в целях приобретения спецтранспорта для доставки пенсий в областные филиалы банка. Стоимость спецтранспорта — 16 млн. сум. Транспортное средство будет амортизироваться по прямолинейному методу в течение 5 лет. Ожидается, что ликвидационная стоимость транспортного средства составит 1 млн. сум.
Грант должен быть представлен в балансовом отчете и отчете о прибылях и убытках 31 декабря 20х3 года следующим образом:
Оборудование | 16 000 000 | ||
Накопленный износ | 3 000 000 | ||
Отсроченный доход | 8 000 000 | ||
Отчет о прибылях и убытках (неполный) | |||
Прочий доход | 2 000 000 | ||
Расходы на износ | 3 000 000 |
1 января 20х3 года Банк А получил грант от правительства в размере 2 млн. сум. для покрытия расходов по транспортировке и оплате труда персонала, связанных с доставкой и распределением пенсионных выплат на протяжении 2-х последующих лет, с условием того, что банк должен производить распределение в соответствии с указаниями правительства. В случае невыполнения условий гранта на протяжении 2-х лет полная сумма гранта должна быть возвращена. На момент получения гранта банк произвел следующие бухгалтерские проводки:
Банк предполагает, что затраты по этим услугам составят ежегодно по 1,2 млн. сум. на протяжении 2-х лет. В 20х3 году банк понес соответствующие расходы в размере 1,2 млн. сум. (600 000 сум. — транспортные расходы; 600 000 сум. — зарплата сотрудникам).
(б) Следующим образом, должна быть представлена выгода, получаемая от гранта, в отчете о прибылях и убытках за год, завершившийся 31 декабря 20х3 года.
Местные органы власти выделили Банку А 10 га земли в окрестностях города. Условием, сопутствующим этому гранту, было требование к банку привести в порядок эту территорию и проложить дороги с привлечением рабочих из поселения, где расположен этот участок земли. Правительство установило минимальный оклад, который должен выплачиваться рабочим. Вся эта деятельность потребует трех лет и предварительно оценена в 60 млн. сум. Эта сумма будет потрачена следующим образом: по 10 млн. сум. в течение первого и второго года и 40 млн. сум. в течение третьего года.
Банку потребуется признавать справедливую стоимость гранта на протяжении периода 3 лет пропорционально затратам, связанным с выполнением этого обязательства. Таким образом, сумма в размере 120 млн. сум. будет признаваться следующим образом:
Год______________ Признанный грант | |||||||
1 | 120*(10/60) = 20 млн. | ||||||
2 | 120*(10/60) = 20 млн. | ||||||
3 | 120*(40/60) = 80 млн. |
Предположим, что условия получения гранта те же, что в приложении № 1. Однако, 5 января 20х4 года банк решает прекратить работу по распределению пенсий, и грант в размере 10 млн. сум. возвращается правительству. Следующие бухгалтерские проводки необходимо произвести с учетом того, что банк использовал метод отсроченного дохода.
Предположим, что условия получения гранта те же, что и в приложении № 2. В январе 20х4 года банк решает прекратить работу по распределению пенсий, как это требуется условиями гранта. Предположим, что выгоды от гранта были отражены как прочие доходы. Следующую бухгалтерскую проводку нужно сделать в 20х4 году, учитывая, что банк использовал метод отсроченного дохода.