к Указу Президента Республики Узбекистан от 29 октября 2020 года УП-6097
к Указу Президента Республики Узбекистан от 29 октября 2020 года УП-6097
Целевые показатели | Единица измерения | Индикаторы | ||||||||
2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | 2027 год | 2030 год | |||
1. | Доля средств, направляемых на науку, по отношению к валовому внутреннему продукту | Процент | 0,2 | 0,5 | 0,8 | 1,0 | 1,1 | 1,2 | 1,6 | 2 |
2. | Доля средств, выделяемых частным сектором на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в общем объеме финансирования науки | Процент | 8 | 12 | 15 | 17 | 18 | 20 | 25 | 30 |
3. | Доля Узбекистана в общем количестве статей, опубликованных в международных научных журналах, индексируемых в международной научной базе данных «Web of Science» | Процент | 0,008 | 0,017 | 0,025 | 0,036 | 0,042 | 0,05 | 0,1 | 0,2 |
4. | Количество зарубежных ссылок на одну статью, опубликованную узбекистанскими учеными в международных научных журналах, индексируемых в международной научной базе данных «Web of Science» | Штук | 0,5 | 0,7 | 1 | 1,2 | 1,3 | 1,5 | 2,5 | 3 |
5. | Количество статей, опубликованных 100 узбекистанскими учеными в международных научных журналах, индексируемых в международной научной базе данных «Web of Science» | Штук | - | 3 | 4 | 4 | 5 | 6 | 8 | 10 |
6. | Средний возраст соискателей | Возраст | 51 | 49 | 47 | 46 | 46 | 45 | 43 | 39 |
7. | Доля соискателей в возрасте до 39 лет в общей численности соискателей | Процент | 46,2 | 47 | 48 | 49 | 50 | 52 | 56 | 61 |
8. | Доля высококвалифицированных научных работников (кандидатов наук, докторов философии, докторов наук) в общей численности соискателей в возрасте до 39 лет | Процент | 11 | 13 | 15 | 17 | 19 | 20 | 25 | 30 |
9. | Доля соискателей в возрасте до 39 лет в общей численности соискателей, направленных на научную стажировку в зарубежные научные организации и университеты | Процент | 30 | 35 | 40 | 44 | 47 | 50 | 60 | 70 |
10. | Доля инновационной продукции (товаров, работ и услуг) общем объеме реализованной продукции (товаров, работ, услуг) в сфере научных исследований и разработок | Процент | 1,1 | 3 | 5 | 7 | 9 | 10 | 15 | 20 |
11. | Коэффициент изобретательской активности (количество патентных заявок на отечественные изобретения, поданных в республике, на каждые 10 тысяч населения) | Единица | 0,14 | 0,35 | 0,5 | 0,7 | 1,0 | 1,2 | 1,5 | 2 |
12. | Доля стоимости машин и оборудования со сроком эксплуатации до 5 лет в общей стоимости имеющихся машин и оборудования в научно-исследовательских и реализующих разработки организациях | Процент | 12 | 15 | 20 | 24 | 27 | 30 | 40 | 50 |
13. | Доля расходов на технологические инновации, реализованные собственными усилиями в общем объеме расходов на технологические инновации в сфере научных исследований и разработок | Процент | 7 | 11 | 15 | 17 | 21 | 25 | 35 | 65 |
14. | Доля расходов на приобретение техники, оборудования и программного обеспечения в общем объеме затрат на технологические инновации | Процент | 54 | 52 | 50 | 48 | 45 | 40 | 30 | 15 |
15. | Доля новых рынков сбыта инновационных товаров, работ и услуг в объеме инновационной продукции (товаров, работ, услуг) в сфере научных исследований и разработок | Процент | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 12 | 15 |
к Указу Президента Республики Узбекистан от 29 октября 2020 года УП-6097
Наименование мероприятий | Механизм реализации | Сроки исполнения | Источники финансирования | Ответственные исполнители | |
---|---|---|---|---|---|
I. Совершенствование системы управления в сфере науки | |||||
1. | Внедрение в науку системы управления проектами. | 1. Формирование портфолио тематических проектов по направлениям науки. 2. Регулярные объявления на веб-сайте уполномоченного органа. 3. Научно-техническая экспертиза проектов. 4. Рекомендации по финансированию. | В установленные сроки | Средства, выделяемые из Государственного бюджета на исследовательские проекты | Мининновации, министерства и ведомства, научные организации, отраслевые предприятия |
2. | Проведение полной инвентаризации научных направлений научных организаций и высших образовательных учреждений при органах государственного управления и хозяйственных объединениях исходя из требований мировых тенденций развития науки ипотребностей отраслей экономики и социальной сферы. | 1. Составление перечня научных организаций и высших образовательных учреждений при органах государственного управления и хозяйственных объединениях. 2. Учет исследований научных направлений в научных организациях и высших учебных заведениях. 3. Сравнительный анализ научных направлений реализуемых исследований на основе требований мировых тенденций развития науки, потребностей отраслей экономики и социальной сферы. 4. Определение мер по модернизации научных направлений и организации научно-исследовательских работ по данным направлениям. | Ноябрь 2020 года 2020 года 2021 года | - | Мининновации, Академия наук, Минвуз, Минздрав, Минсельхоз, заинтересованные министерства и ведомства, научные организации, отраслевые предприятия |
3. | Проведение государственной научно-технической экспертизы отечественного научного потенциала и независимого научного аудита приоритетных направлений развития науки. | 1. Составление технического задания и заявки на научный аудит. 2. Получение и отбор предложений от аудиторов.
| Ноябрь 2020 — 2022 годов Декабрь 2020 — 2022 годов Сентябрь 2022 года | Средства Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей | Мининновации, Минздрав, научные организации |
4. | Формирование национальной рейтинговой системы научных организаций. | 1. Утверждение методики подсчета рейтинга научных организаций. 2. Составление и публикация рейтингов научных организаций. | Ноябрь 2020 года Публикация ежегодно в мае | - | Мининновации, Академия наук, Минвуз, Минздрав, Минсельхоз, заинтересованные министерства и ведомства, научные организации, отраслевые предприятия |
5. | Проведение форсайт-мероприятий для оценки технологических возможностей сфер науки. | 1. Формирование технического задания и заявки на форсайт по результатам аудита науки и научной деятельности. 2. Получение и отбор предложений от организаторов форсайта.
| Ноябрь 2020 года Декабрь 2020 года Июнь 2021 года | - | Мининновации, министерства и ведомства, научные организации, отраслевые предприятия |
6. | Реформирование системы управления научными организациями. | 1. Назначение молодого специалиста, обладающего экономическими знаниями, на должность директора научных организаций и введение должности главного научного советника. 2. Назначение новых руководителей и их обучение в Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан. | Декабрь 2020 года
постоянно
| - | Мининновации, Академия наук, Минвуз, министерства и ведомства, научные организации, отраслевые предприятия |
7. | Организация и налаживание деятельности научных обществ в качестве негосударственных некоммерческих организаций по научным направлениям. | 1. Анализ и формирование перечня ведущих научных направлений и научных школ. 2. Регистрация и налаживание деятельности научных обществ.
| Декабрь 2020 года Январь 2021 года По итогам года | Средства организаций-исполнителей | Мининновации, Академия наук, Минвуз, Минздрав, Минюст |
8. | Отбор приоритетных направлений в сферах науки и системное поэтапное реформирование сфер науки. | 1. Анализ выполнения задач, определенных по развитию науки в области математики, биологии, химии и геологии. 2. По результатам анализа разработка дополнительных мер по развитию данных направлений. | Ноябрь 2020 года Декабрь 2020 года, на основе плана | - | Мининновации, Академия наук, Минвуз, министерства и ведомства, научные организации, отраслевые предприятия |
9. | Подготовка проекта постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы подготовки кадров с ученой степенью и государственного управления в сфере послевузовского образования», предусматривающего: определение случаев, при которых признание и нострификация (установление эквивалентности) документов о ученой степени доктора философии (PhD) или доктора наук (DSc) в уполномоченном государственном органе не требуется; пересмотр действующих задач и функций Высшей аттестационной комиссии, дальнейшее повышение эффективности, открытости и прозрачности в ее деятельности, совершенствование системы оплаты труда работников. | 1. Создание рабочей группы. 2. Согласование проекта постановления с министерствами и ведомствами. 3. Внесение проекта постановления в Кабинет Министров в установленном порядке. | Декабрь 2020 года | - | Мининновации, ВАК, Минфин |
II. Со?ершенствование системы финансирования науки и научной деятельности и диверсификация источников финансирования | |||||
10. | Поэтапное увеличение к 2030 году средств, выделяемых из Государственного бюджета на сферу науки в размере до 2 процентов от валового внутреннего продукта, в том числе в размере до 0,8 процента от валового внутреннего продукта к 2022 году. | Реализация Целевых параметров расширения объема финансирования и диверсификации источников финансирования сферы науки и научно-исследовательских работ в 2021 — 2023 годах. | 2020 — 2022 годы | Средства, выделяемые из Государственного бюджета на сферу науки | Мининновации, Академия наук, Минвуз, Мининфоком, Минздрав, Минсельхоз, Минфин, министерства и ведомства |
11. | Расширение масштаба финансирования научных проектов в равноправном партнерстве с частным сектором и отраслевыми организациями. | 1. Организация конкурсов с тематическими проектами, направленными на решение проблем предприятий в рамках государственного заказа с частным сектором и отраслевыми организациями. 2. Осуществление равноправного партнерства финансирования по результатам конкурса. | 2020 — 2022 годы | Средства, выделяемые из Государственного бюджета на научные проекты, средства частного сектора и отраслевых предприятий | Мининновации, Минздрав, министерства и ведомства, научные организации, отраслевые предприятия |
12. | Привлечение грантов, технического содействия и другого внешнего безвозмездного содействия от донорских организаций зарубежных государств на науку и научную деятельность. | 1. Разработка паспортов проекта.
3. Подписание соответствующих договоров и проведение работ по реализации проекта. 4. Аккредитация международных научных фондов в Узбекистане. | Ноябрь 2020 года Ноябрь 2020 года Согласно договорен-ностям 2020 — 2022 годы | - | МИВТ, Мининновации, Минвуз, Академия Наук |
13. | Создание венчурных фондов с ведущими зарубежными инвестиционными компаниями для финансирования инновационных разработок и стартап-проектов. | 1. Разработка плана мер по привлечению ведущих зарубежных инвестиционных компаний для финансирования инновационных разработок, стартап-проектов и создания совместных венчурных фондов. 2. Внесение в Кабинет Министров предложений о создании венчурных фондов по итогам выполнения задач, определенных в плане мер. 3. Коммерциализация научных разработок с помощью венчурного фонда. | Ноябрь 2020 года Май 2021 года
| - | Мининновации, Минвуз, МИВТ, Академия наук |
14. | Финансирование региональных программ в области научной деятельности за счет средств местных бюджетов. | 1. Разработка региональных программ в области научной деятельности. 2. Финансирование региональных программ за счет средств местных бюджетов. | Ноябрь 2020 года В установленные сроки | Средства местных бюджетов | Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Мининновации |
15. | Внесение в Кабинет Министров проекта постановления Правительства, предусматривающего утверждение на основе передового зарубежного опыта и результатам изучения национальной практики: Положения о порядке планирования, финансирования и учета расходов на реализацию проектов в рамках государственных научно-технических программ, реализуемых за счет Государственного бюджета; Положения о порядке базового финансирования государственных научных организаций за счет средств Государственного бюджета. | 1. Создание рабочей группы. 2. Согласование проекта постановления с министерствами и ведомствами. 3. Внесение проекта постановления в Кабинет Министров в установленном порядке. | Декабрь 2020 года | - | Мининновации, Академия наук, Минфин, заинтересованные министерства и ведомства |
III. Подготовка высококвалифицированных научных и инженерных кадров и ориентация их на научную деятельность | |||||
16. | Внедрение механизма целевой подготовки научных кадров по приоритетным научным направлениям. | 1. Определение приоритетных научных направлений в рамках подготовки докторов наук, изучение потребности в научных кадрах по данным направлениям и потенциала высших образовательных учреждений и научных организаций в их подготовке. 2. По результатам изучения переход к целевой подготовке научных кадров по приоритетным научным направлениям. | Декабрь 2020 года
2021 года | - | Мининновации, Академия наук, Минвуз, ВАК, Минздрав, министерства и ведомства, научные организации, отраслевые предприятия |
17. | Внедрение системы творческого и материального стимулирования ученых, разработка социального пакета, предусматривающего повышение статуса научных работников. | 1. Изучение передового международного опыта в области творческого и материального стимулирования ученых. 2. Внедрение системы творческого и материального стимулирования ученых на основе зарубежного опыта, разработка и внесение в Кабинет Министров в установленном порядке предложений по повышению статуса научного работника. 3. Обеспечение участия отечественных, зарубежных научных и инженерных кадров в развитии науки. | Декабрь 2020 года Февраль 2021 года
| - | Мининновации, Академия наук, Минвуз, Минздрав, министерства и ведомства, научные организации, отраслевые предприятия |
18. | Внедрение в государственных научных организациях практики подготовки новых высококвалифицированных научных кадров. | 1. Подготовка проекта нормативно-правового документа о наличии постдокторского опыта получения званий доцента и профессора, предусматривающего: внедрение стратегического управления работы с кадрами; составление новой номенклатуры должностей; обеспечение конкурентоспособной оплаты труда. 2. Внесение в Кабинет Министров проекта нормативно- правового акта в установленном порядке. | Март 2021 года
2021 года | - | Мининновации, Академия наук, Минвуз, ВАК, Минздрав, министерства и ведомства, научные организации, отраслевые предприятия |
19. | Переподготовка и постоянное повышение квалификации специалистов. | 1. Организация различных учебных курсов для ученых, изучающих английский язык. 2. Реализация программ для преподавателей и студентов между высшими образовательными учреждениями и ведущими университетами мира. 4. Организация профессиональных тренингов для исследователей и ученых. | 2020 — 2022 годы | Средства исполнителей | Минвуз, Мининновации, Академия наук, Минздрав, Фонд «Эл-юрт умиди», министерства и ведомства, научные организации, отраслевые предприятия |
20. | Совершенствование института подготовки научных кадров (базовой докторантуры и докторантуры) и его адаптация к мировым стандартам. | 1. Расширение полномочий ведущих научных организаций и университетов по присуждению независимых ученых степеней. 2. Кардинальное реформирование практики защиты диссертаций и аттестации на основе передового зарубежного опыта. | Январь 2021 года Июнь 2021 года | - | ВАК, Минвуз, Мининновации, Академия наук, Минздрав, министерства и ведомства, научные организации, отраслевые предприятия |
21. | Совершенствование системы выделения квот и мониторинга института подготовки кадров с ученой степенью (докторантуры). | Разработка и внесение в Кабинет Министров предложений по цифровизации и полной передаче уполномоченному государственному органу системы выделения квот институту подготовки кадров с ученой степенью (докторантуры) и ее мониторинга. | Январь 2021 года | - | Мининновации, Академия наук, Минвуз, Минздрав, министерства и ведомства, научные организации, отраслевые предприятия |
22. | Заказ и финансирование подготовки «доктора философии (PhD) и доктора наук (DSc)» в рамках грантовых проектов. | 1. Направление на краткосрочные и долгосрочные научные стажировки на научно-исследовательские работы в рамках грантовых проектов, финансируемых за счет государственного заказа, с обеспечением участия в международных научных конференциях. 2. Формирование и финансирование заказов на подготовку докторов философии (PhD) и докторов наук (DSc)в рамках грантовых проектов. | 2020 — 2022 годы Январь 2021 года, в установленные сроки | Средства, выделяемые из Государственного бюджета на научные проекты | Мининновации, Академия наук, Минвуз, ВАК, Фонд «Эл-юрт умиди», Минздрав, министерства и ведомства, научные организации, отраслевые предприятия |
23. | Участие в подготовке высококвалифицированных кадров с учеными степенями с использованием потенциала и материально-технической базы научных организаций. | 1. Дальнейшее совершенствование правовых механизмов привлечения к образовательным процессам и поощрения ученых научных организаций. 2. Заключение договоров с высшими образовательными учреждениями на организацию лабораторной практики в учебном процессе бакалавров и магистров соответствующего направления. | Декабрь 2020 года | - | Академия наук, Минвуз, Минздрав, министерства, ведомства и отраслевые предприятия, имеющие в системе научные организации |
24. | Приоритетное развитие 4-х приоритетных направлений — математики, биологии, химии и геологии. | 1. Формирование на основе конкурсов научных проектов, направленных на приоритетное развитие математики, биологии, химии и геологии. 2. Реализация научных проектов по результатам конкурсов. | Декабрь 2020 года 2021-2022 годы | Средства, выделяемые из Государственного бюджета на научные проекты | Мининновации, Академия наук, Минвуз, министерства и ведомства, научные организации |
25. | Внесение в Кабинет Министров в установленном порядке проекта постановления Президента Республики Узбекистан об изучении, анализе и широком использовании уникальных рукописей, литографий и исторических документов в соответствующих сферах. | Проект постановления предусматривает в том числе следующее: систематическое изучение, анализ и введение в научный оборот уникальных рукописей и литографий, хранящихся в различных научных и образовательных учреждениях, музеях и фондах страны; привлечение молодых исследователей, повышение их профессиональной квалификации, подготовка источниковедов и текстологов; кардинальное совершенствование деятельности Института востоковедения имени Абу Райхана Беруни Академии наук. | Декабрь 2020 года | Средства Государственного бюджета, Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей и иные источники | Мининновации, Академия наук, Минвуз, Минкультуры, Минфин, министерства и ведомства |
IV. Создание современной инфраструктуры развития науки | |||||
26. | Оснащение научных лабораторий научных организаций и высших образовательных учреждений современным оборудованием и обеспечение их комплектующими деталями. | 1. Направление на материально-техническую базу не менее 40 процентов средств, выделяемых на научные проекты, утвержденные на основании государственного заказа. 2. Создание лабораторий с современным научным оборудованием. | 2020 — 2022 годы | Средства, выделяемые из Государственного бюджета на научные проекты | Мининновации, Академия наук, Минвуз, министерства и ведомства, научные организации, отраслевые предприятия |
27. | Создание сети национальных научных лабораторий в рамках существующей инфраструктуры научной деятельности (исследовательские центры, научно-исследовательские институты и высшие образовательные учреждения). | 1. Обеспечение реализации программ и проектов по приоритетным направлениям научно-технического развития. 2. Разработка конкурентоспособных на глобальном рынке научных продуктов и коммерческих технологий. 3. Подготовка научных кадров по приоритетным научным направлениям на основе участия в международном научно-техническом сотрудничестве и реализации совместных исследовательских проектов. | Март 2021 года
2022 года
| Средства Президентского Фонда коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, международные гранты | Минвуз, Мининновации, Академия наук, Минздрав, министерства и ведомства, научные организации, отраслевые предприятия |
28. | Поэтапная организация коллективно используемых научных лабораторий и современных лабораторных комплексов, оснащенных оборудованием GLP и GMP, в соответствии с мировыми стандартами по приоритетным направлениям развития науки. | 1. Организация форсайт-мероприятий, посвященных обсуждению потребностей и требований научных организаций. 2. Подготовка предложений по направлениям и назначению ответственных лабораторий. 3. Формирование портфеля проектов, реализуемых в лабораториях. 4. Формирование технических условий на приобретение оборудования через государственные закупки. 5. Привлечение инвестиций на закупку оборудования, налаживание деятельности лабораторий и обеспечение их результативности. | Декабрь 2020 года Март 2021 года
2021 года
2021 года
2021 года | Средства, выделяемые из Государственного бюджета на научные проекты, международные гранты, средства исполнител?й | Мининновации, Академия наук, Минвуз, Минздрав, Минсельхоз, МИВТ, Минфин, министерства и ведомства, имеющие в системе научные организации и высшие образовательные учреждения |
29. | Развитие и поддержка негосударственных проектных и конструкторских организаций в рамках инвестиционных программ. | 1. Разработка предложений и определение направлений. 2. Организация и налаживание деятельности конструкторских организаций. 3. Разработка мер по коммерциализации научных разработок. | Ноябрь 2020 года
2021 года
| - | Минэкономразвития, МИВТ, Минюст, Мининновации, научные организации, отраслевые предприятия |
30. | Создание новых инфраструктур, обслуживающих субъектов инновационной деятельности, и повышение их эффективности. | 1. Расширение деятельности стартап- акселераторов.
| Ноябрь 2020 года Ноябрь 2021 года
| - | Мининновации, МИВТ, министерства и ведомства, научные организации |
31. | Создание научно-практического инновационного центра технологий водородной энергетики. | 1. Разработка проекта постановления Правительства о создании центра.
3. Внесение проекта постановления в Кабинет Министров в установленном порядке. | Ноябрь 2020 года | - | Мининновации, Академия наук, Минфин, Минвуз, заинтересованные министерства и ведомства |
32. | Развитие биотехнологий в стране в 2020 — 2024 годах. | 1. Инвентаризация действующего законодательства для развития биотехнологий в стране. 2. Внесение в Кабинет Министров предложений о мерах по развитию биотехнологий в установленном порядке. | Ноябрь 2020 года
2020 года | - | Мининновации, Академия наук, Минздрав, заинтересованные министерства и ведомства |
33. | Разработка законодательства о стартап-деятельности. | 1. Изучение передового международного опыта создания необходимых условий для деятельности стартапов и поддержки стартап-проектов. 2. Внесение в Кабинет Министров в установленном порядке предложения о дальнейшем совершенствовании законодательства о стартап-деятельности на основе передового зарубежного опыта. | Ноябрь 2020 года
2020 года | - | Мининновации, Академия наук, ТПП, министерства и ведомства, научные организации |
34. | Утверждение Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022 — 2030 годы. | 1. Определение приоритетных задач на ближайшие годы на основе анализа реализации задач, предусмотренных в Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019 — 2021 годы. 2. Проведение форсайт-мероприятий по разработке проекта Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022 — 2030 годы. 3. Разработка проекта Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022 — 2030 годы. 4. Внесение в Кабинет Министров в установленном порядке стратегии. | Декабрь 2020 года
2021 года
2021 года
2021 года | - | Мининновации, Минфин, Мининфоком, Академия наук, Минвуз, заинтересованные министерства и ведомства |
35. | Разработка Стратегии поэтапного развития искусственного интеллекта. | 1. Изучение передового международного опыта для повышения интеллектуального и технологического потенциала страны. 2. Разработка стратегии поэтапного развития искусственного интеллекта на основе зарубежного опыта. 3. Внесение в Кабинет Министров в установленном порядке проекта стратегии. | Ноябрь 2020 года
2020 года | - | Мининновации, Мининфоком, министерства и ведомства |
36. | Поддержка изобретательской и рационализаторской деятельности. | 1. Разработка проекта нормативно-правового акта по поддержке изобретательской и рационализаторской деятельности. 2. Внесение проекта нормативно-правового акта в Кабинет Министров в установленном порядке. | Октябрь 2021 года
2021 года | - | Мининновации, министерства и ведомства |
37. | Развитие системы научно-технического поиска и анализа для выполнения задач, определенных в Концепции развития науки до 2030 года, достижения соответствующих показателей, а также применения зарубежных научных достижений в условиях Узбекистана. | 1. Создание рабочей группы для развития системы научно-технического поиска и анализа. 2. Разработка и утверждение программы мероприятий по развитию системы научно-технического поиска и анализа. 3. Развитие научного сотрудничества с зарубежными странами, научными организациями и компаниями. | Ноябрь 2020 года
2020 года
2021 года | Средства исполнителей | МИД, Мининновации, Академия наук, СГБ |
V. Формирование современной информационной среды, способствующей развитию науки | |||||
38. | Создание Национального научного портала, содержащего всю информацию о научном потенциале страны. | 1. Создание Национального научного портала, содержащего всю информацию о научном потенциале страны. 2. Внедрение системы автоматической подачи и регистрации заявок на финансирование научно-исследовательских проектов. | Март 2021 года
2021 года | Средства, выделяемые из Государственного бюджета на научные проекты | Мининновации, Академия наук, Минвуз, Минздрав, министерства и ведомства, научные организации, отраслевые предприятия |
39. | Оценка научно-технического потенциала страны. | 1. Анализ состояния сферы науки и тенденций ее дальнейшего развития, выявление и анализ «сильных» и «слабых» сторон отечественного научно-технического потенциала. 2. Изучение механизмов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, влияющих на социально-экономическое развитие. 3. Оценка эффективности и результативности научно-исследовательских программ по результатам анализа и изучений. | Декабрь 2020 года
2021 года
2021 года | - | Мининновации, Академия наук, Минвуз, Минздрав, министерства и ведомства, научные организации, отраслевые предприятия |
40. | Прогнозирование научного и научно-технического развития. | 1. Определение спроса на результаты научных исследований в стране и за рубежом. 2. Определение национальных приоритетных направлений научно-технического развития. 3. Разработка механизмов развития науки страны и ее взаимодействия с промышленностью. | Ноябрь 2020 года
2020 года
2021 года | — | Мининновации, Академия наук, Минвуз, Минздрав, министерства и ведомства, научные организации, отраслевые предприятия |
41. | Принятие мер по повышению научного потенциала научных организаций и высших образовательных учреждений в авторитетных международных научно-технических базах данных. | 1. Проведение организационной работы по выявлению научных журналов научных организаций и высших образовательных организаций с высоким потенциалом доступа к престижным международным научно-техническим базам данных и включению их в данные базы данных. 2. Проведение инвентаризации сведений о научных работниках и профессорах-преподавателях научных организаций и высших образовательных учреждений в престижных международных научно-технических базах данных, включение сведений о незарегистрированных республиканских научных организациях и высших образовательных учреждениях. 3. Целевая ориентация на включение научных журналов научных организаций и высших образовательных учреждений в престижные международные научно-технические базы данных исходя из распределения статей, публикуемых учеными по сферам. | 2020 — 2022 годы | - | Минвуз, Академия наук, Мининновации, Минздрав, министерства и ведомства, научные организации, отраслевые предприятия |
42. | Обеспечение Министерством здравоохранения публикации не менее одного раза в год статей в международных научных журналах, входящих в базу данных «WebofScience» и «Scopus» всеми сотрудниками с учеными степенями кандидата наук, доктора философии (PhD) и доктора наук (DSc) и с учеными званиями доцента, профессора высших образовательных учреждений, научных организаций и специализированных научно-практических центров медицинской направленности. | Реализация соответствующих мер. | 2020 — 2022 годы | - | Минздрав, Мининновации, Минвуз, Академия наук |
43. | Обеспечение специальными электронными программами для проведения исследований, анализа данных и цифрового моделирования в научных организациях. | 1. Формирование перечня необходимого программного обеспечения и комплекса электронных программ. 2. Финансирование закупки программных продуктов на основании перечня, сформированного за счет средств специального фонда организаций и предприятий отрасли. 3. Принятие мер по обеспечению постоянной актуальности электронных программ, приобретенных и установленных в институтах — обновление соответствующих лицензий и разрешений. | Начиная с ноября 2020 года | Средства научных организаций | Научные организации, министерства и ведомства, отраслевые предприятия |
44. | Ускорение контактов с широким привлечением соответствующих научных организаций к решению существующих технических и технологических проблем отраслевых предприятий. | 1. Совершенствование деятельности инновационных отделов подразделений предприятий. 2. Разработка и утверждение положения о подразделении, включающего такие задачи, как организация работы с научными организациями, налаживание на предприятиях изобретательской и рационализаторской деятельности, определение существующих проблем и привлечение научных организаций к их решению, внедрение достигнутых результатов научных исследований. | Ноябрь 2020 года | - | Хозяйствующие субъекты, научные организации |
к Указу Президента Республики Узбекистан от 29 октября 2020 года УП-6097
Наименование статей расходов | Виды валюты | Источники финансирования | Всего* | В том числе по годам | |||
2021 год | 2022 год | 2023 год | |||||
Всего расходов | млн сумов | 8 715 309,1 | 1 592 137,1 | 2 508 927,6 | 4 614 244,4 | ||
тыс. долл. США | 284 515,4 | 30 283,1 | 102 542,3 | 151 690 | |||
в том числе: | |||||||
I. | Финансирование расходов по реализации программы укрепления материально-технической базы научных организаций в 2018 — 2021 годах, в том числе: | млн сумов | 116 019,4 | 323 52,1 | 29 905,3 | - | |
тыс. долл. США | 32 270,8 | 8 713,1 | 7 422,3 | - | |||
1.1. | Средства, выделяемые на расходы по реконструкции и капитальному ремонту зданий и сооружений научных организаций | млн сумов | Средства Государственного бюджета | 116 019,4 | 32 352,1 | 29 905,3 | - |
1.2. | Средства, выделяемые на расходы по оснащению современным научным оборудованием** | тыс. долл. США | Средства Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей | 30 375,3 | 8 201,3 | 6 986,3 | - |
1.3. | Средства, выделяемые на расходы по обеспечению необходимыми комплектующими, расходными материалами и реагентами** | тыс. долл. США | Средства Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей | 1 895,5 | 511,8 | 436 | - |
II. | Средства, выделяемые на развитие инфраструктуры научной и инновационной деятельности на основе реализации второго этапа Программы укрепления материально-технической базы научных организаций в 2022 — 2025 годах*** | млн сумов | Средства Государственного бюджета | 250 000 | - | - | 250 000 |
тыс. долл. США | Средства Государственного бюджета | 50 000 | - | - | 50 000 | ||
III. | Финансирование регулярно публикуемых тематических научных проектов, в том числе: | млн сумов | 711 502,4 | 184 621,2 | 227 239,5 | 299 641,7 | |
3.1. | Средс?ва, выделяемые на тематические практические проекты | млн сумов | Средства Государственного бюджета | 439 265,8 | 120 000 | 138 578,3 | 180 687,5 |
3.2. | Средства, выделяемые на тематические инновационные проекты | млн сумов | Средства Государственного бюджета | 272 236,6 | 64 621,2 | 88 661,2 | 118 954,2 |
IV. | Финансирование целевых научных проектов, в том числе: | млн сумов | 776 115,4 | 113 295,1 | 274 688,2 | 388 132,1 | |
4.1. | Средства, выделяемые на целевые практические проекты | млн сумов | Средства Государственного бюджета | 330 000 | 30 000 | 120 000 | 180 000 |
4.2. | Средства, выделяемые на целевые инновационные проекты | млн сумов | Средства Государственного бюджета | 220 000 | 20 000 | 80 000 | 120 000 |
4.3. | Средства, выделяемые на целевые фундаментальные проекты | млн сумов | Средства Государственного бюджета | 226 115,4 | 63 295,1 | 74 688,2 | 88 132,1 |
V. | Финансирование региональных программ научной деятельности, в том числе: | млн сумов | 364 000 | 28 000 | 112 000 | 224 000 | |
5.1. | Средства, выделяемые на региональные практические проекты | млн сумов | Средства местного бюджета | 208 000 | 16 000 | 64 000 | 128 000 |
5.2. | Средства, выделяемые на региональные инновационные проекты | млн сумов | Средства местного бюджета | 156 000 | 12 000 | 48 000 | 96 000 |
VI. | Финансирование инициативных научных проектов по приоритетным направлениям научных исследований, в том числе: | млн сумов | 644 524,7 | 133 612,9 | 234 363,2 | 276 548,6 | |
6.1. | Средства, выделяемые на практические проекты | млн сумов | Средства Государственного бюджета | 557 782,9 | 109 331,8 | 205 711,5 | 242 739,6 |
6.2. | Средства, выделяемые на инновационные проекты | млн сумов | Средства Государственного бюджета | 86 741,8 | 24 281,1 | 28 651,7 | 33 809 |
VII. | Финансирование приоритетных опытно-конструкторских и стартап-проектов, в том числе: | млн сумов | 294 000 | 42 000 | 84 000 | 168 000 | |
7.1. | Средства, выделяемые на опытно-конструкторские проекты | млн сумов | Средства Государственного бюджета | 14 000 | 2 000 | 4 000 | 8 000 |
7.2. | Средства, выделяемые на стартап-проекты | млн сумов | Средства Государственного бюджета | 280 000 | 40 000 | 80 000 | 160 000 |
VIII. | Финансирование расходов по реализации программы «Академическая мобильность» научных кадров, в том числе: | млн сумов | 37 051,7 | 5 293,1 | 10 586,2 | 21 172,4 | |
8.1. | Средства, выделяемые на командировочные расходы научных кадров | млн сумов | Средства Государственного бюджета | 3 941 | 563 | 1 126 | 2 252 |
8.2. | Средства, выделяемые на использование научнымикадрами материально-технической базы уникальных научных объектов, центров коллективного пользования научным оборудованием, научных лабораторий и опытно-конструкторских бюро в научно-исследовательских и высших образовательных учреждениях | млн сумов | Средства Государственного бюджета | 8 912,4 | 1 273,2 | 2 546,4 | 5 092,8 |
8.3. | Средства, выделяемые на выплату заработной платы научным советникам научных кадров | млн сумов | Средства Государственного бюджета | 24 198,3 | 3 456,9 | 6 913,8 | 13 827,6 |
IX. | Финансирование расходов по подготовке кадров с ученой степенью в базовой докторантуре, докторантуре и институте стажеров-соискателей, в том числе: | млн сумов | 139 498,6 | 23 423,7 | 52 133,1 | 63 941,9 | |
тыс. долл. США | 960 | - | 320 | 640 | |||
9.1. | Финансирование расходов по подготовке кадров с ученой степеньювбазовой докторантуре и докторантуре за счет средств Государственного бюджета | млн сумов | Средства Государственного бюджета | 83 678,8 | 23 423,7 | 27 640 | 32 615,2 |
9.2. | Финансирование расходов по увеличению квоты по подготовке кадров с ученой степенью в базовой докторантуре и докторантуре на не менее 30% от квоты приема на обучение в магистратуре за счет средств Государственного бюджета | млн сумов | Средства Государственного бюджета | 31 453,5 | - | 12 581,4 | 18 872,1 |
9.3. | Средства, выделяемые институту стажеров-соискателей за счет средств Государственного бюджета | млн сумов | Средства Государственного бюджета | 7 782,3 | - | 3 619,7 | 4 162,6 |
9.4. | Финансирование расходов на подготовку высококвалифицированных кадров в базовой докторантуре и докторантуре на платно-контрактной основе по заявкам хозяйственных объединений и за счет их средств | млн сумов | Средства хозяйственных объединений | 16 584 | - | 8 292 | 8 292 |
9.5. | Прогнозные показатели средств, привлекаемых за счет организации обучения иностранных граждан в базовой докторантуре и докторантуре в ведущих высших образовательных учреждениях и научных организациях | тыс. долл. США | Средства иностранных граждан | 960 | 100 | 320 | 640 |
X. | Средства, выделяемые для нужд Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей | млн сумов | Средства Государственного бюджета | 331 000 | 100 000 | 110 000 | 121 000 |
XI. | Развитие международного научного сотрудничества и финансирование совместных фундаментальных, прикладных и инновационных проектов, в том числе: | млн сумов | 92 654 | 8 030 | 36 208 | 48 416 | |
тыс. долл. США | 13 660 | 2 410 | 4 550 | 6 700 | |||
11.1. | Финансирование совместных научных проектов | млн сумов | Средства Государственного бюджета | 90 924 | 7 800 | 35 708 | 47 416 |
11.2. | Публикация статей в престижных зарубежных журналах и финансирование расходов услуг центров технической поддержки «Рroof reading» | тыс. долл. США | Средства Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей | 330 | 30 | 100 | 200 |
11.3. | Финансирование расходов на направление на обучение в докторантуру в престижных научных и образовательных учреждениях зарубежных государств | тыс. долл. США | Средства Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей, средства Фонда «Эл-юрт умиди» | 500 | 50 | 150 | 300 |
11.4. | Финансирование расходов на направление на краткосрочные стажировки в престижные научные и образовательные учреждения зарубежных государств | тыс. долл. США | Средства Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей, средства Фонда «Эл-юрт умиди» | 3 560 | 860 | 1 200 | 1 500 |
11.5. | Финансирование расходов на членские взносы в международные научно-инновационные организации | млн сумов | Средства Государственного бюджета | 1 400 | 200 | 400 | 800 |
11.6. | Финансирование расходов на использование международной научной базы данных | тыс. долл. США | Средства Государственного бюджета | 1 200 | 300 | 400 | 500 |
11.7. | Целевое финансирование участия ученых и специалистов в международных конференциях, учебных тренингах, семинарах и научных стажировках | тыс. долл. США | Средства Государственного бюджета | 900 | 200 | 300 | 400 |
11.8. | Прогнозные показатели по привлечению зарубежных грантов в научно-исследовательские и высшие образовательные учреждения | тыс. долл. США | Средства международных донорских организаций | 6 000 | 1 000 | 2 000 | 3 000 |
11.9. | Финансирование расходов по оценке объектов интеллектуальной собственности для патентования и коммерциализации результатов научных исследований в установленном порядке на национальном и международном уровнях | тыс. долл. США | Средства Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей | 1 500 | - | 500 | 1 000 |
XII. | Финансирование расходов на организацию государственной научной экспертизы, в том числе: | млн сумов | 4 286,9 | 1 200 | 1 416 | 1 670,9 | |
тыс. долл. США | 760 | 160 | 250 | 350 | |||
12.1. | Финансирование осуществления выплат для отечественных экспертов | млн сумов | Средства Государственного бюджета | 4 286,9 | 1 200 | 1 416 | 1 670,9 |
12.2. | Финансирование осуществления выплат для зарубежных экспертов | тыс. долл. США | Средства Государственного бюджета | 760 | 160 | 250 | 350 |
XIII. | Поэтапное увеличение объема финансирования инфраструктуры, обслуживающей научно- инновационную деятельность и опытно-конструкторские работы, в том числе: | млн сумов | 2 617 547,2 | 708909 | 825 584,1 | 1 083 054,1 | |
13.1. | Финансирование расходов на создание опытно-конструкторских центров в научных организациях и высших образовательных учреждениях | млн сумов | Средства Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей | 171 914,6 | 11 642,6 | 17 808 | 142 464 |
13.2. | Финансирование расходов на создание центров коллективного пользования научным оборудованием в научных организациях и высших образовательных учреждениях | млн сумов | Средства Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей | 15 900 | - | 6 360 | 9 540 |
13.3. | Финансирование расходов на организацию деятельности «научно-инновационных технопарков» и научных кластеров, а также «бизнес- и стартап-акселераторов» в ведущих высших образовательных учреждениях и научных организациях | млн сумов | Средства Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей | 16 484,2 | 584,2 | 6 360 | 9 540 |
13.4. | Финансирование деятельности Академии молодежи и ее региональных отделений, расходов на укрепление их материально-технической базы | млн сумов | Средства Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей | 8 200,8 | 1 000 | 3 750,4 | 3 450,4 |
13.5. | Финансирование расходов на содержание уникальных научных объектов | млн сумов | Средства Государственного бюджета | 64 956,2 | 18 182,8 | 21 455,7 | 25 317,7 |
13.6. | Финансирование научных и инновационных проектов (разработок) за счет средств инновационных фондов при высших образовательных учреждениях | млн сумов | Средства инновационных фондов при высших образовательных учрежде?иях | 17 600 | 4 500 | 5 900 | 7 200 |
13.7. | Финансирование расходов по выплате надбавок к заработной плате в размере 30% работникам, имеющим ученые степени кандидата наук или доктора философии (РhD) (или приравненные к ним ученые степени), в размере 60% работникам, имеющим ученую степень доктора наук или доктора наук (DSc) (или приравненные к ним ученые степени), занимающимся научно-педагогической деятельностью в государственных организациях, ведущим деятельность в области образования и науки | млн сумов | Средства Государственного бюджета | 1041 750 | 300 000 | 345 000 | 396 750 |
13.8. | Финансирование инициативных проектов по науке и образованию за счет средств специального фонда развития науки и образования «Зиё Форум» | млн сумов | Средства специального фонда развития науки и образования «Зиё Форум» | 680 000 | 200 000 | 220 000 | 260 000 |
13.9. | Финансирование расходов по укреплению материально-технической базы научно-исследовательских учреждений на основе привлечения их внебюджетных средств | млн сумов | Внебюджетные средства научно-исследовательских и высших образовательных учреждений | 600 742 | 173 000 | 198 950 | 228 792 |
XIV. | Прогнозные показатели дивидендов, начисляемых по государственным долям в хозяйственных обществах, имеющих государственную долю 50 и более процентов в своих уставных фондах, а также отчислений государственных предприятий в Государственный бюджет, в том числе: | млн сумов | 2 202 357,6 | 172 000 | 451 320 | 1 579 037,6 | |
14.1. | Финансирование расходов на содержание действующих отраслевых научных организаций, укрепление материально-технической и научно-лабораторной базы | млн сумо? | Средства фондов поддержки инновационной деятельности хозяйствующих субъектов | 1160 000 | 40 000 | 160 000 | 960 000 |
14.2. | Финансирование расходов на содержание вновь создаваемых отраслевых научных организаций, укрепление их материально-технической и научно-лабораторной базы | млн сумов | Средства фондов поддержки инновационной деятельности хозяйствующих субъектов | 740 000 | 48 000 | 192 000 | 500 000 |
14.3. | Финансирование мероприятий, связанных с реализацией мер по разработке новой техники и технологий, проведению необходимых экспериментально-промышленных испытаний, подготовке налаживания производства опытных партий и серийного выпуска продукции | млн сумов | Средства фондов поддержки инновационной деятельности хозяйствующих субъектов | 85 737,6 | 24 000 | 28 320 | 33 417,6 |
14.4. | Финансирование мероприятий, предусмотренных в контрактах по выполнению научно-исследовательских работ с научными организациями и высшими образовательными учреждениями по профильным направлениям | млн сумов | Средства фондов поддержки инновационной деятельности хозяйствующих субъектов | 71 448 | 20 000 | 23 600 | 27 848 |
14.5. | Финансирование расходов по укреплению материально-технической и научно-лабораторной базы научных организаций и высших образовательных учреждений по профильным направлениям, проведению ими экспериментальных исследований, внедрению научных разработок, материальному стимулированию и повышению квалификации научно-технических работников | млн сумов | Средства фондов поддержки инновационной деятельности хозяйствующих субъектов | 107 172 | 30 000 | 35 400 | 41 772 |
14.6. | Финансирование расходов на материальное стимулирование авторов рационализаторских идей | млн сумов | Средства фондов поддержки инновационной деятельности хозяйствующих субъектов | 38 000 | 10 000 | 12 000 | 16 000 |
XV. | Финансирование проектов за счет средств Президентского фонда коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, в том числе: | тыс. долл. США | 100 000 | 16 000 | 35 000 | 49 000 | |
15.1. | Применение результатов научной и инновационной деятельности, а также финансирование расходов на производство опытно-промышленных партий инновационной продукции для последующего серийного производства | тыс. долл. США | Средства Президентского фонда коммерциализации научной и научно-технической деятельности | 25 000 | 3 000 | 8 000 | 14 000 |
15.2. | Финансирование расходов на стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности, направленной на достижение практических результатов путем софинансирования стартап-проектов высокотехнологичного предпринимательства | тыс. долл. США | Средства Президентского фонда коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности | 20 000 | 3 000 | 7 000 | 10 000 |
15.3. | Расходы финансирования или софинансирования проектов с целью инвестирования в уставный капитал вновь создаваемых коммерческих организаций путем внесения одним из учредителей объекта интеллектуальной собственности или готовой технологии в уставный фонд в качестве своей доли | тыс. долл. США | Средства Президентского фонда коммерциализации результатов научно-технической деятельности | 55 000 | 10 000 | 20 000 | 25 000 |
XVI. | Совершенствование базовых механизмов финансирования, направленных на покрытие заработной платы научных работников научных организаций Академии наук напрямую за счет средств Государственного бюджета | млн сумов | Средства Государственного бюджета | 192 800 | 40 600 | 60 900 | 91 300 |
16.1. | Расходы финансирования научных организаций Академии наук напрямую из Государственного бюджета | млн сумов | Средства Государственного бюджета | 192800 | 40 600 | 60 900 | 91 300 |
XVII | Привлечение средств международных кредитных организаций для развития науки и инновационной деятельности на льготных условиях, в том числе: | тыс. долл. США | Средства международных кредитных организаций | 113 000 | 3 000 | 55 000 | 55 000 |
17.1. | Привлечение долгосрочных льготных кредитных средств Всемирного банка и направление их на финансирование научных и инновационных проектов | тыс. долл. США | Долгосрочные льготные кредиты Всемирного банка | 100 000 | - | 50 000 | 50 000 |
17.2. | Финансирование инновационных проектов в сфере сельского хозяйства за счет кредитных средств Всемирного банка | тыс. долл. США | Долгосрочные льготные кредиты Всемирного банка | 13 000 | 3 000 | 5 000 | 5 000 |
к Указу Президента Республики Узбекистан от 29 октября 2020 года УП-6097
№ | Наименование мероприятий | Формы и механизмы реализации | Сроки исполнения | Источники финансирования | Ответственные исполнители |
I. Меры по унификации и совершенствованию нормативно-правовых основ для расширения объема финансирования и диверсификации источников финансирования сферы науки и научно-исследовательских работ | |||||
1. | Разработка проектов государственных программ по научной деятельности, определение приоритетных направлений развития науки и технологий для финансирования трансфера технологий и коммерциализации. | Проект протокола Республиканского совета по науке и технологиям. В проекте предусматривается порядок определения приоритетных направлений развития науки и технологий на основе результатов углубленного анализа передовых зарубежных практик и отечественной практики. | Январь 2021 года | - | Мининновации, Академия наук, Минвуз, Минздрав, МНО, Минфин, Минэкономразвития |
2. | Совершенствование порядка планирования, финансирования и учета расходов по проектам государственных программ по научной деятельности. | Проект постановления Кабинета Министров. В проекте предусматриваются в том числе: оплата труда научным работникам; расчет калькуляции расходов, направленных на реализацию научных проектов; планирование и классификация затрат на реализацию научных проектов; планирование себестоимости научных разработок; установление порядка финансирования реализации научных проектов и контроль за использованием выделенных средств; ведение учета и контроль за использованием средств, выделенных на реализацию научных проектов. | Декабрь 2020 года | - | Мининновации, Академия наук, Минвуз, Минздрав, заинтересованные министерства и ведомства |
3. | Установление порядка базового финансирования государственных научных организаций за счет средств Государственного бюджета. | Проект постановления Кабинета Министров. В проекте предусматриваются в том числе: установление порядка финансирования расходов на содержание зданий и сооружений государственных научных организаций и оплаты труда работников некоторых категорий за счет средств Государственного бюджета; формирование перечня субъектов базового финансирования; порядок финансирования субъектов базового финансирования; установление порядка учета и отчетности. | Декабрь 2020 года | - | Мининновации, Академия наук, Минвуз, Минздрав, заинтересованные министерства и ведомства |
4. | Разработка порядка формирования, реализации, финансирования и мониторинга программы «Академическая мобильность» научных кадров. | Проект постановления Кабинета Министров. В проект предусматривается в том числе порядок: формирования перечня организаций, проводящих научные исследования; формирования и реализации программы «Академическая мобильность» научных кадров; финансирования программы «Академическая мобильность» научных кадров и проведения ее мониторинга. | Декабрь 2020 года | - | Мининновации, Академия наук, Минвуз, Минфин, Минздрав, заинтересованные министерства и ведомства |
5. | Налаживание деятельности «Научно-инновационных технопарков», «Научных кластеров» и «Бизнес истартап акселераторов» в ведущих высших образовательных учреждениях. | Проект плана мер. В проекте предусматривается налаживание деятельности «Научно-инновационных технопарков», «Научных кластеров» и «Бизнес и стартап акселераторов», в том числе в ведущих высших образовательных учреждениях. | Май 2021 года | - | Мининновации, Академия наук, Минвуз, Минздрав, заинтересованные министерства и ведомства |
6. | Налаживание деятельности центров коллективного пользования современным научным оборудованием. | Проект межведомственного нормативно-правового акта. В проекте предусматриваются в том числе: создание в научных организациях и высших образовательных учреждениях центров коллективного пользования современным научным оборудованием; определение источников финансирования деятельности центров; установление порядка мониторингадеятельности центров. | Август 2021 года | - | Мининновации, Академия наук, Минвуз, Минздрав, заинтересованные министерства и ведомства |
II. Поощрение внедрения результатов научных разработок ученых и специалистов, повышение престижа науки | |||||
7. | Повышение эффективности службы «Proofreading Service» с целью редактирования текста научных статей, подготовленных учеными в соответствии с требованиями высокорейтинговых журналов, улучшения письменного текста на английском языке, устранения орфографических и грамматических ошибок, адаптации к установленным техническим требованиям. | Практические меры. Практические меры предусматривают в том числе: совершенствование интерактивного обслуживания, предусматривающего представление научных статей в Министерство инновационного развития в формате Microsoft Word (.doc или .docx) на английском языке в соответствии с техническими требованиями высокорейтинговых научного(ых) журнала(ов), в котором планируется опубликовать научную статью; обеспечение бесплатного пользования данной услугой учеными и специалистами, являющимися гражданами или лицами без гражданства, трудящимися во всех организациях, действующих в стране. | Октябрь 2021 года | Средства Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей | Мининновации |
8. | Материальное поощрение авторов статей, опубликованных в престижных международных научных изданиях (Web of science, Scopus и др.) (с импакт-фактором 1 и выше) по результатам проектов, реализуемых в рамках государственных научно-технических программ. | Практические меры. Практические меры предусматривают внедрение интерактивного обслуживания, предусматривающего материальное поощрение авторов статей, опубликованных в престижных международных научных изданиях (Web of Science, Scopus и др.) (с импакт-фактором 1 и выше), в том числе по результатам научных проектов. | Начиная с 1 января 2021 года | Средства Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей | Мининновации |
9. | Привлечение в качестве исполнителей ведущих ученых и специалистов передовых зарубежных научных центров в области науки и технологий, и университетов при реализации научных проектов в рамках государственных программ научной деятельности. | Практические меры. Практические меры предусматривают налаживание сотрудничества, в том числе в рамках двусторонних соглашений. | Август 2021 года | Средства исполнителей | Мининновации, МИД, МИВТ, Академия наук, Минвуз, Минздрав, заинтересованные министерства и ведомства |
III. Совершенствование системы пользования научно-инновационным потенциалом регионов при их социально-экономическом развитии | |||||
10. | Совершенствование деятельности центров инновационных разработок и трансфера технологий при органах государственной власти на местах. | Практические меры. Практические меры предусматривают в том числе разработку эффективного механизма для активизации коммерциализации и трансфера инновационных разработок и технологий, созданных в регионах центрами инновационных разработок и трансфера технологий при органах государственной власти на местах. | Декабрь 2020 года | Средства исполнителей | Мининновации, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Академия наук, Минвуз |
11. | Формирование портфеля заказов тематических научных грантов, предусматривающих обеспечение научного решения проблем отраслей экономики регионов и производство новой продукции, ориентированной на коммерциализацию, а также проведение конкурса грантовых проектов в рамках региональных программ по научной деятельности. | Практические меры. Практические меры предусматривают в том числе разработку региональных научных программ инновационного развития регионов. | Начиная с 1 января 2021 года | Средства местных бюджетов | Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Мининновации, Академия наук, Минвуз, Минфин |
12. | Повышение эффективности научно-исследовательской работы, осуществляемой региональными научно-исследовательскими и высшими образовательными учреждениями, отраслевыми научными организациями. | Проект плана мер. В проекте предусматривается разработка совместно с научными организациями плана комплексных мер, направленных на инновационное развитие регионов, в том числе территорий с высоким научным потенциалом, с учетом их экономического потенциала, географического расположения и имеющихся ресурсов. | Март 2021 года | - | Мининновации, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Академия наук, Минвуз |
13. | Формирование научно-инновацио?ной кластерной системы с использованием высоких технологий в инновационном развитии регионов. | Практические меры. Практические меры предусматривают в том числе разработку и реализацию концепции формирования инновационной кластерной системы. | 2021 — 2023 годы | - | Мининновации, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Академия наук, Минвуз |
14. | Расширение сферы внедрения передовой международной практики, инновационных разработок и технологий в отраслях экономики при инновационном развитии регионов. | Проект плана мер. В проекте предусматриваются в том числе: разработка и утверждение программ инновационного развития регионов; комплексное и системное решение существующих проблем в регионах, повышение его эффективности, производство экспортно-ориентированной продукции, привлечение международных экспертов. | 2021 — 2023 годы | На конкурсной основе | Мининновации, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента, Академия наук, Минвуз |
IV. Развитие международного сотрудничества в области науки и инновационных технологий | |||||
15. | Организация совместных конкурсов по приоритетным направлениям в области науки и инновационных технологий с ведущими зарубежными странами мира. | Проект плана мер. В проекте предусматривается реализация совместных научно-технических проектов, в том числе в рамках подписанных меморандумов, соглашений и «Дорожных карт» по межгосударственному научно-техническому сотрудничеству. | 2021 — 2023 годы | В рамках средств, выделенных на государственные программы по научной деятельности | Мининновации, Академия наук, Минвуз, МИД |
16. | Создание с государствами, с которыми налаженосотрудничество в области науки и технологий, единой электронной платформы, позволяющей коммерциализировать проекты, реализуемые в области науки и инноваций, а также инновационных технологий, созданных в Узбекистане. | Проект плана мер. В проекте предусматриваются в том числе создание и запуск электронного веб-портала (платформы). | Март 2021 года | - | Мининновации, Академия наук, Минвуз |
17. | Активное участие в престижных международных конференциях, форумах и других мероприятиях в области науки и инноваций, а также широкое продвижение в них научных разработок и инновационных технологий, созданных в Узбекистане. | Практические меры. В практических мерах предусматриваются в том числе участие в престижных международных конференциях, форумах и других мероприятиях в области науки и инноваций, дальнейшее развитие науки и инноваций в стране по их результатам. | 2021 — 2023 годы | Средства исполнителей | Мининновации, Академия наук, министерства и ведомства |
18. | Налаживание взаимного сотрудничества между технопарками, центрами инноваций и трансфера технологий Узбекистана и зарубежных стран. | Проект плана мер. | Декабрь 2020 года | Средства исполнителей | Мининновации, министерства и ведомства |
V. Дальнейшее совершенствование системы работы с научными и инновационными проектами | |||||
19. | Создание атмосферы прозрачности и конкуренции в конкурсах, организуемых в рамках государственных программ по научной деятельности. | Практические меры. В практических мерах предусматриваются в том числе внедрение Единой электронной системы (программы) организации и проведения конкурсов в рамках государственных программ по научной деятельности, обеспечение проведения конкурсов в режиме онлайн, в том числе электронный прием документов от участников конкурса. | Март 2021 года | Средства исполнителей | Мининновации, министерства и ведомства |
20. | Привлечение квалифицированных зарубежных специалистов к процессу проведения экспертизы научных проектов и выдачи по ним заключений. | Проект межведомственного нормативно-правового акта. В проекте предусматриваются в том числе: привлечение к процессу экспертизы зарубежных экспертов; привлечение инженеров-техников, конструкторов, технологов и ведущих предпринимателей (по направлениям) в процесс экспертизы стартапов, инновационных разработок, экспериментально-конструкторских и практических проектов; обновление списка руководителя и членов научно-технического совета; повышение ответственности и подотчетности экспертов и внедрение системы точной оценки актуальности, целесообразности и возможности коммерциализации результатов проекта; отбор экспертов для членства в научно-техническом совете на основе отбора по конкретным критериям; организация экспертизы проектов и формирование окончательного заключения в течение 5 рабочих дней с момента завершения конкурса проектов; обеспечение всеми необходимыми материально-техническими ресурсами для электронного формирования и регистрации решений научно-технических советов. | Март 2021 года | - | Мининновации, Академия наук, Минвуз, Минздрав |
21. | Оценка эффективности деятельности научных организаций и научно-технических проектов с привлечением авторитетных зарубежных организаций. | Проект плана мер. В проекте предусматривается составление перечня авторитетных зарубежных организаций и заключение с ними договоров. | Ноябрь 2021 года | Средства Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей | Мининновации, Академия наук, Минвуз, Минздрав |
22. | Создание механизма приема и проверки отчетов об исследовательских проектах в электронной форме с помощью программы антиплагиата. | Проект плана мер. В проекте предусматривается в том числе создание единой электронной программы (платформы). | Март 2021 года | - | Мининновации, Академия наук, Минвуз |
23. | Формирование электронной базы научных проектов, реализуемых в рамках государственных программ по научной деятельности, и их отчетов. | Проект плана мер. В проекте предусматривается в том числе создание электронной базы данных. | Июнь 2021 года | - | Мининновации, Академия наук, Минвуз |