к Указу Президента Республики Узбекистан от 23 октября 2019 года № УП-5853
к Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020 — 2030 годы
№ | Наименования показателей | Основа (2018 г.) | Цель на 2021 г. | Цель на 2025 г. | Цель на 2030 г. |
1. | Годовой прирост добавленной стоимости в сельском хозяйстве | 117,3 трлн сумов (14 млрд долл. США) | 3 % | 5 % | 5 % |
2. | Прирост числа рабочих мест в агропродовольственном секторе: сельское хозяйство пищевая промышленность текстильная промышленность | 3 671 300 91 420 140 200 | 2 % 3 % 3 % | 1 % 4 % 4 % | 1 % 5 % 3 % |
3. | Увеличение объема экспорта агропродовольственной продукции | 2,3 млрд долл. США | 3,5 млрд долл. США | 10 млрд долл. США | 20 млрд долл. США |
4. | Доля населения, испытывающего нехватку продовольствия | 6,3 % | 5 % | 3 % | 0 |
5. | Производительность труда в сельском хозяйстве (на одного работника в году, в долл. США) | 3 960 долл. США | 4 300 долл. США | 5 200 долл. США | 6 500 долл. США |
6. | Сокращение выбросов парниковых газов сельскохозяйственного происхождения | 15,740 гигаграммов (2016 г.) | 10 % | 30 % | 50 % |
к Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020 — 2030 годы
№ | Наименования показателей | Основа (2018 г.) | Цель на 2021 г. | Цель на 2025 г. | Цель на 2030 г. |
I. Обеспечение продовольственной безопасности населения | |||||
1.1 | Увеличение средней урожайности зерновых колосовых | 43 ц/га | 60 ц/га | 70 ц/га | 75 ц/га |
1.2 | Увеличение среднего надоя коровьего молока | 2 320 кг от одной коровы | 2 700 кг от одной коровы | 3 100 кг от одной коровы | 3 500 кг от одной коровы |
1.3 | Доля кормовых культур в общей структуре посевной площади | 7 % | 10 % | 12 % | 15 % |
II. Создание благоприятного агробизнес-климата и цепочек добавленной стоимости | |||||
2.1 | Доля объема экспорта продукции, произведенной в рамках партнерства сельскохозяйственных предприятий и объединений | 2 % | 15 % | 23 % | 30 % |
2.2 | Внедрение и пропаганда бренда агропродовольственной продукции Узбекистана | Бренд с небольшим охватом продуктов | Охват 5 дополнительных продуктов | Охват 20 дополнительных продуктов | Охват 40 дополнительных продуктов |
2.3 | Улучшение позиции Узбекистана в рейтинге Всемирного банка по Глобальному индексу эффективности логистики (Logistics Performance Index) | 99-е место | 96-е место (подъем на 3 пункта) | 89-е место (подъем на 10 пунктов) | 79-е место (подъем на 20 пунктов) |
2.4 | Увеличение доли переработанной продукции в общем объеме экспорта | 25 % | 30 % | 35 % | 40 % |
2.5 | Доля занятых в пищевой и легкой промышленности (в процентах от общего числа рабочих мест в сельском хозяйстве) | 6 % | 10 % | 15 % | 20 % |
III. Снижение роли государства в управлении сферой и повышение инвестиционной привлекательности | |||||
3.1 | Поднятие рейтинга в индексе Всемирного банка «Содействие развитию бизнеса в сельском хозяйстве» (Enabling the Business of Agriculture) | Нет рейтинга | Установление рейтинга | Увеличение рейтинга | Увеличение рейтинга |
3.2. | Увеличение объемов привлеченных инвестиций в агропродовольственный бизнес | 650 млн долл. США | Увеличение на 20 % | Увеличение на 40 % | Увеличение на 80 % |
IV. Обеспечение рационального использования природных ресурсов и охрана окружающей среды | |||||
4.1 | Общая площадь сельскохозяйственных земель для производства продукции для государственных закупок | 2,5 млн га | 0,9 млн га | нет | нет |
4.2 | Увеличение числа фермеров, применивших надлежащую сельскохозяйственную и экологическую практику, а также международную систему качества менеджмента | 2 % | 5 % | 10 % | 20 % |
4.3 | Общая площадь сельскохозяйственных земель с внедрением водосберегающих технологий | 1,7 % | 10 % | 20 % | 32 % |
4.4 | Сокращение доли земель с высокими показателями засоленности | 45 % | 43 % | 41 % | 37 % |
4.5 | Расширение площадей с лесным покровом | 3,2 млн га | 20 % | 25 % | 30 % |
4.6 | Расширение площадей под ореховые культуры (фисташка, грецкий орех, миндаль) | 11 634 га | 10 % | 15 % | 18 % |
V. Развитие современных систем государственного управления | |||||
5.1 | Создание механизмов координации сектора | Создание отраслевых координационных механизмов: межведомственного государственно-частного государства и партнеров по развитию | Публикация годовых отчетов о состоянии агропромышленного комплекса (с помощью систем контроля и оценки) | Публикация годовых отчетов о состоянии агропромышленного комплекса (с помощью систем контроля и оценки) | Публикация годовых отчетов о состоянии агропромышленного комплекса (с помощью систем контроля и оценки) |
5.2 | Проведение функционального анализа структур государственного управления в секторе | — | Осуществление функциональных анализов по сельскому хозяйству; ветеринарии; фитосанитарии; безопасности пищевых продуктов; водному хозяйству | Осуществление функциональных анализов всех соответствующих структур управления на региональном и районном уровнях | Завершение функциональных анализов всех соответствующих подведомственных органов |
5.3 | Утверждение и реализация планов институциональной реформы сектора | — | Утверждение планов институциональной реформы и начало реализации по сельскому хозяйству; ветеринарии; фитосанитарии; безопасности пищевых продуктов; водному хозяйству | Утверждение планов институциональной реформы и их реализация во всех соответствующих структурах управления на региональном и районном уровнях | Утверждение планов институциональной реформы и их реализация во всех соответствующих подведомственных организациях |
5.4 | Принятие долгосрочных стратегий развития государственных услуг | Не принят | Принятие и стратегий и их реализация по ветеринарным услугам; фитосанитарным услугам; услугам в области безопасности пищевых продуктов; консультационным услугам; услугам ирригации | Регулярная публикация отчетов по мониторингу и оценке хода реализации стратегий совершенствования государственных услуг | Регулярная публикация отчетов по мониторингу и оценке хода реализации стратегий совершенствования государственных услуг |
5.5 | Приватизациягосударственных предприятий агропродовольственного сектора | Проведение аудита государственных предприятий агропродовольственного сектора | Утвержден план и начата приватизация государственной доли в предприятиях агропродовольственного сектора | Выполнено не менее | Полная реализация плана приватизации |
VI. Диверсификация государственных расходов в поддержку сектора | |||||
6.1 | Увеличение расходов Государственного бюджета на услуги агропродовольственного сектора, не связанные с ирригацией | 20 % от общих расходов в сфере сельского хозяйства | 30 % от общих расходов в сфере сельского хозяйства | 35 % от общих расходов в сфере сельского хозяйства | 40 % от общих расходов в сфере сельского хозяйства |
6.2 | Поэтапное увеличение расходов Государственного бюджета на исследования в области сельского хозяйства (в процентах от валового сельскохозяйственного продукта) | 0,02 % | 0,05 % | 0,5 % | 1 % |
6.3 | Внедрение системы планирования среднесрочного бюджета | Разработан и утвержден среднесрочный бюджет 2020 — 2022 годы | Реализация среднесрочного бюджета на 2020 — 2022 годы | Реализация среднесрочных бюджетов на 2022 — 2024 годы и 2025 — 2027 годы | Реализация среднесрочного бюджета на 2028 — 2030 годы |
VII. Развитие науки, образования, систем информационных и консультационных услуг в сельском хозяйстве | |||||
7.1 | Создание Координационного совета по интеграции науки, образования и производства в сельском хозяйстве и внедрение среднесрочного бюджетирования научных исследований | — | Утверждение и реализация среднесрочного бюджета финансирования научных исследований на 2019 — 2021 гг. | Разработка и утверждение среднесрочного бюджета финансирования научных исследований для последующих трехлетних циклов | Разработка и утверждение среднесрочного бюджета финансирования научных исследований для последующих трехлетних циклов |
7.2 | Увеличение количества выпускников учебных заведений, занятых в агробизнесе | 2 180 | 10 % | 30 % | 50 % |
7.3 | Увеличение количества фермеров, имеющих доступ к консультативным услугам и услугам центров распространения знаний | 51,1 тысячи | 10 % | 35 % | 50 % |
7.4 | Увеличение количества фермеров, удовлетворенных услугами центров распространения знаний и консультационными услугами | 41,1 тысячи | 20 % | 40 % | 80 % |
VIII. Развитие сельской местности | |||||
8.1 | Увеличение общего количества малых предприятий (микрофирм) в сельской местности | 129 221 | 10 % | 20 % | 30 % |
8.3 | Увеличение количества предприятий, управляемых женщинами, в сельской местности | 5 648 | 10 % | 20 % | 30 % |
8.4 | Увеличение количества предприятий, управляемых молодежью, в сельской местности | 11 543 | 10 % | 20 % | 30 % |
IX. Разработка прозрачной системы отраслевой статистики | |||||
9.1 | Повышение доступности и надежности данных агропродовольственной статистики | Неполная/ненадежная | Ежегодная публикация статистики агропродовольственного сектора на основе новых систем сбора | Ежегодная публикация статистики агропродовольственного сектора на основе новых систем сбора | Ежегодная публикация статистики агропродовольственного сектора на основе новых систем сбора |
9.2 | Повышение доступности рыночной информации о ценах и тенденциях | Непостоянная/ неполная | Еженедельная публикация рыночной информации. Ежемесячные и годовые обзоры тенденций рынка | Еженедельная публикация рыночной информации. Ежемесячные и годовые обзоры тенденций рынка | Еженедельная публикация рыночной информации. Ежемесячные и годовые обзоры тенденций рынка |
9.3 | Повышение доступности данных о производительности труда в фермерских хозяйствах | Непостоянная/ неполная | Проведение целенаправленных оценок фермерских хозяйств, публикация информации о валовой прибыли | Публикация ежегодных показателей производительности труда в фермерских хозяйствах | Публикация ежегодных показателей производительности труда в фермерских хозяйствах |
к Указу Президента Республики Узбекистан от 23 октября 2019 года № УП-5853
Мероприятия | Срок исполнения | Ответственные за исполнение | |
I. Обеспечение продовольственной безопасности населения | |||
1. | Ведение постоянного мониторинга результатов внедрения системы оценки продовольственной безопасности на основе признанных на международном уровне методологий и передового опыта. | На постоянной основе | Министерство сельского хозяйства, заинтересованные министерства и ведомства |
2. | Проведение социального опроса по изучению потребления и доходов в целях разработки государственных программ и мероприятий по оценке продовольственной безопасности населения, а также по развитию сельской местности. | II квартал 2021 года | Министерство сельского хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство экономики и промышленности, Государственный комитет ветеринарии и развития животноводства |
3. | Разработка долгосрочных программ по пропаганде здоровой потребительской культуры. | I квартал 2021 года | Министерство здравоохранения, Министерство сельского хозяйства |
4. | Разработка отраслевых программ по повышению эффективности сельского хозяйства и интенсификации производства социально значимых видов продукции. | II квартал 2022 года | Министерство сельского хозяйства |
5. | Проведение исследовательских работ, направленных на повышение продуктивности в животноводстве, устойчивую интенсификацию производства мяса рыбы и птицы, а также молока. | IV квартал 2022 года | Государственный комитет ветеринарии и развития животноводства, Министерство сельского хозяйства |
II. Создание благоприятного агробизнес-климата и цепочек добавленной стоимости | |||
6. | Содействие внедрению признанных на международных рынках стандартов качества (Global G.A.P, Organic, НACCP и других). | На постоянной основе | Министерство сельского хозяйства, Агентство «Узстандарт» |
7. | Организация краткосрочных, в том числе дистанционных тренингов для специалистов садоводства и тепличных хозяйств, разработка и обеспечение доставки на места учебных пособий. | На постоянной основе | Министерство сельского хозяйства, заинтересованные министерства и ведомства |
8. | Разработка и внедрение эффективных механизмов отношений с ведущими сельскохозяйственными предприятиями. При этом: определить приоритетные направления проведения переговоров и реализации торговых соглашений на новых целевых экспортных рынках; уменьшить расходы на маркетинг и перевозку агропродовольственной продукции на международных рынках; дать оценку возможностей широкого использования бренда «Made in Uzbekistan» для продвижения отечественных пр?довольственных товаров на целевые экспортные рынки; разработать детальный план по совершенствованию национальной системы качества. | На постоянной основе | Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство сельского хозяйства, холдинговая компания |
9. | Развитие деятельности по оказанию консультационных услуг по предоставлению информации об экспортных рынках, экспортной готовности, торговых режимах и торговом финансировании. | На постоянной основе | Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство сельского хозяйства |
10. | Разработка стратегии увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции на внутренний и международный рынки на основе результатов оценки основных секторов плодоовощной и животноводческой продукции (по отношению к экспортируемым 10 — 15 основным видам продукции на основе первичных многолетних данных и анализа тенденций рынка), принимая во внимание органическую продукцию с высоким экспортным потенциалом. | IV квартал 2021 года | Министерство сельского хозяйства, Министерство инвестиций и внешней торговли,Государственный комитет ветеринарии и развития животноводства |
11. | Проведение реструктуризации и модернизации системы продовольственной безопасности и контроля качества на основе анализа имеющейся инфраструктуры. | I квартал 2021 года | Министерство сельского хозяйства, Министерство здравоохранения, Министерство экономики и промышленности, Агентство «Узстандарт», Государственный комитет по ветеринарии и развитию животноводства, Государственная инспекция по карантину растений |
12. | Разработка мер по целевой поддержке развития субъектов предпринимательства, занимающихся хранением и переработкой сельскохозяйственной продукции в сельской местности, а также модернизацией внутренних рынков. | III квартал 2021 года | Министерство экономики и промышленности, Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов, Министерство здравоохранения, Государственный комитет по ветеринарии и развитию животноводства |
13. | Развитие цепочек добавленной стоимости на основе детальной оценки факторов, ограничивающих развитие с учетом особенностей регионов и мест прямого сосредоточения торговли. | II квартал 2021 года | Министерство экономики и промышленности, Министерство сельского хозяйства, Министерство транспорта |
14. | Проведение оценки деятельности хлопково-текстильных кластеров с целью определения мер по развитию и стимулированию кластеров во всех отраслях. | IV квартал 2021 года | Министерство сельского хозяйства, Министерство экономики и промышленности, Ассоциация «Узтекстильпром», АО «Узпахтасаноат» |
15. | Внедрение современных информационных технологий по ведению мониторинга за агропродовольственным рынком, ориентированного на ключевые экспортные рынки и приоритетную продукцию. При этом предусмотреть регулярную публикацию информации о ценах на продукцию с целью содействия производителям и перерабатывающим предприятиям при принятии решений. | II квартал 2021 года | Министерство сельского хозяйства, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство экономики и промышленности |
16. | Реализация инвестиционных программ в качестве эксперимента по поддержке развития и диверсификации малого предпринимательства, предусматривающих предоставлени�� грантов и льготных кредитов для поддержки стартап-инициатив и объединений производителей в сельской местности, направленных на формирование цепочек добавленной стоимости. | I квартал2021 года | Министерство сельского хозяйства, Министерство экономики и промышленности,Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана |
17. | Внесение изменений в Земельный Кодекс Республики Узбекистан, предусматривающих возможности предоставления права субаренды и аренды. | I квартал 2022 года | «Госкомземгеодезкадастр», Министерство сельского хозяйства |
18. | Создание специальной лаборатории для проверки генетически модифицированных культур и сортов растений путем привлечения средств международных финансовых институтов. | IV квартал 2022 года | Министерство сельского хозяйства, Министерство инвестиций и внешней торговли |
19. | Содействие внедрению единой системы торговли (на основе аукционных и биржевых торгов) на базе сети центров агрологистики. | I квартал 2022 года | Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство сельского хозяйства |
20. | Совершенствование деятельности научно-исследовательских институтов, связанных с семеноводством и плодоовощеводством, модернизация их материально-технической базы. | IV квартал 2022 года | Министерство сельского хозяйства |
21. | Стимулирование привлечения инвестиций в торговую инфраструктуру, центры агрологистики, лаборатории пищевой безопасности, санитарную и фитосанитарную системы, а также для необходимого оборудования и инвентаря с целью обеспечения минимизации расходов и преодоления технических препятствий, бесперебойной поставки отечественных сельскохозяйственных товаров. | IV квартал 2025 года | Министерство экономики и промышленности, Министерство сельского хозяйства, Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство здравоохранения, Комитет ветеринарии и развития животноводства, Агентство по карантину и защите растений |
III. Снижение роли государства в управлении сферой и повышение инвестиционной привлекательности | |||
22. | Разработка инвестиционных программ с целью обеспечения целевого привлечения кредитных линий международных финансовых институтов на основе результатов оценки потребностей отрасли сельского хозяйства в частных инвестициях и льготных кредитах. | IV квартал 2021 года | Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство сельского хозяйства, Министерство экономики и промышленности |
23. | Разработка дополнительных мер, направленных на развитие механизмов государственно-частного партнерства в агропромышленном комплексе. | I квартал 2021 года | Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов, Министерство водного хозяйства |
24. | Усиление конкуренции на рынке материально-технических ресурсов путем приватизации нестратегических государственных предприятий в сфере поставки материально-технических ресурсов и оказания услуг фермерским хозяйствам и предприятиям по переработке сельскохозяйственной продукции. Предусмотреть при этом: отказ от практики поставки материально-технических ресурсов и оказания услуг за счет государственных кредитных средств; внедрение в качестве эксперимента стандартизированных авансовых контрактов для содействия развитию стабильных торговых отношений между субъектами агропромышленного комплекса. | III квартал 2021года | Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов, Министерство экономики и промышленности |
25. | Переход к системе субсидирования Фондом государственной поддержки сельского хозяйства при Министерстве финансов исключительно процентных ставок по кредитам коммерческих банков. | III квартал 2021 года | Министерство финансов, Центральный банк, Министерство сельского хозяйства |
26. | Обеспечение полного перехода на систему поддержки сельского хозяйства, стимулирующую интенсификацию сельскохозяйственного производства. | III квартал 2022 года | Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов, Министерство экономики и промышленности |
27. | Отказ от практики размещения государством сельскохозяйственных культур. | I квартал 2023 года | Министерство сельского хозяйства, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, Министерство экономики и промышленности |
IV. Обеспечение рационального использования природных ресурсов и охрана окружающей среды | |||
28. | Внедрение эффективной системы использования удобрений исходя из почвенно-климатических условий путем расширения деятельности мобильных лабораторий анализа почвы, принятие мер по сохранности и дальнейшему повышению плодородия почв. | На постоянной основе | Министерство сельского хозяйства, «Госкомземгеодезкадастр» |
29. | Внесение изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Узбекистан, предусматривающих: систематизацию всех действующих нормативно-правовых актов, определяющих инструменты и механизмы защиты прав землепользования; признание недействительным права на аренду земельных участков на основе стандарта GAEP и других соответствующих норм; введение права первичного отказа в аренде земельных участков. | I квартал 2021 года | «Госкомземгеодезкадастр», Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана |
30. | Регулярное ведение мониторинга за мелиоративным состоянием и степенью засоленности земель на основе современных технологий. | На постоянной основе | Министерство водного хозяйства, «Госкомземгеодезкадастр», Министерство сельского хозяйства |
31. | Упрощение порядка использования права аренды земельного участка в качестве залогового обеспечения при получении кредитов и займов, принимая во внимание внедрение рыночных механизмов оценки стоимости земли. | IV квартал 2020 года | Центральный банк, Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана |
32. | Реализация, в качестве эксперимента, программы интеграции земель сельскохозяйственного назначения в качестве прилегающих земельных участков с целью повышения эффективности использования земель для фермеров. | I квартал 2021 года | «Госкомземгеодезкадастр», Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства |
33. | Разработка и внедрение, в качестве эксперимента, проектов государственно-частного партнерства в сфере орошения с целью повышения эффективности использования земельных и водных ресурсов, привлечения частных инвестиций в сельское хозяйство. | I квартал 2021 года | «Госкомземгеодезкадастр», Министерство водного хозяйства, Министерство сельского хозяйства, Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство финансов |
34. | Пересмотр системы управления водными ресурсами. | II квартал 2021 года | Министерство водного хозяйства |
35. | Ведение мониторинга за результатами внедрения надлежащей сельскохозяйственной и экологической практики (GAEP). | На постоянной основе | Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, Министерство сельского хозяйства, Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды, «Госкомземгеодезкадастр» |
36. | Оптимизация земельных участков научно-исследовательских институтов сельскохозяйственного направления на основе оценки работ с целью определения планов по использованию ими земель в будущем, соответствующих приоритетным задачам в области научных исследований. | IV квартал 2021 года | Министерство сельского хозяйства, «Госкомземгеодезкадастр», Академия наук, Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей |
37. | Укрепление институционального потенциала в области обеспечения биологической безопасности, а также контроля за использованием природных ресурсов, пестицидов и химических средств в сельском хозяйстве. | I квартал 2022 года | Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды, Министерство сельского хозяйства |
38. | Разработка и внедрение минимальных экологических стандартов и требований на основе надлежащей сельскохозяйственной и экологической практики (GAEP) для ведения мониторинга воздействия сельскохозяйственного производства на состояние экосистем и биотопов. | II квартал 2022 года | Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды, Министерство сельского хозяйства, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана |
39. | Внедрение эффективной системы оплаты за услуги предприятий водного хозяйства, связанные с доставкой воды и его распределением между водопотребителями (водопользователями) путем применения смарт технологий (мини-измерительных станций и «умных палочек»). | IV квартал 2022 года | Министерство водного хозяйства, Министерство сельского хозяйства, Министерство инновационного развития, Министерство финансов, «Узбекгидрогеология» |
40. | Создание вторичного рынка с целью обеспечения свободного перехода права землевладения от неэффективных пользователей. | II квартал 2023 года | «Госкомземгеодезкадастр», Министерство сельского хозяйства |
41. | Разработка инвестиционной программы, направленной на модернизацию инфраструктуры и возможностей учреждений в сфере управления земельными ресурсами, развитие кадастровой системы земель сельскохозяйственного назначения с целью совершенствования механизмов финансирования, основанных на праве землевладения и повышении эффективности мероприятий государственной политики. | I квартал 2023 года | «Госкомземгеодезкадастр», Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство сельского хозяйства, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана |
V. Развитие современных систем государственного управления | |||
42. | Создание веб-сайта, предоставляющего информацию по изменениям на агропродовольственном рынке, реформированию отрасли и государственных услугах в режиме онлайн. | IV квартал 2021 года | Министерство сельского хозяйства, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Министерство экономикии промышленности, Государственный комитет по статистике |
43. | Внедрение программы стажировок и стипендий для подготовки управленческих кадров из числа молодых специалистов, предусмотрев при этом предоставление стипендий по направлениям: экономика сельского хозяйства, менеджмент агробизнеса и маркетинг, торговля агропродовольственной продукцией и другим приоритетным направлениям, а также реализацию краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных программ по обмену сотрудниками в других аналогичных направлениях. | IV квартал 2021 года | Фонд «Эл-юрт умиди», Министерство сельского хозяйства, Министерство высшего и среднего специального образования, Союз молодежи |
44. | Разработка долгосрочных стратегий развития государственных услуг в следующих направлениях: ветеринария, охрана здоровья сельскохозяйственных животных и развитие животноводства; услуги по фитосанитарному контролю и защите растений; услуги по обеспечению пищевой безопасности и защите прав потребителей; информационные услуги в области сельского хозяйства и агробизнеса, а также проведения прикладных исследований; поддержка обеспечения продовольствием социально уязвимых слоев населения; услуги по содействию эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве. | IV квартал 2021 года | Министерство сельского хозяйства, Министерство водного хозяйства, Государственный комитет ветеринарии и развития животноводства, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, «Госкомземгеодезкадастр» |
45. | Внедрение практики аутсорсинга по оказанию важных дополнительных услуг в отрасли при поддержке частного сектора, развитие эффективной модели государственно-частного партнерства. | III квартал 2025 года | Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов |
VI. Поэтапная диверсификация государственных расходов в поддержку сектора | |||
46. | Внедрение программ по расширению возможностей использования средств международной технического содействия с целью эффективной реализации среднесрочных бюджетных программ. | IV квартал 2021 года | Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов |
47. | Разработка рекомендаций по проведению анализа системы налогооблажения и снижению налоговой нагрузки на сельхозпроизводителей в сфере сельского хозяйства. | III квартал 2021 года | Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов, Государственный налоговый комитет |
48. | Расширение номенклатуры инструментов прямой поддержки сельс�охозяйстве�ных производителей, начиная с льготных кредитов до комплекса мер поддержки, направленных на ускорение капиталовложений и внутрихозяйственных услуг, а также структурных изменений за счет средств Государственного бюджета. | IV квартал 2021 года | Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов, Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство водного хозяйства, Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана |
VII. Развитие науки, образования, систем информационных и консультационных услуг в сельском хозяйстве | |||
49. | Развитие информационно-консультационных служб, занимающихся распространением знаний для фермерских хозяйств и агробизнеса на республиканском, региональном и местном уровнях. При этом предусмотреть: оказание текущих консультационных услуг субъектам агробизнеса и анализ нормативно-правовой базы; диверсификацию источников финансирования, в том числе расширение возможностей финансирования частным сектором; разработку эффективных механизмов доведения результатов исследований сельскохозяйственным производителям и внедрение инноваций. | II квартал 2021 года | Министерство сельского хозяйства, Министерство инновационного развития, Министерство водного хозяйства, Министерство экономики и промышленности, Государственный комитет ветеринарии и развития животноводства, Министерство инвестиций и внешней торговли |
50. | Внедрение информационно-консультационных систем во всех регионах страны на основе условий государственно-частного партнерства. | I квартал 2021 года | Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов, Министерство экономики и промышленности, Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций, Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей |
VIII. Развитие сельской местности | |||
51. | Разработка и осуществление мониторинга реализации «Концепции устойчивого развития сельских районов на 2020 — 2025 годы». | I квартал 2020 года | Министерство экономики и промышленности, Министерство занятости и трудовых отношений, Министерство сельского хозяйства, Министерство народного образования, Министерство дошкольного образования, Министерство транспорта, Министерство энергетики, Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство здравоохранения |
IX. Разработка прозрачной системы отраслевой статистики | |||
52. | Опубликование сведений и издание информационных каталогов о крупных отечественных производителях и переработчиках. | Ежегодно | Министерство инвестиций и внешней торговли, Министерство сельского хозяйства, Министерство экономики и промышленности |
53. | Сбор, сопоставление и публикация сведений по экономическим показателям (расходы, доходы, прибыль, рентабельность) производства основных видов сельскохозяйственной продукции. | Ежегодно | Государственный комитет по статистике, Министерство сельского хозяйства |
54. | Издание сборника сведений (справочника) по ведению фермерского хозяйства, включающего необходимые данные по эффективности производства продукции, государственной поддержки отраслей, трудовое законодательство, налогообложение, кредитование и другую необходимую информацию. | Один раз каждые два года | Совет фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, Министерство сельского хозяйства, Государственный комитет по статистике |
55. | Публикация ежегодного отчета по сельскому хозяйству (Annual Agriculture report), включающего информацию о достигнутых результатах в отрасли и предусматриваемых мерах государственной политики. | Ежегодно | Министерство сельского хозяйства, Министерство экономики и промышленности, Министерство инвестиций и внешней торговли, Государственный комитет по статистике |
56. | Активное участие в платформе по обмену информацией и международных форумах для развития национальных систем и услуг в агропродовольственном секторе. | На постоянной основе | Государственный комитет по статистике, Министерство сельского хозяйства |
57. | Организация встреч, семинаров, «круглых столов» и пресс-конференций в рамках реализации Стратегии с широким привлечением представителей институтов гражданского общества и средств массовой информации, а также экспертов международных организаций. | На постоянной основе | Координационный совет |
58. | Проведение сельскохозяйственной переписи (Agriculture census). | I квартал 2023 года | Государственный комитет по статистике, Министерство сельского хозяйства |
59. | Внедрение системы идентификации, наблюдения за передвижением и мониторинга сельскохозяйственных животных. | III квартал 2025 года | Комитет ветеринарии и развития животноводства, Министерство сельского хозяйства |
к Указу Президента Республики Узбекистан от 23 октября 2019 года № УП-5853
А. Арипов | — | Премьер-министр Республики Узбекистан, председатель Координационного совета | |
2. | А. Вахабов | — | советник Премьер-министра по вопросам развития аграрной и продовольственной сфер, заместитель председателя Координационного совета |
3. | Ж. Ходжаев | — | министр сельского хозяйства, заместитель председателя Координационного совета |
4. | Б. Ходжаев | — | министр экономики и промышленности |
5. | Ш. Хамраев | — | министр водного хозяйства |
6. | С. Умурзаков | — | министр инвестиций и внешней торговли |
7. | А. Шадманов | — | министр здравоохранения |
8. | А. Касимов | — | заведующий сектором Администрации Президента Республики Узбекистан |
9. | А. Эргашев | — | заместитель министра финансов |
10. | Б. Бегалов | — | председатель Государственного комитета по статистике |
11. | Б. Норкобилов | — | председатель Комитета ветеринарии и развития животноводства |
12. | Б. Кучкаров | — | председатель Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды |
13. | А. Абдуллаев | — | председатель Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру |
14. | Н. Бакиров | — | председатель Государственного комитета по лесному хозяйству |
15. | М. Эсанов | — | начальник Инспекции по контролю за агропромышленным комплексом при Министерстве сельского хозяйства |
16. | И. Эргашев | — | генеральный директор Агентства по карантину и защите растений |
17. | Д. Саттаров | — | генеральный директор Агентства «Узстандарт» |
18. | А. Равшанов | — | заведующий секретариатом Кабинета Министров, секретарь Координационного совета |
к Указу Президента Республики Узбекистан от 23 октября 2019 года № УП-5853
Направления расходов | В процентах от общего объема средств, выделенных на сферу сельского хозяйства в 2018 году | Целевые направления диверсификации структуры расходов |
Обеспечение продовольственной безопасности населения | ||
Интервенционный резерв, создаваемый с целью обеспечения продовольственной безопасности | 0 % | Новое направление расходов |
Создание благоприятного агробизнес-климата и цепочек добавленной стоимости | ||
Субсидирование процентной ставки производителей хлопка-сырца | 9,2 % | Поэтапное сокращение |
Субсидирование процентной ставки производителей зерновых | 1,9 % | Поэтапное сокращение |
Программа производства и контроля качества семян | 0,1 % | Поэтапное увеличение |
Программа развития животноводства | 0,1 % | Поэтапное увеличение |
Программа развития рыбоводства | 0,1 % | Поэтапное увеличение |
Программа механизации сельского хозяйства | 5,4 % | Поэтапное сокращение |
Программа развития садоводства | 0 % | Поэтапное увеличение |
Программа развития агрологистических услуг | 0 % | Новое направление расходов |
Развитие сельскохозяйственных кооперативов и других форм объединения | 0 % | Новое направление расходов |
Снижение роли государства в управлении сферой и повышение инвестиционной привлекательности | ||
Программа модернизации и диверсификации сельского хозяйства | 0 % | Новое направление расходов |
Программа развития государственно-частного партнерства | 0 % | Новое направление расходов |
Обеспечение рационального использования природных ресурсов и охрана окружающей среды | ||
Поддержка сельскохозяйственного производства на низкоплодородных земельных площадях | 1,4 % | Поэтапное увеличение |
Надлежащая сельскохозяйственная и экологическая практика | 0 % | Новое направление расходов |
Управление и защита лесного хозяйства | 1 % | Поэтапное увеличение |
Капитальные затраты оросительных систем | 10,5 % | Поэтапное увеличение |
Капитальные вложения для восстановления оросительных систем | 7,8 % | Поэтапное увеличение |
Управление ирригационными системами и их эксплуатация | 17,5 % | Поэтапное увеличение |
Расходы на электроэнергию для орошения | 23 % | Поэтапное сокращение |
Развитие современных систем государственного управления | ||
Инспекционные службы (сельское хозяйство, ветеринария, фитосанитарный контроль, пищевая безопасность) | 0,2 % | Поэтапное увеличение |
Служба по защите растений | 0,3 % | Поэтапное увеличение |
Ветеринарная служба и служба охраны здоровья животных | 3,9 % | Поэтапное увеличение |
Служба пищевой безопасности | 0 % | Новое направление расходов |
Управление рисками стихийных бедствий | 1 % | Поэтапное увеличение |
Развитие науки, образования, системы информационных и консультационных услуг в сельском хозяйстве | ||
Сельскохозяйственные исследования и разработки | 0,5 % | Поэтапное увеличение |
Сельскохозяйственное образование | 5,9 % | Поэтапное увеличение |
Распространение сельскохозяйственных знаний и консультационных услуг | 0 % | Новое направление расходов |
Развитие сельской местности | ||
Программа развития сельской местности | 0 % | Новое направление расходов |
Разработка прозрачной системы отраслевой статистики | ||
Система рыночной информации и статистики | 0 % | Новое направление расходов |
Прочие затраты | 10,2 % | Поэтапное сокращение |