Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 августа 2005 года № 196 «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан».
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 2 августа 2000 года № УП-2676 «Об образовании Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции» Кабинет Министров постановляет:
Положение о Государственном комитете Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции согласно приложению № 1;
организационную структуру центрального аппарата Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции и типовую структуру его территориальных управлений согласно приложениям №№ 2 и 3.
2. Установить предельную численность работников Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции и его территориальных органов в количестве 393 единиц, из них работников центрального аппарата — 50 единиц (без учета обслуживающего персонала).
Разрешить Государственному комитету Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции иметь двух заместителей Председателя, в том числе одного первого, и коллегию в составе 7 человек, персональный состав которой утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
начальники территориальных органов по демонополизации и развитию конкуренции назначаются на должность Председателем Государственного комитета по демонополизации и развитию конкуренции Республики Узбекистан по согласованию с Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и г. Ташкента;
инспекторы по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей назначаются на должность начальниками территориальных органов по демонополизации и развитию конкуренции по согласованию с председателем Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции.
4. Определить, что финансирование центрального аппарата Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции и его территориальных органов осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
Распространить на работников центрального аппарата Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции и его территориальных органов условия оплаты труда, установленные приложениями №№ 3 и 9 к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 апреля 1996 года № 147.
в месячный срок осуществить, совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан, преобразование соответствующих территориальных органов по демонополизации и развитию конкуренции, утвердить положения о них;
совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента в двухнедельный срок решить вопросы размещения территориальных органов Государственного комитета по демонополизации и развитию конкуренции;
в двухмесячный срок провести аттестацию работников центрального аппарата и территориальных органов по демонополизации и развитию конкуренции в целях укомплектования их квалифицированными кадрами.
См. предыдущую редакцию.
6. Разрешить Государственному комитету Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции образовать фонд социального развития и материального поощрения работников системы за счет 6 процентов от средств, направляемых Комитетом на специальный внебюджетный счет «Фонд ценового регулирования» Министерства финансов Республики Узбекистан.
(абзац первый пункта 6 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 ноября 2003 г. № 520 — СЗ РУ, 2003 г., № 22, ст. 223)
Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции в месячный срок в установленном порядке разработать и утвердить Порядок формирования и использования средств фондов социального развития и материального поощрения работников Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции и Министерства финансов Республики Узбекистан.
ежегодно при формировании республиканского бюджета предусматривать необходимые ассигнования на содержание и укрепление материально-технической базы Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции и его территориальных органов;
выделить лимит Государственному комитету Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции на содержание четырех легковых автомобилей для центрального аппарата и по два автомобиля для Комитета по демонополизации и развитию конкуренции Республики Каракалпакстан и территориальных управлений по демонополизации и развитию конкуренции в областях и г. Ташкенте;
передать с баланса Министерства финансов Республики Узбекистан на баланс Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции компьютерное и сетевое оборудование, находящееся во временном пользовании Комитета по демонополизации и развитию конкуренции.
8. Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, Академии общественного и государственного строительства при Президенте Республики Узбекистан, Банковско-финансовой академии обеспечить подготовку и повышение квалификации специалистов для органов по демонополизации и развитию конкуренции.
9. Разместить центральный аппарат Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции по адресу: г. Ташкент, пл. Мустакиллик, 5.
10. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров от 23 мая 1996 г. № 188 «О вопросах организации деятельности Комитета по демонополизации и развитию конкуренции при Министерстве финансов Республики Узбекистан».
Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Кабинета Министров от 2 августа 2000 г. № 300
к постановлению Кабинета Министров от 2 августа 2000 г. № 300
1. Настоящее Положение определяет основные задачи, функции и полномочия Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции в соответствии с законами Республики Узбекистан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О естественных монополиях» (новая редакция), «О защите прав потребителей», «О рекламе» и иными актами законодательства Республики Узбекистан, относящимися к деятельности Государственного комитета, международными договорами (соглашениями).
2. Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции (Госкомдемонополизации) является органом государственного управления, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 2 августа 2000 г. № УП-2676 «Об образовании Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции», осуществляющим проведение политики в области развития конкуренции, ограничения монополистической деятельности, регулирования деятельности естественных монополий, защиты прав потребителей и рекламной деятельности.
Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции находится в подчинении и подотчетен Кабинету Министров Республики Узбекистан.
3. Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, постановлениями и иными решениями Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Узбекистан и другими актами действующего законодательства, а также настоящим Положением.
4. Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции решает возложенные на него задачи непосредственно, а также через подчиненные ему территориальные антимонопольные органы, осуществляющие свою деятельность на основе Положения о них, утвержденного Государственным комитетом Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции.
5. Основными задачами и направлениями деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции являются:
осуществление функций генерирующего и координирующего центра по формированию необходимых организационных, экономических и финансовых условий, прочной правовой базы для создания в республике здоровой конкурентной среды;
создание сильной системы антимонопольного регулирования, эффективно обеспечивающей реализацию законов конкуренции, общепринятых норм и правил, отвечающих требованиям рыночной экономики;
предупреждение, ограничение и пресечение любых попыток со стороны недобросовестных конкурентов монополизировать товарные и финансовые рынки, и в первую очередь рынок потребительских товаров;
реализация концепции государственной антимонопольной политики, координация разработки и реализации республиканских, отраслевых и региональных программ по демонополизации;
осуществление контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также в пределах своей компетенции — за деятельностью субъектов естественных монополий;
проведение мониторинга цен на потребительские товары и тарифов на услуги, принятие совместно с обществами защиты прав потребителей мер по пресечению недобросовестной конкуренции, приводящей к необоснованному росту цен, появлению на рынке некачественных потребительских товаров и услуг;
совершенствование нормативно-методологической базы, направленной на обеспечение эффективного государственного регулирования и контроля деятельности хозяйствующих субъектов-монополистов, развития конкурентной среды, защиты прав потребителей и рекламной деятельности.
6. Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции осуществляет следующие функции:
осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе, рассматривает факты их нарушений и принимает по ним решения в установленном порядке;
координирует разработку и реализацию министерствами и ведомствами Республики Узбекистан, государственными комитетами, органами государственной власти на местах и органами государственного управления отраслевых и региональных программ демонополизации;
формирует и ведет Государственные реестры хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, и субъектов естественных монополий;
совместно с другими министерствами, ведомствами и государственными комитетами координирует разработку и реализацию мероприятий, направленных на защиту прав потребителей и предотвращение недобросовестной конкуренции;
совместно с Министерством макроэкономики и статистики Республики Узбекистан проводит в регионах по согласованным программам обследования конъюнктуры потребительского рынка в целях выявления фактов искусственного завышения цен, злоупотреблений монопольным положением на рынке и недобросовестной конкуренции;
осуществляет проверки соблюдения органами государственной власти на местах и органами государственного управления, хозяйствующими субъектами соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе;
предупреждает (пресекает) факты нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе;
принимает решения и направляет предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе;
по выявляемым фактам нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе подает иски в суд или в хозяйственный суд;
осуществляет контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов и субъектов естественных монополий, а также при приобретении акций (долей) в уставном капитале хозяйствующих субъектов;
осуществляет контроль за соблюдением порядка ценообразования и применения цен (тарифов) на товары (работы, услуги);
осуществляет контроль за соблюдением договоров по объемам товаров, реализуемых потребителям субъектами естественных монополий;
дает в установленном порядке заключения по проектам законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области антимонопольной политики, деятельности субъектов естественных монополий, защиты прав потребителей, рекламной деятельности, а также принимает участие в их разработке;
направляет органам государственной власти на местах и органам государственного управления рекомендации;
о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;
о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения на рынке отдельных хозяйствующих субъектов;
обеспечивает гласность в работе, постоянно информирует население Республики Узбекистан через средства массовой информации, в том числе через специализированные периодические издания, о ходе реализации мер по демонополизации экономики, по регулированию естественных монополий, развитию конкуренции и защите прав потребителей;
рассматривает в установленном законодательством порядке обращения юридических и физических лиц по вопросам, относящимся к его компетенции;
III. ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ПО ДЕМОНОПОЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ
7. Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции в целях выполнения возложенных на него задач вправе:
давать органам государственной власти на местах и органам государственного управления, хозяйствующим субъектам, в том числе с иностранными инвестициями, обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе, о прекращении нарушений или устранении их последствий;
предъявлять органам государственной власти на местах и органам государственного управления решения об отмене или изменении принятых ими актов, противоречащих антимонопольному законодательству, законодательству о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе;
принимать решения о принудительном разделении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке и осуществляющих монополистическую деятельность;
давать заключения на представляемые ему на согласование проекты решений о создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, а также планы приватизации государственных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных и финансовых рынках;
принимать в соответствии со своей компетенцией решения о привлечении к ответственности хозяйствующих субъектов и их руководителей, а также должностных лиц за нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе, а также за неисполнение предписаний антимонопольного органа;
рассматривать в установленном порядке в пределах предоставленной компетенции дела об административных правонарушениях;
принимать решения о наложении штрафов на должностных лиц органов государственной власти на местах и органов государственного управления, хозяйствующих субъектов и их должностных лиц, в случаях и порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан;
обращаться в суд и участвовать при рассмотрении дел по нарушениям антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе;
направлять в органы прокуратуры материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе;
принимать решения об изъятии средств (дохода, прибыли), полученных в результате нарушений антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе, и применении штрафов в размере сумм, полученных в результате этих нарушений;
принимать решения об изъятии средств (дохода, прибыли), полученных в результате экономически необоснованного формирования договорных (свободных) цен (тарифов) и их завышения, приписок объемов выполненных работ на объектах строительства, финансирование которых производится за счет государственных средств или кредитов под правительственные гарантии;
предоставлять хозяйствующему субъекту по его заявлению возможность уплаты в рассрочку суммы наложенного штрафа, если исполнение решения о наложении штрафа в сроки, установленные законодательством, может повлечь банкротство хозяйствующего субъекта;
определять порядок формирования Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и субъектов естественных монополий;
вносить в установленном порядке на рассмотрение Правительства Республики Узбекистан проекты нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Комитета;
утверждать в установленном порядке в пределах своих полномочий нормативные акты и методические документы по вопросам антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе;
осуществлять в установленном порядке сотрудничество с государственными органами и неправительственными организациями зарубежных стран, а также с международными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции;
участвовать в разработке и реализации международных проектов и программ в области антимонопольной политики, естественных монополий, защиты прав потребителей и рекламы;
давать разъяснения по вопросам применения антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе;
вносить в установленном законодательством порядке предложения о создании научно-исследовательских и образовательных учреждений;
Незаконно полученные хозяйствующими субъектами средства (доход, прибыль), а также штрафы взыскиваются Министерством финансов Республики Узбекистан в безакцептном порядке на специальный внебюджетный счет «Фонд ценового регулирования» Министерства финансов, либо в установленных законодательством случаях перечисляются в соответствующий бюджет в течение месяца с момента принятия решения (предписания). Очередность списания указанных средств в «Фонд ценового регулирования» приравнивается к списанию средств в другие целевые внебюджетные фонды.
8. Решения и предписания Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения министерствами, ведомствами, государственными комитетами, органами государственной власти на местах и органами государственного управления, хозяйствующими субъектами, независимо от форм собственности, и их объединениями, должностными лицами и гражданами.
9. В случае неперечисления в установленный тридцатидневный срок сумм, подлежащих изъятию в соответствии с решением Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции, хозяйствующий субъект уплачивает за каждый день просрочки пени в размере 0,15 процента от средств, подлежащих изъятию. Если задержка произошла по вине банка (более трех дней со дня поступления платежного поручения хозяйствующего субъекта), пени в размере 0,15 процента уплачиваются банком.
10. В целях исполнения задач и функций, возложенных на Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции, его должностные лица имеют право доступа на территорию хозяйствующих субъектов, а также пользования необходимыми документами и информацией.
Должностные лица Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции имеют право беспрепятственного доступа к информации о деятельности хозяйствующих субъектов, имеющейся у органов государственной власти на местах и органов государственного управления.
11. Работники Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции при исполнении своих служебных обязанностей являются представителями государственной власти и находятся под ее защитой. Их личные и имущественные права охраняются законом наравне с работниками правоохранительных органов.
12. Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции возглавляет Председатель, назначаемый на должность Указом Президента Республики Узбекистан с последующим утверждением Олий Мажлисом Республики Узбекистан.
Председатель Комитета имеет двух заместителей Председателя, в том числе одного первого, назначаемых и освобождаемых от должности Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
13. Председатель Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции:
руководит деятельностью Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции задач и обязанностей;
представляет в Кабинет Министров Республики Узбекистан кандидатуры для назначения на должности заместителей Председателя;
утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции в пределах установленной численности работников и фонда оплаты труда, смету расходов на их содержание;
имеет право вносить изменения в утвержденную структуру в пределах установленной численности и фонда оплаты труда, устанавливать фонд оплаты труда и численность работников территориальных органов Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента в пределах установленной общей численности работников;
назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции и руководителей его территориальных органов;
утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции и должностные инструкции работников, а также положения о его территориальных органах;
издает приказы, распоряжения и инструкции, дает указания, обязательные для исполнения работниками Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции и его территориальных органов;
отменяет решения (предписания) территориальных органов, принятые ими с нарушением законодательства Республики Узбекистан.
14. В случаях, установленных законодательством Республики Узбекистан, Председатель либо его заместители дают для исполнения предписания органам государственной власти на местах и органам государственного управления, хозяйствующим субъектам и их должностным лицам.
15. В Государственном комитете Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции образуется коллегия в составе Председателя Комитета (Председатель коллегии), его заместителей, входящих в ее состав по должности, а также других высококвалифицированных руководящих работников центрального аппарата. Коллегия образуется в количестве 7 человек. Персональный состав коллегии (кроме лиц, входящих в ее состав по должности) утверждается Кабинетом Министров. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции.
Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции и его территориальные органы вправе создавать экспертные советы и иные совещательные органы, положения о которых утверждаются Председателем Государственного комитета или начальником территориального органа.
16. В случае разногласий между Председателем и членами коллегии, Председатель Коллегии проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях Кабинету Министров Республики Узбекистан, а члены коллегии, в свою очередь, могут сообщить свое мнение в Кабинет Министров Республики Узбекистан.
17. Территориальными органами Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции являются:
в Республике Каракалпакстан — Комитет по демонополизации и развитию конкуренции Республики Каракалпакстан;
В штате территориальных органов по демонополизации и развитию конкуренции образуются должности инспекторов по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей по крупным районам и городам.
Территориальные органы подчинены и подотчетны в своей деятельности Государственному комитету Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции.
18. Начальники территориальных органов по демонополизации и развитию конкуренции назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции по согласованию с Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и г. Ташкента.
Заместители начальников и главные бухгалтера территориальных органов назначаются и освобождаются от должности Председателем Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции.
Инспектора по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о защите прав потребителей и о рекламе крупных районов и городов назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Комитета по демонополизации и развитию конкуренции Республики Каракалпакстан, начальниками территориальных управлений по демонополизации и развитию конкуренции областей и г. Ташкента по согласованию с председателем Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции.
19. В Государственном комитете Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции в установленном порядке создается фонд социального развития и материального поощрения работников системы Государственного комитета.
20. Государственный комитет Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием, расчетный и иные счета в учреждениях банков.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Кабинета Министров от 2 августа 2000 г. № 300
к постановлению Кабинета Министров от 2 августа 2000 г. № 300
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к постановлению Кабинета Министров от 2 августа 2000 г. № 300
к постановлению Кабинета Министров от 2 августа 2000 г. № 300
Общая предельная численность аппарата территориальных органов — 343 единицы (без обслуживающего персонала), в том числе: