Комментарий LexUz
Настоящий приказ утратил силу в соответствии с приказом министра финансов Республики Узбекистан от 2 июля 2021 года № 43 «О признании утратившими силу некоторых ведомственных нормативно-правовых актов, принятых Министерством финансов Республики Узбекистан» (рег. № 3316 от 30.07.2021 г.).
На основании статьи 21 Закона Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности» и в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 сентября 2000 года № 365 «О совершенствовании аудиторской деятельности и повышении роли аудиторских проверок», Положением о Министерстве финансов Республики Узбекистан, утвержденным постановлением Президента Республики Узбекистан от 18 марта 2017 года № ПП-2847, приказываю:
(преамбула в редакции приказа министра финансов Республики Узбекистан от 31 мая 2017 года № 59 (рег. № 1223-1 от 01.06.2017 г.) — СЗ РУ, 2017 г., № 22, ст. 442)
1. Утвердить прилагаемый Национальный стандарт аудиторской деятельности Республики Узбекистан (НСАД № 25) «Проверка соблюдения нормативно-правовых актов при проведении аудиторской проверки».
2. Настоящий приказ вступает в силу по истечении десяти дней с момента его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
Настоящий Национальный стандарт аудиторской деятельности (НСАД) разработан на основании статьи 21 Закона Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., № 5-6, ст. 149), пункта 3 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 сентября 2000 года № 365 «О совершенствовании аудиторской деятельности и повышении роли аудиторских проверок» (СП Республики Узбекистан, 2000 г., № 9, ст. 62) и является элементом нормативного регулирования аудиторской деятельности в Республике Узбекистан.
1. Целью настоящего стандарта является установление норм и правил, которыми аудиторская организация должна руководствоваться в ходе проведения аудиторской проверки при изучении вопросов соблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы осуществления финансово-хозяйственных операций (далее — нормативно-правовые акты).
2. Требования данного стандарта являются обязательными для всех аудиторских организаций при проведении аудиторской проверки.
3. Несоблюдение нормативно-правовых актов может повлиять на достоверность финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.
4. Термин «несоблюдение нормативно-правовых актов», используемый в данном стандарте, относится к действиям руководства и персонала хозяйствующего субъекты, которые не соответствуют требованиям нормативно-правовых актов и могут привести к существенным искажениям финансовой отчетности.
5. Аудиторская организация выявляет те случаи несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов, которые оказывают существенное влияние на финансовые результаты деятельности и привели к существенным искажениям финансовой отчетности.
6. Аудиторская организация при проведении аудиторской проверки должна изучить, соблюдаются ли хозяйствующим субъектом при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности нормативно-правовые акты.
7. Информация, содержащаяся в финансовой отчетности и иной финансовой документации, будет достоверной только тогда, когда финансово-хозяйственная деятельность хозяйствующего субъекта осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми актами.
8. Аудиторская организация при составлении аудиторского заключения должна быть уверена, что все факты несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов, которые привели к искажению финансовой отчетности и иной финансовой информации, обнаружены.
9. При проведении аудиторских проверок всегда существует риск необнаружения фактов несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов. Риск возникает вследствие влияния следующих факторов:
наличие нормативных актов, регулирующих отдельные аспекты деятельности хозяйствующего субъекта, которые не оказывают непосредственного влияния на ведение бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
ограничения, присущие системам внутреннего учета и контроля, которые не могут отразить всю фактическую деятельность хозяйствующего субъекта;
10. В случаях необходимости аудиторская организация вправе в установленном порядке привлечь к проверке юристов.
11. Аудиторская организация после ознакомления с деятельностью хозяйствующего субъекта составляет перечень нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность соответствующего хозяйствующего субъекта и в ходе аудиторской проверки руководствуется нормами этих актов.
12. Аудитору при изучении нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность хозяйствующего субъекта, необходимо:
узнать у руководства хозяйствующего субъекта, существуют ли нормативно-правовые акты, непосредственно регулирующие деятельность хозяйствующего субъекта и отрасли, к которой он относится, а также оценить информированность руководства;
получить у руководства хозяйствующего субъекта сведения о процедурах, применяемых хозяйствующим субъектом для обеспечения соблюдения нормативно-правовых актов, и оценить эти процедуры;
получить письменную информацию у руководства хозяйствующего субъекта о том, соблюдает ли хозяйствующий субъект требования нормативно-правовых актов, проверить достоверность этой информации;
13. При обнаружении фактов несоблюдения хозяйствующим субъектом требований нормативно-правовых актов аудиторская организация в письменной форме уведомляет руководство хозяйствующего субъекта о:
влиянии выявленных фактов несоблюдения нормативно-правовых актов на достоверность финансовой отчетности;
возможных последствиях в случае, если хозяйствующий субъект не предпримет меры по устранению фактов несоблюдения нормативно-правовых актов.
Уведомление составляется в двух экземплярах и на остающемся у аудиторской организации экземпляре должно расписаться руководство хозяйствующего субъекта в подтверждение получения одного экземпляра уведомления.
14. Аудиторская организация после выдачи уведомления также должна все выявленные факты несоблюдения нормативно-правовых актов, существенно влияющие на достоверность финансовой отчетности, обсудить с руководством хозяйствующего субъекта и составить протоколы этих обсуждений для включения в рабочую документацию.
15. В случае непредставления руководством хозяйствующего субъекта удовлетворительной информации по выявленным фактам несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов, аудитору необходимо узнать мнение юридической службы или юриста хозяйствующего субъекта (при их наличии) по этому поводу.
При этом аудитор должен оценить осведомленность юридической службы или юриста о выявленных фактах несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов и сделать соответствующую запись в аудиторском отчете.
16. Все выявленные факты несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов аудитор должен обсудить также с юридической службой или юристом своей организации (при их наличии). Юридическая служба или юрист аудиторской организации обязаны соблюдать конфиденциальность информации.
17. В случае, если нарушение нормативно-правовых актов, выявленное аудитором, не было обнаружено системой внутреннего контроля хозяйствующего субъекта или не было включено в сведения, представленные руководством, аудитор повторно проверяет систему внутреннего контроля хозяйствующего субъекта, оценивает ее эффективность, а также степень достоверности представляемых руководством сведений и делает соответствующую запись в аудиторском отчете.
18. При проверке соблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов аудитору необходимо руководствоваться также Национальным стандартом аудиторской деятельности Республики Узбекистан (НСАД № 24) «Действия аудиторской организации при выявлении искажений финансовой отчетности», утвержденным приказом министра финансов Республики Узбекистан от 31 мая 2001 года № 49 (peг. № 1045 от 30 июня 2001 года — Бюллетень нормативных актов, 2001 г., № 12).
19. Аудиторская организация должна немедленно сообщить в письменной форме руководству или высшему органу управления хозяйствующего субъекта, когда обнаружены такие факты несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов, которые могут повлечь взыскание штрафных санкций, угрозу обращения взыскания на имущество, прекращения либо приостановления деятельности хозяйствующего субъекта.
20. Выявленные факты несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов, которые влияют на достоверность финансовой отчетности, должны быть отражены в аудиторском отчете.
21. Аудиторская организация, выражая в аудиторском отчете мнение о несоблюдении хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов, должна использовать следующую формулировку: «по нашему мнению, в данной ситуации руководство (персонал) хозяйствующего субъекта не соблюдало статью (пункт, часть и т. д.) «___» Закона (Положения, Инструкции и т. д.) «__________».
22. Если руководство хозяйствующего субъекта не принимает меры по устранению фактов несоблюдения нормативно-правовых актов, которые аудиторская организация считает необходимым устранить, аудиторская организация составляет отрицательное аудиторское заключение.
23. Если аудиторская организация приходит к мнению, что имеются факты несоблюдения хозяйствующим субъектом нормативно-правовых актов, влияющие на финансовую отчетность, но хозяйствующий субъект препятствует в получении соответствующих аудиторских доказательств, она отказывается от составления аудиторского заключения.