Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 октября 2022 года № 595 «О дополнительных мерах по обеспечению соблюдения правил этикета государственными гражданскими служащими».
В целях установления единых принципов и правил этического поведения работников органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах, создания условий для добросовестного и эффективного исполнения ими служебных обязанностей, предупреждения злоупотреблений на государственной службе Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить Типовые правила этического поведения работников органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах (далее — Правила этики) согласно приложению.
2. Республиканским органам государственного управления и Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и г.Ташкента в двухмесячный срок:
разработать и утвердить, с учетом специфики своей деятельности, на основе Правил этики ведомственные правила этического поведения работников, обязательные для работников центрального аппарата, территориальных и структурных подразделений;
привести правила внутреннего трудового распорядка и другие ведомственные акты в соответствии с настоящим постановлением.
Установить, что положения утверждаемых ведомственных правил этического поведения работников не могут противоречить требованиям Правил этики либо предусматривать менее строгие требования.
3. Рекомендовать органам хозяйственного управления принять правила этического поведения работников на основе Правил этики.
4. Установить, что нарушение норм Правил этики может являться основанием для привлечения к дисциплинарной или иной ответственности в соответствии с законодательством.
5. Рекомендовать Генеральной прокуратуре совместно с Министерством юстиции, Министерством труда Республики Узбекистан в течение 2016 года проводить мониторинг и анализ применения настоящего постановления и, при необходимости, внести по их итогам предложения по дальнейшему совершенствованию Правил этики.
6. Управляющему аппарата Кабинета Министров Республики Узбекистан Абдукадырову Р.В. в 10-дневный срок, строго руководствуясь требованиями настоящего постановления, внести на утверждение Президиума Кабинета Министров Правила этического поведения работников аппарата Кабинета Министров Республики Узбекистан.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей Премьер-министра и Управляющего аппарата Кабинета Министров Республики Узбекистан.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Кабинета Министров от 2 марта 2016 года № 62
к постановлению Кабинета Министров от 2 марта 2016 года № 62
1. Настоящие Типовые правила этического поведения работников органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах (далее — Правила этики) представляют собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил служебного поведения работников органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах (далее — государственные служащие), независимо от занимаемой ими должности.
2. Правила этики направлены на предупреждение правонарушений, устранение причин и условий, способствующих их совершению, воспитание государственных служащих в духе высокого правового сознания, неукоснительного соблюдения Конституции, законов и других нормативно-правовых актов Республики Узбекистан, прав и свобод граждан.
3. Лица, поступающие на работу в орган государственного управления и орган исполнительной власти на местах (далее — государственный орган), ознакамливаются с положениями Правил этики под роспись.
Соблюдение положений Правил этики является одним из критериев оценки качества профессиональной деятельности и служебного поведения государственного служащего.
5. Государственные служащие должны осуществлять свою профессиональную деятельность на основе следующих принципов:
при исполнении служебных обязанностей строго руководствоваться государственными принципами и требованиями;
своевременно и качественно исполнять решения (поручения) вышестоящих государственных органов и должностных лиц, принятые (данные) в пределах их полномочий;
осуществлять свою деятельность в пределах своих должностных полномочий, определенных законодательством и внутренними документами;
при исполнении своих служебных обязанностей не оказывать и не проявлять предпочтения каким-либо лицам, группам или организациям, быть независимыми от их влияния, учитывать права, обязанности и законные интересы граждан, не допускать фактов дискриминации;
исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими своих служебных обязанностей;
соблюдать установленные нормативно-правовыми актами и ведомственными актами ограничения и запреты, неукоснительно исполнять свои служебные обязанности;
проявлять уважение к обычаям и традициям народов Республики Узбекистан и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать социальной стабильности, межнациональному и межконфессиональному согласию;
воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении ими своих служебных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;
не использовать служебное положение для оказания неправомерного влияния на деятельность государственных органов, иных организаций, их должностных лиц, а также граждан;
соблюдать установленные в государственном органе правила предоставления сообщений и служебной информации.
7. Политическая, экономическая целесообразность, а равно личные мотивы и иные субъективные причины не могут служить основанием для нарушения государственными служащими требований законодательства и Правил этики.
8. Если иной порядок не предусмотрен законодательством, государственным служащим запрещается получать в связи с исполнением ими служебных обязанностей какие-либо материальные ценности или иную выгоду от физических или юридических лиц.
9. Государственные служащие обязаны противодействовать проявлениям коррупции и активно содействовать в ее профилактике.
Государственные служащие обязаны уведомлять своего руководителя либо правоохранительные органы обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению правонарушений, а также о любых известных им фактах правонарушений, совершенных другими государственными служащими.
Руководители государственных органов должны обеспечить недопустимость увольнения или преследования лиц в иной форме в связи с их обращениями о фактах нарушения законодательства либо за выраженное мнение и содержащуюся в обращении критику, а равно за выступление с критикой в иной форме.
10. Государственные служащие обязаны принимать все меры по обеспечению сохранности и конфиденциальности ставшей им известной в ходе профессиональной деятельности информации, за незаконное разглашение которой они несут ответственность в установленном законодательством порядке.
11. Руководитель в отношении подчиненных работников должен быть примером высокого профессионализма, порядочности и справедливости, способствовать формированию в государственном органе либо его структурном или территориальном подразделении благоприятного морально-психологического климата, он не должен требовать от подчиненных работников исполнения поручений, выходящих за рамки их служебных обязанностей, а также склонять к совершению противоправных проступков.
Руководитель не должен допускать случаев подбора и расстановки кадров по признакам родства, землячества или личной преданности. Он должен строго пресекать проявления клановости, местничества, фаворитизма, а равно других негативных факторов в процессе выполнения своих служебных обязанностей.
эффективно управлять персоналом, бережно и экономно относиться к вверенному ему имуществу и финансовым средствам. Руководитель несет ответственность за непринятие мер по недопущению действий (бездействия) подчиненных ему работников, нарушающих принципы и правила служебного поведения.
12. Государственные служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества с другими государственными служащими.
Государственные служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными, обязаны проявлять терпимость и уважение в общении с гражданами и коллегами. По отношению к своим подчиненным и гражданам государственные служащие не должны проявлять грубость, допускать случаев унижения чести и достоинства личности, необоснованного психологического и физического воздействия.
Внешний вид государственных служащих при исполнении ими служебных обязанностей в зависимости от условий работы и формы служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к государственному органу, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличается официальностью, сдержанностью и аккуратностью.
13. Государственные служащие во внеслужебное время должны придерживаться общепринятых морально-этических норм, не допускать случаев антиобщественного поведения.
14. Государственные служащие при исполнении ими своих служебных обязанностей не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Конфликт интересов возникает в такой ситуации, когда государственные служащие имеют личную заинтересованность, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное исполнение ими своих служебных обязанностей.
Личная заинтересованность государственных служащих включает получение любой выгоды или преимущества для них лично или для их близких родственников, а также иных лиц, с которыми они имеют близкие или деловые отношения.
В случае возникновения конфликта интересов государственные служащие должны незамедлительно проинформировать своего руководителя.
Руководитель, получивший сведения о наличии конфликта интересов, обязан своевременно принять меры по его урегулированию.
Государственные служащие не должны осуществлять деятельность, а равно занимать должность, несовместимую с надлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей, или наносящую им вред.
При любых обстоятельствах государственный служащий не может извлекать из своего служебного положения не причитающуюся ему личную выгоду.
Государственные служащие обязаны уведомить своего руководителя об участии в уставном капитале коммерческих организаций, в целях принятия мер по недопущению конфликта интересов.
16. При назначении на должность и исполнении служебных обязанностей государственный служащий обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им служебных обязанностей.
17. Нарушение государственным служащим положений Правил этики может являться основанием для привлечения лица к ответственности в установленном законодательством порядке.
18. Соблюдение государственным служащим положений Правил этики учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие и другие должности.
19. Нарушения норм настоящих Правил этики рассматриваются специальным подразделением или Комиссией по этике.
Комиссия по этике создается при отсутствии специального подразделения из числа работников государственного органа в количестве не менее пяти человек. Цели, задачи, функции, права, ответственность и другие вопросы организации деятельности Комиссии по этике определяются Положением о Комиссии по этике, утвержденным государственным органом.
По результатам рассмотрения факта нарушения правил этики специальным подразделением или Комиссией по этике выносится заключение о наличии (отсутствии) дисциплинарного или иного нарушения. Одновременно на рассмотрение руководителя государственного органа вносится предложение о привлечении к ответственности государственного служащего, его совершившего. С учетом характера допущенного нарушения Комиссия может ограничиться предупреждением в отношении государственного служащего о недопущении нарушения Правил этики.
Государственные служащие имеют право на получение информации о допущенном ими нарушении, ходе его рассмотрения и представление доказательств в свою защиту, а также на обжалование решений государственного органа в установленном порядке.