Олий Мажлис Республики Узбекистан постановляет:
См. предыдущую редакцию.
(пункт 1 утратил силу Законом Республики Узбекистан от 13 июня 2017 года № ЗРУ-436 — СЗ РУ, 2017 г., № 24, ст. 487)
2. Признать утратившим силу постановление Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан от 10 декабря 1990 г. «Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Узбекистан по охране природы» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1991 г., № 1-2, ст. 21).
1. Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы (в дальнейшем — Госкомприрода Республики Узбекистан) является специально уполномоченным надведомственным и координирующим органом, осуществляющим государственный контроль и межотраслевое управление в области охраны природы, использования и воспроизводства природных ресурсов.
См. предыдущую редакцию.
2. Госкомприрода Республики Узбекистан подчинена и подотчетна Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Госкомприрода Республики Узбекистан в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров, а также настоящим Положением.
(пункт 2 в редакции Закона Республики Узбекистан от 15 декабря 2009 года № ЗРУ-231 — СЗ РУ, 2009 г., № 50-51, ст. 530)
3. Госкомприрода Республики Узбекистан, Госкомприрода Республики Каракалпакстан, областные и Ташкентский городской комитеты по охране природы, межрайонные, районные и городские комитеты (инспекции) по охране природы, а также подведомственные им предприятия, учреждения и организации составляют единую систему.
4. Решения Госкомприроды Республики Узбекистан, принимаемые в пределах своей компетенции, являются обязательными для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами, ведомствами республики, другими юридическими и физическими лицами. В необходимых случаях решения Госкомприроды Республики Узбекистан принимаются совместно или по согласованию с другими министерствами, государственными комитетами и ведомствами Республики Узбекистан.
5. Государственный контроль и межотраслевое управление в области охраны природы и использования природных ресурсов Госкомприрода Республики Узбекистан осуществляет во взаимосвязи с органами государственной власти и управления.
6. В решении международных и региональных проблем, связанных с охраной природы и использованием природных ресурсов, Госкомприрода Республики Узбекистан в пределах своей компетенции взаимодействует с соответствующими природоохранными органами и организациями других государств.
7. Госкомприрода Республики Узбекистан не подменяет министерства, государственные комитеты, ведомства, органы государственной власти на местах и органы самоуправления граждан, предприятия, учреждения и организации в их деятельности по охране природы и использованию природных ресурсов.
См. предыдущую редакцию.
8. Госкомприрода Республики Узбекистан координирует деятельность Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, Государственной инспекции по надзору за геологическим изучением недр, безопасным ведением работ в промышленности, горном деле и коммунально-бытовом секторе при Кабинете Министров Республики Узбекистан, Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру в части государственного экологического контроля, а также других органов государственного и хозяйственного управления в области охраны природы и использования природных ресурсов.
(пункт 8 в редакции Закона Республики Узбекистан от 4 сетября 2014 года № ЗРУ-373 — СЗ РУ, 2014 г., № 36, ст. 452)
9. Госкомприрода Республики Узбекистан взаимодействует с общественными объединениями и населением, оказывает им методическую помощь и содействие в природоохранной деятельности.
10. Решения Госкомприроды Республики Узбекистан публикуются в собственных изданиях, а в случае необходимости они доводятся до сведения населения через средства массовой информации.
осуществление государственного контроля за охраной окружающей природной среды, использованием и воспроизводством природных ресурсов;
обеспечение благоприятного экологического состояния окружающей среды, оздоровление экологической обстановки.
См. предыдущую редакцию.
осуществляет комплексное управление природоохранной деятельностью на основе широкого использования преимущественно экономических методов охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, стимулирование повсеместного применения ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий, вовлечения в хозяйственный оборот отходов, внедрения достижений научно-технического прогресса в области охраны природы и использования природных ресурсов;
(абзац второй пункта 12 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 августа 2003 года № 535-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2003 г., № 9-10, ст. 149)
организует разработку и утверждает республиканские, согласовывает отраслевые экологические нормативы, правила и стандарты по охране природы и использованию природных ресурсов, формирует и ведет их фонд;
проводит работу по метрологическому обеспечению природоохранной деятельности, осуществляет методическое руководство по контролю загрязнения объектов природной среды;
анализирует влияние антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды в целях регулирования масштабов вовлечения в хозяйственный оборот всех видов природных ресурсов;
представляет в Олий Мажлис, Кабинет Министров и органы государственной власти на местах предложения, направленные на выполнение природопользователями необходимых природоохранных мероприятий, для включения их в проекты долгосрочных и годовых прогнозов состояния окружающей среды, а также установленные отчеты для анализа хода выполнения экономических реформ в природоохранном комплексе;
См. предыдущую редакцию.
согласовывает министерствам, государственным комитетам, ведомствам и другим природопользователям программы природоохранных мероприятий и проведения научно-исследовательских работ по охране природы и использованию природных ресурсов, положения об охраняемых природных территориях;
(абзац седьмой пункта 12 в редакции Закона Республики Узбекистан от 4 января 2011 г. № ЗРУ-278 — СЗ РУ, 2011 г., № 1-2, ст. 1)
См. предыдущую редакцию.
утверждает нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и лимиты размещения отходов, взимает компенсационные выплаты за загрязнение окружающей среды и использует их в установленном порядке;
(абзац восьмой пункта 12 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 августа 2003 года № 535-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2003 г., № 9-10, ст. 149)
См. предыдущую редакцию.
организует работу по нормированию качества окружающей природной среды, осуществляет совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике, другими министерствами, государственными комитетами, ведомствами, предприятиями и организациями учет источников загрязнения и их вредных воздействий (кроме физических) на окружающую среду;
(абзац девятый пункта 12 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 августа 2003 года № 535-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2003 г., № 9-10, ст. 149)
проводит государственную экологическую экспертизу проектов программ, концепций, основных направлений и схем размещения и развития производительных сил, предпроектной и проектной документации, инструктивно-методических и нормативно-технических документов, экологической ситуации отдельных регионов, мест и действующих объектов, а также новой техники, технологий, материалов и веществ, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды;
разрабатывает структуру, содержание и порядок осуществления мониторинга окружающей природной среды, формирует и ведет совместно с министерствами, государственными комитетами и другими заинтересованными органами единый республиканский экологический информационный банк данных о состоянии загрязнения и других вредных воздействиях на окружающую среду, использовании природных ресурсов;
См. предыдущую редакцию.
руководит заповедным делом в стране, ведет совместно с Академией наук Республики Узбекистан государственный кадастр охраняемых природных территорий, вносит предложения об образовании новых охраняемых природных территорий, присвоении им наименований и их переименовании;
(абзац двенадцатый пункта 12 в редакции Закона Республики Узбекистан от 12 октября 2011 г. № ЗРУ-304 — СЗ РУ, 2011 г., № 41, ст. 449)
участвует в работе государственных комиссий по приемке и вводу в действие новых (реконструированных) объектов, а также объектов и сооружений природоохранного назначения, согласовывает материалы выбора места и отвода земель под все виды хозяйственной деятельности;
утверждает Положение о Красной книге Республики Узбекистан, персональный состав Межведомственной комиссии по ее ведению, Положение об этой комиссии (совместно с Академией наук Республики Узбекистан), а также состав и положение о других межведомственных комиссиях по вопросам, входящим в компетенцию Госкомприроды Республики Узбекистан;
утверждает положения об областных и Ташкентском городском комитетах по охране природы, межрайонных, районных и городских комитетах (инспекциях) по охране природы;
в установленном порядке создает, реорганизует и упраздняет подведомственные предприятия, учреждения, организации и другие структурные подразделения, утверждает их уставы;
организует работу по воспитанию у граждан бережного отношения к природе, ее ресурсам, пропаганду и распространение знаний о природе, содействует повышению уровня экологического образования, проводит конкурсы, выставки, конференции и другие мероприятия в этой области;
организует повышение квалификации работников своей системы, осуществляет методическое руководство работой министерств, государственных комитетов, ведомств, предприятий, учреждений и организаций по подготовке и повышению квалификации специалистов в области охраны природы и использования природных ресурсов;
См. предыдущую редакцию.
выдает в установленном порядке разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, специальное водопользование, бурение скважин на воду, проведение работ по экологическому нормированию, право пользования недрами для захоронения вредных веществ, радиоактивных отходов и отходов производства, право ведения охотничьего и рыболовного хозяйства, а также на пользование животным (в том числе рыбы) и растительным миром, кроме видов, занесенных в Красную книгу, сбор (заготовку) дикорастущих видов лекарственных, пищевых и декоративных растений, технического сырья и других естественных образований (в том числе мумие), вывоз их за пределы республики и ввоз в нее;
(абзац девятнадцатый пункта 12 в редакции Закона Республики Узбекистан от 4 сетября 2014 года № ЗРУ-373 — СЗ РУ, 2014 г., № 36, ст. 452)
осуществляет государственное управление в области создания и ведения охотничьего и рыболовного хозяйства, охраны, воспроизводства и рационального использования животного (в том числе рыбы) и растительного (в том числе лесов) мира, разрабатывает нормативные акты по охране, регулированию и использованию животного (в том числе рыбы) и растительного (в том числе лесов) мира;
вносит в случае необходимости в Кабинет Министров предложения о рассмотрении отчетов Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента по вопросам охраны природы и использования природных ресурсов;
заслушивает на заседании коллегии отчеты руководителей министерств, государственных комитетов, ведомств, других юридических и физических лиц по вопросам охраны природы, использования природных ресурсов, ставит перед соответствующими органами вопрос о наказании руководителей за допущенные нарушения;
предъявляет к юридическим и физическим лицам иски о возмещении ущерба за причиненный вред природе в результате ее загрязнения и нерационального использования природных ресурсов; зачисляет взысканные суммы в фонды охраны природы и на специальные внебюджетные счета;
вносит представления банковским учреждениям о прекращении финансирования работ по проектированию, строительству, реконструкции или расширению объектов промышленного и иного назначения, осуществляемых с нарушением законодательства об охране природы и использовании природных ресурсов, а также в соответствующие органы о привлечении к ответственности руководителей предприятий, учреждений и организаций, в том числе о лишении премий по итогам хозяйственной деятельности за нарушение законодательства, экологических нормативов, правил и стандартов;
налагает запреты на проектирование и строительство, реконструкцию или расширение объектов промышленного или иного назначения, осуществляемых с нарушением законодательства, а также приостанавливает работу промышленных и других предприятий, учреждений и организаций, нарушающих нормы и правила охраны окружающей среды, и налагает запреты на выпуск продукции, использование которой приводит к загрязнению или деградации природных объектов;
рассматривает в пределах своей компетенции материалы об административных правонарушениях в области охраны природы и использования природных ресурсов и налагает на виновных лиц штрафы и иные административные взыскания, при необходимости передает материалы на рассмотрение в правоохранительные органы;
запрашивает и бесплатно в установленной форме получает от юридических и физических лиц необходимую информацию и разъяснения, относящиеся к охране природы и использованию природных ресурсов;
образует научно-технические, экспертные и другие межведомственные советы, группы и комиссии для определения состояния природной среды и разработки мер по ее оздоровлению, создает при Госкомприроде Республики Узбекистан ведомственные хозрасчетные научно-производственные объединения, институты, центры и другие подразделения для решения природоохранных задач;
привлекает в установленном порядке научно-исследовательские, проектные, конструкторские организации, высшие учебные заведения, центры научно-технического творчества и информации, другие организации, а также отдельных ученых и специалистов для разработки долгосрочных программ, территориальных комплексных схем охраны природы, проектов актов законодательства, проведения государственной экологической экспертизы и решения иных вопросов, связанных с охраной и использованием природных ресурсов;
требует от руководителей министерств, государственных комитетов и ведомств, других юридических лиц создания на подведомственных объектах пунктов (постов), оборудованных средствами непрерывного контроля за выбросами (сбросами) загрязняющих веществ в окружающую природную среду, осуществления контроля за работой таких пунктов (постов), предоставления указанными пунктами (постами) постоянной информации Госкомприроде Республики Узбекистан и ее органам на местах;
открывает специальные счета своих подразделений и подведомственных Госкомприроде Республики Узбекистан предприятий, учреждений и организаций, формирование и использование которых производится ее решением по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан;
организует сеть внештатных инспекторов и экспертов по охране природы, деятельность которых регламентируется положениями, утверждаемыми коллегией Госкомприроды Республики Узбекистан;
См. предыдущую редакцию.
(пункт 12 дополнен абзацем в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 30 августа 2002 года № 405-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2002 г., № 9, ст. 165)
а) состоянием экосистем, естественного генофонда, биологического равновесия источников загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, растительного (в том числе лесов) мира и водных биологических объектов, среды обитания диких животных;
установленных лимитов и нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду и согласованных мероприятий по снижению этих выбросов (сбросов) до установленных нормативов;
экологических нормативов, стандартов и требований при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий и иных объектов;
требований по охране окружающей среды от загрязнения, засорения и истощения, комплексному использованию природных ресурсов при добыче полезных ископаемых, проведении взрывных работ, размещении и эксплуатации хвостохранилищ, терриконов, отвалов и свалок;
требований по охране окружающей среды при транспортировке, хранении и применении средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений, других химических веществ и препаратов;
правил рыболовства, охраны рыбных запасов, их использования и воспроизводства, стимулирования рыбоводства;
правил эксплуатации водоохранных объектов, водохозяйственных систем, водохранилищ и других гидротехнических сооружений;
См. предыдущую редакцию.
(подпункт «б» пункта 13 дополнен абзацем в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 30 августа 2002 года № 405-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2002 г., № 9, ст. 165)
в) выполнением программ и заданий по охране окружающей среды, комплексному использованию, сохранению и воспроизводству природных ресурсов;
См. предыдущую редакцию.
(подпункт «г» пункта 13 в редакции Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 7 декабря 2001 года № 322-II — СЗ РУ, 2001 г., № 22-24, ст. 154)
См. предыдущую редакцию.
д) ведением природопользователями первичного учета использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, отходов и иных вредных воздействий (кроме физических) на окружающую среду, а также соблюдением совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике достоверности государственной статистической отчетности по охране природы и использованию природных ресурсов;
(подпункт «д» пункта 13 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 августа 2003 года № 535-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2003 г., № 9-10, ст. 149)
е) использованием водных ресурсов, соблюдением установленных норм, правил и режима использования вод, охраной поверхностных и подземных вод от загрязнения, засорения и истощения, а также выполнением водоохранных мероприятий в прибрежных полосах (зонах) водных объектов;
ж) использованием землевладельцами и землепользователями земельных участков в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, и проведением ими мероприятий по охране почв;
з) приведением земель, предоставленных во временное пользование, нарушенных в процессе строительства, добычи полезных ископаемых и иных воздействий, в состояние, пригодное для дальнейшего использования;
и) обеспечением сохранения лесных ресурсов, ценных естественных ландшафтов, а также водоохранных, водорегулирующих, полезащитных и других защитных функций лесонасаждений;
См. предыдущую редакцию.
(подпункт «к» пункта 13 в редакции Закона Республики Узбекистан от 4 января 2011 г. № ЗРУ-278 — СЗ РУ, 2011 г., № 1-2, ст. 1)
л) охраной государственного охотничьего фонда, соблюдением правил охоты и ведения охотничьего хозяйства;
м) решением иных вопросов в области охраны природы и использования природных ресурсов, предусмотренных законодательством.
См. предыдущую редакцию.
14. Госкомприроду Республики Узбекистан возглавляет Председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Сенатом Олий Мажлиса по представлению Президента Республики Узбекистан.
(пункт 14 в редакции Закона Республики Узбекистан от 15 декабря 2009 года № ЗРУ-231 — СЗ РУ, 2009 г., № 50-51, ст. 530)
несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Госкомприроду Республики Узбекистан, а также за работу подведомственных ей органов, предприятий, учреждений и организаций, утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Госкомприроды Республики Узбекистан;
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 15 исключен Законом Республики Узбекистан от 15 декабря 2009 года № ЗРУ-231 — СЗ РУ, 2009 г., № 50-51, ст. 530)
дает согласие Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан на назначение на должность и освобождение от должности Председателя Госкомприроды Республики Каракалпакстан и его заместителей;
по согласованию с хокимами областей и г. Ташкента назначает на должность и освобождает от должности председателей областных и Ташкентского городского комитетов по охране природы и их заместителей.
См. предыдущую редакцию.
16. Заместитель Председателя Госкомприроды Республики Узбекистан назначается на должность и освобождается от должности Председателем Госкомприроды Республики Узбекистан по согласованию с Аппаратом Президента Республики Узбекистан.
(пункт 16 в редакции Закона Республики Узбекистан от 15 декабря 2009 года № ЗРУ-231 — СЗ РУ, 2009 г., № 50-51, ст. 530)
17. Председатели Госкомприроды Республики Узбекистан, Госкомприроды Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского комитетов и их заместители по курируемым направлениям являются главными государственными инспекторами по охране природы соответственно Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 17 исключен Законом Республики Узбекистан от 15 декабря 2009 года № ЗРУ-231 — СЗ РУ, 2009 г., № 50-51, ст. 530)
См. предыдущую редакцию.
18. В Госкомприроде Республики Узбекистан образуется коллегия в составе Председателя Госкомприроды Республики Узбекистан (председатель коллегии), его заместителя, Председателя Госкомприроды Республики Каракалпакстан, а также руководителей структурных подразделений Госкомприроды Республики Узбекистан, координирующих основные направления его деятельности.
Количественный и персональный состав коллегии, кроме лиц, входящих в него по должности, утверждается Кенгашем Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по представлению Председателя Госкомприроды Республики Узбекистан.
(абзацы первый и второй пункта 18 в редакции Закона Республики Узбекистан от 15 декабря 2009 года № ЗРУ-231 — СЗ РУ, 2009 г., № 50-51, ст. 530)
19. Госкомприрода Республики Узбекистан издает приказы, инструкции и указания, обязательные для исполнения подведомственными ей органами, предприятиями, учреждениями и организациями, организует и проверяет исполнение своих решений.
20. При Госкомприроде Республики Узбекистан могут создаваться координационный, научно-технический, общественный и другие советы.
Положения о советах и их персональный состав утверждаются коллегией Госкомприроды Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
21. Должностные лица системы Госкомприроды Республики Узбекистан вправе посещать в порядке, установленном законодательством предприятия, учреждения и организации, другие объекты, расположенные на территории республики. Предприятия, учреждения и организации обязаны обеспечить должностных лиц системы Госкомприроды Республики Узбекистан при исполнении ими своих служебных обязанностей помещениями, телефонной связью, транспортом и, при необходимости, спецодеждой на период обследования (инспекции) объекта.
(пункт 21 в редакции Постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 7 декабря 2001 года № 322-II — СЗ РУ, 2001 г., №22-24, ст. 154)
22. Работники системы Госкомприроды Республики Узбекистан (за исключением вспомогательного персонала) обеспечиваются форменной одеждой единого образца и знаками различия, утверждаемыми Председателем Госкомприроды Республики Узбекистан.
23. Госкомприрода Республики Узбекистан и подведомственные ей органы содержатся за счет средств государственного бюджета Республики Узбекистан и иных средств, предусмотренных законодательством.
См. предыдущую редакцию.
24. Численность работников центрального аппарата Госкомприроды Республики Узбекистан утверждается Кенгашем Сената Олий Мажлиса.
(пункт 24 в редакции Закона Республики Узбекистан от 15 декабря 2009 года № ЗРУ-231 — СЗ РУ, 2009 г., № 50-51, ст. 530)
25. Госкомприрода Республики Узбекистан является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием.