Важнейшим приоритетом осуществляемой в нашей стране долгосрочной и последовательной программы реформ по модернизации и формированию правового государства является последовательная демократизация и либерализация судебно-правовой системы, как важнейшей ветви государственной власти, направленной на обеспечение верховенства закона и законности, надежную защиту прав и интересов человека.
В соответствии с принятыми за истекшие годы законами, в частности Законом «О судах», проводится большая по масштабам и глубине работа по реализации конституционного принципа разделения ветвей власти, обеспечению независимости и самостоятельности суда, превращению его из орудия репрессии и карательного аппарата в прошлом в подлинный независимый институт, стоящий на страже закона.
Создана основанная на современных демократических принципах система подбора и расстановки судейских кадров, важную роль в которой играет действующая в основном на общественных началах Высшая квалификационная комиссия по отбору и рекомендации кандидатов на должности судей при Президенте Республики Узбекистан.
Вместе с тем опыт развитых демократических государств и критический анализ сделанной за истекший период работы по реформированию судебно-правовой системы свидетельствуют о том, что без обеспечения дальнейшего повышения роли и места судебных органов в государственном управлении, усиления их полномочий, независимости и самостоятельности нельзя добиться успеха в политическом и экономическом обновлении и модернизации страны.
Именно поэтому в принятой 12 ноября 2010 года Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества, рассчитанной на среднесрочную и долгосрочную перспективу, особое внимание уделено решению указанных проблем, в том числе усилению необходимых правовых и социальных гарантий для независимого судопроизводства и защиты социального статуса работников судебных органов.
См. предыдущую редакцию.
разряды по оплате труда по Единой тарифной сетке судей Конституционного суда и судов согласно приложениям №№ 1 — 4;
размеры ежемесячной надбавки к должностным окладам судей Конституционного суда, судов и их работников, имеющих классный чин, за особые условия труда согласно приложению № 5.
Освободить судей Конституционного суда и судов от налога на доходы физических лиц по доходам, полученным ими в связи с исполнением служебных обязанностей.
(пункт 1 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 11 сентября 2017 года № УП-5187 — СЗ РУ, 2017 г., № 37, ст. 980)
См. предыдущую редакцию.
утвердить порядок, предусматривающий выдачу судьям долгосрочных ипотечных кредитов для приобретения жилья, а также выплату ежемесячной денежной компенсации за аренду жилых помещений;
(абзац второй пункта 2 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 11 марта 2021 года № УП-6186 — Национальная база данных законодательства, 11.03.2021 г., № 06/21/6186/0200)
Комментарий LexUz
См. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 октября 2012 года № 312 «Об утверждении положений о порядках выдачи судьям долгосрочных ипотечных кредитов для приобретения жилья на льготных условиях и выплаты судьям ежемесячной денежной компенсации за аренду (наем) жилых помещений».
по согласованию с Верховным судом и Высшим хозяйственным судом Республики Узбекистан утвердить Программу внедрения в деятельность судов современных информационно-коммуникационных технологий;
Комментарий LexUz
См. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан 10 декабря 2012 года № 346 «О мерах по внедрению в деятельность судов современных информационно-коммуникационных технологий».
внести предложения об образовании в структуре судов отдельных подразделений по вопросам информатизации.
3. Верховному суду совместно с Министерством юстиции и Министерством финансов Республики Узбекистан в месячный срок изучить сложившуюся нагрузку судей судов по гражданским делам, отдаленность межрайонных судов от закрепленных за ними территорий и внести предложения по оптимизации системы судов по гражданским делам.
4. Верховному суду, Высшему хозяйственному суду Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, предусматривающие прохождение обязательной подготовки и стажировки лиц, впервые назначенных (избранных) на должности судей, соответственно в Центре повышения квалификации юристов при Министерстве юстиции, а также Верховном суде и Высшем хозяйственном суде Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
5. Расходы, связанные с реализацией настоящего Указа, произвести за счет средств Государственного бюджета Республики Узбекистан.
(пункт 5 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 18 октября 2017 года № УП-5209 — Национальная база данных законодательства, 2017 г.)
6. Министерству юстиции совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством народного образования Республики Узбекистан и другими заинтересованными министерствами и ведомствами:
в двухмесячный срок внести на рассмотрение проект постановления Президента Республики Узбекистан по вопросу дальнейшего совершенствования юридического образования и развития правовой науки, коренного улучшения качества подготовки кадров, отвечающих современным требованиям, повышения эффективности законотворческой деятельности и правоприменительной практики;
в месячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в действующее законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
7. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева и и. о. Государственного советника Президента Республики Узбекистан Б.А. Коканбаева.
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 1 утратило силу Указом Президента Республики Узбекистан от 13 июля 2018 года № УП-5482 —Национальная база данных законодательства, 14.07.2018 г., № 06/18/5482/1506)
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 2 утратило силу Указом Президента Республики Узбекистан от 13 июля 2018 года № УП-5482 —Национальная база данных законодательства, 14.07.2018 г., № 06/18/5482/1506)
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 3 утратило силу Указом Президента Республики Узбекистан от 13 июля 2018 года № УП-5482 —Национальная база данных законодательства, 14.07.2018 г., № 06/18/5482/1506)
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 4 утратило силу Указом Президента Республики Узбекистан от 13 июля 2018 года № УП-5482 —Национальная база данных законодательства, 14.07.2018 г., № 06/18/5482/1506)
См. предыдущую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
к Указу Президента Республики Узбекистан от 2 августа 2012 года № УП-4459
к Указу Президента Республики Узбекистан от 2 августа 2012 года № УП-4459
См. предыдущую редакцию.
Размер надбавки | |
Председатель, заместители, судья Конституционного суда и Верховного суда | 50 |
Председатель, заместитель, судья судов Республики Каракалпакстан, областных, городских, районных, межрайонных судов | 50 |
Работники Конституционного суда и судов, имеющие классный чин | 50 |
(приложение № 5 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 13 июля 2018 года № УП-5482 — Национальная база данных законодательства, 14.07.2018 г., № 06/18/5482/1506)