от 17.09.2002 г. № 07-020-02
15. На участках с автоблокировкой условно-разрешающий сигнал проходного светофора, расположенного на затяжном подъеме, подаваемый щитом с отражательным знаком прозрачно-белого цвета в виде буквы «Т» (рис. 2.11), разрешает грузовому поезду проследование светофора с красным огнем со скоростью не более 15 км/ч с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения.
квадратный щит желтого цвета днем и ночью (или желтый флаг на шесте днем) (рис. 3.20, в) — «Разрешается движение с уменьшенной скоростью; впереди опасное место, требующее остановки или проследования с уменьшенной скоростью».
Обратная сторона квадратного щита (зеленого цвета) днем и ночью (рис. 3.20, г) указывает на то, что машинист локомотива, специального самоходного подвижного состава имеет право повысить скорость до установленной после проследования опасного места всем составом (поезда или маневрового состава).
От этих сигналов на расстоянии «Т»* устанавливаются переносные сигналы уменьшения скорости.
Схемы ограждения мест препятствий и производства работ** на однопутном участке приведены на рис. 3.1, на одном из путей двухпутного перегона — на рис. 3.2, на обоих путях двухпутного перегона — на рис. 3.3. Переносные сигналы уменьшения скорости должны находиться под охраной сигналистов, стоящих с ручными красными сигналами на расстоянии 20 м от сигналов уменьшения скорости в сторону места работы или места препятствия.
Схема установки сигнала уменьшения скорости на однопутном перегоне приведена на рис. 3.5, на одном из путей двухпутного перегона — на рис. 3.6, на обоих путях двухпутного перегона — на рис. 3.7.

53. Знак «Граница станции» (рис. 4.12) указывает границу станции на двухпутных и многопутных участках. Надпись на знаке должна быть нанесена с обеих сторон.
«Отключить ток» (рис. 4.14) — перед нейтральной вставкой;
Знак «С» — подача свистка (рис, 4.17) — перед мостами, переездами и т. д.;
«Остановка локомотива» (рис. 4.18) (в том числе и при движении вагонами вперед);
«Начало толкания» (рис. 4.19, а) и «Конец толкания» (рис. 4.19, б) — в местах, установленных комиссией, назначаемой руководителем подразделения железнодорожного транспорта организации или руководителем организации промышленного железнодорожного транспорта.
«Конец контактной подвески» (рис. 4.20) — устанавливается на контактной сети в местах, где оканчивается рабочая зона контактного провода;
«Переход на боковую контактную сеть» (рис. 4.21) и «Переход на центральную контактную сеть» (рис. 4.22) — устанавливаются в местах, установленных комиссией, назначаемой руководителем подразделения железнодорожного транспорта организации или руководством организации промышленного железнодорожного транспорта.
58. Сигнальные знаки «Начало опасного места» (рис. 4.23, а) и «Конец опасного места» (рис. 4.23, б) с отражателями на них указывают границы участка, требующего проследования его поездами с уменьшенной скоростью.
59. Постоянные сигнальные знаки «Газ» и «Нефть» (рис. 4.24) устанавливаются в местах пересечения железнодорожных путей с нефтегазопроводами на отдельных столбах или опорах контактной сети и указывают на необходимость следования к месту пересечения с повышенным вниманием (бдительностью).
днем — голова поезда сигналами не обозначается (рис. 6.1), хвост поезда обозначается диском красного цвета со светоотражателем у буферного бруса вагона с правой стороны (рис. 6.1, б);
ночью — голова поезда обозначается двумя прозрачно-белыми огнями фонарей у буферного бруса локомотива (рис. 6.2, а), хвост поезда обозначается диском красного цвета со светоотражателем у буферного бруса вагона с правой стороны (рис. 6.2, б);
ночью — голова поезда обозначается прозрачно-белым огнем ручного фонаря составителя (рис. 6.3), хвост поезда обозначается одним красным огнем фонаря у буферного бруса локомотива с правой стороны (рис. 6.4);
ночью — голова поезда обозначается двумя прозрачно-белыми огнями фонарей у буферного бруса локомотива (см. рис. 6.2, а), хвост поезда обозначается одним прозрачно-белым огнем фонаря на буферном брусе вагона с правой стороны (рис. 6.6);
днем — голова поезда обозначается диском красного цвета с правой стороны на буферном брусе вагона (рис. 6.7) и головной вагон оборудуется устройствами звуковой сигнализации, хвост поезда сигналами не обозначается;
ночью – голова поезда обозначается прозрачно-белым огнем у буферного бруса с правой стороны вагона (рис. 6.8) и головной вагон оборудуется устройствами звуковой сигнализации, хвост поезда обозначается двумя красными огнями на буферном брусе локомотива (рис. 6.9).
ночью — двумя желтыми огнями буферных фонарей (рис. 6.12, а); хвост обозначается, как хвост одиночно следующего локомотива.
СигналЗначение сигналаКто подает

Три коротких :
●●●

«Стой»

Локомотивная бригада*, составитель, станционные и другие работники, участвующие в движении поездов

Один длинный

«Отправиться поезду»

Дежурный по станции или по его указанию сигналист, дежурный стрелочного поста, составитель; отвечает машинист ведущего локомотива; повторяет сигнал машинист второго локомотива при двойной тяге

Три длинных и один короткий
▬ ▬ ▬ ●

Прибытие поезда на станцию не в полном составе

Если поезд отправляется с пути, имеющего выходной светофор, этот сигнал подает машинист ведущего локомотива, после открытия выходного светофора; повторяет сигнал машинист второго локомотива при двойной тяге и машинист ведущего локомотива

Следование двойной тягой

Один короткий

Требование к машинисту второго локомотива уменьшить тягу

Машинист ведущего локомотива; повторяет сигнал машинист второго локомотива

Два коротких
●●

Требование к машинисту второго локомотива увеличить тягу

Машинист ведущего локомотива; повторяет сигнал машинист второго локомотива

Два длинных и два коротких
▬ ▬ ●●

Требование к машинисту второго локомотива «Опустить токоприемник»Машинист ведущего локомотива; повторяет сигнал машинист второго локомотива

Следование с подталкивающим локомотивом

Два коротких
●●

Требование начать подталкивание

Машинист ведущего локомотива; повторяет сигнал машинист подталкивающего локомотива

Короткий, один длинный и один короткий
● ▬ ●

Требование прекратить подталкивание, но не отставать от поезда

Машинист ведущего локомотива; повторяет сигнал машинист подталкивающего локомотива

Четыре длинных
▬ ▬ ▬ ▬

Требование прекратить подталкивание и возвратиться обратно

Машинист ведущего локомотива; повторяет сигнал машинист подталкивающего локомотива