Отметить, что в республике сформирована необходимая законодательно-правовая база для осуществления оценочной деятельности, созданы экономические стимулы для ее активного развития, существенно упрощен порядок выдачи лицензий.
В то же время практическая деятельность оценочных организаций не удовлетворяет возросшим современным требованиям. Оценочные работы в ряде случаев проводятся формально и на низком профессиональном уровне, не обеспечивается должная ответственность оценочных организаций за объективность оценки реальной стоимости приватизируемых объектов и качество оказываемых услуг.
В соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об оценочной деятельности» и в целях дальнейшего развития системы независимой оценки, повышения профессионального уровня и качества оценочных услуг, внедрения эффективных методов регулирования деятельности оценочных организаций, усиления их ответственности за результаты и объективность производимых оценочных работ:
1. Признать неудовлетворительной работу, проводимую Госкомимуществом Республики Узбекистан в области обеспечения деятельности оценочных организаций, прежде всего в вопросах разработки и внедрения стандартов и других нормативных документов, регулирующих оценочную деятельность, контроля за объективностью и качеством выполняемых оценочных работ.
2. Установить, что с 1 июля 2008 года оценочная деятельность осуществляется исключительно юридическими лицами.
См. предыдущую редакцию.
оценку движимого имущества, за исключением ценных бумаг, долей, объектов интеллектуальной собственности и других нематериальных активов — должны иметь уставный капитал, равный не менее 1500-кратной базовой расчетной величины, и не менее двух штатных оценщиков;
оценку недвижимого имущества, за исключением предприятия как имущественного комплекса — должны иметь уставный капитал, равный не менее 2000-кратной базовой расчетной величины, и не менее трех штатных оценщиков;
оценку бизнеса (предприятия как имущественного комплекса, все виды материальных и нематериальных активов) — должны иметь уставный капитал, равный не менее 2500-кратной базовой расчетной величины, и не менее четырех штатных оценщиков.
(абзацы третий — пятый пункта 2 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 13 декабря 2019 года № УП-5894 — Национальная база данных законодательства, 14.12.2019 г., № 06/19/5894/4161)
Действующим оценочным организациям в срок до 1 сентября 2008 года обеспечить доведение размеров уставного капитала и исполнение обязательных требований по организации деятельности и лицензионным условиям, установленным в Положении об оценочных организациях и оценщиках.
4. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента, Госкомимуществу Республики Узбекистан:
до 1 сентября 2008 года произвести в установленном порядке перерегистрацию и выдачу лицензий на осуществление оценочной деятельности нового образца действующим оценочным организациям, полностью отвечающим требованиям и условиям Положения об оценочных организациях и оценщиках;
совместно с Государственным налоговым комитетом принять меры по прекращению с 1 сентября 2008 года в установленном порядке деятельности оценочных организаций, не отвечающих требованиям и условиям Положения об оценочных организациях и оценщиках.
совместно с Министерством юстиции Республики Узбекистан в двухмесячный срок внести в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения о порядке организации экспертизы достоверности отчетов об оценке, предусмотрев создание экспертной комиссии по проведению экспертизы материалов по оценке объектов оценки в спорных ситуациях по запросам судебных органов;
принять меры по совершенствованию процедуры проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного сертификата оценщика, обеспечивающих прозрачность и объективность при проведении экзаменов.
6. Госкомимуществу, Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок:
внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления;
обеспечить приведение нормативных актов министерств и ведомств в соответствие с настоящим постановлением.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2008 г. № ПП-843
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2008 г. № ПП-843
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законами Республики Узбекистан «Об оценочной деятельности», «О лицензировании отдельных видов деятельности» и определяет статус, задачи, права, обязанности и ответственность организаций, осуществляющих оценочную деятельность (далее — оценочные организации).
2. Под оценочной деятельностью понимается деятельность оценочной организации, направленная на установление стоимости объекта оценки.
См. предыдущую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
3. Оценочная организация является юридическим лицом, являющимся членами профессионального общественного объединения оценочной организации и имеющим, самостоятельный баланс, счета в банках.
(абзац первый пункта 3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 13 июля 2021 года № УП-6261 — Национальная база данных законодательства, 14.07.2021 г., № 06/21/6261/0667)
(пункт 3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 22 февраля 2019 года № УП-5668 — Национальная база данных законодательства, 23.02.2019 г., № 06/19/5668/2652)
Оценщик может привлекаться оценочной организацией к проведению оценки, если он состоит в штате оценочной организации, или в случае заключения с ним оценочной организацией договора гражданско-правового характера.
5. Оценочные организации в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, постановлениями и другими актами Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, другими нормативными актами, а также настоящим Положением.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 6 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 13 июля 2021 года № УП-6261 — Национальная база данных законодательства, 14.07.2021 г., № 06/21/6261/0667)
осуществление контроля за соблюдением оценщиками законодательства об оценочной деятельности и создание необходимых условий для повышения их профессионального уровня.
требовать от заказчика при проведении оценки объекта обеспечения доступа к документации, получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления этой оценки;
запрашивать у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта. В случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки, оценщик указывает это в отчете об оценке;
привлекать в установленном порядке к участию в проведении оценки объектов оценщиков и иных специалистов;
отказаться от проведения оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставления необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы;
проведение научно-исследовательских работ в области оценочной деятельности и распространение их результатов.
Оценочные организации могут иметь и иные права в соответствии с законодательством и договором об оказании услуг по оценке.
См. предыдущую редакцию.
соблюдать условия, установленные законодательством, и состоять в постоянном членстве профессионального общественного объединения оценочной организации;
(абзац второй пункта 9 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 13 июля 2021 года № УП-6261 — Национальная база данных законодательства, 14.07.2021 г., № 06/21/6261/0667)
См. предыдущую редакцию.
предъявлять по требованию заказчика перед заключением договора на проведение оценочных работ сведения о членстве в профессиональном общественном объединении оценочной организации и квалификационный сертификат оценщика (оценщиков);
(абзац третий пункта 9 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 13 июля 2021 года № УП-6261 — Национальная база данных законодательства, 14.07.2021 г., № 06/21/6261/0667)
сообщать заказчику о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, установленных законодательством об оценочной деятельности, препятствующих проведению объективной оценки;
предоставлять по запросу заказчика информацию о требованиях законодательства, регламентирующего оценочную деятельность;
сообщать собственнику имущества и (или) заказчику о выявленных в процессе оценки имущества фактах причинения его должностными лицами и другими работниками убытков, а также нарушения законодательства;
обеспечивать хранение в оценочной организации в течение трех лет экземпляров отчетов об оценке по результатам проведенных оценочных работ;
по запросу профессиональных объединений оценщиков представлять информацию для рейтинговой оценки оценочных организаций.
Оценочные организации могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством и договором об оказании услуг по оценке.
10. Оценщики могут принимать участие в качестве специалистов в проводимых контролирующими или правоохранительными органами проверках и других мероприятиях только на основании договоров, заключенных между оценочными организациями и контролирующими или правоохранительными органами.
11. Квалификационный сертификат оценщика дает право физическому лицу осуществлять оценку, если он состоит в штате оценочной организации, или если оценочной организацией заключен с ним договор гражданско-правового характера.
См. предыдущую редакцию.
12. Квалификационный сертификат оценщика выдается Госкомконкуренции Республики Узбекистан при условии успешной сдачи претендентом квалификационного экзамена. Организация, порядок проведения и оформления результатов квалификационного экзамена определяются положением, утверждаемым Госкомконкуренции Республики Узбекистан.
(пункт 12 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 28 августа 2013 года № УП-4561 — СЗ РУ, 2013 г., № 36, ст. 477)
13. Претендент на получение квалификационного сертификата оценщика должен отвечать следующим требованиям:
а) наличие высшего экономического, юридического или технического образования, со стажем работы в должности оценщика или помощника оценщика не менее одного года из последних пяти лет;
либо наличие высшего образования, со стажем работы в должности оценщика или помощника оценщика оценки имущества не менее двух лет из последних пяти лет.
При этом высшее образование или ученая степень, полученные в иностранных государствах, принимаются во внимание в случае признания их в установленном порядке эквивалентными образованию в Республике Узбекистан;
См. предыдущую редакцию.
б) наличие сертификата о прохождении специального обучения в центрах по подготовке оценщиков по программе, утверждаемой в установленном порядке Госкомконкуренции Республики Узбекистан с учетом предложений профессиональных объединений оценщиков, при условии, что с момента окончания обучения до момента сдачи документов прошло не более одного года.
(абзац первый подпункта «б» пункта 13 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 28 августа 2013 года № УП-4561 — СЗ РУ, 2013 г., № 36, ст. 477)
Претенденты, имеющие международный сертификат оценщика, допускаются к сдаче квалификационного экзамена без прохождения специального обучения в центрах по подготовке оценщиков.
14. Квалификационный сертификат оценщика выдается сроком на 5 лет и срок его действия может продлеваться на пятилетние сроки.
См. предыдущую редакцию.
15. Каждый оценщик, имеющий квалификационный сертификат, обязан в течение каждого года, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного сертификата, проходить курсы повышения квалификации в объеме не менее 40 часов по программам повышения квалификации, утверждаемым в установленном порядке Госкомконкуренции Республики Узбекистан с учетом предложений профессиональных объединений оценщиков.
(пункт 15 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 28 августа 2013 года № УП-4561 — СЗ РУ, 2013 г., № 36, ст. 477)
См. предыдущую редакцию.
16. За выдачу (прохождение квалификационного экзамена) и продление срока действия квалификационного сертификата претендент (оценщик) уплачивает сбор в размере одной базовой расчетной величины. За переоформление и выдачу дубликата — в размере 10 процентов базовой расчетной величины.
(абзац первый пункта 16 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 24 июля 2021 года № УП-6269 — Национальная база данных законодательства, 24.07.2021 г., № 06/21/6269/0704) — Вступает в силу с 1 декабря 2021 года)
См. предыдущую редакцию.
Указанные средства перечисляются во внебюджетный фонд Госкомконкуренции Республики Узбекистан и используются для покрытия расходов, связанных с проведением квалификационных экзаменов и оформлением квалификационных сертификатов оценщика.
(абзац второй пункта 16 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 28 августа 2013 года № УП-4561 — СЗ РУ, 2013 г., № 36, ст. 477)
17. Помощником оценщика может быть физическое лицо, не имеющее квалификационного сертификата оценщика, и выполняющее поручения оценщика, связанные с осуществлением оценки, без права подписи в отчете об оценке и ином официальном документе, связанном с проведением оценки.
Условия труда помощника оценщика определяются трудовым договором, заключенным с оценочной организацией, в порядке, установленном законодательством.
Помощник оценщика несет ответственность, установленную законодательством, за разглашение конфиденциальных сведений, полученных им при осуществлении оценки.
Время работы в качестве помощника оценщика включается в стаж работы, необходимый для получения квалификационного сертификата оценщика.
18. Оценочные организации в своей деятельности являются независимыми и могут создаваться и осуществлять свою деятельность в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. Оценщик (оценщики) может быть учредителем только одной оценочной организации.
Осуществление оценочной деятельности органами государственной власти и управления запрещается, если иное не установлено законодательством.
Оценочные организации не могут создаваться министерствами, государственными комитетами, ведомствами и другими органами государственного и хозяйственного управления, кроме случаев, установленных законодательством.
См. предыдущую редакцию.
оценку движимого имущества, за исключением ценных бумаг, долей, объектов интеллектуальной собственности и других нематериальных активов — должны иметь уставный капитал, равный не менее 1500-кратной базовой расчетной величины, и не менее двух штатных оценщиков;
оценку недвижимого имущества, за исключением предприятия как имущественного комплекса — должны иметь уставный капитал, равный не менее 2000-кратной базовой расчетной величины, и не менее трех штатных оценщиков;
оценку бизнеса (предприятия как имущественного комплекса, все виды материальных и нематериальных активов) — должны иметь уставный капитал, равный не менее 2500-кратной базовой расчетной величины, и не менее четырех штатных оценщиков.
(абзацы второй — четвертый пункта 20 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 13 декабря 2019 года № УП-5894 — Национальная база данных законодательства, 14.12.2019 г., № 06/19/5894/4161)
См. предыдущую редакцию.
21. Государственная регистрация оценочных организаций осуществляется Центрами государственных услуг в порядке, установленном законодательством.
(пункт 21 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 15 января 2018 года № УП-5302)
22. Оценочные организации осуществляют оценочную деятельность на основании заключенного договора об оказании оценочных услуг при обязательном наличии полиса страхования своей гражданской ответственности.
См. предыдущую редакцию.
23. Результаты проведения оценки оформляются отчетом об оценке. Отчет об оценке подписывается постранично оценщиком (оценщиками), осуществляющим оценку, утверждается руководителем оценочной организации.
(абзац первый пункта 23 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 22 февраля 2019 года № УП-5668 — Национальная база данных законодательства, 23.02.2019 г., № 06/19/5668/2652)
В случае, если оценка проводилась несколькими оценщиками, в отчете об оценке указывается выполненная ими работа в процессе подготовки отчета об оценке.
24. Оценочные организации привлекают к проведению оценочных работ штатных оценщиков на основе трудового договора (контракта).
Оценочные организации также могут привлекать к проведению оценочных работ другие оценочные организации, оценщиков и специалистов, с которыми оценочной организацией заключен договор гражданско-правового характера.
См. предыдущую редакцию.
(глава VI утратила силу Указом Президента Республики Узбекистан от 13 июля 2021 года № УП-6261 — Национальная база данных законодательства, 14.07.2021 г., № 06/21/6261/0667)
систематическое или однократное грубое нарушение требований законодательства при осуществлении оценочной деятельности;
предоставление оценщиком полученных в ходе оценки сведений третьим лицам без разрешения собственника имущества или заказчика оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
вступивший в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений;
решение суда о признании гражданина в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным.
29. Действие квалификационного сертификата оценщика прекращается с даты принятия решения о его прекращении.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 29 исключен Указом Президента Республики Узбекистан от 13 июля 2021 года № УП-6261— Национальная база данных законодательства, 14.07.2021 г., № 06/21/6261/0667)
30. К однократному грубому нарушению требований законодательства при осуществлении оценочной деятельности, дающему основание для прекращения в установленном порядке действия квалификационного сертификата оценщика, относятся:
необеспечение независимости при осуществлении оценки в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности;
разглашение без разрешения собственника имущества или заказчика оценки конфиденциальной информации, полученной при проведении оценочных работ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
участие оценщика в качестве специалиста в проводимых контролирующими или правоохранительными органами проверках и других мероприятиях без соответствующего разрешения (приказа) оценочной организации, в штате которой он состоит или с которой заключил договор гражданско-правового характера.
признания судом незаконности решения специально уполномоченного государственного органа о выдаче квалификационного сертификата;
Решение об аннулировании квалификационного сертификата действует с даты выдачи квалификационного сертификата оценщика.
32. Оценщики, действие квалификационных сертификатов которых аннулировано или прекращено за допущенные нарушения законодательства, не допускаются к экзамену на повторное получение квалификационного сертификата оценщика в течение трех лет с момента прекращения действия квалификационного сертификата.
33. Решение о прекращении действия или аннулировании квалификационного сертификата оценщика должно быть мотивировано и подлежит опубликованию в средствах массовой информации.
34. Решение специально уполномоченного государственного органа о прекращении действия или аннулировании квалификационного сертификата оценщика может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством.
35. Оценочные организации несут ответственность, предусмотренную законодательством, перед заказчиком оценочных работ за причинение им ущерба вследствие составления недостоверного отчета об оценке.
36. Убытки, включая упущенную выгоду, причиненные заказчику оценочных работ в результате некачественного или ненадлежащего проведения оценки, подлежат возмещению оценочной организации в порядке, установленном законодательством.
37. Оценщик в соответствии с законодательством несет перед оценочной организацией ответственность за ущерб, причиненный в результате проведения некачественной оценки, разглашения коммерческой тайны и иных действий, повлекших убытки для оценочной организации.
38. В случае необходимости, для проверки достоверности отчета об оценке оценочной организации в порядке, установленном законодательством, может быть проведена экспертиза данного отчета об оценке другой оценочной организацией на основании договора.
Оценочная организация, проводящая экспертизу, выражает свое беспристрастное суждение по достоверности данного отчета об оценке, без осуществления повторной (собственной) оценки и без вынесения собственного заключения, содержащего стоимость объекта оценки.
Не допускается привлечение оценочной организации к экспертизе отчета об оценке, выполненного ранее данной оценочной организацией.
39. В случае несогласия заказчика экспертизы отчета об оценке с полученным заключением, указанный спор подлежит рассмотрению судом.
40. Для проведения экспертизы материалов по оценке объектов оценки в спорных ситуациях по запросам судебных органов, в установленном законодательством порядке создается экспертная комиссия.
Заключение экспертной комиссии по проведению экспертизы материалов оценки на установление достоверности отчета об оценке и заключения экспертизы оценочной организации на данный отчет об оценке, принимается исключительно по запросу суда в порядке, установленном законодательством. При признании судом отчета об оценке недостоверным суд вправе требовать от экспертной комиссии по проведению экспертизы материалов оценки заключение о стоимости объекта оценки.
См. предыдущую редакцию.
(глава Х утратила силу Указом Президента Республики Узбекистан от 13 июля 2021 года № УП-6261 — Национальная база данных законодательства, 14.07.2021 г., № 06/21/6261/0667)