См. предыдущую редакцию.
В связи с принятием Кодекса Республики Узбекистан об административном судопроизводстве, а также в целях обеспечения единообразного и правильного применения норм закона при рассмотрении судами дел об обжаловании решений, действий (бездействия) административных органов и их должностных лиц, руководствуясь статьей 22 Закона Республики Узбекистан «О судах», Пленум Верховного суда Республики Узбекистан постановляет:
(преамбула в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 34)
См. предыдущую редакцию.
1. В соответствии со статьей 55 Конституции Республики Узбекистан и статьи 4 Кодекса Республики Узбекистан об административном судопроизводстве (далее — КоАС) заинтересованное лицо, а в предусмотренных законом случаях прокурор, а также государственные органы и отдельные граждане, правомочные действовать в защиту прав и интересов других лиц, вправе обратиться в суд с заявлением (жалобой) о признании недействительным решения, незаконным действия (бездействия) административного органа и его должностного лица, если полагает, что этим решением, действием (бездействием):
(абзац первый пункта 1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 34)
См. предыдущую редакцию.
2. Под административными органами следует понимать республиканские органы исполнительной власти (министерства, комитеты, агентства, инспекции) в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 21 декабря 2022 года № УП-269 и их территориальные органы, органы государственной власти на местах, органы самоуправления граждан, а также иные органы, организации и специально образованные комиссии, наделенные административно-управленческой компетенцией.
(пункт 2 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 34)
7. Разъяснить судам, что в порядке, установленном главой 23 КоАС, не подлежат рассмотрению жалобы на решения государственных органов, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного суда Республики Узбекистан, а также на решения, действия (бездействие) в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.
В частности, решения, действия (бездействия) должностных лиц административных органов, связанные с производством по уголовному делу либо делу об административном правонарушении, подлежат обжалованию в порядке, установленном соответственно Уголовно-процессуальным кодексом Республики Узбекистан и Кодексом Республики Узбекистан об административной ответственности.
Вместе с тем судам следует обратить внимание, что в порядке, предусмотренном главой 23 КоАС, могут быть оспорены решения и действия должностных лиц следственных изоляторов и учреждений по исполнению наказания о применении мер дисциплинарного взыскания в отношении задержанных, заключенных под стражу, осужденных к лишению свободы, за исключением вопросов, подлежащих разрешению в порядке, предусмотренном статьей 542 Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
8. Судам следует иметь в виду, что в порядке, предусмотренном главой 23 КоАС, рассматриваются жалобы на решения, действия (бездействия) административных органов, в том числе связанные с:
согласованием и разрешением на размещение, проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и снос зданий, сооружений и иных объектов (постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 апреля 2022 года № 200 «Об утверждении единых административных строительных регламентов в сфере строительства»);
отказом в государственной регистрации общественных объединений, в том числе политических партий, а также уклонением государственного органа от такой регистрации в установленный срок (часть четвертая статьи 12 Закона Республики Узбекистан «Об общественных объединениях в Республике Узбекистан», часть третья статьи 9 Закона Республики Узбекистан «О политических партиях», статья 26 Закона Республики Узбекистан «О негосударственных некоммерческих организациях.»).
(пункт 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 34)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 9 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 34)
См. предыдущую редакцию.
10. Разъяснить судам, что жалобы на решения, действия (бездействие) органов военного управления и их должностных лиц, а также решений призывных комиссий Республики Каракалпакстан, областей, города Ташкента рассматриваются военными судами (статья 45 Закона Республики Узбекистан «О судах», часть девятая статьи 20 Закона Республики Узбекистан «О всеобщей воинской обязанности и военной службе»).
(пункт 10 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 34)
11. Судам следует иметь в виду, что при предъявлении требования к обособленному подразделению административного органа, не обладающему статусом юридического лица, суд должен решить вопрос о привлечении в качестве ответчика к участию в деле надлежащего органа с соблюдением правил статьи 42 КоАС.
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 13 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 апреля 2021 года № 19)
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый и пятый пункта 13 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 ноября 2023 года № 34)
14. Заявление (жалоба) о признании недействительным решения, незаконным действия (бездействия) подлежит оформлению в соответствии с требованиями статей 128, 187 КоАС и оплате государственной пошлиной в порядке и размерах, установленных законом.
Учитывая требования, установленные статьей 187 КоАС к форме и содержанию заявления (жалобы), в нем, в частности, должно быть указано:
15. К заявлению (жалобе) прилагаются документы, указанные в статье 130 КоАС, а также копия оспариваемого решения.
Обратить внимание судов, что в соответствии с частью первой статьи 134 КоАС не приложение к заявлению решения не является основанием для возврата заявления. Суд вправе истребовать обжалуемое решение от административного органа по ходатайству заявителя либо по собственной инициативе.
16. Суд согласно статье 92 КоАС вправе принять меры предварительной защиты, если существует явная опасность нарушения прав, свобод или законных интересов заявителя или лица, в интересах которого подано заявление и без принятия таких мер их защита будет невозможна либо затруднительна.
Если обязательное приостановление исполнения оспоренного решения предусмотрено законом (например, часть третья статьи 19 Закона Республики Узбекистан «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов», статья 34 Закона Республики Узбекистан «О конкуренции») судья обязан проверить, приостановлено ли выполнение оспариваемого решения административным органом или его должностным лицом в связи с обращением заявителя в суд. Если это не было сделано, суду следует вынести определение о приостановлении действия этого решения до вступления решения суда в законную силу.
17. В соответствии с частью второй статьи 67 КоАС обязанность доказывания законности оспариваемого решения, действия (бездействия) по делам данной категории возлагается на орган или должностное лицо, принявший акт либо совершивший оспариваемые действия (бездействие).
В целях правильного разрешения дела, суд вправе истребовать доказательства по своей инициативе. За неисполнение требования суда о предоставлении документов должностное лицо соответствующего органа может быть подвергнут судом штрафу (статья 122 КоАС).
18. Следует иметь в виду, что при рассмотрении дел об обжаловании решений, действий (бездействия) административных органов и их должностных лиц, суд не вправе применять нормы Гражданского кодекса Республики Узбекистан об исковой давности, и должен руководствоваться лишь сроками, предусмотренными КоАС и законами, регулирующими соответствующие правоотношения.
Поскольку вопрос соблюдения срока обращения в суд является обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу пункта 2 части первой статьи 156 КоАС должны быть мотивированы в решении суда.
21. В соответствии со статьей 189 КоАС, суд принимает решение о признании решения административного органа, его должностного лица недействительным полностью или в определенной части либо действия (бездействия) незаконным, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) противоречит законодательству и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
22. При принятии по делу решения суду необходимо руководствоваться общими правилами, предусмотренными главой 19 КоАС, с учетом особенностей, содержащихся в статье 189 КоАС.
В решении суду следует установить соответствующий срок для устранения нарушений прав и свобод заявителя в полном объеме с учетом характера дела и действий, которые необходимо совершить (часть пятая статьи 189 КоАС).
24. Поскольку законом не установлено каких-либо исключений в отношении судебных расходов по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) административных органов, их должностных лиц, вопрос о понесенных по делу судебных расходах разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 12 КоАС.
25. Разъяснить судам, что в соответствии с частью второй статьи 276 КоАС исполнение судебного акта о признании недействительным решения или незаконным действия производится на основании решения (постановления) суда, которое направляется административному органу для устранения допущенного нарушения закона, с указанием срока его исполнения.
27. В связи с принятием настоящего постановления признать утратившим силу постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 июля 1996 года № 18 «О практике рассмотрения в судах жалоб на действия и решения, нарушающие права и свободы граждан».