Во исполнение Закона Республики Узбекистан «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью» Кабинет Министров постановляет:
Положение о критериях и порядке осуществления возрастной классификации и экспертизы информационной продукции согласно приложению № 1;
Положение о порядке аккредитации экспертов специально уполномоченным государственным органом в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, согласно приложению № 2;
См. последующую редакцию.
Положение об определении требований к административным и организационным мерам, аппаратно-программным и техническим средствам обеспечения защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, согласно приложению № 3.
2. Установить, что Узбекское агентство по печати и информации является специально уполномоченным государственным органом по проведению экспертизы информационной продукции и осуществлению возрастной классификации информационной продукции.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан в месячный срок утвердить порядок возмещения расходов, связанных с проведением экспертизы информационной продукции;
совместно с Министерством высшего и среднего специального образования, Министерством народного образования Республики Узбекистан, Республиканским советом по координации деятельности органов самоуправления граждан, Комитетом женщин Узбекистана, Союзом молодежи Узбекистана в двухнедельный срок разработать комплексную программу, направленную на подготовку кадров, организаторов качественной работы по реализации задач, обозначенных в Законе Республики Узбекистан «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью», внедрение соответствующих предметов (занятий) в образовательный процесс, выработку у педагогов и родителей навыков защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью;
совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, Национальным информационным агентством Узбекистана и Национальной телерадиокомпанией Узбекистана обеспечить информирование широких слоев населения, прежде всего молодежи, родителей, органов государственного и хозяйственного управления и других организаций, субъектов предпринимательской деятельности, о целях, содержании и применении настоящего постановления.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Генерального директора Узбекского агентства по печати и информации Л.Х. Тангриева и Информационно-аналитический департамент по вопросам культуры, искусства и молодежной политики Кабинета Министров Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Кабинета Министров от 22 октября 2018 года № 848
к постановлению Кабинета Министров от 22 октября 2018 года № 848
1. Настоящее Положение определяет критерии, используемые при возрастной классификации информационной продукции, порядок осуществления возрастной классификации и экспертизы информационной продукции для обеспечения информационной безопасности детей, их защиты от информации, наносящей вред их здоровью, в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью» (далее — Закон).
2. Действие настоящего Положения не распространяется на отношения в сфере оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию или имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества. Настоящим Положением не регулируются также учебные издания, рекомендованные к использованию в учебном процессе, издания, содержащие нормативно-правовые акты, информация о состоянии окружающей среды или о деятельности государственных органов, смс-сообщения от компаний, оказывающих услуги сотовой связи.
информационная продукция — предназначенная для оборота на территории Республики Узбекистан продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, информация, распространяемая с использованием программного обеспечения, размещаемая в сетях телекоммуникаций, в том числе в сети Интернет, компьютерные игры, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий;
запрещенная информационная продукция — не предназначенная для оборота на территории Республики Узбекистан продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, информация, распространяемая с использованием программного обеспечения, размещаемая в сетях телекоммуникаций, в том числе в сети Интернет, компьютерные игры, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий;
оборот информационной продукции — предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая ее продажу (в том числе распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов информационно-библиотечных учреждений, публичный показ, публичное исполнение (в том числе посредством эфирного или кабельного вещания, зрелищных мероприятий), размещение в сетях телекоммуникаций, а также в сети Интернет;
возрастная классификация информационной продукции — распределение информационной продукции по возрастным категориям детей с учетом ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления, особенностей восприятия имеющейся в ней информации детьми определенной возрастной категории, вероятности причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью детей;
знак возрастной категории информационной продукции — графическое и (или) текстовое обозначение возрастной категории информационной продукции;
зрелищное мероприятие — демонстрация информационной продукции в месте, доступном для детей, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-постановочных, культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных мероприятий;
информационная безопасность детей — состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их физическому, психическому, духовному, нравственному развитию;
информация, наносящая вред здоровью детей, — информационная продукция, распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с Законом;
информация порнографического характера — материалы и предметы, не представляющие художественной ценности и не имеющие научного, медицинского или учебного назначения, содержащие описание либо фото-, видео- или иное изображение половых органов человека, либо реально совершаемого человеком или имитируемого им полового акта, в том числе в противоестественной форме;
места, доступные для детей, — общественные места, доступ детей к которым и (или) нахождение детей в которых не запрещены, в том числе общественные места, в которых дети имеют доступ к продукции средств массовой информации и (или) размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях информационной продукции;
натуралистические изображения или описания — изображение или описание в любой форме и с использованием любых средств человека, животного, отдельных частей тела человека и (или) животного, действия (бездействия), события, а также явления, их последствий с фиксированием внимания на деталях, анатомических подробностях и (или) физиологических процессах;
эксперт — лицо, прошедшее аккредитацию (аккредитованный) в Узбекском агентстве по печати и информации (далее — УзАПИ) для проведения экспертизы информационной продукции и предоставления экспертного заключения или осуществления возрастной классификации информационной продукции.
См. последующую редакцию.
4. Возрастная классификация информационной продукции осуществляется путем отнесения ее к одной из следующих возрастных категорий детей:
информационная продукция для детей, не достигших возраста семи лет (знак возрастной категории информационной продукции должен содержать надпись «0+»);
информационная продукция для детей, достигших возраста семи лет (знак возрастной категории информационной продукции должен содержать надпись «7+»);
информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет (знак возрастной категории информационной продукции должен содержать надпись «12+»);
информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет (знак возрастной категории информационной продукции должен содержать надпись «16+»);
информационная продукция, запрещенная для детей (знак возрастной категории информационной продукции должен содержать надпись «18+»).
6. К информационной продукции, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено, относится информационная продукция:
представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
вызывающая у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
7. К информационной продукции для детей, не достигших возраста семи лет («0+»), относится информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображения или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия), кроме информационной продукции, относящейся к другим возрастным категориям.
8. К информационной продукции для детей, достигших возраста семи лет («7+»), относится информационная продукция «0+», а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
кратковременные и ненатуралистические изображения или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
ненатуралистические изображения или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображения или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
9. К информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет («12+»), относится информационная продукция «0+» и «7+», а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
эпизодические изображения или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий.
10. К информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет («16+»), относится информационная продукция «0+», «7+», «12+», а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
информацию о наркотических средствах или о психотропных и (или) одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится предупреждение об опасности их потребления;
не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображения или описание половых отношений, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
11. К информационной продукции, запрещенной для распространения среди детей («18+»), относится информационная продукция:
побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству и к пропаганде ими таких действий;
способная вызвать у детей желание употребить алкогольную и табачную продукцию, наркотические средства, психотропные или другие вещества, влияющие на интеллектуально-волевую деятельность, принять участие в азартных играх, массовых беспорядках, заниматься проституцией, бродяжничеством, попрошайничеством или иными формами антисоциального поведения;
обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;
отрицающая семейные ценности, пропагандирующая разврат, а также формирующая неуважение к родителям и другим членам семьи, к окружающим;
содержащая информацию о детях, пострадавших в результате противоправных действий, включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого ребенка, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого ребенка, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, другую информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого ребенка.
Информационная продукция с неверно присвоеным знаком возрастной категории приравнивается к информационной продукции, не имеющей знака возрастной категории.
13. Определение возрастной классификации информационной продукции осуществляется производителями и (или) распространителями информационной продукции, в том числе с привлечением экспертов, до начала распространения на территории Республики Узбекистан согласно критериям, указанным в настоящем Положении.
14. В случае определения возрастной классификации информационной продукции с привлечением эксперта или экспертов оплата услуг и возмещение расходов, связанных с определением возрастной классификации информационной продукции, осуществляется за счет производителей или распространителей информационной продукции, заказавших данные услуги.
15. Сведения о возрастной классификации информационной продукции являются основанием для размещения на ней соответствующего знака (маркировки) возрастной категории информационной продукции.
16. Маркировка информационной продукции осуществляется ее производителем и/или ее распространителем посредством присвоения ей соответствующего знака возрастной категории информационной продукции:
17. Категория информационной продукции определяется в соответствии с требованиями Закона и настоящего Положения, а также обозначается знаком возрастной категории информационной продукции, размещаемым ее производителями или распространителями с соблюдением технических регламентов.
18. В случае распространения информационной продукции, состоящей из нескольких частей, относящихся к разным возрастным категориям, — она маркируется знаком возрастной категории, соответствующим старшей возрастной категории.
19. Размер знака возрастной категории информационной продукции должен занимать не менее пяти процентов площади:
афиши и иного объявления репертуара театрально-зрелищного, культурно-просветительного, зрелищно-развлекательного, кино- и видеопоказа и иного зрелищного мероприятия, а также входного билета, приглашения и иного документа, предоставляющего право на его посещение;
корпуса носителя (в том числе компакт-диска или другого электронного носителя) и/или упаковки (бокса, коробки) каждого экземпляра аудиовизуального произведения, компьютерной или иной электронной игры, компьютерной программы или базы данных. Маркировка компьютерных и иных электронных игр, кроме сведений о возрастной категории, должна содержать предупреждение о наличии нецензурной брани, информации, способной вызвать у детей желание употребить алкогольную и табачную продукцию, наркотические средства, психотропные или другие вещества, возможности возникновения игровой зависимости;
на информационных ресурсах в сети Интернет знак возрастной категории информационной продукции размещается на всех страницах информационного ресурса. Знак возрастной категории должен выделяться от общего фона и должен быть хорошо читаем.
20. До начала демонстрации зрелищного мероприятия информационной продукции присваивается соответствующий знак. В случае демонстрации нескольких видов информационной продукции для детей разных возрастных категорий указанный знак должен соответствовать информационной продукции для детей старшей возрастной категории.
Указанный знак размещается на афишах и иных объявлениях о проведении зрелищного мероприятия, а также на входных билетах, приглашениях и иных документах, предоставляющих право его посещения.
21. Знак возрастной категории информационной продукции в периодических и непериодических печатных изданиях наносится на первую страницу или титульный лист издания и должен быть ясно различим и выполнен шрифтом, сопоставимым по размеру со шрифтом названия самой продукции.
22. Знак возрастной категории аудио- и аудиовизуальной продукции, предназначенной для теле-, радиотрансляции, а также для розничной торговли, аренды или проката, размещается, соответственно, в публикуемых в средствах массовой информации и печатных изданиях, а равно в размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования программах теле- и радиопередач, а также в ассортиментных перечнях и каталогах информационной продукции.
Распространители информационной продукции обязаны обеспечить размещение на специальном кадре (странице) знака ее возрастной категории и текстового предупреждения с голосовым сопровождением (звукового сигнала) о возрастных ограничениях перед началом каждой ее демонстрации, осуществляемой посредством телерадиовещания, при кино- и видеообслуживании, а также при каждом воспроизведении (загрузке) компьютерных или электронных игр в информационно-коммуникационных сетях.
Знак возрастной категории для аудиовизуального произведения демонстрируется в течение не менее 8 секунд в углу экрана с начала его показа и после каждого перерыва на рекламу (рекламной паузы), за исключением публичной демонстрации фильма в кинозале. Размер указанного знака должен составлять не менее пяти процентов площади экрана (кадра).
При длительности аудиовизуального произведения менее или равном 8 секундам, знак возрастной категории демонстрируется в течение всего показа.
23. В печатных произведениях (изданиях), запрещенных для детей, знак информационной продукции в обязательном порядке размещается на первой стороне обложки издания. По размеру он должен быть ясно различим и выполнен шрифтом, сопоставимым по размеру со шрифтом названия самой продукции.
Электронные версии печатного издания, электронные и аудиокниги маркируются знаком информационной продукции, идентичным знаку, указанному в печатной версии издания.
24. Экспертиза информационной продукции на предмет наличия или отсутствия в ней информации, наносящей вред здоровью детей, ее соответствия или несоответствия определенной возрастной категории детей проводится по решению УзАПИ экспертом или экспертами по схеме согласно приложению к настоящему Положению.
См. последующую редакцию.
25. Эксперт или эксперты для экспертизы определяются УзАПИ на основании метода случайной выборки с учетом вида информационной продукции, подлежащей экспертизе.
См. последующую редакцию.
26. Экспертиза информационной продукции может проводиться двумя и более экспертами одной специальности (комиссионная экспертиза) или при необходимости разных специальностей (комплексная экспертиза).
27. Расходы, связанные с проведением экспертизы информационной продукции, возмещаются производителями или распространителями информационной продукции в порядке, установленном УзАПИ.
См. последующую редакцию.
28. Доступ заинтересованных лиц к сведениям, содержащимся в реестре аккредитованных экспертов, обеспечивается через официальный веб-сайт УзАПИ в сети Интернет.
См. последующую редакцию.
29. Порядок аккредитации экспертов, а также правила ведения реестра экспертов, привлекаемых к осуществлению возрастной классификации информационной продукции и проведению экспертизы информационной продукции на предмет наличия или отсутствия в ней информации, наносящей вред здоровью детей, ее соответствия или несоответствия определенной возрастной категории детей, определяются соответствующим положением, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
30. Решение о проведении экспертизы информационной продукции принимается УзАПИ на основании обращений физических и юридических лиц в срок не более пяти дней после поступления обращения.
См. последующую редакцию.
31. Срок проведения экспертизы зависит от объема информационной продукции, но не может превышать тридцати дней с момента поступления обращения.
32. По окончании экспертизы информационной продукции эксперты в течение трех дней направляют в УзАПИ экспертное заключение о наличии или отсутствии в информационной продукции информации, наносящей вред здоровью детей, ее соответствии или несоответствии определенной возрастной категории.
См. последующую редакцию.
сведения об экспертной организации и эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы по специальности, наличие ученой степени, ученого звания, занимаемая должность, место работы);
выводы о наличии или об отсутствии в информационной продукции информации, причиняющей вред здоровью детей, о соответствии или о несоответствии информационной продукции определенной категории информационной продукции, о соответствии или о несоответствии информационной продукции знаку возрастной категории.
34. Экспертное заключение комиссионной экспертизы подписывается всеми экспертами, участвовавшими в проведении указанной экспертизы, если их мнения по поставленным вопросам совпадают. В случае возникновения разногласий каждый эксперт дает отдельное экспертное заключение по вопросам, вызвавшим разногласия. Каждый эксперт, участвовавший в проведении комплексной экспертизы, подписывает часть экспертного заключения, содержащую описание проведенных им исследований, и несет за нее ответственность.
35. УзАПИ после получения экспертного заключения в течение трех дней направляет его инициатору обращения.
См. последующую редакцию.
36. Для информационной продукции, по которой имеется экспертное заключение, не требуется получения другого экспертного заключения при изменении сферы оборота данной информационной продукции.
37. В случае выявления в ходе экспертизы в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования материалов:
призыва к насильственному изменению существующего конституционного строя, территориальной целостности Республики Узбекистан;
пропаганды войны, насилия и терроризма, а также идей религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма;
распространения информации, возбуждающей национальную, расовую, этническую или религиозную вражду, а также порочащей честь и достоинство или деловую репутацию граждан, допускающей вмешательство в их частную жизнь;
См. последующую редакцию.
совершения других действий, влекущих за собой уголовную и иную ответственность в соответствии с законом, — эксперт (эксперты) незамедлительно уведомляют УзАПИ с предоставлением идентификационных данных информационного ресурса (ов) сети Интернет.
См. последующую редакцию.
При получении от эксперта (ов) сведений, указанных в пункте 37 настоящего Положения, УзАПИ направляет полученные идентификационные данные информационного ресурса (ов) сети Интернет в специально уполномоченный орган для проведения экспертизы и принятия мер по ограничению доступа к данным ресурсам в соответствии с установленным порядком.
См. последующую редакцию.
38. Ответственность за соответствие информационной продукции определенной возрастной категории детей возлагается на субъект, которым была осуществлена возрастная классификация информационной продукции, а также на экспертов, производивших экспертизу на соответствие знака (ов) возрастной категории информационной продукции.
39. УзАПИ в соответствии с экспертным заключением направляется предписание производителям и распространителям информационной продукции для устранения и предупреждения случаев нарушения требований законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, а также причин и условий, им способствующих.
См. последующую редакцию.
40. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Республики Узбекистан о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, осуществляется УзАПИ, Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан и иными уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции.
См. последующую редакцию.
41. Вред, причиненный жизни и здоровью детей информацией, не отвечающей установленным Законом и настоящим Положением требованиям, подлежит возмещению в соответствии с законодательством.
42. Лица, виновные в нарушении законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, несут ответственность в установленном порядке.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о критериях и порядке осуществления возрастной классификации и экспертизы информационной продукции
к Положению о критериях и порядке осуществления возрастной классификации и экспертизы информационной продукции
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Кабинета Министров от 22 октября 2018 года № 848
к постановлению Кабинета Министров от 22 октября 2018 года № 848
1. Настоящее Положение определяет единый порядок аккредитации экспертов специально уполномоченным государственным органом в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью (далее — специально уполномоченный государственный орган), а также правила ведения Реестра экспертов, привлекаемых к осуществлению возрастной классификации информационной продукции, наносящей вред здоровью детей, в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью» (далее — Закон).
аккредитация — процедура официального подтверждения специально уполномоченным государственным органом соответствия юридических и физических лиц требованиям, предъявляемым к заявителям на получение статуса эксперта, привлекаемого к осуществлению возрастной классификации информационной продукции, наносящей вред здоровью детей;
Реестр экспертов, привлекаемых к осуществлению возрастной классификации информационной продукции, наносящей вред здоровью детей (далее — Реестр экспертов), — защищенная база данных об экспертах, привлекаемых к осуществлению возрастной классификации информационной продукции, наносящей вред здоровью детей.
3. Специально уполномоченным государственным органом является Узбекское агентство по печати и информации (далее — УзАПИ).
См. последующую редакцию.
4. Заявители, являющиеся физическими лицами, обращающиеся за аккредитацией, должны иметь высшее образование и обладать специальными знаниями, в том числе в области педагогики, возрастной психологии, возрастной физиологии, детской психиатрии.
5. Заявители, являющиеся юридическими лицами, обращающиеся за аккредитацией, должны иметь в своем штате либо находиться в договорных отношениях с не менее тремя специалистами, отвечающими требованиям, предъявляемым к заявителям — физическим лицам.
При соответствии требованиям настоящего Положения УзАПИ выдает юридическим лицам, обратившимся за аккредитацией, аттестат об аккредитации в качестве экспертной организации на право осуществления возрастной классификации и экспертизы информационной продукции, наносящей вред здоровью детей (далее — экспертная организация).
См. последующую редакцию.
6. Для аккредитации заявитель по форме согласно приложениям № 2 и 2а к настоящему Положению представляет в УзАПИ заявление о предоставлении аттестата аккредитации (далее — заявление), которое подписывается заявителем (для физических лиц) либо лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица.
См. последующую редакцию.
7. В случае подачи заявления в электронном виде оно должно быть заверено электронной цифровой подписью.
8. В заявлении указываются виды информационной продукции, в отношении которых будет осуществляться экспертиза, и области экспертной деятельности заявителя (педагогика, возрастная психология, возрастная физиология, детская психиатрия, религия, культура и т.д.).
9. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к экспертам и экспертным организациям:
10. УзАПИ имеет право получать сведения о заявителях, подавших заявления из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
См. последующую редакцию.
11. Заявление и прилагаемые к нему документы представляются заявителем в территориальные управления или центральный аппарат УзАПИ непосредственно, путем почтового отправления или в электронном виде через государственную информационную систему «Единый портал интерактивных государственных услуг» (далее — ЕПИГУ) или официальный веб-сайт УзАПИ.
См. последующую редакцию.
12. Заявление и прилагаемые к нему документы принимаются по описи, с предоставлением заявителю копии с отметкой о дате приема.
13. В случае подачи заявления и прилагаемых к нему документов путем почтового отправления либо через ЕПИГУ или через официальный веб-сайт УзАПИ заявитель получает соответствующее уведомление о приеме документов путем почтового отправления либо в электронном виде.
См. последующую редакцию.
14. В случае если заявление оформлено с нарушением установленных настоящим Положением требований и (или) прилагаемые к заявлению документы представлены не в полном объеме, УзАПИ в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления и приложенных к нему документов направляет заявителю уведомление о невозможности аккредитации (далее — уведомление) и возвращении представленных документов.
См. последующую редакцию.
В случае представления заявления и документов в электронном виде заявителю в течение 5 рабочих дней направляется уведомление в электронном виде.
16. С целью рассмотрения заявлений об аккредитации и принятия решения об аккредитации, отказе, решении вопросов о приостановлении или прекращении аккредитации при УзАПИ создается экспертная комиссия (далее — Комиссия).
См. последующую редакцию.
17. Комиссия формируется из числа должностных лиц УзАПИ и привлекаемых специалистов органов государственного управления, научных и других организаций. Состав Комиссии утверждается генеральным директором УзАПИ.
См. последующую редакцию.
18. Комиссия в срок, не превышающий 30 дней со дня приема заявления и прилагаемых к нему документов в полном объеме, проводит проверку соответствия заявителя установленным требованиям и на основании представленных документов и результатов собеседования принимает решение об аккредитации или об отказе в аккредитации.
19. В срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня принятия решения об аккредитации, заявителю вручается или направляется заказным почтовым отправлением уведомление об аккредитации или отправляется в электронном виде аттестат об аккредитации по форме согласно приложению № 3 к настоящему Положению.
20. Аттестат об аккредитации подписывается генеральным директором УзАПИ или его первым заместителем и вносится соответствующая запись в Реестр экспертов.
См. последующую редакцию.
21. В случае принятия Комиссией решения об отказе в аккредитации, УзАПИ в течение 5 рабочих дней со дня принятия такого решения вручает заявителю либо направляет по почте уведомление об отказе в аккредитации с указанием причин отказа.
См. последующую редакцию.
22. Решение об отказе в аккредитации принимается Комиссией по результатам собеседования, а также в случаях, когда заявление и (или) прилагаемые к нему документы содержат заведомо ложную информацию.
23. Заявитель вправе обжаловать решение об отказе в аккредитации в установленном законодательством порядке.
24. Срок действия аккредитации составляет пять лет. Аккредитация на новый срок осуществляется на основании заявления эксперта в соответствии с настоящим Положением.
25. Документ об аккредитации подлежит переоформлению в случае изменения наименования юридического лица, адреса места нахождения, а также в случаях изменения имени, фамилии, отчества (если имеется), места жительства, реквизитов документов, удостоверяющих личность физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя.
26. Для переоформления аккредитации аккредитованные эксперт и (или) его правопреемники представляют в УзАПИ или направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о переоформлении документа об аккредитации, оригинал действующего аттестата аккредитации или копию документа, удостоверяющего личность лица.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
подача аккредитованными экспертами либо имеющими аттестат об аккредитации юридическими лицами заявлений о приостановлении аккредитации;
выявление в деятельности аккредитованных экспертов или экспертных организаций нарушений, в том числе некорректной возрастной классификации информационной продукции, экспертизы информационной продукции, нарушений установленных сроков проведения экспертизы информационной продукции;
уменьшение количества экспертов экспертной организации до уровня, не отвечающего требованиям пункта 5 настоящего Положения.
28. Срок приостановления действия аттестата аккредитации по основаниям, предусмотренным пунктом 27 настоящего Положения, составляет шесть месяцев.
29. Аккредитованные эксперты или экспертные организации, в отношении которых принято решение о приостановлении действия аттестатов аккредитации в связи с выявленными нарушениями, должны представить в УзАПИ в течение срока, установленного пунктом 28 настоящего Положения, сведения о причинах совершения нарушений, а также представить отчет о мерах, принятых с целью предотвращения указанных нарушений в дальнейшем.
См. последующую редакцию.
30. В случае непредставления указанной информации в установленные сроки УзАПИ принимает решение о прекращении аккредитации.
См. последующую редакцию.
31. Восстановление действия аттестата аккредитации, приостановленного в соответствии с абзацем вторым пункта 27 настоящего Положения, осуществляется на основании заявления, подаваемого аккредитованными экспертом или экспертной организацией.
необеспечения конфиденциальности сведений, полученных при осуществлении экспертной деятельности и составляющих государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, либо использования таких сведений в целях, отличных от тех, для которых они предоставлены;
выявления факта предоставления недостоверной или искаженной информации в заявлении и (или) прилагаемых к нему документах;
выявления несоответствия требованиям, предъявляемым к аккредитованным экспертам и экспертным организациям настоящим Положением, а также частого нарушения условий договоров, заключенных с производителями;
34. Сведения о приостановлении, прекращении, а также возобновлении действия аттестата аккредитации вносятся в Реестр экспертов.
См. последующую редакцию.
вид информационной продукции, экспертизу которой вправе осуществлять аккредитованный эксперт или экспертная организация;
36. Реестр экспертов ведется на электронных носителях, хранение и использование которых должно осуществляться в местах, недоступных для посторонних лиц, в условиях, обеспечивающих предотвращение уничтожения, блокирования, хищения или искажения информации.
37. Основанием для внесения соответствующей записи в Реестр экспертов является решение, принятое УзАПИ в установленном порядке.
См. последующую редакцию.
38. Запись в Реестр экспертов вносится в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня принятия решения об аккредитации, приостановлении, возобновлении, прекращении ее действия.
39. Доступ заинтересованных лиц к сведениям, содержащимся в Реестре экспертов (состав экспертов, их фамилии, имена и отчества, должности, звания, адрес электронной почты), обеспечивается через официальный веб-сайт УзАПИ. Доступ к сведениям о деятельности Комиссии и подробным данным о членах Комиссии ограничен в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
40. Аккредитованные эксперты и экспертные организации при осуществлении своей деятельности обязаны соблюдать законодательство Республики Узбекистан и требования настоящего Положения.
41. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью, осуществляются УзАПИ, Министерством информационных и коммуникационных технологий Республики Узбекистан, иными уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции.
См. последующую редакцию.
42. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Положению о порядке аккредитации экспертов специально уполномоченным государственным органом в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью
к Положению о порядке аккредитации экспертов специально уполномоченным государственным органом в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Положению о порядке аккредитации экспертов специально уполномоченным государственным органом в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью
к Положению о порядке аккредитации экспертов специально уполномоченным государственным органом в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью
ЗАЯВЛЕНИЕ | |||||||||
об аккредитации | |||||||||
(для физических лиц) | |||||||||
1. Фамилия, имя, отчество (если имеется) ___________________________________________________ | |||||||||
_____________________________________________________________________ | |||||||||
2. Адрес места жительства_______________________________________________________________ | |||||||||
_____________________________________________________________________ | |||||||||
3. Данные документа, удостоверяющего личность_____________________________________________ | |||||||||
_____________________________________________________________________ | |||||||||
4. Номер телефона _____________________________________________________________________ | |||||||||
5. Адрес электронной почты ______________________________________________________________ | |||||||||
6. Вид информационной продукции, экспертизу которой планируется осуществлят ____________________ | |||||||||
_____________________________________________________________________ | |||||||||
7. Реквизиты документов, подтверждающих наличие высшего образования _________________________ | |||||||||
_____________________________________________________________________ | |||||||||
8. Место работы _______________________________________________________________________ | |||||||||
9. Стаж работы ________________________________________________________________________ | |||||||||
10. Сведения о получении дополнительного образования _______________________________________ | |||||||||
_____________________________________________________________________ | |||||||||
11. Перечень прилагаемых документов _____________________________________________________ | |||||||||
_____________________________________________________________________ | |||||||||
_________ |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2а
к Положению о порядке аккредитации экспертов специально уполномоченным государственным органом в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью
к Положению о порядке аккредитации экспертов специально уполномоченным государственным органом в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью
ЗАЯВЛЕНИЕ | |||||||||
об аккредитации | |||||||||
(для юридических лиц) | |||||||||
1. Полное наименование _________________________________________________________________ | |||||||||
2. Сокращенное наименование (если имеется) ________________________________________________ | |||||||||
3. Организационно-правовая форма ________________________________________________________ | |||||||||
4. Адрес места нахождения ______________________________________________________________ | |||||||||
5. Номер телефона _____________________________________________________________________ | |||||||||
6. Адрес электронной почты ______________________________________________________________ | |||||||||
7. Количество специалистов, имеющих высшее образование и обладающих специальными знаниями для проведения экспертизы __________________________________________________________________ | |||||||||
_____________________________________________________________________ | |||||||||
8. Реквизиты документов, подтверждающих наличие у специалистов высшего образования ____________ | |||||||||
_____________________________________________________________________ | |||||||||
9. Стаж работы специалистов _____________________________________________________________ | |||||||||
10. Сведения о получении специалистами дополнительного образования ___________________________ | |||||||||
_____________________________________________________________________ | |||||||||
11. Вид информационной продукции, экспертизу которой планируется осуществлять __________________ | |||||||||
_____________________________________________________________________ | |||||||||
Перечень прилагаемых документов: _______________________________________________________ | |||||||||
______________________ | |||||||||
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к Положению о порядке аккредитации экспертов специально уполномоченным государственным органом в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью
к Положению о порядке аккредитации экспертов специально уполномоченным государственным органом в области защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью
Изображение Государственного герба Республики Узбекистан | |||||||||
_____________________________________________________________________ | |||||||||
(наименование аккредитующего органа) | |||||||||
АТТЕСТАТ | |||||||||
№ ____________ | |||||||||
_____________________________________________________________________ | |||||||||
(Ф.И.О. аккредитованного эксперта или наименование экспертной организации) | |||||||||
_____________________________________________________________________ | |||||||||
(вид информационной продукции, аккредитацию которой осуществляет эксперт (экспертная организация)) | |||||||||
Дата выдачи ____________________ | |||||||||
Срок действия ____________ | |||||||||
Руководитель аккредитующего органа __________________________________________________ | |||||||||
МП | |||||||||
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к постановлению Кабинета Министров от 22 октября 2018 года № 848
к постановлению Кабинета Министров от 22 октября 2018 года № 848
1. Настоящее Положение определяет порядок установления требований к административным и организационным мерам, программным и техническим средствам обеспечения защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, при обороте информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей или классифицированную по возрастным категориям детей в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью» (далее — Закон).
2. В настоящем Положении применяется термин немаркированная информационная продукция, то есть информационная продукция, не имеющая знака возрастной категории информационной продукции.
3. Операторы связи, оказывающие услуги связи, предусматривающие предоставление доступа к информации, распространяемой посредством сети Интернет, на основании договоров об оказании услуг связи отвечают за реализацию положений законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, в соответствие с принятыми на себя договорными обязательствами.
4. Оборот информации, наносящей вред здоровью детей, в общественных местах не допускается без применения административных и организационных мер, аппаратно-программных и технических средств обеспечения защиты детей от указанной информации.
5. Демонстрация посредством зрелищного мероприятия информационной продукции, содержащей информацию, наносящую вред здоровью детей, непосредственно перед началом зрелищного мероприятия предваряется звуковым сообщением о недопустимости или об ограничении присутствия на нем детей соответствующих возрастных категорий.
6. Не допускается участие детей в организации и проведении зрелищных мероприятий, в которых демонстрируется информационная продукция, не соответствующая их возрастной категории.
учебников и учебных пособий, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в соответствии с законодательством Республики Узбекистан в области образования;
периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера.
8. Распространение рекламы, содержащей информацию, наносящую вред здоровью детей, в буклетах, на билбордах, баннерах, LED и LCD-экранах и прочих средствах размещения рекламной продукции в местах, доступных для детей без применения средств массовой информации либо ресурсов сети Интернет, запрещается.
9. В целях обеспечения защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, при использовании сети Интернет, распространение информационной продукции осуществляется в:
образовательных учреждениях с использованием пакета защитных программ, а также подключением к образовательной сети «ZiyоNET»;
пунктах коллективного доступа к сети Интернет, с указанием знака возрастной категории информационной продукции на каждом техническом средстве доступа (персональный компьютер, игровая приставка, 3D-окуляры и др.) к сети Интернет, а также к аудиовизуальной продукции, включая игры. Владельцы пунктов коллективного доступа к сети Интернет несут ответственность за предоставление доступа пользователям к информации, несоответствующей возрастной категории и запрещенной информационной продукции.
При трансляции передач в образовательных учреждениях, а также в местах, обеспечивающих доступ к сети Интернет и/или оказывающих услуги через иные информационно-коммуникационные сети, необходимо применение информационно-программных и технических средств обеспечения информационной безопасности детей и соблюдение иных требований, устанавливаемых Узбекским агентством по печати и информации.
См. последующую редакцию.
Владельцы информационных ресурсов сети Интернет должны в обязательном порядке обеспечивать информирование о возрастной классификации информационной продукции, независимо от формы ее распространения.
Знак возрастной категории информационной продукции должен размещаться на странице информационного ресурса сети Интернет, с которой доступен просмотр того или иного информационного материала.
Доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, в доступных для детей местах предоставляется лицом, организующим доступ к сети Интернет, при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты.
10. Телерадиовещатели принимают необходимые меры по недопущению распространения информационной продукции, оказывающей вредное воздействие на здоровье детей. Если такие телерадиопрограммы передаются в эфир в незакодированной форме (аналоговом формате), то им должно предшествовать звуковое предупреждение и они должны сопровождаться визуальным (звуковым) символом в начале передачи в течение не менее 8 секунд.
Руководители хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в местах, доступных для детей, должны принять меры по подключению к системам телерадиовещания с предварительно установленным пакетом защитных программ.
Информационная продукция, запрещенная для распространения среди детей, не подлежит распространению посредством теле- и радиовещания с 6 до 22 часов, за исключением теле- и радиопрограмм, передач, доступ к просмотру или прослушиванию которых осуществляется исключительно на платной основе с применением декодирующих технических устройств.
11. Первая и последняя полосы газеты, обложка печатной и иной полиграфической продукции, распространяемых для широкого круга лиц, в том числе в доступных для детей местах, не должны содержать информацию, наносящую вред здоровью детей.
Информационная продукция, содержащая информацию, наносящую вред здоровью детей, в виде печатной продукции допускается к распространению в общественных местах только в закрытых упаковках.
Информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для них образовательных учреждениях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, местах культуры, отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее пятьста метров от границ территорий указанных организаций.
12. При распространении информации библиотеками, информационно-ресурсными центрами, пользователями которых являются дети, распространители информации обязаны:
принимать меры по выдаче информационной продукции в соответствии с положениями Закона, а также отражению знака возрастной категории информационной продукции в каталоге;
обеспечивать маркировку объявлений, афиш, информационных материалов о зрелищных, культурно-массовых мероприятиях, проводимых ими;
обеспечивать применение административных, организационно-технических и программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности детей, в том числе при предоставлении доступа пользователям библиотеки к интернет-ресурсам;
проводить семинары, совещания и другие мероприятия по широкому ознакомлению с Законом работников и пользователей библиотек, информационно-библиотечных центров и информационно-ресурсных центров.
13. Провайдеры услуг сети Интернет и сетей сотовой радиотелефонной связи, владельцы и администраторы пунктов коллективного доступа к сети Интернет должны принимать административные и организационные меры, использовать технические, программно-аппаратные средства защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью.
14. Распространители рекламы на буклетах, билбордах, баннерах, LED и LCD-экранах и прочих средствах размещения рекламной продукции, в местах, доступных для детей без применения средств массовой информации либо ресурсов сети Интернет, должны принимать административные и организационные меры по недопущению распространения информации, наносящей вред здоровью детей.
15. К административным мерам, принимаемым для защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, относятся:
процедуры присвоения и размещения знака информационной продукции и (или) текстового предупреждения об информационной продукции, запрещенной для детей, в соответствии со статьями 16-17 Закона и Положением о критериях, порядке осуществления возрастной классификации и экспертизы информационной продукции;
условия присутствия детей на публичном показе, при публичном исполнении, демонстрации посредством зрелищного мероприятия информационной продукции, запрещенной для детей, в случае их организации и (или) проведения;
дополнительные требования к обороту информационной продукции, запрещенной для детей, и ее фрагментов, распространяемых посредством эфирного и кабельного, теле- и радиовещания, сети Интернет и сетей подвижной радиотелефонной связи, в местах, доступных для детей, в соответствии со статьей 19 Закона и Положением о критериях, порядке осуществления возрастной классификации и экспертизы информационной продукции;
меры защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, направленные на повышение осведомленности лиц, находящихся в месте оборота информационной продукции, запрещенной для детей, о необходимости обеспечения информационной безопасности детей и защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью;
процедуры, направленные на предотвращение, выявление и устранение нарушений законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью;
б) ознакомление работников, в трудовые обязанности которых входит организация и осуществление оборота информационной продукции, запрещенной для распространения среди детей, с положениями законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью;
в) назначение работника, ответственного за применение административных и организационных мер защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, учитывающих специфику оборота информационной продукции, запрещенной для распространения среди детей, и за проверку порядка их применения;
г) осуществление внутреннего контроля за соблюдением законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, соответствием применяемых административных и организационных мер защиты детей от информации, запрещенной для распространения среди детей или классифицированной по возрастным категориям детей, в соответствии с Законом, нормативно-правовым актам, принятым в соответствии с подпунктом «а» пункта 15 настоящего Положения, и предусматривающим:
рассмотрение заявлений и жалоб о нарушениях законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, включая несоответствие применяемых административных и организационных мер защиты детей от такой информации Положению о критериях и порядке осуществления возрастной классификации и экспертизы информационной продукции, а также о наличии доступа детей к информации, запрещенной для распространения среди детей, и направление мотивированного ответа о результатах рассмотрения таких заявлений и жалоб в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц»;
выявление в порядке, установленном законодательством, на основании заявлений и жалоб о наличии доступа детей к информации, запрещенной для распространения среди детей, причин и условий возникновения такого доступа и принятие мер по их устранению.
16. К организационным мерам защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, относятся следующие:
размещение в общедоступных помещениях и местах, а также доведение иным способом до населения сведений о нормативно-правовых актах, принятых в соответствии с подпунктом «а» пункта 15 настоящего Положения;
размещение на официальном веб-сайте производителя и (или) распространителя, осуществляющих оборот информационной продукции, запрещенной для детей, в сети Интернет нормативно-правовых актов, принятых в соответствии с подпунктом «а» пункта 15 настоящего Положения, а также сведений о применении административных и организационных мер и обеспечение возможности свободного доступа к указанным документам;
проведение мероприятий, связанных с определением обязанностей операторов и провайдеров телекоммуникаций и средств массовой информации (далее — СМИ), пропагандистских и образовательных мероприятий (медиаобразование), введение и соблюдение этических стандартов для СМИ, поощрение СМИ к распространению информации и материалов, полезных для всемерного и гармоничного развития детей в социальном, интеллектуальном и культурном отношениях и др.
17. К аппаратно-программным и техническим средствам обеспечения защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, применяемым при предоставлении доступа к информации, распространяемой посредством сети Интернет, теле- и радиовещания, мобильных сетей связи, относятся:
средства ограничения доступа к запрещенной для распространения среди детей информации, размещенной на сайтах в сети Интернет;
декодирующие технические устройства, ограничивающие доступ к информационной продукции, запрещенной для распространения среди детей и передаваемой посредством теле- и радиовещания, мобильных сетей связи;
средства блокировки доступа, средства ограничения доступа, средства контент-фильтрации, средства контроля доступа, а также иные программные и технические средства, применение которых при предоставлении доступа к информации обеспечивает защиту детей от информации, наносящей вред их здоровью.
Условия ограничения доступа к информации, распространяемой посредством сети Интернет, теле и радиовещания, мобильных сетей связи, предусматриваются в лицензионных соглашениях и договорах об оказании услуг телекоммуникаций.
18. К аппаратно-программным и техническим средствам обеспечения защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, применяемым при предоставлении доступа к информации, распространяемой посредством зрелищных мероприятий, относятся средства для информирования о возрастных ограничениях в звуковом или текстовом виде.
19. Ответственность за реализацию требований Закона и настоящего Положения возлагается на субъектов, которыми была осуществлена возрастная классификация информационной продукции, оборот информационной продукции или ее демонстрация в доступных для населения, в том числе детей, местах.
20. Ответственность за применение аппаратно-программных и технических средств обеспечения защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью, в семьях возлагается на родителей или иных законных представителей.
21. В случае выявления факта нарушения условий оборота информации, наносящей вред здоровью детей, УзАПИ направляет предписание производителям и распространителям информационной продукции для устранения и предупреждения случаев нарушения требований законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, а также причин и условий, им способствующих.
См. последующую редакцию.
22. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью, осуществляются УзАПИ, иными уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции.
См. последующую редакцию.
23. Лица, виновные в нарушении законодательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, а также требований настоящего Положения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.