В нынешнем стремительно развивающемся мире информация и знания становятся важнейшими национальными ресурсами, а системы, обеспечивающие их создание и распространение, — стратегическими факторами устойчивого развития.
В этих условиях достижение стратегической цели построения в Узбекистане демократического правового государства и открытого справедливого гражданского общества, а также обеспечение защиты прав и свобод человека, качество государственного управления определяются возможностями государства создавать, принимать и распространять информацию и знания, которые обеспечивают переход на модель развития, основанную на информации, знаниях и инновациях.
В связи с этим в сфере государственного и хозяйственного управления необходимо внедрить систему принятия эффективных решений, основанную на открытости и прозрачности, обеспечить доступ к информации, отчетность, открытость и ответственность должностных лиц перед обществом, что также является важным условием эффективного функционирования государственного и хозяйственного управленческого аппарата, утверждения справедливости в обществе.
При этом широкое информирование общества о деятельности органов государственного и хозяйственного управления, обеспечение их подотчетности перед населением является необходимым условием реализации на деле конституционной нормы о том, что «Народ является единственным источником государственной власти», а также благородной идеи «Не народ должен служить государственным органам, а государственные органы должны служить народу».
В целях дальнейшего повышения информационной открытости органов государственного и хозяйственного управления, оперативного доведения до широкой общественности своевременной, объективной и полной информации о целях, задачах, ходе и результатах проводимых масштабных реформ, гармоничного вхождения, интеграции страны в глобальное информационное общество, а также коренного повышения эффективности деятельности информационных служб органов государственного и хозяйственного управления Кабинет Министров постановляет:
1. Считать одной из важнейших задач органов государственного и хозяйственного управления всех уровней неукоснительное и качественное исполнение норм Закона Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», направленных на внедрение эффективных механизмов и методов налаживания открытого диалога с населением, обеспечение прав физических и юридических лиц на поиск, получение и распространение информации о деятельности органов государственного и хозяйственного управления.
Установить, что руководитель органа государственного и хозяйственного управления несет персональную ответственность за реализацию этой задачи.
2. Установить, что информационные службы (пресс-службы, службы по связям с общественностью) органов государственного и хозяйственного управления (далее — информационная служба), созданные в пределах общей численности работников органа государственного и хозяйственного управления, являются отдельными, самостоятельными подразделениями, непосредственно подчиненными своему руководителю.
участие в формировании и реализации информационной политики, определяемой руководством органа государственного и хозяйственного управления в соответствии с современными требованиями;
обеспечение эффективного и действенного взаимодействия с Пресс-службой Президента Республики Узбекистан, информационными службами других органов государственного и хозяйственного управления в целях реализации единой государственной информационной политики;
объективное, качественное и оперативное информирование широкой общественности о деятельности органа государственного и хозяйственного управления, нормативно-правовых актах в сфере его деятельности;
взаимодействие со средствами массовой информации, формирование постоянного пула журналистов, распространение информационных сообщений (пресс-релизов, бюллетеней и т.д.), организация публичных мероприятий;
оперативное размещение и своевременное обновление информации на официальном веб-сайте органа государственного и хозяйственного управления, развитие веб-ресурсов, включая социальные и мобильные;
мониторинг и анализ информационного поля, подготовка совместно с экспертами предложений по видам, методам и уровню реагирования на них, организация комплексной работы по распространению материалов в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет;
подготовка совместно с другими подразделениями органа государственного и хозяйственного управления новостных, информационно-справочных материалов, комментариев и информационно-аналитических материалов для распространения в национальных и зарубежных средствах массовой информации;
обеспечение информационными материалами (кино-, фото-, аудио- и видеоматериалы, печатная продукция и т.д.) представительств Республики Узбекистан в зарубежных странах, а также дипломатических представительств зарубежных стран в Узбекистане для качественного освещения деятельности органа государственного и хозяйственного управления в зарубежных средствах массовой информации;
анализ и информирование руководства органа государственного и хозяйственного управления о состоянии общественного мнения и позиции национальных и зарубежных средств массовой информации относительно деятельности ведомства;
формирование и ведение банка данных текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов, касающихся сферы деятельности органа государственного и хозяйственного управления.
3. Утвердить Типовое положение об информационной службе органов государственного и хозяйственного управления согласно приложению.
в двухмесячный срок привести принятые ими нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением;
См. последующую редакцию.
разработать «дорожные карты» по повышению квалификации кадров информационных служб и комплектованию их высококвалифицированными специалистами в области журналистики, организации связей с общественностью и т.д., а также созданию современной материально-технической базы, необходимой для эффективной организации их работы;
внедрить в практику проведение информационными службами регулярных (минимум один раз в месяц) пресс-конференций, брифингов, в том числе с участием руководителей органов государственного и хозяйственного управления, с представителями средств массовой информации, а также иные современные формы работы со средствами массовой информации и общественностью.
5. Узбекскому агентству по печати и информации совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан в двухмесячный срок разработать методические рекомендации по реализации принципа открытости в деятельности органов государственного и хозяйственного управления, направленные на:
См. последующую редакцию.
повышение открытости, определение практических механизмов информирования общественности о деятельности органов государственного и хозяйственного управления;
обеспечение широкого доступа физических и юридических лиц к информации о принимаемых органами государственного и хозяйственного управления решениях, оказание им помощи в формировании современных систем обеспечения открытости и т.д.
6. Узбекскому агентству по печати и информации совместно с Творческим союзом журналистов Узбекистана, Общественным фондом по поддержке и развитию независимых печатных средств массовой информации и информационных агентств Узбекистана, Национальной ассоциацией электронных средств массовой информации Узбекистана организовать ежегодные конкурсы на звание «Лучшая информационная служба», «Лучшей журналист, освещающий деятельность органов государственного и хозяйственного управления» и по другим номинациям, приурочиваемым ко дням Конституции Республики Узбекистан, работников печати и средств массовой информации.
См. последующую редакцию.
7. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров от 22 сентября 2006 г. № 203 «О мерах по развитию связей с общественностью органов государственного и хозяйственного управления».
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на генерального директора Узбекского агентства информации и печати Л. Тангриева и Информационно-аналитический департамент по вопросам культуры, искусства и молодежной политики Кабинета Министров Республике Узбекистан.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Кабинета Министров от 15 февраля 2018 года № 125
к постановлению Кабинета Министров от 15 февраля 2018 года № 125
1. Информационная служба (пресс-служба, служба по связям с общественностью) (далее — Служба) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата органа государственного и хозяйственного управления и подчиняется непосредственно его руководителю.
2. В своей деятельности Служба руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, Законом Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», другими законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также настоящим Положением.
3. Служба осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с территориальными и структурными подразделениями органа государственного и хозяйственного управления и соответствующими службами других органов государственного и хозяйственного управления.
участие в формировании и реализации информационной политики, определяемой руководством органа государственного и хозяйственного управления в соответствии с современными требованиями;
обеспечение эффективного и действенного взаимодействия с Пресс-службой Президента Республики Узбекистан, службами других органов государственного и хозяйственного управления в целях реализации единой государственной информационной политики;
объективное, качественное и оперативное информирование широкой общественности о деятельности органа государственного и хозяйственного управления, нормативно-правовых актах в сфере его деятельности;
взаимодействие со средствами массовой информации (далее — СМИ), формирование постоянного пула журналистов, распространение информационных сообщений (пресс-релизов, бюллетеней и т. д.), организация публичных мероприятий;
оперативное размещение и своевременное обновление информации на официальном веб-сайте органа государственного и хозяйственного управления, развитие веб-ресурсов, включая социальные и мобильные;
мониторинг и анализ информационного поля, подготовка совместно с экспертами предложений по видам, методам и уровню реагирования на них, организация комплексной работы по распространению материалов в СМИ, в том числе в сети Интернет;
подготовка совместно с другими подразделениями органа государственного и хозяйственного управления новостных, информационно-справочных материалов, комментариев и информационно-аналитических материалов для распространения в национальных и зарубежных СМИ;
обеспечение информационными материалами (фото-, аудио- и видеоматериалы, печатная продукция и т.д.) представительств Республики Узбекистан в зарубежных странах, а также дипломатических представительств зарубежных стран в Узбекистане для качественного освещения деятельности органа государственного и хозяйственного управления в зарубежных СМИ;
анализ и информирование руководства органа государственного и хозяйственного управления о состоянии общественного мнения и позиции национальных и зарубежных средств массовой информации относительно деятельности органа государственного и хозяйственного управления;
формирование и ведение банка данных текстовых, фото-, аудио- и видеоматериалов, касающихся сферы деятельности органа государственного и хозяйственного управления.
обнародует (публикует) информацию в СМИ, в том числе в сети Интернет, а также обеспечивает ее размещение и обновление на официальном веб-сайте, общедоступных помещениях и местах;
организует и проводит публичные мероприятия (заседания, совещания, встречи, пресс-конференции, брифинги, семинары, круглые столы и другое), в том числе с участием руководителей органа государственного и хозяйственного управления;
предоставляет информацию в устной и письменной формах (в том числе электронной) СМИ и журналистам на основе их запроса;
информирует широкую общественность о принимаемых актах законодательства, важнейших социально и общественно значимых программах, а также осуществляет общественный мониторинг состояния правоприменения на территории Узбекистана;
осуществляет сбор и обработку во взаимодействии с другими подразделениями органа государственного и хозяйственного управления информации, необходимой для эффективного решения стоящих перед Службой задач;
подготавливает и публикует в национальных и зарубежных изданиях печатные материалы, выпуски теле- и радиопередач по вопросам деятельности органа государственного и хозяйственного управления, реализации государственной политики в соответствующей сфере;
обеспечивает проведение аналитической работы по изучению общественного мнения и позиции национальных и зарубежных СМИ по вопросам деятельности органа государственного и хозяйственного управления, подготовку обзоров актуальных публикаций для доклада руководству органа государственного и хозяйственного управления;
обеспечивает создание и ведение систематизированного банка данных аналитических, статистических и иных материалов по основным направлениям деятельности органа государственного и хозяйственного управления для проведения информационно-справочной работы со СМИ;
взаимодействует с национальными и зарубежными СМИ и журналистами в целях наиболее полного и объективного освещения деятельности органа государственного и хозяйственного управления;
обеспечивает создание и поддержание на современном уровне веб-сайта органа государственного и хозяйственного управления;
участвует в подготовке и монтаже телепередач, роликов и сюжетов с официальных мероприятий, проводимых органом государственного и хозяйственного управления, а также обеспечивает архивирование этих материалов в установленном порядке;
подготавливает фото-, аудио- и видеоматериалы о деятельности органа государственного и хозяйственного управления, а также взаимодействует с государственными и негосударственными СМИ в ходе их подготовки;
обеспечивает формирование и ведение банка данных фото-, аудио- и видеоматериалов по освещению деятельности органа государственного и хозяйственного управления.
6. В пределах своей компетенции Служба рассматривает заявки и запросы национальных и зарубежных информационных агентств и СМИ об оказании содействия в подготовке материалов о деятельности органа государственного и хозяйственного управления.
запрашивать в установленном порядке от других подразделений органа государственного и хозяйственного управления, подведомственных организаций информацию, необходимую для выполнения задач и функций Службы;
участвовать в совещаниях, заседаниях и других мероприятиях органа государственного и хозяйственного управления;
по согласованию с руководителем органа государственного и хозяйственного управления для выполнения поставленных задач привлекать специалистов, работников других подразделений ведомства, а также квалифицированных специалистов, экспертов других организаций, в том числе на договорной основе;
взаимодействовать в установленном порядке с информационными службами других органов государственного и хозяйственного управления;
по поручению руководства представлять орган государственного и хозяйственного управления в государственных органах, мероприятиях республиканского и международного значения по вопросам, относящимся к компетенции Службы;
вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию информационной политики органа государственного и хозяйственного управления, проекты нормативных документов по вопросам деятельности Службы.
обеспечение объективного, качественного и оперативного освещения в национальных и зарубежных СМИ деятельности органа государственного и хозяйственного управления.
9. Численность работников Службы определяется руководителем органа государственного и хозяйственного управления в зависимости от сложности и объема осуществляемых ею задач в пределах общей утвержденной штатной численности работников.
10. Деятельность Службы организуется на основе плана работы, утверждаемого руководителем органа государственного и хозяйственного управления.
11. Службу возглавляет руководитель, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем органа государственного и хозяйственного управления.
12. Руководитель Службы непосредственно подчиняется руководителю органа государственного и хозяйственного управления, одновременно является его пресс-секретарем.
координирует деятельность Службы и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее задач и функций;
организует, планирует и контролирует деятельность Службы, осуществляет взаимодействие с другими подразделениями органа государственного и хозяйственного управления;
обеспечивает подбор и расстановку кадров в Службе, распределяет обязанности между работниками Службы;
14. Работники Службы назначаются и освобождаются от должности в установленном порядке по представлению руководителя Службы.
15. Информационное, правовое, материально-техническое и транспортное обеспечение деятельности Службы, а также социально-бытовое обслуживание ее работников осуществляется в порядке, установленном для структурных подразделений органа государственного и хозяйственного управления.