Последовательно осуществляемые меры по реформированию и укреплению банковско-финансовой системы республики способствовали обеспечению ликвидности и устойчивости коммерческих банков, расширению спектра и повышению качества банковских услуг, предоставляемых населению и субъектам предпринимательства.
В частности, Акционерно-коммерческий Народный банк Республики Узбекистан (далее — Народный банк), наряду с активной работой с населением и субъектами предпринимательства, расширяет свою деятельность в области развития животноводства в регионах, выполняет такие социальные функции, как учет индивидуальной накопительной пенсионной системы граждан, доставка до мест выплаты пенсий, пособий и других социальных платежей.
Деятельность Акционерно-коммерческого банка «Микрокредитбанк» (далее — Микрокредитбанк) преимущественно направлена на предоставление льготных микрофинансовых услуг для всесторонней поддержки малого бизнеса, оказания содействия в налаживании семейного предпринимательства, развития ремесленничества и других актуальных бизнес-инициатив.
Ввиду приоритетной социальной направленности проводимой кредитной политики, Народный банк и Микрокредитбанк остаются низкорентабельными, их кредитный портфель не диверсифицирован надлежащим образом, что, в свою очередь, препятствует внедрению новых банковских услуг, основанных на использовании современных информационных технологий.
Учитывая, что филиальная сеть данных банков охватывает все регионы страны, эффективная организация их деятельности с активным внедрением новейших информационно-коммуникационных технологий является необходимым условием обеспечения расширения перечня и максимальной доступности предоставляемых ими банковских услуг.
В целях улучшения финансового состояния и дальнейшего совершенствования деятельности Народного банка и Микрокредитбанка:
расширение перечня видов и увеличение объемов оказания розничных банковских услуг населению, субъектам малого бизнеса, семейного предпринимательства, народных промыслов и прикладного искусства, разработку и внедрение действенных механизмов стимулирования эффективного использования приусадебных участков, особенно в сельской местности;
См. последующую редакцию.
оптимизацию деятельности филиалов и подразделений, структуры расходов и тарифной политики на услуги банков с позиции обеспечения финансовой состоятельности и привлекательности оказываемых услуг;
дальнейшее укрепление подразделений банков квалифицированными, инициативными руководителями и специалистами, способными эффективно решать актуальные задачи в сфере улучшения качества банковского обслуживания населения с целью активизации и системного развития банков в соответствии с современными требованиями, а также стимулирование руководителей и специалистов исходя из оценки их деятельности.
2. Рекомендовать наблюдательным советам и руководителям исполнительных органов Народного банка и Микрокредитбанка:
в месячный срок разработать и утвердить комплекс мер по финансовому оздоровлению банков, включая их филиальные сети, предусмотрев оптимизацию их затрат и штатной численности;
принимать необходимые меры по повышению качества предоставления банковских услуг и увеличению их видов, расширению перечня розничных банковских услуг, включая микрофинансовых;
обеспечить доступность финансовых ресурсов во всех регионах республики с учетом современных тенденций инновационного развития, соблюдения прав и интересов потребителей банковских услуг;
внедрить современные информационно-коммуникационные технологии для повышения эффективности и безубыточности оказываемых банковских услуг;
активно внедрять новые механизмы оперативного предоставления кредитов, обеспечивать прозрачность регистрации и рассмотрения кредитных заявок с учетом применения современных подходов к выстраиванию партнерских отношений с клиентами;
принимать необходимые меры по своевременному выявлению и предотвращению системных недостатков в целях исключения возможности для создания искусственных препон и проявления излишней бюрократии.
3. Государственному фонду поддержки развития предпринимательской деятельности при Кабинете Министров Республики Узбекистан обеспечить действенные меры по расширению сотрудничества с Народным банком и Микрокредитбанком в сфере предоставления поручительств по кредитам, выделяемым на развитие семейного и малого предпринимательства, ремесленничества, животноводства и кролиководства в сельской местности.
4. Согласиться с предложениями органов управления Народного банка и Микрокредитбанка, а также Министерства финансов, Министерства экономики, Государственного комитета по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции, Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан:
об увеличении в 2018-2019 годах уставного капитала Народного банка на сумму 1,6 триллиона сум, из них 1 триллион сум за счет средств республиканского бюджета и в эквиваленте 75 миллионов долларов США за счет средств Фонда реконструкции и развития Узбекистана, в том числе в 2018 году — 250 миллиардов сум и в эквиваленте 30 миллионов долларов США, соответственно;
См. последующую редакцию.
об увеличении в 2018-2019 годах уставного капитала Микрокредитбанка на сумму 600 миллиардов сум, из них в 2018 году — 100 миллиардов сум за счет средств республиканского бюджета;
См. последующую редакцию.
о передаче Министерству финансов Республики Узбекистан 37,5 процентов доли в уставном фонде ООО «UzPaynet», обращенной в доход государства приговором Ташкентского областного суда по уголовным делам от 4 октября 2016 года, для последующей передачи данной доли Народному банку в счет увеличения доли государства.
о добровольной ликвидации ООО «UzPaynet» и создании структурного подразделения Народного банка по оказанию услуг по приему платежей от физических лиц для исполнения их денежных обязательств перед поставщиками.
См. последующую редакцию.
от уплаты всех видов налогов, с целевым направлением высвобождаемых в результате предоставления данной льготы средств на увеличение государственной доли Министерства финансов Республики Узбекистан в уставном капитале Народного банка и Микрокредитбанка;
См. последующую редакцию.
от уплаты таможенных платежей (за исключением сборов за таможенное оформление) за ввозимые банковское оборудование и технику, не производимые в Республике Узбекистан, по перечням, утверждаемым в установленном порядке.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
7. Народному банку эмитировать по желанию получателей социальных выплат международные пластиковые карты для осуществления данных выплат в национальной валюте на базе международных платежных систем.
8. Принять предложение Центрального банка Республики Узбекистан о безвозмездном оказании услуг по перевозке денежной наличности филиалам Народного банка для выплаты пенсий, пособий и других социальных платежей населению.
9. Рекомендовать Центральному банку Республики Узбекистан в месячный срок внести предложения по пересмотру процентных ставок микрофинансовых услуг исходя из фактических затрат Микрокредитбанка на их оказание.
11. Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан обеспечить применение льготных тарифов для Народного банка и Микрокредитбанка на внедрение оптоволоконной информационно-коммуникационной системы, обеспечивающей возможность использования инновационных решений и качественного повышения уровня информационной безопасности в межфилиальных коммуникациях.
12. Национальной телерадиокомпании Узбекистана обеспечить бесплатную трансляцию и широкое освещение социально ориентированной рекламной информации, а также предоставить льготу в виде 50 процентной скидки от стоимости трансляции для рекламы и тематических передач, связанных с коммерческой деятельностью Народного банка и Микрокредитбанка.
13. Одобрить обновленный состав наблюдательного совета Акционерно-коммерческого Народного банка Республики Узбекистан согласно приложению.
14. Центральному банку совместно с Народным банком, Микрокредитбанком и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан — министра финансов Д.А. Кучкарова и председателя Центрального банка Республики Узбекистан М.Б. Нурмуратова.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 мая 2018 года № ПП-3694
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 4 мая 2018 года № ПП-3694
Д.А. Кучкаров | — | заместитель Премьер-министра — министр финансов Республики Узбекистан, председатель Наблюдательного совета |
М.М. Мирзаев | — | первый заместитель министра экономики Республики Узбекистан, заместитель председателя Наблюдательного совета |
Ё.Э. Турсунов | — | исполнительный директор Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан |
Н.Ж. Хусанов | — | начальник Управления финансового рынка и контроля за поступлением доходов по государственным активам Министерства финансов Республики Узбекистан |
Д.К. Ибрагимов | — | заместитель начальника Управления экспертизы инвестиционных проектов Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан |