от 02.10.2007 г. № 11
Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан, от 02.10.2007 г. № 11
Дата вступления в силу
02.10.2007
Акт утратил силу 19.12.2020
 Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 декабря 2020 года № 35 «О практике применения судами норм закона о доказательствах и доказывании по гражданским делам».
В целях обеспечения законного и обоснованного разрешения судами гражданских споров, руководствуясь статьей 17 Закона «О судах», Пленум Верховного суда Республики Узбекистан постановляет:
1. Разъяснить судам, что в соответствии с требованиями статьи 56 ГПК, доказательствами по гражданскому делу являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
2. Обязанность доказывания установлена статьей 57 ГПК, согласно которой каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
По смыслу части 2 статьи 60 ГПК, факты, установленные вступившим в законную силу решением суда по одному гражданскому делу, не доказываются вновь при разбирательстве других гражданских дел, в которых участвуют те же лица. В частности, освобождаются от доказывания истцы — владельцы источника повышенной опасности при предъявлении регрессного иска к непосредственному причинителю вреда.
7. Обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими средствами доказывания (статья 59 ГПК). При этом правило допустимости доказательств невозможно без обращения к соответствующим нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
8. Статья 27 Конституции Республики Узбекистан гарантирует каждому право на защиту от вмешательства в его частную жизнь, согласно которой никто не вправе нарушать тайну переписки и телефонных разговоров иначе как в случае и порядке, предусмотренных законом.
10. Исходя из предусмотренного статьей 8 ГПК принципа состязательности, выявлять, собирать и представлять доказательства должны стороны, заявители и другие лица, участвующие в деле. Вместе с тем, в соответствии с требованиями части 3 статьи 57 ГПК суд вправе, по ходатайству лиц, участвующих в деле, оказывать им содействие в собирании доказательств.
14. Согласно части 1 статьи 67 ГПК суд, руководствуясь законом, оценивает доказательства на основе внутреннего убеждения, основанного на всестороннем, полном и беспристрастном рассмотрении в судебном заседании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК эти сведения устанавливаются следующими средствами: объяснениями сторон, третьих лиц и их законных представителей, показаниями свидетелей, письменными и вещественными доказательствами, заключениями экспертов.
20. Под объяснениями сторон и третьих лиц, исходя из содержания ГПК, следует понимать сообщение суду сведений об обстоятельствах, имеющих значение для дела.
Обратить внимание судов, что в силу статьи 56 ГПК объяснения лица, участвующего в деле в качестве представителя одной из сторон на основании соответствующей доверенности, также могут рассматриваться как доказательство.
При допросе свидетеля суд должен разъяснить, что за дачу заведомо ложных показаний, а также за отказ или уклонение от дачи показаний по причинам, признанным судом неуважительными, свидетель несет ответственность по статьям 238 и 240 УК Республики Узбекистан. При этом, судам следует иметь в виду, что свидетель вправе отказаться от дачи показаний против своих близких родственников.
22. Разъяснить судам, что в соответствии со статьей 73 ГПК письменными доказательствами являются документы, переписка делового и личного характера, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела.
В силу статьи 76 ГПК письменные доказательства, как правило, представляются в подлинике. Если представлена копия документа, суд вправе, в случае необходимости, потребовать представление подлинника. В случае невозможности приложить к делу оригинал документа, судья проставляет отметку о проверке соответствия копии документа его подлиннику.
25. Под вещественными доказательствами понимаются предметы, которые могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела. Вещественные доказательства осматриваются судом и предъявляются лицам, участвующим в деле, представителям, а в необходимых случаях — экспертам и свидетелям. В соответствии со статьей 192 ГПК допустимо проведение осмотра на месте. Производство осмотра не может быть произведено в порядке обеспечения доказательств. О проведении осмотра вещественного доказательства должна быть сделана запись в протоколе, к которому могут быть приобщены составленные планы, чертежи, фотографии.
26. Разъяснить судам, что заключение эксперта как самостоятельный вид судебного доказательства, предусмотренный частью 1 статьи 56 ГПК, может быть результатом только назначенной и проведенной после возбуждения гражданского дела в строгом соответствии с законом судебной экспертизы. Любые иные заключения, полученные за рамками процесса, без соблюдения требований гражданского процессуального закона, не приобретают статуса заключения эксперта и не могут использоваться в качестве таковых в судебном доказывании, за исключением других экспертных заключений, полученных в предусмотренном законом порядке по гражданскому, хозяйственному, уголовному и административному делу.
27. Разъяснить судам, что мнение специалиста не входит в круг средств доказывания, предусмотренных частью 1 статьи 56 ГПК, поэтому должно оцениваться судом в совокупности с другими доказательствами.
При этом следует иметь в виду, что необходимость в иных средствах доказывания зависит от основания увольнения. Так, по делам о восстановлении на работе лиц, трудовой договор с которыми прекращен в связи с изменением численности (штата) работников, изменением характера работ либо в связи с ликвидацией предприятия (пункт 1 части 2 статьи 100 ТК), — выписки из штатных расписаний (до и после увольнения), документы о сокращении штата или численности работников, производственная характеристика истца; материалы, содержащие данные, которые в соответствии со статьей 103 ТК могут служить основанием для преимущественного права истца на оставление на работе, а также иные доказательства, подтверждающие отказ истца от перевода на другую работу либо отсутствие у администрации возможности перевести работника с его согласия на другую работу; сведения о предупреждении работника о предстоящем увольнении не менее чем за 2 месяца;
о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым прекращен по пункту 3 части 2 статьи 100 ТК за систематическое нарушение работником своих трудовых обязанностей, кроме доказательств, перечисленных в абзаце «а», — документы о применении дисциплинарных мер (копии приказов, решений трудового коллектива и т. д.), а также материалы, послужившие основанием для наложения этих взысканий (докладные записки, рапорты, объяснительные).
Судам следует иметь в виду, что в порядке исключения из правила, предусмотренного статьей 57 ГПК, согласно статье 111 ТК бремя доказывания обоснованности прекращения трудового договора или перевода на другую работу возлагается на работодателя;
В случае заявления о подложности документа в процессе рассмотрения дела в апелляционной инстанции, судам следует разрешать данный вопрос с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 20 и 21 постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан «О практике рассмотрения гражданских дел в апелляционном порядке» за № 5 от 21 мая 2004 года.