Под экологической экспертизой понимается установление соответствия намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.
Законодательство об экологической экспертизе состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об экологической экспертизе, то применяются правила международного договора.
Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. Положение о государственной экологической экспертизе, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 сентября 2020 года № 541.
соответствия экологическим требованиям прогнозируемой хозяйственной и иной деятельности на стадиях, предшествующих принятию решения об ее реализации;
уровня экологической опасности намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать либо оказывает отрицательное воздействие на состояние окружающей природной среды и здоровье граждан;
достаточности и обоснованности предусматриваемых мер по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов.
Экологическая экспертиза осуществляется в виде государственной и общественной экологической экспертизы, а также экологического аудита.
презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
комплексность оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и здоровье граждан.
Заказчики экологической экспертизы могут опубликовывать в средствах массовой информации объявление о ее проведении. В этом случае в течение месяца со дня завершения экологической экспертизы публикуются сведения о ее результатах.
Перечень объектов, для которых обязательно объявление о проведении государственной экологической экспертизы и публикация сведений о ее результатах в средствах массовой информации, устанавливается законодательством.
Вмешательство заказчика экологической экспертизы либо иных заинтересованных лиц в деятельность эксперта экологической экспертизы не допускается.
получать консультации и необходимую методическую помощь по вопросам проведения экологической экспертизы;
представлять экспертам экологической экспертизы предложения, замечания, разъяснения относительно объектов экологической экспертизы и результаты экологического аудита;
оплачивать проведение государственной экологической экспертизы в порядке, установленном законодательством;
Заказчик экологической экспертизы может нести и другие обязанности в соответствии с законодательством.
Финансирование государственной экологической экспертизы и экологического аудита осуществляется за счет средств заказчика в порядке, установленном законодательством.
Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств негосударственных некоммерческих организаций или граждан.
проекты государственных программ, концепций, схем размещения и развития производительных сил, отраслей экономики и социальной сферы;
проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, связанную с использованием природных ресурсов;
действующие предприятия и другие объекты, оказывающие негативное влияние на состояние окружающей природной среды и здоровье граждан;
См. предыдущую редакцию.
материалы комплексного обследования территорий в целях последующего придания им статуса охраняемых природных территорий, зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия;
(абзац восьмой статьи 11 в редакции Закона Республики Узбекистан от 4 января 2011 г. № ЗРУ-278 — СЗ РУ, 2011 г., № 1-2, ст. 1)
Специально уполномоченным государственным органом в области государственной экологической экспертизы является Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
разрабатывает и утверждает нормативно-технические и инструктивно-методические документы по государственной и общественной экологической экспертизе, а также экологическому аудиту;
направляет в банковские и иные кредитные организации представления о приостановлении (прекращении) финансирования, кредитования и других финансовых операций в отношении объектов, не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы;
осуществляет сотрудничество с природоохранными организациями других государств и международными организациями по вопросам проведения экологической экспертизы;
Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. Положение о Государственном комитете Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 15 января 2019 г. № 29.
Проведение государственной экологической экспертизы объектов, указанных в статье 11 настоящего Закона, является обязательным.
Государственная экологическая экспертиза проводится специализированными экспертными подразделениями Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы, Государственного комитета Республики Каракалпакстан по охране природы, областных и Ташкентского городского комитетов по охране природы.
См. последующую редакцию.
анализ достоверности и полноты сведений об экологических и социальных последствиях намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности;
проверка обоснованности оценки воздействия биологических, химических веществ и технологий на окружающую природную среду;
проверка правильности оценки уровня экологической опасности последствий реализации намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности;
по проектируемым объектам — материалы оценки воздействия на окружающую среду, содержащие проект заявления о воздействии на окружающую среду, заявление об экологических последствиях, а в случаях, предусмотренных законодательством, — заявление о воздействии на окружающую среду;
по действующим объектам — проекты экологических нормативов, заявление о воздействии на окружающую среду, разработанное при установлении факта воздействия объекта на окружающую природную среду и здоровье граждан. Заказчик вправе дополнительно представить материалы экологического аудита;
по объектам, указанным в абзацах втором, третьем, пятом и восьмом статьи 11 настоящего Закона, — вся разработанная документация.
Проект заявления о воздействии на окружающую среду представляется до начала финансирования объекта государственной экологической экспертизы.
Заявление о воздействии на окружающую среду представляется до утверждения технико-экономического обоснования объекта государственной экологической экспертизы.
Заявление об экологических последствиях представляется до приемки объекта в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством.
отклонять представленные на государственную экологическую экспертизу материалы, не отвечающие требованиям законодательства;
на особое мнение по объекту государственной экологической экспертизы, которое прилагается к заключению государственной экологической экспертизы.
Эксперт государственной экологической экспертизы может иметь и иные права в соответствии с законодательством.
обеспечивать своевременное, комплексное, объективное, качественное проведение государственной экологической экспертизы и выдачу заключения в установленном порядке;
заявлять самоотвод при наличии личной заинтересованности в отношении конкретного объекта государственной экологической экспертизы;
обеспечивать сохранность представленных на государственную экологическую экспертизу материалов и неразглашение сведений, составляющих государственную, военную, служебную и коммерческую тайну.
Эксперт государственной экологической экспертизы может нести и другие обязанности в соответствии с законодательством.
Эксперт государственной экологической экспертизы за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей, причинившее материальный ущерб или моральный вред правам или охраняемым законом интересам заказчика, а также за иные нарушения законодательства об экологической экспертизе несет ответственность в соответствии с законодательством.
Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать тридцати дней. В зависимости от сложности объекта государственной экологической экспертизы срок ее проведения может быть продлен председателем Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы, но не более чем на два месяца.
См. последующую редакцию.
По результатам государственной экологической экспертизы составляется заключение, содержащее выводы о допустимости реализации объекта государственной экологической экспертизы.
Заключение государственной экологической экспертизы обязательно для исполнения юридическими и физическими лицами при финансировании и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Запрещается финансирование проектов банковскими и иными кредитными организациями, а также их реализация без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
При заключении государственной экологической экспертизы о недопустимости реализации объекта государственной экологической экспертизы заказчик обязан обеспечить доработку проекта в соответствии с предложениями, содержащимися в заключении, и повторно представить материалы на государственную экологическую экспертизу либо отказаться от намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности.
Заключение государственной экологической экспертизы о соответствии объекта государственной экологической экспертизы экологическим требованиям имеет юридическую силу в течение трех лет со дня его выдачи.
Общественная экологическая экспертиза может осуществляться по инициативе негосударственных некоммерческих организаций и граждан в любой сфере деятельности, которая нуждается в экологическом обосновании. Запрещается препятствовать осуществлению общественной экологической экспертизы.
Общественная экологическая экспертиза может осуществляться независимо от проведения государственной экологической экспертизы.
Экологический аудит — независимая экологическая экспертиза действующих предприятий и других объектов, оказывающих негативное влияние на состояние окружающей природной среды, проводимая экологическими аудиторами (фирмами) в порядке и на условиях, установленных законодательством.
См. последующую редакцию.
Споры, возникающие при организации и проведении экологической экспертизы, разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Лица, виновные в нарушении законодательства об экологической экспертизе, несут ответственность в установленном законом порядке.
Комментарий LexUz
Реализация проектов без положительного заключения государственной экологической (санитарно-экологической) экспертизы влечет ответственость, предусмотренную статьей 96 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности. Также, статьей 193 Уголовного кодекса Республики Узбекистан предусмотрена ответственность за нарушение норм и требований экологической безопасности.