Целью настоящего Закона является установление правовых основ ведения государственного земельного кадастра, использования кадастровых данных для развития экономики, обеспечения гарантий прав на земельные участки, рационального использования, восстановления и охраны земель.
Законодательство о государственном земельном кадастре состоит из настоящего Закона, других актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в законодательстве Республики Узбекистан о государственном земельном кадастре, то применяются правила международного договора.
Государственный земельный кадастр является основной составной частью Единой системы государственных кадастров и представляет собой систему сведений и документов о природном, хозяйственном, правовом режиме земель, их категориях, качественной характеристике и ценности, местоположении и размерах земельных участков, распределении их по владельцам, пользователям, арендаторам и собственникам.
Государственный земельный кадастр включает: государственную регистрацию прав на земельные участки, учет количества и качества земель, бонитировку почв, стоимостную оценку земель, а также систематизацию, хранение и обновление земельно-кадастровой информации.
Государственное управление в области ведения государственного земельного кадастра осуществляют Кабинет Министров Республики Узбекистан, органы государственной власти на местах и специально уполномоченные на то органы государственного управления.
Специально уполномоченными органами государственного управления в области ведения государственного земельного кадастра являются Государственный комитет по земельным ресурсам Республики Узбекистан и Главное управление геодезии, картографии и государственного кадастра при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
К полномочиям Кабинета Министров Республики Узбекистан в области ведения государственного земельного кадастра относятся:
разработка единой государственной политики, направленной на рациональное использование земельных ресурсов;
Комментарий LexUz
См.: статью 4 Земельного кодекса Республики Узбекистан, постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 июня 2021 года № 389 «Об утверждении отдельных нормативно-правовых актов, регулирующих сферу ведения государственных кадастров», Положение о порядке государственной регистрации прав на объекты недвижимости, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 29 декабря 2018 года № 1060.
См. предыдущую редакцию.
(абзац шестой статьи 6 исключен Законом Республики Узбекистан от 13.12.2002 г. № 447-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2003 г., № 1, ст. 8)
К полномочиям органов государственной власти на местах в области ведения государственного земельного кадастра относятся:
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй статьи 7 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30.08.2003 г. № 535-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2003 г., № 9-10, ст. 149)
К полномочиям Государственного комитета по земельным ресурсам Республики Узбекистан в области ведения государственного земельного кадастра относятся:
осуществление единой государственной политики и координация работ по ведению государственного земельного кадастра на всей территории Республики Узбекистан;
обеспечение в установленном порядке Главного управления геодезии, картографии и государственного кадастра при Кабинете Министров Республики Узбекистан материалами и данными государственного земельного кадастра, необходимыми для ведения Единой системы государственных кадастров;
организация и проведение совместно с Главным управлением геодезии, картографии и государственного кадастра при Кабинете Министров Республики Узбекистан работ по определению (уточнению) административных границ областей, районов и населенных пунктов;
разработка и утверждение в установленном порядке совместно с Главным управлением геодезии, картографии и государственного кадастра при Кабинете Министров Республики Узбекистан нормативных актов;
См. последующую редакцию.
К полномочиям Главного управления геодезии, картографии и государственного кадастра при Кабинете Министров Республики Узбекистан в области ведения государственного земельного кадастра относятся:
установление состава, объема и технических требований к земельно-кадастровой информации, представляемой в Единую систему государственных кадастров;
обеспечение в установленном порядке Государственного комитета по земельным ресурсам Республики Узбекистан материалами аэрокосмических съемок, планово-картографической основой различных масштабов, топографическими работами и данными, необходимыми для ведения государственного земельного кадастра;
организация и проведение совместно с Государственным комитетом по земельным ресурсам Республики Узбекистан работ по определению (уточнению) административных границ областей, районов и населенных пунктов;
разработка и утверждение в установленном порядке совместно с Государственным комитетом по земельным ресурсам Республики Узбекистан нормативных актов;
См. последующую редакцию.
проведением аэрокосмосъемочных, топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследований и изысканий, количественным и качественным учетом и оценкой земель, государственной регистрацией прав юридических и физических лиц на земельные участки;
См. последующую редакцию.
координацией деятельности районных служб по земельным ресурсам, районных и городских служб государственного кадастра недвижимости;
См. последующую редакцию.
созданием и поддержанием банков данных земельно-кадастровой информации с использованием материалов текущих обследований, съемок и мониторинга земель.
Ведение государственного земельного кадастра осуществляется районными службами по земельным ресурсам государственного комитета по земельным ресурсам Республики Узбекистан, при этом в городах и поселках — районными и городскими службами государственного кадастра недвижимости Главного управления геодезии, картографии и государственного кадастра при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
получения от владельцев, пользователей, арендаторов и собственников земельных участков сведений, проверки их достоверности, внесения текущих изменений в земельно-кадастровую документацию.
См. последующую редакцию.
Национальный отчет о состоянии земельных ресурсов составляется ежегодно и включает сведения о количественном и качественном состоянии земель и их оценке в целом по стране и административно-территориальным единицам, распределении их по категориям, отраслям, владельцам, пользователям, арендаторам, собственникам земельных участков и другую земельно-кадастровую информацию.
Порядок предоставления сведений, включаемых в Национальный отчет о состоянии земельных ресурсов, устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. пункты 7 — 30 положения о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 31 декабря 1998 г. № 543.
Земельно-кадастровая документация состоит из документов, удостоверяющих право на земельный участок, земельно-кадастровой книги района (города), отчетов о количественном, качественном состоянии и оценке земель, кадастровых карт, планов и других документов, предусмотренных законодательством.
Государственная регистрация прав владения, пользования земельными участками, аренды земельных участков, а также права собственности на земельные участки, в том числе соглашений о сервитутах и других ограничений этих прав, осуществляется по месту расположения земельного участка путем внесения соответствующих данных в земельно-кадастровую книгу района (города).
Юридические и физические лица, имеющие во владении, пользовании, аренде, а также в собственности земельные участки, обязаны зарегистрировать свое право на земельные участки в установленном порядке.
Государственной регистрации подлежат возникновение, переход, ограничение и прекращение прав на земельные участки. За регистрацию прав на земельные участки взимается регистрационный сбор в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Государственная регистрация прав на земельные участки производится в установленном порядке на основании заявления юридического или физического лица в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на земельные участки.
См. предыдущую редакцию.
Государственная регистрация прав юридических и физических лиц на земельные участки осуществляется соответствующим уполномоченным органом в десятидневный срок с момента поступления заявления с приложением необходимых документов о правах на земельные участки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
(часть пятая статьи 13 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2004 г. № 621-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 25, ст. 287)
О произведенной государственной регистрации прав на земельный участок выдается свидетельство о государственной регистрации с указанием в нем даты и номера регистрационной записи.
См. последующую редакцию.
При государственной регистрации прав на земельные участки в земельно-кадастровую книгу района (города) вносятся следующие сведения:
о земельном участке (категория земель, цель использования, виды угодий, его качество, границы, площадь, кадастровый номер и другие характеристики);
о решениях хокима района, города, области, Совета Министров Республики Каракалпакстан и Кабинета Министров Республики Узбекистан о включении земельного участка в зону отчуждения для государственных или общественных нужд;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
Сведения, перечисленные в части первой настоящей статьи, составляют земельно-регистрационную информацию.
Комментарий LexUz
См. Положение о порядке ведения земельно-кадастровой книги района (города), утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 7 января 2014 года № 1.
Основанием государственной регистрации прав на земельные участки служат документы, устанавливающие, изменяющие или прекращающие эти права.
Права владения и пользования земельными участками регистрируются на основании решений хокима района, города, области, Совета Министров Республики Каракалпакстан и Кабинета Министров Республики Узбекистан о предоставлении земель.
См. последующую редакцию.
Право собственности на земельные участки регистрируется на основе государственного ордера на право собственности, договоров купли-продажи и других документов, предусмотренных законодательством, на основе которых возникает право собственности на земельные участки.
Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. пункт 15 Положения о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 31 декабря 1998 г. № 543, а также «Положение о порядке государственной регистрации прав на объекты недвижимости», утвержденное постановлением Кабинета Министров от 29 декабря 2018 года № 1060.
Право владения и пользования земельным участком, возникшее при переходе права собственности на здание, строение и сооружение, регистрируется на основе соответствующих договоров об их купле-продаже, мене, дарении, завещании и соответствующих документов на земельный участок.
См. последующую редакцию.
Соглашения о сервитутах и другие ограничения прав владения, пользования, аренды, собственности на земельные участки регистрируются на основе соответствующих договоров, решений суда.
наличие в органе государственной регистрации документов, свидетельствующих о наличии спора о принадлежности данного земельного участка;
наличие в органе государственной регистрации сведений об изъятии данного земельного участка в установленном законом порядке.
Отказ в государственной регистрации прав на земельный участок или сделок с ним либо нарушение сроков регистрации в установленном порядке могут быть обжалованы в суд.
Учет количества и качества земель ведется по их фактическому состоянию и использованию, по земельным участкам и угодьям, населенным пунктам, районам, областям, Республике Каракалпакстан и Республике Узбекистан в целом.
Учет количества земель по земельным участкам производится геодезическими и (или) картометрическими методами, в зависимости от размеров земельных участков, их ценности и требуемой точности измерения.
Учет земель по угодьям ведется в пределах земельных участков преимущественно картометрическим методом.
Учет качества земель включает природно-сельскохозяйственное районирование, классификацию почв и земель, характеристику их по агрономическим, экологическим, технологическим и градостроительным признакам, группировку почв.
Основной учет (инвентаризация) земель проводится периодически, по мере значительного накопления на местности изменений в границах, расположении, состоянии и характере использования земельных участков и угодий с обязательным обновлением планово-картографической основы соответствующих масштабов, проведением почвенных, геоботанических и других обследований.
Текущий учет земель, при котором выявляются и регистрируются происшедшие изменения в правовом положении земель, их количественном и качественном состоянии и использовании, ведется в целях обеспечения достоверности кадастровых документов и данных. Владельцы, пользователи, арендаторы и собственники земельных участков обязаны в месячный срок представить в соответствующие органы, на которые возложено ведение государственного земельного кадастра, информацию о происшедших изменениях.
Фиксируемые сведения о размерах, местоположении, видах угодий и качественном состоянии земельных участков составляют земельно-учетную информацию.
Бонитировка почв — сравнительная оценка их качества и естественной производительной способности при среднем уровне агротехники сельскохозяйственных культур.
Бонитировка почв является основой для последующей стоимостной оценки земель сельскохозяйственного назначения, установления величины имущественных паев, осуществления землеустройства и стимулирования рационального, эффективного использования земель.
Бонитировка почв проводится по стобалльной шкале для соответствующих сельскохозяйственных угодий. Высшим баллом оцениваются почвы с лучшими свойствами, обладающие наибольшей продуктивностью.
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. Положение о порядке проведения работ и утверждения материалов по бонитировке почв (рег. № 2521 от 07.11.2013 г.).
Стоимостная оценка земель всех категорий производится с помощью системы натуральных и стоимостных показателей. Стоимостная оценка земель производится в порядке, установленном законодательством.
Стоимостная оценка земель различного целевого назначения производится для установления уровня эффективности их использования, исчисления платы за землю и ее нормативной цены, стартовой цены на земельные участки при их реализации на аукционной основе, возмещения потерь и убытков при изъятии земель для государственных и общественных нужд.
См. последующую редакцию.
Земельно-кадастровая книга района (города) является основным документом по государственной регистрации, учету и оценке земель и содержит необходимые сведения для определения местоположения, целевого назначения, прав владения, пользования, аренды и права собственности на земельный участок, служит источником информации о количественном и качественном состоянии и оценке земельного участка.
Структура, содержание и порядок ведения земельно-кадастровой книги устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Кадастровая съемка осуществляется с целью установления и картографирования границ земельных участков и угодий и отображения их на кадастровых картах и планах.
Кадастровая съемка производится аэрофотогеодезическими и наземными методами, в масштабах, обуславливаемых размерами земельного участка, в соответствии с техническими требованиями, устанавливаемыми на производство топографо-геодезических работ, почвенных, геоботанических и других специальных обследований.
Земельно-кадастровые карты и планы классифицируются в порядке, предусмотренном законодательством, по тематике, охвату территории (республиканские, областные, районные, населенных пунктов, земельных участков), масштабам и другим признакам.
Земельно-кадастровая карта района, план населенного пункта, земельного участка являются графическими документами, составляются и корректируются с целью отображения местоположения земельного участка, его угодий, границ, земельно-оценочных зон, водных источников, зданий и сооружений, размещенных на нем, а также получения соответствующих кадастровых характеристик.
Земельно-кадастровые карты и планы составляются как на традиционных носителях информации (бумага, пластик), так и на электронных (цифровые карты).
Земельно-кадастровая информация составляет совокупность земельно-регистрационной, земельно-учетной и земельно-оценочной информации и предназначается для использования органами государственной власти и управления, а также заинтересованными юридическими и физическими лицами.
Порядок предоставления земельно-кадастровой информации устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
См.: постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 октября 2022 года № 610 «О мерах по обеспечению прозрачности учета прав на недвижимое имущество, а также совершенствованию отдельных административных процедур в сфере кадастра».
Сведения государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при использовании, восстановлении и охране земель, предоставлении (реализации) и изъятии земельных участков, определении размеров платы за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель.
Земельно-кадастровая информация органам государственной власти и управления предоставляется бесплатно, а юридическим и физическим лицам — за плату.
Пользователи земельно-кадастровой информации вправе получать ее в сроки и объемах, предусмотренных законодательством или на договорной основе.
В целях защиты государственных секретов законодательством могут быть предусмотрены случаи ограничения или запрещения доступа к земельно-кадастровой информации.
Земельно-кадастровая информационная система — автоматизированная географическая информационная система, осуществляющая сбор, обработку, отображение и распространение пространственно-координированных данных о земельных ресурсах.
Земельно-кадастровая информационная система предназначена для решения научных и прикладных задач инвентаризации, оценки, прогноза и управления использованием земельных ресурсов.
Земельно-кадастровая информационная система подразделяется: по назначению — на многоцелевую и специализированную; по территориальному охвату — на локальную, региональную и республиканскую.
Работы по ведению государственного земельного кадастра финансируются из государственного бюджета, а также за счет средств, взимаемых за государственную регистрацию прав на земельные участки, и иных источников, не запрещенных законодательством.
Лица, виновные в нарушении законодательства о государственном земельном кадастре, несут ответственность в установленном порядке.
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. статью 68 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности.