Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Министерства финансов, Государственного налогового комитета и Министерства экономики Республики Узбекистан от 12 декабря 2011 года №№ 80, 2011-34, 14 «Об утверждении Положения о порядке применения налоговых льгот для предприятий, привлекающих прямые частные иностранные инвестиции» (рег. № 2312 от 11.01.2012 г.).
В соответствии со статьей 7 Закона Республики Узбекистан «О государственной налоговой службе» и Указом Президента Республики Узбекистан от 11 апреля 2005 года № УП-3594 «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 15-16, ст. 109) постановляем:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке применения налоговых льгот для прямых частных иностранных инвестиций.
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней с момента его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Министерства финансов, Государственного налогового комитета и Министерства экономики от 3 августа 2005 года №№ 61, 2005-40, 60
постановлением Министерства финансов, Государственного налогового комитета и Министерства экономики от 3 августа 2005 года №№ 61, 2005-40, 60
Настоящее Положение в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 11 апреля 2005 года № УП–3594 «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций» (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 15-16, ст. 109) определяет порядок применения льгот по налогам и обязательным отчислениям в Республиканский дорожный фонд.
1. В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 11 апреля 2005 года № УП–3594 «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций»:
а) предприятия, привлекающие прямые частные иностранные инвестиции, в отраслях экономики, указанных в приложении № 1 к настоящему Положению, с 1 июля 2005 года освобождаются по основной деятельности от уплаты:
б) при исчислении налога на доходы (прибыль) в налогооблагаемую базу не включаются проценты по долгосрочным кредитам, привлекаемым предприятиями с иностранными инвестициями без гарантии Республики Узбекистан;
в) убытки от основной деятельности, возникающие у вновь создаваемых предприятий с иностранными инвестициями, переносятся на срок до 5 лет равными долями для погашения за счет налогооблагаемого дохода в годы, следующие за тем отчетным периодом (годом), в котором был получен убыток.
размещение предприятий в трудоизбыточных регионах — Республике Каракалпакстан, Джизакской, Кашкадарьинской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской, Хорезмской областях, а также в сельских населенных пунктах (кишлаки, аулы)* Навоийской, Андижанской, Наманганской и Ферганской областей;
* В соответствии со статьей 9 Градостроительного кодекса Республики Узбекистан.
осуществление иностранными инвесторами прямых частных иностранных инвестиций без предоставления гарантии Республики Узбекистан;
вложение иностранных инвестиций в виде свободно конвертируемой валюты или нового современного технологического оборудования;
направление дохода, полученного в результате предоставления указанных льгот в течение срока их применения, на реинвестирование с целью дальнейшего развития предприятия;
в) при ухудшении условий инвестирования последующим законодательством действуют в течение всего срока, на который они предоставлены.
3. Под «прямыми частными иностранными инвестициями» в целях применения настоящего Положения понимаются инвестиции, осуществляемые физическими лицами, являющимися гражданами иностранного государства, лицами без гражданства и гражданами Республики Узбекистан, постоянно проживающими за границей, а также иностранными негосударственными юридическими лицами.
4. Льготы, предусмотренные в подпунктах «б» и «в» пункта 1 настоящего Положения, распространяются также и на предприятия с иностранными инвестициями, не относящиеся к отраслям экономики, указанным в приложении № 1 к настоящему Положению.
5. Льготы, предусмотренные в подпункте «а» пункта 1 настоящего Положения, распространяются как на действующие предприятия, так и на вновь создаваемые предприятия с участием прямых частных иностранных инвестиций, при условии соответствия требованиям, предусмотренным в пункте 2 настоящего Положения:
за предприятиями сохраняются обязательства по уплате налогов, сборов и обязательных платежей в Государственные целевые фонды, подлежащих начислению до 1 июля 2005 года;
предприятия освобождаются от уплаты налогов и обязательных платежей с 1 июля 2005 года на период, установленный в зависимости от объема прямых частных иностранных инвестиций. При этом отсчет срока пользования льготой начинается с момента государственной регистрации предприятия.
Если предприятие зарегистрировано до 1 июля 1998 года, то льготы, предусмотренные в подпункте «а» пункта 1 настоящего Положения, на это предприятие не распространяются, так как с момента регистрации прошло более 7 лет;
предприятия, соответствующие установленным критериям для предоставления льгот, освобождаются от уплаты налогов и обязательных платежей с момента государственной регистрации, за исключением случаев, предусмотренных следующим абзацем;
в случае если предприятие признано соответствующим установленным критериям для предоставления льгот в последующие периоды после создания (государственной регистрации), оно освобождается от уплаты налогов и обязательных платежей с момента возникновения обстоятельств, подтверждающих соответствие предприятия установленным критериям для предоставления льгот и получения подтверждения органов государственной налоговой службы. При этом, отсчет срока пользования льготой начинается с момента государственной регистрации предприятия;
право на льготы предоставляется только предприятиям, сформировавшим уставные капиталы (фонды) в установленные законодательством сроки. При этом, предприятие освобождается от налогов, в том числе на предусмотренный в законодательстве срок, в течение которого оно должно сформировать свой уставный капитал (фонд)* ;
* В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 30.11.1996 г. № УП-1652 «О дополнительных стимулах и льготах, предоставляемых предприятиям с иностранными инвестициями» предельный срок формирования уставных фондов предприятий с иностранными инвестициями в размерах, предусмотренных учредительными документами, не должен превышать одного года с момента государственной регистрации предприятия, если иное не предусмотрено отдельными правительственными решениями.
у предприятий, не сформировавших свои уставные капиталы (фонды) в установленные законодательством сроки, возникают обязательства по уплате налогов, по которым были предоставлены льготы, в полном размере и без применения льгот за весь период деятельности, в соответствии с Положением о порядке взимания налогов с предприятий с иностранными инвестициями, не сформировавших уставные капиталы (фонды) в установленные законодательством сроки (рег. № 1144 от 27 мая 2002 года — Бюллетень нормативных актов, 2002 г., № 10).
6. Предоставляемые льготы распространяются на основную деятельность предприятия, под которой понимается деятельность предприятия, специализированного на производстве продукции (более 60% от общего объема выручки), относящейся к классификационному показателю отраслевой принадлежности (код ОКОНХ), указанному в приложении № 1 к настоящему Положению. При этом, если предприятие занимается торговой деятельностью, то в соответствии с действующим законодательством предприятие должно по данной деятельности вести раздельный учет и уплачивать налог на валовый доход в общеустановленном порядке.
Пример. В объеме реализации у предприятия, имеющего код ОКОНХ — 17210 «Производство швейных изделий», производство готовых швейных изделий в общем объеме реализации составляет более 60%. В данном случае льготы, предусмотренные в подпункте «а» пункта 1 настоящего Положения, распространяются в целом на предприятие, за исключением его торговой деятельности.
7. Доход, полученный в результате предоставления льгот по налогам и обязательным отчислениям, в течение срока их применения, направляется на реинвестирование с целью дальнейшего развития предприятия. При этом под реинвестированием в целях применения настоящего Положения понимается направление дохода, полученного в результате предоставленных льгот, на развитие предприятия без распределения между учредителями. Под доходом, полученным в результате предоставленных льгот, понимается экономическая выгода (увеличение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия) за счет высвобождения средств в результате освобождения от налогообложения.
8. При выявлении фактов несоответствия предприятия установленным требованиям, при соблюдении которых предоставляются льготы, за период, в течение которого предприятие не соответствовало установленным требованиям, налоги и обязательные отчисления уплачиваются в общеустановленном порядке, с применением штрафных санкций, предусмотренных действующим законодательством.
При этом, в случае, если на предприятии с иностранными инвестициями, использующем льготы, предусмотренные в подпункте «а» пункта 1 настоящего Положения, в период применения льгот доля иностранного инвестора снижается ниже 50 процентов в уставном фонде предприятия, при не уменьшении суммы внесенных прямых частных инвестиций, а также соответствии иным требованиям, установленным в пункте 2 настоящего Положения, действие льгот для таких предприятий сохраняется.
9. Порядок оформления и отражения в бухгалтерском учете предоставленных предприятиям льгот, регулируется Положением о порядке оформления и отражения в бухгалтерском учете льгот, предоставленных юридическим лицам по налогам, таможенным и обязательным платежам в бюджет, в части льгот не предусматривающих целевого использования высвобождаемых от налогообложения средств (рег. № 1463 от 2 апреля 2005 года — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 14, ст. 105).
10. В случае прекращения деятельности предприятия, получившего льготы, ранее одного года после истечения срока, на который они были предоставлены, репатриация прибыли и вывоз капитала иностранного инвестора за границу осуществляется только после возмещения в бюджет сумм предоставленных льгот.
В случае принятия иностранным инвестором решения о репатриации прибыли и вывозе капитала в течение срока действия льгот, репатриация прибыли и вывоз капитала иностранным инвестором осуществляется только после возмещения в бюджет суммы льгот, предоставленных за период, предшествующий репатриации прибыли и вывозу капитала иностранным инвестором.
11. Для подтверждения права на пользование льготами, предусмотренными подпунктом «а» пункта 1, предприятие представляет в органы государственной налоговой службы по месту регистрации следующие документы:
копию свидетельства о государственной регистрации предприятия с иностранными инвестициями, выдаваемого органами юстиции;
подтверждение Министерства финансов Республики Узбекистан, что инвестиции осуществляются без предоставления гарантии Республики Узбекистан.
Вновь создаваемое предприятие, в дополнение к вышеназванным документам, в течение года представляет подтверждение органа юстиции, зарегистрировавшего предприятие, о его полностью сформированном уставном капитале (фонде) и доле иностранного инвестора в уставном капитале (фонде) предприятия.
12. Органы государственной налоговой службы после изучения представленных документов в течение трех дней дают письменное заключение о распространении или не распространении на предприятие льгот по налогам и обязательным отчислениям, и вносят предприятие, на которое распространяются льготы, в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих льготы, в котором указывается наименование предприятия, срок льготного периода и сумма льгот.
13. Государственный налоговый комитет на основании данных нижестоящих налоговых органов ведет Сводный реестр и ежегодно представляет его в Министерство финансов в срок до 15 апреля после отчетного года.
14. Механизм переноса убытков предусматривается для вновь создаваемых предприятий с иностранными инвестициями (далее — предприятия), зарегистрированных после вступления в силу Указа Президента Республики Узбекистан от 11 апреля 2005 года № УП–3594.
15. Сумма убытка, подлежащая переносу, определяется как сумма убытка, полученная по Отчету о финансовых результатах, скорректированная на затраты, включаемые в налогооблагаемую базу (превышение затрат, подлежащих вычету, над совокупным доходом).
Если предприятие по итогам отчетного года имеет убыток, оно имеет право на перенос этого убытка равными долями на срок до 5 лет путем уменьшения налогооблагаемой базы в годы, следующие за годом получения убытка.
17. Перенос убытков для предприятий, имеющих льготы, предусмотренные в подпункте «а» пункта 1 настоящего Положения, применяется после окончания срока действия освобождения от уплаты налогов, т. е. переносу будет подлежать только сумма убытка, образовавшегося, начиная с периода, следующего за периодом окончания срока освобождения от уплаты налогов.
При этом перенос убытков будет осуществляться с года, следующего за периодом, в котором был получен убыток.
18. Если убыток, подлежащий возмещению в отчетном году, не был возмещен (или был возмещен не полностью), то этот не возмещенный убыток (или его не возмещенная часть) на последующие годы не переносится и остается не возмещенным.
19. Сумма переносимого убытка по итогам отчетного года в Расчете налога на доходы (прибыль) отражается в строке 090.
20. Налогооблагаемый доход (прибыль) текущего отчетного периода может быть уменьшен на сумму убытка, подлежащего возмещению, только по итогам года.
Условный пример переноса убытков на следующие отчетные периоды приводится в приложении № 2 к настоящему Положению.
21. В случае применения механизма переноса убытков предприятие к Расчету налога на доходы (прибыль) прилагает Справку о сумме убытка, уменьшающего налогооблагаемый доход (прибыль) будущих отчетных периодов по форме согласно приложению № 3 к настоящему Положению.
22. Право на вычет из совокупного дохода при исчислении налога на доходы (прибыль) суммы процентов по долгосрочным кредитам имеют предприятия с иностранными инвестициями, привлекающие кредиты без гарантии Республики Узбекистан.
При этом проценты по долгосрочным кредитам банков и иных финансово-кредитных организаций, полученным на инвестиции, в инвестиционный период не отражаются в расходах по финансовой деятельности предприятия, а учитываются в составе капитальных вложений.
23. Налогоплательщики несут ответственность за правильность исчисления налогов с учетом предоставленных льгот.
При этом, предприятия, получившие льготы, указанные в подпункте «а» пункта 1 настоящего Положения, одновременно с представлением годовой финансовой отчетности в налоговые органы представляют Справку о сумме льгот по налогам и обязательным отчислениям в Республиканский дорожный фонд по форме согласно приложению № 4 к настоящему Положению.
24. Контроль за правильностью применения льгот, предусмотренных настоящим Положением, осуществляется органами государственной налоговой службы Республики Узбекистан в соответствии с действующим законодательством.
25. Настоящее Положение согласовано с Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике и Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Положению о порядке применения налоговых льгот для прямых частных иностранных инвестиций
к Положению о порядке применения налоговых льгот для прямых частных иностранных инвестиций
17116 — хлопчатобумажная промышленность — (частично, т. к. данный код включает также производство пряжи, ниток, ваты, технических тканей);
17121 — шерстяная промышленность (без производства ковров и ковровых изделий по заказам населения) — (частично, т. к. данный код включает также производство пряжи, одеял, ковров и ковровых изделий).
17371 — производство обуви (без пошива по заказам населения); Производство готовых кожгалантерейных изделий.
17361 — производство мехов и меховых изделий (без пошива по заказам населения) — (в части производства одежды из кожи).
17131 — шелковая промышленность (частично, т. к. данный код включает также производство пряжи, ниток и т. п).
Производство новых видов, указанных в приложении № 1а к Указу Президента от 24 марта 2005 года № УП–3586.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Положению о порядке применения налоговых льгот для прямых частных иностранных инвестиций
к Положению о порядке применения налоговых льгот для прямых частных иностранных инвестиций
млн. сум | ||||||||||||||
№ | Показатели | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | ||||
1. | Финансовый результат до уплаты налога на прибыль (стр. 240 формы № 2 «Отчет о финансовых результатах») | -4,0 | 5,0 | -1,0 | -3,0 | 4,5 | -3,2 | 6,5 | 7,0 | 7,5 | ||||
2. | Затраты, включаемые в налогооблагаемую базу (стр. 020 + стр. 050 Расчета налога на доходы (прибыль)) | 2,0 | 3,5 | 2,5 | 2,5 | 3,0 | 3,5 | 4,0 | 4,0 | 4,5 | ||||
3. | Налогооблагаемый доход (прибыль) до переноса убытков на будущие годы (стр. 080 Расчета налога на доходы (прибыль)) | -2,0 | 8,5 | 1,5 | -0,5 | 7,5 | 0,3 | 10,5 | 11,0 | 12,0 | ||||
4. | Сумма убытков текущего отчетного года, подлежащая переносу: | |||||||||||||
а) за 2005 год | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,4 | |||||||||
б) за 2008 год | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | |||||||||
Всего: | 0,4 | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | ||||||
5. | Сумма убытков, уменьшающая налогооблагаемый доход (прибыль) текущего отчетного года | — | 0,4 | 0,4 | 0*** | 0,5 | 0,3**** | 0,1 | 0,1 | 0,1 | ||||
6. | Налогооблагаемый доход (прибыль), скорректированный с учетом переноса убытков (стр. 3 - стр. 5) | — | 8,1 | 1,1 | — | 7,0 | — | 10,4 | 10,9 | 11,9 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к Положению о порядке применения налоговых льгот для прямых частных иностранных инвестиций
к Положению о порядке применения налоговых льгот для прямых частных иностранных инвестиций
Штамп предприятия (организации) В Государственную налоговую инспекцию | ||||||||||||||||||||||||
___________________________________________________________ | Штамп или отметка налогового органа | |||||||||||||||||||||||
по ________________________________________________________ | ||||||||||||||||||||||||
(полное наименование предприятия, организации) | ||||||||||||||||||||||||
Идентификационный номер | ||||||||||||||||||||||||
Получено ___________________________ | ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
о сумме убытка, уменьшающего налогооблагаемый доход | ||||||||||||||||||||||||
____________________________________________ | ||||||||||||||||||||||||
(отчетный период) | ||||||||||||||||||||||||
Наименование показателей | Отчетный период, на который перенесен убыток | Код строки | Сумма | |||||||||||||||||||||
Сумма убытка за предыдущий отчетный год, подлежащего возмещению | 20__ год | 100 | ||||||||||||||||||||||
Перенос убытков: (сумма значений строк 160 - 200) | Х | 150 | ||||||||||||||||||||||
20__ год | 160 | |||||||||||||||||||||||
20__ год | 170 | |||||||||||||||||||||||
20__ год | 180 | |||||||||||||||||||||||
20__ год | 190 | |||||||||||||||||||||||
20__ год | 200 | |||||||||||||||||||||||
Руководитель предприятия __________________ | Получил | _______________ | ___________________ | |||||||||||||||||||||
(организации) | (подпись) | (подпись) | (дата) | |||||||||||||||||||||
Главный бухгалтер ________________________ | ||||||||||||||||||||||||
(подпись) | ||||||||||||||||||||||||
М.П. | ||||||||||||||||||||||||
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к Положению о порядке применения налоговых льгот для прямых частных иностранных инвестиций
к Положению о порядке применения налоговых льгот для прямых частных иностранных инвестиций
Штамп предприятия (организации) В Государственную налоговую инспекцию | ||||||||||||||||||||||||
___________________________________________________________ | Штамп или отметка налогового органа | |||||||||||||||||||||||
по ________________________________________________________ | ||||||||||||||||||||||||
(полное наименование предприятия, организации) | ||||||||||||||||||||||||
Идентификационный номер | ||||||||||||||||||||||||
Получено ___________________________ | ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
о сумме льгот по налогам и обязательным отчислениям в Республиканский дорожный фонд в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 11 апреля 2005 года № УП-3594 «О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций» | ||||||||||||||||||||||||
____________________________________________ | ||||||||||||||||||||||||
(отчетный период) | ||||||||||||||||||||||||
млпд. сум | ||||||||||||||||||||||||
Наименование платежа | Сумма | |||||||||||||||||||||||
ВСЕГО в том числе: | ||||||||||||||||||||||||
1. Налог на доходы (прибыль) | ||||||||||||||||||||||||
2. Налог на имущество | ||||||||||||||||||||||||
3. Налог на благоустройство и развитие социальной инфраструктуры | ||||||||||||||||||||||||
4. Экологический налог | ||||||||||||||||||||||||
5. Единый налоговый платеж для микрофирм и малых предприятий | ||||||||||||||||||||||||
6. Обязательные отчисления в Республиканский дорожный фонд | ||||||||||||||||||||||||
Главный бухгалтер | _______________ | |||||||||||||||||||||||
(подпись) | ||||||||||||||||||||||||
Руководитель | _______________ | М.П. | ||||||||||||||||||||||
(подпись) | ||||||||||||||||||||||||