Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 мая 2017 года № 252 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Узбекистан (Постановление Президента Республики Узбекистан от 1 февраля 2017 года № ПП-2750 «О дополнительных мерах по совершенствованию механизмов оказания государственных услуг субъектам предпринимательства»)».
В соответствии с Указом «О дополнительных стимулах и льготах, предоставляемых предприятиям с иностранными инвестициями», а также в целях упрощения порядка создания и государственной регистрации предприятий с иностранными инвестициями на территории Республики Узбекистан, стимулирования создания и эффективной деятельности совместных производственных предприятий Кабинет Министров постановляет:
Положение о порядке проведения правовой экспертизы, государственной регистрации и ликвидации в Республике Узбекистан предприятий с иностранными инвестициями согласно приложению № 1;
Положение о порядке регистрации предприятий с иностранными инвестициями как участников внешних экономических связей согласно приложению № 2.
См. последующую редакцию.
Возложить на первых руководителей Министерства юстиции и Министерства внешних экономических связей Республики Узбекистан персональную ответственность за строгое соблюдение их работниками утвержденного порядка и сроков создания и соответствующей регистрации предприятий с иностранными инвестициями.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
2. Сохранить предприятиям, прошедшим государственную регистрацию до 1 января 1997 года, статус предприятий с иностранными инвестициями и гарантии в соответствии с законодательством, действовавшим на момент государственной регистрации вышеуказанных предприятий, при условии выполнения учредителями своих обязательств по формированию уставного фонда в срок, установленный учредительным договором.
Установить, что перерегистрацию изменений и дополнений в учредительные документы, а также исключение из Государственного реестра указанных предприятий осуществляет Министерство юстиции Республики Узбекистан и его территориальные органы.
3. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными ведомствами, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента в двухнедельный срок разработать и представить в Кабинет Министров Республики Узбекистан положение, регулирующее регистрацию предприятий с участием иностранных юридических и физических лиц, не относящихся к предприятиям с иностранными инвестициями.
4. Министерству внешних экономических связей совместно с Министерством юстиции и Госкомимуществом Республики Узбекистан в месячный срок разработать и утвердить положение о порядке создания и деятельности за рубежом предприятий, дочерних предприятий, филиалов и представительств с участием юридических и физических лиц, являющихся резидентами Республики Узбекистан.
5. Абзац второй пункта 3 Положения о частном предпринимательстве в Республике Узбекистан, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 февраля 1995 года № 55, изложить в следующей редакции:
«Действие настоящего Положения распространяется на правовые и экономические основы создания, деятельности и ликвидации частных предприятий с участием иностранных граждан».
См. последующую редакцию.
6. Признать утратившим силу постановление Кабинета Министров от 12 февраля 1996 года № 55 «О совершенствовании порядка создания, государственной регистрации и деятельности предприятий с иностранными инвестициями в Республике Узбекистан».
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Кабинета Министров от 2 июля 1997 г. № 336
к постановлению Кабинета Министров от 2 июля 1997 г. № 336
1. Настоящее Положение разработано на основе законодательных актов Республики Узбекистан и определяет порядок создания, государственной регистрации, перерегистрации и ликвидации на территории Республики Узбекистан предприятий с иностранными инвестициями.
2. К предприятиям с иностранными инвестициями (далее — предприятие), на которые распространяется действие настоящего Положения, относятся:
совместные предприятия, в том числе хозяйственные общества и товарищества, доля (пай) уставного фонда которых принадлежит иностранным юридическим и физическим лицам;
дочерние предприятия и филиалы, головные предприятия которых находятся за пределами республики и осуществляют хозяйственную деятельность;
дочерние предприятия и филиалы действующих на территории Республики Узбекистан предприятий с иностранными инвестициями.
См. последующую редакцию.
3. К предприятиям с иностранными инвестициями, подлежащим государственной регистрации, относятся предприятия, отвечающие следующим условиям:
Предприятия, не соответствующие указанным условиям, не относятся к предприятиям с иностранными инвестициями и подлежат государственной регистрации в установленном порядке в хокимиятах городов и районов по месту нахождения предприятия.
4. Аккредитация на территории Республики Узбекистан представительств зарубежных предприятий осуществляется в установленном порядке Министерством внешних экономических связей Республики Узбекистан.
5. Предприятия с иностранными инвестициями создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан.
6. Решение о создании на территории Республики Узбекистан предприятия или преобразование существующего узбекского предприятия в совместное предприятие с программой инвестирования, оцениваемой на сумму, эквивалентную 20 млн. долларов США и более, осуществляется узбекским участником по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
7. К моменту государственной регистрации предприятие должно внести в уставный фонд не менее 30 процентов от размера уставного фонда, указанного в учредительных документах.
В случае, если указанные 30 процентов превышают сумму, эквивалентную 100 тыс. долларов США, то к моменту государственной регистрации предприятие вносит в уставный фонд сумму, эквивалентную 100 тыс. долларов США. Внесенные на временные накопительные счета суммы вкладов подтверждаются соответствующими документами учреждений банков.
См. последующую редакцию.
8. Создаваемые на территории Республики Узбекистан предприятия приобретают права юридического лица после прохождения государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан и его территориальных органах (далее — регистрирующий орган).
9. Предприятия с иностранными инвестициями, находящиеся на территории Республики Каракалпакстан и в областях, имеющие уставный фонд в размере до 500 тыс. долларов США, проходят правовую экспертизу документов и государственную регистрацию в Министерстве юстиции Республики Каракалпакстан и управлениях юстиции областных хокимиятов.
Предприятия с уставным фондом более 500 тыс. долларов США, а также находящиеся в г. Ташкенте проходят правовую экспертизу и государственную регистрацию в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
10. Для правовой экспертизы и государственной регистрации предприятия представляют в регистрирующий орган следующие документы:
б) оригиналы и по одной нотариально заверенной копии учредительных документов (протокол учредительного собрания, учредительный договор и устав);
в) банковский платежный документ, свидетельствующий о внесении на временные накопительные сумовой и валютный счета 30 процентов от указанного в учредительных документах уставного фонда, или таможенный документ, подтверждающий ввоз на территорию Республики Узбекистан имущества или оборудования в счет первоначального взноса. В случае, если указанные 30 процентов превышают сумму, эквивалентную 100 тыс. долларов США, то банковский платежный документ на сумму, эквивалентную 100 тыс. долларов США;
См. последующую редакцию.
г) банковский платежный документ об уплате установленного размера государственной пошлины за регистрацию предприятия;
д) выписку об иностранном учредителе из торгового реестра по месту его регистрации и рекомендательное письмо банка, легализованные в установленном порядке консульским учреждением Республики Узбекистан или Российской Федерации в случае отсутствия консульского учреждения Республики Узбекистан в данной стране с соответствующим переводом;
е) документы, требуемые действующим законодательством при наличии в уставе регистрируемого предприятия лицензируемых видов деятельности.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
11. Если в качестве первоначального взноса в уставный фонд выступает интеллектуальная собственность, то предприятие должно представить в регистрирующий орган заключение Государственного комитета Республики Узбекистан по науке и технике об ее оценке.
12. При создании на территории Республики Узбекистан предприятия или преобразовании существующего узбекского предприятия в совместное предприятие с программой инвестирования, оцениваемой на сумму, эквивалентную 20 млн. долларов США и более, в регистрирующий орган представляется согласие Кабинета Министров Республики Узбекистан.
13. Если учредителем предприятия от узбекской стороны выступает предприятие с государственной формой собственности или с долей государственной собственности, дополнительно представляется в регистрирующий орган решение Госкомимущества Республики Узбекистан или его территориальных органов о передаче и оценке государственного имущества, передаваемого предприятию.
14. При регистрации дочерних предприятий и филиалов дополнительно представляется нотариально заверенная копия устава иностранной фирмы, легализованная в установленном порядке консульским учреждением Республики Узбекистан, а в случае отсутствия консульского учреждения Республики Узбекистан в данной стране — консульским учреждением Российский Федерации с переводом.
15. При приобретении иностранным инвестором в полную собственность действующего предприятия Республики Узбекистан он представляет в регистрирующий орган также согласованный собственником предприятия текст соответствующего договора, а в случае приобретения имущества и прав пользования — согласованный собственником текст договора купли-продажи или аренды.
Работники регистрирующего органа, по вине которых был нарушен порядок правовой экспертизы и государственной регистрации, должны быть привлечены к административной ответственности.
17. За государственную регистрацию совместных предприятий, их дочерних предприятий и филиалов взимается пошлина в национальной валюте в размере 5 минимальных заработных плат, а также 500 долларов США. 20 процентов от пошлины перечисляются на централизованный счет Министерства юстиции Республики Узбекистан, остальные в республиканский (при регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан) или в местные бюджеты Республики Каракалпакстан и областей.
За государственную регистрацию иностранных предприятий, их дочерних предприятий и филиалов взимается пошлина в размере 2000 долларов США. Из этих средств 15 процентов перечисляется на централизованный счет Министерства юстиции Республики Узбекистан, остальные в республиканский (при регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан) или в местные бюджеты Республики Каракалпакстан и областей.
Указанные суммы государственной пошлины в иностранной валюте уплачиваются в национальной валюте по курсу Центрального банка на день оплаты, при этом регистрирующему органу представляется документ, подтверждающий легитимность уплаченных средств.
18. Правовая экспертиза учредительных документов с государственной регистрацией или перерегистрация предприятия как юридического лица производится регистрирующим органом в срок до 5 рабочих дней с момента подачи заявления с приложением необходимых документов.
Регистрирующий орган при несоответствии внесенных на регистрацию документов действующему законодательству вправе вернуть документы на доработку для повторного внесения, изложив в письменной форме перечень конкретных замечаний.
При повторном рассмотрении документов не допускается предъявление со стороны регистрирующего органа новых замечаний, ранее не изложенных в письменной форме заявителю.
Отказ в государственной регистрации предприятия может последовать только в случае, если в уставной деятельности предприятия предусматривается осуществление запрещенных действующим законодательством видов деятельности или представлены заведомо подложные документы.
19. Регистрирующий орган ведет Государственный реестр предприятий с иностранными инвестициями, прошедших государственную регистрацию.
20. Министерство юстиции Республики Узбекистан, Министерство юстиции Республики Каракалпакстан, управления юстиции областных хокимиятов осуществляют регистрацию устава предприятия. В регистрирующих органах остаются на хранении копии зарегистрированных учредительных и других документов предприятия.
21. Предприятию, прошедшему государственную регистрацию, выдается зарегистрированный оригинал устава предприятия, учредительный договор и свидетельство о регистрации соответствующего образца, подписанное руководством регистрирующего органа и заверенное печатью.
22. Зарегистрированное предприятие в недельный срок обязано получить в Государственном департаменте статистики или соответствующем территориальном органе Министерства макроэкономики и статистики Республики Узбекистан свидетельство о включении его в Единый государственный регистр предприятий и организаций и присвоении ему идентификационных кодов Общереспубликанского классификатора предприятий и организаций (ОКПО).
23. Предприятие обязано в недельный срок с момента регистрации встать на учет в налоговой инспекции по месту нахождения.
24. Действующие на территории Республики Узбекистан предприятия в случае внесения изменений и дополнений в учредительные документы в недельный срок представляют зарегистрировавшему его органу следующие документы для перерегистрации:
в случае изменения наименования или организационно-правовой формы предприятия — оригинал свидетельства о регистрации;
См. последующую редакцию.
банковский платежный документ об уплате установленного размера государственной пошлины за перерегистрацию предприятия.
При изменении состава учредителей дополнительно представляются документы, требуемые от учредителей при регистрации, и согласие выбывающего учредителя.
При изменении и дополнении учредительных документов, а также при реорганизации предприятия производится перерегистрация, за которую взимается пошлина в размере 20 процентов от суммы, уплачиваемой за регистрацию в национальной валюте.
См. последующую редакцию.
25. Реорганизация и ликвидация предприятия осуществляется в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан и учредительными документами предприятия.
26. В случаях грубого нарушения предприятием уставной деятельности, предоставления заведомо подложных документов, а также, если предприятие в течение года с момента регистрации не начало своей деятельности (по отчетам статистических органов), регистрирующий орган направляет предупреждение предприятию об их устранении. Если в месячный срок указанные в предупреждении нарушения не устранены, органы юстиции имеют право обратиться в хозяйственный суд, с иском о ликвидации предприятия. После удовлетворения такого иска хозяйственным судом предприятие подлежит исключению из Государственного реестра предприятий.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
решение хозяйственного суда о ликвидации предприятия (в случае, когда предприятие ликвидируется по решению суда);
подтверждение о публикации в печати объявления о ликвидации предприятия с иностранными инвестициями (объявления публикуются не менее чем за 2 месяца до ликвидации);
справка органов Министерства внутренних дел Республики Узбекистан об уничтожении печатей и штампов ликвидируемого предприятия с иностранными инвестициями;
справка налоговых органов по проверке ликвидационного баланса об отсутствии задолженности по налогам и другим обязательным платежам.
Для предприятий с иностранными инвестициями, одним из учредителей которых является предприятие с государственной формой собственности или с долей государственной собственности, ликвидационный баланс должен быть согласован с Госкомимуществом Республики Узбекистан
28. Предприятие считается ликвидированным с момента исключения его из Государственного реестра предприятий.
Исключение ликвидированного предприятия из Государственного реестра предприятий производится регистрирующим органом на основании решения учредителей предприятия, либо решения хозяйственного суда.
29. При ликвидации предприятия и его исключении из Государственного реестра предприятий Министерство юстиции Республики Узбекистан должно в недельный срок поставить в известность об этом Государственный департамент статистики Министерства макроэкономики и статистики, Государственный налоговый комитет и Министерство внешних экономических связей Республики Узбекистан.
30. Министерство юстиции Республики Узбекистан и его территориальные органы в качестве регистрирующего органа осуществляют контроль за соблюдением предприятиями своих учредительных документов и уставной деятельности, порядка перерегистрации и ликвидации.
В случае нарушений положений, предусмотренных учредительными документами, регистрирующий орган вправе взыскать с предприятия через хозяйственный суд штраф в сумме до 200 минимальных размеров заработной платы. 20 процентов штрафа перечисляются на централизованный счет Министерства юстиции Республики Узбекистан, а остальные средства — в доход республиканского бюджета. При обращении в хозяйственный суд с такими исками Министерство юстиции Республики Узбекистан и его органы освобождаются от уплаты государственной пошлины.
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Кабинета Министров от 2 июля 1997 г. № 336
к постановлению Кабинета Министров от 2 июля 1997 г. № 336
1. Предприятие с иностранными инвестициями, прошедшее государственную регистрацию и включенное в Государственный реестр предприятий, может зарегистрироваться в Министерстве внешних экономических связей Республики Узбекистан (далее — регистрирующий орган) как участник внешних экономических связей.
2. Регистрация и внесение предприятия с иностранными инвестициями под соответствующим регистрационным номером в реестр участников внешних экономических связей производится регистрирующим органом в явочном порядке на основании представления предприятием следующих документов:
в) нотариально заверенной копии свидетельства о регистрации предприятия как юридического лица, выданного Министерством юстиции Республики Узбекистан или его территориальными органами;
г) банковского платежного документа об уплате установленного размера сбора за услуги по регистрации.
3. Министерство внешних экономических связей Республики Узбекистан в течение 3 рабочих дней с даты получения от заявителя документов регистрирует его как участника внешних экономических связей и выдает ему свидетельство о регистрации установленного образца, подписанное руководством министерства и заверенное печатью.
4. За регистрацию предприятия с иностранными инвестициями как участника внешних экономических связей взимается плата в размере пяти минимальных заработных плат, которые используются министерством самостоятельно на покрытие производственных затрат, связанных с оказанием услуг по регистрации.
5. При перерегистрации предприятия с иностранными инвестициями как юридического лица оно обязано пройти перерегистрацию и как участник внешних экономических связей.
См. последующую редакцию.