Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 февраля 2021 года № 87 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Узбекистан, утративших свое значение (Указ Президента Республики Узбекистан от 27 сентября 2020 года № УП-6075 «О мерах по улучшению деловой среды в стране путем внедрения системы пересмотра утративших свою актуальность актов законодательства»)».
В связи с нарастанием техногенной нагрузки, вызванной освоением отдельных горных и предгорных районов, активизацией опасных геологических процессов, особенно оползней, расширением зон их проявления и масштабов, с целью повышения эффективности мер по защите населения и народнохозяйственных объектов от их возможных катастрофических проявлений и последствий Кабинет Министров постановляет:
1. Создать на базе специализированных инженерно-геологических подразделений Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам Государственную службу Республики Узбекистан по слежению за опасными геологическими процессами (Государственная служба слежения) при Госкомгеологии в пределах общего фонда оплаты труда и численности.
2. Утвердить прилагаемое Положение о Государственной службе Республики Узбекистан по слежению за опасными геологическими процессами и ее организационную структуру согласно приложениям №№ 1 и 2.
См. последующую редакцию.
3. Установить, что решения Государственной службы слежения, принимаемые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти и управления, органами самоуправления граждан, юридическими лицами, независимо от форм собственности, в том числе иностранными, и гражданами. За невыполнение предписаний Государственной службы слежения должностные лица вышеуказанных органов и юридических лиц, а также граждане несут ответственность в соответствии с законодательством.
См. последующую редакцию.
4. Госкомгеологии Республики Узбекистан совместно с Министерством труда разработать и внедрить систему стимулирования оплаты труда работников Государственной службы слежения.
См. последующую редакцию.
5. Министерству юстиции совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам подготовить предложения о внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Узбекистан «Об административных правонарушениях» и Уголовный кодекс Республики Узбекистан об ответственности за невыполнение предписаний Государственной службы слежения.
1. Государственная служба Республики Узбекистан по слежению за опасными геологическими процессами (оползни, обвалы, просадки, суффозии, карсты) является надведомственным органом, осуществляющим слежение за образованием и развитием, а также прогнозирование природных и возникающих в результате хозяйственной деятельности опасных геологических процессов на территории Республики Узбекистан с целью предупреждения местных органов государственной власти и управления, заинтересованных министерств, государственных комитетов, ведомств и других органов государственного и хозяйственного управления об их возможных катастрофических проявлениях для принятия решений и осуществления мероприятий по оповещению населения, защите населенных пунктов и народнохозяйственных объектов от воздействия этих процессов.
Наблюдения за условиями формирования и развития селевых потоков, снежных лавин, гидрологическим режимом водотоков с незарегулированным стоком и прорывоопасных озер возложено на Главное управление по гидрометеорологии при Кабинете Министров Республики Узбекистан (Главгидромет), наблюдения за гидрологическим режимом и опасностью наводнений на участках поим и русел рек, расположенных ниже действующих и строящихся водохранилищ и гидроузлов — на Министерство мелиорации и водного хозяйства Республики Узбекистан (Минводхоз), с которыми Государственная служба Республики Узбекистан по слежению за опасными геологическими процессами работает в тесном контакте.
2. Государственная служба по слежению за опасными геологическими процессами (Государственная служба слежения) создается в структуре Государственного комитета Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам (Госкомгеология Республики Узбекистан), непосредственно подчиняется Госкомгеологии Республики Узбекистан и Комиссии Кабинета Министров Республики Узбекистан по чрезвычайным ситуациям.
3. Государственная служба слежения осуществляет свои функции независимо от центральных и местных органов государственного управления и несет ответственность перед Кабинетом Министров Республики Узбекистан за наблюдение, изучение условий формирования, развития опасных геологических процессий, оповещение и предупреждение населения, местных органов государственной власти и управлений, заинтересованных министерств, государственных комитетов и ведомств об их возможных катастрофических проявлениях.
4. Государственная служба слежения в своей деятельности руководствуется законами Республики Узбекистан, постановлениями, принятыми Олий Мажлисом Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, а также настоящим Положением.
5. Решения Государственной службы слежения и ее органов на местах, принимаемые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами государственной власти и управления, органами самоуправления граждан, юридическими лицами, независимо от форм собственности в том числе иностранными и гражданами. За невыполнение предписаний Государственной службы слежения должностные лица вышеуказанных органов и юридических лиц, а также граждане несут ответственность в соответствии с законодательством.
6. Государственная служба слежения проводит свою работу во взаимодействии с местными органами государственной власти и управления, Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы (Госкомприрода), Государственным комитетом Республики Узбекистан по делам строительства и архитектуры (Госкомархитектстрой Республики Узбекистан), Минводхозом, Главгидрометом, Управлением гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Министерства обороны Республики Узбекистан (Управление ГО и ЧС), консультирует аналогичные ведомственные службы, общественные организации, население по вопросам наблюдения за признаками проявления опасных геологических процессов.
Осуществляет свою деятельность в контакте с аналогичными службами сопредельных государств –– членов СНГ, на территориях которых развитие опасных геологических процессов может привести к негативным последствиям на территории Республики Узбекистан.
7. Государственная служба Республики Узбекистан по слежению за опасными геологическими процессами имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием.
2) организация мониторинга формирования и развития опасных геологических процессов, оповещение и предупреждение местных органов государственной власти и управления, заинтересованных министерств, государственных комитетов и ведомств об их возможных катастрофических проявлениях и последствиях;
3) осуществление государственного контроля за выполнением всеми министерствами, государственными комитетами, ведомствами республики, предприятиями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, должностными лицами и гражданами предписаний, а также требований, содержащихся в заключениях Государственной службы слежения;
4) подготовка и выдача рекомендаций по рациональному использованию территорий в зонах активного развития опасных геологических процессов, направленных на предотвращение формирования новых очагов их проявлений.
2) оповещает и предупреждает местные органы государственной власти и управления, заинтересованные министерства, государственные комитеты и ведомства о возможной активизации опасных процессов, выдает рекомендации по организации наблюдений за опасными геологическими процессами; для этого Государственная служба слежения оснащается необходимыми средствами оповещения, а также может использовать систему оповещения Управления ГО и ЧС (по согласованию с начальником Управления ГО и ЧС);
3) выдает инженерно-геологическую информацию о развитии опасных геологических процессов, заключения и предписания для принятия мер по предотвращению или уменьшению их негативного воздействия;
4) принимает участие в составлении долгосрочных программ и территориальных комплексных схем защиты населенных пунктов от негативного воздействия опасных геологических процессов;
5) в необходимых случаях направляет в органы прокуратуры материалы о невыполнении местными органами государственной власти и управления, министерствами, государственными комитетами,
ведомствами, предприятиями, учреждениями предписаний Государственной службы слежения;
ведомствами, предприятиями, учреждениями предписаний Государственной службы слежения;
6) согласовывает местным органам государственной власти и управления, министерствам, государственным комитетам и ведомствам текущие и перспективные планы использования территорий, в том числе проекты промышленного и гражданского строительства, в районах развития опасных геологических процессов и выдает заключения о возможности их освоения;
7) согласовывает проектным организациям проекты мероприятий по защите населенных пунктов и народнохозяйственных объектов от воздействия опасных геологических процессов; в необходимых случаях (на сложных и особо важных объектах) принимает участие в составлении инженерно-геологических обоснований этих мероприятий;
8) вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан, Госкомприроду и Госархитектстрой Республики Узбекистан предложения по разработке требований, нормативных актов, инструкций о порядке освоения территорий в районах развития опасных геологических процессов;
9) проводит совместно с Госкомприродой, Главгосэкспертизой при Госархитектстрое Республики Узбекистан и Главгидрометом экспертизу схем развития и размещения производительных сил, схем районной планировки генеральных планов городов и других населенных пунктов в районах развития опасных геологических процессов, дает оценку возможных негативных влияний хозяйственной деятельности на активизацию опасных геологических процессов;
10) формирует и пополняет информационный банк данных о проявлениях опасных геологических процессов на территории республики, анализирует влияние техногенной деятельности на состояние геологической среды в районах развития опасных геологических процессов, ведет учет ущерба от воздействия опасных геологических процессов по представляемым сведениям различных ведомств, выдает рекомендации по сохранению устойчивости горных склонов; ежегодно проводит анализ и оценку практической значимости реализованных рекомендаций;
11) участвует в работе государственных комиссий по приемке и вводу в действие новых (реконструированных) объектов и сооружений, неправильный режим эксплуатации которых может вызвать образование, развитие или активизацию опасных геологических процессов.
10. Государственная служба слежения находится в составе ПО «Узбекгидрогеология» на правах самостоятельного предприятия.
11. Государственная служба слежения состоит из аппарата управления, Государственной инспекции, территориальных станций слежения и вспомогательных подразделений.
12. Начальник Государственной службы слежения и его заместители назначаются и освобождаются от должности Госкомгеологией Республики Узбекистан.
13. Начальник Государственной службы слежения является Главным государственным инспектором службы Республики Узбекистан по слежению за опасными геологическими процессами (главный государственный инспектор службы слежения).
14. Заместители начальника Государственной службы слежения являются заместителями главного государственного инспектора службы слежения.
15. Персональный состав штатных и внештатных государственных инспекторов службы слежения утверждается Госкомгеологией Республики Узбекистан.
16. Работники инспекции Государственной службы слежения имеют удостоверения и форму установленного образца. Им предоставляются льготы по внеочередному приобретению билетов на все виды транспорта.
1) выдавать на основе заключений обязательные для исполнения предписания о переселении жителей, переносу или изменению режима строительства и эксплуатации объектов в районах, подверженных воздействию опасных геологических процессов;
2) беспрепятственно посещать с целью проверки организации и другие объекты независимо от их ведомственной принадлежности, форм собственности, источников финансирования и режима секретности, расположенные в районах развития опасных геологических процессов.
Местные органы государственной власти и управления, предприятия и организации должны оказывать необходимую помощь и обеспечивать должностных лиц государственной службы слежения в период обследования населенных пунктов и объектов средствами связи, помещениями и транспортом;
3) вносить в местные органы государственной власти и управления соответствующие министерства, государственные комитеты, ведомства предложения о прекращении деятельности предприятий (организаций) независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, использующих территории с нарушением требований и рекомендаций по сохранению устойчивости горных склонов;
4) направлять в соответствующие учреждения банков материалы для принятия необходимых санкций в случаях приостановки работ за нарушение или невыполнение требований и нормативов по режиму эксплуатации существующих и находящихся в строительстве объектов в районах развития опасных геологических процессов;
5) представлять в органы прокуратуры материалы о случаях грубого нарушения или систематического невыполнения должностными лицами игражданами требований к условиям строительства и эксплуатации, а также невыполнения предписаний о переселении жителей из опасных районов;
6) вносить необходимые коррективы в ранее выданные заключения и предписания на освоение территорий в районах развития опасных геологических процессов, если условия строительства и эксплуатации объектов способствуют образованию, развитию или активизации опасных геологических процессов;
7) ежегодно уточнять границы территорий развития опасных геологических процессов и в соответствии с этим вносить необходимые коррективы по количеству и перечню объектов, подлежащих переносу и безопасные места, уточнять содержание ранее выданных рекомендаций и предписаний;
8) бесплатного и внеочередного пользования в установленном порядке материалами Государственного геологического фонда (Госгеолфонд) при Госкомгеологии Республики Узбекистан, а также материалами фондов министерств, государственных комитетов, ведомств, организаций и учреждений с целью проработки вопросов изучения условий развития опасных геологических процессов;
9) при необходимости срочного оповещения и предупреждения в период активизации опасных геологических процессов использовать средства массовой информации.
19. Главному государственному инспектору службы Республики Узбекистан по слежению за опасными геологическими процессами и его заместителям предоставляется право:
1) выдавать предписания о переселении (временном отселении) жителей, переносе или изменении режима строительства и эксплуатации объектов, а также ведения других работ в районах развития опасных геологических процессов;
См. предыдущую редакцию.
2) приостанавливать в пределах своей компетенции работы по строительству объектов, если они проводятся с отступлениями от проектов при отсутствии заключений, актов экспертизы или невыполнении рекомендаций Государственной службы слежения, либо выполняются с нарушением действующих нормативов по использованию территорий в районах развития опасных геологических процессов на срок не более десяти рабочих дней или обращаться в суд о приостановлении на срок более десяти рабочих дней;
(подпункт 2 пункта 19 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 10 ноября 2006 года № 235 — СЗ РУ, 2006 г., № 46-47, ст. 458)
3) направлять в соответствующие учреждения банков материалы для принятия необходимых санкций в случаях приостановки работ;
4) вносить в Кабинет Министров Республики Узбекистан, местные органы государственной власти и управления, соответствующие министерства, государственные комитеты и ведомства предложения о прекращении деятельности предприятий (организаций), независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, если их дальнейшее функционирование может привести к образованию, развитию или активизации опасных геологических процессов;
5) представлять в органы прокуратуры материалы о случаях грубого нарушения или систематического невыполнения должностными лицами и гражданами требований к условиям строительства и эксплуатации объектов в районах развития опасных геологических процессов, а также невыполнения предписаний органов Государственной службы слежения о переселении жителей из опасных районов и изменении режима эксплуатации объектов;
6) составлять протоколы об административных правонарушениях о невыполнении предписаний органов и должностных лиц Государственной службы слежения и направлять их в соответствующие органы;
7) вносить необходимые коррективы в ранее выданные заключения на освоение территорий в районах развития опасных геологических процессов, если условия строительства и эксплуатации объектов способствуют образованию, развитию или активизации опасных геологических процессов;
1) выдавать на основе заключений обязательные для исполнения предписания о переселении (временном отселении) жителей, переносе или изменении режима строительства и эксплуатации объектов, а также ведения других работ в районах развития опасных геологических процессов;
2) вносить необходимые коррективы в ранее выданные заключения на освоение территорий в районах развития опасных геологических процессов, если условия строительства и эксплуатации объектов способствуют образованию, развитию или активизации опасных геологических процессов;
3) уточнять границы районов развития опасных геологических процессов и в соответствии с этим вносить коррективы в инженерно-технические мероприятия по количеству хозяйств и перечню объектов, подлежащих переносу в безопасные места;
4) участвовать в работе государственных комиссий по приемке и вводу в действие новых (реконструированных) объектов и сооружений в районах развития опасных геологических процессов;
5) составлять протоколы об административных правонарушениях о невыполнении предписаний органов и должностных лиц Государственной службы слежения и направлять их в соответствующие органы.
1) проводить систематическое изучение условий образования и развития опасных геологических процессов на территории Республики Узбекистан, ежегодно готовить материалы об их возможных проявлениях;
2) извещать Кабинет Министров Республики Узбекистан, оповещать и предупреждать местные органы государственной власти и управления, руководителей и работников объектов, расположенных в районах развития опасных геологических процессов, об их возможных катастрофических проявлениях для принятия и осуществления мероприятий по защите населенных пунктов и народнохозяйственных объектов от воздействия этих процессов;
3) обеспечивать строгое соблюдение государственных интересов Республики Узбекистан, пресекать проявления узковедомственного, местнического подхода к использованию территорий в районах развития опасных геологических процессов.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.