В связи с законами Республики Узбекистан «О стандартизации», «О метрологии», «О сертификации продукции и услуг» Кабинет Министров постановляет:
1. В частичное изменение постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 марта 1992 г. № 93 «Об организации работы по стандартизации в Республике Узбекистан» (СП УзССР 1992 г., № 3, ст. 4):
а) Установить, что на территории Республики Узбекистан действуют следующие категории нормативной документации, определяющие требования к объектам стандартизации:
К нормативным документам по стандартизации относятся также строительные нормы и правила (СНиП), правила, нормы по стандартизации, руководящие документы, классификаторы технико-экономической информации. Узгосстандарту совместно с Госкомархитектстроем, Госкомприродой и Минздравом в трехмесячный срок установить порядок разработки и применения указанных документов;
См. последующую редакцию.
б) Министерству финансов Республики Узбекистан предусматривать ежегодно за счет бюджета республики Узгосстандарту, Госкомархитектстрою, Госкомприроде и Минздраву ассигнования на финансирование работ по стандартизации, метрологии и сертификации, подлежащих обязательному государственному финансированию.
Узгосстандарту совместно с Госкомархитектстроем, Госкомприродой и Минздравом в месячный срок разработать Положение о взимании штрафов за нарушение законов и принципы распределения их между органами госнадзора с учетом затраченных средств за оказываемые услуги.
Установить, что источниками финансирования работ по стандартизации, государственному надзору за соблюдением обязательных требований стандартов, метрологических правил и сертифицированной продукции могут быть средства, получаемые в установленном порядке от реализации изданных (переизданных) стандартов, классификаторов технико-экономической информации, изданного (переизданного) каталога продукции и услуг, внесенных в Государственный реестр продукции и услуг, маркированных знаков соответствия стандартам, а также часть средств, получаемых от взимания штрафов за нарушение положений законов «О стандартизации», «О метрологии», «О сертификации продукции и услуг», направляемая в органы государственного надзора, а также плата за предоставление отдельных прав и за услуги, оказываемые Узгосстандартом в области метрологии и сертификации на основе договоров и лицензионных соглашений;
См. последующую редакцию.
г) Государственному комитету Республики Узбекистан по науке и технике, Министерству высшего и среднего специального образования, Академии наук Республики Узбекистан, а также государственным органам управления при разработке государственных программ, финансируемых полностью или частично из средств республиканского бюджета, по согласованию с Узгосстандартом, а в области строительства, проектирования, регулирования природных ресурсов и охраны окружающей среды, соответственно, с Госкомархитектстроем, Госкомприродой и Минздравом, предусматривать разделы нормативного обеспечения качества продукции.
Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента оказывать необходимое содействие региональным органам по стандартизации, метрологии и сертификации в осуществлении ими государственного контроля и надзора за соблюдением юридическими и физическими лицами обязательных требований стандартов и технических условий, правил сертификации, государственного метрологического контроля и надзора.
Поручить государственным органам управления, субъектам хозяйственной деятельности в месячный срок внести на рассмотрение в установленном порядке дополнения и изменения в свои положения, вытекающие из законов «О стандартизации», «О метрологии», «О сертификации продукции и услуг».
См. последующую редакцию.
2. В Основных принципах Государственной системы стандартизации Республики Узбекистан, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 марта 1992 г. № 93:
защита интересов потребителей и государства в вопросах безопасности продукции, работ и услуг (далее продукции) для жизни, здоровья и имущества населения, окружающей среды, ресурсосбережения;
повышение качества и конкурентоспособности продукции в соответствии с уровнем развития науки и техники, а также потребностью населения и народного хозяйства;
обеспечение безопасности народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
обеспечение полной и достоверной информацией потребителей о номенклатуре и качестве выпускаемой продукции;
«по Республике Узбекистан в целом — Узбекский государственный центр стандартизации, метрологии и сертификации при Кабинете Министров Республики Узбекистан;
в области строительства, стройиндустрии, включая проектирование и конструирование — Государственный комитет Республики Узбекистан по архитектуре и строительству»;
в) пункт 3 после слов «Разработчиками стандартов и технических условий являются» дополнить словами: «технические комитеты по стандартизации, создаваемые в соответствии с Типовым положением о техническом комитете по стандартизации» и далее по тексту;
«Требования, устанавливаемые для обеспечения безопасности продукции, окружающей среды, здоровья и имущества населения, обеспечения технической и информационной совместимости, ресурсосбережения, взаимозаменяемости продукции, единства методов их контроля, маркировки, и иные требования, установленные законодательством Республики Узбекистан, являются обязательными для соблюдения государственными предприятиями, организациями, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью.
Импортируемая продукция не может быть поставлена и использована по назначению, если не подтверждено ее соответствие стандартам, действующим в Республике Узбекистан в части обязательных требований»;
См. последующую редакцию.
3. В Положении об Узбекском государственном центре стандартизации, метрологии и сертификации, утвержденном постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 марта 1992 г. № 93:
«4. Организации, входящие в состав Узгосстандарта, осуществляют свою деятельность в соответствии с законами Республики Узбекистан «О предприятиях в Республике Узбекистан», «О стандартизации», «О метрологии», «О сертификации продукции и услуг», настоящим Положением и уставами предприятий и организаций, утвержденными Узгосстандартом»;
«7. Главной задачей Узгосстандарта является обеспечение функционирования и совершенствование Государственной системы стандартизации, Государственной системы обеспечения единства измерений, Национальной системы сертификации Республики Узбекистан с целью содействия народному хозяйству республики в повышении конкурентоспособности продукции, развития стандартизации, метрологии и сертификации путем реализации следующих задач»;
в абзаце четвертом после слов «взаимозаменяемостью продукции» включить слово «ресурсосбережением», после слов «поставляемой на экспорт» дополнить слова «и поступающей по импорту»;
абзац двенадцатый начать словами «аттестация и аккредитация испытательных подразделений (центров)» и далее по тексту;
государственный контроль и надзор за соблюдением стандартов на сертифицированную продукцию, правил сертификации аккредитованными органами по сертификации однородной продукции и испытательными лабораториями (центрами);
«8. Узгосстандарт строит свою производственно-хозяйственную, финансовую деятельность и определяет перспективы развития на основе разрабатываемых годовых и долгосрочных программ и прогнозов»;
«9. В своей деятельности Узгосстандарт непосредственно взаимодействует с министерствами, ведомствами, ассоциациями, концернами, другими государственными органами управления Республики Узбекистан»;
«привлекать государственные органы управления, соответствующие министерства, ведомства, ассоциации, концерны, предприятия, организации, общественные объединения для решения вопросов стандартизации, метрологии, испытаний и сертификации продукции».
См. последующую редакцию.
4. Утвердить прилагаемое Положение о государственном надзоре за стандартами и средствами измерений в Республике Узбекистан.
5. Признать утратившими силу пункты 1, 9, 10 постановления Кабинета Министров от 2 марта 1992 г. № 93 «Об организации работы по стандартизации в Республике Узбекистан» (СП Республики Узбекистан, 1992 г., № 3, ст. 4) и постановление Кабинета Министров от 29 апреля 1992 г. № 211 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за стандартами и средствами измерений в Республике Узбекистан» (СП Республики Узбекистан, 1992 г., № 4)
1. Государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований стандартов, других актов законодательства по стандартизации осуществляют Узгосстандарт, Госкомархитектстрой, Госкомприрода, Минздрав и их территориальные органы, а также иные специально уполномоченные государственные органы управления в пределах их компетенции.
Государственный контроль и надзор за соблюдением изготовителями (предпринимателями, продавцами, исполнителями), испытательными лабораториями (центрами), органами по сертификации правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией осуществляют государственные инспектора Узгосстандарта в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Узбекистан.
Государственный метрологический контроль и надзор осуществляются органами государственной метрологической службы в целях проверки норм и правил метрологии.
См. последующую редакцию.
2. Главными задачами государственного надзора за стандартами и средствами измерений в Республике Узбекистан являются обеспечение министерствами, ведомствами, ассоциациями, концернами, государственными предприятиями, кооперативами, совместными, акционерными, арендными, малыми и другими предприятиями, учреждениями и организациями (в дальнейшем предприятия) независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью на территории республики, своевременного внедрения и строгого соблюдения стандартов* и метрологических правил, единства измерений, а также анализ научно-технического уровня стандартов и средств измерений и содействие при их разработке наиболее эффективному использованию достижений науки и техники с целью повышения эффективности производства, ускорения научно-технического прогресса, роста производительности труда, повышения технического уровня и качества продукции.
См. последующую редакцию.
Объектом государственного надзора за требованиями, устанавливаемыми для обеспечения безопасности продукции, окружающей среды, здоровья и имущества населения, является продукция, в том числе сертифицированная на стадиях разработки, изготовления, хранения, транспортирования, использования, ремонта и утилизации, субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Объектами сертификации являются продукция (включая программную и другую научно-техническую продукций), услуги, а также системы качества.
Объектами государственного метрологического контроля и надзора являются эталоны, средства измерений, стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов, информационно-измерительные системы, методики выполнения измерения и иные объекты, предусмотренные нормами и правилами метрологии.
Субъекты хозяйственной деятельности обязаны создавать все условия, необходимые для осуществления государственного надзора.
главными государственными инспекторами Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан по надзору за стандартами;
См. последующую редакцию.
Руководство Узгосстандарта, Госкомархитектстроя, Госкомприроды, Минздрава является по должности одновременно главными государственными инспекторами Республики Узбекистан по надзору за стандартами и средствами измерений, а их заместители — заместителями главного государственного инспектора Республики Узбекистан по надзору за стандартами и средствами измерений;
Руководители региональных центров стандартизации, метрологии и сертификации (РЦСМС) Узгосстандарта, руководители территориальных органов Госкомархитектстроя, Госкомприроды, Минздрава являются по должности одновременно инспекторами Республики Каракалпакстан, области, города, а их заместители — заместителями главного государственного инспектора Республики Каракалпакстан, области, города по надзору за стандартами и средствами измерений.
См. последующую редакцию.
Начальники отделов, их заместители, главные специалисты, должностные лица, на которых возложено осуществление государственного надзора за стандартами и средствами измерений, являются по должности одновременно государственными инспекторами по надзору за стандартами и средствами измерений.
Должностные лица, осуществляющие государственный надзор за стандартами и средствами измерений, являются представителями органов власти и находятся под защитой государства.
Должностные лица, осуществляющие государственный надзор за стандартами и средствами измерений, должны быть аттестованы в качестве государственного контролера или государственного доверителя в порядке, устанавливаемом Узгосстандартом.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
за стандартами в области строительства, стройиндустрии, включая проектирование и конструирование — Госкомархитектстрой;
См. последующую редакцию.
в области регулирования использования природных ресурсов и охраны окружающей среды от загрязнения и других вредных воздействий — Госкомприрода;
в области продукции медицинского назначения, изделий медицинской техники, лекарственных средств, а также в вопросах по определению содержания вредных для человека веществ в продукции, выпускаемой промышленностью республики, в том числе поставляемой по импорту — Минздрав.
3. Органы государственного надзора за стандартами и средствами измерений в соответствии с возложенными на них задачами:
а) контролируют своевременность внедрения и соблюдения стандартов и метрологических правил, в том числе устанавливающих обязательные требования к безопасности продукции (процессов, работ и услуг) для жизни, здоровья и имущества населения, охране окружающей среды, ресурсосбережения, взаимозаменяемости, а также единство методов их контроля и единство маркировки, иные предусмотренные законодательством требования, включенные в договор на разработку, производство и поставку продукции;
б) проверяют правильность применений установленных единиц физических величин, состояние средств измерений, условия их изготовления, хранения, ремонта, поверки и применения; своевременность снятия с производства устаревших средств измерений и замены их на новые;
г) осуществляют методическое руководство деятельностью предприятий и организаций, осуществляющих контроль за стандартами, и координируют эту деятельность;
е) проводят инспекционный надзор за соблюдением условий аттестации производств, сертифицированной продукцией, системами качества;
з) обобщают результаты государственного надзора за стандартами и средствами измерений, содействуют при их разработке наиболее эффективному использованию достижений науки и техники, анализируют причины несвоевременного внедрения, нарушений стандартов и метрологических правил, разрабатывают и проводят мероприятия по повышению действенности работы органов государственного надзора за стандартами и средствами измерений;
и) осуществляют аттестацию и аккредитацию испытательных подразделений министерств, ведомств, ассоциаций, концернов, предприятий, выдают и ведут регистрацию свидетельств об аттестации и аккредитации на право проведения испытаний по заявленной номенклатуре продукции или видам испытаний. Указанные работы могут осуществляться также другими службами, получившими лицензию;
См. последующую редакцию.
к) осуществляют государственный надзор и контроль за деятельностью испытательных лабораторий (центров);
м) отменяют или вносят в установленном порядке предложения об отмене, ограничении срока действия или о пересмотре стандартов, метрологических правил и технических условий, если они не обеспечивают повышения технического уровня и качества продукции или противоречат действующему законодательству;
См. последующую редакцию.
н) проводят экспертизу стандартов и технических условий при их утверждении и государственной регистрации;
См. последующую редакцию.
о) проверяют готовность предприятий, учреждений и организаций к выполнению работ по изготовлению, ремонту и поверке средств измерений и выдают им при наличии такой готовности регистрационные удостоверения на право проведения указанных работ;
п) осуществляют аттестацию головных организаций министерств, ведомств, ассоциаций, концернов по государственным испытаниям важнейших видов продукции производственно-технического и культурно-бытового назначения и выдают регистрационные удостоверения на право проведения этих испытаний по закрепленной за ними продукции;
р) принимают меры к устранению нарушений, выявленных в процессе контроля за внедрением и соблюдением стандартов и средств измерений, правил сертификации.
выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований стандартов на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации;
Главные государственные инспектора Республики Узбекистан и Республики Каракалпакстан по надзору за стандартами, главные государственные инспектора областей, городов по надзору за стандартами, кроме того, имеют исключительное право:
См. последующую редакцию.
принимать постановления о применении к субъектам хозяйственной деятельности штрафов за нарушения обязательных требований стандартов в размере 100% стоимости реализованной продукции;
См. последующую редакцию.
привлекать в установленном порядке к административной ответственности должностных лиц субъектов хозяйственной деятельности, виновных в нарушении стандартов, правил по сертификации и метрологии;
выдавать предписания о запрете или приостановке реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации) проверенной продукции в случаях несоответствия ее обязательным требованиям стандартов и не прошедшей сертификацию;
См. последующую редакцию.
запрещать реализацию импортной продукции, не соответствующей обязательным требованиям стандартов, не прошедшей государственной регистрации и не имеющей сертификатов соответствия;
задерживать выпуск в обращение и приостанавливать применение средств измерений, не прошедших государственные испытания, метрологическую аттестацию, не проверенных или не исправленных, давать обязательные для предприятий, учреждений и организаций предписания об изъятии из обращения таких средств и, в случае необходимости, изымать их из обращения;
прекращать работу по изготовлению, ремонту и поверке средств измерений предприятиями, учреждениями и организациями, не получившими в органах Госстандарта регистрационного удостоверения на право проведения указанных работ;
аннулировать регистрационные удостоверения на право изготовления и поверки средств измерения или исключать из регистрационных удостоверений отдельные виды работ в случае, если предприятиями, учреждениями и организациями, выполняющими эти работы, допущены нарушения стандартов и метрологических правил, а также аннулировать и приостанавливать действия сертификатов соответствия и знаков соответствия, аннулировать свидетельства об аккредитации органов по сертификации, прекращать деятельность испытательных лабораторий (центров) за нарушения норм законодательства по сертификации;
назначать сплошную единовременную поверку и устанавливать сокращенные межпроверочные интервалы для средств измерения, находящихся в эксплуатации, на предприятиях, в учреждениях и организациях, допустивших нарушения правил поверки, запрещать использовать результаты измерений, погрешность которых не оценена с необходимой точностью.
См. последующую редакцию.
За нарушение предписаний государственных инспекторов о запрете реализации (поставки, продажи) продукции субъекты хозяйственной деятельности уплачивают штраф в размере 50 процентов реализованной продукции.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
В случае невыполнения субъектами хозяйственной деятельности выданных предписаний и постановлений государственные инспектора направляют необходимые материалы в органы прокуратуры или суд.
5. Органы государственного надзора за стандартами и средствами измерений призваны контролировать соблюдение действующего законодательства и соблюдать общегосударственные интересы при использовании предоставленных им прав и осуществлении возложенных на них функций, пресекать любые проявления ведомственного и местнического подхода в вопросах, связанных с соблюдением стандартов и метрологических правил и обеспечением единства измерений.
Государственные инспектора несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей, разглашение государственной и коммерческой тайны.
6. Действия государственных инспекторов могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу в 10-дневный срок, если законодательством не установлен иной порядок обжалования.
Рассмотрение жалоб на государственных инспекторов производится безотлагательно, но не позднее чем в 15-дневный срок со дня поступления жалобы, а жалоб, требующих дополнительного изучения и проверки, — в срок до одного месяца.
7. Руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны создавать государственным инспекторам необходимые условия для выполнения возложенных на них обязанностей (обеспечивать в установленном порядке служебными помещениями, средствами связи, транспорта и т. д.).
Вмешательство сторонних организаций в деятельность органов государственного надзора за стандартами и средствами измерений, воздействие в какой бы то ни было форме на должностных лиц, осуществляющих госнадзор за стандартами и средствами измерений с целью воспрепятствия их законной деятельности воспрещается и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
8. Органы государственного надзора за стандартами и средствами измерений продолжат свою работу в тесном взаимодействии с другими государственными органами и общественными организациями (профсоюзы, общества потребителей и др.).
См. последующую редакцию.
9. Сумма штрафа за нарушение обязательных требований стандартов и сумма штрафа за нарушение предписаний государственных инспекторов о запрете или приостановке реализации (поставки, продажи) продукции направляются: 50 процентов — в государственный бюджет республики, 30 процентов — в местный бюджет, 20 процентов — в территориальные органы государственного надзора за стандартами и средствами измерений.
См. последующую редакцию.