Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 24 августа 2011 года № 242 «О дальнейшем совершенствовании Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан».
Во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 4 марта 1996 г. № УП-1378 «Об образовании Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Узбекистан» Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить Положение о Государственной системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях Республики Узбекистан (ГСЧС) и ее структуру (приложения №№ 1, 2*).
2. Возложить на министерства и ведомства Республики Узбекистан функции по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций согласно приложению № 3.
3. Министерствам и ведомствам, Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента в 3-месячный срок разработать и по согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям утвердить положение о функциональных и территориальных подсистемах ГСЧС.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан И.Х. Джурабекова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Кабинета Министров от 23 декабря 1997 г. № 558
к постановлению Кабинета Министров от 23 декабря 1997 г. № 558
1. Настоящее Положение определяет основные задачи, организацию, состав и порядок функционирования Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях* Республики Узбекистан (ГСЧС).
2. ГСЧС объединяет органы управления, силы и средства республиканских и местных органов власти, предприятий, учреждений и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий** от чрезвычайных ситуаций, и предназначена для организации и осуществления мероприятий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций***, обеспечения при их возникновении безопасности населения, защиты окружающей природной среды и уменьшения ущерба экономике государства в мирное и военное время.
3. Органы ГСЧС в своей деятельности руководствуются Конституцией, законами, постановлениями Олий Мажлиса, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, приказами и директивами Министра по чрезвычайным ситуациям, международными договорами Республики Узбекистан и настоящим Положением.
определение единой концепции, разработка и реализация правовых и экономических нормативных актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
прогнозирование возможных на территории республики техногенных и природных чрезвычайных ситуаций, оценка их социально-экономических последствий;
разработка и реализация целевых и комплексных научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, обеспечение безопасности людей, снижение риска опасных технологий и производств, повышение устойчивости функционирования отраслей экономики, предприятий, учреждений и организаций* независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности;
обеспечение постоянной готовности органов и систем управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
подготовка населения, должностных лиц органов управления, сил и средств ГСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
5. ГСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет три уровня: республиканский, местный и объектовый.
6. Территориальные подсистемы ГСЧС создаются в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их административных территорий и состоят из звеньев, соответствующих районам, городам, поселкам, кишлакам и аулам.
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем ГСЧС определяются настоящим Положением, положениями об этих подсистемах, разрабатываемых с учетом геофизических и природно-климатических местных условий, наличия потенциально опасных объектов, и утверждаются, по согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям, соответственно Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и г. Ташкента.
7. Функциональные подсистемы ГСЧС создаются в министерствах, госкомитетах, корпорациях, концернах, ассоциациях и компаниях* для осуществления наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, а также предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственных объектах, связанных с их производственной деятельностью, и состоят из органов государственного надзора (контрольно-инспекционных служб), сил и средств подсистем.
Задачи, организация и состав органов государственного надзора (контрольно- инспекционных служб), организаций и иных подразделений наблюдения и контроля, сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций функциональных подсистем ГСЧС определяются настоящим Положением, положениями об этих подсистемах, разрабатываемыми с учетом функций министерств и ведомств в области наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, специфики производственных технологий на подведомственных потенциально опасных объектах, и утверждаются, по согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям, соответствующими министрами и руководителями ведомств.
системы оповещения, связи, автоматизированные системы управления и информационного обеспечения (АСУ).
9. Руководящие органы ГСЧС — это органы государственного управления, местные органы власти и администрация объектов, в компетенцию которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
министерства и ведомства, ответственные за наблюдение и контроль состояния окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, а также имеющие в своем составе химические, взрыво-, пожаро- и другие опасные объекты;
на местном уровне — Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей, городов и районов;
Вся полнота ответственности за организацию функционирования ГСЧС, ее подсистем и звеньев, готовность к выполнению возложенных на них задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций возлагается на соответствующие руководящие органы.
10. Органы повседневного управления ГСЧС — это органы управления, осуществляющие непосредственное повседневное управление соответствующими территориальными и функциональными подсистемами ГСЧС и их звеньями, они включают:
отделы министерств и ведомств (секторы или специально назначенные должностные лица) по чрезвычайным ситуациям;
Размещение органов повседневного управления ГСЧС организуется в пунктах постоянной дислокации, на городских и загородных ЗПУ, которые оснащаются соответствующими табельными средствами оповещения, связи, обработки и передачи информации и поддерживаются в постоянной готовности к выполнению возложенных на них задач.
руководство разработкой и осуществлением мер, максимально снижающих последствия природных чрезвычайных ситуаций, обеспечение устойчивости функционирования отраслей экономики и особо важных потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;
организация работ по созданию страхового фонда технической документации для потенциально опасных объектов;
участие в разработке республиканских целевых и научно-технических программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
создание и поддержание в постоянной готовности республиканской системы централизованного оповещения, а также автоматизированной системы информационного обеспечения и управления (АСУ);
обеспечение централизованного использования государственных и ведомственных каналов связи, радио, телевидения и других технических средств для управления и передачи информации;
контроль за проектированием и созданием локальных систем оповещения и информации на химических и других потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, а также локальных автоматических систем сигнализации и оповещения на гидротехнических сооружениях водохранилищ;
организация системы наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
обеспечение готовности органов управления, пунктов управления, сил и средств ГСЧС к действиям при чрезвычайных ситуациях;
обеспечение и контроль оповещения, сбора и обмена информацией о возникших чрезвычайных ситуациях, масштабах и ходе их развития, возможных последствиях и принимаемых мерах по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
обеспечение выполнения мероприятий по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, в том числе эвакуационных мероприятий; жизнеобеспечение пострадавшего населения;
организация взаимодействия и координация работ министерств и ведомств, сил и средств, привлеченных к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
руководство созданием и использованием республиканского (ведомственных) резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также специального страхового фонда ГСЧС;
участие в осуществлении мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций;
координация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала подведомственных объектов в чрезвычайных ситуациях;
участие в разработке отраслевых норм и правил безопасности производства и технологий, а также защиты персонала от чрезвычайных ситуаций;
разработка и осуществление организационных и инженерно-технических мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечение надежности работы потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций;
участие в разработке и осуществлении территориальных (областных) целевых программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создание и поддержание в постоянной готовности внутриобластной системы связи и оповещения, а также автоматизированной системы управления и информационного обеспечения (АСУ);
обеспечение централизованного использования государственных областных и ведомственных каналов связи, радио, телевидения и других технических средств для управления и передачи информации;
создание, совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, локальных систем оповещения и информации на химических и других потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, а также локальных автоматических систем сигнализации и оповещения на гидротехнических сооружениях водохранилищ;
обеспечение постоянного наблюдения и контроля за окружающей природной средой, обстановкой на потенциально опасных объектах, прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
обеспечение готовности органов управления, пунктов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях;
обеспечение и контроль оповещения, сбора и обмена информацией о возникших чрезвычайных ситуациях, масштабах и ходе их развития, возможных последствиях, принимаемых мерах по их ликвидации;
руководство и обеспечение действий сил и средств территориальной (областной) подсистемы, а также приданных формирований по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях, организация привлечения к работам трудоспособного населения;
планирование и осуществление эвакуации (временного отселения) населения, размещение, жизнеобеспечение эвакуированного населения и возвращение его после ликвидации чрезвычайных ситуаций в места постоянного проживания;
переселение жителей населенных пунктов и хозяйств из критически опасных зон на постоянное местожительство в безопасные места и всестороннее обеспечение их жизнедеятельности;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций; организация целевого страхования граждан, их жилья и собственности;
руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления, сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях.
руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, повышение надежности и устойчивости работы объектов при чрезвычайных ситуациях;
организация работ по созданию локальных систем оповещения и информации на химических и других потенциально опасных объектах, а также локальных автоматических систем сигнализации и оповещения на гидротехнических сооружениях;
обеспечение готовности органов управления, объектовых сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях;
обеспечение и контроль оповещения, сбора информации, представление доклада вышестоящим органам о возникшей чрезвычайной ситуации, масштабах и ходе ее развития, возможных последствиях, принимаемых мерах и необходимой помощи для ликвидации чрезвычайной ситуации;
руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами, в том числе эвакуацией персонала объектов;
организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.
республиканских специализированных формирований прямого и оперативного подчинения Министерству по чрезвычайным ситуациям;
военизированных и профессиональных специализированных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных подразделений министерств и ведомств;
формирований местных органов власти (Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей, городов и районов), спасательных команд МЧС;
15. Войска гражданской защиты подчинены Министерству по чрезвычайным ситуациям и в соответствии с их оперативным предназначением проводят работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций на важнейших оборонных и промышленных объектах республики в военное время.
В мирное время войска гражданской защиты применяются для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при крупномасштабных производственных авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и ликвидации чрезвычайных ситуаций, требующих специальных приборов, техники, оборудования и подготовленных специалистов.
16. Республиканские специализированные формирования прямого подчинения Министерству по чрезвычайным ситуациям включают в себя аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные многопрофильные формирования постоянной готовности, укомплектованные специалистами-профессионалами и оснащенные специальными поисковыми приборами и спасательным оборудованием, отвечающими мировым стандартам, современной инженерной техникой и транспортными средствами, а также автономными источниками энергоснабжения, спецодеждой, достаточными запасами воды, продовольствия и расходных материалов с расчетом обеспечения поисково-спасательных и других неотложных работ в автономном режиме не менее 72 часов.
17. Республиканские специализированные формирования оперативного подчинения Министерству по чрезвычайным ситуациям включают республиканский спецотряд Военизированной пожарной охраны (ВПО) МВД, республиканский центр экстренной медицинской помощи Министерства здравоохранения, авиаотряд НАК «Узбекистон хаво йуллари», автотранспортные и автосанитарные отряды госкорпорации «Узавтотранс», ассоциации «Ташгорпасстранс» и другие структурные подразделения министерств и ведомств, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения действий сил и мероприятий ГСЧС.
Задачи, сроки готовности, порядок применения формирований оперативного подчинения определяются планами действий этих формирований, согласованными с Министерством по чрезвычайным ситуациям, и договорами с соответствующими министерствами и ведомствами.
18. Военизированные и профессиональные аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные и иные специализированные подразделения министерств и ведомств предназначены для ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с производственно-технологическими авариями и катастрофами на подведомственных объектах, а также для решения специальных задач при возникновении эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.
На базе пожарных, горно-, газоспасательных, строительных, строительно-монтажных, медицинских и иных специализированных подразделений и организаций министерств и ведомств могут создаваться ведомственные формирования постоянной готовности для локализации чрезвычайных ситуаций и первоочередных работ по ликвидации их последствий.
Ведомственные формирования постоянной готовности привлекаются к работам по ликвидации чрезвычайных ситуаций на вневедомственных аварийных объектах на контрактной основе с возмещением фактических затрат.
19. В территориальных подсистемах — Республике Каракалпакстан, областях, городах и районах — решением начальников гражданской защиты — Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан и соответствующих хокимов с учетом геофизических, природно-климатических и других местных условий на базе строительных, монтажно-строительных, автопредприятий и иных организаций создаются территориальные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования местных органов власти, а также областные (городские, районные) автоотряды, центры экстренной медицинской помощи, спасательные команды Министерства по чрезвычайным ситуациям.
20. Решением руководителей предприятий на потенциально опасных объектах на базе существующих специализированных служб и подразделений (строительных, химических, медицинских и др.) создаются нештатные специализированные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ непосредственно на объектах.
21. Для решения задач по защите населения и территорий от последствий применения современных средств поражения вероятного противника в военное время, а также ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами и стихийными бедствиями в Республике Каракалпакстан, областях, городах, районах и на объектах, решением начальников гражданской защиты — Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан и соответствующих хокимов создаются территориальные и объектовые невоенизированные формирования общего и специального назначения.
Указанные невоенизированные формирования в отдельных случаях по решению соответствующих начальников гражданской защиты могут привлекаться к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и в мирное время.
22. Принцип построения, структура, состав сил и средств ГСЧС, их табельное оснащение спецтехникой, оборудованием, приборами и транспортными средствами, финансовое обеспечение, сроки готовности и порядок выполнения задач при ликвидации чрезвычайных ситуаций, регламентируются Положением о государственной единой экстренной спасательной службе.
23. Для выполнения экстренных спасательных работ и оказания первоочередной помощи пострадавшему населению при возникновении крупномасштабных природных и техногенных чрезвычайных ситуаций по решению Президента Республики Узбекистан могут привлекаться инженерные, химические, саперные и другие войсковые подразделения, военно-транспортная авиация и учреждения медицинской службы Министерства обороны.
информационные центры органов наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов;
средства связи и передачи информации, в том числе автоматизированную систему управления и информационного обеспечения (АСУ).
сбор и обработку (анализ, хранение) данных о сейсмо-, гео-, гидрометеорологических опасных явлениях, авариях и катастрофах в промышленности и на транспорте, эпидемиях, эпизоотиях, эпифитотиях, радиоактивной, химической и биологической (бактериологической) обстановке, полученных от территориальных и функциональных подсистем ГСЧС;
оповещение и информацию руководящих органов, органов повседневного управления ГСЧС, сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения о фактах возникновения чрезвычайных ситуаций, характере, масштабах и ходе развития, возможных последствиях, порядке действий в чрезвычайных ситуациях;
взаимный обмен информацией между подсистемами и звеньями ГСЧС, руководящими органами управления ГСЧС, пунктами управления, силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Критерии, содержание и виды информации о чрезвычайных ситуациях, сроки и порядок передачи в ГСЧС, ее подсистемы и звенья, а также населению определяются Перечнем информации, подлежащей передаче в ГСЧС министерствами, ведомствами, хокимиятами и объектами в повседневной деятельности, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
25. В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемых или возникших чрезвычайных ситуаций решением Начальника Гражданской защиты Республики Узбекистан, соответствующих начальников гражданской защиты — Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и г. Ташкента в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования ГСЧС:
режим повседневной деятельности — при нормальной производственно-промышленной радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий эпизоотий и эпифитотий;
режим повышенной готовности — при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
совершенствование подготовки органов управления по чрезвычайным ситуациям, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
принятие на себя соответствующими органами управления по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев ГСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районах возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
усиление оперативно-дежурных служб управлений (отделов) по чрезвычайным ситуациям областей, городов, районов и дежурно-диспетчерских служб министерств, ведомств и объектов;
усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможностей возникновения чрезвычайных ситуаций, их масштабов и последствий;
принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, а также обеспечение устойчивого функционирования объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
приведение в готовность сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район чрезвычайных ситуаций;
организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районах чрезвычайных ситуаций, обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.
резервный финансовый фонд Кабинета Министров Республики Узбекистан на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и запасы материальных ресурсов для проведения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций, накапливаемые в составе государственного резерва — за счет средств республиканского бюджета;
резерв финансовых и материальных ресурсов местных органов власти — за счет средств местного бюджета;
объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов — за счет собственных средств предприятий, учреждений и организаций;
система складов и резервов товаров первой необходимости Общества Красного Полумесяца для оказания помощи населению, пострадавшему от стихийных бедствий.
Номенклатура и объемы резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются создающим их органом.
28. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами «аварийных объектов», министерств и ведомств, на балансе которых они состоят и хокимиятов, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация.
29. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется под непосредственным руководством руководителей объектов, оперативных групп (специалистов) министерств (ведомств) и хокимов.
30. В ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций могут участвовать общественные объединения, при наличии у спасателей этих объединений соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.
31. Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать и ликвидировать ее невозможно, соответствующий начальник гражданской защиты обращается за помощью к вышестоящему руководящему органу ГСЧС, который может оказать необходимую помощь или взять руководство ликвидацией этой чрезвычайной ситуации на себя.
При недостаточности сил и средств соответствующих министерств (ведомств) и хокимиятов привлекаются силы и средства Министерства по чрезвычайным ситуациям.
В отдельных случаях для ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий может быть образована Правительственная комиссия.
32. В случае недостаточности ресурсов для ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации они могут быть выделены из других резервов ГСЧС по ходатайству администрации объекта, руководства министерства (ведомства) или хокимията.
33. Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования отраслей и объектов осуществляется на каждом уровне за счет соответствующих бюджетов, средств министерств (ведомств) и объектов.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств объектов, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств министерств и ведомств, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
При отсутствии или недостаточности указанных средств выделяются средства из резервного фонда Кабинета Министров Республики Узбекистан.
34. В целях заблаговременного проведения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижений размеров ущерба и потерь при их возникновении разрабатываются республиканский, ведомственные планы действий, планы действий хокимиятов и объектов, а также планы взаимодействия на всех уровнях ГСЧС.
Организационно-методическое руководство планированием действий ГСЧС осуществляет Министерство по чрезвычайным ситуациям.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к постановлению Кабинета Министров от 23 декабря 1997 г. № 558
к постановлению Кабинета Министров от 23 декабря 1997 г. № 558
Организация и осуществление мероприятий по профилактике и тушению пожаров, проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.
Обеспечение органов управления ГСЧС и населения информацией о пожарной обстановке, ликвидации возникших пожаров, предварительной оценке ущерба и возможных потерях.
Обеспечение общественного порядка и дорожной безопасности, охраны объектов, территорий, материальных и культурных ценностей при чрезвычайных ситуациях.
Организация подготовки кадров специалистов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Организация обучения учащихся общеобразовательных школ (в том числе гимназий, лицеев и других типов средних общеобразовательных учебных заведений) и учебных заведений профессионального обучения, студентов средних и высших учебных заведений основам защиты и действий при чрезвычайных ситуациях.
См. предыдущую редакцию.
(раздел в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 ноября 2001 года № 434)
Разработка и осуществление мероприятий по повышению устойчивости работы сооружений систем хозяйственно-питьевого водоснабжения в чрезвычайных ситуациях; обеспечение защиты водоисточников от загрязнения (заражения) радиоактивными, химическими и токсическими веществами и бактериальными средствами и тяжелыми металлами.
См. предыдущую редакцию.
Разработка и осуществление совместно с ГАК «Узбекэнерго» мероприятий по бесперебойному обеспечению объектов и населения в опасных зонах электроэнергией, газом и топливом.
(абзац в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 ноября 2001 года № 434)
Разработка, внедрение и совершенствование методов оказания экстренной медицинской помощи пострадавшему населению с учетом характера чрезвычайных ситуаций.
Организация и координация работ по оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим, проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в районах чрезвычайных ситуаций.
Учет пострадавших и нетранспортабельных больных и координация работ по их эвакуации из зон чрезвычайных ситуаций.
Организация контроля за загрязнением окружающей природной среды в районах чрезвычайных ситуаций радиоактивными, химическими, токсическими веществами и бактериальными (биологическими) средствами.
Обеспечение органов управления ГСЧС и населения информацией о санитарно-эпидемической обстановке в зонах чрезвычайных ситуаций.
Создание запасов медицинского имущества, медикаментов, санитарного и гиенических и противоэпидемических средств и поддержание их на необходимом уровне.
Разработка методических основ обучения и подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
Совместно с Обществом Красного Полумесяца подготовка санитарных дружин и постов к оказанию первой доврачебной медицинской помощи.
государственной службой экстренной медицинской помощи пострадавшему населению в районах чрезвычайных ситуаций;
Представление Министерству по чрезвычайным ситуациям исходных данных для планирования мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций в военное время.
Организация и обеспечение безопасности работ в войсковых частях при ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с хранением, эксплуатацией и транспортировкой вооружения, техники и боеприпасов, а также при обезвреживании боеприпасов.
Обеспечение контроля радиационной, химической и бактериологической обстановки в районах расположения объектов Минобороны.
Обеспечение участия военно-транспортной авиации в доставке сил и средств аварийно-спасательных служб, спецтехники и материальных ресурсов в районы чрезвычайных ситуаций.
Организация и осуществление мероприятий по обеспечению надежной и устойчивой работы систем связи и централизованного оповещения на республиканском и местном уровнях и всех режимах функционирования ГСЧС.
Приоритетное обеспечение средствами и каналами государственной и ведомственной связи органов правления ГСЧС, осуществляющих руководство ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций.
Техническое обеспечение сбора, обработки и передачи органам управления ГСЧС информации о чрезвычайных ситуациях.
Осуществление на договорных условиях эксплуатационно-технического обслуживания стационарных средств оповещения, связи и информационного обеспечения.
Организация и координация работ по эпизоотическому, фитопатологическому и токсикологическому контролю.
Осуществление контроля за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными и токсичными веществами.
Организация и осуществление работ по проведению санитарно-ветеринарных и противоэпизоотических мероприятий в районах чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений на водохранилищах, реках и каналах, прогнозирование возможности возникновения на них аварий и катастроф.
Установление необходимости изменения режима работы или дальнейшей эксплуатации водохозяйственных объектов, осуществление аварийного сброса воды из водохранилищ.
Организация, разработка и осуществление совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, заинтересованными хокимиятами, министерствами и ведомствами комплекса неотложных мер по предупреждению к уменьшению катастрофических последствий наводнений, паводков, селей и обеспечение безаварийного пропуска паводковых вод и селей.
Обеспечение МЧС, заинтересованных министерств и ведомств, хокимов областей, городов, районов и населения информацией о санитарно-ветеринарной и агрохимической обстановке в зонах чрезвычайных ситуаций, ожидаемых наводнениях и катастрофических затоплениях, связанных с прорывом водохранилищ и других водных источников.
государственной службой надзора за состоянием гидротехнических сооружений на водохранилищах, реках и каналах;
Финансирование по распоряжению Кабинета Министров мероприятий на создание материальных ресурсов и ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Создание запасов материальных ресурсов Узгосрезервом, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
См. предыдущую редакцию.
(раздел в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 ноября 2001 года № 434)
Организация и осуществление комплекса мероприятий по безаварийной эксплуатации ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ, подстанций, трансформаторных пунктов и электросетей.
См. предыдущую редакцию.
Разработка и осуществление совместно с агентство «Узкоммунхизмат» и органами местной власти бесперебойного электроснабжения потребителей и в первую очередь объектов жизнеобеспечения в зонах чрезвычайных ситуаций.
(абзац в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 ноября 2001 года № 434)
Создание специализированных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных подразделений и обеспечение их участия в ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с производственно-технологическими авариями на подведомственных объектах.
См. предыдущую редакцию.
Обеспечение органов управления ГСЧС информацией о возникших на объектах ГАК «Узбекэнерго» чрезвычайных ситуациях.
(абзац в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 ноября 2001 года № 434)
службой государственного надзора за техническим состоянием электростанций, электросетей и других объектов энергоснабжения.
Рассмотрение совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерством финансов адресных программ строительства объектов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, представляемых министерствами, ведомствами, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента, и подготовка предложений по ним для внесения в Кабинет Министров Республики Узбекистан.
Совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям, Министерством финансов и Узгосрезервом подготовка предложений в Кабинет Министров о накоплении в государственном резерве материальных ресурсов для осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Организация и осуществление контроля за экологической обстановкой в районах размещения потенциально опасных объектов и интенсивной промышленной и сельскохозяйственной деятельности; планирование и осуществление мероприятий по ее улучшению.
Осуществление экологического контроля за размещением и эксплуатацией накопителей промышленных отходов, хвостохранилищ, ядомогильников и др.
Наблюдение и контроль за загрязнением воды открытых водоемов в местах ее использования и сброса промышленностью, рыбным хозяйством и другими отраслями.
Обеспечение МЧС, заинтересованных министерств и ведомств, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, городов и районов информацией об экологической обстановке, выбросах и сбросах вредных веществ в окружающую природную среду.
Выявление районов развития опасных геологических процессов (оползней, обвалов и др.); прогнозирование их активизации; установление зон, в которых проведение противооползневых и других мероприятий является первоочередным.
Обеспечение МЧС, заинтересованных министерств и ведомств, хокимов областей, городов и районов геологической информацией о возможном развитии опасных геологических процессов с рекомендациями по рациональному использованию территорий в оползнеопасных районах.
Наблюдение и контроль за загрязнением радиоактивными, химическими и другими токсическими веществами подземных вод.
Совместно с Главгидрометом и Минсельводхозом определение и представление МЧС, местным органам власти перечня поселков и хозяйств, расположенных в опасных зонах, население которых подлежит временной эвакуации или поэтапному переселению на постоянное местожительство в безопасные места.
Согласование отвода земель для вновь строящихся населенных пунктов и объектов; контроль за сохранением устойчивости горных склонов при их освоении.
Формирование компьютерного банка данных по опасным геологическим процессам и оценка ущерба от их воздействия.
См. последующую редакцию.
Организация и осуществление контроля за состоянием химических, взрыво- и других потенциально опасных объектов, прогнозирование возможности возникновения на них аварий и катастроф.
Надзор за разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению техногенных аварий и катастроф, хранению и эксплуатации радиоизотопных приборов.
Обеспечение МЧС, заинтересованных министерств и ведомств, хокимов областей, городов и районов информацией о возникновении на промышленных объектах аварий и катастроф, масштабах, ходе их развития, возможных последствиях и принимаемых мерах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение участия подразделений Военизированных горно-спасательных частей (ВГСЧ) в ликвидации аварий, связанных со взрывами газа и пыли, выбросами и затоплениями в горных выработках, требующих применения средств защиты органов дыхания и специального оснащения.
государственным надзором за состоянием и безопасностью ведения работ в горнорудной, химической, нефтегазодобывающей и перерабатывающей промышленности и на объектах Ташметростроя.
Разработка новых и совершенствование существующих методов проектирования, строительства и эксплуатации объектов в районах с экстремальными условиями, а также методов инженерной защиты территорий от чрезвычайных ситуаций.
Участие в проведении государственной экспертизы градостроительной документации и проектирования строительства объектов в части соблюдения требований СНИП.
Расчет ущерба, причиненного объектам и жилью граждан вследствие чрезвычайных ситуаций, и потребностей в материальных ресурсах, необходимых для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Создание аварийно-спасательных формирований на базе строительных и строительно-монтажных организаций и обеспечение их участия в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах чрезвычайных ситуаций.
Организация научных исследований по проблемам прогнозирования возникновения антропогенных и природных чрезвычайных ситуаций, характерных для экономики и территории республики, эффективности мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения и повышению устойчивости функционирования отраслей и объектов.
Разработка научных основ и методов прогнозирования и сейсмического районирования землетрясений, осуществление комплексных наблюдений за сейсмическими явлениями на территории республики.
Организация поставок продовольствия и товаров первой необходимости для снабжения пострадавшего населения в зонах бедствий и эваконаселения в районах его размещения; обеспечение водой для приготовления пищи в столовых (пунктах питания) для личного состава формирований и пострадавшего населения.
Осуществление мероприятий по защите зерна и продуктов его переработки, продовольствия и других товаров при хранении, технологической переработке, транспортировке и реализации; контроль совместно с Минздравом, другими министерствами (ведомствами) за загрязнением продовольствия и воды радиоактивными веществами, тяжелыми металлами, нитратами и пестицидами сверх установленных предельно допустимых концентраций (ПДК).
Обеззараживание, технологическая переработка или уничтожение не подлежащих обеззараживанию продовольствия и других товаров.
См. предыдущую редакцию.
(абзац в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 мая 2006 г. № 99 — СЗ РУ, 2006 г., №22, ст. 195)
Выявление районов и зон, в которых необходимо проведение противоселевых и противолавинных мероприятий.
Организация и проведение мониторинга загрязнения окружающей природной среды (атмосферы, почвы и поверхностных вод), гидрологического режима и опасности наводнений в поймах и руслах рек.
Обеспечение гидрометеорологической информацией МЧС, заинтересованных министерств и ведомств, Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, городов и районов, предупреждение об экстремально высоких уровнях загрязнения окружающей природной среды.
государственной службой наблюдения и контроля за стихийными гидрометеорологическими явлениями и состоянием окружающей природной среды.
Организация и осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации аварии и катастроф, обусловленных потенциально опасными особенностями производства и технологического процесса.
Прогнозирование возможности возникновения и последствий аварий на подведомственных объектах, повышение устойчивости работы объединений и объектов отрасли при чрезвычайных ситуациях.
Создание локальных систем оповещения и информации на нефте-, газоперерабатывающих и других опасных объектах и прилегающих к ним территориях.
Обеспечение участия ведомственных специализированных формирований в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях на объектах отрасли.
Обеспечение органов управления ГСЧС и населения информацией об авариях и катастрофах на подведомственных объектах, принимаемых мерах, а также порядке действий населения при чрезвычайных ситуациях.
Обеспечение в первоочередном порядке перевозок аварийно-спасательных сил и средств ГСЧС, воинских формирований и грузов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления эвакуационных мероприятий.
Обеспечение безопасности при перевозках взрыво-, пожароопасных грузов и сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ).
Подготовка дорог и дорожных сооружений для перевозок аварийно-спасательных сил и средств в районы чрезвычайных ситуаций.
Организация оповещения по ведомственным сетям органов управления ГСЧС, а также пассажиров об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.
Организация и осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации аварий и катастроф, обусловленных потенциально опасными особенностями производства и технологического процесса.
Прогнозирование возможности возникновения и последствий аварий на химически опасных объектах, повышение устойчивости их работы при чрезвычайных ситуациях.
Создание локальных систем оповещения и информации на химически опасных объектах и прилегающих к ним территориях.
Обеспечение органов управления ГСЧС и населения информацией об авариях и катастрофах, их последствиях, принимаемых мерах и порядке действий населения при чрезвычайных ситуациях.
Обеспечение участия ведомственных специализированных формирований в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях на объектах отрасли.
Осуществление на трастовой контрактно-договорной основе закупа специальной техники, оборудования, приборов и материалов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по заказам Министерства по чрезвычайным ситуациям и Правительства у отечественных и зарубежных товаропроизводителей, коммерческих структур за счет средств заказчика.
Обеспечение населения информацией об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций по радиовещательным станциям и телевидению.
Организация совместно с органами местной власти, заинтересованными министерствами, ведомствами и другими организациями разъяснительной работы среди населения о первоочередных действиях людей, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
Организация по заявкам МЧС, начальников гражданской защиты — Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, городов и районов теле- и радиопередач по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Организация совместно с Минздравом и Обществом Красного Полумесяца специализированных передач по обучению населения первой медицинской взаимо- и самопомощи.
Организация и осуществление мероприятий по безаварийной эксплуатации и безопасности полетов авиационной техники.
Обеспечение в первоочередном порядке доставки в районы чрезвычайных ситуаций и обратно аварийно-спасательных сил и средств ГСЧС, воинских формирований и грузов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение участия поисковых экипажей, поисковых воздушных судов и аварийно-спасательных команд в проведении поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Организация и осуществление мероприятий по безаварийной эксплуатации железнодорожных транспортных средств, обеспечение безопасности при перевозках взрыво-, пожароопасных грузов и СДЯВ.
Обеспечение в первоочередном порядке перевозок аварийно-спасательных сил и средств ГСЧС, воинских формирований, специальной техники и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления эвакуационных мероприятий.
Обеспечение участия пожарных и ремонтно-восстановительных поездов, поездов экстренной медицинской помощи, СЭС и других ведомственных аварийно-спасательных подразделений в ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.
Обеспечение органов управления ГСЧС и населения информацией об авариях и катастрофах на железнодорожном транспорте, возможных последствиях, принимаемых мерах и ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
службой надзора за перевозками железнодорожным транспортом пожаро-, взрывоопасных грузов, химических веществ и СДЯВ.
Обеспечение совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей, городов и районов страхования строений, личного имущества и скота граждан в паводково-, оползне-, селеопасных районах.
Проведение совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям, другими министерствами (ведомствами) и органами здравоохранения подготовки населения по вопросам оказания первой медицинской помощи и ухода за больными и пострадавшими при чрезвычайных ситуациях.
Оказание содействия министерствам, ведомствам, органам местной власти и руководителям предприятий, учреждений и организаций в создании санитарных дружин, их оснащении, подготовке и контроле за состоянием готовности к выполнению возложенных на них задач.
Создание и обучение совместно с органами народного образования и здравоохранения санитарных постов в средних специальных учебных заведениях и общеобразовательных школах.
Организация на контрактной основе обучения сотрудников МВД, прежде всего — государственной автомобильной инспекции, курсантов, водителей и работников дорожно-транспортных служб практике оказания первой медицинской и иной помощи пострадавшим.
Организация совместно с органами здравоохранения специализированных телерадиопередач по обучению населения оказанию первой медицинской помощи, взаимо-, самопомощи и ухода за пострадавшими.
Создание, обучение, оснащение отрядов и других подразделений добровольцев Общества Красного Полумесяца.
Создание системы складов и резервов товаров первой необходимости Общества Красного Полумесяца для оказания помощи населению, пострадавшему от чрезвычайных ситуаций.
См. предыдущую редакцию.
Организация и проведение мониторинга за состоянием гидротехнических сооружений, природными и техногенными воздействиями на них.
Диагностика технического состояния и оценка безопасности гидротехнических сооружений I, II и III классов капитальности водохозяйственных и энергетических объектов.
Организация службы надзора за состоянием безопасности гидротехнических сооружений I, II и III классов капитальности, находящихся в государственной собственности, а также входящих в республиканскую и региональную водохозяйственную и энергетическую системы.
(приложение № 3 дополнено новым разделом в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 ноября 1999 года № 499)