Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 февраля 2021 года № 87 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Узбекистан, утративших свое значение (Указ Президента Республики Узбекистан от 27 сентября 2020 года № УП-6075 «О мерах по улучшению деловой среды в стране путем внедрения системы пересмотра утративших свою актуальность актов законодательства»)».
Во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 31 марта 1997 г. № УП-1740 «О дополнительных мерах по развитию рынка ценных бумаг и расширению участия иностранных инвесторов на фондовом рынке республики», совершенствования механизма управления государственной долей собственности, а также в целях повышения роли акционеров в управлении акционерными обществами Кабинет Министров постановляет:
1. Госкомимуществу Республики Узбекистан совместно с соответствующими министерствами, ведомствами, корпорациями, компаниями, ассоциациями:
в срок до 31 декабря т. г. провести инвентаризацию текущего состояния размещения (реализации) акций в разрезе каждого акционерного общества, образованного в результате приватизации государственных предприятий;
обеспечить, при необходимости, перераспределение в установленном порядке пакетов акций проинвентаризированных предприятий, исходя из положений пункта 1 Указа Президента Республики Узбекистан от 31 марта 1997 года № УП-1740;
выставить неразмещенные в течение установленного законодательством срока (в течение одного года с даты регистрации проспекта эмиссии) доли акций приватизированных предприятий, за исключением акций, оставленных в государственной собственности, для продажи на свободном рынке с участием юридических и физических лиц, в том числе иностранных;
при формировании и реализации программ разгосударствления на 1998 и последующие годы предусматривать в проспектах эмиссии создаваемых акционерных обществ размещение акций в полном соответствии с вышеназванным Указом Президента Республики Узбекистан.
2. Министерству макроэкономики и статистики, Госкомимуществу, Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухнедельный срок внести в Кабинет Министров на утверждение перечень отраслей и хозяйствующих субъектов, в уставном фонде которых за государством сохраняется пакет акций, превышающий 25 процентов.
При этом иметь в виду, что сохранение за государством доли, превышающей 25 процентов акций, допускается только по отраслям и предприятиям, определяющим научно-технический потенциал страны на перспективу, а также обеспечивающим экономическую безопасность Республики Узбекистан.
3. Установить, что в акционерных обществах с государственной долей, превышающей 25 процентов акций, обеспечивается представительство государства в наблюдательном совете в лице назначаемого соответствующим комплексом Кабинета Министров государственного поверенного. Поверенный от имени государства наделяется правом участия в осуществлении руководства деятельностью акционерного общества, в соответствии с долей государства в его уставном фонде.
См. последующую редакцию.
4. Определить, что перераспределение пакетов акций акционерных обществ, указанное в абзаце третьем пункта 1 настоящего постановления, осуществляется на основе увеличения в установленном порядке их уставных фондов путем выпуска дополнительных акций.
При этом увеличение государственной доли в уставном фонде акционерного общества осуществляется за счет:
суммы дивидендов, начисленных на государственную долю акций за весь период существования акционерного общества и оставленных в его распоряжении, проиндексированных на момент увеличения уставного фонда;
средств, предоставленных государством на безвозмездной основе акционерному обществу за весь период его существования для развития материально-технической базы или пополнения собственных оборотных средств, проиндексированных на момент увеличения уставного фонда;
целевых кредитов, выделенных Госкомимуществом на реконструкцию и техническое перевооружение акционерного общества за весь период его существования и не возвращенных на момент увеличения уставного фонда;
средств от приватизации, направляемых в установленном порядке Госкомимуществом Республики Узбекистан на увеличение уставного фонда;
См. предыдущую редакцию.
ранее не включенной в уставный фонд акционерного общества, созданного на базе государственного имущества, стоимости находящихся на его балансе объектов социальной инфраструктуры, не подлежащих передаче Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г.Ташкента в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 26 сентября 1997 г. № 453 «О поэтапном переводе ведомственных объектов социальной сферы на баланс органов государственной власти на местах;
перераспределения собственных акций предприятия, приобретенных и оплаченных им за счет оборотных средств (в том числе акций трудового коллектива), но не размещенных в установленный законодательством срок;
(пункт 4 дополнен абзацами в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 марта 1998 г. № 96)
При этом рекомендовать Госкомимуществу Республики Узбекистан, при необходимости, осуществлять в установленном порядке преобразование в частные предприятия акционерных обществ, не обладающих значительным экономическим потенциалом, по которым износ основных производственных фондов превышает 50 процентов.
5. Госкомимуществу совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан установить жесткий контроль за процессом полного размещения, в соответствии с положениями Указа Президента Республики Узбекистан от 31 марта 1997 года № УП-1740, долей акций, выкупленных самими предприятиями-эмитентами, а в случаях, когда акции приобретались за счет оборотных средств предприятий — за восстановлением указанных средств на счетах предприятий.
Определить, что акционерные общества не могут приобретать собственные акции (за исключением доли трудового коллектива), а инвестиционные институты — регистрировать сделки по их реализации без разрешения Госкомимущества Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
6. Образовать в составе центрального аппарата Министерства финансов Республики Узбекистан управление по контролю за начислением и использованием хозяйствующими субъектами дивидендов по государственной доле имущества, а также соответствующие отделы в составе местных финансовых органов с общей предельной численностью 63 штатные единицы, в том числе центрального аппарата — 11 штатных единиц согласно приложению № 1.
Установить, что расходы по содержанию вновь создаваемых управления и отделов осуществляются за счет средств республиканского бюджета с сокращением на указанную сумму бюджетных ассигнований, предназначенных для центрального аппарата Госкомимущества Республики Узбекистан и его территориальных подразделений.
См. последующую редакцию.
7. Возложить на управление по контролю за начислением и использованием хозяйствующими субъектами дивидендов по государственной доле имущества следующие функции:
См. последующую редакцию.
систематический контроль за правильностью и полнотой начисления дивидендов (доходов) по государственному пакету акций (паев), своевременной их выплатой и поступлением в республиканский бюджет, а также за целевым использованием дивидендов по государственному пакету акций (на техническое перевооружение и реконструкцию) с правом изъятия в установленном порядке в республиканский бюджет дивидендов по государственной доле, использованных не по назначению;
См. последующую редакцию.
создание и ведение электронной базы данных о финансово-экономическом состоянии предприятий, где существует вклад (доля) государства;
См. последующую редакцию.
Министерству финансов совместно с Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан в месячный срок разработать и утвердить порядок контроля за использованием предприятиями дивидендов по государственным паям, пакетам акций.
См. последующую редакцию.
8. Госкомимуществу Республики Узбекистан и его территориальным подразделениям обеспечить представление управлению по контролю за начислением и использованием хозяйствующими субъектами дивидендов по государственной доле имущества и его территориальным отделам информации о приватизированных предприятиях для обеспечения ими своих функциональных задач.
См. последующую редакцию.
Порядок осуществления сделок с акциями приватизируемых предприятий на биржевом и внебиржевом рынках согласно приложению № 2;
См. предыдущую редакцию.
Порядок проведения инвестиционных тендеров по реализации предприятий и акций приватизируемых государственных предприятий согласно приложению № 3;
(абзац третий пункта 9 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 ноября 1998 г. № 477)
См. последующую редакцию.
совместно с Министерством финансов в месячный срок разработать и представить на утверждение Кабинета Министров порядок передачи акций приватизированных предприятий в управление хозяйственным ассоциациям на трастовой основе, в том числе и для формирования уставного фонда;
в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» разработать и внедрить комплекс мер, направленных на обеспечение прав акционеров в решении наиболее важных вопросов деятельности акционерного общества, подотчетности акционерам руководства его исполнительного аппарата.
11. Министерству финансов, Госкомимуществу и Центральному банку Республики Узбекистан в месячный срок внести предложения в Кабинет Министров о порядке инвестирования средств в ценные бумаги нерезидентами Республики Узбекистан, а также вывоза капитала и дивидендов от инвестиций в ценные бумаги.
12. Центру по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан в двухнедельный срок подготовить и утвердить «Положение о лицензировании деятельности хозяйствующих субъектов на рынке ценных бумаг в качестве инвестиционных институтов» и «Положение об экономических нормативах деятельности инвестиционных институтов».
13. Министерству труда Республики Узбекистан в месячный срок разработать и опубликовать рекомендации по правовому регулированию трудовых отношений в акционерных обществах.
14. Академии государственного и общественного строительства при Президенте Республики Узбекистан совместно с Госкомимуществом Республики Узбекистан, начиная с 1997-1998 учебного года, организовать специальные курсы об основах управления в акционерных обществах для руководителей предприятий и их хозяйственных объединений.
15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан В.А. Чжена и министра финансов Республики Узбекистан Д.Б. Сайфиддинова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Кабинета Министров от 18 августа 1997 года № 404
к постановлению Кабинета Министров от 18 августа 1997 года № 404
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Кабинета Министров от 18 августа 1997 года № 404
к постановлению Кабинета Министров от 18 августа 1997 года № 404
См. последующую редакцию.
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О механизме функционирования рынка ценных бумаг», Указом Президента Республики Узбекистан от 31 марта 1997 г. № УП-1740 «О дополнительных мерах по развитию рынка ценных бумаг и расширению участия иностранных инвесторов на фондовом рынке республики» и другими законодательными и нормативно-правовыми актами Республики Узбекистан о рынке ценных бумаг и определяет порядок реализации акций приватизируемых предприятий на биржевых и внебиржевых торгах (кроме аукционов по реализации акций приватизационным инвестиционным фондам, порядок проведения которых регулируется отдельными правовыми актами).
* биржевая торговля — процесс купли-продажи ценных бумаг, совершаемый на фондовой бирже (фондовом отделе товарно-сырьевой или валютной биржи), в порядке и на условиях, определяемых биржей в соответствии с законодательством;
* участники сделки — стороны по сделке или их представители, непосредственно изъявившие или выполняющие поручение заключить сделку и правомочные определять условия ее заключения;
* лот — единица измерения при сделках, устанавливаемая уполномоченным агентом при выставлении и реализации акций от имени Госкомимущества;
См. последующую редакцию.
* сумма сделки — суммарная стоимость всех акций, реализованных (приобретенных) на основании совершенной сделки;
* курсовая стоимость акции (курс акции) — последняя цена сделки, заключенной на биржевом или внебиржевом рынках ценных бумаг (при условии, что количественный объем сделки составляет не менее 5% от общего количества ценных бумаг, выпущенных эмитентом), если иной способ определения не установлен правилами биржевых и внебиржевых торгов;
* уполномоченный агент Госкомимущества по выставлению акций приватизируемых предприятий на торги (уполномоченный агент) — Центр по координации и контролю за функционированием рынка ценных бумаг при Госкомимуществе Республики Узбекистан (далее — Центр) или иной уполномоченный Госкомимуществом орган;
См. последующую редакцию.
* коэффициент торговой активности — показатель, равный отношению количественного объема продаж акций инвестиционным посредником (брокером) к общему количественному объему выставления акций за последний календарный месяц, определяемый по акциям, выставленным на биржевые торги по поручению уполномоченного агента.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
2.1. Основание для выставления на биржевые и внебиржевые торги акций приватизируемых предприятий является решение (приказ) Госкомимущества или уполномоченного им органа об утверждении:
— проспекта эмиссии акций с определением пакетов государственной доли (не более 25% от уставного фонда эмитента), доли трудового коллектива (не более 26%), иностранного инвестора (не менее 25%), а также доли свободной продажи (или иного распределения пакетов акций в соответствии с решениями Кабинета Министров);
— протокола проведения конкурса заявок (тендера) на право выставления акций приватизированных предприятий (в соответствии с приложением № 1).
2.2. Реализация долей (за исключением доли государства), распределенных по проспекту эмиссии и не выкупленных, осуществляется по истечении одного года после регистрации выпуска ценных бумаг. Реализация государственной доли акций, осуществляется после принятия соответствующего решения Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
2.3. В отдельных случаях Кабинет Министров Республики Узбекистан может принимать решение об особом порядке разделения пакета акций создаваемых акционерных обществ с участием иностранных инвесторов на условиях тендера.
2.4. Реализация акций на биржевом и внебиржевом рынках осуществляется лотами в зависимости от количества выделяемых акций:
2.4.1. В случае превышения количества акций в 1 лоте 35 и более процентов от уставного фонда эмитента, лот дополнительно делится.
3.1. Все платежи по сделкам производятся на расчетный счет Госкомимущества или организации, уполномоченной Госкомимуществом на проведение расчетно-клиринговых операций с ценными бумагами.
3.2. При реализации акций на внебиржевом рынке ценных бумаг для заключения сделки в качестве гарантии покупатель обязан депонировать денежные средства на расчетном счете Госкомимущества или его территориальных управлений. Минимальный размер депонируемых средств должен быть не менее 30% от суммы сделки.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
3.3. При реализации акций на биржевом рынке брокер, выступающий от имени инвестора, не имеет права давать заявку на приобретение акций по цене, если размер фактически задепонированных покупателем средств окажется ниже 30% от суммы зафиксированной сделки с акциями.
В противном случае брокер-покупатель несет полную ответственность по осуществлению всех необходимых платежей.
3.4. Денежные средства депонируются на основании настоящего Положения на срок не более 15 банковских дней.
Покупатель ценных бумаг имеет право депонировать средства как с указанием наименования эмитента, так и без указания последнего.
3.5. После заключения сделки по купле-продаже акций покупатель ценных бумаг обязан оплатить остаток средств по договору купли-продажи в течение указанного законодательством срока.
См. последующую редакцию.
3.6. В случае аннулирования сделки по вине покупателя продавец ценных бумаг имеет право на самостоятельное удержание из депонированных денежных средств понесенных убытков по оплате комиссионного сбора фондовой бирже и выплате вознаграждения брокеру, а также предусмотренных договором штрафных санкций с дальнейшим возвратом покупателю оставшихся средств.
3.7. В случае незаключения сделки после истечения срока депонирования денежных средств Госкомимущество или его территориальное управление, принявшее средства на депонирование, возвращает покупателю депонированные средства в течение 5 банковских дней.
См. последующую редакцию.
б) пакеты акций иных долей, не имеющих ограничений Кабинета Министров Республики Узбекистан, после истечения срока размещения, определенного в проспекте эмиссии акций.
Реализация пакетов акций приватизируемых предприятий на биржевом рынке и проведение расчетов по сделкам осуществляются в следующем порядке:
* для выставления на биржевые торги пакетов акций приватизируемых предприятий, сумма которых по номинальной стоимости превышает 500 минимальных размеров заработной платы, проводится конкурс заявок среди инвестиционных посредников на право выставления (приложение № 1) с последующим заключением между Госкомимуществом и брокером договоры-поручения на реализацию пакета акций (приложение № 2);
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
* договоры-поручения на реализацию пакетов акций, сумма которых по номинальной стоимости составляет менее 500 минимальных размеров заработной платы, выдаются уполномоченным агентом брокерам с наибольшим коэффициентом торговой активности;
См. предыдущую редакцию.
* продолжительность резервирования за брокерами пакетов акций, предназначенных для продажи, составляет 15 рабочих дней (с правом последующей пролонгации уполномоченным агентом, но не более 2-х раз). По истечении этого срока заключенные договоры-поручения подлежат бесспорной отмене в неисполненной части (т. е. по нереализованному количеству акций), а нереализованные ценные бумаги подлежат восстановлению на счете Депо Госкомимущества в Центральном депозитарии;
См. последующую редакцию.
(абзац седьмой пункта 4.1 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 мая 1999 г. № 263)
* после заключения сделки и поступления платежных средств на расчетный счет продавца, Госкомимущество обязано выплатить комиссионные фондовой бирже в размере, установленном биржевыми правилами, в течение 5 банковских дней.
* договоры-поручения на реализацию пакета акций заключаются с брокерами без проведения конкурса заявок (тендера) в случае привлечения ими реального покупателя — потенциального инвестора и депонирования 100% суммы акций по номинальной стоимости на расчетном счете Госкомимущества, а также обеспечения поступления оставшихся платежных средств точно в указанные законодательством сроки.
См. последующую редакцию.
4.2. Регистрация сделок на биржевом рынке ценных бумаг осуществляется соответствующими структурами фондовой биржи в день заключения сделки на торгах.
4.3. Взаимодействие участников рынка при размещении акций приватизируемых предприятий через фондовую биржу осуществляется в соответствии со схемой согласно приложению № 3.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
5.1. Пакеты акций приватизируемых предприятий реализуются юридическим и физическим лицам на внебиржевом рынке путем организации инвестиционных, тендерных торгов либо системы электронных торгов, формируемой участниками рынка ценных бумаг на условиях публичного аукциона в соответствии с законодательством.
См. последующую редакцию.
(пункт 5.1 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 мая 1999 г. № 263)
5.2. Организатором тендера является Госкомимущество Республики Узбекистан или уполномоченный им орган, который определяет условия и сроки проведения тендера.
См. последующую редакцию.
5.3. На тендерных торгах могут участвовать любые юридические и физические лица, имеющие право принимать участие в тендере согласно условиям проведения и предоставившие организатору тендера заявку на участие.
5.4. В случае наличия нескольких заявок на один и тот же пакет акций участник—победитель тендера становится стороной сделки;
5.5. Размещение пакетов акций приватизируемых предприятий на внебиржевом рынке и проведение расчетов по заключенным сделкам осуществляется следующим образом:
См. предыдущую редакцию.
пакеты акций приватизируемых предприятий, выставляемые на внебиржевые инвестиционные, тендерные либо электронные торги, организованные участниками рынка ценных бумаг на условиях аукциона в соответствии с законодательством, резервируются Центральным депозитарием на счете «Депо» Госкомимущества или его территориальных управлений на основании письменного поручения уполномоченного агента;
См. последующую редакцию.
(абзац второй пункта 5.5 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 мая 1999 г. № 263)
* в случае невыявления победителя тендера тендер может быть отложен на более поздний срок. Не выкупленные победителем тендера в течение установленного организатором тендера срока акции выставляются Госкомимуществом на биржевые торги;
* договоры купли-продажи предоставляются в депозитарий после заключения сделки. По истечении срока действия заключенные договоры купли-продажи подлежат бесспорной отмене в неисполненной части;
* после оплаты заключенной сделки и при наличии оплаты покупателем депозитарных услуг (регистрация сделки, перевод по счетам «Депо» и т. д.) уполномоченный агент обязан произвести перевод акций на счет покупателя в течение 5 рабочих дней;
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
5.6. Регистрация внебиржевой сделки производится инвестиционными институтами в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.
(пункт 5.6 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 мая 1999 г. № 263)
5.7. Порядок реализации доли акций трудовому коллективу приватизируемого предприятия определяется Госкомимуществом.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
6.1. Уполномоченным агентом Госкомимущества по выставлению акций приватизируемых предприятий на торги является Центр или иной уполномоченный Госкомимуществом орган.
См. последующую редакцию.
выступать уполномоченным агентом Госкомимущества по организации размещения первичной эмиссии ценных бумаг акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных предприятий, на местном и международном фондовых рынках;
проведение тендеров среди инвестиционных институтов на право первичного размещения ценных бумаг на биржевом и на внебиржевом рынках;
См. последующую редакцию.
представление в Госкомимущество еженедельно информации по итогам проведенных торгов на биржевом и внебиржевом рынке ценных бумаг.
определять цену предложения акций с учетом конъюнктуры рынка и хода выполнения заданий правительства по реализации акций;
См. последующую редакцию.
6.4. Цена предложения акций на внебиржевом рынке устанавливается Госкомимуществом или уполномоченным им агентом. Акции приватизируемых предприятий не могут быть реализованы ниже номинальной стоимости.
7.2. Уполномоченный агент до выставления акций на продажу обеспечивает равный доступ инвесторов как к первичной информации об эмитентах, так и к эмитируемым ими ценным бумагам.
См. последующую редакцию.
7.3. Не позднее, чем за 15 дней до выставления на торги акций приватизируемых предприятий, уполномоченным агентом публикуется информация об эмитентах (наименования и юридические реквизиты акционерных обществ, пакеты акций, выставляемые на продажу и другие необходимые сведения).
См. последующую редакцию.
8.1. Продавец или покупатель, или их представители (инвестиционные институты) не имеют право заключать сделки, выступать сторонами по договору купли-продажи и подписывать его, в случае, если итоги сделок приведут к нарушению установленных законодательством порядков и норм.
8.2. Инвестиционный институт, выступающий регистратором при совершении сделок, обязан не регистрировать сделки, если они произведены с нарушениями законодательства или итоги сделок приведут к нарушению установленных законодательством порядков и норм.
* не регистрировать сделки и не осуществлять перевод по счетам «Депо», если сделки произведены с нарушениями законодательства или итоги сделок приведут к нарушению установленных законодательством порядка и норм;
* немедленно сообщить в Центр об обращении участников рынка ценных бумаг, инвесторов зарегистрировать сделку, осуществлять перевод по счетам «Депо», результат которого приведет к нарушению установленных законодательством порядка и норм.
8.4. Все участники сделки обязаны извещать Центр о фактах нарушения действующего законодательства в 2-дневный срок с момента их выявления.
* надлежащим образом осуществлять функции хранения и ведения записей по счетам депонентов, внесения обоснованных изменений в них;
* осуществлять резервирование акций приватизируемых предприятий, выставляемых на продажу на основании договоров-поручений между инвестиционными посредниками и уполномоченным агентом;
См. последующую редакцию.
* осуществлять перевод акций по счетам «Депо» от продавца к покупателю после подтверждения полной оплаты и только по распоряжению уполномоченного агента.
См. последующую редакцию.
9.2. Уполномоченный Госкомимуществом коммерческий банк (или иная специализированная организация) по проведению расчетно-клиринговых операций обязан:
* принимать к исполнению подготовленные при определении взаимных обязательств платежные средства и бухгалтерские документы на основании их договоров с участниками рынка ценных бумаг, для которых производятся расчеты;
* обеспечить сверку условий договоров купли-продажи ценных бумаг (при их заключении) на предмет платежеспособности покупателя, наличия реализуемых ценных бумаг у продавца и соответствия иных параметров сделки;
* оперативно обобщать результаты совершаемых сделок и информировать уполномоченного агента о текущем состоянии конъюнктуры рынка ценных бумаг;
См. последующую редакцию.
* обеспечить своевременность исполнения сделок путем взаимозачета обязательств по поставке ценных бумаг и осуществления платежей сторонами сделки.
* обеспечить необходимые условия для нормального обращения ценных бумаг, определения их рыночных цен и надлежащего распространения информации о них, поддержания высокого уровня профессионализма участников рынка ценных бумаг;
* проводить экспертизу выставляемых ценных бумаг, предусматривающую анализ соответствия финансово-хозяйственных и иных показателей эмитентов установленным биржей требованиям, оценку деловой репутации эмитента и других сведений, дающих информацию о его финансовой надежности;
* постоянно вести биржевой листинг выставляемых на торги ценных бумаг, который включает в себя список котируемых акций финансово-устойчивых эмитентов;
* осуществлять котировку ценных бумаг (определять курс акций, минимальную и максимальную цены, изменения в курсовой стоимости и т. д.) на основании итогов биржевых торгов с ценными бумагами;
* проводить обучение операторов биржевых торгов (трейдеров), представляющих инвестиционные институты;
См. последующую редакцию.
10.1. В случае превышения срока оплаты акций, предусмотренного законодательством, уполномоченный агент обязан признать договор купли-продажи недействительным и сообщить о признании договора недействительным регистратору сделки для внесения соответствующей записи в регистр.
См. предыдущую редакцию.
Регистратор сделки после получения заявления уполномоченного агента о недействительности сделки либо решения суда о ее расторжении после внесения соответствующей записи обязан в двухдневный срок сообщить об этом Центральному депозитарию для восстановления акций на счете Госкомимущества.
(абзац второй пункта 10.1 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 мая 1999 г. № 263)
10.2. В случае, если покупатель акций не оплатил сумму сделки в течение 5 банковских дней со дня заключения сделки, договор купли-продажи аннулируется, и виновная сторона оплачивает другой стороне штраф в размере 12 процентов от суммы сделки.
См. последующую редакцию.
10.3. За невыполнение, неполное и (или) несвоевременное выполнение требований настоящего Положения, а также в случае нарушения действующего законодательства, участники сделки несут ответственность в порядке, установленном законодательством.
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Порядку осуществления сделок с акциями приватизируемых предприятий на биржевом и внебиржевом рынках
к Порядку осуществления сделок с акциями приватизируемых предприятий на биржевом и внебиржевом рынках
1. В целях поощрения конкуренции на рынке ценных бумаг, создания равных условий для всех инвестиционных посредников в получении права выставления на торгах Республиканской фондовой биржи «Тошкент» акций приватизированных предприятий уполномоченный агент Госкомимущества проводит конкурс заявок брокерских контор на приобретение права продажи акций приватизированных предприятий.
2. Заявки для участия в конкурсе подаются уполномоченному агенту брокерскими конторами, изъявившими желание выставить от имени Госкомимущества пакет акций приватизированных предприятий.
3. На конкурс выставляются заявки на продажу пакетов акций акционерных обществ по списку, утвержденному уполномоченным агентом.
Информация по данному списку раскрывается не менее, чем за одну неделю до проведения конкурса, и освещается на специальных стендах в здании Республиканского биржевого центра.
5. Стартовая цена приобретения одной заявки равна размеру двух минимальных заработных плат. Размер шага при конкурсе устанавливается в размере 10% стартовой цены. Ведущий имеет право повысить размер шага при наличии аукциона.
* ведущий объявляет начальную стартовую цену первой заявки. Участник аукциона, желающий приобрести заявку по данной цене, поднимает свой номер, после чего ведущий фиксирует голосом этот номер до трех раз. В случае, если никто из участников не поднимает цену, на счет «три» сделка считается заключенной, что фиксируется ударом в биржевой гонг;
* при наличии нескольких участников на одну заявку ведущий объявляет аукцион и размер шага. Участник, предложивший наибольшую цену приобретения заявки, становится стороной сделки.
10. Брокерские конторы после конкурса в течение одного дня должны оформить по установленной форме договоры-поручения на продажу пакета акций с Центром или его территориальными отделами.
11. Инвестиционный посредник, приобретший право выставления на торги акций приватизированных предприятий, в порядке, установленном настоящими Правилами:
См. предыдущую редакцию.
* зарезервировать в установленный срок в Центральном депозитарии пакет акций, право на выставление которых он приобрел.
(абзац третий пункта 11 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 мая 1999 г. № 263)
* выставить на продажу в установленные в договоре-поручении сроки на торги РФБ «Тошкент» весь пакет акций, право на продажу которого им приобретено;
* при заключении сделки купли-продажи осуществлять действия в интересах и в соответствии с поручениями уполномоченного агента.
* при истечении срока резервирования в обязательном порядке восстановить пакет акций на счете «Депо» Госкомимущества;
* выступать продавцом пакета акций, право на которое им приобретено и, одновременно, покупателем пакетов акций, выставляемых на бирже другими инвестиционными посредниками;
* переуступить право на продажу третьему лицу без согласия уполномоченного агента и Республиканской фондовой биржи «Тошкент», но с обязательным уведомлением до выставления на торги.
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Порядку осуществления сделок с акциями приватизируемых предприятий на биржевом и внебиржевом рынках
к Порядку осуществления сделок с акциями приватизируемых предприятий на биржевом и внебиржевом рынках
Госкомимущество Республики Узбекистан, именуемое в дальнейшем «Клиент», в лице первого заместителя председателя _____________________, действующего на основании Положения, с одной стороны, и _________________ БК № __, именуемая в дальнейшем «Брокер», в лице ____________________, действующего на основании Устава и лицензии №__ от «__» ________ 199__г., с другой стороны, подписали настоящий договор о нижеследующем:
1.1. Клиент поручает, а Брокер обязуется заключить в течение 15 рабочих дней со дня подписания настоящего договора (с правом пролонгации, но не более чем 2 раза) в соответствии с условиями настоящего договора, «Правилами осуществления операций с ценными бумагами на РФБ «Тошкент» и «Положением о порядке выставления акций приватизированных предприятий на биржевые и внебиржевые торги» сделку от имени и за счет Клиента по продаже следующих акций:
1.3. Срок передачи акций — в течение 5 дней после поступления денежных средств на расчетный счет Клиента.
1.5. Гарантии, которые необходимо затребовать от Брокера-Покупателя при заключении сделки на внебиржевом рынке: выписка о депонировании денежных средств на расчетный счет Клиента или долговых обязательств в уполномоченные банки в размере не менее 30% от суммы сделки.
2.1.1. В течение двух дней после подписания настоящего договора дать заявку на РФБ «Тошкент» о выставлении на продажу акций, указанных в договоре.
2.1.2. Сообщать Клиенту о ходе выполнения поручения, в том числе о совершении сделки в течение суток с момента ее заключения путем представления письменного сообщения в 2-х экземплярах (гарантии покупателя, отчет брокера) и документа, подтверждающего фактическое депонирование средств в соответствии с п. 1.5 настоящего договора.
2.1.3. В договоре купли-продажи предусмотреть условия, изложенные в разделе первом настоящего договора, а также:
* указать, что он считается полностью исполненным с момента поступления денежных средств за проданные акции на счет Клиента;
* предусмотреть особые условия о праве продавца, в случае аннулирования сделки по вине покупателя, на самостоятельное удержание из депонированных денежных средств понесенных убытков по оплате комиссионного сбора фондовой бирже и выплате вознаграждения Брокеру, а также предусмотренных договором штрафных санкций с дальнейшим возвратом покупателю оставшихся средств.
2.1.4. В случае не заключения сделки в установленный срок немедленно восстановить пакет акций, зарезервированный на основании настоящего договора, на счете «Депо» Госкомимущества.
2.2.2. Требовать причитающегося ему по договору вознаграждения после надлежащего исполнения поручения;
2.3.1. Выплатить Брокеру при надлежащем исполнении поручения вознаграждение в размере 1 процента от суммы заключенной сделки и дополнительно премию в размере 5 процентов от превышения цены сделки над ценой предложения;
См. предыдущую редакцию.
(подпункт 2.3.2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 ноября 1998 г. № 477)
2.4.3. Аннулировать заключенный Брокером договор в случае не поступления в срок денежных средств за проданные Брокером ценные бумаги.
3.1. В случае ненадлежащего исполнения Брокером условий поручения, изложенных в настоящем договоре, он возмещает Клиенту понесенные убытки, в том числе:
* при невыполнении п. 1.5 настоящего договора Брокер несет ответственность по осуществлению всех платежей, предусмотренных выплате из депонируемых средств;
* при просрочке подачи заявки на торги РФБ «Тошкент» на Брокера налагается пеня в размере 0,2 процента от суммы поручения за каждый день просрочки;
при просрочке восстановления на счете Госкомимущества зарезервированнных акций после истечения срока исполнения настоящего договора на Брокера налагается пеня в размере 0,2 процента от суммы поручения за каждый день просрочки;
* при нарушении Брокером срока, установленного в части 3 п. 6.2 настоящего договора, на Брокера налагается пеня в размере 0,2 процента от суммы поручения за каждый день просрочки;
3.2. В случае невыплаты Клиентом вознаграждения Брокеру на Клиента налагается пеня в размере 0,2 процента от суммы поручения за каждый день просрочки.
4.1. По предоставлению Брокером документов согласно п. 2.1.2 настоящего договора Клиент в течение пяти банковских дней обязуется произвести оплату вознаграждения Брокеру в размере 1 процента от суммы заключенной сделки и дополнительно в размере 5 процентов от превышения цены сделки над ценой предложения.
5.2. В случае, если стороны не достигли взаимного соглашения, споры разрешаются в соответствии с действующим законодательством.
6.1. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует в течение 15 дней. По соглашению сторон договор может быть пролонгирован на такой же срок, но не более 2-х раз.
* при отказе Брокера от поручения, предоставляемого Клиенту в письменной форме, в течение 2-х дней после подписания настоящего договора;
7.1. Договор-поручение предоставляет Брокеру право зарезервировать акции в депозитарии на срок, предусмотренный в п. 6.1 настоящего Договора, для выставления их на торги РФБ «Тошкент».
7.2. Копии договора купли-продажи и отчета Брокера с приложениями должны быть предоставлены в Главное финансовое управление Госкомимущества Республики Узбекистан.
КЛИЕНТ: | БРОКЕР: |
Госкомимущество Республики Узбекистан | |
Адрес: г. Ташкент, Узбекистанская ул., 53 | _________________________________________ |
Р/счет 2150600500100004001 в РКЦ ТашГоруправления |
|
ЦЕННЫЕ БУМАГИ г. Ташкента МФО 00014 |
|
М.П. | М.П. |
_____________________ | _____________________ |
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к Порядку осуществления сделок с акциями приватизируемых предприятий на биржевом и внебиржевом рынках
к Порядку осуществления сделок с акциями приватизируемых предприятий на биржевом и внебиржевом рынках
См. предыдущую редакцию.
(схема в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 мая 1999 г. № 263)
1. Передача прав по размещению акций приватизируемых предприятий уполномоченному государством агенту по реализации государственных активов в виде ценных бумаг.
2, 2а. Оповещение уполномоченным агентом инвесторов через средства массовой информации об эмитентах, чьи пакеты акций выставляются на торги.
3. Проведение конкурса заявок среди инвестиционных посредников на право выставления акций приватизируемых предприятий на торги. Заключение договоров-поручений на выставление акций приватизируемых предприятий на биржевые торги с инвестиционным посредником (брокером) на основании итогов проведения конкурса заявок. Договор-поручение заключается на 15 рабочих дней с правом последующей пролонгации, но не более двух раз.
5. Заключение договора-поручения на покупку акций приватизируемого предприятия между инвестором (покупателем) и инвестиционным посредником (брокером).
6. Предварительное депонирование покупателем денежных средств в размере не менее 30% от предполагаемой суммы сделки в Расчетно-клиринговой палате.
6а. Оплата оставшейся суммы сделки и комиссионных платежей инвестором в течение срока, установленного законодательством (5 дней).
заключение договора купли-продажи между инвестиционными посредниками от имени Госкомимущества и от имени инвестора.
См. предыдущую редакцию.
8, 8а. Поручение на перевод ценных бумаг со счета Госкомимущества на счет инвестора и оплата комиссии Центральному депозитарию.
(пункт 8.8а в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 мая 1999 г. № 263)
9. Перевод акций со счета депо Госкомимущества на счет депо инвестора после полной оплаты суммы сделки.
11. Оплата вознаграждения брокеру продавца в размере 1% от суммы сделки и дополнительно 5% от суммы превышения цены сделки над ценой предложения.
14. Оплата вознаграждения брокеру покупателя, согласно договору-поручению между инвестором и брокером.
См. последующую редакцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к постановлению Кабинета Министров от 18 августа 1997 года № 404
к постановлению Кабинета Министров от 18 августа 1997 года № 404
См. предыдущую редакцию.
(наименование приложения № 3 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 ноября 1998 г. № 477)
См. предыдущую редакцию.
1. Настоящий Порядок определяет порядок, условия подготовки, объявления и проведения тендеров по реализации потенциальным инвесторам предприятий и акций приватизируемых предприятий.
(пункт 1 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 ноября 1998 г. № 477)
См. предыдущую редакцию.
2. Система тендера на приобретение предприятий и акций приватизируемых предприятий представляет собой способ выбора на конкурсной основе стратегического инвестора, выкупающего оговоренный пакет акций приватизируемого предприятия и гарантирующего выполнение представленного им инвестиционного проекта (по реконструкции и развитию предприятия, его финансовой реструктуризации).
(пункт 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 ноября 1998 г. № 477)
тендер — конкурсная форма отбора стратегического инвестора, представляющая собой соревнование представленных претендентами инвестиционных предложений с точки зрения их соответствия критериям содержания тендерной документации;
См. предыдущую редакцию.
предмет тендера — выкупная цена предприятия (пакета акций), в том числе с условием инвестиционных обязательств или без таковых;
(абзацы третий и четвертый пункта 3 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 ноября 1998 г. № 477)
участник тендера (претендент) — юридические и физические лица или их объединения, допущенные к участию в конкурсе согласно условиям тендера;
организатор тендера — Госкомимущество Республики Узбекистан или орган, уполномоченный им на проведение тендера;
тендерная документация — комплект документов, состоящий из уведомления о проведении тендера, правил проведения тендера и информационного меморандума, который содержит исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках объекта и предмете тендера, а также об условиях и процедуре тендера;
тендерная комиссия — постоянный или временный орган, создаваемый организатором для организации и проведения тендера;
тендерное предложение — предложение заключить договор в отношении конкретного предмета тендера на условиях, определяемых в тендерной документации.
В открытом тендере принимают участие все изъявившие желание юридические и физические лица — резиденты и нерезиденты Республики Узбекистан.
Закрытый тендер проводится с участием заранее определенных организаций и предприятий республики, иностранных предприятий и фирм, которым направляются специальные извещения.
5. Объекты и предметы тендера, круг участников и способ проведения тендера определяются решением Кабинета Министров Республики Узбекистан.
6. Подготовка тендера осуществляется организатором тендера или по его поручению специально создаваемой тендерной комиссией. В состав тендерной комиссии включаются представители объекта тендера, а также на контрактной основе независимые специалисты, эксперты, консультанты.
Состав тендерной комиссии утверждается организатором. Количественный состав комиссии должен быть не менее 7 человек.
Тендерная документация должна быть составлена таким образом, чтобы все претенденты понимали ее одинаково. При описании работ должны применяться общепринятые обозначения и наименования.
8. При проведении открытого тендера объявление публикуется в средствах массовой информации, а также путем рассылки предложений непосредственно потенциальным претендентам.
См. предыдущую редакцию.
9. Объявление об открытом тендере должно быть опубликовано не менее, чем за 3 месяца до проведения тендера, и не менее, чем в 3-х республиканских периодических изданиях, и должно содержать основные необходимые сведения о предмете и объекте тендера и источнике получения дополнительной информации.
См. последующую редакцию.
(пункт 9 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 ноября 1998 г. № 477)
10. При проведении закрытого тендера организатор или его представитель предварительно отбирает будущих претендентов и посылает им информационное письмо с предложением принять участие в предстоящем тендере. В этом случае объявление о тендере в печати не публикуется.
11. При проведении закрытого тендера количество участников определяется тендерной комиссией, но должно быть не менее 3 участников.
12. Порядок и сроки представления тендерного предложения претендентами определяются тендерной документацией. Кроме заполненной тендерной документации также представляются сведения о предприятии (организации), его производственных и финансовых возможностях, перечень аналогичных проектов, ранее реализованных этим предприятием (организацией), и другие сведения.
13. Тендерные предложения, поступившие после установленного срока, не рассматриваются. Дата отправки тендерного предложения определяется по почтовому штемпелю.
14. Претендент имеет право отозвать свое предложение до установленного срока начала рассмотрения тендерных предложений комиссией, сообщив об этом письменно или по факсу.
1-й тур: оценка соответствия тендерных предложений определенным в тендерной документации требованиям по оформлению документов и приоритетным направлениям развития объекта тендера. Предложения, представленные не по форме и не допущенные на второй тур, отдельно перечисляются в протоколе тендерной комиссии с указанием причин, по которым они были отклонены;
2-й тур: экспертная оценка и выбор наиболее перспективных тендерных предложений. Для оценки поступивших предложений организатором тендера для работы в тендерной комиссии могут дополнительно привлекаться эксперты;
3-й тур: согласование основных параметров прав и обязательств сторон по реализации инвестиционного проекта. При рассмотрении тендерных предложений тендерная комиссия в соответствии с критериями оценки, отраженными в тендерной документации, отбирает наиболее подходящие предложения двух-трех организаций и проводит с ними переговоры.
16. Итоги 3 тура и выбор победителя тендера производится на основании заключения экспертов согласно заранее выработанным тендерной комиссией критериям, позволяющим количественно оценить качество каждого проекта, и должны быть согласованы с Правительством Республики Узбекистан.
17. По результатам каждого тура оформляется протокол, закрепленный подписями всех членов тендерной комиссии, утвержденный организатором тендера.
18. Тендерная комиссия обязана сообщить претендентам об отклонении тендерных предложений с указанием причины отклонения после каждого тура.
20. При наличии ошибок, выявленных при проверке тендерной документации, тендерная комиссия может предоставить претенденту возможность внести поправки в документацию.
21. С победителем тендера заключается договор на приобретение предмета тендера. Этот договор в обязательном порядке должен содержать обязательства сторон по реализации инвестиционного проекта.
23. При проведении открытого тендера с неограниченным числом участников тендерная документация представляется претендентам, как правило, за плату в размере, устанавливаемом организатором тендера.
24. При проведении закрытого тендера с ограниченным числом участников претендент до представления комиссии тендерной документации вносит залог, который не может быть истребован обратно до истечения установленного условиями тендера срока.
В случае выигрыша тендера залог включается в сумму договора, при проигрыше возвращается претенденту.
Размер залога определяется организатором тендера и составляет 3—7% от общей суммы предполагаемой сделки.
25. Претенденты теряют гарантийную залоговую сумму в случае отзыва предложений без основания до истечения оговоренного условиями тендера срока, а также в случае отказа от заключения договора при выигрыше тендера.
26. Претензии, возникающие по результатам тендера, и споры о признании результатов тендера недействительными рассматриваются судебными органами в порядке, установленном действующим законодательством.
27. Организатор, тендерная комиссия и другие участники торгов несут ответственность за соблюдение установленных настоящим Положением правил и процедур по проведению тендера и за объективность результатов тендера в порядке, установленном действующим законодательством.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Порядку проведения тендеров по реализации акций приватизируемых государственных предприятий
к Порядку проведения тендеров по реализации акций приватизируемых государственных предприятий
См. предыдущую редакцию.
(наименование приложения в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 ноября 1998 г. № 477)
1. Утверждение списка предприятий, определение пакетов акций, которые будут реализованы посредством проведения тендера, круга потенциальных инвесторов.
2. Создание группы по подготовке и проведению тендера, тендерной комиссии, определение срока проведения тендера.
4. Распространение тендерной документации через средства массовой информации или прямыми рассылками среди потенциальных инвесторов.
5. Разработка инвестиционных программ и тендерных предложений, представление их в тендерную комиссию.
1-й тур — оценка соответствия тендерных предложений требованиям организатора и приоритетным направлениям развития объекта тендера. Отсеивание не прошедших 1-й тур с указанием причин отклонения их предложений;
2-й тур — экспертная оценка согласно заранее выработанным тендерной комиссией критериям и выбор 2-х наиболее перспективных тендерных предложений;
3-й тур — согласование основных параметров проекта, прав и обязательств сторон и выбор победителя тендера.
7. Представление в ГКИ наиболее привлекательных тендерных предложений, прямые переговоры ГКИ авторами предложений и уточнение деталей и обязательств сторон по реализации представленной инвестиционной программы.
8. Согласование с правительством планируемой к реализации предмета тендера инвестиционной программы и обязательств сторон по реализации инвестиционной программы.
9. Подписание договоров о продаже предмета тендера, о реализации инвестиционной программы, мониторинг исполнения инвестиционной программы.
См. последующую редакцию.