В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 6 июля 2021 года № УП-6257 «О мерах по созданию среды нетерпимого отношения к коррупции, кардинальному сокращению коррупционных факторов в государственном и общественном управлении, а также широкому вовлечению общественности в этот процесс», а также в целях эффективной организации реализации мер по противодействию коррупции:
1. Внедрить с 1 сентября 2021 года порядок, предусматривающий прием на работу в органы государственной власти и управления, на государственные унитарные предприятия и в учреждения, а также организации с государственной долей более 50 процентов (далее — государственные органы и организации) путем открытого конкурса, а также обеспечение наблюдения за проводимыми конкурсными испытаниями в сети Интернет в режиме реального времени.
Агентству развития государственной службы совместно с Министерством юстиции в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения о внедрении механизма периодичной ротации руководителей подразделений по работе с кадрами, хозяйственной работе, финансово-экономических подразделений, структур, наделенных контрольными функциями, государственных органов и организаций, а также иных механизмов предупреждения злоупотреблений.
2. Министерству юстиции совместно с Генеральной прокуратурой и другими заинтересованными ведомствами в срок до 1 октября 2021 года внести в Кабинет Министров проект закона, предусматривающего признание недействительными договоров, заключенных с допущением коррупции, в том числе конфликта интересов, а также определение правовых последствий участия государственных служащих в предпринимательской деятельности.
3. Организовать с 1 октября 2021 года деятельность подразделений внутреннего антикоррупционного контроля во всех государственных органах и организациях, в том числе в Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента, в рамках действующих штатных единиц.
Установить, что подразделения внутреннего антикоррупционного контроля являются ответственными за принятие мер по раннему выявлению и предупреждению фактов коррупции, устранению их причин и условий, недопущению конфликта интересов и формированию нетерпимого отношения к коррупции.
4. Определить, что руководители подразделений внутреннего антикоррупционного контроля принимаются на работу путем открытого конкурса, проводимого государственными органами и организациями совместно с Агентством по противодействию коррупции (далее — Агентство), освобождаются от должности — по согласованию с Агентством.
Агентству совместно с Министерством юстиции в двухмесячный срок утвердить Типовое положение о деятельности подразделений внутреннего антикоррупционного контроля.
5. Внедрить с 1 августа 2021 года практику обязательного открытого опубликования результатов тендеров (отбора), проводимых в сфере государственных закупок, в целях обеспечения прозрачности и законности, а также пресечения фактов коррупции в сфере государственных закупок.
Министерству финансов совместно с Агентством и Министерством юстиции в двухмесячный срок разработать условия по противодействию коррупции, подлежащие включению в договора, заключаемые в рамках государственных закупок, а также установить порядок проверки партнеров (контрагентов) по государственным закупкам, осуществляемым в форме тендера (отбора).
6. Агентству с 1 декабря 2021 года внедрить практику опубликования по итогам каждого года рейтинга по оценке эффективности деятельности по противодействию коррупции во всех государственных органах и организациях, включая органы государственной власти на местах.
в срок до 1 декабря 2021 года принять меры по формированию базы данных по декларациям о доходах и имуществе, созданию электронной информационной системы их обработки и проверки, в 2022 году — интеграции указанной базы с базами данных налоговых и таможенных органов, а также государственного кадастра и другими соответствующими органами;
в срок до 1 января 2022 года запустить Электронную систему оценки коррупционных рисков, интегрированную с информационными системами и базами данных соответствующих министерств и ведомств посредством межведомственной сети передачи данных Электронного правительства.
8. Антимонопольному комитету совместно с Министерством юстиции, Государственным налоговым комитетом, Счетной палатой, Агентством по управлению государственными активами и Центральным банком в срок до 1 ноября 2021 года внести в Кабинет Министров предложения о налаживании практики ведения реестра бенефициаров.
9. В целях обеспечения прозрачности и законности, а также пресечения фактов коррупции в сфере строительства:
внедрить практику проведения в электронной форме тендеров (отбора) по строительно-подрядным договорам за счет бюджетных и приравненных к ним средств, а также средств государственных органов и организаций на специальном информационном портале по государственным закупкам с обеспечением обмена данными Национальной информационной системы «Прозрачное строительство»;
пересмотреть рейтинговые показатели строительных и проектных организаций, критерии и методику оценки в тендерных торгах, обеспечить их открытость, а также внедрить механизм оценки предложений о категориях строительных организаций и ценах;
внедрить механизм автоматической проверки достоверности и оценки данных в системе электронных тендеров;
б) отменить с 1 декабря 2021 года полномочия закупочной комиссии по проверке достоверности данных и отстранению участников от участия в закупочных процедурах.
10. Министерству транспорта совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами запустить в срок до 1 января 2022 года информационную онлайн-платформу «SНAFFOF YO‘L», включающую соответствующую информацию по автомобильным дорогам, в целях внедрения стандартов прозрачности в сферу строительства и эксплуатации дорог.
В рамках данной платформы разработать интерактивную онлайн-карту объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог, внедрить практику определения и размещения на карте, а также представления общественности участков дорог, подлежащих строительству и ремонту в следующем году.
Министерству юстиции совместно с Министерством транспорта, Министерством финансов и Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций в месячный срок внести в Кабинет Министров проект решения по реализации настоящего пункта.
См. предыдущую редакцию.
11. Агентству, Министерству юстиции, Академии государственного управления и Правоохранительной академии внедрить с 1 января 2022 года систему регулярного обучения государственных служащих противодействию коррупции и конфликту интересов, а также правилам этики на специальных учебных курсах на основе принципа «вакцины добропорядочности».
(абзац первый пункта 11 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 3 января 2024 года № УП-1 — Национальная база данных законодательства, 04.01.2024 г., № 06/24/1/0001)
проводить обучение государственных служащих на районном уровне в территориальных отделах юстиции, на областном уровне — в высших образовательных учреждениях регионов, на республиканском уровне — в Академии государственного управления и ее филиалах;
запустить специальную электронную учебную платформу, наладить посредством нее дистанционное обучение государственных служащих, а также повышение знаний представителей частного сектора и населения по противодействию коррупции.
12. Агентству в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
13. Возложить на Генерального прокурора Н.Т. Йулдошева, директора Агентства А.Э. Бурханова и председателя Службы государственной безопасности А.А. Азизова персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
Обсуждение хода исполнения настоящего постановления, осуществление координации и контроля за деятельностью ведомств, ответственных за его исполнение, возложить на председателя Национального совета Республики Узбекистан по противодействию коррупции Т.К. Нарбаеву, Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан З.Ш. Низомиддинова.
О результативности осуществляемых мер информировать Президента Республики Узбекистан по итогам каждого квартала.