Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 октября 2010 года № 239 «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги)».
Во исполнение постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 27 декабря 1996 г. «О введении в действие Закона Республики Узбекистан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и в целях проведения государственной антимонопольной политики, обеспечения создания конкурентной среды и углубления экономических реформ в республике Кабинет Министров постановляет:
разработать и утвердить Положение о порядке формирования и применения свободных (договорных) цен и тарифов и порядок декларирования цен (тарифов) и рентабельности на монопольную продукцию;
См. предыдущую редакцию.
3. Государственному комитету Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции в месячный срок:
(абзац первый пункта 3 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 октября 2000 года № 412 — СП РУ, 2000 г., № 10, ст. 69)
разработать и утвердить порядок формирования и ведения Государственного реестра объединений (предприятий) — монополистов;
внести в Кабинет Министров проект порядка возбуждения и рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства.
См. предыдущую редакцию.
4. Госкомпрогнозстату совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции в целях регулирования товарного рынка Республики Узбекистан разработать и утвердить форму квартальной государственной статистической отчетности для хозяйствующих субъектов и их объединений.
(пункт 4 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 октября 2000 года № 412 — СП РУ, 2000 г., № 10, ст. 69)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 5 утратил силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 октября 2000 года № 412 — СП РУ, 2000 г., № 10, ст. 69)
абзацы третий — шестой пункта 1, пункты 2, 3, 4, 8 постановления Кабинета Министров от 30 марта 1993 г. № 160 «О мерах по реализации постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 февраля 1993 г. № 63 «О возложении на Министерство финансов Республики Узбекистан функций по проведению антимонопольной политики»;
постановление Кабинета Министров от 7 февраля 1995 г. № 34 «О мерах по ограничению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов»;
постановление Кабинета Министров от 19 сентября 1996 г. № 323 «О внесении изменений в Положение о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих монопольное положение на товарных рынках Республики Узбекистан».
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Хамидова Б.С.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Кабинета Министров от 31 марта 1997 г. № 165
к постановлению Кабинета Министров от 31 марта 1997 г. № 165
1. Настоящий Порядок разработан во исполнение Закона Республики Узбекистан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
продукцию, товары и услуги хозяйствующих субъектов, включенных в Госреестр предприятий-монополистов;
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 2 утратил силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 сентября 2000 года № 364)
продукцию, товары и услуги хозяйствующих субъектов, цены на которые устанавливаются правительством или в пределах своей компетенции государственными органами власти на местах и органами государственного управления;
См. предыдущую редакцию.
товары (работы и услуги) хозяйствующих субъектов, используемые на объектах строительства, финансирование которых производится за счет государственных средств или кредитов под правительственные гарантии.
(пункт 2 дополнен абзацем в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 октября 2000 года № 412 — СП РУ, 2000 г., № 10, ст. 69)
См. предыдущую редакцию.
Настоящий Порядок применяется также при формировании размеров комиссионных сборов бирж, взимаемых с биржевых сделок.
(пункт 2 дополнен абзацем в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 августа 2004 г., № 384 — СЗ РУ, 2004 г.,№ 32, ст. 364)
декларирования предельных уровней цен (тарифов), наценок или рентабельности на продукцию, товары и услуги предприятий-монополистов;
введения фиксированных или предельных цен (тарифов) и наценок по решению Правительства Республики Узбекистан;
установления органами государственной власти на местах, а также органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан фиксированных или предельных цен (тарифов) и наценок.
4. Формирование и правильность применения договорных (свободных) цен (тарифов) на продукцию (товары, услуги) хозяйствующих субъектов, включая регулируемые, независимо от форм собственности, осуществляется в соответствии с Положением, утверждаемым Министерством финансов Республики Узбекистан.
5. В целях предупреждения, ограничения и пресечения установления монопольно высоких и монопольно низких цен (установление демпинговых цен), необоснованного повышения (понижения) цен на продукцию (товары, услуги), пользующуюся спросом, других злоупотреблений хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, вводится государственное регулирование цен (тарифов) на продукцию (услуги) монополистов.
6. Хозяйствующие субъекты, занимающее доминирующее положение на товарном рынке конкретных групп и видов продукции, услуг и товаров народного потребления определенного качества и ассортимента, ведущие хозяйственную деятельность на территории Республики Узбекистан, включаются в Государственный реестр объединений (предприятий)-монополистов, действующих на товарных рынках Республики Узбекистан (далее — Госреестр).
7. Хозяйствующие субъекты, включенные в Госреестр, обязаны осуществлять декларирование действующих на момент включения в Госреестр и повышения договорных (свободных) цен (тарифов) или рентабельности на продукцию, по которой хозяйствующий субъект является монополистом на местном или республиканском рынках, в соответствующих финансовых органах, после согласования новых цен (тарифов) с основным потребителем.
8. Снижение цен предприятиями-монополистами производится самостоятельно. При этом не допускается снижение монополистом договорных (свободных) цен и тарифов с целью ограничения конкуренции (установление демпинговых цен).
9. В случае, если одна и та же продукция (услуги) поставляется нескольким потребителям (заказчикам), декларируется повышение цены (тарифа) по основному потребителю (заказчику), которому реализуется не менее 50% выпускаемой продукции (услуг), или средневзвешенной цены (тарифа), сложившейся за предыдущий месяц по нескольким потребителям (заказчикам), которым в совокупности реализуется не менее 50% данной продукции (услуг).
См. предыдущую редакцию.
10. Порядок декларирования цен (тарифов) и рентабельности на монопольную продукцию определяется Министерством финансов Республики Узбекистан по согласованию с Государственным комитетом Республики Узбекистан по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства.
(пункт 10 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 августа 2005 г., № 196 — СЗ РУ, 2005 г., № 32-33, ст. 251)
См. последующую редакцию.
11. По представленным для декларирования материалам соответствующий финансовый орган обязан принять решение не позднее, чем в недельный срок.
См. предыдущую редакцию.
Датой введения новой предельной декларированной цены (тарифа) или рентабельности считается дата ее регистрации соответствующим финансовым органом. Копия декларации или решении об отказе в регистрации цены (тарифа) направляется хозяйствующему субъекту и государственному антимонопольному органу в трехдневный срок после принятия соответствующего решения.
(абзац второй пункта 11 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 июня 2002 года № 216 — СЗ РУ, 2002 г., № 11-12, ст. 94)
12. Хозяйствующий субъект, выпускающий или реализующий монопольную продукцию, в недельный срок после получения документов от финансовых органов обязан проинформировать потребителей о принятом финансовыми органами решении.
13. Предприятия, представившие финансовым органам материалы по декларированию договорных (свободных) цен (тарифов), продолжают выпуск и реализацию продукции по согласованным с потребителями ценам (тарифам) с дальнейшим перерасчетом с ними в случае, если финансовыми органами будет принято решение о регистрации цен (тарифов) на уровне ниже представленного проекта. В случае, если финансовыми органами принято решение о снижении проектируемой цены (тарифа) или сохранении ранее действующей цены (тарифа) на продукцию (услуги), реализованную монополистом не конечным потребителям, а посредническим предприятиям и организациям или в торговлю, сумма разницы в ценах фактической реализации и зарегистрированной перечисляется на внебюджетный счет «Фонд ценового регулирования» Министерства финансов Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(раздел III утратил силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 сентября 2000 года № 364)
17. На отдельные виды продукции, товаров, работ и услуг могут устанавливаться фиксированные цены (тарифы) и наценки Кабинетом Министров Республики Узбекистан и в пределах своей компетенции органами государственной власти на местах, а также органами государственного управления в случае их социального и экономического обоснования по согласованию с Министерством финансов.
V. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФОРМИРОВАНИЕМ И ПРИМЕНЕНИЕМ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ, ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ)
18. Государственный контроль за правильностью формирования и применения фиксированных и регулируемых цен (тарифов) и наценок осуществляется государственным антимонопольным органом.
19. Государственный антимонопольный орган на основе проведенных проверок принимает решение о взыскании на внебюджетный счет «Фонд ценового регулирования» Министерства финансов сумм, полученных хозяйствующим субъектом в результате нарушений порядка государственного регулирования цен, ведет учет подлежащих изъятию и фактически поступивших штрафов.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
завышение фиксированных и предельных цен (тарифов) и наценок, за исключением цен на продукцию предприятий-монополистов, сложившихся в результате биржевых торгов и аукционов;
(абзац второй пункта 20 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 16 сентября 2004 г., № 430 — СЗ РУ, 2004 г., № 37, ст. 411)
представление финансовым органам недостоверной информации для декларирования цен (тарифов) или установления предельного уровня рентабельности, наценок, повлекших их завышение;
включение в стоимость продукции (товаров, услуг) фактически неиспользованных материалов или невыполненных работ, которые учтены в их цене;
несоблюдение технологических параметров продукции, предусмотренных (принятых) при согласовании цены (тарифа) или утвержденных (фиксированных, регулируемых) цен из-за конструктивных недостатков (при наличии заключения органов стандартизации);
получение хозяйствующими субъектами прибыли (дохода) за счет замены сырья (компонентов), предусмотренного для производства (изготовления) продукции и неучтенного при формировании цен (тарифов).
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
экономически необоснованное формирование свободных (договорных) цен и тарифов заказчиком или подрядчиком и их завышение, приписки объемов выполненных работ на объектах строительства, финансируемых за счет государственных средств и «кредитов под правительственные гарантии».
(пункт 20 дополнен абзацем в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 октября 2000 года № 412 — СП РУ, 2000 г., № 10, ст. 69)
См. предыдущую редакцию.
завышение товарно-сырьевыми биржами предельных размеров комиссионных сборов, взимаемых с биржевых сделок.
(пункт 20 дополнен абзацем в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 августа 2004 г., № 384)
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
21. Средства, полученные хозяйствующим субъектом в результате нарушения порядка формирования и применения цен, определяются как разница между фактической выручкой, полученной от реализации продукции (работ, услуг) по завышенным ценам и тарифам (с учетом доплат, скидок к ним и т. п.), и стоимостью этой же продукции (работ, услуг) по ценам и тарифам (с учетом доплат, скидок к ним и т. п.), сформированным в соответствии с действующими нормативными актами.
Для предприятий торговли, общественного питания, снабженческо-сбытовых, посреднических и других организаций, формирующих и применяющих цены реализации на продукцию (товары) с добавлением к отпускным ценам торговых, снабженческо-сбытовых, оптовых и других надбавок, суммы, подлежащие изъятию, определяются:
в случаях применения завышенных надбавок — как разница между фактической суммой надбавки, полученной от реализации продукции (товаров), и суммой надбавки, определенной в соответствии с действующими нормативными актами;
в случаях применения установленных надбавок к ценам, определенным с нарушением действующего порядка ценообразования — как разница между суммой надбавки, рассчитанной на весь объем реализованной продукции по завышенным ценам, и суммой надбавки на тот же объем реализованной продукции, рассчитанной в соответствии с действующими нормативными актами.
См. предыдущую редакцию.
Для предприятий, на продукцию которых установлены предельные уровни рентабельности, изъятию подлежат суммы, полученные за счет превышения предельного уровня рентабельности в целом по группам (видам) продукции (товаров, услуг) и невнесенные предприятиями на внебюджетный счет «Фонд ценового регулирования» Министерства финансов, на основе квартальных расчетов, а для предприятий, имеющих сезонный характер работ, на основе годовых расчетов.
(абзац пятый пункта 21 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 июня 2002 года № 216 — СЗ РУ, 2002 г., № 11-12, ст. 94)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
22. Средства, полученные в результате нарушения настоящего Порядка (кроме разницы, полученной от применения не декларированной цены продукции (товаров и услуг), изымаются на внебюджетный счет «Фонд ценового регулирования» Министерства финансов. При этом средства, полученные в результате нарушения настоящего Порядка по расчетам с сельхозпроизводителями за реализованную им продукцию и оказанные услуги, подлежат возврату сельхозпроизводителям.
Разница, полученная от применения не декларированной цены продукции (товаров и услуг), изымается в соответствующий бюджет.
За нарушение порядка формирования цен (тарифов) и контроля за их применением взыскивается штраф в размере сумм, подлежащих изъятию в соответствии с абзацами первым и вторым настоящего пункта. Сумма штрафа перечисляется на внебюджетный счет «Фонд ценового регулирования» Министерства финансов.
В случае не перечисления в установленный тридцатидневный срок сумм, подлежащих изъятию в соответствии с решением государственного антимонопольного органа, хозяйствующий субъект уплачивает за каждый день просрочки пени в размере 0,15 процента от средств, подлежащих изъятию. Если задержка произошла по вине банка (более трех дней со дня поступления платежного поручения хозяйствующего субъекта), пени в размере 0,15 процента уплачиваются банком.
(пункт 22 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 июня 2002 года № 216 — СЗ РУ, 2002 г., № 11-12, ст. 94)
См. предыдущую редакцию.
При реализации предприятиями-монополистами монопольной продукции, через биржевые торги и аукционы, а также по прямым договорам по средневзвешенным ценам биржевых (аукционных) котировок, к ним не применяются санкции за превышение декларируемой предельной цены.
(абзац пятый пункта 22 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 29 июля 2005 г., № 179 — СЗ РУ, 2005 г., № 30-31, ст. 231)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
23. Штраф применяется за весь период нарушения и взыскание производится из прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующего субъекта после уплаты налогов и других обязательных платежей, независимо от финансового состояния хозяйствующего субъекта и его взаимоотношений с бюджетом, за исключением случая, предусмотренного пунктом 28 настоящего Порядка.
(пункт 23 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 июня 2002 года № 216 — СЗ РУ, 2002 г., № 11-12, ст. 94)
См. предыдущую редакцию.
24. Изъятие незаконно полученных средств и наложение штрафа на хозяйствующие субъекты не освобождают их должностных лиц, виновных в нарушении настоящего Порядка от ответственности, предусмотренной действующим законодательством.
(пункт 24 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 июня 2002 года № 216 — СЗ РУ, 2002 г., № 11-12, ст. 94)
См. предыдущую редакцию.
25. При исчислении сумм, подлежащих изъятию на внебюджетный счет «Фонд ценового регулирования» Министерства финансов, у предприятий, допустивших нарушение настоящего Порядка, повлекшее за собой завышение налогов, излишне внесенная сумма налогов и других платежей не засчитывается в уменьшение суммы, изымаемой у предприятия.
(пункт 25 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 июня 2002 года № 216 — СЗ РУ, 2002 г., № 11-12, ст. 94)
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
получив решение государственного антимонопольного органа о взыскании незаконно полученных средств и наложении штрафа за нарушение настоящего Порядка в месячный срок взыскивают эти средства в безакцептном порядке на внебюджетный счет «Фонд ценового регулирования» Министерства финансов, либо в соответствующий бюджет;
См. последующую редакцию.
(абзац второй пункта 26 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 июня 2002 года № 216 — СЗ РУ, 2002 г., № 11-12, ст. 94)
в недельный срок сообщают государственному антимонопольному органу, принявшему решение об изъятии средств, о времени и сумме произведенного взыскания.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
27. Контролирующие органы при выявлении нарушений настоящего Порядка направляют материалы проверок соответствующему государственному антимонопольному органу для принятия решения об изъятии незаконно полученных средств и наложении штрафа.
См. последующую редакцию.
(пункт 27 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 июня 2002 года № 216 — СЗ РУ, 2002 г., № 11-12, ст. 94)
См. предыдущую редакцию.
28. Хозяйствующий субъект, самостоятельно выявивший нарушение настоящего Порядка, и получивший в результате этого излишние суммы, вносит их на внебюджетный счет «Фонд ценового регулирования» Министерства финансов, либо в соответствующий бюджет. В этом случае штраф не применяется.
(пункт 28 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 июня 2002 года № 216 — СЗ РУ, 2002 г., № 11-12, ст. 94)
См. последующую редакцию.
29. В случае нарушения порядка государственного регулирования цен (тарифов), допущенного хозяйствующим субъектом по указанию государственного органа управления, изъятие средств производится с расчетного счета органа, принявшего данное решение.
30. Решение (предписание) государственного антимонопольного органа может быть обжаловано в соответствии с законодательством.
См. предыдущую редакцию.
31. Возврат неправильно взысканных средств и штрафов на внебюджетный счет «Фонд ценового регулирования» Министерства финансов производится по решению государственного антимонопольного органа либо суда с начислением процентов по ставке рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан.
(пункт 31 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 июня 2002 года № 216 — СЗ РУ, 2002 г., № 11-12, ст. 94)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 2 утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 октября 2000 года № 412 — СП РУ, 2000 г., № 10, ст. 69)