Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области обращения с отходами.
Основными задачами настоящего Закона являются предотвращение вредного воздействия отходов на жизнь и здоровье граждан, окружающую среду, сокращение образования отходов и обеспечение рационального их использования в хозяйственной деятельности.
обращение с отходами — деятельность, связанная с образованием, сбором, хранением, транспортированием, захоронением, переработкой, утилизацией и реализацией отходов;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
объекты обращения с отходами — объекты, используемые для сбора, хранения, транспортирования, захоронения, переработки, утилизации и реализации отходов;
См. последующую редакцию.
отходы — остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
лимит размещения отходов — предельное количество отходов, разрешенное для размещения на определенный срок;
объект размещения отходов — специально отведенное и оборудованное место для хранения и захоронения отходов;
См. последующую редакцию.
захоронение отходов — изоляция отходов, направленная на предотвращение попадания загрязняющих веществ в окружающую среду и исключающая возможность дальнейшего использования этих отходов;
хранение отходов — содержание отходов в специально оборудованных накопителях до их извлечения с целью захоронения, переработки или утилизации;
См. последующую редакцию.
утилизация отходов — извлечение из отходов ценных компонентов или использование отходов в качестве вторичного сырья, топлива, удобрений и других целей;
переработка отходов — осуществление технологических операций, связанных с изменением физических, химических или биологических свойств отходов в целях подготовки их к экологически безопасному хранению, транспортированию или утилизации;
норматив образования отходов — установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции или на единицу исходного сырья;
опасные отходы — отходы, содержащие в своем составе вещества, которые обладают хотя бы одним из опасных свойств (токсичностью, инфекционностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью, радиоактивностью) и присутствуют в таком количестве и в таком виде, что представляют собой непосредственную или потенциальную опасность для жизни и здоровья граждан, окружающей среды как самостоятельно, так и при контакте с другими веществами.
Законодательство об обращении с отходами состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Законодательство об обращении с отходами не распространяется на отношения, связанные с выбросами и сбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и в водные объекты.
Отношения в области обращения с отходами в Республике Каракалпакстан регулируются также законодательством Республики Каракалпакстан.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об обращении с отходами, то применяются правила международного договора.
Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной не запрещенной законом сделки об отчуждении отходов.
Собственники отходов владеют, пользуются и распоряжаются отходами в пределах полномочий, установленных законодательством.
Переход права собственности на отходы и ответственность за вредные последствия при смене собственника земельного участка, на котором размещены отходы, решается в соответствии с законодательством.
Комментарий LexUz
См.: часть вторая статью 165 Гражданского кодекса Республики Узбекистан,статьи 91, 911 и 913 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан.
устанавливает порядок осуществления государственного учета и контроля в области обращения с отходами;
Комментарий LexUz
См. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 февраля 2019 года № 95 «Об утверждении нормативно-правовых актов в области обращения с отходами».
утверждает перечень опасных отходов и отходов, трансграничная перевозка которых подлежит государственному регулированию;
См. предыдущую редакцию.
(абзац одиннадцатый статьи 5 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 августа 2003 года № 535-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2003 г., № 9-10, ст. 149)
См. последующую редакцию.
Агентство по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору (далее — Агентство «Саноатконтехназорат»).
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
осуществляет государственный контроль за соблюдением требований законодательства об обращении с отходами;
Комментарий LexUz
См.: главу 3 Положения о Государственном комитете Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 15 января 2019 года № 29.
координирует деятельность специально уполномоченных государственных органов в области обращения с отходами;
проводит государственную экологическую экспертизу научно-исследовательских и технологических разработок и проектно-сметной документации в области обращения с отходами;
осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением установленных санитарных норм и правил при обращении с отходами;
выдает заключения государственной санитарно-гигиенической экспертизы по объектам обращения с отходами;
устанавливает санитарно-гигиенические требования к выпускаемым из отходов товарам (продукции) и выдает гигиенический сертификат на них;
осуществляет методическое обеспечение при определении степени опасности отходов для жизни и здоровья граждан;
разрабатывает и вносит на утверждение в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Узбекистан государственные программы обращения с бытовыми отходами;
осуществляет мониторинг за состоянием сбора, транспортирования, переработки и утилизации бытовых отходов;
Комментарий LexUz
См. постановление Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды Республики Узбекистан от 7 октября 2019 года № 11 (Рег. № 3195 от 8 ноября 2019 года).
государственный контроль и надзор за учетом, хранением и утилизацией отходов горнодобывающего и перерабатывающего производств;
государственный контроль за радиационной безопасностью при хранении, транспортировании, утилизации и захоронении радиоактивных отходов;
См. последующую редакцию.
участвуют в решении вопросов размещения объектов обращения с отходами на соответствующей территории;
содействуют санитарной очистке населенных пунктов и своевременному внесению платы за сбор бытовых отходов;
осуществляют общественный контроль за санитарным и экологическим состоянием объектов обращения с отходами;
получение в установленном порядке полной и достоверной информации о наличии в местах их проживания опасных отходов, безопасности проектируемых, строящихся, а также действующих объектов обращения с отходами;
возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью и имуществу в результате нарушения законодательства об обращении с отходами;
участие в осуществлении общественного контроля за санитарным и экологическим состоянием объектов обращения с отходами.
Комментарий LexUz
См.: Правила размещения и эксплуатации объектов инфраструктуры санитарной очистки и обращения с бытовыми отходами, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 2 октября 2018 года №787.
вносить в установленном порядке плату за пользование услугами предприятий и организаций, занимающихся сбором бытовых отходов.
Граждане могут иметь иные права и нести другие обязанности в области обращения с отходами в соответствии с законодательством.
получение от специально уполномоченных государственных органов в области обращения с отходами в установленном порядке информации о санитарных нормах и правилах, экологических нормативах в области обращения с отходами;
хранение отходов на объектах размещения отходов в соответствии с санитарными нормами и правилами содержания территорий;
внесение специально уполномоченным государственным органам в области обращения с отходами, органам государственной власти на местах предложений, связанных с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов обращения с отходами;
Юридические лица могут иметь и иные права в области обращения с отходами в соответствии с законодательством.
соблюдать установленные санитарные нормы и правила, экологические нормативы в области обращения с отходами;
определять в установленном порядке степень опасности отходов для жизни и здоровья граждан, окружающей среды;
обеспечивать сбор, надлежащее хранение и недопущение уничтожения и порчи отходов, имеющих ресурсную ценность и подлежащих утилизации;
принимать меры по разработке и внедрению технологий по утилизации отходов, собственниками которых они являются;
не допускать хранения, переработки, утилизации и захоронения отходов в несанкционированных местах или объектах;
осуществлять контроль за санитарным и экологическим состоянием собственных объектов размещения отходов;
осуществлять комплекс мер для максимальной утилизации отходов, реализации или передачи их другим юридическим и физическим лицам, занимающимся сбором, хранением и утилизацией отходов, а также обеспечивать экологически безопасное захоронение отходов, не подлежащих утилизации;
представлять в установленном порядке органам государственной власти на местах, специально уполномоченным государственным органам в области обращения с отходами информацию о случаях несанкционированного попадания отходов в окружающую среду и принятых мерах;
См. предыдущую редакцию.
(абзац четырнадцатый части первой статьи 15 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 августа 2003 г. № 535-II — Ведомости Олий Мажлиса,2003 г., № 9-10, ст.149)
возмещать вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу граждан, окружающей среде, юридическим лицам в результате обращения с отходами.
См. последующую редакцию.
Юридические лица могут нести и иные обязанности в области обращения с отходами в соответствии с законодательством.
Индивидуальные предприниматели в области обращения с отходами имеют права и несут обязанности, предусмотренные настоящим Законом для юридических лиц.
Деятельность юридических лиц в области обращения с отходами должна обеспечивать безопасность жизни и здоровья граждан и окружающей среды.
Деятельность юридических лиц может быть ограничена, приостановлена или прекращена в установленном порядке при нарушении требований законодательства об обращении с отходами, влекущем причинение вреда жизни и здоровью граждан или окружающей среде, а также в случаях образования опасных отходов при отсутствии технической или иной возможности обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды.
В целях обеспечения охраны жизни и здоровья граждан, окружающей среды, уменьшения образования отходов разрабатываются нормативы образования отходов и лимиты размещения отходов.
Нормативы образования отходов разрабатываются и утверждаются юридическими лицами по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области обращения с отходами.
Лимиты размещения отходов разрабатываются юридическими лицами и утверждаются специально уполномоченными государственными органами в области обращения с отходами.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов размещения отходов устанавливается законодательством.
Отходы, являющиеся объектом купли-продажи, экспортно-импортных операций, а также опасные отходы, подлежащие транспортированию, должны проходить экологическую сертификацию на соответствие санитарным нормам и правилам, экологическим нормативам в области обращения с отходами, по результатам которой собственникам отходов выдается экологический сертификат.
Комментарий LexUz
См. постановление Кабинета Министров от 16 февраля 2021 года № 75 «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка ввоза и вывоза экологически опасных продуктов и отходов на территорию Республики Узбекистан», пункт 4 «Правила экологической сертификации отходов», Государственного комитета охраны природы Республики Узбекистан от 1 декабря 2010 года № 85-1-ТК.
Транспортирование опасных отходов осуществляется специально оборудованными для этого транспортными средствами при наличии экологического сертификата отходов и разрешения, выданного в порядке, установленном законодательством.
Комментарий LexUz
См.: «Правила экологической сертификации отходов», Государственного комитета охраны природы Республики Узбекистан от 1 декабря 2010 года № 85-1-ТК.
Ввоз на территорию Республики Узбекистан отходов, в том числе любых видов радиоактивных отходов иностранного происхождения, с целью хранения и захоронения запрещается.
В порядке, установленном законодательством, допускается ввоз отходов только для их переработки и утилизации, при условии обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан и окружающей среды.
Хранение отходов осуществляется в соответствии с санитарными нормами и правилами, требованиями экологической безопасности и способами, обеспечивающими рациональное использование отходов или передачу их другим лицам.
Место для захоронения отходов (за исключением опасных отходов) определяется органами государственной власти на местах в порядке, установленном законодательством.
Захоронение отходов, для утилизации которых в Республике Узбекистан существуют соответствующие технологии, не допускается.
Запрещается хранение и захоронение отходов на землях населенных пунктов, природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, в пределах водоохранных зон и зон санитарной охраны водных объектов, в других местах, где может возникнуть угроза жизни и здоровью граждан, а также особо охраняемым природным территориям и объектам.
См. последующую редакцию.
Захоронение отходов в недрах допускается в исключительных случаях по результатам специальных исследований с соблюдением требований по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, окружающей среды, сохранности природных ресурсов.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
За размещение отходов в специально отведенных и оборудованных местах взимаются компенсационные выплаты.
Размеры компенсационных выплат определяются в установленном порядке на основании лимитов размещения отходов в зависимости от степени опасности для жизни и здоровья граждан и окружающей среды.
(статья 23 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 августа 2003 г. № 535-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2003 г., № 9-10, ст.149)
См. последующую редакцию.
Юридическим и физическим лицам, разрабатывающим и внедряющим технологии, направленные на уменьшение образования отходов и их утилизацию, создающим предприятия и цеха, производящим оборудование для утилизации отходов, принимающим долевое участие в финансировании мер по утилизации отходов и уменьшению их образования, предоставляются льготы в соответствии с законодательством.
Органы государственной власти на местах могут устанавливать в пределах своей компетенции дополнительные меры стимулирования деятельности по утилизации отходов и уменьшению их образования.
Финансирование мероприятий по утилизации отходов и уменьшению их образования осуществляется за счет средств собственников отходов. Для финансирования этих мероприятий могут привлекаться средства фондов охраны природы, внебюджетных фондов, добровольные взносы юридических и физических лиц, а также средства Государственного бюджета Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
Государственному учету подлежат отходы, ввозимые, вывозимые, имеющиеся в наличии и образующиеся на территории Республики Узбекистан, а также перемещаемые транзитом.
См. предыдущую редакцию.
Форма государственной статистической отчетности об отходах, порядок ее представления утверждаются Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике.
(часть вторая статьи 26 Закона Республики Узбекистан от 25 апреля 2003 года № 482-II — Ведомости Олий Мажлиса, 2003 г., № 5, ст. 67)
Паспорт отхода составляется юридическими лицами на каждый вид отхода. В случаях изменения индивидуальных свойств отхода, связанного с технологией производства, в паспорт отхода вносятся изменения и дополнения.
В целях обеспечения сбора, обработки, хранения и анализа информации о местах захоронения и утилизации отходов ведется государственный кадастр мест захоронения и утилизации отходов, который содержит количественные и качественные характеристики отходов, информацию об обращении с ними и о мерах по уменьшению степени их опасности.
Государственный кадастр мест захоронения и утилизации отходов ведется в порядке, установленном законодательством.
Лица, виновные в нарушении законодательства об обращении с отходами, несут ответственность в установленном порядке.