Комментарий LexUz
Настоящий Закон утратит силу с 4 октября 2023 года в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 3 июля 2023 года № ЗРУ-850 «О конкуренции».
Комментарий LexUz
Настоящий Закон утвержден в новой редакции Законом Республики Узбекистан от 19 августа 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О естественных монополиях».
Настоящий Закон определяет правовые основы государственной политики в отношении естественных монополий в Республике Узбекистан и направлен на достижение соответствия интересов потребителей и субъектов естественной монополии.
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие на товарных рынках Республики Узбекистан, в которых участвуют субъекты естественной монополии, потребители и государственные органы.
См. последующую редакцию.
Государственное регулирование деятельности субъектов естественной монополии осуществляется Кабинетом Министров Республики Узбекистан и государственным антимонопольным органом.
Полномочия органов регулирования деятельности субъектов естественной монополии устанавливаются в соответствии с Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и иными актами законодательства.
Органом регулирования деятельности субъектов естественной монополии могут применяться следующие методы:
ценное регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребителей в товаре, работе, услуге (далее — товар), реализуемом субъектом естественной монополии;
Органом регулирования деятельности субъектов естественной монополии в соответствии с законодательством могут применяться и другие методы.
Государственный контроль за деятельностью субъектов естественной монополии осуществляется государственным антимонопольным органом.
сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование, если балансовая стоимость таких основных средств превышает десять процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии;
сделками в результате которых субъект естественной монополии передает другому хозяйствующему субъекту право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Законом, если балансовая стоимость этих основных средств превышает десять процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии.
Для совершения действий, указанных в части второй настоящей статьи, субъект естественной монополии обязан предоставить в государственный антимонопольный орган соответствующую информацию и ходатайство о даче согласия на совершение таких действий.
Порядок рассмотрения ходатайства, требования к содержанию такой информации и форме ее предоставления определяются правилами, утвержденными государственным антимонопольным органом.
Государственный антимонопольный орган вправе отказать в удовлетворении ходатайства, если заявленные в нем действия могут привести к отрицательным последствиям, а также в случаях, если заявителем не представлены все необходимые документы либо содержащаяся в них информация является недостоверной.
Государственный антимонопольный орган не позднее тридцати дней со дня получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении.
Государственный антимонопольный орган вправе запросить дополнительные документы у заявителя и увеличить срок рассмотрения ходатайства при условии, что такой запрос вместе с уведомлением о продлении срока рассмотрения ходатайства направлен заявителю не позднее пятнадцати дней со дня его получения.
Если по истечении срока рассмотрения ходатайства ответ государственного антимонопольного органа не будет получен либо в удовлетворении ходатайства будет отказано, заявитель вправе обратиться в суд.
Субъекты естественной монополии обязаны предоставлять органу регулирования деятельности субъектов естественной монополии отчеты о своей деятельности в порядке, установленном законодательством.
Субъекты естественной монополии не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.
Орган регулирования деятельности субъектов естественной монополии принимает решение о применении методов регулирования применительно к конкретному субъекту естественной монополии с учетом их стимулирующей роли в повышении качества производимых (реализуемых) товаров и в удовлетворении спроса на них. При этом оценивается обоснованность затрат и учитываются:
За нарушение законодательства о естественных монополиях субъекты естественной монополии несут ответственность в соответствии с антимонопольным законодательством.
Решения по вопросам введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественной монополии, а также методов регулирования принимаются в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Вопросы введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественной монополии могут быть рассмотрены на основании предложений государственных органов, общественных объединений потребителей и хозяйствующих субъектов.
Субъекты естественной монополии, государственные органы, потребители, общественные объединения потребителей вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными полностью или частично решений (предписаний) органа регулирования деятельности субъектов естественной монополии.
Подача заявления в суд приостанавливает исполнение решения (предписания) органа регулирования деятельности субъектов естественной монополии до принятия решения суда и вступления его в законную силу.