Кабинет Министров отмечает, что в ходе проведенных в Республике Каракалпакстан и областях проверок выявлены факты уклонения от своевременной сдачи выручки от реализации товаров и услуг в кассы банков, задержки коммерческими банками открытия счетов, нарушения установленного порядка выдачи наличных денег на заработную плату и другие хозяйственные нужды, несвоевременного выполнения платежных требований и поручений по зачислению и списанию средств со счетов клиентов.
Слабо осуществляется взаимодействие налоговых органов, учреждений банков и органов внутренних дел в части организации и контроля за полнотой и своевременностью инкассирования торговой выручки, пресечению незаконной торговли рядом потребительских товаров, табачной и алкогольной продукцией. Нетерпимым является положение, когда в отдельных регионах, особенно в Республике Каракалпакстан, Джизакской, Навоийской, Кашкадарьинской, Сурхандарьинской и Хорезмской областях, высоким остается уровень наличной денежной эмиссии.
Указанные факты негативно влияют на процессы денежного обращения в стране, снижают доверие к банковской системе, способствуют росту внебанковского оборота.
В целях укрепления денежного обращения, обеспечения полноты инкассирования наличной выручки, повышения ответственности коммерческих банков при обслуживании хозяйствующих субъектов, укрепления доверия к коммерческим банкам Кабинет Министров постановляет:
1. Отметить, что со стороны Государственного налогового комитета, Центрального банка Республики Узбекистан, коммерческих банков не осуществляется должный контроль за своевременной и полной сдачей торговыми организациями своей дневной выручки, соблюдением установленного порядка выдачи наличных денег, своевременным выполнением платежных документов по зачислению и списанию средств со счетов.
Центральному банку и Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан рассмотреть на совместном расширенном заседании вопросы организации своевременного и полного инкассирования наличной денежной выручки, ответственности коммерческих банков по обслуживанию клиентов. Детально разобраться с каждым фактом допущенных нарушений и привлечь виновных лиц к строгой ответственности, вплоть до освобождения от занимаемой должности.
2. Строго предупредить Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, городов и районов, руководителей коммерческих банков и их территориальных отделений, налоговых органов всех уровней, что они несут персональную ответственность за безусловное выполнение установленных правил и норм налично-денежного обращения, строгое соблюдение хозяйствующими субъектами кассовой дисциплины.
См. последующую редакцию.
в случае выявления факта сокрытия наличной денежной выручки предприятиями и организациями, осуществляющими налично-денежные расчеты с населением, по решению налогового органа в установленном порядке на них налагается штраф в размере сокрытой наличной денежной выручки;
См. последующую редакцию.
при нарушении установленных правил торговли, не использовании контрольно-кассовых машин и несвоевременной сдаче налично-денежных средств в кассы банков, хокимияты городов и районов по представлению налоговых органов приостанавливают действие выданных разрешений на розничную торговлю и оказание платных услуг на срок до одного месяца, а при наличии повторного нарушения разрешение аннулируется;
См. последующую редакцию.
нарушение порядка оптовой реализации товаров народного потребления юридическими лицами (предприятиями-производителями и оптовыми поставщиками), установленного постановлением Кабинета Министров от 19 марта 1999 года № 125 «О дополнительных мерах по упорядочению оптовой и розничной торговли потребительскими товарами», рассматривается как грубое нарушение правил торговли, за которое руководители и должностные лица хозяйствующих субъектов несут ответственность в установленном законодательством порядке, вплоть до уголовной.
4. Рекомендовать Центральному банку Республики Узбекистан и коммерческим банкам активизировать деятельность по привлечению временно свободных денежных средств юридических и физических лиц, в том числе путем организации привлекательных видов выигрышных депозитных вкладов, расширения выпуска депозитных сертификатов.
Освободить от уплаты налога у источника доходы физических лиц по депозитным сертификатам и выигрышным вкладам банков.
См. последующую редакцию.
Службе инкассации Центрального банка осуществлять услуги по инкассации наличных денежных средств без взимания комиссионных выплат с последующим возмещением этих затрат коммерческими банками.
См. последующую редакцию.
6. Согласиться с предложением Центрального банка Республики Узбекистан об установлении к коммерческим банкам штрафных санкций с выплатой пострадавшей стороне в размере до 0,1 процента от минимального размера уставного капитала банка за нарушение установленных требований по:
своевременной выдаче клиентам, в том числе субъектам предпринимательства, наличности на заработную плату и другие, предусмотренные законодательством, нужды, при наличии средств;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
Центральному банку Республики Узбекистан совместно с Министерством юстиции в десятидневный срок разработать и утвердить в установленном порядке размеры и порядок применения указанных штрафных санкций.
Установить, что руководители и главные бухгалтеры коммерческих банков и их филиалов, допустившие вышеуказанные нарушения, привлекаются в установленном порядке к ответственности, включая частичное возмещение штрафа, уплаченного банком.
См. последующую редакцию.
совместно с Министерством юстиции, Центральным банком и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан в месячный срок разработать и утвердить порядок рассмотрения и исполнения решений хозяйственных судов в части нарушения коммерческими банками договорных обязательств в отношении обслуживаемых клиентов;
принимать и рассматривать в суде исковые заявления по разрешению споров, возникающих между банками и их клиентами, с предоставлением отсрочки от уплаты государственной пошлины до завершения судебного разбирательства, с последующим их взысканием с виновной стороны.
8. Министерству макроэкономики и статистики, Министерству финансов и Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан в двухмесячный срок изучить и внести в Кабинет Министров предложения по пересмотру критериев и перечня видов предпринимательской деятельности, которые разрешается осуществлять без образования юридического лица.
9. Министерству юстиции совместно с Министерством финансов, Центральным банком, Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан и другими заинтересованными ведомствами в месячный срок внести предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство, вытекающие из настоящего постановления.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова и председателя Центрального банка Республики Узбекистан Ф.М. Муллажанова.