от 09.09.2017 г. № ПП-3261
Акт на состоянии 09.10.2020
Перейти на действующую версию
См. предыдущую редакцию.
(абзацы первый — пятый пункта 2 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 8 октября 2020 года № ПП-4857 — Национальная база данных законодательства, 09.10.2020 г., № 07/20/4857/1357)
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 3 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 8 октября 2020 года № ПП-4857 — Национальная база данных законодательства, 09.10.2020 г., № 07/20/4857/1357)
См. предыдущую редакцию.
(абзацы пятый — восьмой пункта 6 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 8 октября 2020 года № ПП-4857 — Национальная база данных законодательства, 09.10.2020 г., № 07/20/4857/1357)
обратить особое внимание на обеспечение безусловного выполнения возложенных в пункте 6 настоящего постановления задач в ходе реализации мероприятий, предусмотренных «Дорожной картой»;
 Комментарий LexUz
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к
постановлению Президента Республики Узбекистан от 9 сентября 2017 года № ПП-3261

Наименования мероприятий

Механизмы реализации

Сроки реализации

Ответственные исполнители

I. Дальнейшее совершенствование системы дошкольного образования и укомплектование дошкольных образовательных учреждений квалифицированными кадрами

1.

Совершенствование государственной политики и системы управления в сфере дошкольного образования, направленное
на коренной пересмотр организационно-штатной структуры, задач и функций Министерства народного образования путем создания самостоятельного органа по контролю и управлению дошкольными образовательными учреждениями.

1. Утверждение состава рабочей группы по изучению законодательства и опыта зарубежных стран в сфере управления дошкольным образованием.

2. Подготовка проекта нормативно-правового акта, предусматривающего дальнейшее совершенствование системы управления дошкольным образованием.

3. Внесение проекта в Комиссию по критическому изучению и выработке предложений по дальнейшему совершенствованию системы дошкольного образования (далее — Комиссия).

до 1 декабря 2017 г.

Минобразования, Минюст, Минфин, министерства
и ведомства

2.

Совершенствование системы подготовки кадров в сфере дошкольного образования

1. Изучение педагогического состава, занятого в сфере дошкольного образования, определение имеющихся потребностей в специалистах в разрезе регионов страны.

2. Анализ законодательства и изучение передового опыта зарубежных стран в сфере реализации кадровой политики, формирования резерва специалистов дошкольного образования и обеспечения системного прохождения курсов повышения квалификации.

3. Разработка и внесение в Комиссию предложений по увеличению квот приема в педагогические высшие образовательные учреждения (бакалавриат, магистратура) по специальности «педагог по дошкольному образованию».

до 1 ноября 2017 г.

Минобразования, Минвуз, Минэкономики, Минфин, Минюст

3.

Совершенствование порядка приема детей в государственные дошкольные образовательные учреждения и постановки их в очередь при отсутствии свободных мест, в том числе посредством внедрения государственных интерактивных услуг в Едином портале интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ).

1. Утверждение состава рабочей группы по критическому изучению порядка приема детей в государственные дошкольные образовательные учреждения.

2. Разработка предложений по дальнейшему совершенствованию порядка приема детей в государственные дошкольные образовательные учреждения, предусматривающие:

широкое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий путем возможности подачи электронных заявлений о приеме, отслеживания очереди в режиме онлайн;

создание единой электронной информационной площадки для ознакомления с деятельностью государственных дошкольных образовательных учреждений, их рейтингом и содержанием учебно-воспитательного процесса.

3. Разработка проекта программы мер, предусматривающей совершенствование порядка приема детей, в том числе поэтапное внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в данной сфере.

4. Внесение в Комиссию проекта программы мер.

до 1 ноября 2017 г.

Минобразования, Мининфоком, Минфин, Минюст, Генпрокуратура

4.

Улучшение материального стимулирования работников государственных дошкольных образовательных учреждений.

1. Пересмотр системы материального стимулирования работников государственных дошкольных образовательных учреждений.

2. Разработка предложений по совершенствованию системы материального стимулирования работников государственных дошкольных образовательных учреждений, в том числе путем приравнивания должностных окладов воспитателей детских групп (с 5 до 6-7 лет) к должностным окладам учителей начальных классов общеобразовательных школ, а также создания механизмов поощрения.

3. Внесение в Комиссию соответствующих предложений.

до 1 октября 2017 г.

Минобразования, Минфин, ГНК, Минюст, Минтруд

5.

Совершенствование системы медицинского обслуживания детей в дошкольных образовательных учреждениях со стороны территориальных органов здравоохранен�я.

1. Критическое изучение системы медицинского обслуживания детей в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе негосударственных.

2. Внесение в Комиссию соответствующих предложений.

до 1 октября 2017 г.

Минздрав, Минобразования,
Минфин, Минтруд

6.

Совершенствование системы подготовки качественных учебно-методических и дидактических материалов (в том числе игр и игрушек) и художественной литературы, развитие рынка и ассортимента производства печатных материалов на различных языках, рассчитанных для детей дошкольного возраста.

1. Инвентаризация учебно-методической и дидактической литературы для дошкольного образования, производимой в республике, а также используемой в дошкольных образовательных учреждениях.

2. Изучение рынка импортируемых печатных материалов.

3. Разработка программы мер по дальнейшему совершенствованию системы подготовки, экспертизы и тиражирования учебно-методической и дидактической литературы для дошкольного образования с широким привлечением частных инвестиций посредством предоставления различных льгот и преференций.

4. Внесение в Комиссию программы мер.

до 1 декабря 2017 г.

Минобразования, Государственная инспекция
по надзору за качеством образования, Минфин,
ГНК, ТПП,
Центр «Маънавият ва маърифат»

7.

Совершенствование положений типового Устава дошкольного образовательного учреждения, а также типового договора между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

1. Критическое изучение положений действующих типовых Устава дошкольного образовательного учреждения и договора между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

2. Внесение в Комиссию соответствующих предложений.

до 1 октября 2017 г.

Минобразования, Минюст, Минфин, Минтруд, Государственная инспекция
по надзору за качеством образования, Генпрокуратура

II. Улучшение инфраструктуры и материально-технического обеспечения государственных дошкольных образовательных учреждений

8.

Проведение полной инвентаризации государственных дошкольных образовательных учреждений, изучение состояния их материально-технического оснащения, определение территорий, имеющих реальную потребность в новых дошкольных образовательных учреждениях, в том числе с учетом осуществляемых государственных программ по строительству жилых массивов и многоэтажных домов.

1. Утверждение составов рабочих групп по проведению инвентаризации государственных дошкольных образовательных учреждений в регионах республики.

2. Проведение инвентаризации с выездом на место расположения каждого дошкольного образовательного учреждения.

3. Обобщение итогов инвентаризации и внесение в Комиссию конкретных предложений.

до 1 декабря 2017 г.

Минобразования, Национальное агентство проектного управления, Генпрокуратура, Минздрав, МВД, Госкомземгеодезкадастр, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента

9.

Комплексное изучение законности и обоснованности передачи (продажа, безвозмездная передача, иное отчуждение) зданий государственных дошкольных образовательных учреждений юридическим и физическим лицам в период 1991 — 2017 гг.

1. Утверждение составов рабочих групп для проведения изучения.

2. Изучение законности и обоснованности отчуждения зданий государственных дошкольных образовательных учреждений.

3. Обобщение итогов изучения и внесение в Комиссию соответствующих предложений.

до 1 ноября 2017 г.

Минобразования, Госкомконкуренции, Госкомземгеодезкадастр, Генпрокуратура, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента, министерства и ведомства

10.

Совершенствование норм и правил строительства современных зданий для дошкольных образовательных учреждений с учетом зарубежной практики.

1. Подготовка, на основе результатов инвентаризации государственных дошкольных образовательных учреждений, предложений по совершенствованию норм и правил строительства объектов дошкольного образования.

2. Разработка проекта постановления Кабинета Министров, предусматривающего утверждение норм и правил строительства современных зданий для дошкольных образовательных учреждений.

3. Внесение в Кабинет Министров проекта постановления.

до 1 марта 2018 г.

Госархитектстрой, Минобразования, Минфин, МЧС, Национальное агентство проектного управления,
Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента

11.

Привлечение крупных хозяйствующих субъектов в строительство новых и реконструкцию действующих дошкольных образовательных учреждений.

1. Разработка проекта программы мер по привлечению крупных хозяйствующих субъектов в строительство и реконструкцию дошкольных образовательных учреждений с учетом результатов инвентаризации и государственных программ по строительству новых жилых массивов и многоэтажных домов.

2. Подготовка предложений по предоставлению налоговых и иных льгот субъектам, привлекаемым для реализации программы мер.

3. Разработка проекта правительственного решения, предусматривающего утверждение программы мер, и внесение его в Кабинет Министров.

до 1 апреля 2018 г.

Минфин, Минэкономики, Минобразования, ГНК, Центральный банк, ТПП, Совет федерации профсоюзов, министерства и ведомства, органы хозяйственного

управления, банковские учреждения

12.

Создание благоприятных организационно-правовых основ для развития негосударственных дошкольных образовательных учреждений, прежде всего, за счет внедрения механизмов государственно-частного партнерства.

1. Утверждение состава рабочей группы по изучению законодательства и передового опыта зарубежных стран в сфере развития негосударственного дошкольного образования.

2. Разработка проекта постановления Кабинета Министров, определяющего механизмы развития негосударственного дошкольного образования, реализации государственно-частного партнерства в данной сфере в городах Ташкенте и Нукусе, областных центрах.

3. Внесение в Кабинет Министров проекта постановления.

до 1 октября 2017 г.

Минюст, Минобразования, ГНК, Минфин, Минэкономики, Госкомконкуренции, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента, Ассоциация негосударственных образовательных учреждений

13.

Совершенствование порядка и норм государственного финансирования текущей деятельности государственных дошкольных образовательных учреждений.

1. Критическое изучение законодательства на предмет эффективности и рациональности механизма государственного финансирования деятельности дошкольных образовательных учреждений, а также анализ обоснованности определения минимальных норм финансирования.

2. Разработка предложений по совершенствованию системы финансирования деятельности государственных дошкольных образовательных учреждений, в том числе предусматривающих критерии определения приоритетов финансирования.

3. Внесение в Комиссию соответствующих предложений.

до 1 октября 2017 г.

Минфин, Минэкономики, Минобразования, Госкомконкуренции, Минюст, Генпрокуратура, Совет Министров Республики Каракалпакстан,
хокимияты областей
и г. Ташкента

14.

Совершенствование порядка обеспечения продуктами питания государственных дошкольных образовательных учреждений, предусматривающее создание прозрачной централизованной системы снабжения, эффективного контроля деятельности поставщиков за своевременную поставку качественных продуктов питания и соблюдения ими ценовой политики.

1. Утверждение состава рабочей группы по критическому изучению законодательства, выявлению имеющихся проблем и недостатков, препятствующих обеспечению детей качественным питанием, а также анализу положительного передового опыта зарубежных стран в данной области.

2. Разработка предложений по совершенствованию порядка обеспечения питанием государственных дошкольных образовательных учреждений.

3. Реализация в г. Ташкенте экспериментального проекта внедрения в целях апробирования новой системы обеспечения питанием государственных дошкольных образовательных учреждений.

4. Внесение в Комиссию конкретных предложений, выработанных на основе результатов эксперимента.

до 1 октября 2017 г.

сентябрь — декабрь
2017 г.

до 15 января 2018 г.

Минобразования, Минфин, Минэкономики, Минздрав, Госкомконкуренции, Генпрокуратура, Центр «Ижтимоий фикр», министерства и ведомства

15.

Разработка и утверждение стандартов изготовления детской мебели для здорового физического развития детей.

1. Утверждение состава рабочей группы по изучению передового зарубежного опыта в сфере производства детской мебели с учетом стандартов, необходимых для здорового физического развития детей дошкольного возраста.

2. Разработка и утверждение стандартов изготовления детской мебели для детей дошкольного возраста.

3. Подготовка и внесение в Комиссию проекта программы мер по дальнейшему стимулированию отечественных производителей безопасной детской мебели в соответствии с утвержденными стандартами.

до 1 октября 2017 г.

до 1 декабря 2017 г.

Минздрав, Минобразования, Агентство «Узстандарт»,
ТПП, Ассоциация негосударственных образовательных учреждений

Минобразования, Минфин, Минэкономики, ТПП, министерства и ведомства

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к
постановлению Президента Республики Узбекистан от 9 сентября 2017 года № ПП-3261

1.

Арипов А.Н.

Премьер-министр Республики Узбекистан, председатель Комиссии

2.

Юнусходжаев А.Н.

Государственный советник Президента Республики Узбекистан

3.

Куранбаев К.К.

Государственный советник Президента Республики Узбекистан — председатель Союза молодежи Узбекистана

4.

Садиков Ш.М.

директор Национального агентства проектного управления при Президенте Республики Узбекистан

5.

Икрамов М.М.

председатель Счетной палаты Республики Узбекистан

6.

Абдуллаев И.Б.

Генеральный прокурор Республики Узбекистан

7.

Иноятов У.И.

министр народного образования РеспубликиУзбекистан

8.

Шадманов А.К.

министр здравоохранения Республики Узбекистан

9.

Ходжаев Б.А.

министр финансов Республики Узбекистан

10.

Давлетов Р.К.

министр юстиции Республики Узбекистан

11.

Саидова Г.К.

министр экономики Республики Узбекистан

12.

Маджидов И.У.

министр высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан

13.

Сайфуллаев Б.С.

министр культуры Республики Узбекистан

14.

Хаитов А.А.

министр занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан

15.

Шерматов Ш.Х.

исполняющий обязанности министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан

16.

Гулямов Р.А.

председатель Государственного комитета Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции

17.

Ахмедходжаев А.И.

председатель Государственного комитета Республики Узбекистан по инвестициям

18.

Абдуллаев А.Х.

председатель Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру

19.

Мухаммадиев У.Н.

Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман)

20.

Файзиев З.О.

председатель ассоциации «Узбекозиковкатзахира»

21.

Инамова С.Т.

председатель правления международного неправительственного благотворительного фонда «Соглом авлод учун»

22.

Икрамов А.И.

председатель Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан

23.

Мамадалиева Х.Х.

директор Научно-практического центра «Оила»

24.

Мухамедов У.С.

начальник управления Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан

25.

Джурабаев А.А.

заведующий ИАД по вопросам образования, науки и молодежной политики Кабинета Министров Республики Узбекистан, секретарь Комиссии.

Дошкольное образование имеет важнейшее значение в формировании гармонично развитой личности, поскольку знания и ценности, заложенные ребенку в дошкольном возрасте, определяют всю его последующую жизнь.

С учетом этого за прошедший период в Республике Узбекистан принят ряд нормативно-правовых актов и реализованы комплексные меры, направленные на развитие и эффективное функционирование дошкольного образования.

В настоящее время в республике функционирует 4 893 государственных дошкольных образовательных учреждения, на финансирование которых только в 2016 году из Государственного бюджета выделено 1,6 триллиона сумов.

В данной сфере заняты свыше 57 тысяч специалистов, которые вносят весомый вклад в воспитание здорового и всесторонне развитого подрастающего поколения.

В то же время полноценной реализации государственной политики в области дошкольного образования препятствуют отдельные системные недостатки.

Изучение показало, что действующая система управления дошкольным образованием не позволяет своевременно выявлять и устранять имеющиеся проблемы, а также разрабатывать и внедрять инновационные решения для дальнейшего развития данной сферы.

Нынешнее состояние инфраструктуры и материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений не позволяет обеспечить полный охват детей дошкольным образованием.

Низкий уровень материального стимулирования работников дошкольных образовательных учреждений не способствует привлечению квалифицированных специалистов, способных на профессиональном уровне решать вопросы воспитания и всестороннего развития детей.

Также отмечаются серьезные недостатки в организации продовольственного и материального обеспечения, медицинского обслуживания в дошкольных образовательных учреждениях.

В этой связи принятым 9 сентября 2017 года главой государства постановлением «О мерах по коренному совершенствованию системы дошкольного образования» деятельность Министерства народного образования, Министерства здравоохранения, Министерства занятости и трудовых отношений, органов государственной власти на местах в сфере дошкольного образования признана неудовлетворительной.

В постановлении предусматривается реализация комплекса мер по внедрению современных механизмов управления дошкольным образованием, совершенствованию воспитательного и учебного процесса, улучшению инфраструктуры и материально-технического оснащения дошкольных образовательных учреждений.

В частности, с 1 января 2018 года в городах Ташкенте, Нукусе и областных центрах республики предусматривается создание в порядке эксперимента новых дошкольных образовательных учреждений на условиях государственно-частного партнерства.

Инициированный главой государства механизм государственно-частного партнерства предполагает безвозмездное выделение инвесторам земельных участков и пустующих помещений сроком на 50 лет для создания современных и доступных дошкольных образовательных учреждений.

Предполагается, что инвесторы будут нести ответственность за соблюдение в создаваемых дошкольных образовательных учреждениях государственных образовательных требований, санитарно-гигиенических и иных норм, сохранение профиля деятельности учреждения в течение всего срока действия соглашения, а также обеспечение приемлемости и доступности цен на услуги по оказанию дошкольного образования. При этом инвесторам будут предоставлены широкие налоговые льготы и иные преференции, а также льготные кредиты.

Также, государственным дошкольным образовательным учреждениям города Ташкента разрешено в порядке эксперимента заключать напрямую договора с субъектами предпринимательства о доставке отвечающих соответствующим требованиям продуктов питания и готовых блюд.

Предусматривается, что по итогам данных экспериментов будет рассмотрен вопрос внедрения механизмов государственно-частного партнерства и порядка организации питания в дошкольных образовательных учреждениях в других регионах республики.

Постановлением также утверждена «Дорожная карта» дальнейшего совершенствования системы дошкольного образования в Республике Узбекистан, направленная на реализацию мероприятий по решению актуальных проблем в данной сфере.

Образована Комиссия по критическому изучению и выработке предложений по дальнейшему совершенствованию системы дошкольного образования. Комиссией будет осуществлен анализ законодательства в сфере дошкольного образования на предмет выявления пробелов и норм, способствующих проявлению коррупции и иных правонарушений, а также комплексное изучение и выявление системных проблем, препятствующих эффективной реализации государственной политики в сфере дошкольного образования. Отдельное внимание при этом будет уделено вопросам создания необходимой инфраструктуры и развития частного сектора дошкольного образования.

Наряду с этим будут пересмотрены государственные требования к организации качественного дошкольного образования, в том числе с учетом передового зарубежного опыта в сфере гармоничного развития детей дошкольного возраста.

Будет приведена в соответствие с современными требованиями также работа по подготовке и внедрению учебно-методических, дидактических материалов, отражающих национальные культурно-исторические ценности и прививающих интерес к чтению книг с детства.

Постановлением предусмотрена реализация организационных мер, включая упорядочение приема детей в дошкольные образовательные учреждения за счет внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность уполномоченных государственных органов.

В целях расширения системы негосударственного дошкольного образования комиссии поручено подготовить предложения по внедрению упрощенного порядка лицензирования деятельности негосударственных дошкольных образовательных учреждений, совершенствованию их организационно-правовых форм с учетом изучения действующей практики и передового зарубежного опыта.

По результатам проведенных изучений будет разработан комплекс мер, направленный на дальнейшее совершенствование законодательства и правоприменительной практики в сфере дошкольного образования.

Реализация постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы дошкольного образования» позволит поднять на качественно новый уровень систему дошкольного образования в стране, кардинально улучшить инфраструктуру и материально-техническое оснащение дошкольных образовательных учреждений.