В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2017 года № УП-5005 «О мерах по коренному повышению эффективности деятельности органов внутренних дел, усилению их ответственности за обеспечение общественного порядка, надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан», а также в целях создания эффективных механизмов обеспечения законности, своевременного раскрытия, всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, безусловной реализации принципа неотвратимости ответственности:
1. Считать важнейшей задачей Министерства внутренних дел Республики Узбекистан и его территориальных подразделений реализацию следующих основных направлений повышения эффективности расследования преступлений:
первое — неукоснительное обеспечение уголовно-процессуальной нормы, гарантирующей, что каждый, совершивший преступление, будет подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не будет привлечен к ответственности;
второе — своевременное раскрытие, всестороннее, полное и объективное расследование преступлений, безусловное соблюдение приоритета прав, свобод и законных интересов граждан, уважения их чести и достоинства при производстве дознания и предварительного следствия;
третье — обеспечение подлинной процессуальной самостоятельности дознавателей и следователей, недопущение незаконного воздействия на них, необоснованного вмешательства в их деятельность;
четвертое — создание достойных условий для работы дознавателей и следователей с целью эффективной реализации возложенных на них задач, решение вопросов их материального и социального обеспечения;
пятое — широкое внедрение в деятельность экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел передовых криминалистических и научно-технических средств, а также современных форм и методов работы.
Следственный департамент при Министерстве внутренних дел Республики Узбекистан (далее — Следственный департамент) является самостоятельным подразделением Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, подотчетным непосредственно министру внутренних дел Республики Узбекистан;
См. предыдущую редакцию.
в систему следственных подразделений органов внутренних дел входят Следственный департамент, Следственный отдел при Управлении обеспечения общественной безопасности на транспорте Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, следственные управления при Министерстве внутренних дел Республики Каракалпакстан, главных управлениях внутренних дел города Ташкента и Ташкентской области, управлениях внутренних дел областей, следственные отделы (отделения, группы) при районных (городских) управлениях (отделах) внутренних дел, а также отделах обеспечения общественной безопасности на транспорте;
(абзац третий пункта 2 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 29 мая 2019 года № ПП-4343 — Национальная база данных законодательства, 30.05.2019 г., № 07/19/4343/3206)
См. предыдущую редакцию.
следственные управления при Министерстве внутренних дел Республики Каракалпакстан, главных управлениях внутренних дел города Ташкента и Ташкентской области, управлениях внутренних дел областей возглавляют соответственно заместитель министра внутренних дел Республики Каракалпакстан, заместители начальников главных управлений внутренних дел города Ташкента и Ташкентской области и управлений внутренних дел областей;
(абзац четвертый пункта 2 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 29 мая 2019 года № ПП-4343 — Национальная база данных законодательства, 30.05.2019 г., № 07/19/4343/3206)
следственные отделы при районных (городских) управлениях (отделах) внутренних дел с общей штатной численностью не менее 10 единиц возглавляют заместители начальников районных (городских) управлений (отделов) внутренних дел;
См. предыдущую редакцию.
следственные подразделения в вопросах организации и осуществления дознания и предварительного следствия подчиняются и подотчетны вышестоящим следственным подразделениям и Следственному департаменту, а в вопросах прохождения службы в органах внутренних дел — соответственно начальнику Управления обеспечения общественной безопасности на транспорте Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, министру внутренних дел Республики Каракалпакстан, начальникам главных управлений внутренних дел города Ташкента и Ташкентской области, управлений внутренних дел областей, районных (городских) управлений (отделов) внутренних дел, а также отделов обеспечения общественной безопасности на транспорте;
(абзац шестой пункта 2 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 29 мая 2019 года № ПП-4343 — Национальная база данных законодательства, 30.05.2019 г., № 07/19/4343/3206)
вмешательство в деятельность следственных подразделений органов внутренних дел, а равно воздействие в любой форме на их сотрудников с целью воспрепятствовать осуществлению ими своих полномочий, а также неисполнение их постановлений, обязательных для исполнения, влечет установленную законом ответственность;
См. предыдущую редакцию.
назначение на должности следователей Следственного департамента, следственных управлений при Министерстве внутренних дел Республики Каракалпакстан, главных управлениях внутренних дел города Ташкента и Ташкентской области и управлениях внутренних дел областей осуществляется при наличии стажа работы в качестве следователя не менее трех лет;
(абзац восьмой пункта 2 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 29 мая 2019 года № ПП-4343 — Национальная база данных законодательства, 30.05.2019 г., № 07/19/4343/3206)
уголовные дела в отношении дознавателей, следователей и руководителей следственных подразделений органов внутренних дел возбуждаются прокурором Республики Каракалпакстан, прокурорами города Ташкента, областей и приравненными к ним прокурорами, а в отношении следователей, руководителей подразделений и начальника Следственного департамента — Генеральным прокурором Республики Узбекистан либо его заместителями.
См. предыдущую редакцию.
Следственного департамента отдел координации и контроля работы дознания, следственного отдела при Управлении обеспечения общественной безопасности на транспорте Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, следственных управлений при Министерстве внутренних дел Республики Каракалпакстан, главных управлениях внутренних дел города Ташкента и Ташкентской области и управлениях внутренних дел областей отделы (отделения, группы) координации и контроля работы дознания;
(абзац второй пункта 3 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 29 мая 2019 года № ПП-4343 — Национальная база данных законодательства, 30.05.2019 г., № 07/19/4343/3206)
следственных отделов (отделений) при районных (городских) управлениях (отделах) внутренних дел, отделах обеспечения общественной безопасности на транспорте отделения (группы) дознания.
Установить, что отделы (отделения, группы) координации и контроля работы дознания и отделения (группы) дознания укомплектовываются сотрудниками, имеющими высшее юридическое образование.
Министерству внутренних дел Республики Узбекистан по итогам 2017 года внести предложения по оптимизации штатной численности отделений (групп) дознания и повышению эффективности их деятельности с учетом анализа их служебной нагрузки.
Положение о Следственном департаменте при Министерстве внутренних дел Республики Узбекистан согласно приложению № 1;
Положение о Главном экспертно-криминалистическом центре Министерства внутренних дел Республики Узбекистан согласно приложению № 2.
См. последующую редакцию.
6. Министерству внутренних дел совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций и Министерством финансов Республики Узбекистан в срок до 1 января 2018 года обеспечить:
создание в органах внутренних дел специальных комнат с оснащением их системами стенографирования допроса, видеонаблюдения, а также аудио- и видеофиксации следственных действий;
внедрение системы видеоконференцсвязи между Следственным департаментом и его территориальными подразделениями.
Положение о порядке присвоения сотрудникам следственных подразделений органов внутренних дел специальных квалификационных разрядов с выплатой дополнительных надбавок;
Положение о порядке денежного вознаграждения за образцовое раскрытие и расследование тяжких и особо тяжких преступлений.
8. Разрешить Министерству внутренних дел Республики Узбекистан оказывать организациям на платной основе экспертные, научно-исследовательские и информационные услуги в области экспертно-криминалистической деятельности с целевым направлением поступающих от оказания услуг средств на укрепление материально-технической базы и материальное стимулирование сотрудников экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел.
См. последующую редакцию.
в двухмесячный срок совместно с Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан утвердить критерии распределения уголовных дел между следственными подразделениями органов внутренних дел, предусмотрев возложение на Следственный департамент, следственные управления при Министерстве внутренних дел Республики Каракалпакстан, Главном управлении внутренних дел города Ташкента, управлениях внутренних дел областей расследование, в первую очередь, уголовных дел по нераскрытым тяжким и особо тяжким преступлениям;
в двухмесячный срок внедрить порядок мониторинга деятельности следственных подразделений органов внутренних дел, предусматривающий конкретные критерии оценки их работы, используемые в том числе при стимулировании, выдвижении на вышестоящие должности, переводе в другие следственные подразделения;
в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления;
в трехмесячный срок привести ведомственные нормативно-правовые акты в соответствие с требованиями настоящего постановления.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова и Государственного советника Президента Республики Узбекистан О.Б. Муродова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 18 апреля 2017 года № ПП-2898
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 18 апреля 2017 года № ПП-2898
1. Следственный департамент при Министерстве внутренних дел Республики Узбекистан (далее — Следственный департамент) является самостоятельным подразделением Министерства внутренних дел (далее — МВД) Республики Узбекистан, обеспечивающим в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством своевременное раскрытие, всестороннее, полное и объективное расследование преступлений, безусловную реализацию принципа неотвратимости ответственности, а также организацию и координацию деятельности следственных подразделений органов внутренних дел.
2. Следственный департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, Законом Республики Узбекистан «Об органах внутренних дел» и другими законами, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, приказами и распоряжениями министра внутренних дел Республики Узбекистан, а также настоящим Положением.
3. Следственный департамент в установленном порядке осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности с другими подразделениями органов внутренних дел, правоохранительными и иными государственными органами и организациями, средствами массовой информации, а также в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан с компетентными органами зарубежных стран.
Следственный отдел при Управлении обеспечения общественной безопасности на транспорте МВД Республики Узбекистан;
следственные управления при МВД Республики Каракалпакстан, Главном управлении внутренних дел города Ташкента, управлениях внутренних дел областей;
следственные отделы (отделения, группы) при районных (городских) управлениях (отделах) внутренних дел, отделах обеспечения общественной безопасности на транспорте.
5. Следственный департамент имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и своим полным наименованием, штамп, а также может иметь учреждаемую министром внутренних дел Республики Узбекистан символику, отражающую специфику деятельности Следственного департамента.
комплексный и системный анализ практики расследования уголовных дел, в том числе выявление причин совершения преступлений и условий, им способствующих, а также принятие мер по их устранению;
организация и координация деятельности следственных подразделений органов внутренних дел, обеспечение своевременного раскрытия, всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, неукоснительного соблюдения законности в ходе производства дознания и предварительного следствия, а также формирование кадрового состава следственных подразделений и организация повышения квалификации сотрудников;
оказание методической и практической помощи следственным подразделениям органов внутренних дел в производстве дознания и предварительного следствия, а также непосредственное расследование преступлений особой сложности, носящих межобластной характер, вызвавших общественный резонанс в республике, в том числе совершенных организованными преступными группами и сообществами;
разработка и реализация предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства, правоприменительной практики, а также форм и методов осуществления дознания и предварительного следствия.
а) в сфере комплексного и системного анализа практики расследования уголовных дел, в том числе выявления причин совершения преступлений и условий, им способствующих, а также принятия мер по их устранению:
оценка, обобщение, анализ практики расследования уголовных дел, основных показателей дознания и предварительного следствия следственных подразделений органов внутренних дел;
выявление, обобщение и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также выработка комплексных мер по их устранению;
изучение практики управления следственными подразделениями органов внутренних дел, определение актуальных проблем в деятельности и путей их решения;
участие в перспективном и текущем планировании деятельности МВД Республики Узбекистан, разработке концепций, основных направлений развития следственных подразделений органов внутренних дел;
подготовка информационно-аналитических материалов о состоянии деятельности следственных подразделений, по проблемным вопросам расследования преступлений и внесение соответствующих предложений руководству МВД Республики Узбекистан;
организация и осуществление формирования и ведения учетов, баз данных, информационных систем по вопросам, отнесенным к компетенции следственных подразделений органов внутренних дел;
изучение и внедрение в практическую деятельность положительного зарубежного и национального опыта работы, современных средств, форм, методов и тактических приемов дознания и предварительного следствия;
организация и проведение профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений, в том числе осуществление взаимодействия со средствами массовой информации и институтами гражданского общества;
б) в сфере организации и координации деятельности следственных подразделений органов внутренних дел, обеспечения своевременного раскрытия, всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, неукоснительного соблюдения законности в ходе производства дознания и предварительного следствия, а также формирования кадрового состава следственных подразделений и организации повышения квалификации сотрудников:
организация и осуществление комплексного планирования мероприятий, направленных на обеспечение всестороннего, полного и объективного расследования преступлений, неукоснительного соблюдения законности в ходе производства дознания и предварительного следствия по уголовным делам;
проведение проверок деятельности следственных подразделений органов внутренних дел, принятие мер по устранению выявленных недостатков и упущений в организации дознания и предварительного следствия и осуществление контроля за реализацией данных мер;
осуществление процессуального и ведомственного контроля за деятельностью следственных подразделений органов внутренних дел;
обеспечение соблюдения в следственных подразделениях органов внутренних дел учетно-регистрационной дисциплины;
организация и осуществление изучений деятельности следственных подразделений органов внутренних дел по соблюдению законности при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях;
изучение обоснованности приостановления предварительного следствия, прекращения уголовных дел следственными подразделениями органов внутренних дел, выработка указаний по устранению выявленных нарушений и осуществление контроля за их устранением;
осуществление контроля за своевременным объявлением в розыск лиц, обвиняемых в совершении преступлений;
контроль за хранением в территориальных органах внутренних дел приостановленных уголовных дел и вещественных доказательств, а также правильностью ведения их учета;
организация и обеспечение взаимодействия с другими подразделениями органов внутренних дел, иными государственными органами и организациями при осуществлении дознания и предварительного следствия;
организация исполнения запросов компетентных органов зарубежных стран об оказании правовой помощи по уголовным делам в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан, а также направление аналогичных запросов компетентным органам зарубежных стран;
направление в установленном порядке уголовных дел в компетентные органы зарубежных стран для осуществления уголовного преследования, обеспечение расследования уголовных дел, переданных компетентными органами зарубежных стран;
обеспечение исполнения требований уголовно-процессуального законодательства в части международного сотрудничества Республики Узбекистан в сфере уголовного судопроизводства;
обеспечение эффективного использования информационно-аналитических, криминалистических и оперативно-справочных систем в расследовании преступлений;
внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в практику следственных подразделений органов внутренних дел с целью взаимодействия и координации деятельности низовых подразделений, формирования баз данных, проведения следственных действий, сбора доказательств;
организация и осуществление отбора кадров для работы в следственных подразделениях органов внутренних дел с учетом их профессиональной подготовки, морально-психологических, волевых и нравственных качеств;
организация и осуществление работы по предупреждению нарушений служебной дисциплины и законности среди сотрудников следственных подразделений органов внутренних дел, проведение служебных проверок в отношении их, принятие соответствующих мер по результатам проверок;
организация переподготовки и повышения квалификации сотрудников следственных подразделений органов внутренних дел, широкое использование современных технологий и методик обучения для обеспечения высокого уровня профессиональной подготовки сотрудников;
в) в сфере оказания методической и практической помощи следственным подразделениям органов внутренних дел, а также расследования преступлений:
осуществление организационно-методического руководства деятельностью следственных подразделений органов внутренних дел;
оказание следственным подразделениям органов внутренних дел практической помощи в раскрытии и расследовании преступлений, а также разработка методических и иных материалов по организации дознания и предварительного следствия;
непосредственное расследование преступлений особой сложности, носящих межобластной характер, вызвавших общественный резонанс, в том числе совершенных организованными преступными группами и сообществами:
оказание следственным подразделениям органов внутренних дел практической помощи в организации и осуществлении дознания и предварительного следствия, ведение контрольного производства по отдельным категориям уголовных дел;
анализ и мониторинг эффективности деятельности следственных подразделений органов внутренних дел по осуществлению дознания и предварительного следствия, разработка мер по ее дальнейшему повышению;
подготовка аналитических материалов по вопросам организации деятельности следственных подразделений органов внутренних дел, а также указаний по организации дознания и предварительного следствия;
разработка и распространение в следственных подразделениях органов внутренних дел методических и иных материалов по организации дознания и предварительного следствия;
г) в сфере разработки и реализации предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства, правоприменительной практики, форм и методов осуществления дознания и предварительного следствия:
непосредственная разработка и участие в разработке проектов нормативно-правовых актов и иных документов по вопросам дознания и предварительного следствия;
разработка в установленном порядке и участие в разработке совместно с заинтересованными подразделениями МВД Республики Узбекистан проектов международных договоров Республики Узбекистан, а также межведомственных актов и соглашений по вопросам деятельности Следственного департамента;
подготовка и участие в подготовке заключений по проектам международных договоров Республики Узбекистан, нормативно-правовых и иных актов по вопросам деятельности Следственного департамента.
запрашивать и получать от подразделений МВД Республики Узбекистан, иных государственных органов и организаций документы (их копии), справочные и иные материалы, необходимые для принятия управленческих решений, подготовки информационно-аналитических и отчетных сведений;
знакомиться с документами и материалами следственных подразделений органов внутренних дел, получать необходимые сведения об их исполнении;
привлекать в установленном порядке соответствующие подразделения МВД Республики Узбекистан для выработки управленческих решений, подготовки материалов на рассмотрение коллегии МВД Республики Узбекистан и оперативных совещаний, информационно-аналитических и других документов;
подготавливать для внесения в государственные органы и иные организации, должностным лицам обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений;
вызывать физических лиц и представителей юридических лиц по находящимся в производстве материалам доследственной проверки и уголовным делам, получать от них объяснения, документы, их копии, а также в установленном порядке подвергать приводу лиц, уклоняющихся от явки без уважительной причины;
производить в установленном законодательством порядке следственные действия, привлекать к их производству экспертов и специалистов, использовать научно-технические средства;
требовать от других подразделений органов внутренних дел оказания содействия в производстве отдельных процессуальных действий в порядке, предусмотренном законодательством;
использовать базы данных органов внутренних дел с целью решения задач, возложенных на следственные подразделения органов внутренних дел;
знакомиться с материалами дел оперативно-розыскного производства, служебных проверок и иных документов по вопросам своей компетенции;
истребовать для изучения уголовные дела, находящиеся в производстве следственных подразделений органов внутренних дел;
проверять состояние соблюдения законности и дисциплины в следственных подразделениях органов внутренних дел;
вносить предложения по улучшению материально-технического обеспечения, повышению квалификации и переподготовки сотрудников следственных подразделений органов внутренних дел.
принимать в пределах своих полномочий меры по защите прав, свобод и законных интересов граждан, собственности физических и юридических лиц, безопасности личности, общества и государства;
возбуждать уголовные дела по фактам преступлений, в пределах своей компетенции, обеспечивать неукоснительное соблюдение законности в ходе дознания и предварительного следствия;
обеспечивать в необходимых случаях выезд сотрудников Следственного департамента на места происшествий;
готовить и представлять руководству МВД Республики Узбекистан необходимые сведения о работе следственных подразделений органов внутренних дел;
11. Следственный департамент возглавляет заместитель министра внутренних дел Республики Узбекистан — начальник Следственного департамента.
Начальник Следственного департамента назначается и освобождается от должности Президентом Республики Узбекистан.
Начальник Следственного департамента имеет двух заместителей, включая одного первого, назначаемых и освобождаемых от должности министром внутренних дел Республики Узбекистан в установленном порядке.
осуществляет руководство деятельностью Следственного департамента и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на Следственный департамент задач, функций и обязанностей;
распределяет обязанности между своими заместителями, осуществляет контроль исполнения ими возложенных на них обязанностей;
издает в пределах своей компетенции указания и вносит руководству проекты распоряжений, обязательных для выполнения всем личным составом следственных подразделений органов внутренних дел;
координирует взаимодействие следственных подразделений с другими подразделениями органов внутренних дел при расследовании преступлений;
организует и обеспечивает подбор, расстановку, перемещение и профессиональную подготовку кадров, воспитание личного состава следственных подразделений органов внутренних дел, соблюдение служебной дисциплины, в установленном порядке организует переподготовку и повышение квалификации сотрудников;
вносит в установленном порядке руководству МВД Республики Узбекистан предложения о присвоении специальных званий, поощрении сотрудников Следственного департамента, в том числе награждении, наложении на них дисциплинарных взысканий;
организует и обеспечивает в установленном порядке мобилизационную готовность в Следственном департаменте, а также обеспечивает выполнение в Следственном департаменте мероприятий гражданской защиты;
непосредственно и через своих заместителей осуществляет контроль деятельности следственных подразделений органов внутренних дел;
обеспечивает в установленном законом порядке проверку правомерности действий сотрудников следственных подразделений органов внутренних дел по обращениям физических и юридических лиц, а также по каждому выявленному факту нарушения законности сотрудниками;
вносит предложения о перераспределении штатной численности подразделений Следственного департамента;
13. В отсутствие начальника Следственного департамента его полномочия осуществляются первым заместителем.
14. Следственные управления при Министерстве внутренних дел Республики Каракалпакстан, Главном управлении внутренних дел города Ташкента, управления внутренних дел областей возглавляют соответственно заместитель министра внутренних дел Республики Каракалпакстан, заместители начальников Главного управления внутренних дел города Ташкента и управлений внутренних дел областей.
Следственные отделы при районных (городских) управлениях (отделах) внутренних дел с общей штатной численностью не менее 10 единиц — заместители начальников районных (городских) управлений (отделов) внутренних дел.
15. Сотрудники Следственного департамента, начальник и сотрудники следственного отдела при Управлении обеспечения общественной безопасности на транспорте Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, начальники следственных управлений при Министерстве внутренних дел Республики Каракалпакстан, Главном управлении внутренних дел города Ташкента, управлениях внутренних дел областей, следственных отделов при районных управлениях (отделе) внутренних дел города Ташкента, начальники и сотрудники следственных отделений при отделах обеспечения общественной безопасности на транспорте на вокзале «Ташкент-Центральный» и в аэропорту «Ташкент» назначаются и освобождаются от должности министром внутренних дел Республики Узбекистан по представлению начальника Следственного департамента.
Сотрудники следственных управлений при Министерстве внутренних дел Республики Каракалпакстан, Главном управлении внутренних дел города Ташкента, управлениях внутренних дел областей, следственных отделов при районных управлениях (отделе) внутренних дел города Ташкента, начальники и сотрудники следственных отделов (отделений, групп) при районных (городских) управлениях (отделах) внутренних дел, отделах обеспечения общественной безопасности на транспорте назначаются и освобождаются от должности министром внутренних дел Республики Каракалпакстан, начальником Главного управления внутренних дел города Ташкента, управлений внутренних дел областей по представлению начальников следственных управлений при Министерстве внутренних дел Республики Каракалпакстан, начальника Главного управления внутренних дел города Ташкента и управлениях внутренних дел областей.
16. Следственные подразделения в вопросах организации и осуществления дознания и предварительного следствия подчиняются и подотчетны вышестоящим следственным подразделениям и Следственному департаменту, а в вопросах прохождения службы в органах внутренних дел — соответственно начальнику Управления обеспечения общественной безопасности на транспорте Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, министру внутренних дел Республики Каракалпакстан, начальникам Главного управления внутренних дел города Ташкента, управлений внутренних дел областей, районных (городских) управлений (отделов) внутренних дел, а также отделов обеспечения общественной безопасности на транспорте.
17. Контроль за деятельностью Следственного департамента осуществляется министром внутренних дел Республики Узбекистан.
Надзор за процессуальной деятельностью следственных подразделений органов внутренних дел осуществляется Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан в пределах предоставленных законом полномочий.
18. Делопроизводство и мероприятия по режиму секретности осуществляются Следственным департаментом самостоятельно в установленном законом порядке.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 18 апреля 2017 года № ПП-2898
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 18 апреля 2017 года № ПП-2898
1. Главный экспертно-криминалистический центр Министерства внутренних дел Республики Узбекистан (далее — Центр) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел (далее — МВД) Республики Узбекистан на правах управления, организующим и осуществляющим технико-криминалистическое обеспечение деятельности органов внутренних дел и других правоохранительных органов.
2. Центр в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, Законом Республики Узбекистан «Об органах внутренних дел» и другими законами, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, приказами и распоряжениями министра внутренних дел Республики Узбекистан, а также настоящим Положением.
экспертно-криминалистические отделы МВД Республики Каракалпакстан, управлений внутренних дел областей;
экспертно-криминалистические отделы (отделения, группы) районных (городских) управлений (отделов) внутренних дел, отделов обеспечения общественной безопасности на транспорте.
4. Центр имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и своим полным наименованием, штамп, а также может иметь учреждаемую министром внутренних дел Республики Узбекистан символику, отражающую специфику деятельности Центра.
организационно-методическое обеспечение и координация деятельности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел;
организация и проведение научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок, их практической апробации, обеспечение проведения экспертных исследований.
а) в сфере технико-криминалистического обеспечения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий:
организация и проведение традиционных криминалистических экспертиз и исследований (дактилоскопических, трасологических, почерковедческих, технического исследования документов, баллистических, исследования холодного оружия, портретных), специальных видов экспертиз и исследований (физико-химических, взрывотехнических, автотехнических, пищевых, фоновидеоскопических, электротехнических, бухгалтерских, строительно-технических, компьютерных технологий), а также других экспертиз и исследований при наличии соответствующих специалистов и необходимого оснащения;
взаимодействие со следственными и оперативными подразделениями органов внутренних дел в целях повышения эффективности экспертных исследований, а также участия экспертов в оперативно-розыскных мероприятиях и следственных действиях;
изучение потребности оперативно-розыскной и следственной практики в экспертном исследовании конкретных вещественных доказательств и, при необходимости, организация исполнения новых видов экспертиз;
участие в проведении комиссионных экспертиз, выполнение повторных и наиболее сложных видов экспертиз для правоохранительных органов;
взаимодействие в установленном порядке с другими экспертными учреждениями республики и зарубежных стран по вопросам производства экспертных исследований и технико-криминалистического обеспечения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий;
б) в сфере организационно-методического обеспечения и координации деятельности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел:
координация и методическое руководство деятельностью экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел;
организация и осуществление планирования деятельности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел;
проведение изучений, инспектирований деятельности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел;
оказание экспертно-криминалистическим подразделениям органов внутренних дел практической помощи в организации и проведении экспертных исследований;
рецензирование заключений экспертов органов внутренних дел, подготовка обзоров по ошибкам, допускаемым при проведении экспертных исследований, организация повышения квалификации экспертов;
разработка и распространение в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел методических и иных материалов по вопросам организации и проведения экспертных исследований;
анализ и мониторинг эффективности деятельности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел, а также разработка мер по дальнейшему повышению эффективности проведения экспертных исследований;
организация, участие и проведение учебных семинаров по вопросам организации и проведения экспертных исследований;
внедрение современных достижений науки и техники, в том числе информационно-коммуникационных технологий в экспертную практику;
организация обучения экспертов органов внутренних дел в соответствии со спецификой работы, а также сотрудников других заинтересованных подразделений органов внутренних дел;
в) в сфере организации и ведения информационно-справочных и криминалистических учетов, картотек и коллекций:
идентификация правонарушителей по изображениям на фотографиях, видеозаписях и других носителях портретной информации, по фотороботам, субъективным портретам, отпечаткам пальцев рук и ладоней, изъятым с объектов преступного посягательства или в ходе осмотров мест происшествий;
установление личности неопознанных трупов по посмертной опознавательной фотосъемке, а также по дактилокартам неопознанных трупов, живых лиц, которые не могут сообщить о себе достоверные сведения в силу психических расстройств или других причин;
обеспечение совершенствования систем по идентификации личности на основе взаимодействия с оперативными и следственными подразделениями органов внутренних дел, а также с другими государственными органами, научными учреждениями и организациями, учебными заведениями Республики Узбекистан и зарубежных стран;
формирование и ведение автоматизированного дактилоскопического учёта, учета взрывчатых веществ, взрывных устройств промышленного и самодельного изготовления, взрывателей (средств инициирования), материалов, веществ и предметов, применяемых при изготовлении самодельных взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также других видов учетов с учетом специфики оперативной обстановки;
ведение картотеки автоматизированной системы идентификации личности по портретам, автоматизированной картотеки мультибиометрических данных, картотеки поддельных денежных знаков, в том числе иностранной валюты, картотеки поддельных документов и ценных бумаг информационно-справочных картотек взрывчатых веществ, взрывных устройств, пиротехнических изделий и их составных компонентов, картотек о террористических актах с применением взрывчатых материалов в мире и Республике Узбекистан, методов производства и специальных познаний в изготовлении взрывных устройств, а также других видов картотек с учетом специфики оперативной обстановки;
формирование и ведение коллекции пуль и гильз со следами нарезного огнестрельного оружия (пулегильзотека), коллекции оружия и боеприпасов к нему, а также других коллекций с учетом специфики оперативной обстановки;
оказание практической помощи экспертно-криминалистическим подразделениям по вопросам формирования и функционирования учетов, картотек и коллекций;
г) в сфере организации и проведения научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок, их практической апробации, обеспечения проведения экспертных исследований:
участие и непосредственное исполнение научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок;
изучение особенностей террористических актов, совершенных с применением взрывных устройств, подготовка предложений по их предупреждению и пресечению;
взаимодействие с научно-практическими институтами, учреждениями, предприятиями и организациями по вопросам компетенции Центра;
на основе анализа экспертной практики разработка мероприятий по совершенствованию технико-криминалистического обеспечения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий научно-техническими средствами и методами;
подготовка аналитических и иных материалов о взрывчатых веществах, взрывных устройствах и способах взрывания, применявшихся в совершенных за рубежом террористических актах.
запрашивать и получать от подразделений МВД Республики Узбекистан, иных государственных органов и организаций документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия управленческих решений, подготовки информационно-аналитических и отчетных сведений;
знакомиться с документами и материалами экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел, получать необходимые сведения об их исполнении;
привлекать в установленном порядке соответствующие подразделения МВД Республики Узбекистан для выработки управленческих решений, подготовки материалов на рассмотрение коллегии МВД и оперативных совещаний, информационно-аналитических и иных документов;
предоставлять организациям платные экспертные, научно-исследовательские и информационные услуги в области экспертно-криминалистической деятельности в порядке, определяемом МВД Республики Узбекистан;
обобщать итоги работы экспертно-криминалистических подразделений в соответствии с отчетными периодами;
использовать базы данных органов внутренних дел с целью решения задач, возложенных на экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел;
участвовать в разработке документов по линиям других подразделений органов внутренних дел в части компетенции Центра;
давать указания, обязательные для исполнения экспертно-криминалистическими подразделениями органов внутренних дел;
проверять состояние соблюдения законности и служебной дисциплины в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел;
принимать соответствующие меры по установленным фактам нарушения сотрудниками экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел законности и служебной дисциплины;
вносить предложения по улучшению материально-технического обеспечения, повышению квалификации и переподготовке сотрудников экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел.
принимать в пределах своих полномочий необходимые меры по защите прав, свобод и законных интересов граждан, собственности физических и юридических лиц, безопасности личности, общества и государства;
обеспечивать, в необходимых случаях, участие сотрудников экспертно-криминалистических подразделений на местах происшествий;
готовить и представлять руководству МВД Республики Узбекистан необходимые сведения о работе экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел.
10. Центр возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности министром внутренних дел Республики Узбекистан в установленном порядке.
Начальник Центра имеет трех заместителей, включая одного первого, назначаемых и освобождаемых от должности министром внутренних дел Республики Узбекистан в установленном порядке.
осуществляет непосредственное руководство деятельностью Центра и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на Центр задач, функций и обязанностей;
распределяет функциональные обязанности между своими заместителями, осуществляет контроль исполнения ими возложенных на них обязанностей;
издает в пределах своей компетенции указания и вносит руководству МВД Республики Узбекистан проекты распоряжений, обязательные для выполнения всем личным составом экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел;
координирует взаимодействие с другими подразделениями органов внутренних дел при осуществлении экспертно-криминалистической деятельности;
организует подбор, расстановку, перемещение и профессиональную подготовку кадров, соблюдение служебной дисциплины, в установленном порядке направляет сотрудников экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел на переподготовку и повышение квалификации;
представляет в установленном порядке руководству МВД Республики Узбекистан предложения о присвоении специальных званий, поощрении сотрудников Центра, в том числе награждении, наложении на них дисциплинарных взысканий;
организует и обеспечивает в установленном порядке мобилизационную готовность в Центре, а также обеспечивает выполнение в Центре мероприятий гражданской защиты;
отвечает за организацию соблюдения режима секретности, включая мероприятия по технической защите информации в экспертно-криминалистических подразделениях;
непосредственно и через своих заместителей осуществляет контроль деятельности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел;
обеспечивает в установленном порядке проверку правомерности действий сотрудников подчиненных экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел по обращениям физических и юридических лиц, а также по каждому выявленному факту нарушения сотрудниками законности и служебной дисциплины;
вносит предложения о перераспределении штатной численности экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел;
13. Сотрудники Центра, за исключением рядового состава, назначаются и освобождаются от должности министром внутренних дел Республики Узбекистан по представлению начальника Центра.
14. Начальники экспертно-криминалистического центра Главного управления внутренних дел города Ташкента, экспертно-криминалистических отделов МВД Республики Каракалпакстан, управлений внутренних дел областей назначаются и освобождаются от должности министром внутренних дел Республики Узбекистан по представлению министра внутренних дел Республики Каракалпакстан, начальников Главного управления внутренних дел города Ташкента, управлений внутренних дел областей по согласованию с начальником Центра.
Сотрудники экспертно-криминалистического центра Главного управления внутренних дел города Ташкента, экспертно-криминалистических отделов МВД Республики Каракалпакстан, управлений внутренних дел областей назначаются и освобождаются от должности министром внутренних дел Республики Каракалпакстан, начальником Главного управления внутренних дел города Ташкента, управлений внутренних дел областей по представлению начальников экспертно-криминалистического центра Главного управления внутренних дел города Ташкента, экспертно-криминалистических отделов МВД Республики Каракалпакстан, управлений внутренних дел областей.
15. Начальники экспертно-криминалистических отделов (отделений, групп) районных (городских) управлений (отделов) внутренних дел, отделов обеспечения общественной безопасности на транспорте назначаются и освобождаются от должности министром внутренних дел Республики Каракалпакстан, начальниками Главного управления внутренних дел города Ташкента, управлений внутренних дел областей по представлению начальников экспертно-криминалистического центра Главного управления внутренних дел города Ташкента, экспертно-криминалистических отделов МВД Республики Каракалпакстан, управлений внутренних дел областей.
Сотрудники экспертно-криминалистических отделов (отделений, групп) районных (городских) управлений (отделов) внутренних дел, отделов обеспечения общественной безопасности на транспорте назначаются и освобождаются от должности министром внутренних дел Республики Каракалпакстан, начальником Главного управления внутренних дел города Ташкента, управлений внутренних дел областей по представлению начальников районных (городских) управлений (отделов) внутренних дел, отделов обеспечения общественной безопасности на транспорте.
16. Делопроизводство и мероприятия по режиму секретности осуществляются Центром в установленном порядке.
17. Оснащение экспертно-криминалистических подразделений криминалистической техникой и иными материально-техническим средствами и имуществом осуществляется в установленном порядке.
См. последующую редакцию.