Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области защиты интересов и обеспечения безопасности Республики Узбекистан при транзите особых грузов и воинских контингентов.
особые грузы — вооружение, военная техника, военное имущество, опасные грузы, а также предметы, оборот которых на территории Республики Узбекистан находится под государственным контролем;
заявитель — лицо, которое обращается за получением разрешения на транзит особых грузов и воинских контингентов;
транзит — перемещение через территорию Республики Узбекистан под контролем уполномоченных органов особых грузов и воинских контингентов любым видом транспорта, пункты отправления и назначения которых находятся за пределами Республики Узбекистан;
владелец разрешения на транзит — лицо, которое получило разрешение на транзит особых грузов и воинских контингентов;
опасные грузы — вещества, материалы, изделия, отходы, которые в силу присущих им свойств и особенностей при наличии определенных факторов могут в процессе транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ явиться причиной взрыва, пожара или повреждения перевозимых грузов, технических средств, устройств, зданий и сооружений, других объектов, а также причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде;
вооружение и военная техника — комплексы различных видов оружия и средств обеспечения его боевого применения, в том числе средства доставки, системы наведения, пуска, управления, а также другие специальные технические средства, предназначенные для оснащения вооруженных сил, боеприпасы и их компоненты, запасные части, приборы и комплектующие изделия к приборам, учебное оружие (макеты, тренажеры и имитаторы различных видов вооружения и военной техники);
военное имущество — системы обеспечения жизнедеятельности личного состава вооруженных сил, материалы специального назначения и специальное оборудование для их производства, коллективные и индивидуальные средства защиты от оружия массового поражения, средства профилактики и лечения последствий применения оружия массового поражения, специальное тыловое оборудование, военная форма одежды и ее атрибуты;
воинский контингент — личный состав воинских формирований и военный персонал иностранных государств, а также лица, призванные на военную службу или увольняющиеся в запас в этих государствах.
Законодательство о транзите особых грузов и воинских контингентов состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о транзите особых грузов и воинских контингентов, то применяются правила международного договора.
контроль за соблюдением владельцем разрешения на транзит либо уполномоченным им лицом требований законодательства;
контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасности при транзите особых грузов и воинских контингентов, предусмотренных законодательством;
Управление в сфере транзита особых грузов и воинских контингентов осуществляют Кабинет Министров Республики Узбекистан и уполномоченные им органы.
осуществляет координацию деятельности органов управления в сфере транзита особых грузов и воинских контингентов;
утверждает перечни особых грузов, запрещенных к транзиту, а также особых грузов, транзит которых осуществляется только при наличии разрешения;
определяет порядок осуществления государственного контроля за транзитом особых грузов и воинских контингентов;
может создавать специальную структуру, обеспечивающую координацию деятельности органов управления в сфере транзита особых грузов и воинских контингентов, а также контроль за реализацией настоящего Закона;
Комментарий LexUz
Для подробной информации см. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 февраля 2002 года № 62 «О государственном регулировании и контроле транзита особых грузов и воинских контингентов через территорию Республики Узбекистан».
дают заключения о том, что груз заявителя не подпадает под государственный контроль при его транзите;
вправе проводить регулярные и выборочные инспекции мест размещения особых грузов и воинских контингентов при их транзите, условий и состояния транзита, а также приостанавливать транзит, осуществляемый в нарушение установленного порядка;
Комментарий LexUz
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 мая 2002 года № 150 осуществление контроля при транзите особых грузов и воинских контингентов возложено на Министерство внутренних дел, Службу национальной безопасности, Министерство иностранных дел, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Государственный таможенный комитет и Министерство здравоохранения Республики Узбекистан.
Транзит особых грузов и воинских контингентов производится на основании разрешения на транзит, выдаваемого Кабинетом Министров Республики Узбекистан или уполномоченным им органом.
Для получения разрешения на транзит заявитель обращается в Кабинет Министров Республики Узбекистан или уполномоченный им орган с соответствующим заявлением и приложением к нему необходимых документов.
Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на транзит принимается в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления. В необходимых случаях данный срок может быть продлен.
Транзит вооружения, военной техники, военного имущества и опасных грузов разрешается при представлении заявителем страховых и других финансовых гарантий, а также иных обязательств в обеспечение возмещения вреда, который может быть причинен жизни и здоровью людей, окружающей среде и безопасности Республики Узбекистан в случае действия непреодолимой силы и невозможности осуществления поставки по назначению. Указанные гарантии могут иметь форму страхового полиса, банковской гарантии либо иную форму, определенную законодательством.
перевозка вооружения, военной техники, военного имущества и воинских контингентов не предусмотрена предварительно согласованными с уполномоченными органами планами перевозок;
существует опасность, что цель использования особых грузов и воинских контингентов в государстве назначения может быть связана с нарушениями прав человека, усилением внутригосударственной или международной нестабильности либо особый груз может быть переадресован или реэкспортирован на нежелательных для Республики Узбекистан условиях;
транзит особых грузов и воинских контингентов представляет угрозу интересам и безопасности Республики Узбекистан;
транзит особых грузов может представлять угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде, а также повредить или уничтожить материальные ценности;
В соответствии с законодательством в выдаче разрешений на транзит может быть отказано и в других случаях.
отказ владельца разрешения на транзит от осуществления транзита особых грузов и воинских контингентов;
выдача разрешения на транзит на основании неполных или недостоверных сведений, имевших существенное значение для принятия решения о его выдаче;
выявление обстоятельств, осведомленность о которых во время рассмотрения заявления о выдаче разрешения на транзит привела бы к отказу в его выдаче;
Комментарий LexUz
См.: пункты 19 и 20 Положения о порядке выдачи разрешений на транзит особых грузов и воинских контингентов через территорию Республики Узбекистан и контроля за его осуществлением, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 21 февраля 2002 года № 62.
В случае аннулирования разрешения на транзит владелец разрешения на транзит за свой счет обеспечивает возвращение ввезенных особых грузов или воинского контингента в государство, с территории которого был осуществлен транзит, если иное не предусмотрено законодательством.
Транзит особых грузов и воинских контингентов должен быть завершен в срок, указанный в разрешении на транзит. По мотивированному ходатайству владельца разрешения на транзит срок его действия может быть продлен один раз на период не более чем на тридцать дней.
Транзит особых грузов и воинских контингентов осуществляется по маршрутам, указанным в разрешении на транзит.
См. предыдущую редакцию.
Пункты пропуска через Государственную границу Республики Узбекистан, через которые осуществляется транзит особых грузов и воинских контингентов, определяются Государственным таможенным комитетом Республики Узбекистан совместно со Службой национальной безопасности Республики Узбекистан по согласованию с другими уполномоченными органами.
(часть вторая статьи 12 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2004 г., № 621-II — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 25, ст. 287)
См. последующую редакцию.
Отклонение от установленных маршрутов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Транзит особых грузов и воинских контингентов воздушным транспортом осуществляется по установленным воздушным трассам (коридорам) в соответствии с Воздушным кодексом Республики Узбекистан с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Транзит особых грузов и воинских контингентов воздушными судами осуществляется на основании и в соответствии с условиями:
Специальные разрешения на выполнение полетов воздушными судами, перемещающими особые грузы и воинские контингенты, выдаются при наличии разрешения на транзит.
Транзит особых грузов и воинских контингентов воздушным транспортом может осуществляться с совершением посадки на территории Республики Узбекистан и без таковой. Разрешение на транзит может предусматривать требование об обязательной посадке воздушного судна на территории Республики Узбекистан.
Транзит особых грузов осуществляется под таможенным контролем в упаковках, транспортных средствах или контейнерах, изготовленных и оборудованных таким образом, чтобы содержащиеся в них предметы не могли извлекаться из опечатанного грузового места, транспортного средства или контейнера либо помещаться туда без оставления видимых следов вскрытия или повреждений таможенных обеспечений.
Воинский контингент, следующий транзитом, при въезде на территорию Республики Узбекистан подлежит обязательному пограничному, таможенному и иным видам контроля в соответствии с законодательством.
Комментарий LexUz
Лица, следующие транзитом в составе воинского контингента, вправе покидать транспортное средство только в специально определенных местах стоянок с разрешения уполномоченных должностных лиц, осуществляющих их сопровождение либо иным образом контролирующих их пребывание на территории Республики Узбекистан.
При возникновении сомнений в отношении особого груза, перемещаемого транзитом, таможенные органы обращаются в соответствующий уполномоченный орган для получения заключения о соответствии фактически перемещаемого груза заявленному к транзиту.
Сопровождение особых грузов и воинских контингентов, следующих транзитом, обеспечивается уполномоченными органами в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Комментарий LexUz
См.: главу III Положения о порядке выдачи разрешений на транзит особых грузов и воинских контингентов через территорию Республики Узбекистан и контроля за его осуществлением, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 21 февраля 2002 года № 62.
В случае незаконного транзита особых грузов и воинских контингентов, осуществленного владельцем разрешения на транзит либо иного уполномоченного им лица, возвращение данных грузов и контингентов в государство отправления осуществляется за его счет. При невозможности возвращения опасных отходов в государство отправления владелец разрешения на транзит либо уполномоченное им лицо обеспечивает за свой счет их экологически безопасное использование или обезвреживание и возмещает причиненный вред.
См. предыдущую редакцию.
Таможенное оформление особых грузов при их транзите осуществляется в соответствии с законодательством таможенными органами при предъявлении товаросопроводительных документов, разрешения на их транзит, сертификата о происхождении особых грузов и других документов, необходимых для таможенного оформления.
(часть первая статьи 16 в редакции Закона Республики Узбекистан от 20 января 2016 года № ЗРУ-401 — СЗ РУ, 2016 г., № 3(I), ст. 32)
Комментарий LexUz
Комментарий LexUz
В случаях возникновения сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, включая сведения о стране происхождения особого груза, таможенный орган Республики Узбекистан может обратиться к органам, выдавшим сертификат, или к компетентным организациям страны, указанной в качестве страны происхождения товара, с просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
Охрана и защита особых грузов при их транзите осуществляются в соответствии с законодательством и представляют собой совокупность организационных, инженерно-технических мероприятий, средств и действий государственных органов по предотвращению диверсий или хищения особых грузов.
Комментарий LexUz
См.: пункт 26 Положения о порядке выдачи разрешений на транзит особых грузов и воинских контингентов через территорию Республики Узбекистан и контроля за его осуществлением, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 21 февраля 2002 года № 62, постановление Кабинета Министров от 16 февраля 2011 года № 35 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Узбекистан», постановление Кабинета Министров от 11 сентябя 2023 года № 462 «О мерах по обеспечению безопасности в судоходстве Республики Узбекистан», приказ начальника Государственной инспекции Республики Узбекистан по надзору за безопасностью полетов от 24 августа 2007 года № 131 «Об утверждении Авиационных правил Республики Узбекистан «Правила воздушной перевозки опасных грузов» (АП РУз-198)» (рег. № 1721 от 25.09.2007 г.), приказ министра транспорта Республики Узбекистан от 5 августа 2023 года «Об утверждении Правил перевозки грузов на железнодорожном транспорте Республики Узбекистан» (рег. № 3457 от 21.09.2023 г.).
вооружения, военной техники и военного имущества в регионы, где ведутся военные действия, существует опасность войны или вооруженного конфликта;
особых грузов и воинских контингентов, транзит которых противоречит международным обязательствам Республики Узбекистан;
Комментарий LexUz
См.: главу III Положения о порядке выдачи разрешений на транзит особых грузов и воинских контингентов через территорию Республики Узбекистан и контроля за его осуществлением, утвержденное постановлением Кабинета Министров от 21 февраля 2002 года № 62.
Таможенный орган может отказать в пропуске особых грузов через таможенную границу Республики Узбекистан при наличии достаточных оснований полагать, что они происходят из страны, товары которой не подлежат пропуску в соответствии с законодательством.
Уполномоченные органы осуществляют взаимодействие, в том числе путем обмена информацией, при решении вопросов, связанных с транзитом особых грузов и воинских контингентов.
Если владелец особого груза или заявитель имеет информацию, которая дает основание полагать, что особые грузы могут быть использованы в целях разработки или производства оружия массового поражения или обычных вооружений, то он обязан информировать об этом уполномоченный орган.
Информация о владельце особого груза и принадлежности воинских контингентов, связанная с их транзитом, может быть оглашена в случаях:
использования информации или обмена ею между уполномоченными органами в целях контроля за транзитом особых грузов и воинских контингентов;
направления информации относительно транзита особых грузов и воинских контингентов международным организациям, если Республика Узбекистан приняла на себя такое международное обязательство.
Информация о владельце особого груза и принадлежности воинских контингентов, связанная с их транзитом, может быть оглашена и в других случаях, предусмотренных законодательством.
Лица, виновные в нарушении законодательства о транзите особых грузов и воинских контингентов, несут ответственность в установленном порядке.
Комментарий LexUz
См.: часть вторую статьи 1251 и статью 142 Кодекса об Административной ответственности Республики Узбекистан.