См. предыдущую редакцию.
(наименование в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 января 2004 г. № 28 — СЗ РУ, 2004 г., № 3, ст. 31)
Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 12 сентября 2017 года № ПП-3270 «О мерах по дальнейшему развитию и повышению устойчивости банковской системы республики»
См. предыдущую редакцию.
Во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 21 марта 2000 года № УП-2564 «О мерах по дальнейшей либерализации и реформированию банковской системы» и в целях дальнейшего стимулирования активного участия коммерческих банков в развитии малого бизнеса, частного предпринимательства Кабинет Министров постановляет:
(преамбула в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 января 2004 г. № 28 — СЗ РУ, 2004 г., № 3, ст. 31)
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 1 исключен в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 октября 2005 г. № 222 — СЗ РУ, 2005 г., № 40, ст. 307)
См. предыдущую редакцию.
Положение о порядке кредитования коммерческими банками субъектов малого предпринимательства, дехканских и фермерских хозяйств за счет специального Фонда льготного кредитования согласно приложению № 2;
(абзац третий пункта 1 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 января 2004 г. № 28 — СЗ РУ, 2004 г., № 3, ст. 31)
Положение о порядке формирования коммерческими банками специального Фонда льготного кредитования согласно приложению № 3.
См. предыдущую редакцию.
средства специального Фонда льготного кредитования коммерческих банков преимущественно выделяются для финансирования высокотехнологичных и инновационных проектов в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства, производственных микрофирм, малых предприятий, дехканских и фермерских хозяйств, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, а также в районах и городах с избыточными трудовыми ресурсами;
См. последующую редакцию.
коммерческие банки имеют право при выдаче кредитов субъектам малого предпринимательства учитывать в общей сумме кредита расходы, связанные с оформлением залогового обеспечения заемщика.
(пункт 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 марта 2011 года № 79 — СЗ РУ, 2011 г., № 12-13, ст. 116)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 3 утратил силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 октября 2005 г. № 222 — СЗ РУ, 2005 г., № 40, ст. 307)
4. Министерству юстиции совместно с Центральным банком, Министерством финансов Республики Узбекистан, другими заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок:
внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в действующее законодательство, вытекающие из настоящего постановления;
Республиканской комиссии по денежно-кредитной политике привести ранее принятые решения в соответствие с настоящим постановлением.
пункт 3 постановления Кабинета Министров от 11 июля 1994 года № 356 «О мерах по сокращению налично-денежной массы, находящейся в обращении»;
подпункты «а», «б» и «в» пункта 1 постановления Кабинета Министров от 22 сентября 1997 года № 447 «О внесении дополнений в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан»;
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Хамидова Б.С. и председателя Центрального банка Республики Узбекистан Муллажанова Ф.М.
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 1 утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 октября 2005 г. № 222 — СЗ РУ, 2005 г., № 40, ст. 307)
См. предыдущую редакцию.
(наименование в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 января 2004 г. № 28 — СЗ РУ, 2004 г., № 3, ст. 31)
См. предыдущую редакцию.
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом, законами Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан», «О банках и банковской деятельности», Указом Президента Республики Узбекистан № УП–2564 от 21 марта 2000 года и направлено на создание благоприятных условий для повышения доли субъектов малого предпринимательства, дехканских и фермерских хозяйств в конечном продукте реального сектора экономики.
(пункт 1 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 января 2004 г. № 28 — СЗ РУ, 2004 г., № 3, ст. 31)
См. предыдущую редакцию.
2. Настоящее Положение регулирует порядок выдачи банками кредитов за счет средств специального Фонда льготного кредитования коммерческих банков (далее — Фонд) субъектам малого бизнеса и частного предпринимательства, микрофирмам, малым предприятиям, дехканским и фермерским хозяйствам.
(пункт 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 марта 2011 года № 79 — СЗ РУ, 2011 г., № 12-13, ст. 116)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
3. Микрокредитование коммерческими банками индивидуальных предпринимателей, дехканских и фермерских хозяйств, а также других субъектов малого предпринимательства за счет средств Фонда осуществляется в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О микрофинансировании», а также с правилами оказания микрофинансовых услуг, устанавливаемыми коммерческими банками.
(пункт 3 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 марта 2011 года № 79 — СЗ РУ, 2011 г., № 12-13, ст. 116)
См. предыдущую редакцию.
4. Микрокредиты за счет средств Фонда выдаются под процентную ставку, устанавливаемую в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения, за исключением микрокредитов, выдаваемых АКБ «Микрокредитбанк».
(пункт 4 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 марта 2011 года № 79 — СЗ РУ, 2011 г., № 12-13, ст. 116)
5. Выдача кредитов коммерческими банками за счет средств Фонда осуществляется на условиях возвратности, платности, срочности и целевого использования.
См. предыдущую редакцию.
Средства Фонда преимущественно выделяются для финансирования высокотехнологичных и инновационных проектов в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства, производственных микрофирм, малых предприятий, дехканских и фермерских хозяйств, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, а также в районах и городах с избыточными трудовыми ресурсами.
См. последующую редакцию.
Перечень районов и городов с избыточными трудовыми ресурсами для финансирования указанных субъектов за счет средств фондов льготного кредитования коммерческих банков определяется Министерством труда и социальной защиты населения совместно с Центральным банком Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
Кредиты за счет средств Фонда предоставляются в сумме, не превышающей двухтысячекратный размер минимальной заработной платы.
(пункт 5 дополнен абзацами вторым и четвертым постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 марта 2011 года № 79 — СЗ РУ, 2011 г., № 12-13, ст. 116)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
6. Субъектами кредитования (далее — заемщики) выступают предприятия малого бизнеса и частного предпринимательства, микрофирмы, малые предприятия, дехканские и фермерские хозяйства.
(пункт 6 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 марта 2011 года № 79 — СЗ РУ, 2011 г., № 12-13, ст. 116)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(наименование раздела II в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 марта 2011 года № 79 — СЗ РУ, 2011 г., № 12-13, ст. 116)
7. Коммерческие банки осуществляют выдачу кредитов за счет средств Фонда заемщикам на договорной основе.
8. Сроки предоставления кредитов за счет средств Фонда зависят от окупаемости кредитуемого мероприятия, в частности:
См. предыдущую редакцию.
кредиты на пополнение оборотных средств, необходимые для покупки сырья и материалов, полуфабрикатов и других производственных запасов, субъектам малого предпринимательства, как правило, выдаются на срок до 1 года;
(абзац второй пункта 8 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 января 2004 г. № 28 — СЗ РУ, 2004 г., № 3, ст. 31)
См. последующую редакцию.
кредиты на пополнение оборотных средств на организацию сельскохозяйственного производства фермерским хозяйствам, а также дехканским хозяйствам с образованием юридического лица выдаются, как правило, на срок не менее 2 лет;
См. предыдущую редакцию.
кредиты на финансирование инвестиционных проектов всем субъектам малого предпринимательства, в том числе фермерским и дехканским хозяйствам с образованием юридического лица могут быть выданы на срок до 5 лет без права отсрочки.
(абзац четвертый пункта 8 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 января 2004 г. № 28 — СЗ РУ, 2004 г., № 3, ст. 31)
См. предыдущую редакцию.
9. Максимальный срок погашения кредитов на пополнение оборотных средств субъектам малого предпринимательства, с учетом пролонгации, не может превышать 12 месяцев, за исключением форс-мажорных обстоятельств.
(пункт 9 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 января 2004 г. № 28 — СЗ РУ, 2004 г., № 3, ст. 31)
См. последующую редакцию.
10. Максимальный срок погашения кредитов, выданных дехканским и фермерским хозяйствам на пополнение оборотных средств, предназначенных на организацию сельскохозяйственного производства, с учетом пролонгации, не может превышать 30 месяцев, за исключением форс-мажорных обстоятельств. По другим кредитам на пополнение оборотных средств фермерских и дехканских хозяйств, не связанных с сельскохозяйственной деятельностью, максимальный срок пользования ими с учетом пролонгации устанавливается 12 месяцев.
См. последующую редакцию.
11. По кредитам, предоставленным на инвестиционные цели, банки могут установить льготный период кредитования.
См. предыдущую редакцию.
12. Кредиты за счет средств Фонда предоставляются заемщикам на организацию, развитие и расширение предпринимательской деятельности, связанной с производством продукции (кроме табаководства и производства алкогольной продукции), выполнением работ, оказанием услуг (кроме сфер торговли и общественного питания), не запрещенной действующим законодательством, предусматривающие:
(абзац первый пункта 12 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 марта 2011 года № 79 — СЗ РУ, 2011 г., № 12-13, ст. 116)
покупку сырья и материалов, в том числе фуража, комбикормов, ветеринарных препаратов, химических средств защиты растений, минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов и механизированных услуг по обработке посевных площадей.
Кредиты за счет средств Фонда не могут выдаваться на погашение ранее полученных кредитов или любых других долгов, приобретение личного имущества, не используемого в производственных целях.
13. Величина процентной ставки за пользование кредитами за счет средств Фонда устанавливается в размере не более 50 процентов от установленной ставки рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан на день выдачи кредита.
14. Предоставление кредитов производится по месту нахождения депозитного счета до востребования клиента.
15. Заемщики, работающие убыточно, имеющие неликвидный баланс, кредитованию за счет средств Фонда не подлежат, а ранее выданные ссуды предъявляются к досрочному взысканию в установленном порядке. Данное положение в обязательном порядке предусматривается в кредитном договоре.
См. предыдущую редакцию.
(наименование раздела III в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 марта 2011 года № 79 — СЗ РУ, 2011 г., № 12-13, ст. 116)
бизнес-план с обязательным указанием прогноза денежных поступлений на банковский счет заемщика (денежного потока);
бухгалтерский баланс (форма № 1) за последний отчетный период, заверенный местным (районным) органом государственной налоговой службы, и справка о дебиторской и кредиторской задолженности (форма № 2а), а также акты сверки на задолженность свыше 90 дней, отчет о финансовых результатах (форма № 2) — за исключением дехканских хозяйств;
См. последующую редакцию.
17. В целях избежания риска непогашения заемщик должен иметь обеспечение, основным требованием к которому является его реализуемость.
18. Банки вправе предоставить бланковые (доверительные) кредиты заемщикам, имеющим постоянную связь с ними, постоянный денежный поток на банковском счете, с хорошей репутацией и хорошей кредитной историей, без предоставления обеспечения возвратности, указанного в пункте 17 настоящего Положения.
См. предыдущую редакцию.
19. Одной из форм обеспечения возвратности кредита выступает залог имущества. Предметом залога в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О залоге» может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права (требования), драгоценности, ювелирные изделия, свободно конвертируемая валюта и т. д. (за исключением вещей, изъятых из оборота, а также иного имущества и/или имущественного права (требования), которые не могут быть предметом залога в соответствии с законодательством).
Приобретаемое за счет кредита имущество в размере 80 процентов от стоимости также может служить предметом залога по данному кредиту.
(абзац первый пункта 19 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 октября 2006 г. № 225 — СЗ РУ, 2006 г., № 43-44, ст. 430)
20. Гарантия оформляется в форме письменного обязательства гаранта в соответствии со статьей 299 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
21. Поручительство оформляется договором поручительства в письменной форме между должником и поручителем в пользу банка – бенефициара в соответствии со статьей 292 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
22. При анализе кредитного пакета банк осуществляет оценку различных аспектов кредитной сделки, кредитной истории заемщика, репутации его руководителя (предыдущие места работы, компетентность, обеспечение своевременного возврата ранее полученных кредитов и т. д.).
23. Срок со дня поступления в банк заявки на кредит на пополнение оборотных средств с приложением необходимых документов, указанных в пункте 16 настоящего Положения, и выдачи заключения банка по данной кредитной заявке не должен превышать для отделений коммерческих банков и коммерческих банков, не имеющих в своей структуре отделений, а также частных банков — 10 рабочих дней, для областных отделений банков — 15 рабочих дней и для головных (республиканских) банков — 20 рабочих дней.
См. последующую редакцию.
Сроки рассмотрения банками кредитной заявки на кредит для финансирования инвестиционного проекта могут быть увеличены, соответственно, не более чем в два раза.
24. После заключения кредитного договора руководитель отделения банка или при его временном отсутствии его заместитель в пределах своих полномочий дает распоряжение бухгалтерии об открытии ссудного счета с указанием срока и процентной ставки.
25. С принятием решения о выдаче кредита на Заемщика открывается кредитная карточка, по которой осуществляется контроль за кредитом.
26. Финансирование за счет кредитов, предоставленных на строительство, техническое перевооружение и реконструкцию, открывается только после представления в банк всей необходимой проектно-сметной и другой документации в соответствии с действующим законодательством.
27. Кредиты выдаются путем открытия отдельного ссудного счета и оплаты платежных поручений заемщика за товарно-материальные ценности с этого счета безналичным путем.
28. Выданные кредиты по отдельным ссудным счетам по распоряжению кредитного работника оформляются срочными обязательствами, которые учитываются до полного погашения, в зависимости от сроков кредитования, на счетах непредвиденных обстоятельств.
Сроки погашения могут быть представлены в виде графика, который предусматривает его погашение несколькими этапами в зависимости от перспективы поступления денежных потоков.
См. предыдущую редакцию.
При наступлении срока погашения и отсутствии денежных средств у Заемщика кредит предъявляется к взысканию через счет просроченных ссуд, а срочные обязательства по нему помещаются в картотеку № 2 и подлежат погашению в порядке очередности, установленной законодательством. При этом проценты гасятся впереди кредитной задолженности.
(абзац третий пункта 28 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 октября 2006 г. № 225 — СЗ РУ, 2006 г., № 43-44, ст. 430)
См. предыдущую редакцию.
29. Кредиты, предоставленные заемщикам, в зависимости от срока кредитования, учитываются на соответствующих балансовых счетах коммерческого банка в соответствии с Планом счетов коммерческих банков, утвержденным Центральным банком Республики Узбекистан.
(пункт 29 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 марта 2011 года № 79 — СЗ РУ, 2011 г., № 12-13, ст. 116)
30. Коммерческие банки осуществляют постоянный мониторинг на протяжении всего срока пользования кредитом. Мониторинг должен быть направлен на оказание всестороннего содействия реализации заявки Заемщика и условий кредитного договора.
31. В процессе мониторинга осуществляется анализ хозяйственно-финансовой деятельности клиента, выполнения им обязательств поставки продукции в соответствии с заключенными договорами (заказами), объемов производства, непроизводительных расходов и потерь, издержек обращения, прибыли, динамики наличия собственных оборотных средств, состояния запасов товарно-материальных ценностей, оборачиваемости оборотных средств. Банк осуществляет постоянный мониторинг кредитоспособности, систематизируя показатели в кредитном деле Заемщика.
Проводится изучение на месте состояния залога, предоставленного банку, эффективного и целевого использования кредита на условиях, оговоренных в кредитном договоре.
По кредитам, предоставленным на финансирование строительства, в процессе мониторинга банк осуществляет контрольный обмер объема выполненных работ на кредитуемом объекте, в сроках и условиях, оговоренных в кредитном договоре.
32. В случае выявления нецелевого использования выданных кредитов, банк имеет право досрочно взыскать использованную не по назначению часть кредита с депозитного счета до востребования Заемщика в установленном в кредитном договоре порядке.
33. При непогашении Заемщиком основного долга и начисленных по нему процентов в оговоренный кредитным договором срок банк вправе удовлетворить свои требования за счет заложенного имущества без обращения в суд в соответствии с частью второй статьи 280 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
34. Определение допустимых уровней рисков осуществляется в соответствии с Положением Центрального банка Республики Узбекистан «О требованиях к адекватности капитала коммерческих банков».
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
35. Порядок формирования резервов на возможные потери по кредитам, выдаваемым за счет средств Фонда, производится в соответствии с Порядком классификации качества активов, формирования и использования резервов, создаваемых коммерческими банками на покрытие возможных потерь по ним, утвержденным Центральным банком Республики Узбекистан.
(пункт 35 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 марта 2011 года № 79 — СЗ РУ, 2011 г., № 12-13, ст. 116)
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 21 марта 2000 года № УП-2564 «О мерах по дальнейшей либерализации и реформированию банковской системы» и определяет порядок образования фонда льготного кредитования коммерческими банками и нормы отчислений от прибыли банков в этот Фонд.
См. предыдущую редакцию.
(наименование раздела II в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 марта 2011 года № 79 — СЗ РУ, 2011 г., № 12-13, ст. 116)
См. предыдущую редакцию.
2. Коммерческие банки создают специальный Фонд льготного кредитования коммерческих банков (далее — Фонд) для выдачи льготных кредитов и микрокредитов для финансирования высокотехнологичных и инновационных проектов в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства, производственных микрофирм, малых предприятий, дехканских и фермерских хозяйств.
(пункт 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 марта 2011 года № 79 — СЗ РУ, 2011 г., № 12-13, ст. 116)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 3 утратил силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 марта 2011 года № 79 — СЗ РУ, 2011 г., № 12-13, ст. 116)
См. предыдущую редакцию.
(наименование раздела III в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 марта 2011 года № 79 — СЗ РУ, 2011 г., № 12-13, ст. 116)
См. предыдущую редакцию.
4. Отчисления в Фонд производятся ежеквартально из прогнозной суммы ежеквартальной чистой прибыли после уплаты налогов, предусмотренной бизнес-планом банка.
Размер фактически произведенных в течение квартала отчислений пересчитывается ежеквартально, исходя из фактически полученной прибыли после уплаты налогов, согласно отчету о прибылях и убытках.
Нормы отчислений в Фонд ежеквартально утверждаются Советом банка по согласованию с Центральным банком Республики Узбекистан, исходя из финансовых показателей деятельности банка, утвержденных нормативными документами Центрального банка.
(абзацы первый и третий пункта 4 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 марта 2011 года № 79 — СЗ РУ, 2011 г., № 12-13, ст. 116)
См. предыдущую редакцию.
(наименование раздела IV в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 марта 2011 года № 79 — СЗ РУ, 2011 г., № 12-13, ст. 116)
См. предыдущую редакцию.
5. Учет движения средств, отчисленных в Фонд, ведется на отдельном балансовом счете коммерческого банка в соответствии с Планом счетов коммерческих банков, утвержденным Центральным банком Республики Узбекистан.
(пункт 5 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 марта 2011 года № 79 — СЗ РУ, 2011 г., № 12-13, ст. 116)