Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 августа 2017 года № 677 «О дальнейшем совершенствовании правового регулирования деятельности органов государственной налоговой службы».
Во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 марта 2000 года № 87 «О совершенствовании организации деятельности органов государственной налоговой службы» и в целях дальнейшего развития и укрепления правовых основ деятельности органов государственной налоговой службы Кабинет Министров Республики Узбекистан постановляет:
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 1 утратил силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 июля 2001 г. № 291 — СЗ РУ, 2001 г., № 13, ст. 88)
Главном управлении по режиму и кадровой работе Государственного налогового комитета Республики Узбекистан согласно приложению № 3;
Главном контрольно-ревизионном управлении Государственного налогового комитета Республики Узбекистан согласно приложению № 4;
Прохождении службы в государственных налоговых органах Республики Узбекистан согласно приложению № 5.
2. Внести следующее изменение в постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12 января 1998 года № 14 «О вопросах организации деятельности Государственного налогового комитета Республики Узбекистан»:
в пункте 8 Положения об Экспертном совете при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан слово «первый» исключить.
постановление Кабинета Министров от 12 августа 1991 года № 217 «О государственных налоговых органах Узбекской ССР»;
абзац второй пункта 4 постановления Кабинета Министров от 12 января 1998 года № 14 «О вопросах организации деятельности Государственного налогового комитета Республики Узбекистан»;
пункт 9 приложения к постановлению Кабинета Министров от 14 сентября 1999 года № 427 «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан».
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Б.С. Хамидова.
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан «О государственной налоговой службе», Налоговым кодексом Республики Узбекистан, постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 марта 2000 года № 87 «О совершенствовании организации деятельности государственной налоговой службы» и другими законодательными актами.
Положение определяет статус, задачи, функции, компетенцию и организационные основы деятельности Государственного налогового комитета Республики Узбекистан.
2. Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан является центральным органом налоговой службы по контролю в области обеспечения соблюдения налогового законодательства, защиты экономических интересов и имущественных прав государства.
3. Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан руководствуется в своей деятельности Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, указами и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, иными законодательными актами и настоящим Положением.
4. Решения, принятые Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан в рамках своей компетенции, носящие нормативный характер, являются обязательными для органов государственного управления, юридических и физических лиц.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 5 исключен в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 июля 2001 г. № 291 — СЗ РУ, 2001 г., № 13, ст. 88)
6. Права, обязанности и ответственность должностных лиц Государственного налогового комитета Республики Узбекистан и его подведомственных учреждений регулируются Законом Республики Узбекистан «О государственной налоговой службе» и настоящим Положением, а также Положением о прохождении службы в государственных налоговых органах Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
обеспечение в полном объеме поступлений причитающихся доходов в государственный бюджет, а также во внебюджетный Пенсионный фонд Республики Узбекистан путем взимания налогов, сборов и других обязательных платежей (далее — налоги) с налогоплательщиков в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан и иными актами действующего законодательства;
См. последующую редакцию.
(абзац второй пункта 7 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 марта 2001 г. № 103 — СЗ РУ, 2001 г., № 5, ст. 20)
осуществление государственного контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей;
См. последующую редакцию.
обеспечение полного и своевременного учета субъектов и объектов налогообложения, совершенствование механизма полноты охвата и учета налогоплательщиков;
осуществление мер по расширению базы налогообложения, повышение собираемости налогов путем проведения комплексных мероприятий по выявлению, пресечению и предупреждению правонарушений в налоговой сфере;
непосредственное участие в реализации налоговой политики, определяемой высшими органами государственной власти и управления;
обеспечение необходимых условий соблюдения налогового законодательства, оказание помощи налогоплательщикам в выполнении налоговых обязательств;
ведение учета начислений и фактических поступлений по налогам в разрезе налогоплательщиков в единой компьютерной системе данных, ведение Единого реестра налогоплательщиков;
осуществление комплекса мероприятий по подбору, обучению, подготовке, переподготовке, воспитанию и расстановке кадров в налоговых органах.
См. последующую редакцию.
8. В соответствии с возложенными на него задачами Государственный налоговый комитет выполняет следующие функции:
См. предыдущую редакцию.
8.1. Обеспечивает в полном объеме поступления причитающихся доходов в государственный бюджет, а также во внебюджетный Пенсионный фонд Республики Узбекистан путем взимания налогов, сборов и других обязательных платежей с налогоплательщиков в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан;
См. последующую редакцию.
(подпункт 8.1 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 марта 2001 г. № 103 — СЗ РУ, 2001 г., № 5, ст. 20)
8.2. В целях осуществления контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства, правильным исчислением, полнотой и своевременностью уплаты налогов:
проводит документальные и надзорные проверки деятельности хозяйствующих субъектов по вопросам соблюдения налогового законодательства;
осуществляет контроль за соблюдением налоговыми органами установленного порядка и плана проведения документальных и надзорных проверок деятельности хозяйствующих субъектов, утвержденного Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов;
получает объяснения налогоплательщиков, проводит проверку наличия имущества налогоплательщика, а также осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода;
проводит фактические проверки действительности совершенных операций, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, фактического выполнения работ или оказания услуг;
осуществляет проверки соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей хозяйствующими субъектами, состояния организации работы пропускной системы на предприятиях при ввозе и вывозе материальных ценностей с территории предприятий;
проводит в ходе документальных проверок счетные проверки бухгалтерских отчетов и балансов для установления достоверности отчетных данных, выявления и устранения приписок и разного рода ошибок, искажающих представленные в налоговые органы расчеты;
осуществляет анализ фактов нарушений налогового законодательства и вносит в соответствующие органы предложения по устранению причин и условий, способствующих налоговым правонарушениям.
8.3. Для обеспечения полного и своевременного учета субъектов и объектов налогообложения, совершенствования механизма полноты охвата и учета налогоплательщиков:
обеспечивает полноту и своевременность учета субъектов и объектов налогообложения, контроль за соблюдением установленного законодательством порядка занятия предпринимательской деятельностью юридическими и физическими лицами;
в установленном законодательством порядке организует выдачу юридическим и физическим лицам документов об их постановке на учет в качестве налогоплательщиков с присвоением регистрационных (идентификационных) номеров;
выявляет предприятия, не осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность с проведением денежных операций по банковским счетам в течение шести месяцев (торговых и торгово-посреднических — в течение трех месяцев), при представлении банком информации о закрытии счетов;
8.4. В целях осуществления мер по расширению базы налогообложения, повышению собираемости налогов и выявлению, пресечению и предупреждению правонарушений в налоговой сфере:
См. предыдущую редакцию.
в установленном законодательством порядке организует и осуществляет во взаимодействии с правоохранительными органами розыск лиц, совершивших налоговые правонарушения, принимает меры по обеспечению возмещения в установленном порядке нанесенного государству ущерба;
(абзац второй пункта 8.4 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 июля 2001 г. № 291 — СЗ РУ, 2001 г., № 13, ст. 88)
См. предыдущую редакцию.
организует и осуществляет применение предусмотренных законодательством мер, направленных на обеспечение взыскания просроченной задолженности по налогам, сборам и иным платежам в бюджет и во внебюджетный Пенсионный фонд Республики Узбекистан;
См. последующую редакцию.
(абзац третий пункта 8.4 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 марта 2001 г. № 103 — СЗ РУ, 2001 г., № 5, ст. 20)
организует и осуществляет, в целях предотвращения уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов, мероприятия по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений хозяйствующими субъектами, имеющими наличный оборот, установленного законодательством порядка обращения наличных денежных средств;
организует и осуществляет в установленном порядке выявление, предупреждение и пресечение правонарушений в производстве и обороте подакцизных товаров;
организует и осуществляет изучение и выявление механизмов сокрытия объемов производства и доходов, занижения объемов реализованной продукции, работ и услуг;
обеспечивает контроль за учетом, оценкой и реализацией конфискованного, безхозяйного имущества, кладов, а также имущества, перешедшего по праву наследования государству или органам самоуправления граждан;
изучает и выявляет механизмы уклонения от постановки на учет в органах государственной налоговой службы юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
в соответствии с законодательством ведет дознание, осуществляет возбуждение уголовных дел и передачу по их последовательности в правоохранительные органы;
использует возможность средств массовой информации для установления обстоятельств совершения налоговых преступлений, для розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия и суда.
См. последующую редакцию.
издает в установленном порядке совместно с Министерством финансов и другими министерствами и ведомствами Республики Узбекистан инструкции и другие нормативные акты по вопросам применения налогового законодательства, являющиеся обязательными для исполнения на территории Республики Узбекистан после соответствующей регистрации в Министерстве юстиции;
См. последующую редакцию.
разрабатывает в установленном порядке формы расчетов и отчетов, деклараций и иных документов, связанных с начислением и уплатой налогов;
издает сборники нормативных актов по налоговому законодательству, принимает меры по обеспечению подведомственных органов законодательными и инструктивными материалами, формами учета налогоплательщиков.
8.6. В целях обеспечения необходимых условий соблюдения налогового законодательства, оказания помощи налогоплательщиками в выполнении налоговых обязательств:
создает сервис-центры для издания, тиражирования и доведения до территориальных налоговых органов актов налогового законодательства, оказания консультационных услуг, обучения налогоплательщиков правильному и своевременному исчислению налогов, представлению отчетов и деклараций;
организует работу по своевременному доведению до налогоплательщиков нормативных актов по вопросам применения налогового законодательства;
обеспечивает защиту прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц в налоговой сфере;
рассматривает в установленном порядке жалобы и заявления юридических и физических лиц по вопросам налогообложения и нарушения налогового законодательства.
8.7. В целях осуществления полного учета начислений и фактических поступлений по налогам в разрезе налогоплательщиков создает и использует единую компьютерную систему обработки данных о налоговых поступлениях, о всех налогоплательщиках, принимает меры к автоматизации наиболее трудоемких процессов принятия, обработки, передачи и хранения налоговой информации, формирует и ведет Единый реестр налогоплательщиков — юридических и физических лиц.
8.8. В целях укомплектования органов государственной налоговой службы высококвалифицированными, преданными своему делу работниками, улучшения качества кадрового состава:
в соответствии с предъявленными требованиями организует работу по подбору и расстановке кадров, в том числе в территориальных органах государственной налоговой службы;
обеспечивает организацию работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров налоговых органов путем создания специализированных учебных центров, а также используя возможности государственных высших учебных заведений;
разрабатывает квалификационные характеристики должностей работников органов государственной налоговой службы, осуществляет аттестацию руководителей и специалистов, присвоение им специальных званий;
осуществляет непрерывную работу по воспитанию кадров в духе преданности Республике Узбекистан, патриотизма, честности и уважения идей и основ правового государства, используя при этом современные формы и методы.
8.9. Для обеспечения собственной безопасности, режима и предотвращения фактов коррупции в органах государственной налоговой службы:
выявляет и пресекает возможные факты незаконного воздействия должностных лиц налоговых органов на налогоплательщиков в корыстных целях;
вырабатывает, организует и участвует в реализации мер, направленных на выявление, предотвращение и пресечение фактов коррупции в налоговых органах;
обобщает и анализирует информацию о фактах коррупции в налоговых органах, осуществляет профилактические мероприятия;
осуществляет меры по установлению причин и условий, способствующих развитию коррупции в системе налоговых органов;
разрабатывает и осуществляет комплекс мер по обеспечению безопасности сотрудников налоговых органов от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;
осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства органами государственной налоговой службы;
организует работу по соблюдению тайны сведений о налогоплательщике в соответствии с законодательством.
8.10. В целях осуществления контрольно-ревизионной работы в органах государственной налоговой службы:
осуществляет ревизии по исполнению смет расходов по бюджету и хозяйственной деятельности низовых налоговых управлений и инспекций не чаще одного раза в два года. При крайней необходимости и при наличии достоверной информации о фактах допущенных финансово-хозяйственных нарушений могут производиться внеплановые ревизии;
обеспечивает выполнение низовыми налоговыми органами мер по рациональному использованию материальных и денежных ресурсов, пресекает факты бесхозяйственности, расточительства, неоправданного расходования государственных средств, нарушений сметной дисциплины;
организует в низовых налоговых органах работу по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе ревизий, а также принятию мер к возмещению нанесенного государству материального ущерба;
контролирует правильность использования специального фонда социального развития и материально-технического обеспечения органов государственной налоговой службы.
а) производить в соответствии с планом, утвержденным Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов, комплексные проверки с привлечением других контролирующих и надзорных органов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов всех форм собственности;
См. последующую редакцию.
б) производить у налогоплательщиков документальные проверки (в том числе встречные у субъектов, связанных с налогоплательщиком) финансовых документов, договоров (контрактов), бизнес-планов, смет, деклараций о доходах и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, а также документов, связанных с экспортно-импортными операциями, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;
в) получать от юридических и физических лиц сведения, справки, документы и копии с них, касающиеся деятельности налогоплательщиков;
у юридических и физических лиц, допускающих нарушения налогового законодательства, документы, свидетельствующие о сокрытии дохода (прибыли) и иных объектов налогообложения, а также предметы правонарушений;
у физических лиц, нарушающих порядок занятия предпринимательской деятельностью, лицензии, патенты или региональные удостоверения с последующей передачей материалов о нарушениях органам, выдавшим разрешение на занятия указанной деятельностью, для принятия решения по существу;
См. последующую редакцию.
д) опечатывать, в установленном законодательством порядке, кассы и места хранения товарно-материальных документов, изымать образцы товаров, изделий, сырья, материалов и полуфабрикатов, а также документы и направлять их для проведения анализов, исследований и экспертиз;
е) осуществлять проверки соблюдения правил торговли, отпуска товаров и оказания услуг, реализации и маркировки подакцизной алкогольной и табачной продукции, контроль за полнотой оприходования наличных денежных средств, соблюдением законодательства по применению контрольно-кассовых аппаратов;
ж) обследовать производственные, складские, торговые и иные помещения и места юридических лиц (включая предприятия с особым режимом работы) и физических лиц, используемые для извлечения доходов (прибыли), либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения, проводить контрольные обмеры выполненных работ, оказанных услуг и инвентаризацию товарно-материальных ценностей;
з) требовать от юридических и физических лиц устранения выявленных нарушений налогового законодательства;
и) приостанавливать операции юридических лиц, а также, в предусмотренных законодательством случаях, физических лиц, по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных организациях, в случаях их воспрепятствования проведению документальной (счетной) проверки или допуску должностных лиц органов государственной налоговой службы для обследования помещений и мест, используемых для извлечения доходов (прибыли), либо объектов налогообложения, непредоставления (или отказа от предоставления) органам государственной налоговой службы и их должностным лицам финансовых отчетов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;
См. последующую редакцию.
л) конфисковывать в установленных законодательством случаях и порядке товарно-материальные ценности по выявленным фактам налоговых правонарушений;
См. последующую редакцию.
м) взыскивать в бесспорном порядке недоимки по налогам, а также суммы штрафных санкций в соответствии с законодательством;
См. последующую редакцию.
н) предъявлять в суд иски к юридическим и физическим лицам о взыскании в доход государства незаконно полученных ими средств;
о) для выявления, предупреждения и пресечения фактов нарушения налогового законодательства, а также причин и условий, способствующих их совершению, осуществлять:
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй подпункта «о» пункта 9.1 исключен в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 июля 2001 г. № 291 — СЗ РУ, 2001 г., № 13, ст. 88)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(подпункт «п» пункта 9.1 исключен в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 июля 2001 г. № 291 — СЗ РУ, 2001 г., № 13, ст. 88)
подпунктами «а» — «з» пункта 9.1 настоящего раздела, предоставляются в пределах установленной компетенции всем должностным лицам органов государственной налоговой службы;
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 9.2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 июля 2001 г. № 291 — СЗ РУ, 2001 г., № 13, ст. 88)
См. предыдущую редакцию.
(абзац четвертый пункта 9.2. исключен в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 июля 2001 г. № 291 — СЗ РУ, 2001 г., № 13, ст. 88)
9.3. Органы государственной налоговой службы освобождаются от платы за услуги (работы), оказываемые государственными статистическими, информационными, архивными, справочными и иными организациями по выдаче данных о налогоплательщиках.
10. Должностные лица Государственного налогового комитета несут ответственность в порядке, предусмотренным законодательством Республики Узбекистан, за:
невыполнение или ненадлежащее исполнение своих функциональных обязанностей, нарушение исполнительской дисциплины;
причинение материального и морального ущерба гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям в силу неправомерных действий (бездействия);
снижение объемов производства и уменьшение базы налогообложения у хозяйствующих субъектов в силу своих неправомерных действий (бездействий);
11. Убытки, причиненные неправомерными действиями должностных лиц налоговых органов при осуществлении налогового контроля, подлежат возмещению в установленном законом порядке.
12. Запрещается проведение повторных выездных документальных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за проверенный налоговый период.
13. Физические и юридические лица вправе, в установленном законодательством порядке, обращаться с жалобами на действия (решения) должностных лиц государственных налоговых органов, нарушающие их права и свободы, в вышестоящие налоговые органы либо непосредственно в суд.
14. Превышение работниками государственных налоговых органов своих служебных полномочий, а также неисполнение возложенных на них функциональных обязанностей влечет за собой дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.
15. Заработная плата должностных лиц органов государственной налоговой службы состоит из должностного оклада, надбавок за специальные звания, выслугу лет, других доплат и выплачивается в порядке, установленном законодательством.
См. предыдущую редакцию.
16. Должностным лицам Главного контрольно-ревизионного управления устанавливаются специальные надбавки за счет республиканского бюджета в размере 20 процентов от их должностного оклада.
(пункт 16 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 июля 2001 года № 291 — СЗ РУ, 2001 г., №13, ст. 88)
17. Основными видами материального стимулирования сотрудников органов государственной налоговой службы являются:
премирование по итогам работы за месяц, квартал, полугодие за выполнение и невыполнение прогноза поступлений платежей в бюджет и снижение уровня недоимки;
выплата надбавок к должностному окладу работников за сложность и важность участка работы и высокие достижения в труде;
награждение ценными подарками за особые заслуги при выполнении служебных обязанностей и в связи с уходом на пенсию;
18. В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 4 февраля 1998 года № УП-1923 «О мерах по совершенствованию механизма расчетов и стимулированию поступления платежей в республиканские и местные бюджеты» система стимулирования и материальной ответственности за качественное выполнение прогнозов поступления доходов в бюджет по источникам и сокращения размеров недоимки по платежам в бюджет в регионах республики за квартал устанавливается для Председателя Государственного налогового комитета и его заместителей, начальников и их заместителей органов налоговой службы Республики Каракалпакстан, областей, городов и районов на основании решения Правительственной комиссии. Выплата премий производится в размере до 150 процентов от должностного оклада.
19. Премирование по итогам работы за месяц сотрудников главных управлений, отделов, секторов налоговых органов республики производится за выполнение и перевыполнение прогноза поступлений налоговых платежей в бюджет по закрепленными за ними источниками налогов, иных платежей в бюджет, снижения уровня недоимки и других основных показателей, характеризующих их деятельность, решением соответствующих руководителей налоговых органов.
См. последующую редакцию.
20. Источниками выплаты работникам налоговых органов премий являются средства фонда оплаты труда, формируемого за счет бюджетных ассигнований, а также средства, предусмотренные сметой на премирование сотрудников налоговых органов в специальном фонде социального развития и материально-технического обеспечения органов государственной налоговой службы.
21. Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан возглавляет Председатель, который назначается Президентом Республики Узбекистан с последующим утверждением Олий Мажлисом Республики Узбекистан.
22. Председатель Государственного налогового комитета несет ответственность за выполнение возложенных на Государственный налоговый комитет задач и функций, устанавливает степень ответственности своих заместителей, руководителей самостоятельных структурных подразделений Комитета, подчиненных органов государственной налоговой службы.
в пределах установленной компетенции, на основании и во исполнение законов Республики Узбекистан, постановлений и иных актов Олий Мажлиса, указов и распоряжений Президента Республики Узбекистан, постановлений и распоряжений Кабинета Министров и иных законодательных актов издает приказы, инструкции, правила, положения и дает указания, обязательные для исполнения всеми подведомственными органами;
распределяет и утверждает лимиты численности для территориальных налоговых управлений в пределах, установленных Кабинетом Министров лимита фонда оплаты труда и численности, утверждает положения о государственных налоговых управлениях Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, утверждает штаты по центральному аппарату ГНК;
имеет право, в пределах установленной предельной численности и фонда оплаты труда, вносить изменения в структуру Государственного налогового комитета и его территориальных управлений;
назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников государственной налоговой службы;
представляет в установленном порядке особо отличившихся работников к присвоению почетных званий и к государственным наградам республики, присваивает специальные звания, установленные Правительством Республики Узбекистан для должностных лиц органов государственной налоговой службы;
представляет государственную налоговую службу в государственных органах, учреждениях и организациях Республики Узбекистан, а также в отношениях с налоговыми органами других государств.
24. Председатель Государственного налогового комитета имеет и другие права в пределах предоставленных ему полномочий.
25. За продолжительную и безупречную службу должностные лица государственной налоговой службы могут быть награждены Председателем Государственного налогового комитета Республики Узбекистан нагрудным знаком «Отличник государственной налоговой службы Республики Узбекистан».
26. В Государственном налоговом комитете создается Экспертный совет для подготовки решений по наиболее сложным и спорным вопросам применения законодательства о налогах. Положение об Экспертном совете утверждается Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Руководит Экспертным советом заместитель Председателя ГНК.
27. В Государственном налоговом комитете и подведомственных органах государственной налоговой службы создается специальный фонд социального развития и материально-технического обеспечения органов государственной налоговой службы. Положение о специальном фонде социального развития и материально-технического обеспечения органов государственной налоговой службы утверждается Председателем ГНК в установленном порядке.
28. Государственный налоговый комитет может создавать ведомственные научные и учебные центры для научных исследований, подготовки кадров и повышения квалификации работников налоговой службы, осуществлять издательскую деятельность, а также образовывать хозрасчетные консультативные и информационные центры.
29. Государственный налоговый комитет наделен правом учреждения и издания своих печатных органов для осуществления разъяснительной и профилактической работы среди населения.
30. При Государственном налоговом комитете при необходимости могут создаваться в установленном порядке организации заказчика по строительству административных зданий налоговых органов, автотранспортные, информационно-вычислительные и другие подразделения, необходимые для обеспечения деятельности органов государственной налоговой службы в пределах выделенного лимита бюджетных средств ассигнований и средств Фонда социального развития и материально-технического обеспечения налоговых органов.
31. В Государственном налоговом комитете образуется коллегия в составе 11 человек. Членами коллегии являются Председатель, первый заместитель Председателя и заместители председателя по должности, а также другие руководящие работники, утверждаемые Кабинетом Министров Республики Узбекистан по представлению Председателя Государственного налогового комитета.
32. Коллегия Государственного налогового комитета рассматривает наиболее важные вопросы состояния соблюдения налогового законодательства, деятельности налоговой службы, исполнение приказов и распоряжений Председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, кадровые вопросы, заслушивает отчеты подчиненных работников органов государственной налоговой службы.
33. На заседаниях коллегии могут быть заслушаны сообщения и объяснения руководителей министерств, ведомств, органов государственного управления, надзора и контроля, предприятий, учреждений и организаций и иных должностных лиц по вопросам соблюдения налогового законодательства.
34. Решения коллегии претворяются в жизнь соответствующими постановлениями и приказами Председателя Государственного налогового комитета.
35. Государственные налоговые управления Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента и государственные налоговые инспекции возглавляются начальниками, которые назначаются Председателем Государственного налогового комитета Республики Узбекистан.
36. Начальники территориальных налоговых управлений и налоговых инспекций обеспечивают реализацию возложенных на них задач, организуют, координируют и контролируют деятельность подчиненных им подразделений.
37. Штатные расписания налоговых управлений и инспекций утверждаются начальником налогового управления в пределах установленного Государственным налоговым комитетом лимита численности и фонда оплаты труда.
38. В государственных налоговых управлениях Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента образуется Совет. Персональный состав Совета утверждается Председателем Государственного налогового комитета по представлению соответствующего начальника управления.
39. Для подготовки решений по наиболее сложным и спорным вопросам применения законодательства о налогах, проведения высококвалифицированных консультаций в государственных налоговых управлениях создается Консультативно-экспертный совет.
40. Положение о территориальных налоговых управлениях утверждается Председателем Государственного налогового комитета, а о налоговых инспекциях — начальниками территориальных налоговых управлений на основе Типового положения о Государственной налоговой инспекции, утверждаемого Председателем ГНК.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 2 утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 июня 2001 г. № 291 — СЗ РУ, 2001 г., №13, ст. 88)
1.1. Настоящее Положение определяет задачи, функции, права и ответственность Главного управления по режиму и кадровой работе Государственного налогового комитета Республики Узбекистан (далее — Главное управление).
1.2. Главное управление является структурным подразделением Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, образованным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 марта 2000 года № 87 «О совершенствовании организации деятельности органов государственной налоговой службы».
1.3. Главное управление находится в подчинении заместителя Председателя по режиму и кадровой работе ГНК Республики Узбекистан. Структура и штатная численность Главного управления утверждаются Председателем ГНК в установленном порядке.
Региональные подразделения Главного управления подчиняются заместителям начальников Государственных налоговых управлений по режиму и кадрам и заместителю председателя ГНК по режиму и кадрам.
См. последующую редакцию.
1.4. Главное управление руководствуется в своей деятельности Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, постановлениями, решениями Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, другими актами законодательства и настоящим Положением.
См. последующую редакцию.
осуществление мероприятий по подбору и расстановке кадров в соответствии с их моральными и деловыми качествами, опытом практической работы;
повышение правовой культуры и квалификации работников налоговых органов с целью достижения высокого уровня профессиональной подготовки и правосознания;
создание системы предупредительно-профилактических мероприятий, предусматривающих проведение работ с работниками органов государственной налоговой службы;
постоянное совершенствование системы обучения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров налоговых органов, в соответствии с основными функциями и задачами органов государственной налоговой службы, организация образовательных комплексов в системе налоговых органов;
обеспечение учебных структур ГНК высококвалифицированными специалистами из числа ведущих специалистов налоговых органов и других министерств, ведомств;
организация разработки научно обоснованных учебных программ для учебных заведений, входящих в систему налоговых органов;
создание нормативной, информационной компьютерной базы данных для работы с кадровым составом и обеспечение устойчивого, преемственного, непрерывного цикла по работе с формированием, обучением (подготовкой, переподготовкой) кадров;
обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, а также защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;
изучение и выявление механизмов противозаконного воздействия отдельных должностных лиц налоговых органов на налогоплательщиков;
выработка, организация и участие в реализации мер, направленных на выявление, предотвращение фактов коррупции в налоговых органах;
осуществление мер по пресечению противоправных действий, способствующих коррумпированности органов государственной налоговой службы;
в) по соблюдению налогового законодательства органами государственной налоговой службы и контролю за их финансово-хозяйственной деятельностью:
осуществление контроля за соблюдением органами государственной налоговой службы налогового законодательства;
проведение профилактической работы с целью предотвращения правонарушений при осуществлении органами государственной налоговой службы финансово-хозяйственной деятельности;
осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью и выполнением органами государственной налоговой службы своих функциональных обязанностей.
3.1. В соответствии с возложенными задачами Главное управление выполняет следующие основные функции:
организует работу в территориальных органах государственной налоговой службы по подбору, расстановке кадров, осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;
разрабатывает квалификационные характеристики должностей работников органов государственной налоговой службы, подготавливает материалы для аттестации руководителей, специалистов и присвоения им специальных званий;
проводит работу с руководящими кадрами органов государственной налоговой службы, обеспечивает их правильный подбор и расстановку, изучение моральных и деловых качеств;
вносит предложения по ротации руководителей городских и районных налоговых инспекций, формирует текущий и перспективный резерв кадров для выдвижения на руководящую работу в установленном порядке;
осуществляет меры по улучшению укомплектованности и качественного состава работников органов государственной налоговой службы, планирует потребность в кадрах, определяет источники комплектования подразделений специалистами;
взаимодействует с налоговыми колледжами, высшими и средними специальными учебными заведениями в подготовке специалистов для органов государственной налоговой службы, обеспечивает участие в учебном процессе руководящего состава и ведущих специалистов налоговой службы;
осуществляет организационное и методическое руководство учебными подразделениями органов государственной налоговой службы, определяет содержание, формы и методы обучения сотрудников;
осуществляет меры по повышению морального уровня и укреплению трудовой дисциплины в государственной налоговой службе, производит работу по патриотическому, правовому, нравственному и культурному воспитанию сотрудников;
изучает и выявляет механизмы производственного воздействия отдельных должностных лиц налоговых органов на налогоплательщиков;
вырабатывает, организует и участвует в реализации мер, направленных на выявление, предотвращение фактов коррупции в налоговых органах;
обобщает и анализирует информацию о фактах коррупции в налоговых органах, проводит профилактические мероприятия;
беспрепятственно входит в помещения органов государственной налоговой службы или занимаемые юридическими и физическими лицами, в которых проводится проверка органами государственной налоговой службы, при проведении мероприятий по проверке обоснованности оперативной информации;
организует в соответствии с законодательством контрольные проверки в целях выявления фактов недобросовестного исполнения своих обязанностей должностными лицами органов государственной налоговой службы;
обеспечивает получение информации, обрабатывает и анализирует информацию о событиях или действиях налоговых органов, способствующих коррупции в данной системе;
обеспечивает безопасность органов государственной налоговой службы, защиту сотрудников налоговых органов в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан, в пределах предоставленных прав;
осуществляет режимные мероприятия с сотрудниками налоговых органов, выезжающими за границу, а также работающими с представителями иностранных государств;
проводит мероприятия по обеспечению сохранности государственной тайны и соблюдению режима секретности, защите служебной информации и компьютерных сетей;
проводит мероприятия по укреплению внутриобъектного режима и системы органов государственной налоговой службы;
изучает в установленном законном порядке лиц, рекомендуемых на работу, принимает меры к пресечению проникновения в налоговые органы коррумпированных и преступных элементов, лиц, по своим моральным и деловым качествам недостойных работать в системе ГНК;
в) по соблюдению налогового законодательства должностными лицами низовых налоговых органов и контролю за их финансово-хозяйственной деятельностью:
осуществляет ревизии финансово-хозяйственной деятельности низовых налоговых органов, вопросов обоснованности расчетов сметных назначений, исполнений смет, использования средств по целевому назначению, обеспечения экономного расходования и сохранности средств, соблюдения финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности по бюджету;
организует работу в низовых налоговых органах по установлению недостатков и нарушений, выявленных по результатам предыдущей ревизии, а также принимает меры к возмещению нанесенного государству материального ущерба;
обеспечивает выполнение мер низовыми налоговыми органами по рациональному использованию материальных и денежных ресурсов, ликвидации и пересечению фактов бесхозяйственности, расточительства, непроизводительного и нецелевого расходования государственных средств, нарушений сметной дисциплины;
осуществляет мероприятия в низовых налоговых органах по совершенствованию организации первичного и бухгалтерского учета и отчетности, механизации учета, правильности ведения и достоверности бухгалтерского учета и отчетности;
осуществляет контроль за проведением в органах государственной налоговой службы мероприятий по обеспечению и соблюдению законности и применению налогового законодательства.
4.1. Главное управление в соответствии с возложенными на него задачами и выполняемыми функциями имеет право:
принимать участие во всех проводимых органами государственной налоговой службы мероприятиях в установленном порядке;
вносить на рассмотрение Председателю ГНК и Коллегии вопросы, касающиеся как всей системы налоговых органов, так и отдельных структурных подразделений, территориальных органов и принимать участие при их рассмотрении;
разрабатывать и вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию стиля и методов управленческой работы в целях повышения исполнительской дисциплины;
иметь доступ к средствам телекоммуникаций и компьютерным технологиям органов государственной налоговой службы для обеспечения мероприятий по их защите;
осуществляет проверку жалоб, писем и сообщений в средствах массовой информации о фактах злоупотреблений и других правонарушений;
получать в установленном порядке из других ведомств, учреждений и организаций информацию по вопросам служебной деятельности должностных лиц органов государственной налоговой службы;
иметь доступ к любым документам, имеющим отношение к искажению и уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также расходованию бюджетных ассигнований и средств фонда развития налоговых органов;
См. последующую редакцию.
изымать в необходимых случаях в установленном законом порядке документы в органах государственной налоговой службы и у налогоплательщиков для передачи материалов проверок и ревизий в правоохранительные органы;
получать при проведении ревизий и проверок письменные объяснения от руководителей и специалистов органов государственной налоговой службы по фактам выявленных правонарушений и недостатков.
4.2. Сотрудникам Главного управления и его территориальных подразделений предоставляются и другие права, установленные Законом Республики Узбекистан «О государственной налоговой службе».
5.1. Работники Главного управления несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Республики Узбекистан.
причинение материального и морального вреда гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям в силу неправомерного действия (бездействия);
6.1. Структура и штаты Главного управления утверждаются Председателем Государственного налогового комитета.
См. последующую редакцию.
Специального управления по безопасности и борьбе с коррупцией в органах государственной налоговой службы;
В государственных налоговых управлениях Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента образуются отделы по безопасности и борьбе с коррупцией в налоговых органах, отделы кадров и специальные отделы контрольно-ревизионной работы.
6.2. Главное управление координирует деятельность соответствующих региональных подразделений ГНУ, осуществляет контроль за их деятельностью. Деятельность Главного управления, региональных подразделений осуществляется в соответствии с планами работы ГНК и планами работы, утверждаемыми заместителем председателя ГНК по режиму и кадровой работе в центральном аппарате и заместителями начальников ГНУ по режиму и кадрам на местах.
См. последующую редакцию.
6.3. Начальник Главного управления и начальники управлении утверждаются Председателем Государственного налогового комитета. Начальники региональных подразделений утверждаются Председателем Государственного налогового комитета по представлениям начальников государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента.
См. последующую редакцию.
6.4. Сотрудникам Главного управления запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением научной, преподавательской и творческой деятельности.
6.5. Свои функциональные обязанности Главное управление выполняет во взаимодействии с другими структурными подразделениями Государственного налогового комитета, а также с соответствующими министерствами и ведомствами Республики Узбекистан.
1.1. Настоящее Положение определяет задачи, функции, права и ответственность, касающиеся деятельности Главного контрольно-ревизионного управления Государственного налогового комитета Республики Узбекистан (далее — Главное управление).
1.2. Главное управление является структурным подразделением Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, образованным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 марта 2000 года № 87 «О совершенствовании организации деятельности органов государственной налоговой службы».
1.3. Главное управление находится в подчинении первого заместителя Председателя ГНК Республики Узбекистан. Структура и штатная численность Главного управления утверждаются Председателем ГНК в установленном порядке;
Главное управление имеет контрольно-ревизионные подразделения в ГНУ Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, которые в своей деятельности непосредственно ему подчиняются.
См. последующую редакцию.
1.4. Главное управление руководствуется в своей деятельности Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, постановлениями и решениями Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, другими актами законодательства и настоящим Положением.
См. последующую редакцию.
1.5. Назначение, выдвижение и перемещение работников Главного управления осуществляется Председателем ГНК в соответствии с Положением «О Государственном налоговом комитете».
организация и проведение в установленном порядке документальных проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов по соблюдению налогового законодательства и надзорных проверок по вопросам, контроль за которыми возложен на налоговые органы правительственными решениями;
осуществление контроля за соблюдением законности при исчислении, взимании налогов и сборов с хозяйствующих субъектов, правильным исчислением и своевременным взносом платежей в бюджет;
См. последующую редакцию.
подготовка совместно с другими подразделениями ГНК перспективных планов комплексных проверок хозяйствующих субъектов, определение объектов проверок и их реализация;
контроль за процессом и порядком проведения документальных и надзорных проверок, а также оказание практической и методической помощи в ходе их проведения (налоговым органам всех уровней);
контроль за принятием в установленном законодательством порядке решений по материалам проверок и применения органами государственной налоговой службы финансовых санкций;
контроль за выполнением хозяйствующими субъектами обязательств перед бюджетом по итогам произведенных документальных и надзорных проверок (взыскание доначисленных сумм, финансовых санкций, административных штрафов и т. д.);
обобщение и анализ информации о нарушениях налогового законодательства и других фактах, установленных в результате документальных и надзорных проверок;
осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, соблюдая требования Налогового кодекса Республики Узбекистан и других правовых актов в сфере налогового законодательства;
координирует и контролирует деятельность территориальных контрольно-ревизионных подразделений Главного управления, налоговых управлений и налоговых инспекций по организации и проведению документальных и надзорных проверок, во взаимодействии с ними проводит работу;
организует и проводит в установленном порядке, согласно плану работ ГНК, совместно с другими подразделениями ГНК комплексные документальные и надзорные проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности подразделений министерств, ведомств, концернов, корпораций, компаний, ассоциаций, банков, а также других хозяйствующих субъектов вне зависимости от формы собственности и вида деятельности, по их результатам подготавливает соответствующие доклады и справки;
осуществляет в установленном порядке документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов вне зависимости от формы собственности и вида деятельности, допускающих грубые нарушения налогового законодательства и уклоняющихся от постановки на учет в налоговых органах и уплаты налогов;
осуществляет контроль в ходе документальных проверок для установления законности и правильности произведенных операций, подлинности документов, арифметической правильности содержащихся в них расчетов, соответствия документов установленным формам проверки отчетных и бухгалтерских документов;
проводит в ходе документальных проверок фактическую проверку действительности совершенных операций, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, фактического выполнения работ или оказания услуг;
осуществляет проверки соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей хозяйствующих субъектов, состояния организации работы пропускной системы на предприятиях при ввозе и вывозе материальных ценностей с территории предприятий;
проводит в ходе документальных проверок счетные проверки бухгалтерских отчетов и балансов для установления достоверности отчетных данных, выявления и устранения приписок и разного рода ошибок, искажающих представленные в налоговые органы расчеты;
проводит в установленном порядке встречные проверки — сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым выданы денежные средства, материальные ценности и документы;
проводит сличения в ходе документальных проверок копий платежных документов, имеющихся в ревизуемом хозяйствующем субъекте, с подлинными платежными документами, хранящимися в учреждении банка, исполнившем данное поручение;
осуществляет в ходе документальных проверок взвешивание и обмер сырья, материалов, полуфабрикатов и готовых изделий, контрольные запуски сырья и материалов в производство, контрольные анализы сырья, материалов и готовой продукции для установления действительных расходов сырья и материалов, правильности их списания на производство, полноты оприходования готовой продукции, правильности установления норм расхода сырья и материалов, норм выхода продукции и норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей для определения реальной себестоимости выпущенной продукции и реальности представленных налоговых расчетов;
осуществляет надзорные проверки по выявлению хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность и уклоняющихся от уплаты налогов государству, соблюдению правил торговли и оказания услуг, реализации и маркировки подакцизной алкогольной и табачной продукции;
проводит осуществление постоянного и действенного контроля за соблюдением законодательства по применению контрольно-кассовых аппаратов при осуществлении денежных расчетов с населением, за полнотой оприходования наличных денежных средств, полученных с использованием контрольно-кассовых аппаратов;
изучает и выявляет механизмы сокрытия объемов производства и соответственно дохода, занижения объемов реализованной продукции, услуг, необоснованного списания материальных затрат или искусственного завышения или неправильного применения нормативов (лимитов) расходования материальных, топливно-энергетических ресурсов и начисления амортизации (износа);
изучает и выявляет механизмы реализации неучтенной (т. е. не имеющей подтверждающих документов) продукции (товаров) юридическими лицами;
выявляет механизмы уклонения от постановки на учет в налоговых инспекциях юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
разъясняет хозяйствующим субъектам (налогоплательщикам) их права и обязанности при проведении документальных и надзорных проверок;
ознакамливает хозяйствующие субъекты (налогоплательщиков) о результатах проведенных документальных и надзорных проверок;
См. предыдущую редакцию.
(абзац двадцатый пункта 3.1 исключен в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 6 июля 2001 г. № 291 — СЗ РУ, 2001 г., № 13, ст. 88)
соблюдает тайну сведений о хозяйствующих субъектах (налогоплательщиках) в соответствии с законодательством;
проводит проверки заявлений, сообщений и другой информации о нарушениях налогового законодательства;
принимает участие в работе по подбору и расстановке кадров контрольно-ревизионных подразделений Главного управления;
проводит аналитическую работу, обобщает материалы документальных и надзорных проверок, и по выявленным характерным налоговым нарушениям подготавливает в установленном порядке предложения по устранению и предупреждению их в дальнейшем;
организовывает профессиональную учебу по повышению квалификации сотрудников Главного управления и его структурных подразделений совместно с соответствующими службами ГНК;
внедряет автоматизированную систему сбора и обработки статистических данных по контрольно-ревизионной работе;
по согласованию с руководством ГНК привлекает работников других подразделений ГНК для участия в документальных и надзорных проверках;
обеспечивает ведение делопроизводства в соответствии с утвержденной Председателем ГНК номенклатурой дел;
постоянно обобщает и ежеквартально подготавливает обзоры о проделанной работе Главным управлением и его структурных подразделений на местах.
4.1. Главное управление в соответствии с возложенными на него задачами и выполняемыми функциями имеет право:
производить в установленном порядке у налогоплательщиков проверки (в том числе встречные у субъектов, связанных с налогоплательщиком) финансовых документов, договоров (контрактов), бизнес-планов, смет, деклараций о доходах и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;
получать от юридических и физических лиц сведения, справки, документы и копии с них, касающиеся деятельности хозяйствующих субъектов (налогоплательщиков);
См. последующую редакцию.
получать в установленном порядке от банковских и иных кредитно-финансовых учреждений сведения об операциях, совершенных на расчетных и иных счетах хозяйствующих субъектов (налогоплательщиков);
получать в установленном порядке от таможенных органов и МВЭС сведения об исполнении импортно-экспортных операций и другую информацию о хозяйствующих субъектах (налогоплательщиках);
изымать в установленном порядке у хозяйствующих субъектов (налогоплательщиков), допускающих нарушения налогового законодательства, документы, свидетельствующие о сокрытии дохода (прибыли) и иных объектов налогообложения, а также предметы правонарушений;
опечатывать в необходимых случаях кассы и кассовые помещения, склады, архивы, а при обнаружении подделок, подлогов и других злоупотреблений изымать документы, требовать от руководителей проверяемых хозяйствующих субъектов проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов;
изымать образцы товаров, изделий, сырья, материалов и полуфабрикатов, а также документы для проведения анализов, исследований и экспертиз;
обследовать производственные, складские, торговые и иные помещения и места хозяйствующих субъектов (налогоплательщиков) (включая предприятия с особым режимом работы), используемые для извлечения доходов (прибыли) либо связанные с содержанием объектов налогообложения, независимо от места их нахождения, проводить контрольные обмеры выполненных работ, оказанных услуг и инвентаризацию товарно-материальных ценностей;
требовать от хозяйствующих субъектов (налогоплательщиков) устранения выявленных нарушений законодательства;
приостанавливать операции хозяйствующих субъектов (налогоплательщиков) по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных организациях в случаях их отказа в проведении документальных и надзорных проверок или в допуске должностных лиц органов государственной налоговой службы для обследования помещений и мест, используемых для извлечения доходов (прибыли), либо связанных с содержанием объекта налогообложения, непредставления (или отказа предоставить) органам государственной налоговой службы и их должностным лицам финансовых отчетов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;
См. последующую редакцию.
привлекать в установленном порядке специалистов для проведения контрольных обмеров строительных, монтажных, ремонтных и других работ;
использовать в борьбе с экономическими преступлениями научно-технические средства и методы в установленном законодательством порядке;
приглашать в органы налоговой службы должностных лиц, граждан для дачи пояснений по фактам выявленных нарушений в установленном законом порядке;
иметь доступ к средствам телекоммуникаций и компьютерным технологиям органов государственной налоговой службы;
вносить на рассмотрение Председателю ГНК и Коллегии вопросы, касающиеся как всей системы налоговых органов, так и отдельных структурных подразделений, территориальных органов, и принимать участие при их рассмотрении;
обобщать материалы, относящиеся к компетенции управления, и вносить предложения руководству соответствующих налоговых органов по дальнейшему улучшению их организационно-практической деятельности.
4.2. Сотрудникам Главного управления и его территориальных подразделений предоставляются и другие права, установленные Законом Республики Узбекистан «О государственной налоговой службе».
5.1. Работники Главного управления несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Республики Узбекистан.
причинение материального и морального вреда гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям в силу неправомерного действия (бездействия);
снижение объемов производства и уменьшение базы налогообложения у хозяйствующих субъектов в силу своих неправомерных действий (бездействий);
5.3. Превышение работниками Главного управления своих служебных полномочий, а также неисполнение возложенных на них функциональных обязанностей влечет за собой дисциплинарную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.
6.1. Структура и штаты Главного управления утверждаются Председателем Государственного налогового комитета. Главное управление состоит из:
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
6.2. Начальник Главного управления по контрольно-ревизионной работе назначается и освобождается от должности приказом Председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан по представлению первого заместителя Председателя ГНК.
См. последующую редакцию.
6.3. Главное управление строит свою работу на основе годовых и текущих планов работ, утверждаемых руководством ГНК.
6.4. Заработная плата должностных лиц Главного управления состоит из должностного оклада, надбавок за специальные звания, выслугу лет, других доплат и выплачивается в порядке, установленном законодательством.
6.5. Должностным лицам Главного контрольно-ревизионного управления устанавливаются специальные надбавки за счет республиканского бюджета в размере 20 процентов от их должностного оклада.
См. последующую редакцию.
6.6. Сотрудникам Главного управления запрещается заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением научной, преподавательской и творческой деятельности.
6.7. Главное управление и его структурные подразделения решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с другими управлениями Государственного налогового комитета и иными государственными органами Республики Узбекистан.
Настоящее Положение определяет порядок приема и условия прохождения государственной службы должностными лицами, их ответственность, а также порядок присвоения и лишения специальных знаний в налоговых органах Республики Узбекистан.
1. Права, обязанности и ответственность должностных лиц, обусловленные их службой в налоговых органах, регламентируются Законом Республики Узбекистан «О государственной налоговой службе» и другими актами законодательства Республики Узбекистан.
руководящие должности — Председатель, первый заместитель и заместители председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, начальники главных управлений, начальники управлений, отделов, их заместители, начальники и заместители начальников государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан, области и города Ташкента, управлений и отделов государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, государственных налоговых инспекций, отделов государственных налоговых инспекций;
См. последующую редакцию.
должности инспекторского состава — инспектора налоговой службы всех уровней органов государственной налоговой службы.
3. К должностным лицам налоговых органов относятся лица, занимающие штатные должности в налоговых органах и которым присваиваются в соответствии с занимаемыми ими штатными должностями и сроком выслуги следующие специальные звания:
4. Председатель Государственного налогового комитета Республики Узбекистан назначается Президентом Республики Узбекистан с последующим утверждением Олий Мажлисом Республики Узбекистан.
Первый заместитель председателя, заместители председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан, начальники государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента назначаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Должностные лица Государственного налогового комитета, начальники территориальных налоговых управлений, начальники территориальных управлений по борьбе с правонарушениями в налоговой сфере, заместители начальников государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, начальники отделов государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, начальники государственных, налоговых инспекций районов, городов и районов в городах назначаются Председателем Государственного налогового комитета Республики Узбекистан.
Должностные лица органов государственной налоговой службы, не перечисленные в абзаце третьем настоящего пункта, назначаются руководителем соответствующего органа налоговой службы.
См. последующую редакцию.
5. На службу в налоговые органы принимаются граждане Республики Узбекистан независимо от возраста, национальности, пола, социального происхождения, имущественного и должностного положения, способные по своим профессиональным, деловым, личным и нравственным качествам, уровню образования и состоянию здоровья обеспечить выполнение задач, возложенных на государственные налоговые органы.
6. Должности инспекторского состава государственных налоговых органов занимаются на конкурсной основе лицами с образованием экономического, финансового или юридического профиля не ниже среднего специального.
Руководящие должности налоговых органов, кроме назначаемых Президентом Республики Узбекистан и Кабинетом Министров Республики Узбекистан, занимаются на конкурсной основе лицами, имеющими высшее экономическое, финансовое или юридическое образование.
См. последующую редакцию.
Порядок проведения конкурсных испытаний и приема на службу устанавливается Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан (далее — ГНК).
Кадровый состав Главного контрольно-ревизионного управления и его структурных подразделений укомплектовывается из числа высококвалифицированных специалистов, имеющих высшее экономическое образование и общий стаж работы в контрольных службах налоговых органов не менее 5 лет — для работников центрального аппарата и не менее 3 лет — для работников региональных подразделений.
ранее уволенные из рядов налоговых органов по инициативе работодателя в соответствии с трудовым законодательством (за исключением случаев увольнения по пунктам 1, 2 и 5 части 2 статьи 100 Трудового кодекса).
Форма типового трудового договора о службе в государственных налоговых органах устанавливается Председателем ГНК.
9. Лица, принимаемые на службу в налоговые органы, назначаются на штатную должность согласно трудовому договору с трехмесячным испытательным сроком, кроме назначаемых на должность Президентом Республики Узбекистан и Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
10. Лицу, принятому на службу в налоговые органы, на весь период службы присваивается персональный табельный номер.
11. При назначении на штатную должность в органы государственной налоговой службы соблюдаются следующие требования:
должностное лицо налоговых органов должно выполнять обязанности в соответствии с полученным образованием по основной или родственной специальности, либо в соответствии с имеющимся опытом работы. При необходимости выполнения обязанностей по другой специальности проводятся их переподготовка и стажировка;
должностные лица могут быть назначены исполняющими обязанности на более высокие руководящие должности до их утверждения в этих должностях, при этом непрерывный срок исполнения ими обязанностей не должен превышать трех месяцев;
должностным лицам налоговых органов, являющимся близкими родственниками или состоящим в близком родстве (родители, братья, сестры, сыновья, дочери, супруги, а также родители, братья, сестры и дети супругов), не разрешается проходить службу в одном и том же налоговом органе, если их служба связана с непосредственной прямой подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
12. Продвижение по службе должностных лиц производится в соответствии с их профессиональными, нравственными и деловыми качествами, проявленными на практической работе.
13. Для оценки деловых и моральных качеств, профессиональной пригодности к службе и эффективной расстановки в соответствии с личными способностями и опытом работы проводится аттестация должностных лиц налоговых органов не реже, чем раз в три года. Внеочередные аттестации проводятся по решениям Правительства Республики Узбекистан.
Основания и порядок прохождения аттестации должностных лиц налоговых органов определяются согласно Положению о прохождении аттестации должностных лиц налоговых органов, утверждаемому Председателем ГНК.
14. Должностные лица налоговых органов проходят подготовку, переподготовку и повышение квалификации в учебных заведениях ГНК или в иных учебных заведениях, курсах, семинарах в порядке и на условиях, определяемых Государственным налоговым комитетом.
Физкультурно-спортивная подготовка должностных лиц налоговых органов осуществляется по месту их службы или в учебных заведениях ГНК, в порядке, установленном Государственным налоговым комитетом.
15. К должностным лицам налоговых органов могут быть применены меры поощрения и дисциплинарного взыскания. Виды мер поощрения и дисциплинарных взысканий, порядок их применения, а также права, обязанности и ответственность начальников налоговых органов по поддержанию служебной дисциплины устанавливаются Правилами внутреннего трудового распорядка органов государственной налоговой службы, утверждаемыми Государственным налоговым комитетом по согласованию с профсоюзным комитетом.
16. Перевод должностных лиц налоговых органов на другие должности осуществляется в соответствии с трудовым законодательством.
носить форменную одежду. Нормы обеспечения и сроки ношения одежды, знаков различий определяются Положением о порядке ношения форменной одежды в налоговых органах республики, в порядке, установленном Государственным налоговым комитетом.
работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях, организациях (за исключением занятия научной, преподавательской и творческой деятельностью);
пренебрегать соблюдением актов действующего законодательства по просьбе родственников, знакомых и других посторонних лиц;
использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и информационного обеспечения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию.
19. Ценные подарки, полученные должностными лицами налоговых органов при осуществлении представительских полномочий на международных и межгосударственных симпозиумах, конференциях и других встречах делового (служебного) характера стоимостью в эквиваленте свыше 200 долларов США, кроме личных призов, полученных ими на спортивных соревнованиях, творческих и профессиональных конкурсах, обращаются в доход бюджета в установленном порядке.
20. Должностные лица органов государственной налоговой службы подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета.
См. последующую редакцию.
21. Порядок представления трудовых отпусков должностным лицам налоговой службы определяется трудовым законодательством.
Порядок выплаты премий, компенсаций, материальной помощи и их источники определяются Государственным налоговым комитетом.
Порядок и размеры выплаты единовременного пособия в случае получения должностными лицами органов государственной налоговой службы телесных повреждений или их гибели в связи с осуществлением ими служебной деятельности определяется законодательством.
22. Защита жизни, здоровья, чести и достоинства должностных лиц состава и членов их семей от преступных посягательств в связи с выполнением этими лицами служебного долга гарантируется действующим законодательством Республики Узбекистан.
23. За мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебных обязанностей, образцовое выполнение служебных обязанностей должностные лица налоговых органов могут быть представлены к государственным наградам, поощрены в соответствии с законодательством.
24. Должностные лица налоговых органов имеют право не выполнять приказы начальников, носящие заведомо незаконный характер, при этом они обязаны оповестить вышестоящие органы о причинах неисполнения приказа вышестоящих начальников.
25. Должностные лица налоговых органов вправе обжаловать в вышестоящих инстанциях и в судах принимаемые в отношении них решения должностных лиц о наложении дисциплинарных взысканий, отстранении от должности или увольнении.
26. Ущерб, причиненный имуществу должностного лица налоговых органов в связи с исполнением служебных обязанностей или служебного долга, возмещается из средств республиканского бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
См. последующую редакцию.
27. Должностные лица налоговых органов несут персональную ответственность за точное соблюдение требований настоящего Положения и других нормативных актов по вопросам прохождения службы и работы с кадрами.
28. Руководители налоговых органов обязаны обеспечить подчиненным безопасные, нормальные условия для службы, защиту прав, предусмотренных законодательством о налоговой службе, другими актами и настоящим Положением, предоставлять им возможности для продвижения по службе и культурного отдыха.
29. Должностным лицам органов Государственной налоговой службы, отвечающим требованиям квалификационных характеристик, при положительной аттестации, с учетом занимаемой должности по штатному расписанию и по истечении срока выслуги в предыдущем звании, в последовательном порядке присваиваются следующие очередные специальные звания:
Штатная должность* | Специальное звание |
Председатель Государственного налогового комитета Республики Узбекистан | Главный государственный советник налоговой службы |
Первый заместитель председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан | Государственный советник налоговой службы I ранга |
Заместитель председателя государственного налогового комитета Республики Узбекистан | Государственный советник налоговой службы II ранга |
Начальник Главного управления, начальник управления, управляющий делами. Начальник налогового колледжа | Государственный советник налоговой службы III ранга |
Начальник учебного центра, заместитель начальника налогового колледжа, заместитель начальника Главного управления, начальник управления в главном управлении, начальник самостоятельного отдела, начальник правового отдела, заведующий секретариатом Председателя, советник Председателя по экономическим вопросам, главный эксперт по налоговому законодательству, референт секретариата при Председателе, начальник дежурной части | Советник налоговой службы 1 ранга |
Начальник отдела главного управления или управления, заместитель начальника отдела самостоятельного или в управлении, помощник первого заместителя Председателя, заместитель начальника учебного центра, главный государственный налоговый инспектор, главный дознаватель, оперативный работник, заведующий сектором, главный экономист, главный специалист, заведующие кафедрой Налогового колледжа | Советник налоговой службы II ранга |
Заместитель начальника самостоятельного отдела, ведущий специалист, главный специалист по гражданской защите, старший государственный налоговый инспектор, дежурный дежурной части, старший дознаватель, ведущий бухгалтер, главный юрисконсульт, преподаватели Налогового колледжа | Советник налоговой службы III ранга |
Государственный налоговый инспектор, специалист I категории, бухгалтер 1 категории, помощник дежурного дежурной части | Инспектор налоговой службы I ранга |
Штатная должность* | Специальное звание |
Начальники государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента | Государственный советник налоговой службы III ранга |
Первые заместители, заместители начальников государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, начальники управлений и начальники самостоятельных отделов государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан и г. Ташкента, начальники государственных налоговых инспекций городов областных центров, начальники государственных налоговых инспекций городов с населением свыше 200 тысяч человек, начальники отделов государственных налоговых управлений областей, начальники государственных налоговых инспекций районов в г. Ташкенте | Советник налоговой службы I ранга |
Заместители начальников управлений и самостоятельных отделов, начальники отделов, заведующие секторами управлений и самостоятельных отделов государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан и г. Ташкента, заместители начальников отделов и заведующие секторами государственных налоговых управлений областей, заместители начальников государственных налоговых инспекций районов и г. Ташкенте, начальники государственных налоговых инспекций Республики Каракалпакстан и областей, заместители начальников государственных налоговых инспекций городов, областных центров, заместители начальников государственных налоговых инспекций с населением свыше 200 тысяч человек, оперативные работники, главные бухгалтера, начальники дежурных частей государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента | Советник налоговой службы II ранга |
Главные государственные налоговые инспектора, главные дознаватели государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, заместители начальников государственных налоговых инспекций и начальники отделов государственных налоговых инспекций Республики Каракалпакстан и областей | Советник налоговой службы III ранга |
Старшие государственные налоговые инспектора, старшие дознаватели, ведущие специалисты государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, главные государственные налоговые инспектора, главные дознаватели государственных налоговых инспекций специалисты государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента | Инспектор налоговой службы I ранга |
Государственные налоговые инспектора, дознаватели государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, старшие государственные налоговые инспектора, старшие дознаватели государственных налоговых инспекций государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента | Инспектор налоговой службы II ранга |
Участковые государственные налоговые инспектора, дознаватели, ведущие специалисты государственных налоговых инспекций государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента | Инспектор налоговой службы III ранга |
Государственные налоговые инспектора, специалисты I категории государственных налоговых инспекций государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента | Инспектор налоговой службы |
См. последующую редакцию.
главного государственного советника, государственного советника налоговой службы I, II, III рангов — Президентом Республики Узбекистан;
советника налоговой службы I, II, III рангов, инспектора налоговой службы I ранга — Председателем Государственного налогового комитета Республики Узбекистан;
инспектора налоговой службы II и III рангов, инспектора налоговой службы — начальниками Главных государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента.
См. последующую редакцию.
Сроки выслуги в специальных званиях для Главного государственного советника налоговой службы, государственного советника налоговой службы I, II, III рангов не устанавливаются.
См. последующую редакцию.
32. Срок выслуги в специальном звании исчисляется со дня издания приказа о присвоении звания. Время пребывания должностных лиц в сниженном специальном звании в срок выслуги в восстановленном звании не засчитывается.
33. Вновь принятым на руководящие должности лицам специальное звание присваивается по занимаемой штатной должности после истечения испытательного срока, кроме специального звания инспектора.
Курсантам Налогового колледжа, поступающим на службу в органы государственной налоговой службы, специальное звание инспектора налоговой службы присваивается с момента назначения на должность без испытательного срока.
См. последующую редакцию.
34. Должностным лицам налоговых органов при перемещении и назначении на должность, по которым установлено более высокое звание, предоставляется право получения очередного специального звания независимо от срока пребывания в новой должности и без соблюдения очередности и сроков, но не выше, чем на две ступени от того специального звания, в котором он состоит.
35. Представление к присвоению очередных специальных званий или поощрений должностных лиц налоговых органов, имеющих дисциплинарные взыскания, либо в отношении которых возбуждено уголовное дело или проводится служебная проверка по фактам нарушения ими законности или служебной дисциплины, не производится до снятия дисциплинарного взыскания либо прекращения дела по реабилитирующим основаниям или окончания служебной проверки.
36. В порядке исключения, уполномоченные должностные лица налоговых органов могут присваивать очередные специальные звания досрочно или на одну ступень выше звания, установленного по занимаемой штатной должности, по следующим критериям:
за героизм, мужество и самоотверженность при исполнении служебного долга — независимо от срока выслуги в имеющемся специальном звании;
за добросовестное исполнение служебных обязанностей и высокие достижения в работе — по истечении не менее половины установленного срока выслуги в специальном звании.
Специальное звание должностным лицам налоговых органов может быть присвоено на одну ступень выше звания, установленного по занимаемой штатной должности только один раз за весь период службы в налоговых органах.
37. Руководитель налогового органа по истечении срока выслуги в специальном звании своих подчиненных обязан представлять соответствующие документы к присвоению очередного звания.
В случае необоснованного задержания представления должностных лиц к присвоению очередного специального звания руководитель налогового органа несет дисциплинарную ответственность в соответствии с трудовым законодательством.
38. Присвоенные специальные звания должностным лицам налоговых органов сохраняются за ними пожизненно.
39. За лицами, повторно принятыми на службу в органы государственной налоговой службы, сохраняются прежние присвоенные специальные звания.
При этом, если занимаемая должность предусматривает более высокие специальное звание, то это звание присваивается по истечении испытательного срока и не более, чем на две ступени выше от прежнего специального звания.
Если занимаемая должность предусматривает более низкое специальное звание, то за лицами, повторно принятыми на службу, сохраняется их прежнее присвоенное звание.
40. Отсрочка представления к присвоению очередного специального звания, снижения в специальном звании на одну ступень должностными лицами может производиться Председателем ГНК, начальниками государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента в пределах своих полномочий по представлению руководителей соответствующих уровней за нарушение служебного долга, ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Должностные лица налоговых органов, сниженные в специальном звании, восстанавливаются в прежнем специальном звании Председателем ГНК, начальниками государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента по представлению руководителей соответствующих уровней управления.
До восстановления должностных лиц в прежнем специальном звании присвоение им очередного звания или повторное снижение в специальном звании не допускается.
42. Должностным лицам налоговых органов, имеющим специальные звания, ежемесячно выплачиваются надбавки за специальное звание и за выслугу лет. Размеры надбавок за специальное звание (выплачиваемые с момента присвоения специального звания) и за выслугу лет (в зависимости от стажа работы) устанавливаются в коэффициентах к должностному окладу (согласно приложениям № № 1 и 2 к настоящему Положению).
Стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, исчисляется в соответствии с Положением, утверждаемым Председателем ГНК по согласованию с профсоюзным органом.
43. За должностными лицами налоговых органов, переведенными на работу в Налоговый колледж, сохраняется их прежнее специальное звание, а также порядок выплаты надбавок за специальное звание и выслугу лет. Время работы в Налоговом колледже при возвращении на службу в налоговые органы засчитывается в срок выслуги в специальном звании.
См. последующую редакцию.
44. Увольнение со службы должностных лиц налоговых органов производится в соответствии с Трудовым кодексом Республики Узбекистан.
45. Должностные лица, осужденные судом за совершение преступления, после вступления приговора в законную силу увольняются из налоговых органов.
46. Должностные лица умершие, погибшие или признанные в установленном порядке безвестно отсутствующими, исключаются из кадрового состава налоговых органов.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Положению о прохождении службы в государственных налоговых органах Республики Узбекистан
к Положению о прохождении службы в государственных налоговых органах Республики Узбекистан
Наименование специального звания | Размер доплаты от должностного оклада (коэффициент) |
главный государственный советник налоговой службы | 0,65 |
государственный советник налоговой службы I ранга | 0,60 |
государственный советник налоговой службы II ранга | 0,55 |
государственный советник налоговой службы III ранга | 0,5 |
советник налоговой службы I ранга | 0,45 |
советник налоговой службы II ранга | 0,40 |
советник налоговой службы III ранга | 0,35 |
инспектор налоговой службы I ранга | 0,30 |
инспектор налоговой службы II ранга | 0,25 |
инспектор налоговой службы III ранга | 0,20 |
инспектор налоговой службы | 0,15 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к Положению о прохождении службы в государственных налоговых органах Республики Узбекистан
к Положению о прохождении службы в государственных налоговых органах Республики Узбекистан
Стаж работы | Размер надбавки от должностного оклада (в коэффициентах) |
от 3 до 5 лет | 0,05 |
от 5 до 7 лет | 0,15 |
от 7 до 10 лет | 0,20 |
от 10 до 12 лет | 0,25 |
от 12 до 15 лет | 0,30 |
от 15 до 20 лет | 0,35 |
выше 20 лет | 0,40 |
См. последующую редакцию.