В связи с изменениями и дополнениями, внесенными в законодательство, а также вопросами, возникшими при подготовке к изданию нового сборника постановлений Пленума Верховного суда Республики Узбекистан, на основании статьи 17 Закона «О судах» Пленум Верховного суда Республики Узбекистан постановляет:
I. Внести изменения и дополнения в следующие постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан по уголовным делам:
1. «О судебной практике по делам о преступлениях и иных правонарушениях в сфере торговли» от 15 марта 1996 года № 9:
в абзаце втором пункта 1 слова «должностным лицам администрации рынков» заменить словами «работникам администрации рынков, торговых комплексов»;
«Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации с получением неконтролируемого дохода в значительном размере влечет административную ответственность по части второй статьи 176 Кодекса об административной ответственности, то же правонарушение, совершенное с получением неконтролируемого дохода в крупном размере, влечет административную ответственность по части третьей статьи 176 Кодекса об административной ответственности. Те же действия, совершенные в особо крупном размере, влекут уголовную ответственность по статье 188 Уголовного кодекса»;
«При определении размера неконтролируемого дохода, полученного в результате незаконной предпринимательской деятельности (реализации продукции, работ, услуг) необходимо исходить от суммы выручки с учетом вычета затрат, связанных с осуществлением данной деятельности»;
«Разъяснить, что в соответствии с действующим законодательством на занятие отдельными видами деятельности требуется специальное разрешение (лицензия). Отсутствие такого разрешения влечет ответственность по статье 190 Уголовного кодекса, если ранее в течение года виновный привлекался к административной ответственности за такие же действия по статьям 165, 1763 Кодекса об административной ответственности. Если при этом будет установлено, что виновный осуществлял предпринимательскую деятельность не только без лицензии, но и без государственной регистрации с получением неконтролируемого дохода в особо крупном размере, его действия следует квалифицировать по совокупности статей 188 и 190 Уголовного кодекса»;
«Должностные лица администрации рынков, торговых комплексов, а также иные должностные лица, осуществляющие свою деятельность в сфере торговли, за вознаграждение препятствующие свободному доступу товаров или производителей на рынок, искусственно поддерживающие чрезмерно высокие цены, подлежат ответственности, в зависимости от наличия государственной доли в уставном фонде организации, за взяточничество по статье 210 либо за коммерческий подкуп по статье 1929 Уголовного кодекса»;
в абзаце втором пункта 8 слова «как злоупотребление служебным положением по статье 205 Уголовного кодекса или как превышение власти или служебных полномочий по статье 206 Уголовного кодекса» заменить словами «как злоупотребление служебным положением по статье 205 Уголовного кодекса либо превышение власти или служебных полномочий по статье 206 Уголовного кодекса либо, в случае отсутствия государственной доли в уставном фонде организации, по статье19211 Уголовного кодекса»;
«Служащие администрации рынков, торговых комплексов, получившие от хозяйствующего субъекта денежных средств свыше установленного размера разовых или иных сборов, должны привлекаться к административной ответственности за заведомо незаконное получение имущественной выгоды по части второй статьи 611 либо по статье 1932 Кодекса об административной ответственности. В случае совершения тех же действий в течение года после применения административного взыскания лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности по части второй статьи 19210 или по статье 214 Уголовного кодекса»;
в первом предложении пункта 13 слова «незаконного изъятия принадлежащего им имущества» заменить словами «незаконного ареста или изъятия принадлежащего им имущества»;
«131. Органам предварительного следствия и судам следует неукоснительно соблюдать требования статьи 13 Уголовного кодекса, предусматривающего обратную силу закона, улучшающего положение лица, совершившего общественно-опасное деяние.
Разъяснить, что действие статьи 5 Закона Республики Узбекистан от 20 августа 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития» (далее по тексту — Закон) распространяется в отношении лиц:
уголовные дела в отношении которых находятся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда (первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций);
132. Уголовные дела в отношении лиц, совершивших преступления, предусмотренные частью первой или второй статей 188, 189 Уголовного кодекса до вступления Закона в силу, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда (первой, апелляционной инстанций), подлежат прекращению на основании пункта 2 статьи 83 Уголовно-процессуального кодекса, а указанные лица — привлечению к административной ответственности с соблюдением сроков, предусмотренных статьей 36 Кодекса об административной ответственности.
Уголовные дела в отношении лиц, отбывающих наказание за совершение преступления, предусмотренного частями первой или второй статей 188, 189 Уголовного кодекса ко дню вступления Закона в силу, подлежат прекращению на основании пункта 2 статьи 83 Уголовно-процессуального кодекса, а указанные лица освобождению от ответственности вообще.
Вопрос о приведении судебных решений в соответствии с Законом в отношении лиц, осужденных до вступления его в силу, но не отбывших наказание, а также в отношении лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость, рассматривается вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом.
133. При приведении в соответствии с Законом судебных решений в отношении лиц, осужденных по совокупности преступлений или нескольким приговорам, судам следует иметь в виду, что при освобождении от ответственности лиц, осужденных по части первой или второй статей 188, 189 Уголовного кодекса, необходимо пересмотреть вид и размер окончательного наказания, назначенного по совокупности преступлений или нескольким приговорам»;
2. «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике по делам о преступлениях в сфере экономики» от 17 апреля 1998 года № 11:
«Следует отметить, что в обществе должна быть создана обстановка уважения права собственности, любые посягательства на него должны влечь неотвратимую ответственность и наказание»;
в третьем предложении абзаца первого пункта 6 слова «если они причинили крупный ущерб либо существенный вред правам или охраняемым законом интересам собственника, образуют состав преступления — злоупотребление властью или должностными полномочиями» заменить словами «совершенные после применения административного взыскания за такие же действия, образуют состав преступления — нарушение права частной собственности, предусмотренного статьей 1921 Уголовного кодекса»;
«При наличии в действиях виновного лица квалифицирующих признаков, предусмотренных частями второй или третьей статьи 1921 Уголовного кодекса, уголовная ответственность наступает независимо от применения в отношении него ранее административного взыскания»;
во втором предложении части второй пункта 7 слова «за преступления против порядка управления» заменить словами «за преступления, связанные с воспрепятствованием, незаконным вмешательством в предпринимательскую деятельность и другие преступления, посягающие на права и законные интересы хозяйствующих субъектов, а также преступления против порядка управления»;
«К таким неправомерным действиям могут относиться, в частности, нарушение права частной собственности, нарушение порядка проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности, незаконное приостановление деятельности субъекта предпринимательской деятельности или операции по их банковским счетам, принудительное привлечение к благотворительной деятельности и иным мероприятиям, отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, неправомерный отказ, неприменение или воспрепятствование в применении льгот и преференций и т. д.»;
«Указанные действия виновных лиц в зависимости от обстоятельств дела и характера наступивших последствий должны квалифицироваться по соответствующим статьям Главы XIII1 Уголовного кодекса (а не по статье 205 или 207 Уголовного кодекса), а в случаях установления корыстных мотивов, и как завуалированная форма вымогательства взятки»;
во втором предложении абзаца второго пункта 10 слова «диспозиции статьи 205» заменить словами «диспозициях статей 19211 или 205»;
в абзаце первом пункта 17 слова «торговой или посреднической деятельности с уклонением от регистрации с целью получения неконтролируемой прибыли (дохода)» заменить словами «предпринимательской деятельности без государственной регистрации с получением неконтролируемого дохода»;
в абзаце втором пункта 17 слова «за незаконную торговую или посредническую деятельность» заменить словами «за незаконную предпринимательскую деятельность»;
«Для признания лица виновным по статье 188 Уголовного кодекса необходимо установление факта осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации с получением неконтролируемого дохода в особо крупном размере»;
3. «О судебной практике по делам о незаконном приобретении или сбыте валютных ценностей» от 28 апреля 2000 года № 8:
«Не всегда выполняется требование Закона об индивидуализации наказания, в ряде случаев не обращаются в доход государства деньги, ценности, нажитые преступным путем, не уделяется должного внимания установлению источников незаконного приобретения валютных ценностей, выявлению причин и условий, способствующих совершению преступлений»;
«2. Обратить внимание на то, что перечень валютных ценностей установлен в статье 3 Закона Республики Узбекистан от 11 декабря 2003 года «О валютном регулировании» (далее по тексту — Закон) и расширительному толкованию не подлежит. К таким ценностям отнесены:
б) ценные бумаги в иностранной валюте — денежные документы, отнесенные к ценным бумагам Законом Республики Узбекистан «О рынке ценных бумаг» или законодательством иностранных государств, стоимость которых выражена в иностранной валюте;
иностранные денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов и монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в иностранном государстве, изъятые или изымаемые из обращения денежные знаки, подлежащие обмену на денежные знаки этого же иностранного государства;
средства на счетах и во вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных расчетных единицах»;
в пункте 10 слова «вымогательство вознаграждения» заменить словами «коммерческий подкуп, незаконное получение служащим материальной или имущественной выгоды»;
4. «О практике суда при рассмотрении дел по административным правонарушениям» от 15 сентября 2000 года № 22:
«Судам необходимо иметь ввиду, что в соответствии со статьей 9 КоАО акты, смягчающие или устраняющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до вступления в силу этих актов, а акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют»;
«61. Разъяснить, что согласно статье 171 КоАО за нарушения правил дорожного движения, зафиксированные специальными автоматизированными техническими средствами фото- и видео фиксации, административной ответственности подлежит собственник транспортного средства, а в случае, когда оно принадлежит юридическому лицу — лицо, ответственное за эксплуатацию данного транспортного средства.
Под автоматизированными техническими средствами фото- и видео фиксации следует понимать специальные технические средства, включая фото радары, имеющие функции фото, видеозаписи, работающие в автоматическом режиме и являющиеся составной частью компьютеризованной системы управления безопасностью дорожного движения»;
В случае, предусмотренном статьей 3091 КоАО, дело об административном правонарушении судом рассматривается без участия лица, привлекаемого к административной ответственности;
в первом предложении абзаца третьего пункта 10 слова «год рождения» заменить словами «год рождения, гражданство»;
«Помимо этого, подлежат тщательному изучению вопросы правильного признания правонарушителя должностным лицом, служащим негосударственной коммерческой организации, организации с государственным участием, а также правового статуса организации с государственным участием. В частности, для выяснения обоснованности признания организации с государственным участием необходимо истребовать подтверждающие документы из соответствующих органов, в которых она прошла регистрацию, наличия на момент совершения правонарушения государственной доли в уставном фонде либо государственного участия»;
в абзаце третьем пункта 20 слова «доказательства виновности или невиновности привлекаемого к ответственности» заменить словами «доказательства виновности или невиновности привлекаемого к ответственности, основания освобождения лица от ответственности»;
в абзаце четвертом пункта 20 слова «вид административного взыскания» заменить словами «вид административного взыскания либо решение суда об освобождении лица от ответственности»;
«Если в ходе рассмотрения жалобы, поданной на постановление о привлечении к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, зафиксированного специальными автоматизированными техническими средствами фото- и видео фиксации будет установлен факт управления транспортным средством в момент фиксации правонарушения другим лицом, а не собственником транспортного средства либо данное транспортное средство выбыло из его владения, в таких случаях, собственник транспортного средства освобождается от административной ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 271 КоАО. При этом необходимые материалы подлежат направлению в органы безопасности дорожного движения для решения вопроса о привлечении к административной ответственности соответствующего лица»:
5. «О некоторых вопросах применения Закона о либерализации наказаний за преступления в сфере экономики» от 21 мая 2004 года № 4:
в абзаце втором пункта 7 слова «статьями 167 и 205 УК» заменить словами «статьями 167 и 205 либо 19211 УК соответственно»;
в абзаце первом пункта 8 слова «статьями 167 и 209 УК» заменить словами «статьями 167 и 209 либо 228 УК соответственно»;
«Судам следует обратить внимание, что нормы ряда статей Особенной части Уголовного кодекса содержат условие, исключающее применения к осужденному меры наказания в виде лишения или ограничения свободы, в частности, за преступления, предусмотренные:
статьями 167, 168, 170, 180, 181, 1811, 184 УК — при возмещении причиненного преступлением материального ущерба;
статьями 173, 175 УК — при возмещении причиненного преступлением материального ущерба в трехкратном размере»;
в абзаце четвертом пункта 9 слова «в виде лишения свободы» заменить словами «в виде лишения свободы или ограничения свободы»;
в пункте 10 слова «в виде лишения свободы» заменить словами «в виде лишения свободы или ограничения свободы»;
в пункте 11 слова «в виде лишения свободы» заменить словами «в виде лишения свободы или ограничения свободы»;
в абзаце втором пункта 13 слова «с лишением свободы» заменить словами «с лишением свободы или ограничением свободы»;
в абзаце первом пункта 14 слова «в виде лишения свободы» заменить словами «в виде лишения свободы или ограничения свободы»;
в абзаце втором пункта 14 слова «в виде лишения свободы» заменить словами «в виде лишения свободы или ограничения свободы»;
в абзаце первом пункта 17 слова «или лишения свободы» заменить словами «лишения свободы или ограничения свободы»;
«сроков и размеров, предусмотренных статьями 82 — 84 и 841 УК — при назначении наказаний в виде штрафа, исправительных работ, ареста, ограничение свободы»;
«21. По смыслу закона (часть четвертая статьи 46 УК), в случае уклонения в общей сложности свыше одной десятой от назначенного срока исправительных работ, суд может заменить не отбытый срок исправительных работ наказанием в виде ограничения свободы или лишения свободы на тот же срок и в том случае, когда санкция статьи Уголовного кодекса, по которой было осуждено виновное лицо, предусматривает меньший срок ограничения свободы или лишения свободы, чем тот, на который ему были заменены исправительные работы, либо вообще не предусматривает ограничение свободы или лишение свободы»;
«22. При решении вопроса о замене исправительных работ наказанием в виде ограничения свободы или лишения свободы суд должен располагать сведениями о мерах, принимавшихся органом, ведающим исполнением исправительных работ, по обеспечению исполнения этого наказания, предупреждению осужденного об ответственности за уклонение от отбывания наказания в соответствии с требованиями законодательства»;
абзац первый пункта 23 слова «лишением свободы либо ареста» заменить словами «ограничением свободы или лишением свободы»;
«Арест может быть назначен также в порядке замены штрафа (в случаях, предусмотренных частью третьей статьи 44) и исправительных работ (в случаях, предусмотренных частью второй статьи 83 УК). В этих случаях, минимальный срок ареста должен быть менее одного месяца, но не свыше шести, а для несовершеннолетних — не свыше трех месяцев»;
«251. Наказание в виде ограничения свободы состоит в установлении судом в отношении осужденного полного запрета на покидание жилища под тем или иным предлогом, или ограничения на выход из жилища в определенное время суток (часть первая статьи 481 УК).
Необходимо разъяснить, что в резолютивной части приговора суда должно быть конкретно указано содержание наказания в виде ограничения свободы: полный запрет на покидание жилища или ограничение на выход из жилища в определенное время суток.
Ограничение свободы назначается на срок от шести месяцев до пяти лет, а в отношении несовершеннолетних — от шести месяцев до двух лет и отбывается под надзором инспекции исполнения наказаний органов внутренних дел по месту жительства осужденного или иных органов, определяемых судом.
Ограничение свободы, условия его отбывания определяются судом с учетом характера совершенного деяния и предотвращения уклонения от отбывания наказания.
252. В соответствии с частью третьей статьи 481 УК, с учетом особенностей применяемого запрета (ограничения), суд может возложить на осужденного следующие дополнительные запреты (ограничения);
не изменять место жительства, место работы и (или) учебы, не выезжать за пределы соответствующей административной территории без согласия органа, осуществляющего надзор за осужденными;
Судам следует иметь в виду, что поскольку указанные запреты (ограничения) являются дополнительными к обязательным запретам, установленным в части первой статьи 481 УК, возложение их на осужденного должно быть мотивировано в описательной части приговора суда. При этом, с учетом личности осужденного и других обстоятельств дела дополнительные запреты (ограничения) могут быть возложены судом на осужденного полностью или частично.
253. В соответствии с частью четвертой статьи 481 УК суд может возложить на осужденного к ограничению свободы обязанности возместить причиненный им материальный и моральный ущерб, устроиться на работу или учебу, а также иные обязанности, способствующие его исправлению.
254. Согласно части пятой статьи 481 УК в случае, если осужденный к ограничению свободы в период отбывания наказания осознал свои преступные деяния, твердо встал на путь исправления, возместил причиненный материальный и моральный ущерб, суд может отменить полностью или частично ранее установленные осужденному запреты (ограничения). Необходимо иметь в виду, что по данным основаниям осужденный к ограничению свободы может быть освобожден только от дополнительных запретов (ограничений), возложенных на него судом в соответствии с частью третьей статьи 481 УК.
В соответствии с частью пятой 443 Уголовно-исполнительного кодекса, освобождение осужденного от возложенных на него запретов (ограничений) полностью или частично производится судом на основании представления органа по исполнению наказания в порядке, установленном статьей 541 УПК.
255. В случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы или не выполнения возложенных на него обязанностей, суд может заменить не отбытый срок ограничения свободы другим видом наказания, предусмотренным статьей 43 УК. Время уклонения в срок отбытого наказания не засчитывается.
В соответствии с частью третьей статьи 444 Уголовно-исполнительного кодекса злостно уклоняющимся от отбывания наказания в виде ограничения свободы признается осужденный:
а) допустивший нарушение порядка и условий отбывания наказания в течение одного года после применения к нему дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о недопустимости нарушения установленных судом запретов (ограничений);
в) скрывшийся с места жительства, место нахождения которого не установлено в течение более трех суток;
256. Ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, а также лицам, не имеющим постоянного места жительства в Республике Узбекистан»;
7. «О применении судами законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей» от 31 мая 2013 года № 8:
«21. Обязательные отчисления во внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений»;
в абзаце первом пункта 7 слова «против порядка управления (статьи 205 — 209, 227, 228 УК)» заменить словами «злоупотребление должностными лицами негосударственной коммерческой или иной организации своими полномочиями (статья 19211 УК) и против порядка управления (статьи 205 — 209, 227, 228 УК)»;
«Действия должностных лиц органов государственной власти и управления, негосударственных коммерческих или иных негосударственных организаций, умышленно содействовавших налогоплательщикам в уклонении от уплаты налогов и других обязательных платежей, надлежит квалифицировать как соучастие в совершении преступления, то есть по статье 28 УК и соответствующей части статьи 184 УК, а если при этом они действовали из корыстных или иной личной заинтересованности либо в этих же целях способствовали сокрытию преступления, то действия должностных лиц органов государственной власти и управления, подлежат квалификации также и по соответствующим статьям УК, предусматривающим ответственность за совершение преступлений против порядка управления (статьи 205, 209, 210 УК), а действия должностных лиц негосударственных коммерческих или иных негосударственных организаций — по статьям УК, предусматривающим ответственность за преступления, связанные с воспрепятствованием, незаконным вмешательством в предпринимательскую деятельность и другие преступления, посягающие на права и законные интересы хозяйствующих субъектов (статьи 1929, 19211, 228 УК)»;
«131. Согласно части пятой статьи 184 УК лицо, впервые совершившее преступление, подлежит освобождению от ответственности, если оно в течение тридцати дней со дня получения решения органа государственной налоговой службы полностью возместило нанесенный государству ущерб в виде налогов и других обязательных платежей, в том числе пени и иных финансовых санкций.
Необходимо разъяснить, что освобождение от ответственности по данному основанию подлежит лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное статьей 184 УК, в том числе лицо, чья судимость по данной статье погашена либо снята в установленном законом порядке.
В ходе обсуждения вопроса о прекращении уголовного дела на основании части пятой статьи 184 УК, необходимо обращать особое внимание соблюдению тридцатидневного срока погашения ущерба (статья 36 НК), а также наличию доказательств (платежные поручения, квитанции и т. п.), подтверждающих факт его полного возмещения»;
«191. Разъяснить, что действие статьи 5 Закона Республики Узбекистан от 20 августа 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития» (далее по тексту — Закон) распространяется в отношении лиц;
уголовные дела в отношении которых находятся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда (первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций);
192. Уголовные дела в отношении лиц, совершивших преступления, предусмотренные статьей 184 УК до вступления Закона в силу, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда (первой, апелляционной инстанций), при наличии обстоятельств, предусмотренных частью пятой статьи 184 УК, подлежат прекращению на основании пункта 8 части первой статьи 84 УПК
Уголовные дела в отношении лиц, отбывающих наказание за совершение преступления, предусмотренного статьей 184 УК ко дню вступления Закона в силу, при наличии обстоятельств, предусмотренных частью пятой статьи 184 УК, также подлежат прекращению на основании пункта 8 части первой статьи 84 УПК.
Вопрос о приведении судебных решений в соответствие с Законом в отношении лиц, осужденных до вступления его в силу, но не отбывших наказание, а также в отношении лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость, рассматривается вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом.
193. При приведении в соответствие с Законом судебных решений в отношении лиц, осужденных по совокупности преступлений или нескольким приговорам, судам следует иметь в виду, что при освобождении от ответственности лиц, осужденных по статье 184 УК, необходимо пересмотреть вид и размер окончательного наказания, назначенного по совокупности преступлений или нескольким приговорам»;
8. «О некоторых вопросах судебной практики по делам, связанным с предпринимательской деятельностью» от 11 декабря 2013 года № 20:
«В частности, Главой XVI1 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности (далее по тексту — КоАО) за воспрепятствование, незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность установлена административная ответственность. При этом под воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности следует понимать:
незаконное ограничение и (или) лишение права собственности, посягательство на частную собственность, навязывание собственнику заведомо неприемлемых условий (статья 2411 КоАО);
принудительное привлечение субъектов предпринимательства к благотворительности и иным мероприятиям, связанным с отвлечением денежных средств и других материальных ценностей (статья 2414 КоАО);
нарушение установленного порядка и сроков выдачи лицензии и других документов разрешительного характера (статья 2415 КоАО);
неправомерный отказ, неприменение или воспрепятствование в применении льгот и преференций (статья 2416 КоАО);
необоснованная задержка выдачи денежных средств на выплату заработной платы, пособий, стипендий и других приравненных к ним платежей (статья 2417 КоАО);
нарушение установленного законодательством порядка государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности (статья 2419 КоАО);
неправомерный отказ в оказании государственной услуги либо уклонении от ее предоставления (статья 2419 КоАО);
истребование статистической отчетности и других документов, не предусмотренных законодательством, либо истребование предусмотренной отчетности вопреки установленным срокам представления (статья 24110 КоАО);
снос зданий, иных строений, сооружений или насаждений на изымаемом земельном участке, принадлежащих субъектам предпринимательства, без предварительного и полного возмещения убытков по рыночной стоимости указанного имущества (статья 24111 КоАО).
Лица, допустившие незаконное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов подлежат ответственности по соответствующим статьям Главы XVII КоАО (умышленное инициирование и (или) проведение проверок, приостановление деятельности хозяйствующих субъектов и (или) операций по банковским счетам; истребование информации о наличии денежных средств на счетах хозяйствующих субъектов в случаях, не предусмотренных законодательством и т. д.).
Должностные лица, совершившие аналогичные действия, направленные на воспрепятствование, незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность после применения административного взыскания, подлежат привлечению к уголовной ответственности (статьи 1921 -1928 УК)»;
«За осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации с получением неконтролируемого дохода в значительном размере (часть вторая статьи 176 КоАО), в том числе неоднократно в крупном размере (часть третья статьи 176 КоАО), установлена административная ответственность.
Уголовная ответственность по статье 188 УК наступает лишь в случаях, если лицо осуществляло предпринимательскую деятельность без государственной регистрации с получением неконтролируемого дохода в особо крупном размере. При этом уголовная ответственность наступает независимо от привлечения лица ранее к административной ответственности за осуществление аналогичных действий»;
«133. Органам предварительного следствия и судам следует неукоснительно соблюдать требования статьи 13 Уголовного кодекса, предусматривающего обратную силу закона, улучшающего положение лица, совершившего общественно-опасное деяние.
Разъяснить, что действие статьи 5 Закона Республики Узбекистан от 20 августа 2015 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития» (далее по тексту — Закон) распространяется в отношении лиц:
уголовные дела в отношении которых находятся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда (первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций);
134. Уголовные дела в отношении лиц, совершивших преступления, предусмотренные частью первой или второй статей 188, 189 Уголовного кодекса до вступления Закона в силу, находящиеся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда (первой, апелляционной инстанций), подлежат прекращению на основании пункта 2 статьи 83 Уголовно-процессуального кодекса, а указанные лица — привлечению к административной ответственности с соблюдением сроков, предусмотренных статьей 36 Кодекса об административной ответственности.
Уголовные дела в отношении лиц, отбывающих наказание за совершение преступления, предусмотренного частями первой или второй статей 188, 189 Уголовного кодекса ко дню вступления Закона в силу, подлежат прекращению на основании пункта 2 статьи 83 Уголовно-процессуального кодекса, а указанные лица освобождению от ответственности вообще.
Вопрос о приведении судебных решений в соответствие с Законом в отношении лиц, осужденных до вступления его в силу, но не отбывших наказание, а также в отношении лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость, рассматривается вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом»;
135. «При приведении в соответствие с Законом судебных решений в отношении лиц, осужденных по совокупности преступлений или нескольким приговорам, судам следует иметь в виду, что при освобождении от ответственности лиц, осужденных по части первой или второй статей 188, 189 Уголовного кодекса, необходимо пересмотреть вид и размер окончательного наказания, назначенного по совокупности преступлений или нескольким приговорам».