Во исполнение постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 ноября 1998 года № 461 «Об утверждении Концепции углубления экономических реформ в системе коммунального обслуживания населения» и от 16 июля 1999 года № 345 «О мерах по реализации Жилищного кодекса Республики Узбекистан» Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить Временное положение о службе Единого заказчика по жилищно-коммунальному обслуживанию согласно приложению № 1.
2. Утвердить Положение о порядке использования нежилых помещений в многоквартирных домах согласно приложению № 2.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Б.С. Хамидова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 января 2000 г. № 22
к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 января 2000 г. № 22
1. Настоящее Временное положение (далее — Положение) разработано в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 ноября 1998 года № 461 «Об утверждении Концепции углубления экономических реформ в системе коммунального обслуживания населения Республики Узбекистан» и определяет основные задачи и функции службы Единого заказчика по жилищно-коммунальному обслуживанию (далее — служба Единого заказчика), его правовой статус, порядок создания, деятельности и ликвидации.
2. Служба Единого заказчика является организацией, уполномоченной осуществлять управление жилищным фондом в части обеспечения надлежащего содержания и ремонта жилищного фонда, нежилых помещений и строений, инженерного оборудования, придомовых территорий, расчет и сбор всех платежей, расчет с подрядными организациями и поставщиками услуг и иную деятельность, направленную на создание необходимых условий для проживания граждан.
3. Служба Единого заказчика в своей деятельности руководствуется законодательством Республики Узбекистан, решениями органов государственной власти на местах, настоящим Положением и своим уставом.
См. предыдущую редакцию.
Совет Министров Республики Узбекистан, хокимияты областей и территориальные коммунально-эксплуатационное объединение г. Ташкента оказывает методическую, техническую и иную необходимую помощь службе Единого заказчика, обеспечивает ее соответствующей нормативно-правовой документацией.
(абзац второй пункта 3 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 18 мая 2005 г. № 127 — СЗ РУ, 2005 г., № 19-20, ст. 143)
4. Служба Единого заказчика создается в форме государственного унитарного предприятия на основании решения соответствующего хокима города (района), которым также утверждается Устав службы Единого заказчика, разработанный в соответствии с настоящим Положением.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
5. Собственники, а также наниматели и арендаторы жилья могут строить свои отношения с подрядчиками по управлению, обслуживанию и ремонту жилищного фонда и оказанию коммунальных услуг как через службу Единого заказчика, так и непосредственно.
(пункт 5 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 марта 2007 года № 43 — СЗ РУ, 2007 г., № 9–10, ст. 85)
6. Финансирование деятельности службы Единого заказчика осуществляется за счет средств местного бюджета, платежей населения и предприятий за жилищно-коммунальные услуги, а также централизованных государственных субсидий.
См. предыдущую редакцию.
представление интересов собственников (нанимателей и арендаторов) жилых и нежилых помещений перед подрядчиками управлению, обслуживанию и ремонту жилищного фонда и оказанию коммунальных услуг;
формирование и обобщение заказов собственников (нанимателей и арендаторов) жилья на организацию оказания жилищно-коммунальных услуг и проведения ремонтных работ на конкурсной основе с подрядчиками;
аккумулирование и распоряжение финансовыми средствами, поступающими от населения, а также субсидиями, выделяемыми государством в централизованном порядке и на местном уровне для оплаты выполненных подрядчиком работ и оказанных услуг в зависимости от их качества и в соответствии с договором.
Самостоятельными получателями выделяемых государством субсидий в части содержания жилых домов могут быть и добровольные объединения собственников, нанимателей и арендаторов жилья, в том числе товарищества частных собственников жилья.
Товарищества частных собственников жилья могут самостоятельно заключать договоры с юридическими и физическими лицами на управление, обслуживание и ремонт общего имущества, а также на оказание коммунальных и других услуг.
Служба Единого заказчика в приоритетном порядке заключает договоры с подрядчиками на управление, обслуживание и ремонт районных и городских коммуникаций по централизованной поставке тепла, газа, электроэнергии потребителям, а также на оказание коммунальных услуг и ремонтных работ на общественных территориях и коммуникациях.
(пункт 7 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 марта 2007 года № 43 — СЗ РУ, 2007 г., № 9–10, ст. 85)
См. предыдущую редакцию.
8. Хокимият города (района) передает службе Единого заказчика на баланс в полное хозяйственное ведение и управление государственный жилищный фонд (жилые дома с прилегающими к ним территориями, с внутренними инженерными коммуникациями — вода, тепло, канализация, газ, электроэнергия, за исключением государственного жилого фонда, переданного на управление товариществам частных собственников жилья) от органов исполнительной власти на местах. Службе Единого заказчика передаются также функции органов исполнительной власти по управлению государственным жилищным фондом.
Многоквартирные дома, находящиеся в частной собственности, прилегающие к ним территории и внутренние инженерные коммуникации (вода, тепло, канализация, газ, электроэнергия) могут передаваться собственниками службе Единого заказчика в управление для обеспечения содержания всего комплекса недвижимого имущества по договору (приложение № 1).
(пункт 8 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 марта 2007 года № 43 — СЗ РУ, 2007 г., № 9–10, ст. 85)
9. На службу Единого заказчика на договорных условиях с собственниками жилья возлагается выполнение следующих основных функций:
заключать на конкурсной основе с подрядными предприятиями договоры на содержание и ремонт жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры (сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, тепло-, электро-, газоснабжения, внешнего благоустройства и другие объекты, непосредственно осуществляющие коммунальное обслуживание потребителей) (приложение № 2);
аккумулировать средства населения и других потребителей, поступающие в качестве оплаты содержания и ремонта жилья и жилищно-коммунальных услуг, а также выделенные средства из местного бюджета;
совместно с собственником жилищного фонда организовывать проведение конкурсов по выбору подрядчика работ, поставщика жилищно-коммунальных услуг, в том числе на проведение капитального ремонта и реконструкции, принимать участие в приемке работ по их завершении;
контролировать качество и надежность выполняемых работ и предоставляемых услуг и оплачивать произведенные работы и услуги согласно заключенным договорам;
См. предыдущую редакцию.
осуществлять сбор и анализ информации о выполнении поступающих заявок от собственников жилого фонда, в том числе от товариществ частных собственников жилья, на ремонт и замену внутриквартирного оборудования, на устранение аварийных ситуаций на инженерных сетях зданий и их последствий;
осуществлять постоянный контроль за своевременным осуществлением подрядными организациями работ по обслуживанию и ремонту, а также коммунальных услуг по оперативным заявкам клиентов службы Единого заказчика, в том числе путем регистрации поступающих жалоб и решения возникающих проблем;
(абзацы шестой и седьмой пункта 9 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 марта 2007 года № 43 — СЗ РУ, 2007 г., № 9–10, ст. 85)
производить замену подрядных предприятий по содержанию и ремонту жилищного фонда, оказанию коммунальных услуг в случае невыполнения ими условий договора — на основе конкурсного отбора новых предприятий;
осуществлять плановый контроль за техническим состоянием жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства и разработку рекомендаций и технических решений для устранения обнаруженных дефектов;
участвовать в создании новых подрядных предприятий, необходимых для улучшения жилищно-коммунального обслуживания потребителей на подведомственной службе Единого заказчика территории;
контролировать деятельность подрядчика по содержанию в надлежащем состоянии жилого дома, инженерных сетей, расположенных в подвалах, шахтах, и сетей, соединяющих более одной квартиры, технического оборудования, придомовой территории и обслуживанию проживающего в нем населения в соответствии с перечнем оплачиваемых видов работ и услуг, предусмотренных в договоре, а также организовывать оперативную работу по обслуживанию населения по поступающим заявкам.
обращаться в судебные органы в случае нарушения подрядными предприятиями условий договоров на обслуживание с целью взыскания с них средств в виде предусмотренных экономических санкций;
обращаться в судебные органы с целью взыскания со своих клиентов средств за оказанные жилищно-коммунальные услуги в случае их неуплаты.
11. Для формирования заказа на оказание жилищно-коммунальных услуг служба Единого заказчика проводит работу по изучению:
конъюнктуры рынка в части ремонтно-строительных работ и оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства;
прогноза объемов и возможных изменений стоимости жилищно-коммунальных услуг и учета инфляционных факторов при заключении договоров подряда;
12. Уставом на службу Единого заказчика может быть возложено осуществление иных функций и прав, связанных с реализацией его основных задач.
III. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА СЛУЖБЕ ЕДИНОГО ЗАКАЗЧИКА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
13. Хокимият города (района) закрепляет за службой Единого заказчика на праве полного хозяйственного ведения движимое и недвижимое имущество (основные и оборотные средства и их источники), перечисленное специальным актом приема-передачи и отраженное на балансе собственника по состоянию на фактическую дату передачи.
Служба Единого заказчика владеет и пользуется государственным имуществом, закрепленным за ним на праве полного хозяйственного ведения, в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
14. Государственное имущество, закрепленное за службой Единого заказчика на праве полного хозяйственного ведения, а также созданное и приобретенное им имущество являются собственностью города (района).
15. Служба Единого заказчика вправе, без ущерба основным видам деятельности, получать доходы за оказание дополнительных сопутствующих услуг, не противоречащих действующему законодательству, физическим и юридическим лицам.
16. Недвижимое имущество, машины и оборудование, переданные службе Единого заказчика на праве полного хозяйственного ведения, могут быть:
а) проданы или отчуждены иным способом только по решению собственника в соответствии с законодательством Республики Узбекистан;
а) не допускать нарушения правил эксплуатации и обеспечить сохранность государственного имущества, закрепленного за ним на праве полного хозяйственного ведения, и его возобновление за счет своих средств, включая амортизационные отчисления, начисляемые в соответствии с действующим законодательством;
б) производить за счет своих средств капитальный и текущий ремонт государственного имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения;
в) осуществлять систематический контроль по сохранности вверенного жилищного фонда на предмет конструктивной устойчивости зданий;
г) в случае обнаружения повреждений конструкций здания информировать хокимият города (района), привлекать специалистов проектных институтов для оперативного определения степени повреждений конструкций, угрожающих безопасности проживания граждан и дальнейшей сохранности жилищного фонда;
е) ежегодно совместно с органом самоуправления граждан обследовать квартиры закрепленного за ним государственного жилищного фонда;
ж) при обнаружении самовольного изменения планировки помещений, сноса перегородок, пробивки проемов, частичного или полного сноса конструктивных элементов, конструкции и переноса инженерных коммуникаций, не соответствующих техническим нормам эксплуатации, и всех других действий граждан, угрожающих безопасности проживания остальных жильцов дома, немедленно активировать указанные нарушения и передать материалы в хокимият города (района) для принятия мер по восстановлению конструкций за счет виновника или в судебные органы;
18. Государственное имущество, закрепленное за службой Единого заказчика на праве хозяйственного ведения, может быть изъято полностью или частично в следующих случаях:
при передаче целевым назначением другому юридическому лицу зданий, сооружений и иного имущества, возведенных или приобретенных за счет собственного и местного бюджета, имеющих указанное назначение;
19. Руководство службой Единого заказчика осуществляет начальник, назначаемый на должность хокимом города (района) по согласованию с Советом Министров Pecпублики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента.
руководит деятельностью службы Единого заказчика и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на нее функций;
заключает договоры с подрядными организациями, энерго- и водоснабжающими и другими специализированными организациями, утверждает состав комиссий, открывает расчетные и другие счета в учреждениях банка;
21. Контроль за деятельностью службы Единого заказчика осуществляется Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента.
22. Служба Единого заказчика в установленном порядке ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность, в установленные сроки сдает балансовые отчеты в соответствующие органы, представляет государственным органам статистики информацию, необходимую для налогообложения, и сведения общегосударственной системы сбора и обработки экономической информации.
23. Служба Единого заказчика может быть реорганизована или ликвидирована на условиях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством.
См. предыдущую редакцию.
(название приложения в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 марта 2007 года № 43 — СЗ РУ, 2007 г., № 9–10, ст. 85)
Служба Единого заказчика _______________________________, в лице директора ______________, действующего на основании Устава, именуемая в дальнейшем Исполнитель, с одной стороны, и собственник квартиры (дома) _____________________________с другой стороны, именуемый в дальнейшем Собственник, заключили настоящий договор о нижеследующем:
Собственник передает, а Исполнитель принимает по акту на техническое обслуживание квартиру №__ в доме №_____ по улице ___________общей площадью _________кв. м, состоящей из_______ комнат, ванной, кухни, балкона, веранды, лоджии, в том числе жилой площадью ________кв. м.
обеспечить техническое обслуживание квартиры Собственника с обязательным соблюдением единых правил и норм технической эксплуатации жилых домов, в том числе проводить работы, обеспечивающие содержание в надлежащем состоянии жилого дома, инженерных сетей, расположенных в подвалах, шахтах, и сетей, соединяющих более одной квартиры, технического оборудования, придомовой территории в соответствии с перечнем оплачиваемых видов работ и услуг;
См. предыдущую редакцию.
представлять интересы Собственника перед подрядчиками и поставщиками по управлению, обслуживанию и ремонту жилищного фонда и оказанию коммунальных услуг;
(абзац третий пункта 2.1 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 марта 2007 года № 43 — СЗ РУ, 2007 г., № 9–10, ст. 85)
совместно с Собственником жилищного фонда организовывать проведение конкурсов по выбору подрядчика работ, поставщика жилищно-коммунальных услуг, в том числе на проведение капитального ремонта и реконструкции, принимать участие в приемке работ по их завершению;
контролировать качество и надежность выполняемых работ и предоставляемых услуг и оплачивать произведенные работы и услуги согласно заключенным договорам;
осуществлять сбор и анализ информации о выполнении поступающих заявок от Собственника жилого фонда на ремонт и замену внутриквартирного оборудования, на устранение аварийных ситуаций на инженерных сетях зданий и их последствий;
производить замену подрядных предприятий по содержанию и ремонту жилищного фонда, оказанию коммунальных услуг в случае невыполнения ими условий договора — на основе конкурсного отбора новых предприятий;
осуществлять плановый мониторинг технического состояния жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства и разработку рекомендаций и технических решений для устранения обнаруженных дефектов;
возмещать Собственнику убытки, возникшие по вине Исполнителя в связи с нарушением гарантируемого уровня качества и надежности.
не позднее 10-го числа каждого месяца производить своевременную оплату услуг Исполнителя по техническому обслуживанию дома (квартиры), предоставленных коммунальных услуг и ремонта жилья в соответствии с установленными тарифами;
использовать квартиру в соответствии с ее назначением, бережно относиться к санитарно-техническому оборудованию, объектам внешнего благоустройства жилого дома.
проводить систематические проверки технического состояния внутридомовых сетей и оборудования, находящегося внутри квартиры Собственника;
требовать возмещения убытков от Собственника за плохое содержание инженерных систем, при самовольном переоборудовании жилья или изменении проектных решений, повлекших к аварии коммуникаций либо жилья или возникновению предаварийной ситуации.
на получение услуг установленного количества, качества, безопасных для его жизни и здоровья, не причиняющих вреда его имуществу;
требовать в полном объеме возмещения от Исполнителя убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу вследствие недостатков в предоставлении услуг;
4.1. Расчет за содержание, обслуживание и ремонт жилого дома (квартиры), коммунальные услуги производится Собственником ежемесячно. Срок внесения платежей — до 10 числа следующего за истекшим месяца. Оплата коммунальных услуг производится через Исполнителя по платежному документу установленной формы.
4.2. Оплата за содержание, обслуживание и ремонт жилого дома (квартиры), коммунальные услуги производится по тарифам, в соответствии с действующим законодательством, утвержденным местными органами власти (Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей, города, района и г. Ташкента).
См. предыдущую редакцию.
4.3. В случае несвоевременной оплаты жилищно-коммунальных услуг Собственник уплачивает Исполнителю пеню в размере 0,1% за каждый день просрочки, но не более 50 процентов от суммы просроченного платежа.
(пункт 4.3 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 марта 2007 года № 43 — СЗ РУ, 2007 г., № 9–10, ст. 85)
4.4. В случае необеспечения Исполнителем своевременного технического обслуживания квартиры, поставки коммунальных услуг Исполнитель уплачивает Собственнику штраф в размере 0,5% от суммы несвоевременно выполненных услуг.
5.1. Настоящий договор заключен на 1 год, на период с________200__г. по ________200__г. и составлен в 2-х экземплярах, имеющих равную силу, один из которых находится у Собственника, другой у Исполнителя. Договор считается продленным на следующий период, если за 2 месяца до окончания срока его действия одной из сторон не заявлено о его прекращении.
6.1. Все споры, возникшие в связи с исполнением, расторжением и продлением настоящего договора, рассматриваются в установленном порядке.
6.2. В случае нарушения Исполнителем договорных обязательств по ликвидации аварии Собственник вправе выполнять работы, предусмотренные договором, за счет средств Исполнителя, либо требовать возмещения убытков.
Исполнитель не несет ответственности за срыв работ из-за несвоевременного выполнения Собственником своих договорных обязательств.
СОБСТВЕННИК | ИСПОЛНИТЕЛЬ |
Адрес: ___________________________ | Адрес: ___________________________ |
_________________________________ | _________________________________ |
_________________________________ | _________________________________ |
Банковские реквизиты: | |
_________________________________ | |
_________________________________ | _________________________________ |
(подпись) | (подпись) |
М.П. |
См. предыдущую редакцию.
(название приложения в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 марта 2007 года № 43 — СЗ РУ, 2007 г., № 9–10, ст. 85)
Служба Единого заказчика (далее — «Заказчик») в лице __________________________________________________________, с одной стороны, и
См. предыдущую редакцию.
(абзац в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 марта 2007 года № 43 — СЗ РУ, 2007 г., № 9–10, ст. 85)
№ п/п | Наименование объекта, его местонахождение | Первоначальная балансовая стоимость | Амортизация | Остаточная стоимость, тыс. сум. (гр. 3 – гр. 4) | |
тыс. сум. | % |
2. Имущество, переданное на обслуживание, является собственностью ____________________________________________________________________
совместно с основными фондами, переданными предприятию в полное хозяйственное ведение в соответствии с договором (раздел II).
самостоятельно осуществляет пользование переданными ему на обслуживание основными фондами в соответствии с настоящим договором;
не вправе самостоятельно распоряжаться (продавать или отчуждать иным способом, передавать в залог, сдавать в аренду) переданным ему на обслуживание имуществом.
контролирует качество и надежность выполняемых работ и предоставляемых услуг и оплачивает произведенные работы и услуги согласно заключенным договорам;
См. предыдущую редакцию.
осуществляет сбор и анализ информации о выполнении поступающих заявок от собственников жилого фонда, в том числе от товариществ частных собственников жилья, на ремонт и замену внутриквартирного оборудования, на устранение аварийных ситуаций на инженерных сетях зданий и их последствий;
осуществляет постоянный контроль за своевременным осуществлением подрядными организациями работ по обслуживанию и ремонту и оказанию коммунальных услуг по оперативным заявкам клиентов службы Единого заказчика, в том числе путем регистрации поступающих жалоб и решения возникающих проблем;
(абзацы третий и четвертый пункта 4 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 марта 2007 года № 43 — СЗ РУ, 2007 г., № 9–10, ст. 85)
производит замену подрядных предприятий по содержанию и ремонту жилищного фонда, оказанию коммунальных услуг в случае невыполнения ими условий договора — на основе конкурсного отбора новых предприятий;
совместно с «Подрядчиком» осуществляет плановый контроль за техническим состоянием жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства и разрабатывает рекомендации и технические решения для устранения обнаруженных дефектов;
участвует в создании новых подрядных предприятий, необходимых для улучшения жилищно-коммунального обслуживания потребителей на подведомственной службе Единого заказчика территории;
контролирует деятельность «Подрядчика» по содержанию в надлежащем состоянии жилого дома, инженерных сетей, расположенных в подвалах, шахтах, и сетей, соединяющих более одной квартиры, технического оборудования, придомовой территории и обслуживанию проживающего в нем населения в соответствии с перечнем оплачиваемых видов работ и услуг, предусмотренных в договоре, а также организует оперативную работу по обслуживанию населения по поступающим заявкам.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 5 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 марта 2007 года № 43 — СЗ РУ, 2007 г., № 9–10, ст. 85)
в соответствии с настоящим договором своевременно и качественно осуществлять содержание и ремонт жилищного фонда и оперативно реагировать на сигналы собственников жилья и службы «Заказчика»;
не допускать ухудшения технического состояния имущества, переданного «Подрядчику» на обслуживание, за исключением случаев, связанных с износом этого имущества в процессе эксплуатации;
не вмешиваться в текущую хозяйственную деятельность «Подрядчика», за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством и настоящим договором;
7. Стоимость оказываемых «Подрядчиком» в соответствии с п. 5 настоящего договора услуг составляет ежемесячно _____________________________________ сум.
9. В случае оказания дополнительных услуг, сверх оговоренных в п. 5 настоящего договора, может быть произведена дополнительная оплата на основе Акта о дополнительных услугах, подписанного обеими сторонами.
10. Имущество, переданное «Подрядчику» на обслуживание, может быть изъято полностью или частично в следующих случаях по решению службы «Заказчика»:
б) при расторжении договора в связи с невыполнением обязательств договора, предусмотренных в пункте 5;
За невыполнение этих условий, а также за ущерб, причиненный его действиями имуществу, переданному на обслуживание «Подрядчику», руководитель несет имущественную и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
15. Договор составлен в двух экземплярах (по одному для каждого из сторон), имеющих одинаковую юридическую силу.
Договор подлежит постоянному хранению в службе «Заказчика» и по месту нахождения руководящих органов «Подрядчика».
Служба «Заказчика» | «Подрядчик» |
_________________________________ | _________________________________ |
(Ф.И.О., должность) | (Ф.И.О., должность) |
Юридический адрес | Юридический адрес |
_________________________________ | _________________________________ |
_________________________________ | _________________________________ |
Банковские реквизиты | Банковские реквизиты |
_________________________________ | _________________________________ |
_________________________________ | _________________________________ |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1a
к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 января 2000 г. № 22
к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 января 2000 г. № 22
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 января 2000 г. № 22
к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 24 января 2000 г. № 22
1. В соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса Республики Узбекистан настоящее Положение определяет порядок использования нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах.
См. предыдущую редакцию.
2. К нежилым помещениям относятся изолированные помещения, расположенные в многоквартирных домах, не предназначенные для проживания граждан:
(абзац первой пункта 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 марта 2007 года № 43 — СЗ РУ, 2007 г., № 9–10, ст. 85)
б) переведенные в установленном законодательством порядке из жилых помещений, находящихся на нижнем этаже жилого дома, в нежилые;
в) переоборудованные подвальные и полуподвальные помещения, за исключением помещений, предназначенных для технических целей.
См. последующую редакцию.
Нежилое помещение должно иметь отдельный от других жилых помещений вход через дверь, естественное освещение и вентиляцию; отделку помещений, включающую облицовку стен, потолков, покрытие полов согласно функциональному назначению и требованиям противопожарных и строительных норм и правил, действующих на территории Республики Узбекистан.
3. Нежилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, должны использоваться по их прямому назначению, а также могут использоваться согласно перечню видов деятельности, приведенных в приложении к настоящему Положению.
4. Использование нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, допускается при гарантии доступа в любые часы суток работников эксплуатационных служб к инженерно-техническим коммуникациям для производства ремонта (ликвидации аварии), а также при сохранении несущей способности и расчетной сейсмичности, при реконструкции помещения.
Использование нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, не должно нарушать возможность круглосуточного пребывания людей в жилом доме и должно обеспечивать безопасную и здоровую жизненную среду.
5. Пользование нежилыми помещениями, расположенными в многоквартирных домах, может осуществляться на праве собственности, аренды или найма.
Порядок пользования местами общего пользования в жилом доме, занимаемом собственниками, нанимателями и арендаторами жилых и нежилых помещений, а также распределение общих расходов за техническое обслуживание дома и ремонт мест общего пользования устанавливается по соглашению между ними.
6. Собственник (арендатор, наниматель) нежилого помещения имеет право использовать нежилое помещение для занятия предпринимательской деятельностью и размещения в нем предприятий, учреждений и организаций непромышленного характера, а собственник — владеть, пользоваться и распоряжаться (продавать, менять, сдавать в наем, в аренду и использовать в иных целях, не противоречащих жилищному законодательству), не нарушая при этом права и охраняемые законом интересы граждан, юридических лиц и государства.
а) обеспечить сохранность жилых домов, помещений и элементов благоустройства домов и придомовой территории и содержать за свой счет принадлежащее ему помещение;
б) бережно относиться к помещению, санитарно-техническому и иному оборудованию (водопровод, канализация, центральное отопление, горячее водоснабжение, газовое оборудование и т. д.);
в) экономно расходовать электрическую и тепловую энергию, воду, газ, не допуская утечек и бесхозяйственного их расходования, установив электро-, газо-, водосчетчики;
г) соблюдать правила пожарной безопасности, правила и нормы технической эксплуатации жилых домов и расположенных в них нежилых помещений;
См. предыдущую редакцию.
е) при обнаружении неисправностей в помещении, санитарно-техническом и ином оборудовании немедленно принимать возможные меры к устранению повреждений и в необходимых случаях сообщать соответствующей аварийно-ремонтной службе;
ж) при возникновении аварийных ситуаций обеспечивать доступ в занимаемое помещение представителям соответствующих аварийно-ремонтных служб для устранения аварий;
(подпункты «е» и «ж» пункта 7 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 марта 2007 года № 43 — СЗ РУ, 2007 г., № 9–10, ст. 85)
з) оплачивать расходы по техническому обслуживанию принадлежащего помещения, содержанию и ремонту мест общего пользования в многоквартирных жилых домах, коммунальные услуги в порядке и сроки, установленные договором и действующим законодательством.
См. предыдущую редакцию.
8. Управление, обслуживание и ремонт нежилых помещений жилых домов и внешнего благоустройства, а также санитарное обслуживание и содержание придомовых территорий осуществляются в соответствии с установленными стандартами, нормами и правилами.
(пункт 8 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 марта 2007 года № 43 — СЗ РУ, 2007 г., № 9–10, ст. 85)
9. Собственники, наниматели и арендаторы нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, обязаны производить за свой счет необходимый текущий ремонт занимаемых ими помещений, а собственник, кроме того, — работы по капитальному ремонту.
Собственники, наниматели и арендаторы нежилых помещений, занимающие отдельные изолированные помещения или целые строения и производящие весь текущий ремонт за свой счет, участвуют в следующих общих расходах по содержанию дома:
а) расходы по содержанию дома: уборка и вывоз мусора, расходы на освещение, отопление и содержание мест общего пользования, освещение дворовых территорий, содержание тротуаров, подъездных дорог к дому, озеленение и уборка придомовых территорий;
б) расходы по внеквартирному текущему ремонту оборудования и инженерных коммуникаций, мест общего пользования, внеквартирных помещений дома;
См. предыдущую редакцию.
(подпункт «в» пункта 9 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 марта 2007 года № 43 — СЗ РУ, 2007 г., № 9–10, ст. 85)
См. предыдущую редакцию.
В многоквартирных домах, управление, обслуживание и ремонт которых осуществляются товариществом частных собственников жилья, указанные в подпунктах «а», «б», «в» настоящего пункта расходы возмещаются собственниками (нанимателями, арендаторами) нежилых помещений непосредственно товариществу частных собственников жилья
(абзац шестой пункта 9 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 марта 2007 года № 43 — СЗ РУ, 2007 г., № 9–10, ст. 85)
Размер сборов с собственников (нанимателей, арендаторов) нежилых помещений на покрытие общих расходов дома определяется путем суммирования расходов, указанных в подпунктах «а», «б», «в» настоящего пункта, деления полученной суммы на общую оплачиваемую (жилую и нежилую) площадь и умножения на площадь, занимаемую собственником (нанимателем, арендатором) нежилого помещения.
10. Переустройство и перепланировка нежилых помещений, расположенных в жилых домах, могут производиться только в целях повышения благоустройства помещения, без нарушения конструктивной схемы здания и инженерных коммуникаций, ухудшения архитектуры фасада и внешнего облика здания, инженерных коммуникаций и не должны снижать несущую способность и сейсмостойкость здания.
Указанные работы могут осуществляться при наличии соответствующего разрешения органов государственной власти.
Проект предполагаемого переустройства, перепланирования и приспособления нежилого помещения для иных целей должен быть согласован с органами противопожарной охраны, проектной организацией, органами по архитектуре и градостроительству и органами государственного надзора за соблюдением архитектурно-градостроительных норм и правил.
См. предыдущую редакцию.
11. Собственник (наниматель, арендатор) нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, допустивший самовольное переустройство и перепланировку помещений, переоборудование балконов и лоджий, перепланировку либо установку дополнительных санитарно-технических и иных устройств, по требованию уполномоченного государственного органа либо суда обязан за свой счет привести эти помещения в прежнее состояние с возмещением нанесенного ущерба.
(пункт 11 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 марта 2007 года № 43 — СЗ РУ, 2007 г., № 9–10, ст. 85)
См. предыдущую редакцию.
устанавливать на тротуарах придомовой территории палатки, ларьки при отсутствии соответствующего разрешения органов государственной власти на местах и товариществ частных собственников жилья;
(абзац второй пункта 12 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 марта 2007 года № 43 — СЗ РУ, 2007 г., № 9–10, ст. 85)
прикреплять к стенам жилых домов и других строений различные растяжки, указатели, вывески, флагштоки, архитектурные детали и др. устройства без соответствующего разрешения;
расклеивать афиши, плакаты, разного рода объявления на фасадах жилых домов, не предназначенных для этих целей;
загромождать пожарные проходы, общие коридоры, лестничные клетки, запасные выходы и другие общие помещения дома предметами и оборудованием;
хранить в нежилых помещениях, подвалах, на лестничных клетках, лоджиях и балконах легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, радиоактивные и токсичные материалы и вещества;
производить в нежилом помещении работы, вызывающие порчу помещений или нарушающие нормальные условия жизни других проживающих в доме;
производить самовольные работы по переоборудованию и перепланировке нежилых помещений, нарушающие несущие способности конструктивных элементов и сейсмоустойчивость дома;
устанавливать на крышах жилых домов без разрешения уполномоченных органов индивидуальные антенны для телерадиоаппаратуры;
хранить во дворе жилого дома вне специально отведенных для этих целей мест любого вида транспортные средства, производить их ремонт и мойку, а также устанавливать столбы и другие ограждения на проезжей части прилегающих территорий;
самовольно устанавливать отопительные котлы, радиаторы или увеличивать площадь их нагрева, устанавливать в них водоразборные краны для пользования горячей водой, а также закрывать доступ к ним;
самовольно производить регулирование подачи тепла в жилой дом на элеваторных узлах, а также менять схемы водопроводных тепловых, канализационных и других сетей;
пользоваться с 23 часов до 8 часов телерадиоаппаратурой, превышающей уровень звука 45 дБА, другими устройствами, нарушающими спокойствие жильцов;
выполнять работы или совершать другие действия, приводящие к порче помещений либо создающие повышенный шум и вибрацию, либо загрязняющие воздух, мешающие нормальной жизнедеятельности граждан.
См. предыдущую редакцию.
(наименование раздела IV в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 марта 2007 года № 43 — СЗ РУ, 2007 г., № 9–10, ст. 85)
См. предыдущую редакцию.
13. Лица, виновные в нарушении Порядка использования нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, санитарного содержания мест общего пользования, придомовой территории, в самовольном переоборудовании и перепланировке помещений жилого дома, использовании не по назначению, в нарушение правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, в бесхозяйственном их содержании, в порче жилого дома, его оборудования и инженерных коммуникаций, объектов благоустройства и зеленых насаждений — несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
(пункт 13 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 марта 2007 года № 43 — СЗ РУ, 2007 г., № 9–10, ст. 85)
14. Предприятия, учреждения, организации, а также физические лица, причинившие ущерб жилым домам и их помещениям, инженерному оборудованию, объектам благоустройства и зеленым насаждениям на прилегающих к домам земельных участках, обязаны возместить причиненный ущерб.
Размер и порядок возмещения вреда определяются в соответствии с нормами Гражданского кодекса Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
15. Контроль за соблюдением Порядка использования нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, осуществляется соответствующими уполномоченными государственными органами. Общественный контроль за соблюдением правил застройки и содержания дворовых и придомовых территорий осуществляется органами самоуправления граждан.
(пункт 15 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 декабря 2013 года № 327 — СЗ РУ, 2013 г., № 50, ст. 654)
16. Споры между собственниками, нанимателями и арендаторами помещений в многоквартирном доме, связанные с порядком использования нежилых помещений, мест общего пользования, распределением общих расходов, проведением текущего ремонта и уборкой мест общего пользования, а также по другим жилищным вопросам разрешаются в установленном законодательством порядке.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о порядке использования нежилых помещений в многоквартирных жилых домах
к Положению о порядке использования нежилых помещений в многоквартирных жилых домах
См. предыдущую редакцию.
(наименование приложения в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 1 марта 2007 года № 43 — СЗ РУ, 2007 г., № 9–10, ст. 85)
2. Общественное питание (рестораны, кафе, кафетерии, бары мороженого и прохладительных напитков, закусочные и др.).
См. последующую редакцию.
различных организаций органов власти и управления, связанных с административно-управленческими функциями.
Не допускается размещение в нежилых помещениях, переведенных в установленном порядке из жилых помещений (бывшие квартиры), и в переоборудованных подвальных и полуподвальных помещениях объектов, эксплуатация которых может привести к физическому и химическому загрязнению территории и воздуха жилой среды, к нарушению нормальных условий жизнедеятельности проживающих в доме лиц, в том числе размещение следующих видов предприятий и организаций:
а) предприятия общественного питания с числом посадочных мест, не предусмотренных проектной документацией при строительстве дома, а также эксплуатируемые позднее 23 часов вечера (рестораны, кафе, ночные клубы и бары, дискотеки);
б) магазины химических товаров, овощных и рыбных товаров, а также реализующие продукцию, содержащую взрывоопасные вещества и материалы;