Во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21 сентября 1999 года № 439 «О совершенствовании системы поставки и расчетов за природный газ» и в целях упорядочения поставки газа Кабинет Министров постановляет:
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителей Премьер-министра В.Ю. Атаева и Б.С. Хамидова.
1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с действующими законами Республики Узбекистан и регулируют отношения между поставщиком, газоснабжающей и газосбытовой организациями и потребителем газа.
См. последующую редакцию.
«газ» — природный, нефтяной (попутный), добываемый на промыслах, вырабатываемый и собираемый газонефтеперерабатывающими предприятиями, а также производимый АО «Уголь»;
См. последующую редакцию.
«поставщик» — газонефтедобывающие и газонефтеперерабатывающие предприятия, обеспечивающие поставку газа газоснабжающим организациям или потребителям;
См. последующую редакцию.
«газоснабжающая организация» – организация, осуществляющая покупку газа у поставщика и его транспортирование из мест его добычи и/или переработки к пунктам распределения и потребления;
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
«газораспределительная организация» — организация, обеспечивающая распределение, транспортировку газа потребителям и поставку газа населению;
См. последующую редакцию.
«потребитель» — предприятия, организации, учреждения, физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, использующие природный газ в качестве топлива или сырья, и население;
«сезонный потребитель» — потребители, использующие природный газ в качестве топлива в определенный период года (апрель—октябрь);
См. последующую редакцию.
«расчетный период» — период, за который должен быть определен расход газа, произведены взаиморасчеты между поставщиком и потребителем за поставленный газ. Расчетный период, согласованный сторонами, указывается в договоре;
См. последующую редакцию.
«броня газопотребления» — минимальный суточный объем потребления газа, необходимый для безаварийной работы технологического оборудования промышленного потребителя при условии максимального использования резервных видов топлива, который определяется потребителем по согласованию с компанией «Узбекнефтегаз» в каждом конкретном случае;
«среднесуточная норма поставки газа» — объем поставки газа, определяемый путем деления месячного объема поставки на количество дней соответствующего месяца.
3.1. Национальная холдинговая компания (НХК) «Узбекнефтегаз», с учетом заявок потребителей, составляет баланс газа по республике на предстоящий год и представляет его в Министерство макроэкономики и статистики Республики Узбекистан на рассмотрение.
См. последующую редакцию.
Баланс газа по республике на предстоящий год Министерством макроэкономики и статистики Республики Узбекистан в установленном порядке вносится на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
3.2. В соответствии с утвержденным балансом газа по республике на предстоящий год НХК «Узбекнефтегаз» распределяет годовые и квартальные объемы поставок газа потребителям по регионам и доводит установленные объемы поставок газа до поставщиков, газораспределительных, газосбытовых организаций и фондодержателей.
См. последующую редакцию.
3.3. Фондодержатели в течение 10 дней распределяют выделенные объемы поставки газа по подведомственным предприятиям и организациям, имеющим право на использование газа, и направляют разнарядку газораспределительным, газосбытовым и газоснабжающим организациям.
См. последующую редакцию.
предприятиям здравоохранения и народного образования, а также котельным в объемах, обеспечивающих потребности в тепловой энергии;
предприятиям Минэнерго согласно приложению № 4 к постановлению Кабинета Министров от 21 сентября 1999 года № 439;
См. последующую редакцию.
не имеющим задолженности по оплате за газ и заключившим договор на условиях предоплаты по текущим (договорным) платежам.
См. последующую редакцию.
4.1. Для использования природного газа (подключение предприятия к газоснабжающей системе) в качестве топлива (сырья) потребитель (за исключением населения) должен иметь разрешение (топливный режим газопотребления), которое выдается в порядке, установленном постановлением Кабинета Министров от 2 декабря 1993 года № 587.
См. предыдущую редакцию.
Для объектов социальной сферы и субъектов малого и среднего бизнеса (для выращивания тутового шелкопряда и теплиц, находящихся во дворе частных домов, и на пищеприготовление) разрешение на газоиспользование выдается соответственно Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента в пределах установленных лимитов для региона.
(абзац второй пункта 4.1 дополнен в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 марта 2002 г. № 90 — СЗ РУ, 2002 г., № 5-6, ст. 42)
См. предыдущую редакцию.
Разрешение, выданное Кабинетом Министров, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента на использование природного газа в качестве топлива, является основанием для проектирования газоснабжения вновь строящихся, расширяемых, реконструируемых и действующих производственных объектов или объектов социальной сферы и субъектов малого и среднего бизнеса (для выращивания тутового шелкопряда и теплиц, находящихся во дворе частных домов, и на пищеприготовление) соответственно.
(абзац третий пункта 4.1 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 марта 2002 г. № 90 — СЗ РУ, 2002 г., № 5-6, ст. 42)
См. последующую редакцию.
4.2. До получения разрешения на использование газа (подключение предприятия к газоснабжающей системе) юридические лица, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, согласовывают с владельцами газовых сетей техническую возможность поставки им природного газа в соответствии с представленными расчетами.
Полученное положительное заключение от владельцев газовых сетей с необходимыми расчетами направляется в НХК «Узбекнефтегаз», которая по получению указанных документов, исходя из резервов природного газа, рассматривает возможность и условия обеспечения газом юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и, при наличии возможности, свои предложения направляет в Кабинет Министров для выдачи разрешений на право использования природного газа (топливного режима).
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
потребителям, имеющим прямой выход на магистральные газопроводы АК «Узтрансгаз» — по прямым договорам по приборам учета, установленным на границе раздела газопроводов;
(абзац второй пункта 4.3 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 марта 2002 года № 90 — СЗ РУ, 2002 г., № 5-6, ст. 42)
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 4.3 исключен в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 марта 2002 года № 90 — СЗ РУ, 2002 г., № 5-6, ст. 42)
См. предыдущую редакцию.
газосбытовым организациям предприятия «Бошкоммунгаз» на границе раздела магистральных газопроводов и газовых сетей по хозрасчетным приборам учета газа для последующей реализации потребителям, не имеющим прямой выход на магистральные газопроводы АК «Узтрансгаз», и розничным потребителям (населению).
(абзац четвертый пункта 4.3 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 20 марта 2002 года № 90 — СЗ РУ, 2002 г., № 5-6, ст. 42)
См. последующую редакцию.
4.5. Месячные объемы поставки газа по регионам республики определяются газоснабжающей организацией, исходя из технических возможностей газотранспортной системы с учетом выделенных лимитов.
См. последующую редакцию.
4.6. По заявкам фондодержателей НХК «Узбекнефтегаз» допускает перераспределение объемов поставки газа между потребителями одной отрасли по согласованию с газораспределительной и газосбытовой организациями.
См. последующую редакцию.
4.7. Поставщик, газоснабжающая, газораспределительная и газосбытовая организации обязаны поставлять, а потребитель отбирать газ равномерно в течение месяца в пределах среднесуточной нормы, а в случаях необходимости отступления от суточной нормы потребления — по согласованным между сторонами диспетчерским графикам.
См. последующую редакцию.
4.8. Отбор газа газораспределительными организациями и потребителями, за исключением отопительных котельных, работающих по температурному режиму, предприятий Минэнерго согласно приложению № 4 к постановлению Кабинета Министров от 21 сентября 1999 года № 439 и населения, сверх договорных суточных объемов без предварительного согласования с газоснабжающей и газосбытовой организациями влечет повышенную оплату объема перерасходованного объема газа:
См. последующую редакцию.
в отопительный сезон за допущенный ежесуточный перерасход, независимо от того, имеется ли перерасход или нет в целом за расчетный месяц, с повышающим коэффициентом 6,0;
в неотопительный сезон за перерасход газа, допущенный в целом за отчетный месяц, с повышающим коэффициентом 6,0.
См. последующую редакцию.
4.9. Расход газа коммунально-бытовыми потребителями, за исключением отопительных котельных, работающих по температурному режиму, сверх договорных месячных объемов без предварительного согласования с газоснабжающей, газораспределительной и газосбытовой организациями влечет повышенную оплату с них за объем допущенного перерасхода в целом за каждый месяц в течение календарного года с повышающим коэффициентом 6,0.
Промышленные и коммунально-бытовые потребители, использующие газ на нужды отопления в неотопительный сезон без разрешения газосбытовых организаций, оплачивают последним стоимость всего израсходованного газа с повышающим коэффициентом 6,0.
См. последующую редакцию.
4.10. Газоснабжающая организация поддерживает предусмотренное договором давление газа на выходе газораспределительной станции.
См. последующую редакцию.
4.11. Для бесперебойного газоснабжения населения и коммунально-бытовых потребителей на период похолодания Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента при участии Узнефтегазинспекции, поставщиков газа, газоснабжающей, газораспределительной и газосбытовой организаций и потребителей составляют графики перевода предприятий на резервные виды топлива, которые утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Утвержденные графики направляются всем заинтересованным организациям. Графики вводятся в действие газосбытовой организацией с разрешения Кабинета Министров Республики Узбекистан, когда плановые объемы поставок газа не обеспечивают нормальное газопотребление населения и коммунально-бытовых потребителей.
Предприятия и организации, включенные в графики, должны иметь неснижаемый запас резервного топлива и переходить на работу на нем в периоды похолоданий.
См. последующую редакцию.
4.12. При наступлении отопительного сезона сезонные потребители отключаются от системы газоснабжения.
См. последующую редакцию.
4.13. По представлению газоснабжающей организации Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента утверждают графики снабжения газом потребителей и очередность их частичного или полного отключения от газовых сетей в случае нарушения технологического режима работы магистральных газопроводов при аварии.
Утвержденные графики направляются всем заинтересованным организациям и вводятся в действие газоснабжающей организацией.
См. последующую редакцию.
4.14. Учитывая единый неразрывный технологический процесс добычи, переработки, транспортировки и потребления газа указания НХК «Узбекнефтегаз» о режиме добычи, транспортировки, поставки и потребления газа являются обязательными для поставщиков, газоснабжающей, газораспределительной и газосбытовой организаций.
См. последующую редакцию.
4.15. При подаче газа поставщики, газоснабжающие, газосбытовые организации и потребители обязаны строго соблюдать правила техники безопасности и технической эксплуатации газовых промыслов, газоперерабатывающих заводов, магистральных газопроводов, а также оборудования и газовых сетей в жилых домах, в населенных пунктах и предприятиях.
См. последующую редакцию.
5.2. Количество газа, подаваемое поставщиком (газоснабжающей организацией) газораспределительной, газосбытовой организациям и потребителю, определяется по приборам учета потребителя, а при отсутствии у них приборов учета определяется по контрольно-измерительным приборам поставщика (газоснабжающей организации), установленным, как правило, на границе раздела газовых сетей, и оформляется документом, подписанным обеими сторонами.
См. последующую редакцию.
5.3. При неисправности хозрасчетных приборов учета газа у потребителя и отсутствии их у поставщика количество поданного газосбытовой организацией газа определяется по проектной мощности неопломбированных установок и количеству часов работы предприятия за время неисправности приборов учета расхода газа или иным методом, предусмотренным договором.
См. последующую редакцию.
5.4. Объем газа, потребляемый населением, определяется по приборам учета, установленным у населения, а при их отсутствии — по утвержденным нормам.
5.5. Монтаж, эксплуатация и проверка приборов учета расхода газа производятся в соответствии с действующими нормами и правилами.
5.6. Ответственность за техническое состояние и проверку приборов учета расхода газа несут руководители организаций и предприятий, на балансе которых находятся приборы.
5.7. Каждая из сторон договора обязана обеспечить представителю другой стороны в любое время возможность проверки приборов и документов по учету и использованию газа потребителями.
5.8. Государственное регулирование оптовых цен на газ и их применение осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
См. последующую редакцию.
5.9. Стороны ежемесячно, не позднее 3-го числа, составляют акт о количестве поданного-принятого газа.
Сторона, не согласная с определением количества поданного газа, заявляет об этом другой стороне путем отражения своего особого мнения в акте. При не достижении согласия разногласия подлежат рассмотрению в Высшем хозяйственном суде Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
5.10. Порядок расчетов, сроки и формы оплаты за полученный потребителем газ определяются в договоре на поставку газа.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
6.1. По представлению органов контроля за безопасностью использования газа поставщик обязан немедленно прекратить поставку газа с уведомлением потребителя в случае неудовлетворительного состояния газоиспользующих установок потребителей, создающих аварийную ситуацию и угрозу жизни для обслуживающего персонала и населения.
См. последующую редакцию.
неустранения недостатков в использовании газа в сроки, установленные органами контроля, имеющими на это право.
6.4. Одорирование газа для потребления производится газоснабжающей организацией, а контроль интенсивности запаха — владельцами газовых сетей в установленном порядке.
См. последующую редакцию.
6.5. Поставщик, газоснабжающая, газораспределительная, газосбытовая организации и потребитель несут ответственность за техническое состояние эксплуатации объектов газоснабжения и соблюдение оперативно-диспетчерской дисциплины.
См. последующую редакцию.
6.6. Поставщик, газоснабжающая, газораспределительная и газосбытовая организации и потребитель обязаны немедленно сообщать друг другу об авариях и неисправностях на объектах, вызывающих уменьшение поставки или приема газа, в порядке, оговоренном в договорах на поставку газа.
См. последующую редакцию.
6.7. Газосбытовая и газораспределительная организации представляют по запросу газоснабжающей организации оперативную информацию о режиме газопотребления и состоянии платежей за поставленный потребителям газ.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
7.1. Поставщик, газоснабжающая, газораспределительная и газосбытовая организации и потребитель несут за нарушение настоящих Правил ответственность в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.