от 15.06.2012 г. № 238
Акт на состоянии 25.02.2016
Перейти на действующую версию
1. При рассмотрении дел об отмене решения третейского суда и выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда хозяйственным судам следует руководствоваться Законом Республики Узбекистан «О третейских судах» (далее — Закон), Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Узбекистан (далее — ХПК) и другими законодательными актами.
Согласно части первой статьи 13 Закона третейское соглашение должно содержать положение о том, что все или определенные споры, которые возникли или могут возникнуть между сторонами третейского соглашения, подлежат рассмотрению в третейском суде.
3. Судам следует иметь в виду, что в соответствии с частью второй статьи 5 Закона органы государственной власти и управления не могут образовывать третейские суды, а также быть сторонами третейского соглашения.
Если спор рассмотрен третейским судом, образованным указанными органами, то решение третейского суда подлежит отмене хозяйственным судом применительно к пункту 3 части первой статьи 1554 ХПК, а заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подлежит отказу в удовлетворении применительно к пункту 3 части первой статьи 1559 ХПК.
4. Согласно статье 25 ХПК, по соглашению сторон возникающий или могущий возникнуть спор, вытекающий из гражданских правоотношений и подведомственный хозяйственному суду, до принятия им решения может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда.
5. В соответствии с главами 201 и 202 ХПК и главами 7 и 8 Закона в суд с заявлением об отмене решения третейского суда вправе обращаться только стороны третейского разбирательства, а с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда — сторона третейского разбирательства, в пользу которой вынесено решение.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 5 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 19 июня 2015 года № 284)
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 7 в редакции постановления Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 19 июня 2015 года № 284)
12. В соответствии с частью первой статьи 1551 ХПК и со смыслом части первой статьи 46 Закона решение третейского суда по спору, подведомственному хозяйственному суду, может быть оспорено стороной третейского разбирательства путем подачи заявления в хозяйственный суд в течение тридцати дней со дня его получения.
В случае, если после принятия к производству заявления об отмене решения третейского суда в рамках данного дела заинтересованным лицом подано заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда с соблюдением требований статьи 1557 ХПК и статьи 51 Закона, оно принимается к производству и рассматривается вместе с первоначальным заявлением. Если заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подано с нарушением требований статьи 1557 ХПК и статьи 51 Закона, оно возвращается применительно к статье 118 ХПК.
13. Форма и содержание заявления об отмене решения третейского суда должны соответствовать требованиям статьи 1552 ХПК и к нему должны быть приложены документы, предусмотренные в данной статье, в том числе документ об оплате почтовых расходов. В случае несоблюдения данных требований заявление об отмене решения третейского суда подлежит возврату применительно к статье 118 ХПК. Возвращение заявления не препятствует повторному обращению с таким заявлением в хозяйственный суд в общем порядке после устранения допущенных нарушений.
14. Разъяснить судам, что в случае подачи заинтересованным лицом заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда в общем порядке с соблюдением требований главы 202 ХПК такое заявление не может быть возвращено или не может быть отказано в его принятии на основании, что рассматривается заявление об отмене решения третейского суда.
15. Судам следует иметь в виду, что решение третейского суда подлежит отмене при наличии оснований, предусмотренных в части первой статьи 1554 ХПК. При этом бремя доказывания возлагается на оспаривающую решение и подавшую заявление сторону. Вместе с тем, если основания, предусмотренные в статье 1554 ХПК, выявлены хозяйственным судом, решение третейского суда также подлежит отмене.
Судам следует принимать во внимание, что согласно статье 9 Закона третейские суды разрешают споры, вытекающие из гражданских правоотношений, в том числе хозяйственные споры, возникающие между субъектами предпринимательства. В связи с этим, третейское соглашение, заключенное по бесспорным правоотношениям, считается ничтожной сделкой и является основанием для отмены решения третейского суда.
15.2. Разъяснить судам, что в случае отмены решения по основанию, предусмотренному в пункте 2 части первой статьи 1554 ХПК, хозяйственный суд в своем определении может указать, что заинтересованное лицо вправе обратиться в компетентный суд по вопросам, не охваченным третейским соглашением.
15.3. При отмене решения по основанию, указанному в пункте 3 части первой статьи 1554 ХПК, необходимо проверять соблюдение требований, предъявляемых к третейскому судье, формирован ли состав третейского суда в соответствии с Законом, если заявлен отвод третейского судьи, рассмотрено ли заявление об отводе в соответствии с Законом, определены ли правила третейского разбирательства в соответствии с законодательными актами.
15.4. При предъявлении требования об отмене решения третейского суда по основанию, предусмотренному в пункте 4 части первой статьи 1554 ХПК, судам следует проверять, разрешен ли спор третейским судом на основании законодательства Республики Узбекистан, то есть Конституции, законов Республики Узбекистан, указов и постановлений Президента Республики Узбекистан, постановлений Кабинета Министров Республики Узбекистан и иных законодательных актов, действующих на территории Республики Узбекистан. Если спор разрешен третейским судом в соответствии с законодательными актами зарубежных стран, решение третейского суда подлежит отмене в соответствии с пунктом 4 части первой статьи 1554 ХПК.
15.5. Решение третейского суда может быть отменено по основанию, предусмотренному в пункте 5 части первой статьи 1554 ХПК, только по заявлению стороны третейского разбирательства, против которой вынесено решение третейского суда. То есть, решение третейского суда не может быть отменено хозяйственным судом по данному основанию в случае представления доказательств о том, что сторона третейского разбирательства, в пользу которой принято решение третейского суда, не была надлежащим образом уведомлена об избрании (назначении) третейских судей или о времени и месте заседания третейского суда и в связи с этим не могла представить свои доказательства.
15.6. В случае, если хозяйственным судом установлено, что спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с Законом, то данное обстоятельство является основанием для отмены решения третейского суда независимо от наличия или отсутствия указания на это в заявлении об отмене решения третейского суда, а также наличия или отсутствия доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, представленных сторонами.
Предметом третейского судебного разбирательства не могут быть споры, вытекающие из административных, семейных и трудовых отношений, в частности споры: о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных органов и органов самоуправления граждан, не соответствующих законодательству, нарушающие права и охраняемые законом интересы организаций и граждан; о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке; об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонении от государственной регистрации в установленный срок; о взыскании с организаций и граждан штрафов контролирующими органами, если законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания; о возврате из бюджета денежных средств, списанных с нарушением требований законодательства контролирующими органами, в бесспорном (безакцептном) порядке; а также заявления о применении мер правового воздействия; об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и другие.
15.7. Согласно части второй статьи 13 Закона в третейском соглашении могут содержаться сведения о числе третейских судей, месте и языке третейского разбирательства, применимых правилах третейского разбирательства, сроке рассмотрения спора.
16. Согласно части третьей статьи 1555 ХПК отмена решения третейского суда не препятствует сторонам третейского разбирательства в соответствии с третейским соглашением вновь обратиться в третейский суд, если возможность обращения в третейский суд не утрачена, или обратиться в хозяйственный суд по общим правилам, предусмотренным настоящим Кодексом.
При этом судам следует иметь в виду, что если решение третейского суда отменено на основании пункта 1 части первой статьи 1554 ХПК в связи с признанием недействительным документа, явившегося основанием для обращения в третейский суд, стороны третейского разбирательства вправе обратиться в хозяйственный суд по общим правилам, предусмотренным ХПК. Стороны третейского разбирательства также вправе обратиться в хозяйственный суд по общим правилам, предусмотренным в ХПК, если решение третейского суда отменено на основании пункта 2 части первой статьи 1554 ХПК (абзац третий части второй статьи 47 Закона) и по основаниям, указанным в пунктах 3 и 15.6 настоящего Постановления.
Если решение третейского суда отменено на основании пунктов 3, 4, 5 части первой статьи 1554 ХПК и если возможность обращения в третейский суд не утрачена, стороны третейского разбирательства вправе вновь обратиться в третейский суд.
В связи с этим, в случае обращения сторон третейского разбирательства в хозяйственный суд по этому спору после отмены решения третейского суда на основании пунктов 3, 4, 5 части первой статьи 1554 ХПК, исковое заявление подлежит отказу в принятии на основании пункта 1 части первой статьи 117 ХПК. Если исковое заявление принято к производству, то производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 статьи 86 ХПК.
17. Если на момент отмены решения третейского суда оно исполнено, в определении хозяйственного суда о полной или частичной отмене решения третейского суда, кроме сведений и указаний, приведенных в части второй статьи 1555 ХПК, на основании статьи 54 Закона должен быть решен вопрос о возврате ответчику всего, что было взыскано с ответчика в пользу истца по отмененному полностью или частично решению третейского суда, и выдан исполнительный лист. Если данный вопрос не решен в определении суда, то вопрос о повороте исполнения решения третейского суда разрешается в соответствии со статьей 220 ХПК.
19. Согласно части шестой статьи 1557 ХПК и как следует из смысла статьи 49 и части третьей статьи 51 Закона, заявление о выдаче исполнительного листа может быть подано не позднее шести месяцев со дня окончания срока для добровольного исполнения решения третейского суда. При пропуске указанного срока по причинам, признанным компетентным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
22. При применении статей 1558 (порядок рассмотрения заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда), 1559 (основания для отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда) и 15510 (определение хозяйственного суда по делу о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда) ХПК судам следует руководствоваться разъяснениями, данными в пунктах 2 — 4, 7 — 11, 15-16 настоящего Постановления.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 25 дополнен абзацем вторым постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 25 февраля 2016 № 292)
В случае принятия третейским судом решения об отказе в удовлетворении исковых требований на основании заявления стороны третейского разбирательства в соответствии с частью пятой статьи 80 ХПК и части шестой статьи 32 Закона принятые меры по обеспечению иска отменяются хозяйственным судом без проведения судебного заседания.