Олий Мажлис Республики Узбекистан постановляет:
1. Утвердить Положение о Государственном комитете Республики Узбекистан по охране природы (прилагается).
См. последующую редакцию.
2. Признать утратившим силу постановление Президиума Верховного Совета Республики Узбекистан от 10 декабря 1990 г. «Об утверждении Положения о Государственном комитете Республики Узбекистан по охране природы» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1991 г., № 1-2, ст. 21).
1. Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы (в дальнейшем — Госкомприрода Республики Узбекистан) является специально уполномоченным надведомственным и координирующим органом, осуществляющим государственный контроль и межотраслевое управление в области охраны природы, использования и воспроизводства природных ресурсов.
Госкомприрода Республики Узбекистан в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, постановлениями Олий Мажлиса, указами и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров, а также настоящим Положением.
См. последующую редакцию.
3. Госкомприрода Республики Узбекистан, Госкомприрода Республики Каракалпакстан, областные и Ташкентский городской комитеты по охране природы, межрайонные, районные и городские комитеты (инспекции) по охране природы, а также подведомственные им предприятия, учреждения и организации составляют единую систему.
4. Решения Госкомприроды Республики Узбекистан, принимаемые в пределах своей компетенции, являются обязательными для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами, ведомствами республики, другими юридическими и физическими лицами. В необходимых случаях решения Госкомприроды Республики Узбекистан принимаются совместно или по согласованию с другими министерствами, государственными комитетами и ведомствами Республики Узбекистан.
5. Государственный контроль и межотраслевое управление в области охраны природы и использования природных ресурсов Госкомприрода Республики Узбекистан осуществляет во взаимосвязи с органами государственной власти и управления.
6. В решении международных и региональных проблем, связанных с охраной природы и использованием природных ресурсов, Госкомприрода Республики Узбекистан в пределах своей компетенции взаимодействует с соответствующими природоохранными органами и организациями других государств.
7. Госкомприрода Республики Узбекистан не подменяет министерства, государственные комитеты, ведомства, органы государственной власти на местах и органы самоуправления граждан, предприятия, учреждения и организации в их деятельности по охране природы и использованию природных ресурсов.
8. Госкомприрода Республики Узбекистан координирует деятельность Министерства здравоохранения Республики Узбекистан, Министерства внутренних дел Республики Узбекистан, Государственного комитета Республики Узбекистан по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору в части контроля за охраной окружающей природной среды и использованием природных ресурсов, а также других министерств, государственных комитетов, ведомств в области охраны природы и использования природных ресурсов.
См. последующую редакцию.
9. Госкомприрода Республики Узбекистан взаимодействует с общественными объединениями и населением, оказывает им методическую помощь и содействие в природоохранной деятельности.
10. Решения Госкомприроды Республики Узбекистан публикуются в собственных изданиях, а в случае необходимости они доводятся до сведения населения через средства массовой информации.
осуществление государственного контроля за охраной окружающей природной среды, использованием и воспроизводством природных ресурсов;
обеспечение благоприятного экологического состояния окружающей среды, оздоровление экологической обстановки.
осуществляет комплексное управление природоохранной деятельностью на основе широкого использования преимущественно экономических методов охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, стимулирование повсеместного применения ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий, вовлечения в хозяйственный оборот отходов производство и потребления, внедрения достижений научно-технического прогресса в области охраны природы и использования природных ресурсов;
См. последующую редакцию.
организует разработку и утверждает республиканские, согласовывает отраслевые экологические нормативы, правила и стандарты по охране природы и использованию природных ресурсов, формирует и ведет их фонд;
проводит работу по метрологическому обеспечению природоохранной деятельности, осуществляет методическое руководство по контролю загрязнения объектов природной среды;
анализирует влияние антропогенной деятельности на состояние окружающей природной среды в целях регулирования масштабов вовлечения в хозяйственный оборот всех видов природных ресурсов;
представляет в Олий Мажлис, Кабинет Министров и органы государственной власти на местах предложения, направленные на выполнение природопользователями необходимых природоохранных мероприятий, для включения их в проекты долгосрочных и годовых прогнозов состояния окружающей среды, а также установленные отчеты для анализа хода выполнения экономических реформ в природоохранном комплексе;
согласовывает министерствам, государственным комитетам, ведомствам и другим природопользователям программы природоохранных мероприятий и проведения научно-исследовательских работ по охране природы и использованию природных ресурсов, положения об особо охраняемых природных территориях;
См. последующую редакцию.
устанавливает и доводит до природопользователей нормативы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду; взимает плату за загрязнение природной среды и размещение отходов и использует ее в установленном порядке;
См. последующую редакцию.
организует работу по нормированию качества окружающей природной среды, осуществляет совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по прогнозированию и статистике при Кабинете Министров, другими министерствами, государственными комитетами, ведомствами, предприятиями и организациями учет источников загрязнения и их вредных воздействий (кроме физических) на окружающую среду;
См. последующую редакцию.
проводит государственную экологическую экспертизу проектов программ, концепций, основных направлений и схем размещения и развития производительных сил, предпроектной и проектной документации, инструктивно-методических и нормативно-технических документов, экологической ситуации отдельных регионов, мест и действующих объектов, а также новой техники, технологий, материалов и веществ, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды;
разрабатывает структуру, содержание и порядок осуществления мониторинга окружающей природной среды, формирует и ведет совместно с министерствами, государственными комитетами и другими заинтересованными органами единый республиканский экологический информационный банк данных о состоянии загрязнения и других вредных воздействиях на окружающую среду, использовании природных ресурсов;
руководит заповедным делом в республике, ведет совместно с Академией наук Республики Узбекистан государственный кадастр особо охраняемых природных территорий вносит предложения по созданию новых особо охраняемых природных территорий;
См. последующую редакцию.
участвует в работе государственных комиссий по приемке и вводу в действие новых (реконструированных) объектов, а также объектов и сооружений природоохранного назначения, согласовывает материалы выбора места и отвода земель под все виды хозяйственной деятельности;
утверждает Положение о Красной книге Республики Узбекистан, персональный состав Межведомственной комиссии по ее ведению, Положение об этой комиссии (совместно с Академией наук Республики Узбекистан), а также состав и положение о других межведомственных комиссиях по вопросам, входящим в компетенцию Госкомприроды Республики Узбекистан;
утверждает положения об областных и Ташкентском городском комитетах по охране природы, межрайонных, районных и городских комитетах (инспекциях) по охране природы;
в установленном порядке создает, реорганизует и упраздняет подведомственные предприятия, учреждения, организации и другие структурные подразделения, утверждает их уставы;
организует работу по воспитанию у граждан бережного отношения к природе, ее ресурсам, пропаганду и распространение знаний о природе, содействует повышению уровня экологического образования, проводит конкурсы, выставки, конференции и другие мероприятия в этой области;
организует повышение квалификации работников своей системы, осуществляет методическое руководство работой министерств, государственных комитетов, ведомств, предприятий, учреждений и организаций по подготовке и повышению квалификации специалистов в области охраны природы и использования природных ресурсов;
выдает в установленном порядке разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, потребление атмосферного воздуха для производственных нужд, размещение промышленных, бытовых и иных отходов, специальное водопользование, бурение скважин на воду, проведение работ по экологическому нормированию, право пользования недрами для захоронения вредных веществ, радиоактивных отходов и отходов производства, право ведения охотничьего и рыболовного хозяйства, а также на пользование животным (в том числе рыбы) и растительным миром, кроме видов, занесенных в Красную книгу, сбор (заготовку) дикорастущих видов лекарственных, пищевых и декоративных растений, технического сырья и других естественных образований (в том числе мумие), вывоз их за пределы республики и ввоз в нее;
См. последующую редакцию.
осуществляет государственное управление в области создания и ведения охотничьего и рыболовного хозяйства, охраны, воспроизводства и рационального использования животного (в том числе рыбы) и растительного (в том числе лесов) мира, разрабатывает нормативные акты по охране, регулированию и использованию животного (в том числе рыбы) и растительного (в том числе лесов) мира;
вносит в случае необходимости в Кабинет Министров предложения о рассмотрении отчетов Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента по вопросам охраны природы и использования природных ресурсов;
заслушивает на заседании коллегии отчеты руководителей министерств, государственных комитетов, ведомств, других юридических и физических лиц по вопросам охраны природы, использования природных ресурсов, ставит перед соответствующими органами вопрос о наказании руководителей за допущенные нарушения;
предъявляет к юридическим и физическим лицам иски о возмещении ущерба за причиненный вред природе в результате ее загрязнения и нерационального использования природных ресурсов; зачисляет взысканные суммы в фонды охраны природы и на специальные внебюджетные счета;
вносит представления банковским учреждениям о прекращении финансирования работ по проектированию, строительству, реконструкции или расширению объектов промышленного и иного назначения, осуществляемых с нарушением законодательства об охране природы и использовании природных ресурсов, а также в соответствующие органы о привлечении к ответственности руководителей предприятий, учреждений и организаций, в том числе о лишении премий по итогам хозяйственной деятельности за нарушение законодательства, экологических нормативов, правил и стандартов;
налагает запреты на проектирование и строительство, реконструкцию или расширение объектов промышленного или иного назначения, осуществляемых с нарушением законодательства, а также приостанавливает работу промышленных и других предприятий, учреждений и организаций, нарушающих нормы и правила охраны окружающей среды, и налагает запреты на выпуск продукции, использование которой приводит к загрязнению или деградации природных объектов;
рассматривает в пределах своей компетенции материалы об административных правонарушениях в области охраны природы и использования природных ресурсов и налагает на виновных лиц штрафы и иные административные взыскания, при необходимости передает материалы на рассмотрение в правоохранительные органы;
запрашивает и бесплатно в установленной форме получает от юридических и физических лиц необходимую информацию и разъяснения, относящиеся к охране природы и использованию природных ресурсов;
образует научно-технические, экспертные и другие межведомственные советы, группы и комиссии для определения состояния природной среды и разработки мер по ее оздоровлению, создает при Госкомприроде Республики Узбекистан ведомственные хозрасчетные научно-производственные объединения, институты, центры и другие подразделения для решения природоохранных задач;
привлекает в установленном порядке научно-исследовательские, проектные, конструкторские организации, высшие учебные заведения, центры научно-технического творчества и информации, другие организации, а также отдельных ученых и специалистов для разработки долгосрочных программ, территориальных комплексных схем охраны природы, проектов актов законодательства, проведения государственной экологической экспертизы и решения иных вопросов, связанных с охраной и использованием природных ресурсов;
требует от руководителей министерств, государственных комитетов и ведомств, других юридических лиц создания на подведомственных объектах пунктов (постов), оборудованных средствами непрерывного контроля за выбросами (сбросами) загрязняющих веществ в окружающую природную среду, осуществления контроля за работой таких пунктов (постов), предоставления указанными пунктами (постами) постоянной информации Госкомприроде Республики Узбекистан и ее органам на местах;
открывает специальные счета своих подразделений и подведомственных Госкомприроде Республики Узбекистан предприятий, учреждений и организаций, формирование и использование которых производится ее решением по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан;
организует сеть внештатных инспекторов и экспертов по охране природы, деятельность которых регламентируется положениями, утверждаемыми коллегией Госкомприроды Республики Узбекистан;
См. последующую редакцию.
а) состоянием экосистем, естественного генофонда, биологического равновесия источников загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, растительного (в том числе лесов) мира и водных биологических объектов, среды обитания диких животных;
установленных лимитов и нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду и согласованных мероприятий по снижению этих выбросов (сбросов) до установленных нормативов;
экологических нормативов, стандартов и требований при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий и иных объектов;
требований по охране окружающей среды от загрязнения, засорения и истощения, комплексному использованию природных ресурсов при добыче полезных ископаемых, проведении взрывных работ, размещении и эксплуатации хвостохранилищ, терриконов, отвалов и свалок;
требований по охране окружающей среды при транспортировке, хранении и применении средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений, других химических веществ и препаратов;
правил рыболовства, охраны рыбных запасов, их использования и воспроизводства, стимулирования рыбоводства;
правил эксплуатации водоохранных объектов, водохозяйственных систем, водохранилищ и других гидротехнических сооружений;
См. последующую редакцию.
в) выполнением программ и заданий по охране окружающей среды, комплексному использованию, сохранению и воспроизводству природных ресурсов;
См. последующую редакцию.
д) ведением природопользователями первичного учета использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, промышленных, бытовых отходов и иных вредных воздействий (кроме физических) на природную среду, а также соблюдением совместно с Государственном комитетом по прогнозированию и статистике Кабинета Министров достоверности государственной статистической отчетности по охране природы и использованию природных ресурсов;
См. последующую редакцию.
е) использованием водных ресурсов, соблюдением установленных норм, правил и режима использования вод, охраной поверхностных и подземных вод от загрязнения, засорения и истощения, а также выполнением водоохранных мероприятий в прибрежных полосах (зонах) водных объектов;
ж) использованием землевладельцами и землепользователями земельных участков в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, и проведением ими мероприятий по охране почв;
з) приведением земель, предоставленных во временное пользование, нарушенных в процессе строительства, добычи полезных ископаемых и иных воздействий, в состояние, пригодное для дальнейшего использования;
и) обеспечением сохранения лесных ресурсов, ценных естественных ландшафтов, а также водоохранных, водорегулирующих, полезащитных и других защитных функций лесонасаждений;
См. последующую редакцию.
л) охраной государственного охотничьего фонда, соблюдением правил охоты и ведения охотничьего хозяйства;
м) решением иных вопросов в области охраны природы и использования природных ресурсов, предусмотренных законодательством.
14. Госкомприроду Республики Узбекистан возглавляет Председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Олий Мажлисом по представлению Президента Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Госкомприроду Республики Узбекистан, а также за работу подведомственных ей органов, предприятий, учреждений и организаций, утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Госкомприроды Республики Узбекистан;
См. последующую редакцию.
дает согласие Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан на назначение на должность и освобождение от должности Председателя Госкомприроды Республики Каракалпакстан и его заместителей;
по согласованию с хокимами областей и г. Ташкента назначает на должность и освобождает от должности председателей областных и Ташкентского городского комитетов по охране природы и их заместителей.
16. Первый заместитель и заместители председателя Госкомприроды Республики Узбекистан назначаются на должность и освобождаются от должности Кенгашем Олий Мажлиса по представлению Председателя Госкомприроды Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
17. Председатели Госкомприроды Республики Узбекистан, Госкомприроды Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского комитетов и их заместители по курируемым направлениям являются главными государственными инспекторами по охране природы соответственно Республики Узбекистан, Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента.
Один из заместителей Председателя Госкомприроды Республики Узбекистан является одновременно начальником Главной государственной экологической экспертизы.
См. последующую редакцию.
18. В Госкомприроде Республики Узбекистан образуется коллегия в составе Председателя Комитета (председатель коллегии), его заместителей, Председателя Госкомприроды Республики Каракалпакстан, а также руководителей отдельных подразделений центрального аппарата, подведомственных Госкомприроде Республики Узбекистан органов, предприятий, учреждений и организаций.
Количественный и персональный состав коллегии, кроме лиц, входящих в него по должности, утверждается Кенгашем Олий Мажлиса по представлению Председателя Госкомприроды Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
19. Госкомприрода Республики Узбекистан издает приказы, инструкции и указания, обязательные для исполнения подведомственными ей органами, предприятиями, учреждениями и организациями, организует и проверяет исполнение своих решений.
20. При Госкомприроде Республики Узбекистан могут создаваться координационный, научно-технический, общественный и другие советы.
Положения о советах и их персональный состав утверждаются коллегией Госкомприроды Республики Узбекистан.
21. Должностные лица системы Госкомприроды Республики Узбекистан вправе беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации, другие объекты, расположенные на территории республики. Предприятия, учреждения и организации обязаны обеспечить должностных лиц системы Госкомприроды Республики Узбекистан при исполнении ими своих служебных обязанностей помещениями, телефонной связью, транспортом и, при необходимости, спецодеждой на период обследования (инспекции) объекта.
См. последующую редакцию.
22. Работники системы Госкомприроды Республики Узбекистан (за исключением вспомогательного персонала) обеспечиваются форменной одеждой единого образца и знаками различия, утверждаемыми Председателем Госкомприроды Республики Узбекистан.
23. Госкомприрода Республики Узбекистан и подведомственные ей органы содержатся за счет средств государственного бюджета Республики Узбекистан и иных средств, предусмотренных законодательством.
24. Численность работников центрального аппарата Госкомприроды Республики Узбекистан утверждается Кенгашем Олий Мажлиса.
См. последующую редакцию.
25. Госкомприрода Республики Узбекистан является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Узбекистан и со своим наименованием.