См. предыдущую редакцию.
(наименование постановления в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
В целях обеспечения правильного и единообразного применения экономическими судами норм Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан при утверждении мирового соглашения, руководствуясь статьей 47 Закона Республики Узбекистан «О судах», Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан, постановляет:
(преамбула в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
1. Обратить внимание экономических судов (далее — судов), что вопросы заключения мирового соглашения участниками экономического судопроизводства регулируются нормами Экономического процессуального кодекса Республики Узбекистан (далее — ЭПК) и Законом Республики Узбекистан «Об исполнении судебных актов и актов иных органов».
(пункт 1 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
2. Судам следует иметь в виду, что под мировым соглашением понимается письменное соглашение сторон об урегулировании спора, направленное на достижение определенности в отношении искового требования (требований), на основе взаимных уступок.
См. предыдущую редакцию.
Лицо, не участвующее в деле, не может участвовать в разрешении спора мировым соглашением, за исключением мировых соглашений, заключенных кредитором и должником при рассмотрении дел о неплатежеспособности.
(пункт 2 дополнен абзацем вторым постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 20 февраля 2023 года № 6)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 3 утратил силу в соответствии с постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
См. предыдущую редакцию.
4. В соответствии с пунктом 8 части первой статьи 163 ЭПК, при подготовке дела к судебному разбирательству, принимает меры к примирению сторон. В связи с этим, определение о принятии искового заявления и подготовке дела к судебному разбирательству должно содержать предложение суда сторонам урегулировать спор мирным путем.
Из содержания главы 16 ЭПК, норм Закона Республики Узбекистан «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» следует, что суд должен оказывать содействие в примирении сторон, а стороны и третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, могут заключить мировое соглашение в любой судебной инстанции, а также при исполнении судебного акта.
(пункт 4 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
5. В случае намерения сторон заключить мировое соглашение в ходе судебного разбирательства, суд вправе предложить сторонам заключить мировое соглашение в этом судебном заседании или отложить рассмотрение дела на иной срок, предоставив сторонам возможность выработать условия мирового соглашения.
См. предыдущую редакцию.
6. Вопрос об утверждении мирового соглашения рассматривается в судебном заседании. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте судебного заседания в соответствии с требованиями норм ЭПК.
(пункт 6 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
7. Разъяснить судам, что утверждение мирового соглашения является не правом суда, а его обязанностью в том случае, когда соблюдены требования, предъявляемые к форме и содержанию мирового соглашения, порядку его заключения.
См. предыдущую редакцию.
8. Частью первой статьи 50 ЭПК предусмотрено, что государственные и иные органы в пределах своей компетенции могут предъявить иск в защиту прав и охраняемых законом интересов государства и общества. Указанные органы, предъявившие иск, пользуются всеми правами и несут обязанности истца, за исключением права заключения мирового соглашения.
(абзац первый пункта 8 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
Лицо, в интересах которого подан иск государственным или иным органом, вправе заключить мировое соглашение с ответчиком. В этом случае участие государственного или иного органа в заключении мирового соглашения не требуется.
См. предыдущую редакцию.
9. В соответствии с частью первой статьи 132 ЭПК мировое соглашение оформляется в письменной форме и подписывается сторонами или их представителями при наличии у них полномочий на заключение мирового соглашения, специально предусмотренных в доверенности, выданной в соответствии с требованиями статьи 63 ЭПК. Такая доверенность должна быть приложена к мировому соглашению и приобщена к материалам дела.
(пункт 9 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
10. Мировое соглашение составляется и подписывается в количестве экземпляров, превышающем на один экземпляр количество лиц, заключивших мировое соглашение. Один из этих экземпляров приобщается к материалам дела.
См. предыдущую редакцию.
11. Судам следует иметь в виду, что содержание мирового соглашения должно соответствовать требованиям статьи 132 ЭПК и его условия должны быть изложены ясно, конкретно и не допускать различного толкования и возникновения последующих споров по поводу содержания мирового соглашения при его исполнении.
Мировое соглашение должно содержать сведения об условиях, о размере и сроках выполнения взаимных обязательств одной стороны перед другой.
(пункт 11 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
12. При рассмотрении условий мирового соглашения задача суда заключается в установлении действительной воли сторон к заключению мирового соглашения и прекращению производства по делу, проверке соблюдения сторонами требований закона при заключении мирового соглашения и обеспечении возможности последующего исполнения мирового соглашения на равных условиях с судебными актами.
См. предыдущую редакцию.
13. При обсуждении вопроса об утверждении мирового соглашения суд должен проверить, не противоречит ли представленное сторонами мировое соглашение законодательству и не нарушает ли оно чьи — либо права и охраняемые законом интересы, а если мировое соглашение содержит условие о передаче движимого и недвижимого имущества, суд должен проверить наличие или отсутствие прав третьих лиц на это имущество (наложение ареста, обременение залогом и т. д.). При наличии указанных обстоятельств суд, в соответствии со статьей 134 ЭПК, отказывает в утверждении мирового соглашения и рассматривает дело по существу.
(пункт 13 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
14. Судам следует учитывать, что по правовой природе мировое соглашение является сделкой и при изучении соответствия соглашения законодательству надлежит проверять порядок его заключения.
Если стороной мирового соглашения выступает акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, требуется установить, отвечает ли данное соглашение признакам крупной сделки, заключено ли оно в соответствии с порядком, установленным законами Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» и «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью».
См. предыдущую редакцию.
14.1. Согласно части первой статьи 179 ГК государственное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.
В статье 11 Закона Республики Узбекистан «Об оценочной деятельности» предусмотрено, обязательность проведение оценки, в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или на праве общей собственности частично государству.
В связи с этим, суды при рассмотрении вопроса об утверждении мирового соглашения, если объект мирового соглашения является государственным имуществом, должны обращать внимание на получение согласия полномочного государственного органа имеющего право на отчуждение и на то что объект был оценен.
(пункт 14.1 введен постановлением Пленума Высшего Хозяйственного суда Республики Узбекистан от 17 июня 2016 года № 299)
См. предыдущую редакцию.
15. Утверждение судом мирового соглашения является основанием для прекращения производства по делу (пункт 7 статьи 110 и статья 133 ЭПК).
(пункт 15 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 16 утратил силу в соответствии с постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
См. предыдущую редакцию.
17. Судам следует иметь в виду, что в резолютивной части судебного акта об утверждении мирового соглашения должны быть изложены все его условия. При этом следует учитывать, что отсутствие соглашения сторон о распределении судебных расходов не является основанием для отказа в утверждении мирового соглашения. В этом случае вопрос о распределении судебных расходов суд решает по правилам статьи 118 ЭПК.
(пункт 17 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
18. Судебный акт об утверждении мирового соглашения и прекращении производства по делу может быть обжалован (опротестован) в общем порядке, установленном ЭПК.
(пункт 18 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
19. Если сторона мирового соглашения после утверждения его судом, обращается с иском, фактически направленным на пересмотр его условий и (или) на отказ от исполнения мирового соглашения, суд должен отказать в удовлетворении таких требований применительно к части второй статьи 73 ЭПК.
(абзац первый пункта 19 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
См. предыдущую редакцию.
Если утвержденное судом мировое соглашение расторгнуто сторонами и представлено суду для утверждения мировое соглашение в новой редакции, суд выносит определение об отказе в удовлетворении такого заявления и такое определение не подлежит обжалованию (опротестованию).
(пункт 19 дополнен абзацем вторым постановлением Пленума Высшего Хозяйственного суда Республики Узбекистан от 17 июня 2016 года № 299)
Неисполнение мирового соглашения в порядке и сроки, определенные в нем, является основанием для выдачи судом исполнительного листа по заявлению заинтересованной стороны.
См. предыдущую редакцию.
Если в мировом соглашении предусмотрена оплата задолженности в определенные сроки, но условия соглашения не исполнены надлежащим образом, суд по ходатайству заинтересованного лица выдает один исполнительный лист с указанием сроков исполнения обязательств, указанных в мировом соглашении.
(пункт 20 дополнен абзацем третьим постановлением Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 декабря 2020 года № 37)
См. предыдущую редакцию.
21. Вопрос о выдаче исполнительного листа рассматривается судом без вызова сторон по правилам раздела V ЭПК. При необходимости, суд вправе рассмотреть вопрос выдачи исполнительного листа в судебном заседании.
Содержание исполнительного листа должно отвечать требованиям статьи 337 ЭПК и он предъявляется к исполнению в течение срока, установленного частью первой статьи 338 ЭПК.
(пункт 21 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)
22. Судам следует иметь в виду, что если стороны заключили мировое соглашение в ходе принудительного исполнения судебного акта, то мировое соглашение представляется на утверждение в суд первой инстанции, принявший решение.
23. Заявление об утверждении мирового соглашения, заключенного при исполнительном производстве, рассматривается в судебном заседании с извещением сторон.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 23 исключен постановлением Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 5 декабря 2013 года № 255)
См. предыдущую редакцию.
В силу пункта 2 части второй статьи 37 Закона Республики Узбекистан «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» утверждение мирового соглашения, заключенного в ходе исполнительного производства, является основанием для прекращения исполнительного производства государственным исполнителем.
(абзац второй пункта 23 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 19 мая 2018 года № 17)