В целях упорядочения операций в иностранных валютах, установления действенного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта и ее целевого использования при осуществлении импорта товаров и услуг:
квоты на экспорт товаров (работ, услуг) не подлежат продаже, передаче или перераспределению другим юридическим лицам;
осуществление взаиморасчетов по экспортно-импортным операциям предприятий, организаций и учреждений Республики Узбекистан с иностранными партнерами через счета фирм в зарубежных банках запрещается и преследуется по закону.
См. предыдущую редакцию.
2. Возложить контроль за движением средств в иностранной валюте по экспортно-импортным и иным валютным операциям физических и юридических лиц Республики Узбекистан на Центральный и уполномоченные банки совместно с Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Государственным налоговым комитетом, Государственным таможенным комитетом и Министерством финансов Республики Узбекистан.
(пункт 2 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 20 сентября 2005 г. № УП-3661 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 37-38, ст. 282)
См. последующую редакцию.
4. Министерству юстиции Республики Узбекистан внести предложения по установлению уголовной и иной меры ответственности физических и юридических лиц за нарушение установленного порядка возвратности валютной выручки и уплаты ее доли, принадлежащей государству.
5. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухнедельный срок обеспечить приведение ранее принятых решений правительства, а также нормативных документов министерств и ведомств в соответствие с настоящим Указом.
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению валютного контроля по экспортно-импортным операциям» и постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 апреля 1994 г. № 195 «О неотложных мерах по укреплению денежного обращения и повышению покупательной способности «сум-купона» устанавливается следующий порядок осуществления контроля за движением средств в иностранной валюте при осуществлении предприятиями, объединениями и организациями (в последующем — предприятиями) внешнеэкономических операций.
См. предыдущую редакцию.
1. Предприятия Республики Узбекистан могут открыть счет в иностранной валюте только в уполномоченных банках Узбекистана, если иное не установлено Центральным банком Республики Узбекистан.
(абзацы второй, третий и четвертый пункта 1 исключены в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 5 декабря 2000 г. № УП-2772 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2000 г., № 11, ст. 171)
См. последующую редакцию.
2. Все средства в иностранной валюте, полученные от хозяйственной деятельности предприятий подлежат обязательному зачислению на их счета в иностранных валютах в порядке, устанавливаемом Центральным банком Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
3. Контракты, заключаемые предприятиями с их иностранными партнерами, включая из стран СНГ, на экспорт лицензируемых товаров, подлежат регистрации в Министерстве внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан в установленном порядке.
(пункт 3 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 20 сентября 2005 г. № УП-3661 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 37-38, ст. 282)
См. предыдущую редакцию.
4. Все без исключения экспортные контракты, в том числе прошедшие регистрацию в Министерстве внешних экономических связей, инвестиций и торговли, подлежат учету в уполномоченном банке в порядке, устанавливаемом Центральным банком Республики Узбекистан.
(пункт 4 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 20 сентября 2005 г. № УП-3661 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 37-38, ст. 282)
См. последующую редакцию.
5. Предприятия — экспортеры товаров указывают в грузовой таможенной декларации реквизиты и полное наименование уполномоченного банка, через который будут производиться расчеты с иностранными партнерами.
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
6. Государственный таможенный комитет ежемесячно представляет в соответствующие уполномоченные банки реестры грузовых таможенных деклараций, на основании которых экспортные грузы были перевезены за границу, с указанием наименования предприятия-экспортера, наименования и количества отгруженных товаров, их стоимости в иностранной валюте и формы платежа.
(пункт 6 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 16 апреля 1998 года № УП-1988)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
7. На основании реестров уполномоченные банки осуществляют ежедневный контроль за полнотой, своевременностью и правильностью поступлений на счета экспортеров.
О фактах непоступления платежей в установленные сроки или поступления их в меньшей сумме, чем указано в реестрах, уполномоченные банки ежемесячно информируют Государственный налоговый комитет и Государственный таможенный комитет для принятия соответствующих мер.
(абзац второй пункта 7 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 16 апреля 1998 года № УП-1988)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
8. Обязательная продажа валютной выручки от децентрализованного экспорта производится не позднее 5 банковских дней с даты поступления выручки на транзитный валютный счет предприятия, а по централизованному экспорту не позднее 3 банковских дней.
(пункт 8 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 5 декабря 2000 г. № УП-2772 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2000 г., № 11, ст. 171)
См. последующую редакцию.
9. Предприятия несут ответственность за своевременное и полное поступление выручки на их счета за отгруженные товары и оказанные услуги.
При этом переуступка выручки узбекскими экспортерами путем применения трансферабельных аккредитивов и иных платежных документов, осуществляемых в пользу других юридических лиц, запрещается.
См. предыдущую редакцию.
10. В случае сокрытия предприятиями выручки в иностранной валюте Центральным банком, финансовыми и налоговыми органами республики в пределах их компетенции, применяются следующие санкции:
См. последующую редакцию.
— применение финансовых санкций и наложение административных штрафов в размерах, устанавливаемых законодательством Республики Узбекистан;
— привлечение должностных лиц, совершивших нарушение или не принявших надлежащих мер для соблюдения норм валютного контроля и регулирования.
За нарушение процедур покупки, продажи и использования валюты к уполномоченным банкам и хозяйствующим субъектам применяются установленные законодательством санкции вплоть до временного, сроком на 6 месяцев, лишения их права покупки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
Юридические лица-резиденты, допустившие задержку поступления валютной выручки из-за рубежа более чем на 30 банковских дней после истечения установленных сроков, уплачивают штраф в доход республиканского бюджета в эквиваленте 100 процентов от суммы не поступивших валютных средств.
(пункт 10 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 5 декабря 2000 г. № УП-2772 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2000 г., № 11, ст. 171)
См. последующую редакцию.
11. Зачисление предприятиями валютной выручки на счета, открытые в иностранных банках, без разрешения Центрального банка Республики Узбекистан, квалифицируется как ее сокрытие.
См. последующую редакцию.
12. Оплата импортируемых товаров должна осуществляться со счета предприятия в обслуживающем его уполномоченном банке Узбекистана.
См. предыдущую редакцию.
13. Основными формами платежа по экспортно-импортным операциям являются документарные аккредитивы, банковский перевод и инкассо.
См. предыдущую редакцию.
(абзац второй пункта 13 исключен Указом Президента Республики Узбекистан 16.07.2003 г., № 3276 — Ведомости Олий Мажлиса, 2003 г., № 6-7, ст. 93)
См. последующую редакцию.
14. Уполномоченные банки несут ответственность за своевременный и правильный учет контрактов, контроль за поступлениями выручки на счета предприятий-экспортеров и правильное применение форм оплаты по импорту.
См. последующую редакцию.
15. Убытки и ущерб, нанесенные как государству, так и владельцам счетов в иностранных валютах в результате неправильных действий уполномоченных банков или превышения ими своих полномочий, подлежат обязательному возмещению этими банками.
См. последующую редакцию.