В целях упорядочения операций в иностранных валютах, установления действенного контроля за поступлением валютной выручки от экспорта и ее целевого использования при осуществлении импорта товаров и услуг:
квоты на экспорт товаров (работ, услуг) не подлежат продаже, передаче или перераспределению другим юридическим лицам;
осуществление взаиморасчетов по экспортно-импортным операциям предприятий, организаций и учреждений Республики Узбекистан с иностранными партнерами через счета фирм в зарубежных банках запрещается и преследуется по закону.
2. Возложить контроль за движением средств в иностранной валюте по экспортно-импортным и иным валютным операциям физических и юридических лиц Республики Узбекистан на Центральный и уполномоченные банки совместно с Министерством внешних экономических связей, Государственным налоговым комитетом и Министерством финансов Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
4. Министерству юстиции Республики Узбекистан внести предложения по установлению уголовной и иной меры ответственности физических и юридических лиц за нарушение установленного порядка возвратности валютной выручки и уплаты ее доли, принадлежащей государству.
5. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухнедельный срок обеспечить приведение ранее принятых решений правительства, а также нормативных документов министерств и ведомств в соответствие с настоящим Указом.
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению валютного контроля по экспортно-импортным операциям» и постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 апреля 1994 г. № 195 «О неотложных мерах по укреплению денежного обращения и повышению покупательной способности «сум-купона» устанавливается следующий порядок осуществления контроля за движением средств в иностранной валюте при осуществлении предприятиями, объединениями и организациями (в последующем — предприятиями) внешнеэкономических операций.
1. Предприятия Республики Узбекистан могут открыть счет в иностранной валюте только в уполномоченных банках Узбекистана, если иное не установлено Центральным банком Республики Узбекистан.
Режим открываемого счета зависит от вида основной деятельности предприятия и наличия регистрации в качестве участника внешнеэкономической деятельности.
Каждому предприятию может открываться валютный счет только в одном из учреждений уполномоченного банка.
При недостатке кредитных ресурсов в обслуживающем уполномоченном банке предприятие по согласованию с этим банком вправе получить кредит в любом другом уполномоченном банке.
См. последующую редакцию.
2. Все средства в иностранной валюте, полученные от хозяйственной деятельности предприятий подлежат обязательному зачислению на их счета в иностранных валютах в порядке, устанавливаемом Центральным банком Республики Узбекистан.
3. Контракты, заключаемые предприятиями с их иностранными партнерами, включая из стран СНГ, на экспорт лицензируемых товаров (работ, услуг), подлежат регистрации в Министерстве внешних экономических связей Республики Узбекистан в установленном порядке.
См. последующую редакцию.
4. Все без исключения экспортные контракты, в том числе прошедшие регистрацию в МВЭС, подлежат учету в уполномоченном банке в порядке, устанавливаемом Центральным банком Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
5. Предприятия — экспортеры товаров указывают в грузовой таможенной декларации реквизиты и полное наименование уполномоченного банка, через который будут производиться расчеты с иностранными партнерами.
См. последующую редакцию.
6. Государственный налоговый комитет ежемесячно представляет в соответствующие уполномоченные банки реестры грузовых таможенных деклараций, на основании которых экспортные грузы были перевезены за границу, с указанием наименования предприятия-экспортера, наименования и количества отгруженных товаров, их стоимости в иностранной валюте и формы платежа.
См. последующую редакцию.
7. На основании реестров уполномоченные банки осуществляют ежедневный контроль за полнотой, своевременностью и правильностью поступлений на счета экспортеров.
О фактах непоступления платежей в установленные сроки или поступления их в меньшей сумме, чем указано в реестрах, уполномоченные банки ежемесячно информируют Государственный налоговый комитет для принятия соответствующих мер.
См. последующую редакцию.
8. Предусмотренная обязательная продажа валютной выручки (включая валюты стран СНГ) Центральному банку производится предприятими-экспортерами в течение 10 календарных дней от даты поступления валютной выручки на основании поручения предприятия с обязательным одновременным зачислением эквивалента проданной иностранной валюты в сум-купонах на расчетный счет предприятия по текущему курсу на дату продажи.
В случае образования задолженности Центрального банка по уплате предприятию эквивалента купленной иностранной валюты в сум-купонах на сумму задолженности в национальной валюте начисляется устанавливаемый Центральным банком процент за просрочку платежа. При этом пересчет купленной инвалюты в сум-купоны осуществляется по курсу, действующему на дату погашения задолженности.
См. последующую редакцию.
9. Предприятия несут ответственность за своевременное и полное поступление выручки на их счета за отгруженные товары и оказанные услуги.
При этом переуступка выручки узбекскими экспортерами путем применения трансферабельных аккредитивов и иных платежных документов, осуществляемых в пользу других юридических лиц, запрещается.
10. В случае сокрытия предприятиями выручки в иностранной валюте Центральным банком, Министерством внешних экономических связей, финансовыми и налоговыми органами республики в пределах их компетенции, применяются следующие санкции:
— применение финансовых санкций и наложение административных штрафов в размерах, устанавливаемых законодательством Республики Узбекистан;
— привлечение должностных лиц, совершивших нарушение или не принявших надлежащих мер для соблюдения норм валютного контроля и регулирования, к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
См. последующую редакцию.
11. Зачисление предприятиями валютной выручки на счета, открытые в иностранных банках, без разрешения Центрального банка Республики Узбекистан, квалифицируется как ее сокрытие.
См. последующую редакцию.
12. Оплата импортируемых товаров должна осуществляться со счета предприятия в обслуживающем его уполномоченном банке Узбекистана.
13. Основными формами платежа по экспортно-импортным операциям являются документарные аккредитив и инкассо.
Оплата по контрактам на импорт банковским переводом допускается только в пределах аванса, предусмотренного контрактом. При этом размер аванса не должен превышать 15% стоимости контракта.
Перевод аванса допускается исключительно при наличии встречной банковской гарантии банка-корреспондента обслуживающего предприятие-импортера уполномоченного банка Уз6екистана.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
14. Уполномоченные банки несут ответственность за своевременный и правильный учет контрактов, контроль за поступлениями выручки на счета предприятий-экспортеров и правильное применение форм оплаты по импорту.
См. последующую редакцию.
15. Убытки и ущерб, нанесенные как государству, так и владельцам счетов в иностранных валютах в результате неправильных действий уполномоченных банков или превышения ими своих полномочий, подлежат обязательному возмещению этими банками.
См. последующую редакцию.