Комментарий LexUz
Настоящий Указ утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 30 апреля 2021 года № УП-6218 «О мерах по комплексной систематизации национальной базы законодательства».
За последние годы проведена определенная работа по переводу отраслей сферы коммунального обслуживания населения на рыночные отношения. Создана необходимая законодательная и нормативно-правовая база — приняты Жилищный кодекс, законы «О приватизации государственного жилищного фонда», «О товариществах собственников жилья» и др.
Разработаны и реализуются Концепция углубления экономических реформ в системе коммунального обслуживания населения и соответствующие региональные комплексные программы, направленные на внедрение рыночных механизмов.
Комментарий LexUz
Для дополнительной информации см. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 ноября 1998 года № 461 «Об утверждении концепции углубления экономических реформ в системе коммунального обслуживания населения».
Осуществлены меры по приватизации, демонополизации и реформированию системы управления коммунальным обслуживанием. Ликвидировано Министерство коммунального обслуживания и на его базе образовано Узбекское агентство «Узкоммунхизмат». В непосредственное ведение Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента переданы территориальные коммунально-эксплуатационные объединения. Формируются товарищества собственников жилья и общественные органы самоуправления — Советы домовладельцев.
Организовано производство приборов учета воды, газа и тепловой энергии, ведутся работы по их установке в многоквартирных жилых домах.
Вместе с тем процессы реформирования сферы коммунального обслуживания населения и качество предоставляемых услуг продолжают оставаться низкими. Не изживаются факты грубого бюрократического отношения к нуждам людей. Слабо ведется работа по переходу на рыночные нормы обслуживания. Практически ничего не делается по снижению затрат. Нельзя считать нормальным положение, когда повышение тарифов на коммунальные услуги не сопровождается соответствующим расширением перечня и, главное, качества предоставляемых услуг. Практически мало что делается по стимулированию труда работников, занятых в сфере коммунальных услуг.
Слабо распространяется накопленный опыт по внедрению системы коллективной ответственности за своевременность расчетов за коммунальные услуги. Процесс образования товариществ собственников жилья — Советов домовладельцев зачастую осуществляется формально. Вновь созданные товарищества не наделяются оборотными средствами, им не выделяются необходимые кредиты для проведения реконструкции и ремонтных работ. Нет четкой регламентации их деятельности. На местах не выполняются установленные задания по переводу на самоокупаемость коммунальных услуг и сокращению дотаций из бюджета.
Низкой остается платежная дисциплина потребителей, не обеспечивается необходимый уровень учета расхода ресурсов, сложным остается финансовое положение ряда предприятий и организаций отрасли, что ограничивает возможности своевременного проведения ремонтно-восстановительных работ, внедрения новых технологий.
1. Считать работу Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей, городов и районов по реализации предусмотренных законами и соответствующими решениями Правительства Республики Узбекистан мер по реформированию сферы коммунального обслуживания населения и переводу ее на рыночные условия неудовлетворительной.
Особо плохо организована работа по реформированию коммунальной сферы в Андижанской, Бухарской, Самаркандской, Сырдарьинской, Ташкентской и Ферганской областях, городах Андижан, Самарканд, Бухара, Фергана и Маргилан, а также в Каракульском, Гиждуванском, Нарпайском, Шахриханском, Уртачирчикском и Янгиюльском районах.
Правительству (У. Султанов) дать принципиальную оценку сложившегося положения дел в указанных областях, городах и районах и принять конкретные меры по улучшению организации этой работы.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 2 утратил силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 23 сентября 2005 г. № УП-3662 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 37-38, ст. 283)
3. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и городов в месячный срок разработать и утвердить комплекс мер и графики по формированию товариществ собственников жилья — Советов домовладельцев, а также меры по оказанию им всемерной помощи, связанной с изысканием источников пополнения оборотных средств за счет предоставления кредитов и спонсорских средств, предоставлением необходимых складских помещений и др.
См. предыдущую редакцию.
(абзац третий пункта 3 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 28 апреля 2005 г. № УП-3601 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., № 17-18, ст. 126)
См. предыдущую редакцию.
4. Определить, что предприятия и организации, предоставляющие коммунальные услуги, могут заключать договоры на оказание содействия в сборе коммунальных услуг с населения либо с органом самоуправления граждан (махаллинским комитетом), либо с товариществами частных собственников жилья.
(абзац первый пункта 4 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 5 марта 2007 года № УП-3858 — СЗ РУ, 2007 г., № 11, ст. 95)
См. предыдущую редакцию.
В целях стимулирования органов самоуправления граждан (махаллинских комитетов) за обеспечение своевременной и полной оплаты населением коммунальных услуг установить, что при условии 100-процентного выполнения прогнозных поступлений по текущим платежам за коммунальные услуги органам самоуправления граждан (махаллинскому комитету), предприятиями, оказывающими услуги, производятся отчисления в размере 10 процентов от суммы поступивших платежей.
(абзац второй пункта 4 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 7 августа 2002 г. № УП-3113 — Ведомости Олий Мажлиса, 2002 г., № 8, ст. 139)
См. предыдущую редакцию.
Органам самоуправления граждан (махаллинским комитетам) обеспечить строго целевое использование указанных средств на стимулирование работников органов самоуправления граждан, погашение имеющейся задолженности по платежам за жилищно-коммунальные услуги, включая оказание помощи малообеспеченным семьям по расчетам за услуги, а также на проведение работ по ремонту жилых домов, благоустройству махаллей, поселков, кишлаков и аулов.
(абзац третий пункта 4 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 7 августа 2002 г. № УП-3113 — Ведомости Олий Мажлиса, 2002 г., № 8, ст. 139)
Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с заинтересованными ведомствами в десятидневный срок разработать и утвердить Порядок стимулирования органов самоуправления граждан и товариществ собственников жилья за обеспечение своевременной и полной оплаты населением коммунальных услуг.
5. В целях снижения затрат на жилищно-коммунальные услуги установить предельный уровень рентабельности для предприятий, поставляющих коммунальные услуги (газоснабжение, горячее водоснабжение, центральное отопление, водоснабжение, канализация, санитарная очистка), а также осуществляющих эксплуатационное обслуживание жилья, в размере 10 процентов.
Определить, что при утверждении или последующем пересмотре цен и тарифов на жилищно-эксплуатационные и коммунальные услуги 10 процентов от повышения цен и тарифов покрывается за счет доходов самих предприятий, поставляющих коммунальные услуги и осуществляющих эксплуатационное обслуживание жилья.
См. последующую редакцию.
Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с заинтересованными ведомствами в месячный срок разработать и довести до предприятий коммунального обслуживания порядок по введению предельного уровня рентабельности и утверждения (или пересмотра) цен и тарифов на жилищно-эксплуатационные и коммунальные услуги.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 6 утратил силу Указом Президента Республики Узбекистан от 27 марта 2003 г. № УП-3227 — Ведомости Олий Мажлиса, 2003 г., № 3-4, ст. 56)
7. Признать утратившими силу отдельные положения указов Президента Республики Узбекистан согласно приложению № 4.
в месячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в действующее законодательство Республики Узбекистан, регулирующее отношения в жилищно-коммунальной сфере.
См. предыдущую редакцию.
(приложение № 3 утратило силу Указом Президента Республики Узбекистан от 27 марта 2003 г. № УП-3227 — Ведомости Олий Мажлиса, 2003 г., № 3-4, ст. 56)
1. Абзац третий Указа Президента Республики Узбекистан от 7 мая 1990 года № 4 «О дополнительных льготах инвалидам, участникам Великой Отечественной войны, воинам-интернационалистам и семьям погибших военнослужащих в связи с празднованием 45-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне».
См. последующую редакцию.
2. Абзац третий пункта 3 Указа Президента Республики Узбекистан от 13 ноября 1990 года № 93 «О дополнительных льготах учителям всех типов школ, воспитателям детских домов, повышении заработной платы учителям старших классов».
См. последующую редакцию.
3. Абзац второй пункта 1 Указа Президента Республики Узбекистан от 27 мая 1991 года № УП-212 «О дополнительных мерах по социальной защите одиноких пенсионеров, нуждающихся в постороннем уходе».
См. последующую редакцию.
4. Пункт 3 Указа Президента Республики Узбекистан от 13 января 1999 года № УП-2177 «О повышении роли органов самоуправления граждан в обеспечении адресной социальной поддержки населения».