Комментарий LexUz
Статья 11 Конституции Республики Узбекистан установила принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Основной Закон государства провозгласил, что судебная власть действует независимо от законодательной и исполнительной власти, политических партий, иных общественных объединений.
Только независимая судебная власть служит гарантом того, что любой гражданин может защищать свои нарушенные права в компетентном и объективном суде при гласном рассмотрении дела.
Требования о независимом суде является правом каждого человека. Это право закреплено в статье 10 Всеобщей декларации прав человека и в других актах международного права, к которым присоединилась Республика Узбекистан.
Ознакомление с работой судов показало, что законодательство о судебной власти, в основном, соблюдается, однако в их деятельности возникли некоторые вопросы, требующие руководящих разъяснений.
См. последующую редакцию.
Пленум Верховного суда Республики Узбекистан и Пленум Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан постановляют:
В соответствии со статьей 114 Конституции Республики Узбекистан акты судебной власти обязательны для всех государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.
См. последующую редакцию.
Невыполнение или ненадлежащее выполнение актов судебной власти влечет ответственность в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
2. Исходя из смысла статьи 44 Конституции, суды правомочны разрешить любой вопрос, имеющий характер правового спора, в том числе жалобы на незаконные действия государственных органов, должностных лиц, общественных объединений.
См. последующую редакцию.
Судам следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 16 Конституции ни один закон или иной нормативно-правовой акт не может противоречить ее нормам и принципам.
3. В соответствии с законом не допускается какое-либо ограничение судебного разбирательства, оказание прямого или косвенного воздействия, угроза или вмешательство в судебную деятельность с любой стороны, должностного лица или гражданина по любому поводу.
См. предыдущую редакцию.
Конституцией Республики Узбекистан и Законом Республики Узбекистан «О судах» судьям дан высокий статус, они назначаются Президентом Республики Узбекистан или по его представлению избираются Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан либо избираются или назначаются Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан по представлению Председателя Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан с согласия Президента Республики Узбекистан.
(абзац второй пункта 3 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 3 октября 2014 года № 18/267)
См. последующую редакцию.
Комментарий LexUz
Ни один институт государственной власти не вправе возложить на суд обязанности, не связанные с отправлением правосудия.
4. Никто не вправе требовать от судьи объяснений по поводу принятия им того или иного решения по делу.
При этом следует иметь в виду, что сам факт отмены или изменения судебного решения не является основанием для требования от судей объяснений.
5. Письменные или устные обращения должностных лиц в суд, в которых излагаются рекомендации по поводу разрешения того или иного дела, не подлежат рассмотрению.
Законом не предусмотрено установление контроля со стороны государственных органов, общественных объединений и других учреждений за рассмотрением судом жалоб и заявлений. Круг лиц, правомочных подавать жалобы на судебные решения, и порядок их рассмотрения строго определен процессуальным законодательством.
6. Средства массовой информации в своих сообщениях о рассматриваемых делах не вправе высказывать мнение о том, каким должно быть судебное решение или другими средствами оказывать воздействие на суд в пользу какого-либо участвующего в деле лица. При этом следует иметь в виду, что в соответствии со статьей 26 Конституции и статьей 10 Закона «О судах» каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
См. последующую редакцию.
7. Принцип независимости дает судам право и требует от них справедливого судебного разбирательства и соблюдения прав сторон.
В соответствии с принципом состязательности производства в суде, закрепленным в процессуальном законодательстве, прокурор является стороной в судебном процессе и пользуется равными правами с другими сторонами процесса.
8. Обратить внимание судов, что важнейшей гарантией независимости судей, их беспристрастности и объективности является тайна совещания судей и запрещения требовать ее разглашения.
Обсуждение дел судьей с представителями сторон, равно другими лицами вызывает сомнение в беспристрастности судьи и поэтому является недопустимым. Судья участвует в обсуждении дела только в совещательной комнате. Судья также не вправе давать советы и высказывать мнение кому бы то ни было по поводу разрешения конкретного дела, поскольку в дальнейшем это дело может оказаться в его юрисдикции.
9. Разъяснить, что районные, городские, областные, военные, хозяйственные суды Республики и Верховный суд Республики Каракалпакстан подчинены вышестоящим судам только процессуально.
Судьи районных, городских, областных военных, хозяйственных судов подчинены председателям и заместителям председателей этих судов, а судьи Верховного суда и Высшего хозяйственного суда соответственно — Председателю Верховного суда и его заместителям, председателю Высшего хозяйственного суда и его заместителям только по вопросам организации работы.
См. последующую редакцию.
Указанные должностные лица не имеют права давать рекомендации судьям по судебным делам, наказывать судей в дисциплинарном порядке.
Судьи общих судов в соответствии с законом имеют право обжалования решений квалификационных коллегий в Высшую квалификационную коллегию, а поэтому пока решение квалификационной коллегии не вступило в законную силу судью нельзя признать наказанным в дисциплинарном порядке.
См. последующую редакцию.
Судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности только в том случае, если им было допущено преднамеренное нарушение закона либо недобросовестность, повлекшая существенные последствия. Оценку этим обстоятельствам может дать только квалификационная коллегия судей.
См. предыдущую редакцию.
10. Работу по формированию резерва и отбора кандидатов, впервые назначаемых на должности судей, рекомендации судей на новый срок полномочий и другие должности судьи осуществляет Высшая квалификационная комиссия по отбору и рекомендации на должности судей при Президенте Республики Узбекистан.
(пункт 10 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 3 октября 2014 года № 18/267)
См. последующую редакцию.
См. предыдущую редакцию.
11. Закон запрещает судьям быть сенаторами, депутатами представительных органов государственной власти, состоять членами политических партий, участвовать в политических движениях, а также заниматься какими-либо другими видами оплачиваемой деятельности, кроме научной и педагогической. Вместе с тем, судьи могут объединяться в ассоциации.
(пункт 11 в редакции постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан и Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 3 октября 2014 года № 18/267)
См. последующую редакцию.
12. Важной гарантией независимости суда является неприкосновенность судей, которая в соответствии с законом распространяется на его жилище, служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему вещи и документы.
Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Узбекистан. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности или взят под стражу без согласия Пленума Верховного суда или Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан.
См. последующую редакцию.
См. последующую редакцию.
13. При рассмотрении дел и материалов судей должны неукоснительно соблюдать принцип статьи 53 Конституции о том, что государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетности прав потребителя, равноправие и правовую защиту всех форм собственности. Следует иметь в виду, что частная собственность, наряду с другими формами собственности, неприкосновенна и защищается государством. Поэтому при рассмотрении дел суды должны выяснять, насколько государственные органы и должностные лица соблюдают права собственника, должным образом реагировать на факты необоснованных проверок, ревизий и т. д. и принимать меры к тому, чтобы причиненный в результате таких незаконных действий ущерб собственнику возмещался государственным органом или виновными должностными лицами.
См. последующую редакцию.
14. Судебная власть должна базироваться на общечеловеческих принципах, согласно которым высший ценностью является человек, его жизнь, свобода, честь и достоинство.
Исходя из этого, суды обязаны по каждому делу обеспечить соблюдение законности и прав граждан и реагировать на каждый факт их нарушения. Неукоснительно должны соблюдаться все судебные процедуры, включая право каждого на защиту. Надлежащую оценку должен получать каждый случай необоснованного привлечения граждан к уголовной ответственности, незаконного ареста и содержания под стражей, применения или угрозы применения физического или психического насилия.
Разъяснить, чтобы любые доказательства, полученные с применением противозаконных методов, не имеют юридической силы.
В тоже время суды должны строго соблюдать принцип неотвратимости наказания, применять всю силу закона в отношении опасных преступников.
См. последующую редакцию.
15. Осуществление судебной власти и полномочий судьи невозможно без соблюдения судьей высоких этических норм, формирующих его ответственность за порученное дело, авторитет и уважение к суду.
Судья обязан поддерживать честь и независимость судебной власти, быть честным и беспристрастным, строго соблюдать закон и уважать права граждан, избегать любых предосудительных поступков или поступков, которые могут показаться таковыми, избегать использование авторитета своей судейской должности в личных интересах или интересах других лиц, поддерживать свою профессиональную компетентность в области права, проявлять терпение, собственное достоинство к сторонам в судебном процессе, придерживаться высоких моральных устоев в личной жизни.