Комментарий LexUz
Настоящее постановление утратило силу в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 10 января 2019 года № УП-5620 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых актов Президента Республики Узбекистан».
Отметить, что в республике сформирована необходимая законодательно-правовая база для осуществления аудиторской деятельности, созданы действенные экономические стимулы и налоговые льготы и преференции для ее активного развития, существенно упрощена и либерализована система выдачи лицензий.
В то же время практические меры по организации деятельности аудиторских организаций внедряются медленно и не всегда качественно, не удовлетворяет возросшим требованиям состояние дел в системе аудита, который еще не стал действенным инструментом реальной оценки эффективности бизнеса. Аудиторские проверки зачастую проводятся формально и на низком профессиональном уровне, сама система аудита еще не пользуется должным доверием на финансовом рынке.
В соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности» и в целях дальнейшего развития системы независимого аудита, повышения качества аудиторских услуг, внедрения эффективных методов регулирования деятельности аудиторских организаций, усиления их ответственности за результаты и объективность аудиторских проверок, повышения на этой основе доверия к ним со стороны предпринимательских структур:
1. Считать неудовлетворительным исполнение Министерством финансов Республики Узбекистан функций, возложенных на него постановлением Кабинета Министров от 22 сентября 2000 года № 365, как специально уполномоченного государственного органа по лицензированию аудиторской деятельности.
Действующим аудиторским организациям в срок до 1 января 2008 года обеспечить доведение размеров уставного капитала и исполнение обязательных требований по организации деятельности и лицензионным условиям, установленным в утвержденном настоящим постановлением Положении об аудиторских организациях.
провести в установленном порядке перерегистрацию и выдачу лицензий на осуществление аудиторской деятельности действующим аудиторским организациям, полностью отвечающим требованиям и условиям Положения об аудиторских организациях;
совместно с Государственным налоговым комитетом принять меры по прекращению в установленном порядке деятельности и аннулированию лицензий аудиторских организаций, не отвечающих требованиям Положения об аудиторских организациях.
4. Министерству экономики, Министерству финансов, Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан в месячный срок внести в Кабинет Министров предложения по созданию в экономических вузах страны специализированных групп, расширению контингента и повышению качества подготовки высококвалифицированных специалистов аудиторов, регулярному повышению их квалификации.
5. Министерству юстиции совместно с Министерством финансов Республики Узбекистан, другими министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения о повышении ответственности аудиторов и аудиторских организаций перед заказчиками аудиторских проверок, хозяйствующими субъектами и другими пользователями финансовой отчетности за причинение им ущерба вследствие составления аудиторского заключения, содержащего неправильный вывод о финансовой отчетности и иной финансовой информации хозяйствующего субъекта.
6. Министерству финансов Республики Узбекистан совместно с заинтересованными структурами в месячный срок разработать и утвердить Положение об аттестации руководителей аудиторских организаций.
7. Министерству юстиции Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в месячный срок:
внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления;
обеспечить приведение нормативных актов министерств и ведомств в соответствие с настоящим постановлением.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Р.С. Азимова.
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности» и определяет статус, задачи, обязанности, права и ответственность аудиторских организаций.
См. предыдущую редакцию.
2. Аудиторские организации в своей деятельности руководствуются Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, постановлениями палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, указами, постановлениями и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, стандартами аудиторской деятельности, другими нормативно-правовыми актами, а также настоящим Положением.
(пункт 2 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2014 года № ПП-2225 — СЗ РУ, 2014 г., № 35, ст. 444)
самостоятельность в выборе приемов и методов работы аудиторских организаций, осуществляющих аудиторские проверки;
4. Аудиторская организация является юридическим лицом, имеющим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, печать со своим наименованием, самостоятельный баланс, счета в банках.
защита прав собственников, акционеров, инвесторов, кредиторов и других пользователей финансовой отчетности;
разработка конструктивных предложений по повышению эффективности деятельности хозяйствующих субъектов.
См. предыдущую редакцию.
6. Аудиторские организации в соответствии с возложенными на них задачами проводят аудиторские проверки достоверности и соответствия финансовой отчетности и связанной с ней финансовой информации законодательству о бухгалтерском учете, а также оказывают профессиональные услуги.
(абзац первый пункта 6 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2014 года № ПП-2225 — СЗ РУ, 2014 г., № 35, ст. 444)
При анализе и оценке эффективности деятельности хозяйствующих субъектов аудиторские организации исходят, прежде всего, из критериев доходности (рентабельности), уровня использования капитала, финансовой устойчивости, платежеспособности и уровня самофинансирования, деловой активности.
проводить предварительное ознакомление с учредительными документами и документами бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта для принятия решения о проведении аудиторской проверки;
получать при проведении аудиторской проверки в полном объеме документацию хозяйствующего субъекта, связанную с осуществлением им финансово-хозяйственной деятельности, а также проверять фактическое наличие любого имущества и фактическое состояние любых обязательств, учтенных в этой документации;
получать устные и письменные разъяснения от материально-ответственных лиц хозяйствующего субъекта по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;
отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредставления хозяйствующим субъектом всей информации, необходимой для составления достоверного аудиторского заключения;
привлекать в установленном порядке к участию в проведении аудиторской проверки аудиторов и иных специалистов;
См. предыдущую редакцию.
оказывать хозяйствующему субъекту в период, охватываемый аудиторской проверкой, профессиональные услуги, за исключением постановки, восстановления, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности и осуществления функций ревизионной комиссии (ревизора) хозяйствующего субъекта;
(абзац девятый пункта 7 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2014 года № ПП-2225 — СЗ РУ, 2014 г., № 35, ст. 444)
См. предыдущую редакцию.
применять международные стандарты аудита при проведении аудиторской проверки в соответствии с договором об оказании аудиторских услуг;
(пункт 7 дополнен абзацем одинадцатым постановлением Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2014 года № ПП-2225 — СЗ РУ, 2014 г., № 35, ст. 444)
соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности лицензионные требования и условия, установленные законодательством;
предъявлять по требованию заказчика перед заключением договора на проведение аудиторской проверки соответствующую лицензию на осуществление аудиторской деятельности, квалификационный сертификат аудитора (аудиторов);
представлять по запросу хозяйствующего субъекта информацию о требованиях законодательства по проведению аудиторской проверки, о правовых нормах, на которых основываются замечания аудитора;
отражать в аудиторском отчете факты нарушений законности финансово-хозяйственных операций и предложения по их устранению;
См. предыдущую редакцию.
обеспечивать хранение в аудиторской организации экземпляров аудиторских заключений и отчетов не менее пяти лет;
(абзац седьмой пункта 8 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2014 года № ПП-2225 — СЗ РУ, 2014 г., № 35, ст. 444)
в случае обнаружения фактов, явно свидетельствующих о причинении хозяйствующему субъекту убытков его должностными лицами и другими работниками, сообщать об этом руководству (собственнику) хозяйствующего субъекта и делать соответствующую запись в аудиторском отчете. В необходимых случаях требовать созыва общего собрания участников (акционеров) в порядке, установленном законодательством, для доведения до них результатов аудиторской проверки;
См. предыдущую редакцию.
(абзац девятый пункта 8 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2014 года № ПП-2225 — СЗ РУ, 2014 г., № 35, ст. 444)
См. предыдущую редакцию.
по запросу республиканского общественного объединения аудиторов представлять информацию для обязательной рейтинговой оценки аудиторских организаций.
(абзац десятый пункта 8 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2014 года № ПП-2225 — СЗ РУ, 2014 г., № 35, ст. 444)
См. предыдущую редакцию.
(пункт 8 дополнен абзацем одинадцатым постановлением Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2014 года № ПП-2225 — СЗ РУ, 2014 г., № 35, ст. 444)
9. Аудиторы могут принимать участие в качестве специалистов для проведения различных проверок по поручениям контролирующих или правоохранительных органов только на основании договоров, заключенных между аудиторской организацией и контролирующими или правоохранительными органами.
См. предыдущую редакцию.
10. Аудиторские организации могут создаваться и осуществлять свою деятельность в любой организационно-правовой форме, за исключением акционерного общества, при этом не менее 51 процента уставного капитала должно принадлежать одному или нескольким штатным аудиторам данной аудиторской организации. Аудитор может быть учредителем (участником) только одной аудиторской организации, в которой он работает.
(пункт 10 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2014 года № ПП-2225 — СЗ РУ, 2014 г., № 35, ст. 444)
См. предыдущую редакцию.
11. Руководителем аудиторской организации должен быть только аудитор, для которого данная аудиторская организация является основным местом работы.
(абзац первый пункта 11 исключен постановлением Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2014 года № ПП-2225 — СЗ РУ, 2014 г., № 35, ст. 444)
Руководитель, не прошедший аттестацию, не вправе осуществлять деятельность в качестве руководителя аудиторской организации в течение двух лет.
только инициативные аудиторские проверки, должны иметь уставный капитал не менее 1500-кратного размера минимальной заработной платы и не менее 2 штатных аудиторов;
См. предыдущую редакцию.
инициативные и обязательные аудиторские проверки хозяйствующих субъектов, за исключением акционерных обществ, банков и страховых организаций, должны иметь уставный капитал не менее 3000-кратного размера минимальной заработной платы и не менее 4 штатных аудиторов, из которых не менее одного аудитора — с наличием международного сертификата бухгалтера;
(абзац третий пункта 12 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2014 года № ПП-2225 — СЗ РУ, 2014 г., № 35, ст. 444)
аудиторские проверки всех хозяйствующих субъектов должны иметь уставный капитал не менее 5000-кратного размера минимальной заработной платы и не менее 6 штатных аудиторов, из которых не менее двух аудиторов — с наличием международного сертификата бухгалтера.
См. предыдущую редакцию.
Требование настоящего пункта к аудиторской организации о наличии минимального количества штатных аудиторов предусматривает полную укомплектованность установленного минимального количества аудиторских штатов аудиторами, для которых данная аудиторская организация является основным местом работы.
Не менее пятидесяти процентов уставного капитала аудиторской организации формируется из денежных средств учредителей (участников), а оставшаяся часть — материальными ценностями, непосредственно используемыми при осуществлении деятельности аудиторской организации.
(пункт 12 дополнен абзацами пятым-шестым постановлением Президента Республики Узбекистан от 2 июля 2008 года № ПП-907 — СЗ РУ, 2008 г., № 28, ст. 264)
13. Аудиторские организации в форме частного предприятия создаются в соответствии с требованиями законов Республики Узбекистан «О частном предприятии», «Об аудиторской деятельности» и настоящего Положения.
14. Аудиторские организации в форме общества с ограниченной ответственностью создаются в соответствии с требованиями законов Республики Узбекистан «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», «Об аудиторской деятельности» и настоящего Положения.
См. предыдущую редакцию.
(пункт 15 утратил силу постановлением Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2014 года № ПП-2225 — СЗ РУ, 2014 г., № 35, ст. 444)
См. предыдущую редакцию.
(абзац первый пункта 16 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 15 января 2018 года № УП-5302)
См. предыдущую редакцию.
Фирменное наименование аудиторской организации должно содержать словосочетание «аудиторская организация» и не должно содержать обозначений, тождественных или сходных до степени их смешения с фирменными наименованиями других аудиторских организаций. Юридическое лицо, не являющееся аудиторской организацией, не вправе использовать в своем наименовании словосочетание «аудиторская организация».
(пункт 16 дополнен абзацем постановлением Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2014 года № ПП-2225 — СЗ РУ, 2014 г., № 35, ст. 444)
См. предыдущую редакцию.
17. Аудиторские организации осуществляют аудиторскую деятельность на основании заключенного договора об оказании аудиторских услуг. Договор об оказании аудиторских услуг заключается только при наличии полиса страхования ответственности аудиторской организации.
(пункт 17 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2014 года № ПП-2225 — СЗ РУ, 2014 г., № 35, ст. 444)
18. Аудиторские организации не вправе проводить аудиторские проверки одного и того же хозяйствующего субъекта более трех лет подряд.
19. Аудиторские организации привлекают к проведению аудиторской проверки штатных аудиторов или аудиторов, с которыми аудиторской организацией заключен договор гражданско-правового характера.
Аудитор в соответствии с законодательством несет перед аудиторской организацией ответственность за ущерб, причиненный в результате проведения некачественной аудиторской проверки, разглашения коммерческой тайны и иных действий, повлекших убытки для аудиторской организации.
Аудиторы, действие квалификационных сертификатов которых аннулировано или прекращено за допущенные нарушения, не допускаются к сдаче квалификационных экзаменов для повторного получения квалификационного сертификата аудитора в течение трех лет с момента его аннулирования или прекращения действия.
20. В случае прекращения действия лицензии аудиторской организации за допущенные нарушения действие квалификационного сертификата руководителя данной аудиторской организации также прекращается с даты принятия решения о прекращении действия лицензии. Прекращается также действие квалификационного сертификата того аудитора, которым допущены нарушения, повлекшие за собой прекращение действия лицензии аудиторской организации.
См. предыдущую редакцию.
соблюдение Закона Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности», требований стандартов аудиторской деятельности, а также иных актов законодательства;
наличие при получении лицензии и осуществлении аудиторской деятельности полностью сформированного уставного капитала в порядке, предусмотренном настоящим Положением;
в соответствии с видом лицензии наличие у аудиторов, состоящих в штате, международного сертификата бухгалтера;
назначение на должность руководителя аудиторской организации только аудитора, для которого данная аудиторская организация является основным местом работы;
прохождение руководителем аудиторской организации один раз в три года аттестации в Министерстве финансов Республики Узбекистан;
составление аудиторского отчета и аудиторского заключения в соответствии со стандартами аудиторской деятельности;
уведомление Министерства финансов Республики Узбекистан в 10-дневный срок об изменении своего почтового адреса;
представление один раз в год в Министерство финансов Республики Узбекистан по установленной форме сведений об аудиторской деятельности, а также по требованию Министерства финансов Республики Узбекистан иной информации, связанной с осуществлением аудиторской деятельности;
извещение Министерства финансов Республики Узбекистан в 5-дневный срок о смене руководителя аудиторской организации и (или) изменении состава аудиторов;
(пункт 21 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2014 года № ПП-2225 — СЗ РУ, 2014 г., № 35, ст. 444)
22. К однократному грубому нарушению лицензионных требований, дающему основание для прекращения действия лицензии аудиторской организации, относятся:
разглашение без разрешения заказчика аудиторской проверки конфиденциальной информации, полученной при проведении аудиторской проверки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
См. предыдущую редакцию.
отсутствие полиса страхования ответственности аудиторской организации при осуществлении аудиторской деятельности;
(абзац седьмой пункта 22 в редакции постановления Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2014 года № ПП-2225 — СЗ РУ, 2014 г., № 35, ст. 444)
уклонение от проверок Министерством финансов Республики Узбекистан соблюдения лицензионных требований и условий.
23. К однократному грубому нарушению требований законодательства при осуществлении аудиторской деятельности, дающему основание для прекращения действия квалификационного сертификата аудитора, относятся:
разглашение без разрешения заказчика аудиторской проверки конфиденциальной информации, полученной при проведении аудиторской проверки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
сокрытие аудитором фактов нарушений хозяйствующим субъектом установленных требований по ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности, выявленных при проведении аудиторской проверки;
установление факта передачи квалификационного сертификата аудитора другому лицу в целях использования последним этого документа для участия в аудиторской деятельности от своего имени;
участие аудитора в качестве специалиста для проведения различных проверок по поручениям контролирующих или правоохранительных органов без соответствующего разрешения (приказа) аудиторской организации, в штате которой он состоит.
24. Систематическое нарушение аудитором требований ежегодного повышения квалификации является основанием для прекращения действия квалификационного сертификата аудитора.
25. Аудиторские организации несут ответственность, предусмотренную законодательством, перед заказчиками аудиторской проверки, хозяйствующим субъектом и другими пользователями, в том числе коммерческими банками, финансовыми структурами и инвесторами финансовой отчетности за причинение им ущерба вследствие составления аудиторского заключения, содержащего неправильный вывод о финансовой отчетности и иной финансовой информации хозяйствующего субъекта.
26. Убытки, включая упущенную выгоду, причиненные хозяйствующему субъекту и (или) заказчику аудиторской проверки в результате некачественного или ненадлежащего проведения аудиторской проверки, подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством.
27. Аудиторские организации ведут бухгалтерский учет и отчетность в установленном законодательством порядке.
28. Проверки соблюдения аудиторскими организациями лицензионных требований и условий осуществляются Министерством финансов Республики Узбекистан не реже одного раза в три года.
29. Реорганизация и ликвидация аудиторских организаций осуществляется в порядке, установленном законодательством.