Комментарий LexUz
Настоящий Закон утратил силу cогласно пункта 3 постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 30 апреля 1998 г. № 610-I «О введении в действие Закона Республики Узбекистан «Об иностранных инвестициях».
Настоящий Закон определяет правовые, организационно-экономические основы и порядок осуществления иностранных инвестиций на территории Республики Узбекистан. Закон обеспечивает гарантии эффективной деятельности иностранных инвесторов, направлен на привлечение и рациональное использование иностранных финансовых, материальных, интеллектуальных и других ресурсов, современной зарубежной технологии и управленческого опыта с целью содействия развитию экономики Республики Узбекистан, ее интеграции в мировую экономическую систему.
Иностранными инвестициями являются все виды имущественных ценностей и прав на них, а также прав на интеллектуальную собственность, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода).
Никакое изменение формы, в которой первоначально или повторно осуществляется вложение ценностей, не приводит к изменению их квалификации в качестве инвестиции.
долевого участия в хозяйственных обществах и товариществах, банках, страховых организациях и других предприятиях, созданных совместно с юридическими и физическими лицами Республики Узбекистан;
создания хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, полностью принадлежащих инвесторам;
См. предыдущую редакцию.
приобретения самостоятельно или с участием юридических и физических лиц имущественных прав, включая права собственности на объекты торговли с сферы обслуживания, а также, жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены владения и пользования землей (в том числе на основе аренды) и природными ресурсами.
(абзац пятый статьи 3 в редакции Закона Республики Узбекистан от 6 мая 1995 г., № 70-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1995 г., № 6, ст. 118)
См. предыдущую редакцию.
Под предприятиями с иностранными инвестициями на территории Республики Узбекистан понимаются предприятия, в которых иностранные инвестиции составляют не менее 30 процентов акций (долей, паев) или уставного фонда. Они действуют в любых организационно-правовых формах, не противоречащих законодательству Республики Узбекистан.
(часть первая статьи 4 в редакции Закона Республики Узбекистан от 30 августа 1997 г., № 485-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1997 г., № 9, ст. 241)
Предприятие с иностранными инвестициями может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранными инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью, в том числе в ходе процесса приватизации.
См. предыдущую редакцию.
Одним из участников предприятия с иностранными инвестициями обязательно является иностранное юридическое лицо.
(статья 4 дополнена частью третьей в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 30 августа 1997 г., № 485-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1997 г., № 9, ст. 241)
См. предыдущую редакцию.
Предприятие с иностранными инвестициями подлежит регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан и приобретает права юридического лица с момента регистрации.
(часть третья статьи 4 в редакции Закона Республики Узбекистан от 6 мая 1995 г., № 70-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1995 г., № 6, ст. 118)
Предприятие с иностранными инвестициями может создавать на территории Республики Узбекистан дочерние предприятия, филиалы с правами юридического лица, а также представительства и другие обособленные подразделения, не являющиеся юридическими лицами, с соблюдением требований настоящего Закона.
За пределами Республики Узбекистан могут быть созданы филиалы, представительства и другие обособленные подразделения предприятий с иностранными инвестициями.
Предприятия с иностранными инвестициями в соответствии с законодательством Республики Узбекистан могут на добровольных началах создавать на территории Республики Узбекистан хозяйственные ассоциации, концерны, консорциумы и другие объединения.
Иностранные инвестиции в Республике Узбекистан обеспечиваются государственно-правовой защитой. Правовой режим иностранных инвестиций не может быть менее благоприятным, чем соответствующий режим для аналогичных юридических и физических лиц Республики Узбекистан.
Для иностранных инвесторов, направляющих инвестиции в приоритетные отрасли экономики и регионы, законодательством Республики Узбекистан могут устанавливаться дополнительные льготы.
Иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями могут осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательными актами Республики Узбекистан и отвечающие целям, предусмотренным в уставах таких предприятий.
Для осуществления видов деятельности, которые в соответствии с законодательными актами Республики Узбекистан подлежат лицензированию, иностранный инвестор обязан получить лицензию в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Иностранный инвестор самостоятельно определяет объемы, виды и направления осуществляемых инвестиций и по своему усмотрению привлекает юридических и физических лиц для реализации инвестиций.
Иностранный инвестор вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций, включая реинвестиции и торговые операции на территории Республики Узбекистан и за ее пределами в соответствии с нормами международного права и законодательством Республики Узбекистан.
По решению иностранного инвестора права владения, пользования, распоряжения инвестициями, их результатами могут быть переданы другим юридическим и физическим лицам в установленном законодательством Республики Узбекистан порядке. Взаимоотношения сторон при передаче прав регулируются ими на основе договоров.
См. предыдущую редакцию.
Иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями могут приобретать земельные участки в случаях и на условиях, предусмотренных законодательством.
(часть четвертая статьи 9 в редакции Закона Республики Узбекистан от 6 мая 1995 г., № 70-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1995 г., № 6, ст. 118)
уплачивать налоги и производить иные платежи в соответствии с законодательством Республики Узбекистан;
получать заключения экспертизы инвестиционных проектов в части соблюдения санитарно-гигиенических, экологических и иных требований, вытекающих из законодательства Республики Узбекистан.
Республика Узбекистан гарантирует защиту прав иностранных инвесторов при осуществлении инвестиционной деятельности на территории республики в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
В случае, если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвестициям в течение не более десяти лет применяется законодательство, действовавшее на момент осуществления инвестиций. Это требование не распространяется на изменение законодательства, касающегося обеспечения обороны, национальной безопасности и общественного порядка, охраны окружающей среды.
В случае принятия государственными органами Республики Узбекистан нормативных актов, ущемляющих права иностранных инвесторов, причиненные убытки возмещаются этими органами в судебном порядке.
Государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность иностранных инвесторов, осуществляемую в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
Иностранные инвестиции не подлежат реквизиции, за исключением случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий. Решение о реквизиции принимается Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Выплачиваемая в этих случаях иностранному инвестору компенсация должна быть адекватной нанесенному ущербу.
Иностранным инвесторам гарантируется перевод за границу их прибыли и иных средств в иностранной валюте, полученных в результате законной деятельности, без каких-либо ограничений.
Прибыль иностранных инвесторов, полученная в Республике Узбекистан, может реинвестироваться на территории республики или использоваться иным образом по усмотрению собственника. Иностранные инвесторы могут иметь счета в любой валюте без ограничения в банках республики.
Иностранные инвесторы могут использовать средства в национальной денежной единице на их счетах для приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
Страховая защита иностранных инвестиций в Республике Узбекистан обеспечивается системой страхования, включающей в себя Национальную страховую компанию Республики Узбекистан, являющуюся официальным государственным страховым агентом, и совместные страховые компании с участием иностранных страховых организаций.
Страховые организации, осуществляющие страхование иностранных инвестиций, не отвечают по обязательствам Республики Узбекистан. Республика Узбекистан не отвечает по обязательствам страховых организаций, кроме случаев, оговоренных в соглашении сторон.
экспроприации собственности, а также любых законодательных и административных мер, ведущих к изъятию собственности, потере контроля над ней или доходами, получаемыми от нее, кроме недискриминационных мер общего применения, вводимых страной в целях регулирования экономической деятельности на своей территории;
введения властями страны ограничений на конвертацию национальной валюты в другие валюты и перевод ее за пределы страны;
введения новых законоположений, имеющих дискриминационный характер в отношении отдельных групп инвесторов;
Страховая защита деятельности иностранных инвесторов обеспечивается активами страховых организаций, часть которых может помещаться в зарубежных банках и гарантирует иностранным инвесторам всестороннюю защиту их инвестиций.
Все расходы предприятий с иностранными инвестициями в иностранной валюте должны обеспечиваться за счет их собственных валютных поступлений, а также других разрешенных законодательством Республики Узбекистан источников получения иностранной валюты. Их валютная самоокупаемость может быть обеспечена также в рамках создаваемых объединений, консорциумов и других организационных структур.
Предприятие с иностранными инвестициями вправе без лицензии экспортировать продукцию собственного производства и импортировать продукцию для собственных производственных нужд в соответствии с законодательством Республики Узбекистан. Перечень продукции собственного производства, поставляемой на экспорт, и продукции, импортируемой предприятиями для собственных нужд, устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Валютные поступления от экспорта продукции собственного производства после уплаты установленных налогов и иных платежей остаются полностью в собственности предприятия.
Имущество, ввозимое в Республику Узбекистан для собственных производственных нужд и для личных нужд иностранных работников предприятий с иностранными инвестициями, освобождается от оплаты таможенной пошлины.
Предприятия с иностранными инвестициями, а также иностранные инвесторы уплачивают налоги и иные платежи в соответствии с законодательством Республики Узбекистан.
Контроль за соблюдением предприятиями с иностранными инвестициями требований действующего законодательства Республики Узбекистан осуществляют налоговые и другие государственные органы со специальными функциями контроля в пределах их полномочий.
Предприятия предоставляют этим органам необходимую для контроля информацию о своей деятельности. Контролирующий орган обязан обеспечить сохранность коммерческой тайны. Разглашение коммерческой тайны преследуется по закону.
Предприятие с иностранными инвестициями осуществляет учет и отчетность в порядке, установленном действующим законодательством Республики Узбекистан.
Имущество предприятия с иностранными инвестициями может использоваться им в качестве обеспечения по всем видам его обязательств, включая привлечение заемных средств. В качестве обеспечения могут выступать его право собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, а также жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены имущественные права на здания, сооружения, оборудование, а также другие имущественные права, за исключением права владения и пользования землей и другими природными ресурсами.
(статья 22 в редакции Закона Республики Узбекистан от 6 мая 1995 г., № 70-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1995 г., № 6, ст. 118)
Предприятия с иностранными инвестициями заключают со своими работниками договоры в отношении объектов интеллектуальной собственности, создаваемых в соответствии с заданиями, подтвержденными документацией предприятия.
Патентование изобретений и внедрение промышленных образцов предприятиями с иностранными инвестициями производятся в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.
Трудовые отношения работников предприятий с иностранными инвестициями регулируются законодательством Республики Узбекистан.
В состав рабочих и служащих предприятия с иностранными инвестициями, его администрации, членов наблюдательного совета могут входить иностранные граждане.
Вопросы оплаты труда, предоставления отпусков, пенсионного обеспечения иностранных работников предприятия с иностранными инвестициями должны решаться в индивидуальных трудовых договорах (контрактах) с каждым из них. Заработная плата этих работников и иные доходы, полученные законным путем, могут переводиться ими в другие государства без каких-либо ограничений.
Социальное страхование работников предприятия с иностранными инвестициями и их социальное обеспечение (за исключением пенсионного обеспечения иностранных работников) регулируются законодательством Республики Узбекистан.
Предприятие с иностранными инвестициями перечисляет средства на пенсионное обеспечение иностранных работников в соответствующие фонды стран их постоянного местожительства в валюте.
Предприятие с иностранными инвестициями производит отчисления по государственному социальному страхованию работников Республики Узбекистан и иностранных работников и отчисления на пенсионное обеспечение работников Республики Узбекистан в соответствии с действующим законодательством.
Предприятия с иностранными инвестициями самостоятельно устанавливают перечень, порядок образования и использования фондов предприятия.
Предприятие с иностранными инвестициями может быть реорганизовано или ликвидировано самостоятельно в порядке, предусмотренном законодательством Республики Узбекистан.
См. предыдущую редакцию.
Считать предприятия с иностранными инвестициями, не сформировавшие в установленном порядке в течение одного года с даты государственной регистрации свой уставный фонд в размерах, предусмотренных учредительными документами, как несостоявшиеся.
(статья 28 дополнена частью второй в соответствии с Законом Республики Узбекистан от 30 августа 1997 г., № 485-I — Ведомости Олий Мажлиса, 1997 г., № 9, ст. 241)
Активы предприятия с иностранными инвестициями при его ликвидации подлежат налогообложению по их реальной стоимости. Оставшаяся часть распределяется между участниками предприятия с иностранными инвестициями пропорционально их доле в имуществе предприятия, если иное не предусмотрено учредительными документами.
При реорганизации и ликвидации предприятия с иностранными инвестициями увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством.
Иностранный инвестор в случае выхода из предприятия с иностранными инвестициями или ликвидации этого предприятия получает право на возврат своей доли в имуществе предприятия в денежной или товарной форме в соответствии с рыночной стоимостью. При этом другим участникам предоставляется право приобретения доли иностранного участника, выходящего из предприятия с иностранными инвестициями.
Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями может предоставляться земля в аренду на срок, предусмотренный условиями договора.
При переходе права собственности на строения и сооружения вместе с этими объектами переходит и право пользования земельным участком в порядке и на условиях, устанавливаемых законодательством Республики Узбекистан.
Сдача имущества в аренду иностранным инвесторам осуществляется арендодателем на основании договоров и в соответствии с законодательством.
Предоставление иностранным инвесторам концессии на разведку, разработку и эксплуатацию природных ресурсов и ведение иной хозяйственной деятельности производится на основе концессионных договоров, заключаемых иностранными инвесторами с уполномоченными органами государственного управления Республики Узбекистан в порядке, определяемом законодательством.
Концессии допускаются во всех сферах и видах деятельности, если они не запрещены законодательством Республики Узбекистан и отвечают целям заключаемых концессионных договоров.
Споры между иностранными инвесторами и государственными органами Республики Узбекистан подлежат рассмотрению в судах Республики Узбекистан, если иное не предусмотрено международными договорами и соглашениями Республики Узбекистан.
Споры иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями с предприятиями, общественными организациями и другими юридическими и физическими лицами Республики Узбекистан, споры между инвесторами и предприятиями с иностранными инвестициями по вопросам, связанным с их деятельностью, подлежат рассмотрению в хозяйственных судах Республики Узбекистан, а также по договоренности сторон — в порядке арбитражного и третейского разбирательства за границей.
Если международными договорами или соглашениями Республики Узбекистан установлены иные положения, чем предусмотренные законодательством Республики Узбекистан об иностранных инвестициях, то применяются положения международного договора или соглашения.